СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по родной литературе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по родной литературе.»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Хадабулакская средняя общеобразовательная школа

Утверждаю

Директор школы

Старчекова И.В.

Приказ №64 от 15.08.20г.

Рабочая программа

Наименование учебного предмета: Родная литература.

Класс 6

Уровень образования основное общее

Учитель Пупкова Оксана Олеговна

Срок реализации учебный год 2020-2021 учебный год

Количество часов по учебному плану 17; в неделю 0,5 час

Рабочую программу составил учитель Пупкова Оксана Олеговна

Принято Согласовано

На заседании педагогического совета Заместитель директора по УВР

Протокол №1 Кустова Т.Н.

От «15» августа 2020 г. От «16» августа 2020 г.



Хадабулак, 2020г.



Рабочая программа

Наименование учебного предмета: Родная литература

Класс 6

Уровень образования Основное общее

Учитель Пупкова Оксана Олеговна

Срок реализации учебный год 2020-2021 учебный год

Количество часов по учебному плану 17; в неделю 0,5 часов.

Примерной программы основного общего образования по литературе,

- Программы по литературе для общеобразовательных учреждений (5-9 классы), авторы: О.М.Александрова, Л.А.Вербицкая, О.В.Загоровска и др. 3-е изд., -М.: Просвещение, 2019 г

УМК: Родная литература. 6 класс

Рабочую программу составила Пупкова Оксана Олеговна















Пояснительная записка

Данная программа разработана на основе

Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Закона Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона № 185-ФЗ);

приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577);

Письма Минобрнауки от 09.10.2017 № ТС-945/08;

Образовательной программы основного общего образования МОУ Хадабулакская СОШ



Целями изучения курса «Родная (русская) литература» являются:

– воспитание ценностного отношения к родной литературе как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа;

– приобщение к литературному наследию своего народа;

– формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;

– обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи;

– получение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах,

– о закономерностях его функционирования, освоение базовых понятий лингвистики, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.

Стратегическая цель изучения литературы на этапе основного общего образования — формирование потребности в качественном чтении, культуры читательского восприятия и понимания литературных текстов, что предполагает постижение художественной литературы как вида искусства, целенаправленное развитие способности обучающегося к адекватному восприятию и пониманию смысла различных литературных произведений и самостоятельному истолкованию прочитанного в устной и письменной форме. В опыте чтения, осмысления, говорения о литературе у обучающихся последовательно развивается умение пользоваться литературным языком как инструментом для выражения собственных мыслей и ощущений, воспитывается потребность в осмыслении прочитанного, формируется художественный вкус.

Изучение литературы в основной школе (5–9 классы) закладывает необходимый фундамент для достижения перечисленных целей.

Объект изучения в учебном процессе — литературное произведение в его жанрово-родовой и историко-культурной специфике. Постижение произведения происходит в процессе системной деятельности школьников, как организуемой педагогом, так и самостоятельной, направленной на освоение навыков культуры чтения (вслух, про себя, по ролям; чтения аналитического, выборочного, комментированного, сопоставительного и др.) и базовых навыков творческого и академического письма, последовательно формирующихся на уроках литературы.

Изучение литературы в школе решает следующие образовательные задачи:

– осознание коммуникативно-эстетических возможностей языка на основе изучения выдающихся произведений русской литературы, литературы своего народа, мировой литературы;

– формирование и развитие представлений о литературном произведении как о художественном мире, особым образом построенном автором;

– овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п.;

– формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления, ответственного отношения к разнообразным художественным смыслам;

– формирование отношения к литературе как к особому способу познания жизни;

– воспитание у читателя культуры выражения собственной позиции, способности аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развёрнутые высказывания творческого, аналитического и интерпретирующего характера;

– воспитание культуры понимания «чужой» позиции, а также уважительного отношения к ценностям других людей, к культуре других эпох и народов; развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

– воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом;

– формирование отношения к литературе как к одной из основных культурных ценностей народа;

– осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития;

– формирование у школьника стремления сознательно планировать своё досуговое чтение.

В процессе обучения в основной школе эти задачи решаются постепенно, последовательно и постоянно; их решение продолжается и в старшей школе; на всех этапах обучения создаются условия для осознания обучающимися непрерывности процесса литературного образования и необходимости его продолжения и за пределами школы.



Планируемые результаты.

Личностные результаты:

• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократически хи традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед родиной;

• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве сосверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

• формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.



Метапредметные результаты:

• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

• умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

•умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

•смысловое чтение;

• формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации;

развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем;

• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;

• формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

• Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

Предметные результаты:

• осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом

чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

• понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

• обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;

• воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;

• развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

• овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления».

Содержание учебного курса.

п/п

Раздел.

Кол-во часов

Содержание.

1

Введение

1 час

Связь литературы с историей, философией, психологией. Образ человека в литературном произведении


2

Русский фольклор

3 часа

Русская народная песня. Отражение в народных песнях быта, традиций, обрядов, национального характера. Виды песен (хороводные, лирические, исторические, календарные, обрядовые и другие). Песни «Ивушка», «Ходила младёшенька по борочку…», «Казаки и Меншиков», «Плач по Петре I», «Ты, детинушка, сиротинушка...», «Вниз по матушке по Волге…»

Повествовательное и лирическое начала в народной песне. Календарно-обрядовые, лирические, исто­рические, сатирические песни Льговского района. Собиратели Курского фольклора. Павел Фёдорович Лебедев – известный литературовед, писатель, собиратель фронтового и партизанского фольклора. Песни Льговского района, собранные в селе Марица, в книге «В мире народной поэзии. Записки сельского учителя».

Былины «Святогор и Илья Муромец», «Рождение богатыря» и другие.

Воплощение в образе богатыря национального характера и нравственных достоинств. Прославление силы, мужества, справедливости, бескорыстного служения Отечеству.

Теория литературы: народная песня, былина, гипербола.

Развитие речи: выразительное чтение.

Возможные виды внеурочной деятельности: работа над проектом «Русские колыбельные песни», составление сборника. Связь с другими искусствами: «Богатырская симфония» А.П. Бородина.



3

Древнерусская литература

3 часа

Из «Хождения за три моря» Афанасия Никитина. Памятник литературы в форме путевых записей (жанр «хождения»).

«Житие Александра Невского» – первое русское житие князя-воина. Единство князя и народа. Своеобразие жанра. Черты воинской повести в произведении.

Теория литературы: жанры древнерусской литературы («хождение», житие, воинская повесть).

Развитие речи: пересказ текстов древнерусской литературы.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.


4

Литература XVIII века

1 час

Г.Р. Державин «Лебедь». История создания стихотворения. Торжественность слога. Размышления о судьбе творца.

Теория литературы: жанр оды, эпитет, метафора, двусложные размеры стиха (ямб).

Развитие речи: выразительное чтение наизусть.


5

Литература XIX века

9 часов

К. Н. Батюшков. «На развалинах замка в Швеции». Героико-историческая тематика в творчестве поэта. Противопоставление героической мощи старины мелочным, ничтожным масштабам настоящего. Способы выражения чувств лирического героя.

Теория литературы: лирический герой, эпитет, метафора, оксюморон, инверсия.

Развитие речи: выразительное чтение.

Возможные виды внеурочной деятельности: литературная гостиная по творчеству поэта.

Д. В. Давыдов. Краткий рассказ о поэте. Отечественная война 1812 года глазами её участника. Стихотворение «Партизан».

Теория литературы: эпитет, сравнение.

Развитие речи: выразительное чтение.

А. С. Пушкин. «Выстрел». Мотивы поступков героев повести. Чувство мести, милосердие, благородство. Особенности композиции.

Теория литературы: цикл повестей, рассказчик и автор, эпиграф, композиция произведения.

Н. Г. Гарин-Михайловский. «Детство Тёмы» (главы «Иванов», «Ябеда», «Экзамены»). Отрочество героя. Годы учебы как череда тяжких испытаний в жизни подростка. Мечты и попытки их реализовать. Жестокое нравственное испытание в главе «Ябеда». Предательство и муки совести героя. Преодоление героем собственных слабостей в главе «Экзамены».

Е. А. Баратынский. «Родина». История создания стихотворения. Состояние души лирического героя. Лексические и синтаксические особенности стихотворения.

Теория литературы: художественная идея, риторическое обращение, анафора.

Развитие речи: выразительное чтение.

Возможные виды внеурочной деятельности: литературная гостиная по творчеству поэта.

И. С. Тургенев. Стихотворения в прозе. Непреходящие ценности жизни в произведениях Тургенева. Стихотворения в прозе "Собака", "Голуби", Враг и друг", "Русский язык".

Н. С. Лесков «Человек на часах». Открытость и честность, требовательность к себе, деликатность по отношению к окружающим, уважение к личности и осознание факта неповторимости каждого человек. Сюжет и герои рассказа. Нравственные проблемы в рассказе и пути их решения.


Тематическое планирование

п/п

Тема

Часы

1

Связь литературы с историей, философией, психологией. Образ человека в литературном произведении

1 ч

2

Русская народная песня. Отражение в народных песнях быта, традиций, обрядов, национального характера. Виды песен

1 ч

3

Календарно-обрядовые, лирические, исто­рические, сатирические песни Льговского района. Собиратели Курского фольклора.

1 ч

4

Былины «Святогор и Илья Муромец», «Рождение богатыря». Воплощение в образе богатыря национального характера и нравственных достоинств

1 ч

5

Из «Хождения за три моря» Афанасия Никитина. Памятник литературы в форме путевых записей

1 ч

6

«Житие Александра Невского» – первое русское житие князя-воина

1 ч

7

Р/Р Сочинение в стиле древнерусской литературы «Один день из моей школьной жизни»

1 ч

8

Г.Р. Державин «Лебедь». Размышления о судьбе творца

1 ч

9

К.Н. Батюшков. «На развалинах замка в Швеции». Противопоставление героической мощи старины мелочным, ничтожным масштабам настоящего

1 ч

10

Д.В. Давыдов. Краткий рассказ о поэте. Отечественная война 1812 года глазами её участника. Стихотворение «Партизан»

1 ч

11

А.С. Пушкин «Повести Белкина» Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный прием. «Выстрел». Сюжет и герои повести.

1 ч

12

«Выстрел». Особенности композиции, три выстрела и три рассказа о них. Мотивы поступков героев повести. Чувство мести, милосердие, благородство.

1 ч

13

Н.Г. Гарин – Михайловский. Слово о писателе. «Детство Тёмы» (главы «Иванов», «Ябеда», «Экзамены»). Отрочество героя. Годы учебы как череда тяжких испытаний в жизни подростка.

1 ч

14

Анализ эпизода Глава «Ябеда»

1 ч

15

Е.А. Баратынский. «Родина». История создания стихотворения. Состояние души лирического героя

1 ч

16

И. С. Тургенев. Стихотворения в прозе. Непреходящие ценности жизни в произведениях Тургенева. Стихотворения в прозе "Собака", "Голуби", Враг и друг",

1 ч

17

Н. С. Лесков «Человек на часах». Сюжет и герои рассказа. Нравственные проблемы в рассказе и пути их решения.

1 ч