СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету "Живопись" ДШИ

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебный предмет «Живопись» направлен на: - выявление одаренных детей в области изобразительного искусства в раннем детском возрасте; - создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей; - приобретение детьми знаний, умений и навыков по выполнению живописных работ.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету "Живопись" ДШИ»


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ


Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Детская школа искусств п.Любохна»

Дятьковского района Брянской области



Рассмотрено

Методическим советом

протокол №

« » 2020г.


Согласовано

Педагогическим советом

протокол №

« » 2020г


Утверждаю

Директор ДШИ п.Любохна _______ Н.М.Боровская Приказ № ___

от «___»сентября 2020г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету «ЖИВОПИСЬ»

дополнительной предпрофессиональной

общеобразовательной программы в области

изобразительного искусства

«Декоративно-прикладное творчество»



Составитель:

Кулагина Екатерина Алексеевна

преподаватель отделения ИЗО



п.Любохна

2020 г.




Структура программы учебного предмета


I.

Пояснительная записка



1.1.

Характеристика учебного предмета



его место и роль в образовательном процессе



1.2.

Срок реализации учебного предмета



1.3.

Сведения о затратах учебного времени и графике промежуточной




аттестации




1.4.

Форма проведения учебных занятий



1.5.

Цель и задачи учебного предмета



1.6.

Обоснование структуры программы учебного предмета



1.7.

Педагогические технологии, методы и принципы обучения



1.8.

Описание материально-технических условий реализации учебного предмета


II. Учебно-тематический план и содержание учебного предмета



2.1. Годовые требования по годам обучения


III. Требования к уровню подготовки учащихся


IV. Формы и методы контроля, система оценок



4.1.

Аттестация: цели, виды, форма, содержание



4.2.

Требования к аттестации



4.3.

Критерии оценок


V.

Методическое обеспечение учебного процесса



5.1.

Методические рекомендации преподавателям



5.2.

Рекомендации по организации самостоятельной работы учащихся



5.3.

Список литературы для преподавателя



5.4.

Список литературы для учащихся



5.5.

Средства обучения


VI. Список литературы


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.


Образовательная программа по предмету «Живопись» рассчитана на процесс обучения в МБОУ ДО ДШИ п. Любохна детей с 11 лет в течение 4 лет с 4 класса по 8 класс на основном бюджетном отделении школы. Живопись является ведущей дисциплиной, тесно связанной с другими предметами, а именно рисунком и композицией. Задача курса состоит в том, чтобы научить детей видеть, понимать и изображать цветную трехмерную форму на двухмерной плоскости листа, используя при этом знания композиции, пластического построения формы, перспективы, распределения света и взаимное влияние цветов друг на друга, а также навыки живописных приемов изображения. Вся работа строится последовательно- от простого к более сложному, к более самостоятельному исполнению и к всё большей степени завершенности работы. При этом важно сочетать длительные постановки с краткосрочными, вводить обучение технике быстрого этюда для формирования легкости цветопередачи и четкости глаза. Все обучение ведется под контролем и руководством преподавателя и с учётом особенностей возраста и личности учащихся. Полученные знания оцениваются преподавательским составом школы в процессе просмотров (1 и 2 классы- каждую четверть, 3 и 4 –полугодие). Итогом обучения может быть выполнение дипломной работы по данному предмету, а также участие в различных выставках и конкурсах.


Условия реализации программы следующие:

- занятия должны проходить в специальных классах, соответствующих необходимым требованиям;

- продолжительность занятий и перерывов должна соответствовать нормам;

- классы должны быть оборудованы раковиной с водой, мольбертами, стульями, подиумами для постановок, предметным фондом (гипсы и проч.);

- в школе должен быть натюрмортный фонд.


Необходимый материал для работы:

1) Акварельная бумага (разных форматов);

2) Карандаши средней мягкости;

3) Акварельные краски;

4) Кнопки или малярный скотч;

5) Ластик и клячка;

6) Кисти;

7) При необходимости- гуашь, темпера, холст, грунтованный картон.



1.2. Срок реализации учебного предмета



Срок реализации учебного предмета «Живопись» составляет 5 лет – с четвертого по восьмой класс.

При реализации программы учебного предмета «Живопись» продолжительность учебных занятий с первого по пятые классы составляет 33 недели ежегодно.







1.3. Сведения о затратах учебного времени и графике промежуточной аттестации



Вид учебной



Затраты учебного времени,


Всего часов

работы,


график промежуточной аттестации



аттестации,









учебной нагрузки












Классы















4


5

6

7


8











Аудиторные









занятия (в часах)

99


99

99

99


99

495










самостоятельная













работа













(домашнее


66

66

99

99

99

429

практическое














задание, в часах)


























Вид



экзамен


экзамен


экзамен


экзамен




промежуточной

зачет


зачет

зачет

зачет

зачет



аттестации




(по полугодиям)





























Максимальная













учебная нагрузка


165

165

198

198

198

924

(в часах)


























Консультации


4

4

4

4

4

20

(в часах)



























1.4. Форма проведения учебных занятий



Занятия по предмету «Живопись» и проведение консультаций осуществляются в форме мелкогрупповых занятий (численностью от 4 до 10 человек). Продолжительность уроков – 40 минут.



Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.



Занятия подразделяются на аудиторные занятия и самостоятельную работу.



1.5. Цель и задачи учебного предмета



Цель учебного предмета:



Целью учебного предмета «Живопись» является художественно-эстетическое развитие личности учащегося на основе приобретенных им в процессе освоения программы учебного предмета художественно-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков, а также выявление одаренных детей в области изобразительного искусства и подготовка их к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства.


Задачи учебного предмета:


    • приобретение детьми знаний, умений и навыков по выполнению живописных работ,


  • том числе:


    • знаний свойств живописных материалов, их возможностей и эстетических качеств;


    • знаний разнообразных техник живописи;


    • знаний художественных и эстетических свойств цвета, основных закономерностей создания цветового строя

- умений видеть и передавать цветовые отношения в условиях пространственно-воздушной среды;


-умений изображать объекты предметного мира, пространство, фигуру человека;


-навыков в использовании основных техник и материалов;


-навыков последовательного ведения живописной работы;


-формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства;


-воспитание эстетической культуры восприятия прекрасного в жизни и в искусстве, формирование художественного вкуса на примере выдающихся произведений русского и зарубежного изобразительного искусства.



1.6. Обоснование структуры программы учебного предмета


Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты


работы преподавателя с учеником.


Программа содержит следующие разделы:


  • сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;


  • распределение учебного материала по годам обучения;


  • описание дидактических единиц учебного предмета;


  • требования к уровню подготовки учащихся;


  • формы и методы контроля, система оценок;


  • методическое обеспечение учебного процесса.


  • соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Учебно – тематический план, содержание учебного предмета».


1.7. Педагогические технологии, методы и принципы обучения


В проведении занятий используются формы индивидуальной работы, групповой работы и коллективного творчества.


Образовательный процесс также предусматривает следующие педагогические технологии:


 Традиционная (репродуктивная) технология обучения. Цель: передача знаний, умений и навыков.


Сущность: изучение нового - закрепление – контроль - оценка.


Механизм: объяснение в сочетании с наглядностью, воспроизведение изученного материала.


 Технология развивающего обучения. Цель: развитие личности и её способностей.

Сущность: ориентация учебного процесса на потенциальные возможности учащегося


  • их реализацию.


Механизм: вовлечение учащихся в различные виды деятельности.

Технология проблемного обучения.


Цель: развитие познавательной активности, творческой самостоятельности учащихся.


Сущность: последовательное и целенаправленное выдвижение перед учащимися познавательных задач, решая которые, учащиеся активно осваивают знание и опыт познавательной и творческой деятельности.


Механизм: поисковые методы (постановка и решение творческих задач).


Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:


  • словесный (объяснение, беседа, рассказ);


  • наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);


  • практический;


  • эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления). Данные методы работы в рамках предпрофессиональной образовательной программы


являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях изобразительного искусства.


Реализация программы базируется на следующих дидактических принципах:


  1. Принцип воспитывающего обучения.


  1. Принцип научности.


  1. Принцип наглядности.


  1. Принцип сознательности и активности.


  1. Принцип связи теории с практикой.


  1. Принцип прочности и усвоения знаний.


  1. Принцип систематичности и последовательности.


  1. Принцип доступности.


Принцип воспитывающего обучения способствует воспитанию гармонично-развитой, культурно-нравственной личности, прививает любовь к прекрасному.


Принцип научности предусматривает изучение законов линейной и воздушной перспективы, светотени, цветоведения, композиции и истории искусства.


Принцип наглядности подразумевает использование на уроках рисования с натуры таблиц, моделей, рисунков и живописных этюдов. В структуре урока используются последовательные задания и упражнения, определяющие теоретическое и практическое содержание, демонстрируются образцы реалистического рисунка и живописи.


Принцип сознательности и активности умение грамотно изображать окружающие предметы, объекты и явления, правдиво выявлять их особенности и свойства.


Принцип связи теории с практикой предполагает, что изучение научных проблем осуществляется в тесной связи с раскрытием важнейших путей их использования в жизни.


  • этом случае у учащихся вырабатывается подлинно научный взгляд на жизненные явления, формируется научное мировоззрение.


Принцип прочности и усвоения знаний приобретение знаний, практических навыков изобразительной грамоты и развитие творческих способностей


Принцип систематичности и последовательности обучения изобразительному искусству обусловлен, прежде всего, логикой изучаемого материала, его содержанием, «от простого к сложному». Учебный материал прочно усваивается, осознаётся, если каждое задание и упражнение логически обусловливается предыдущим.


Принцип доступности (принцип личностного подхода в обучении) соответствия обучения возрастным и индивидуальным особенностям (принцип личностного подхода в обучении) требует, чтобы содержание, формы и методы обучения соответствовали возрастным этапам и индивидуальному развитию учащихся. Уровень познавательных возможностей и личностного развития определяет организацию учебной деятельности. Важно учитывать особенности мышления, памяти, устойчивость внимания, темперамент, характер, интересы учащихся.


1.8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета


Условиями реализации программы являются наличие:


    • светлого просторного помещения;


    • необходимого оборудования: мольберты, подиумы для натюрмортов, софиты, компьютер, интерактивная доска;


шкафы и полки для хранения папок бумаги, творческих работ, натюрмортного фонда;


    • наглядных пособий в виде гипсовых слепков, предметов быта, драпировок;


    • таблиц и книг по живописи;


    • необходимых материалов: бумаги, карандашей различной твердости и мягкости, акварели, гуаши, акрила, кистей и т.д.





УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

4 КЛАСС (1 ГОД ОБУЧЕНИЯ)

№№ заданий

Наименование заданий

Кол-во часов

1

Вводная беседа. Знакомство с живописными материалами. Основные и составные цвета, вертикальные и горизонтальные растяжки

3

2

Упражнение в заливках. Цветок в простой вазе.

3

3

Изображение плоских предметов (осенние листья)

3

4

Постановка из 3-х драпировок разных цветов (красная, желтая, синяя)

3

5

Постановка из шарообразных предметов с боковой подсветкой на нейтральном фоне (фрукты или овощи 4-5 штук)

6

6

Натюрморт из 2-3-х предметов на цветной драпировке с боковым освещением. Понятие о цветовом рефлексе.

9

7

Натюрморт из 2-3-х темных предметов на светлой драпировке при боковом освещении

9

8

Натюрморт из 2-3-х светлых предметов на темной драпировке

9

9

Постановка из 2-х предметов (гризайль)

6


Второе полугодие.


10

Натюрморт из 2-3-х предметов в теплых тонах.

9

11

Натюрморт из 2-3-х предметов в холодных тонах.

9

12

Постановка из 3-4-х предметов сближенных цветов

9

13

Наброски с фигуры человека цветом.

3

14

Постановка из 3-4-х предметов, контрастных по цвету, в мозаичной манере.

9

15

Простой предметный натюрморт при сильном боковом освещении

6

16

Итоговая постановка- предметный натюрморт из 3-х предметов

6



5 КЛАСС (2 ГОД ОБУЧЕНИЯ)

№№ заданий

Наименование заданий

Кол-во часов

1

Беседа о целях и задачах предмета во 2 классе. Этюд букета цветов в сосуде простой формы.

6

2

Наброски натюрморта цветом по 30 мин каждый

6

3

Натюрморт из 3-4-х предметов на цветном фоне с однотонными драпировками

12

4

Натюрморт из 3-4-х предметов (с чистыми цветами)

6

5

Натюрморт с ясно выраженными цветовыми рефлексами

8

6

Натюрморт из 3-4-х предметов различной по тону и цвету окраской.

12


Второе полугодие.


7

Натюрморт из предметов различного материала неяркой окраски

12

8

Натюрморт из 3-4-х предметов (с чистыми цветами) преимущественно теплой гаммы.

12

9

Натюрморт из 3-4-х предметов (с чистыми цветами) преимущественно холодной гаммы

12

10

Усложненный натюрморт в технике гуаши

14





6 КЛАСС (3 ГОД ОБУЧЕНИЯ)

№№ заданий

Наименование заданий

Кол-во часов

1

Этюд букета цветов, фруктов и овощей

3

2

Несложный натюрморт из предметов быта различного материала и цветовой окраски

12

3

Натюрморт из предметов быта с четко выраженными пространственными планами

15

4

Этюды с чучелом птиц в нескольких ракурсах на светлом и темном фонах.

6

5

Натюрморт с чучелом птицы из 4-5-х предметов и узорной драпировкой.

15


Второе полугодие


6

Этюды цветом фигуры человека с фоном

12

7

Постановка из нескольких предметов, различных по форме и тону при сильном боковом освещении.

15

8

Бутафорная постановка крупных предметов в углу на разных уровнях

18

9

Этюд фрагмента несложного интерьера или пейзажа.

6



7КЛАСС (4 ГОД ОБУЧЕНИЯ)

№№ заданий

Наименование заданий

Кол-во часов

1

Беседа о задачах предмета в 7 классе. Натюрморт из цветов и фруктов.

9

2

Натюрморт из нескольких предметов, различных по материалу, с фактурными драпировками.

18

3

Постановка из предметов различной фактуры с гипсовой розеткой или маской на заднем плане.

18

4

Этюды фигуры в интерьере

6


Второе полугодие


5

Этюд головы человека.

9

6

Этюд сидящей фигуры на фоне интерьера

12

7

Натюрморт из крупных бытовых предметов и нескольких одноцветных драпировок.

15

8

Итоговое задание- фрагмент интерьера или контрольный натюрморт

15








СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
Первый класс.

  1. Вводная беседа. Знакомство с живописными материалами. Основные и составные цвета, вертикальные и горизонтальные растяжки. Задачи: Упражнения на смешение цветов, изучение теплых и холодных цветов, выполнение растяжек цвета и заливки. Материалы: бумага А3, кнопки, карандаш, ластик, кисти, акварель.

  2. Упражнение в заливках. Цветок в простой вазе.

Задачи: изучение основных характеристик цвета, спектра, заливки. Материалы: бумага А3, кнопки, карандаш, ластик, кисти, акварель.

  1. Изображение плоских предметов (осенние листья) Задачи: прием вливания цвета в цвет, живопись по сырому. Материалы: бумага А3, кнопки, карандаш, ластик, кисти, акварель.

  2. Постановка из 3-х драпировок разных цветов (красная, желтая, синяя). Задачи: упражнение на взаимовлияние цветов, способ перенесения цветового мазка с одного пятна на другой. Материалы: бумага А3, кнопки, карандаш, ластик, кисти, акварель

  3. Постановка из шарообразных предметов с боковой подсветкой на нейтральном фоне( фрукты или овощи 4-5 штук) Задачи: передача объема через цвет. Понятие тени собственной и падающей, света, полутени, цветовых отношений и контраста. Материалы: бумага А3, кнопки, карандаш, ластик, кисти, акварель

  4. Натюрморт из 2-3-х предметов на цветной драпировке с боковым освещением. Понятие о цветовом рефлексе. Задачи: передача цветовых отношений, понятие рефлекса. Материалы: бумага А3, кнопки, карандаш, ластик, кисти, акварель

  5. Натюрморт из 2-3-х темных предметов на светлой драпировке при боковом освещении. Задачи: передача объема, пространства и композиции. Материалы: бумага А3, кнопки, карандаш, ластик, кисти, акварель.

  6. Натюрморт из 2-3-х светлых предметов на темной драпировке. Задачи: теплохолодность, понятие и передача пространства. Материалы: бумага А3, кнопки, карандаш, ластик, кисти, акварель.

  7. Постановка из 2-х предметов (гризайль) Задачи: передача светотени одним цветом, градации серого, выявление объема и пространства. Материалы: бумага А3, кнопки, карандаш, ластик, кисти, акварель.

Второе полугодие

  1. Натюрморт из 2-3-х предметов в теплых тонах. Задачи: поиск тонких цветовых оттенков, закрепление понятия теплый цвет. Материалы: бумага А3, кнопки, карандаш, ластик, кисти, акварель.

  2. Натюрморт из 2-3-х предметов в холодных тонах. Задачи: поиск тонких цветовых оттенков, закрепление понятия холодный цвет, композиционное решение листа Материалы: бумага А3, кнопки, карандаш, ластик, кисти, акварель

  3. Постановка из 3-4-х предметов сближенных цветов. Задачи: поиск тонких цветовых оттенков, передача теплохолодности, композиционное решение листа Материалы: бумага А3, кнопки, карандаш, ластик, кисти, акварель.

  4. Наброски с фигуры человека цветом. Задачи: получение основ анатомического строения тела человека, быстрая работа акварелью по сухому и по сырому. Материалы: бумага А3, кнопки, карандаш, ластик, кисти, акварель.

  5. Постановка из 3-4-х предметов, контрастных по цвету, в мозаичной манере. Задачи: изучение изменения цвета плоскостей в зависимости от поворота, удаленности от источника света и от цвета окружающей среды. Материалы: бумага А3, кнопки, карандаш, ластик, кисти, акварель.

  6. Простой предметный натюрморт при сильном боковом освещении. Задачи: задание на контраст и передачу тона через цвет. Материалы: бумага А3, кнопки, карандаш, ластик, кисти, акварель.

  7. Итоговая постановка- предметный натюрморт из 3-х предметов. Задачи: выявление и закрепление полученных навыков по созданию цельной композиционной работы с передачей форм, цвета и объема предметов, их освещения в пространстве. Материалы: бумага А3, кнопки, карандаш, ластик, кисти, акварель.

Второй класс

  1. Беседа о целях и задачах предмета во 2 классе. Этюд букета цветов в сосуде простой формы. Задачи: построение живописных отношений, создание тонально-цветовой цельности Материалы: бумага А3, кнопки, карандаш, ластик, кисти, акварель.

  2. Наброски натюрморта цветом по 30 мин каждый. Задачи: передача общего цветового тона, достижение цельности, поиск цветовых оттенков. Материалы: бумага А2, кнопки, карандаш, ластик, кисти, акварель.

  3. Натюрморт из 3-4-х предметов на цветном фоне с однотонными драпировками. Задачи: поиск композиции, работа на большем формате бумаги, проработка деталей. Материалы: бумага А2, кнопки, карандаш, ластик, кисти, акварель.

  4. - Натюрморт из 3-4-х предметов (с чистыми цветами). Задачи: изучение техники гуаши, построение цельной композиции. Материалы: бумага А3, кнопки, карандаш, ластик, кисти, гуашь.

  5. Натюрморт с ясно выраженными цветовыми рефлексами Задачи: живописность отношений ведущих цветов натуры на основе цветовой рефлексной взаимосвязи. Материалы: бумага А2, кнопки, карандаш, ластик, кисти, гуашь.

  6. Натюрморт из 3-4-х предметов различной по тону и цвету окраской. Задачи: пластическая и цветовая выразительность силуэта. Материалы: бумага А2, кнопки, карандаш, ластик, кисти, акварель.

Второе полугодие.

  1. Натюрморт из предметов различного материала неяркой окраски. Задачи: объемно-пластическое и цветовое решение формы, передача освещенности и пространства . Материалы: бумага А2, кнопки, карандаш, ластик, кисти, акварель

  2. Натюрморт из 3-4-х предметов (с чистыми цветами) преимущественно теплой гаммы.. Задачи: композиционное решение листа, построение живописности отношений в теплой цветовой гамме. Материалы: бумага А2, кнопки, карандаш, ластик, кисти, акварель

  3. - Натюрморт из 3-4-х предметов (с чистыми цветами) преимущественно холодной гаммы. Задачи: построение формы в пространстве и передача светотеневых отношений на основе холодной гаммы. Материалы: бумага А2, кнопки, карандаш, ластик, кисти, акварель.

  4. Усложненный натюрморт в технике гуаши Задачи: закрепление и выявление навыков предмета, последовательное выполнение работы- композиционное решение, свето-цветовое построение предметов, передача объема и формы, освещения и фактуры материала по средствам гуаши. Материалы: бумага А2, кнопки, карандаш, ластик, кисти, гуашь.

Третий класс

  1. Беседа о задачах живописи в 3 классе. Этюд букета цветов, фруктов и овощей. Задачи: применение полученных ранее навыков и умений цельно передавать натуру. Материалы: бумага А3, кнопки, карандаш, ластик, кисти, акварель.

  2. Несложный натюрморт из предметов быта различного материала и цветовой окраски. Задачи: поиск структурно-пластического, сюжетно-тематического свето-цветового решения, определения соподчиненности. Материалы: бумага А2, кнопки, карандаш, ластик, кисти, акварель

  3. Натюрморт из предметов быта с четко выраженными пространственными планами. Задачи: передача перспективы и пространства, цветовой рефлексной взаимосвязи. Материалы: бумага А2, кнопки, карандаш, ластик, кисти, акварель

  4. Этюды с чучелом птиц в нескольких ракурсах на светлом и темном фонах. Задачи: передача движения и характера птицы, развитие цельности видения постановки, аля прима, 4 этюда. Материалы: бумага А3, кнопки, карандаш, ластик, кисти, акварель.

  5. Натюрморт с чучелом птицы из 4-5-х предметов и узорной драпировкой. Задачи: конструктивно-пластическое построение работы, распределение света и передачи взаимосвязи цвета. Материалы: бумага А2, кнопки, карандаш, ластик, кисти, акварель





Второе полугодие.

  1. Этюды цветом фигуры человека с фоном. Задачи: выявление характерных пропорций и качеств натуры средствами реалистической живописи. Материалы: бумага А2, кнопки, карандаш, ластик, кисти, акварель.

  2. Постановка из нескольких предметов, различных по форме и тону при сильном боковом освещении. Задачи: выявление средствами тона объема предметов и их пространственной взаимосвязи. Материалы: бумага А2, кнопки, карандаш, ластик, кисти, акварель

  3. Бутафорная постановка крупных предметов в углу на разных уровнях. Задачи: последовательная работа над постановкой с целью создания законченной выразительной работы. Материалы: бумага А2, кнопки, карандаш, ластик, кисти, акварель.

  4. Этюд фрагмента несложного интерьера или пейзажа. Задачи: передача пространства и перспективы при помощи тонально-цветовых отношений. Материалы: бумага А3, кнопки, карандаш, ластик, кисти, акварель.

Четвертый класс.

  1. Беседа о задачах предмета в 4 классе. Натюрморт из цветов и фруктов. Задачи: повторение художественных приемов акварели. Материалы: бумага А2, кнопки, карандаш, ластик, кисти, акварель.

  2. Натюрморт из нескольких предметов, различных по материалу, с фактурными драпировками. Задачи: создание композиционно грамотной работы с передачей фактурных, цветовых и пространственных отношений. Материалы: бумага А2, кнопки, карандаш, ластик, кисти, акварель.

  3. Постановка из предметов различной фактуры с гипсовой розеткой или маской на заднем плане. Задачи: создание композиционно грамотной работы с передачей фактурных, цветовых и пространственных отношений. Материалы: бумага А2, кнопки, карандаш, ластик, кисти, акварель.

  4. Этюды фигуры в интерьере. Задачи: пространственно-конструктивное и цветовое построение формы с учетом знаний перспективы и анатомического строения. Материалы: бумага А3, кнопки, карандаш, ластик, кисти, акварель.

Второе полугодие.

  1. Этюд головы человека. Задачи: переход к изображению естественных форм ,поиск индивидуальной цветовой гаммы,выделение главного при создании целостной работы, лессировка. Материалы: бумага А2, кнопки, карандаш, ластик, кисти, акварель.

  2. Этюд сидящей фигуры на фоне интерьера. Задачи: передача объемов и световых отношений при рисунке с живой модели, взаимосвязь модели с окружающей средой. Материалы: бумага А2, кнопки, карандаш, ластик, кисти, акварель, гуашь, темпера

  3. Натюрморт из крупных бытовых предметов и нескольких одноцветных драпировок. Задачи: постадийное выполнение работы с применением полученных навыков и знаний. Материалы: бумага А2-А1, кнопки, карандаш, ластик, кисти, акварель.

  4. Итоговое задание- фрагмент интерьера или контрольный натюрморт. Задачи: применение и закрепление навыков и знаний. Материалы: бумага А2-А1, кнопки, карандаш, ластик, кисти, акварель







РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.

1. Авсиян О.А. Натура и рисование по представлению. М.,2002.

2. Алёхин А.Д. Когда начинается художник. М.,1994.

3. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. М.,1969

. 4. К.Бернд. Акварельная живопись: новые техники и приемы.М., 2010.

5. Ене Барчай Анатомия для художников. Будапешт,1986.

6. Ломоносова М.Т. Графика и живопись. М.,2002.

7. Сергеев А. Учебный натюрморт. М.,1955.

8. Стародуб К.И., Евдокимова Н.А. Рисунок и живопись. М., 2009