Муниципальное образовательное учреждение
Шивиинская основная общеобразовательная школа
Утверждаю:
Директор
________ Игумнова Г.А.
№19 от «29» мая 2020
Рабочая программа
по родной литературе 5-9 класс
Составила учитель:
Игумнова Г.А.
2020
Приложение
к ООП ООО (ФГОС)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО РОДНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (РУССКОЙ)
Нормативная правовая основа для разработки настоящей программы по учебному предмету «Родная литература» составляет следующие документы:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании);
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577);
«Концепции преподавания русского языка и литературы», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.04.2016 г. № 637;
«Концепции программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации», утвержденной Правительством Российской Федерации от 03.06.2017 № 1155.
Программа включает пояснительную записку, в которой раскрываются цели изучения родной литературы, даётся общая характеристика курса, определяется место учебного предмета в «Родная литература» учебном плане, раскрываются основные подходы к отбору содержания курса, характеризуются его основные содержательные линии.
Программа устанавливает требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по родной (русской) литературе на личностном, метапредметном и предметном уровнях, примерное содержание учебного предмета «Родная литература».
Программа определяет содержание учебного предмета по годам обучения, основные методические стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета «Родная литература».
Пояснительная записка
Рабочая программа по родной литературе для 5-9 классов составлена на основе Примерной основной образовательной программы основного общего образования/Программа подготовлена институтом стратегических исследований в образовании РАО. Научные руководители- член-корреспондент РАО А.М.Кондаков, академик РАО Л.П.Кезина. Составитель -Е.С.Савинов. М. «Просвещение», 2011/, в соответствии с рекомендациями Примерной программы по учебным предметам, Программы курса «Литература» 5 - 9 классы Авторы – составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин (ФГОС Инновационная школа). Москва «Русское слово» 2014.
Данная программа конкретизирует содержание Стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
Изучение предметной области «Родная литература» должно обеспечить:
сформированность представлений о роли родной литературы в жизни человека;
включение в культурно-языковое поле родной литературы и культуры, воспитание ценностного отношения к родной литературе;
сформированность осознания тесной связи между языковым, литературным, интеллектуальным, духовно-нравственным развитием личности и ее социальным ростом;
сформированность устойчивого интереса к чтению на родном языке как средству познания культуры своего народа и других культур, уважительного отношения к ним;
приобщение к литературному наследию и через него - к сокровищам отечественной и мировой культуры;
сформированность чувства причастности к свершениям, традициям своего народа и осознание исторической преемственности поколений;
Цель программы: воспитание уважительного и бережного отношения к родной литературе как величайшей духовной, нравственной и культурной ценности русского народа.
Задачи:
формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения родной литературы;
обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию родной литературы, к отдельным ее произведениям;
приобщение к литературному наследию своего народа;
формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;
формирование умения актуализировать в художественных текстах родной литературы личностно значимые образы, темы и проблемы, учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного литературного произведения;
обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета.
Объект изучения в учебном процессе − литературное произведение в его жанрово-родовой и историко-культурной специфике.
Постижение произведения происходит в процессе системной деятельности школьников, как организуемой педагогом, так и самостоятельной, направленной на освоение навыков культуры чтения (вслух, про себя, по ролям; чтения аналитического, выборочного, комментированного, сопоставительного и др.) и базовых навыков творческого и академического письма, последовательно формирующихся на уроках родной литературы.
Общая характеристика учебного курса
ФГОС ООО признает приоритетной духовно-нравственную ценность литературы для школьника – будущего гражданина своей страны, любящего свой народ и уважающего его традиции, язык и культуру. Изучение родной литературы играет ведущую роль в процессах воспитания личности, развития ее нравственных качеств и творческих способностей, в сохранении и развитии национальных традиций и исторической преемственности поколений. Родная литература как культурный символ России, высшая форма существования российской духовности и языка в качестве школьного предмета посредством воздействия на эстетические чувства воспитывает в человеке патриотизм, чувства исторической памяти, принадлежности к культуре, народу и всему человечеству.
Содержание программы каждого класса включает в себя произведения (или фрагменты из произведений) родной литературы, помогающие школьнику осмыслить её непреходящую историко-культурную и нравственно-ценностную роль. Критерии отбора художественных произведений для изучения: высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, культурно-исторические традиции.
В программе представлены следующие разделы:
Устное народное творчество.
Древнерусская литература.
Русская литература XVIII в.
Русская литература XIX в.
Русская литература XX в.
Место учебного курса «Родная литература»
Учебный предмет «Родная литература» как часть образовательной области «Родной язык и литература» тесно связан с предметом «Родной язык». Родная литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной родной речью.
Программа учебного предмета «Родная литература» предназначена для изучения в 5-9 классах и рассчитана на 17 часов для каждого года обучения.
Класс | Количество часов в неделю | Количество часов в год |
5 | 0,5 | 17 |
6 | 0,5 | 17 |
7 | 0,5 | 17 |
8 | 0,5 | 17 |
9 | 0,5 | 17 |
Итого | 2,5 | 85 |
В данной программе предусмотрены часы на выполнение практической части программы.
Контрольные работы: в V- IX классах - 2 сочинения.
Форма организации образовательного процесса - классно-урочная: традиционные уроки (усвоение новых знаний, закрепление изученного, повторительно-обобщающий урок, комбинированный урок, урок контроля знаний, урок развития речи); нестандартные уроки: зачёт, семинар.
Виды и формы контроля:
письменный ответ на вопрос;
выразительное чтение (чтение наизусть);
сочинение на литературоведческую тему;
проект.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Родная литература»
Личностные результаты изучения предмета родная литература:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие чувства прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность русской речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста;
потребность в самовыражении через слово.
Средством достижения этих результатов служат тексты художественной литературы, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.
Учащийся научится:
понимать литературу как одну из национально-культурных ценностей русского народа;
уважительно относиться к родной литературе;
оценивать свои и чужие поступки;
проявлять внимание, желание больше узнать.
понимать определяющую роль родной литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности;
анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.
Метапредметными результатами изучения курса родная литература является формирование УУД.
Регулятивные УУД:
формулировать в сотрудничестве с учителем проблему и цели урока; способствовать к целеполаганию, включая постановку новых целей;
анализировать в обсуждении с учителем условия и пути достижения цели;
совместно с учителем составлять план решения учебной проблемы;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность под руководством учителя;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Учащийся научится:
планированию пути достижения цели;
установлению целевых приоритетов;
оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).
учитывать условия выполнения учебной задачи;
осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия».
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД:
овладение навыками смыслового чтения;
извлекать информацию (в сотрудничестве и при поддержке учителя), представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
перерабатывать в сотрудничестве с учителем и преобразовывать информацию из одной формы в другую (переводить сплошной текст в план, таблицу, схему и наоборот: по плану, по схеме, по таблице составлять сплошной текст);
излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения.
Средством развития познавательных УУД служат тексты художественной литературы; технология продуктивного чтения.
Учащийся научится:
строить сообщение в устной форме;
находить в художественном тексте ответ на заданный вопрос;
ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
осуществлять синтез как составление целого из частей;
проводить сравнение;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте;
обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).
Коммуникативные УУД:
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве (при поддержке направляющей роли учителя);
уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером при непосредственной методической поддержке учителя;
уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (в том числе и помощь учителя);
оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра;
выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.
Учащийся научится:
устанавливать и вырабатывать разные точки зрения;
аргументировать свою точку зрения;
задавать вопросы.
продуктивно разрешать конфликты на основе учѐта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство).
Все виды личностных и метапредметных УУД развиваются на протяжении обучения ребенка в 5 – 9 классах. Приращением в данных действиях становится глубина внутреннего осознания значимости данных действий и степень самостоятельности их применения.
Предметными результатами изучения курса родная литература является сформированность следующих умений:
осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п.;
формирование умений воспринимать, анализировать,критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
формирование понимания родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;
сформированность навыков понимания литературных художественных произведений, отражающих разные этнокультурные традиции.
Учащийся научится:
владеть различными видами пересказа,
пересказывать сюжет;
выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу;
характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики;
находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции;
определять родо-жанровую специфику художественного произведения;
выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения;
выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения;
ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой;
пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете.
Устное народное творчество
Учащийся научится:
видеть черты русского национального характера в героях русских сказок;
пересказывать сказку, чѐтко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для сказки художественные средства;
учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения.
Древнерусская литература
Учащийся научится:
характеризовать отдельные эпизоды российской истории с помощью произведений древнерусской литературы;
характеризовать исторических персонажей прочитанных произведений;
формировать вывод о пафосе и идеях произведений древнерусской литературы.
Русская литература XIX—XX вв.
Учащийся научится:
осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;
выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
характеризовать нравственную позицию героев;
формулировать художественную идею произведения;
формулировать вопросы для размышления;
участвовать в диспуте и отстаивать свою позицию;
давать психологическую характеристику поступкам героев в различных ситуациях;
создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других видах искусства, аргументировано оценивать их;
выразительно читать произведения лирики;
вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять еѐ результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).
Тематическое планирование. 5 класс (17 часов)
Содержание | Кол-во часов | Р/р | Виды учебной деятельности |
Введение | 1 | | Работа с текстом, работа в парах, участие в игровой ситуации. |
Русский фольклор | 2 | 1 | Сообщения, составление вопросов, выразительное чтение, работа с таблицей. Пересказ. Восприятие фольклорных текстов и их выразительное чтение. |
Древнерусская литература | 1 | | Сообщения, составление вопросов, выразительное чтение, работа с таблицей. |
Из литературы 18 века | 1 | | Развернутое обоснование суждения, с использованием цитирования. |
Из русской литературы 19 века | 6 | 1 | Выразительное чтение наизусть, беседа, выявление роли художественно-изобразительных средств в лирическом произведении, работа с иллюстрациями в учебнике. Работа с мини-проектами. |
Из русской литературы 20 века | 6 | 2 | Сообщения, работа с учебником, презентация, лексическая работа, составление цитатного плана. Пересказ. Анализ эпизодов. Работа над характеристикой героев. Работа с мини-проектами. |
Итого | 17 | 4 | |
Календарно-тематическое планирование
5 класс
№ п\п | тема | Количество часов | Дата по плану | Дата по факту |
Введение (1ч) |
1. | Своеобразие родной литературы. | 1 | | |
Русский фольклор (2ч) |
2. | «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо». Тема мирного труда и защиты родной земли. | 1 | | |
3. | «Журавль и цапля», «Солдатская шинель». Народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках | 1 | | |
Древнерусская литература (1ч) |
4. | Афанасий Никитин. «Хождения за три моря». | 1 | | |
Из литературы XVIII века (1ч) |
5. | Михаил Васильевич Ломоносов. «Лишь только дневный шум умолк…». | 1 | | |
Из литературы XIX века (6ч) |
6. | Басни. Толстой Л.Н «Два товарища». | 1 | | |
7. | Басни. Толстой Л.Н «Лгун», «Отец и сыновья». | 1 | | |
8. | Даль В.И. Сказка «Что значит досуг?» | 1 | | |
9. | Вяземский П.А. Стихотворение «Первый снег». Поэтический образ родины. | 1 | | |
10. | Станюкович К.М. Рассказ «Рождественская ночь». Поэтизация детства. | 1 | | |
11. | Станюкович К.М. Рассказ «Рождественская ночь». Художественный мир рассказа | 1 | | |
Из литературы XX века (6ч) |
12. | Пермяк Е.А. Сказка «Березовая роща». | 1 | | |
13. | Гайдар А.П. «Тимур и его команда». | 1 | | |
14. | Пантелеев Л. «Шкидские рассказы». | 1 | | |
15. | Паустовский К.Г. «Заячьи лапы». Пришвин М.М. «Остров спасения» | 1 | | |
16. | Рубцов Н.М. «Родная деревня» Блок А. «Ты помнишь, в нашей бухте сонной…». | 1 | | |
17. | Самойлов Д. «Сказка». Берестов В. «Почему-то в детстве…» | 1 | | |
| Итого | 17 | | |
Тематическое планирование. 6 класс (17 часов)
Содержание | Кол-во часов | Р/р | Виды учебной деятельности |
Введение | 1 | | Работа с текстом. Развернутый ответ по теме урока. Устное и письменное высказывание. |
Русский фольклор | 1 | 1 | Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка способа действия при решении задач. |
Древнерусская литература | 1 | | Сообщения, составление вопросов, выразительное чтение, работа с таблицей. Выразительное чтение, выполнение заданий. |
Из русской литературы 19 века | 6 | 1 | Определение границы знания и незнания, выразительное чтение, развернутый ответ по теме урока. |
Из русской литературы 20 века | 8 | 2 | Сообщения, работа с учебником, презентация, лексическая работа, составление цитатного плана. Формирование разных способов и форм действия оценки. Анализ эпизода. |
Итого | 17 | 4 | |
Календарно-тематическое планирование 6 класс
№ п\п | тема | Количество часов | Дата по плану | Дата по факту |
Введение (1ч) |
1. | Своеобразие родной литературы. Родная литература как способ познания жизни. | 1 | | |
Русский фольклор (1ч) |
2. | Сказка «Два Ивана – солдатских сына». Воплощение в фольклорных произведениях национального характера. | 1 | | |
Древнерусская литература (1ч) |
3. | «Подвиг юноши Кожемяки» из сказаний о Святославе. Образное отражение жизни в древнерусской литературе. | 1 | | |
Из литературы XIX века (6ч) |
4. | Н. Г. Гарин-Михайловский. «Детство Тёмы» (главы «Иванов», «Ябеда», «Экзамены»). | 1 | | |
5. | Ф.М. Достоевский. «Мальчики». Роль семьи в воспитании ребёнка. | 1 | | |
6. | Н. Лесков «Человек на часах». Жизнь человека как наивысшая ценность. | 1 | | |
7. | Н. Лесков «Человек на часах». Жизнь человека как наивысшая ценность. | 1 | | |
8. | И. С. Никитин. «Русь», «Сибирь!.. Напишешь это слово…»; М. Ю. Лермонтов. «Москва, Москва! люблю тебя, как сын...» (из поэмы «Сашка»). | 1 | | |
9. | А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край», «Благовест». | 1 | | |
Из литературы XX века (8ч) |
10. | Л.А. Чарская. Рассказ «Тайна». Ранимость души подростка. | 1 | | |
11. | А.И. Приставкин. Рассказ «Золотая рыбка». Основная тематика и нравственная проблематика рассказа. | 1 | | |
12. | Ю.Я. Яковлев «Рыцарь Вася». Благородство как следование внутренним нравственным идеалам. | 1 | | |
13. | А. Алексин «Домашнее сочинение». Взрослые и дети. | 1 | | |
14. | Р.П. Погодин «Время говорит – пора». Герои-подростки и их взаимоотношения с родителями в литературе и в жизни. | 1 | | |
15. | А. Блок «Там неба осветлённый край…», «Снег да снег…», В.Я. Брюсов. «Весенний дождь», Н.А. Заболоцкий «Утро». | 1 | | |
16. | Н.А. Заболоцкий «Подмосковные рощи», А. Твардовский «Есть обрыв, где я, играя…», «Я иду и радуюсь…». | 1 | | |
17. | А. Вознесенский «Снег в сентябре». | 1 | | |
| Итого | 17 | | |
Тематическое планирование. 7 класс (17 часов)
Содержание | Кол-во часов | Р/р | Виды учебной деятельности |
Русский фольклор | 1 | | Работа с теоретико-литературными понятиями. Аналитическая беседа. |
Древнерусская литература | 2 | 1 | Работа с текстом: нахождение незнакомых слов и определение их значений. Выразительное чтение фрагментов произведений древнерусской литературы. |
Из литературы 18 века | 1 | | Подробный пересказ эпизода и его анализ. |
Из русской литературы 19 века | 6 | 1 | Развернутый устный ответ. Характеристика отдельных персонажей и средств создания их образов. Сопоставительная характеристика персонажей. |
Из русской литературы 20 века | 7 | 2 | Определение тематики и проблематики произведения, выявление авторской самобытности в постановке общественно значимых проблем. Подробный пересказ содержания художественного произведения. |
Итого | 17 | 4 | |
Календарно – тематическое планирование 7 класс
№ п\п | тема | Количество часов | Дата по плану | Дата по факту |
Русский фольклор (1ч) |
1. | Героические былины. «Добрыня и змей», «Алеша Попович и Тугарин Змеевич», «Святогор- богатырь». | 1 | | |
Древнерусская литература (2ч) |
2. | «Моления Даниила Заточника»-памятник гражданственности, духовности и нравственности. | 1 | | |
3. | «Сказание о Борисе и Глебе». Тема добра и зла в произведениях древнерусской литературы. | 1 | | |
Из литературы XVIII века (1ч) |
4. | А.Сумароков. «Эпиграмма». В.Капнист. «На кончину Гавриила Романовича Державина». | 1 | | |
Из литературы XIX века (6ч) |
5. | И.А.Крылов. «Лягушки, просящие царя», «Обоз». Историческая основа басен. | 1 | | |
6. | А.С.Пушкин. «Скупой рыцарь». «Ужасный век, ужасные сердца». | 1 | | |
7. | А.С.Пушкин. «Моцарт и Сальери». Проблема отношения к гениальности. | 1 | | |
8. | И.С.Тургенев. «Бурмистр». Влияние крепостного права на людей. И.С.Тургенев. «Певцы». Роль таланта. | 1 | | |
9. | А.П.Чехов. «Тоска», «Размазня». «Смех сквозь слезы». | 1 | | |
10. | А.И.Куприн «Изумруд». Сострадание к «братьям нашим меньшим». | 1 | | |
Из литературы XX века (7ч) |
11. | А.Аверченко. Вечером». Два мира в рассказе. | 1 | | |
12. | Тэффи. «Свои и чужие». Проблема взаимоотношений между своими и чужими. | 1 | | |
13. | М.Зощенко. «История болезни». Средства создания комического в рассказе. | 1 | | |
14. | Н.Заболоцкий. «Некрасивая девочка». Вечная проблема красоты (внешней и внутренней). | 1 | | |
15. | В.Астафьев. «Мальчик в белой рубашке». Трагедия матери, потерявшей ребенка. | 1 | | |
16. | В.Шукшин. «Критики». Отношения между поколениями, проблема «отцов и детей». | 1 | | |
17. | Е.Носов. «Трудный хлеб». Уроки нравственности в рассказе. | 1 | | |
| Итого | 17 | | |
Тематическое планирование. 8 класс (17 часов)
Содержание | Кол-во часов | Р/р | Виды учебной деятельности |
Введение | 1 | | Сообщения. |
Русский фольклор | 1 | | Работа со статьей учебника. Анализ литературного произведения. Работа учащихся с иллюстрациями. |
Древнерусская литература | 2 | 1 | Сообщения учащихся, работа с репродукциями, ответы на вопросы, беседа. Анализ произведения: определение его принадлежности к одному из литературных родов и жанров; формулировка темы, идеи, сопоставление героев одного или нескольких произведений. |
Из литературы 18 века | 1 | | Работа в микрогруппах. Работа с терминами, конспектирование. |
Из русской литературы 19 века | 4 | 1 | Групповые выступления учащихся, мини-презентации. Анализ литературного произведения: определение его принадлежности к одному из литературных родов и жанров; понимание и формулирование темы, идеи, нравственного пафоса. |
Из русской литературы 20 века | 8 | 2 | Определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно- художественного содержания произведения. |
Итого | 17 | 4 | |
Календарно – тематическое планирование 8 класс
№ п\п | тема | Количество часов | Дата по плану | Дата по факту |
Введение (1) |
1. | Значение художественного произведения в культурном наследии страны. | 1 | | |
Русский фольклор (1ч) |
2. | Фольклорные традиции в русской литературе. Роль народных песен в произведениях А.С.Пушкина. | 1 | | |
Древнерусская литература (2ч) |
3. | «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное» - памятник литературы. | 1 | | |
4. | «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное» - памятник литературы. | 1 | | |
Из литературы XVIII века (1ч) |
5. | Карамзин Н.М. Повесть «Евгений и Юлия». | 1 | | |
Из литературы XIX века (4ч) |
6. | А.С.Пушкин «Пиковая дама». Проблема «человек и судьба» в идейном содержании произведения. | 1 | | |
7. | А.С.Пушкин «Пиковая дама». Система образов-персонажей, сочетание в них реального и символического планов, значение образа Петербурга. | 1 | | |
8. | Павел Засодимский. «В метель и вьюгу». Рождественские рассказы. Мотив "божественного дитя". | 1 | | |
9. | А. Толстой. Слово о поэте. "Князь Михайло Репнин". | 1 | | |
Из литературы XX века (8ч) |
10. | А.Т. Аверченко «Специалист». Сатирические и юмористические рассказы писателя. | 1 | | |
11. | Л.Кассиль "Дорогие мои мальчишки» (главы). Изображение жизни мальчишек во время Великой Отечественной войны. | 1 | | |
12. | Д. Гранин и А. Адамович «Блокадная книга». Героизм жителей осажденного фашистами Ленинграда. | 1 | | |
13. | Б.Полевой. «Повесть о настоящем человеке». Сила характера русского человека. | 1 | | |
14. | Б.Полевой. «Повесть о настоящем человеке». Героизм русского народа в Великой Отечественной войне. | 1 | | |
15. | Д.Доцук. Рассказ о писательнице. «Голос». Жизнь современных подростков в жестоком мире взрослых. | 1 | | |
16. | Н. Назаркин. «Мандариновые острова». | 1 | | |
17. | Защита проектных работ. | 1 | | |
| Итого | 17 | | |
Тематическое планирование. 9 класс (17 часов)
Содержание | Кол-во часов | Р/р | Виды учебной деятельности |
Древнерусская литература | 1 | | Сообщения учащихся, беседа. Анализ произведения в единстве формы и содержания. |
Из литературы 18 века | 2 | | Создание презентаций, дискуссия. |
Из русской литературы 19 века | 2 | 1 | Выразительное чтение. Исследование языка произведения. Роль художественных средств в создании картины мира. |
Из русской литературы 20 века | 12 | 3 | Определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно- художественного содержания произведения. |
Итого | 17 | 4 | |
Календарно- тематическое планирование
9 класс
№ п\п | тема | Количество часов | Дата по плану | Дата по факту |
Древнерусская литература (1) |
1. | Особенности развития древнерусской литературы. «Задонщина». Тема единения Русской земли. | 1 | | |
Из литературы XVIII века (2ч) |
2. | «История государства Российского» (фрагмент). «Уважение к минувшему» в исторической хронике Н.М.Карамзина. | 1 | | |
3 | Русские баснописцы 18 века. Басни «Ворона и лиса» В. К. Тредиаковского и А. П. Сумарокова. | 1 | | |
Из литературы XIX (2ч) |
4 | Образ родной природы в стихах поэтов XIX в. Апухтин А.Н. Стихотворение «День ли царит, тишина ли ночная…». Поэтические традиции XIX века в творчестве Апухтина А.Н. | 1 | | |
5 | Бестужев-Марлинский А.А. «Вечер на бивуаке». Лицемерие и эгоизм светского общества и благородство чувств героя рассказа | 1 | | |
Из литературы XX века (12ч) |
6 | И.А.Бунин. Рассказы из цикла «Темные аллеи». «Холодная осень». | 1 | | |
7 | А.Толстой. «Русский характер» -своеобразный итог рассуждениям о русском человеке. | 1 | | |
8 | Солженицын А.И. Цикл «Крохотки» – многолетние раздумья автора о человеке, о природе, о проблемах современного общества и о судьбе России. | 1 | | |
9 | Ю. Бондарев. Рассказ «Простите нас!» Безнравственность забвения человека человеком. Тема благодарности воспитавшим нас людям, памяти о них. | 1 | | |
10 | Психологизм рассказа Юрия Казакова «Запах хлеба» (или К.Г.Паустовский. «Телеграмма». Отношение Насти к матери. Смысл названия рассказа). | 1 | | |
11 | А.Грин. «Зеленая лампа». Что нужно человеку для счастья. | 1 | | |
12 | Глубина философского обобщения в рассказе А. Платонова «В прекрасном и яростном мире». | 1 | | |
13 | Екимов Б.П. «Ночь исцеления». Трагическая судьба человека в годы Великой Отечественной войны. | 1 | | |
14 | Толстая Т.Н. «Соня». Мотив времени – один из основных мотивов рассказа. Тема нравственного выбора. Образ «вечной Сонечки». | 1 | | |
15 | Е. Габова. Рассказ «Не пускайте Рыжую на озеро». Проблема отсутствия понимания между людьми. | 1 | | |
16 | Захар Прилепин. «Белый квадрат». Нравственное взросление героя рассказа. Проблемы памяти, долга, ответственности, непреходящей человеческой жизни в изображении писателя. | 1 | | |
17 | Защита проектных работ. | 1 | | |
Примерные темы проектных и исследовательских работ
5 – 6 класс
Книги вчера, сегодня, завтра
Литература и мой край
Мои ровесники в литературных произведениях
Знаменитые поэты и писатели моего города
Что читают мои одноклассники
Новаторство А.П.Чехова и значение его творчества
7 - 8 класс
Говорящие фамилии в произведениях писателей
Литературные премии
Памятники литературным героям
Символика яблока в русской литературе
Образы растений и цветов в литературе
Песни Б. Окуджавы о Великой Отечественной войне
8 – 9 классы
Штампы и стереотипы в современной публичной речи.
Мудрость слова
Мой Высоцкий
Что читают в моем классе
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1. Г.С. Меркин. Литература 5 класс. М.: «Русское слово», 2014;
2. Г.С. Меркин. Литература 6 класс. М.: «Русское слово», 2013;
3. Г.С. Меркин. Литература 7 класс. М.: «Русское слово», 2013;
4. Г.С. Меркин. Литература 8 класс. М.: «Русское слово», 2012;
5. С.А. Зинин, В.И. Сахаров, В.А. Чалмаев. Литература 9 класс. М.: «Русское слово», 2014.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Компьютер
Принтер
Проектор
Интернет
Интерактивная доска