РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Детская школа искусств п.Любохна»
Дятьковского района Брянской области
Рассмотрено Методическим советом протокол № « » 2020г. Согласовано Педагогическим советом протокол № « » 2020г | Утверждаю Директор ДШИ п.Любохна _______ Н.М.Боровская Приказ № ___ от «___»сентября 2020г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «ЖИВОПИСЬ»
дополнительной предпрофессиональной
общеобразовательной программы в области
изобразительного искусства
«Декоративно-прикладное творчество»
Составитель:
Кулагина Екатерина Алексеевна
преподаватель отделения ИЗО
п.Любохна
2020 г.
| | Структура программы учебного предмета | |
I. | Пояснительная записка | |
| 1.1. | Характеристика учебного предмета | |
| его место и роль в образовательном процессе | |
| 1.2. | Срок реализации учебного предмета | |
| 1.3. | Сведения о затратах учебного времени и графике промежуточной | | |
| аттестации | | |
| 1.4. | Форма проведения учебных занятий | |
| 1.5. | Цель и задачи учебного предмета | |
| 1.6. | Обоснование структуры программы учебного предмета | |
| 1.7. | Педагогические технологии, методы и принципы обучения | |
| 1.8. | Описание материально-технических условий реализации учебного предмета | |
II. Учебно-тематический план и содержание учебного предмета | |
| 2.1. Годовые требования по годам обучения | |
III. Требования к уровню подготовки учащихся | |
IV. Формы и методы контроля, система оценок | |
| 4.1. | Аттестация: цели, виды, форма, содержание | |
| 4.2. | Требования к аттестации | |
| 4.3. | Критерии оценок | |
V. | Методическое обеспечение учебного процесса | |
| 5.1. | Методические рекомендации преподавателям | |
| 5.2. | Рекомендации по организации самостоятельной работы учащихся | |
| 5.3. | Список литературы для преподавателя | |
| 5.4. | Список литературы для учащихся | |
| 5.5. | Средства обучения | |
VI. Список литературы | |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Образовательная программа по предмету «Живопись» рассчитана на процесс обучения в МБОУ ДО ДШИ п. Любохна детей с 11 лет в течение 4 лет с 4 класса по 8 класс на основном бюджетном отделении школы. Живопись является ведущей дисциплиной, тесно связанной с другими предметами, а именно рисунком и композицией. Задача курса состоит в том, чтобы научить детей видеть, понимать и изображать цветную трехмерную форму на двухмерной плоскости листа, используя при этом знания композиции, пластического построения формы, перспективы, распределения света и взаимное влияние цветов друг на друга, а также навыки живописных приемов изображения. Вся работа строится последовательно- от простого к более сложному, к более самостоятельному исполнению и к всё большей степени завершенности работы. При этом важно сочетать длительные постановки с краткосрочными, вводить обучение технике быстрого этюда для формирования легкости цветопередачи и четкости глаза. Все обучение ведется под контролем и руководством преподавателя и с учётом особенностей возраста и личности учащихся. Полученные знания оцениваются преподавательским составом школы в процессе просмотров (1 и 2 классы- каждую четверть, 3 и 4 –полугодие). Итогом обучения может быть выполнение дипломной работы по данному предмету, а также участие в различных выставках и конкурсах.
Условия реализации программы следующие:
- занятия должны проходить в специальных классах, соответствующих необходимым требованиям;
- продолжительность занятий и перерывов должна соответствовать нормам;
- классы должны быть оборудованы раковиной с водой, мольбертами, стульями, подиумами для постановок, предметным фондом (гипсы и проч.);
- в школе должен быть натюрмортный фонд.
Необходимый материал для работы:
1) Акварельная бумага (разных форматов);
2) Карандаши средней мягкости;
3) Акварельные краски;
4) Кнопки или малярный скотч;
5) Ластик и клячка;
6) Кисти;
7) При необходимости- гуашь, темпера, холст, грунтованный картон.
1.2. Срок реализации учебного предмета
Срок реализации учебного предмета «Живопись» составляет 5 лет – с четвертого по восьмой класс.
При реализации программы учебного предмета «Живопись» продолжительность учебных занятий с первого по пятые классы составляет 33 недели ежегодно.
1.3. Сведения о затратах учебного времени и графике промежуточной аттестации
Вид учебной | | | Затраты учебного времени, | | Всего часов |
работы, | | график промежуточной аттестации | | |
аттестации, | | | | | | | | |
учебной нагрузки | | | | | | | | |
| | | Классы | | | | |
| | | | | | | | |
| 4 | | 5 | 6 | 7 | | 8 | |
| | | | | | | | |
Аудиторные | | | | | | | | |
занятия (в часах) | 99 | | 99 | 99 | 99 | | 99 | 495 |
| | | | | | | | |
самостоятельная | | | | | | | | | | | | |
работа | | | | | | | | | | | | |
(домашнее | | 66 | 66 | 99 | 99 | 99 | 429 |
практическое | |
| | | | | | | | | | | |
задание, в часах) | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | |
Вид | | | экзамен | | экзамен | | экзамен | | экзамен | | | |
промежуточной | зачет | | зачет | зачет | зачет | зачет | | |
аттестации | | | |
(по полугодиям) | | | |
| | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | |
Максимальная | | | | | | | | | | | | |
учебная нагрузка | | 165 | 165 | 198 | 198 | 198 | 924 |
(в часах) | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | |
Консультации | | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 20 |
(в часах) | |
| | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | |
1.4. Форма проведения учебных занятий
Занятия по предмету «Живопись» и проведение консультаций осуществляются в форме мелкогрупповых занятий (численностью от 4 до 10 человек). Продолжительность уроков – 40 минут.
Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.
Занятия подразделяются на аудиторные занятия и самостоятельную работу.
1.5. Цель и задачи учебного предмета
Цель учебного предмета:
Целью учебного предмета «Живопись» является художественно-эстетическое развитие личности учащегося на основе приобретенных им в процессе освоения программы учебного предмета художественно-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков, а также выявление одаренных детей в области изобразительного искусства и подготовка их к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства.
Задачи учебного предмета:
- умений видеть и передавать цветовые отношения в условиях пространственно-воздушной среды;
-умений изображать объекты предметного мира, пространство, фигуру человека;
-навыков в использовании основных техник и материалов;
-навыков последовательного ведения живописной работы;
-формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства;
-воспитание эстетической культуры восприятия прекрасного в жизни и в искусстве, формирование художественного вкуса на примере выдающихся произведений русского и зарубежного изобразительного искусства.
1.6. Обоснование структуры программы учебного предмета
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты
работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
формы и методы контроля, система оценок;
соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Учебно – тематический план, содержание учебного предмета».
1.7. Педагогические технологии, методы и принципы обучения
В проведении занятий используются формы индивидуальной работы, групповой работы и коллективного творчества.
Образовательный процесс также предусматривает следующие педагогические технологии:
Традиционная (репродуктивная) технология обучения. Цель: передача знаний, умений и навыков.
Сущность: изучение нового - закрепление – контроль - оценка.
Механизм: объяснение в сочетании с наглядностью, воспроизведение изученного материала.
Технология развивающего обучения. Цель: развитие личности и её способностей.
Сущность: ориентация учебного процесса на потенциальные возможности учащегося
Механизм: вовлечение учащихся в различные виды деятельности.
Технология проблемного обучения.
Цель: развитие познавательной активности, творческой самостоятельности учащихся.
Сущность: последовательное и целенаправленное выдвижение перед учащимися познавательных задач, решая которые, учащиеся активно осваивают знание и опыт познавательной и творческой деятельности.
Механизм: поисковые методы (постановка и решение творческих задач).
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
словесный (объяснение, беседа, рассказ);
наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления). Данные методы работы в рамках предпрофессиональной образовательной программы
являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях изобразительного искусства.
Реализация программы базируется на следующих дидактических принципах:
Принцип воспитывающего обучения.
Принцип научности.
Принцип наглядности.
Принцип сознательности и активности.
Принцип связи теории с практикой.
Принцип прочности и усвоения знаний.
Принцип систематичности и последовательности.
Принцип доступности.
Принцип воспитывающего обучения способствует воспитанию гармонично-развитой, культурно-нравственной личности, прививает любовь к прекрасному.
Принцип научности предусматривает изучение законов линейной и воздушной перспективы, светотени, цветоведения, композиции и истории искусства.
Принцип наглядности подразумевает использование на уроках рисования с натуры таблиц, моделей, рисунков и живописных этюдов. В структуре урока используются последовательные задания и упражнения, определяющие теоретическое и практическое содержание, демонстрируются образцы реалистического рисунка и живописи.
Принцип сознательности и активности умение грамотно изображать окружающие предметы, объекты и явления, правдиво выявлять их особенности и свойства.
Принцип связи теории с практикой предполагает, что изучение научных проблем осуществляется в тесной связи с раскрытием важнейших путей их использования в жизни.
этом случае у учащихся вырабатывается подлинно научный взгляд на жизненные явления, формируется научное мировоззрение.
Принцип прочности и усвоения знаний приобретение знаний, практических навыков изобразительной грамоты и развитие творческих способностей
Принцип систематичности и последовательности обучения изобразительному искусству обусловлен, прежде всего, логикой изучаемого материала, его содержанием, «от простого к сложному». Учебный материал прочно усваивается, осознаётся, если каждое задание и упражнение логически обусловливается предыдущим.
Принцип доступности (принцип личностного подхода в обучении) соответствия обучения возрастным и индивидуальным особенностям (принцип личностного подхода в обучении) требует, чтобы содержание, формы и методы обучения соответствовали возрастным этапам и индивидуальному развитию учащихся. Уровень познавательных возможностей и личностного развития определяет организацию учебной деятельности. Важно учитывать особенности мышления, памяти, устойчивость внимания, темперамент, характер, интересы учащихся.
1.8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
Условиями реализации программы являются наличие:
необходимого оборудования: мольберты, подиумы для натюрмортов, софиты, компьютер, интерактивная доска;
шкафы и полки для хранения папок бумаги, творческих работ, натюрмортного фонда;
необходимых материалов: бумаги, карандашей различной твердости и мягкости, акварели, гуаши, акрила, кистей и т.д.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
4 КЛАСС (1 ГОД ОБУЧЕНИЯ)
№№ заданий | Наименование заданий | Кол-во часов |
1 | Вводная беседа. Знакомство с живописными материалами. Основные и составные цвета, вертикальные и горизонтальные растяжки | 3 |
2 | Упражнение в заливках. Цветок в простой вазе. | 3 |
3 | Изображение плоских предметов (осенние листья) | 3 |
4 | Постановка из 3-х драпировок разных цветов (красная, желтая, синяя) | 3 |
5 | Постановка из шарообразных предметов с боковой подсветкой на нейтральном фоне (фрукты или овощи 4-5 штук) | 6 |
6 | Натюрморт из 2-3-х предметов на цветной драпировке с боковым освещением. Понятие о цветовом рефлексе. | 9 |
7 | Натюрморт из 2-3-х темных предметов на светлой драпировке при боковом освещении | 9 |
8 | Натюрморт из 2-3-х светлых предметов на темной драпировке | 9 |
9 | Постановка из 2-х предметов (гризайль) | 6 |
| Второе полугодие. | |
10 | Натюрморт из 2-3-х предметов в теплых тонах. | 9 |
11 | Натюрморт из 2-3-х предметов в холодных тонах. | 9 |
12 | Постановка из 3-4-х предметов сближенных цветов | 9 |
13 | Наброски с фигуры человека цветом. | 3 |
14 | Постановка из 3-4-х предметов, контрастных по цвету, в мозаичной манере. | 9 |
15 | Простой предметный натюрморт при сильном боковом освещении | 6 |
16 | Итоговая постановка- предметный натюрморт из 3-х предметов | 6 |
5 КЛАСС (2 ГОД ОБУЧЕНИЯ)
№№ заданий | Наименование заданий | Кол-во часов |
1 | Беседа о целях и задачах предмета во 2 классе. Этюд букета цветов в сосуде простой формы. | 6 |
2 | Наброски натюрморта цветом по 30 мин каждый | 6 |
3 | Натюрморт из 3-4-х предметов на цветном фоне с однотонными драпировками | 12 |
4 | Натюрморт из 3-4-х предметов (с чистыми цветами) | 6 |
5 | Натюрморт с ясно выраженными цветовыми рефлексами | 8 |
6 | Натюрморт из 3-4-х предметов различной по тону и цвету окраской. | 12 |
| Второе полугодие. | |
7 | Натюрморт из предметов различного материала неяркой окраски | 12 |
8 | Натюрморт из 3-4-х предметов (с чистыми цветами) преимущественно теплой гаммы. | 12 |
9 | Натюрморт из 3-4-х предметов (с чистыми цветами) преимущественно холодной гаммы | 12 |
10 | Усложненный натюрморт в технике гуаши | 14 |
6 КЛАСС (3 ГОД ОБУЧЕНИЯ)
№№ заданий | Наименование заданий | Кол-во часов |
1 | Этюд букета цветов, фруктов и овощей | 3 |
2 | Несложный натюрморт из предметов быта различного материала и цветовой окраски | 12 |
3 | Натюрморт из предметов быта с четко выраженными пространственными планами | 15 |
4 | Этюды с чучелом птиц в нескольких ракурсах на светлом и темном фонах. | 6 |
5 | Натюрморт с чучелом птицы из 4-5-х предметов и узорной драпировкой. | 15 |
| Второе полугодие | |
6 | Этюды цветом фигуры человека с фоном | 12 |
7 | Постановка из нескольких предметов, различных по форме и тону при сильном боковом освещении. | 15 |
8 | Бутафорная постановка крупных предметов в углу на разных уровнях | 18 |
9 | Этюд фрагмента несложного интерьера или пейзажа. | 6 |
7КЛАСС (4 ГОД ОБУЧЕНИЯ)
№№ заданий | Наименование заданий | Кол-во часов |
1 | Беседа о задачах предмета в 7 классе. Натюрморт из цветов и фруктов. | 9 |
2 | Натюрморт из нескольких предметов, различных по материалу, с фактурными драпировками. | 18 |
3 | Постановка из предметов различной фактуры с гипсовой розеткой или маской на заднем плане. | 18 |
4 | Этюды фигуры в интерьере | 6 |
| Второе полугодие | |
5 | Этюд головы человека. | 9 |
6 | Этюд сидящей фигуры на фоне интерьера | 12 |
7 | Натюрморт из крупных бытовых предметов и нескольких одноцветных драпировок. | 15 |
8 | Итоговое задание- фрагмент интерьера или контрольный натюрморт | 15 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
Первый класс.
Вводная беседа. Знакомство с живописными материалами. Основные и составные цвета, вертикальные и горизонтальные растяжки. Задачи: Упражнения на смешение цветов, изучение теплых и холодных цветов, выполнение растяжек цвета и заливки. Материалы: бумага А3, кнопки, карандаш, ластик, кисти, акварель.
Упражнение в заливках. Цветок в простой вазе.
Задачи: изучение основных характеристик цвета, спектра, заливки. Материалы: бумага А3, кнопки, карандаш, ластик, кисти, акварель.
Изображение плоских предметов (осенние листья) Задачи: прием вливания цвета в цвет, живопись по сырому. Материалы: бумага А3, кнопки, карандаш, ластик, кисти, акварель.
Постановка из 3-х драпировок разных цветов (красная, желтая, синяя). Задачи: упражнение на взаимовлияние цветов, способ перенесения цветового мазка с одного пятна на другой. Материалы: бумага А3, кнопки, карандаш, ластик, кисти, акварель
Постановка из шарообразных предметов с боковой подсветкой на нейтральном фоне( фрукты или овощи 4-5 штук) Задачи: передача объема через цвет. Понятие тени собственной и падающей, света, полутени, цветовых отношений и контраста. Материалы: бумага А3, кнопки, карандаш, ластик, кисти, акварель
Натюрморт из 2-3-х предметов на цветной драпировке с боковым освещением. Понятие о цветовом рефлексе. Задачи: передача цветовых отношений, понятие рефлекса. Материалы: бумага А3, кнопки, карандаш, ластик, кисти, акварель
Натюрморт из 2-3-х темных предметов на светлой драпировке при боковом освещении. Задачи: передача объема, пространства и композиции. Материалы: бумага А3, кнопки, карандаш, ластик, кисти, акварель.
Натюрморт из 2-3-х светлых предметов на темной драпировке. Задачи: теплохолодность, понятие и передача пространства. Материалы: бумага А3, кнопки, карандаш, ластик, кисти, акварель.
Постановка из 2-х предметов (гризайль) Задачи: передача светотени одним цветом, градации серого, выявление объема и пространства. Материалы: бумага А3, кнопки, карандаш, ластик, кисти, акварель.
Второе полугодие
Натюрморт из 2-3-х предметов в теплых тонах. Задачи: поиск тонких цветовых оттенков, закрепление понятия теплый цвет. Материалы: бумага А3, кнопки, карандаш, ластик, кисти, акварель.
Натюрморт из 2-3-х предметов в холодных тонах. Задачи: поиск тонких цветовых оттенков, закрепление понятия холодный цвет, композиционное решение листа Материалы: бумага А3, кнопки, карандаш, ластик, кисти, акварель
Постановка из 3-4-х предметов сближенных цветов. Задачи: поиск тонких цветовых оттенков, передача теплохолодности, композиционное решение листа Материалы: бумага А3, кнопки, карандаш, ластик, кисти, акварель.
Наброски с фигуры человека цветом. Задачи: получение основ анатомического строения тела человека, быстрая работа акварелью по сухому и по сырому. Материалы: бумага А3, кнопки, карандаш, ластик, кисти, акварель.
Постановка из 3-4-х предметов, контрастных по цвету, в мозаичной манере. Задачи: изучение изменения цвета плоскостей в зависимости от поворота, удаленности от источника света и от цвета окружающей среды. Материалы: бумага А3, кнопки, карандаш, ластик, кисти, акварель.
Простой предметный натюрморт при сильном боковом освещении. Задачи: задание на контраст и передачу тона через цвет. Материалы: бумага А3, кнопки, карандаш, ластик, кисти, акварель.
Итоговая постановка- предметный натюрморт из 3-х предметов. Задачи: выявление и закрепление полученных навыков по созданию цельной композиционной работы с передачей форм, цвета и объема предметов, их освещения в пространстве. Материалы: бумага А3, кнопки, карандаш, ластик, кисти, акварель.
Второй класс
Беседа о целях и задачах предмета во 2 классе. Этюд букета цветов в сосуде простой формы. Задачи: построение живописных отношений, создание тонально-цветовой цельности Материалы: бумага А3, кнопки, карандаш, ластик, кисти, акварель.
Наброски натюрморта цветом по 30 мин каждый. Задачи: передача общего цветового тона, достижение цельности, поиск цветовых оттенков. Материалы: бумага А2, кнопки, карандаш, ластик, кисти, акварель.
Натюрморт из 3-4-х предметов на цветном фоне с однотонными драпировками. Задачи: поиск композиции, работа на большем формате бумаги, проработка деталей. Материалы: бумага А2, кнопки, карандаш, ластик, кисти, акварель.
- Натюрморт из 3-4-х предметов (с чистыми цветами). Задачи: изучение техники гуаши, построение цельной композиции. Материалы: бумага А3, кнопки, карандаш, ластик, кисти, гуашь.
Натюрморт с ясно выраженными цветовыми рефлексами Задачи: живописность отношений ведущих цветов натуры на основе цветовой рефлексной взаимосвязи. Материалы: бумага А2, кнопки, карандаш, ластик, кисти, гуашь.
Натюрморт из 3-4-х предметов различной по тону и цвету окраской. Задачи: пластическая и цветовая выразительность силуэта. Материалы: бумага А2, кнопки, карандаш, ластик, кисти, акварель.
Второе полугодие.
Натюрморт из предметов различного материала неяркой окраски. Задачи: объемно-пластическое и цветовое решение формы, передача освещенности и пространства . Материалы: бумага А2, кнопки, карандаш, ластик, кисти, акварель
Натюрморт из 3-4-х предметов (с чистыми цветами) преимущественно теплой гаммы.. Задачи: композиционное решение листа, построение живописности отношений в теплой цветовой гамме. Материалы: бумага А2, кнопки, карандаш, ластик, кисти, акварель
- Натюрморт из 3-4-х предметов (с чистыми цветами) преимущественно холодной гаммы. Задачи: построение формы в пространстве и передача светотеневых отношений на основе холодной гаммы. Материалы: бумага А2, кнопки, карандаш, ластик, кисти, акварель.
Усложненный натюрморт в технике гуаши Задачи: закрепление и выявление навыков предмета, последовательное выполнение работы- композиционное решение, свето-цветовое построение предметов, передача объема и формы, освещения и фактуры материала по средствам гуаши. Материалы: бумага А2, кнопки, карандаш, ластик, кисти, гуашь.
Третий класс
Беседа о задачах живописи в 3 классе. Этюд букета цветов, фруктов и овощей. Задачи: применение полученных ранее навыков и умений цельно передавать натуру. Материалы: бумага А3, кнопки, карандаш, ластик, кисти, акварель.
Несложный натюрморт из предметов быта различного материала и цветовой окраски. Задачи: поиск структурно-пластического, сюжетно-тематического свето-цветового решения, определения соподчиненности. Материалы: бумага А2, кнопки, карандаш, ластик, кисти, акварель
Натюрморт из предметов быта с четко выраженными пространственными планами. Задачи: передача перспективы и пространства, цветовой рефлексной взаимосвязи. Материалы: бумага А2, кнопки, карандаш, ластик, кисти, акварель
Этюды с чучелом птиц в нескольких ракурсах на светлом и темном фонах. Задачи: передача движения и характера птицы, развитие цельности видения постановки, аля прима, 4 этюда. Материалы: бумага А3, кнопки, карандаш, ластик, кисти, акварель.
Натюрморт с чучелом птицы из 4-5-х предметов и узорной драпировкой. Задачи: конструктивно-пластическое построение работы, распределение света и передачи взаимосвязи цвета. Материалы: бумага А2, кнопки, карандаш, ластик, кисти, акварель
Второе полугодие.
Этюды цветом фигуры человека с фоном. Задачи: выявление характерных пропорций и качеств натуры средствами реалистической живописи. Материалы: бумага А2, кнопки, карандаш, ластик, кисти, акварель.
Постановка из нескольких предметов, различных по форме и тону при сильном боковом освещении. Задачи: выявление средствами тона объема предметов и их пространственной взаимосвязи. Материалы: бумага А2, кнопки, карандаш, ластик, кисти, акварель
Бутафорная постановка крупных предметов в углу на разных уровнях. Задачи: последовательная работа над постановкой с целью создания законченной выразительной работы. Материалы: бумага А2, кнопки, карандаш, ластик, кисти, акварель.
Этюд фрагмента несложного интерьера или пейзажа. Задачи: передача пространства и перспективы при помощи тонально-цветовых отношений. Материалы: бумага А3, кнопки, карандаш, ластик, кисти, акварель.
Четвертый класс.
Беседа о задачах предмета в 4 классе. Натюрморт из цветов и фруктов. Задачи: повторение художественных приемов акварели. Материалы: бумага А2, кнопки, карандаш, ластик, кисти, акварель.
Натюрморт из нескольких предметов, различных по материалу, с фактурными драпировками. Задачи: создание композиционно грамотной работы с передачей фактурных, цветовых и пространственных отношений. Материалы: бумага А2, кнопки, карандаш, ластик, кисти, акварель.
Постановка из предметов различной фактуры с гипсовой розеткой или маской на заднем плане. Задачи: создание композиционно грамотной работы с передачей фактурных, цветовых и пространственных отношений. Материалы: бумага А2, кнопки, карандаш, ластик, кисти, акварель.
Этюды фигуры в интерьере. Задачи: пространственно-конструктивное и цветовое построение формы с учетом знаний перспективы и анатомического строения. Материалы: бумага А3, кнопки, карандаш, ластик, кисти, акварель.
Второе полугодие.
Этюд головы человека. Задачи: переход к изображению естественных форм ,поиск индивидуальной цветовой гаммы,выделение главного при создании целостной работы, лессировка. Материалы: бумага А2, кнопки, карандаш, ластик, кисти, акварель.
Этюд сидящей фигуры на фоне интерьера. Задачи: передача объемов и световых отношений при рисунке с живой модели, взаимосвязь модели с окружающей средой. Материалы: бумага А2, кнопки, карандаш, ластик, кисти, акварель, гуашь, темпера
Натюрморт из крупных бытовых предметов и нескольких одноцветных драпировок. Задачи: постадийное выполнение работы с применением полученных навыков и знаний. Материалы: бумага А2-А1, кнопки, карандаш, ластик, кисти, акварель.
Итоговое задание- фрагмент интерьера или контрольный натюрморт. Задачи: применение и закрепление навыков и знаний. Материалы: бумага А2-А1, кнопки, карандаш, ластик, кисти, акварель
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.
1. Авсиян О.А. Натура и рисование по представлению. М.,2002.
2. Алёхин А.Д. Когда начинается художник. М.,1994.
3. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. М.,1969
. 4. К.Бернд. Акварельная живопись: новые техники и приемы.М., 2010.
5. Ене Барчай Анатомия для художников. Будапешт,1986.
6. Ломоносова М.Т. Графика и живопись. М.,2002.
7. Сергеев А. Учебный натюрморт. М.,1955.
8. Стародуб К.И., Евдокимова Н.А. Рисунок и живопись. М., 2009