СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по родной литературе 5 - 9 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по родной литературе 5 - 9 класс»



Муниципальное образовательное учреждение

Шивиинская основная общеобразовательная школа



Утверждаю:

Директор

________ Игумнова Г.А.

№19 от «29» мая 2020







Рабочая программа

по родной литературе 5-9 класс

















Составила учитель:

Игумнова Г.А.

2020

Приложение

к ООП ООО (ФГОС)


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПО РОДНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (РУССКОЙ)


Нормативная правовая основа для разработки настоящей программы по учебному предмету «Родная литература» составляет следующие документы:

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании);

приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577);

«Концепции преподавания русского языка и литературы», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.04.2016 г. № 637;

«Концепции программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации», утвержденной Правительством Российской Федерации от 03.06.2017 № 1155.

Программа включает пояснительную записку, в которой раскрываются цели изучения родной литературы, даётся общая характеристика курса, определяется место учебного предмета в «Родная литература» учебном плане, раскрываются основные подходы к отбору содержания курса, характеризуются его основные содержательные линии.

Программа устанавливает требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по родной (русской) литературе на личностном, метапредметном и предметном уровнях, примерное содержание учебного предмета «Родная литература».

Программа определяет содержание учебного предмета по годам обучения, основные методические стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета «Родная литература».


Пояснительная записка

Рабочая программа по родной литературе для 5-9 классов составлена на основе Примерной основной образовательной программы основного общего образования/Программа подготовлена институтом стратегических исследований в образовании РАО. Научные руководители- член-корреспондент РАО А.М.Кондаков, академик РАО Л.П.Кезина. Составитель -Е.С.Савинов. М. «Просвещение», 2011/, в соответствии с рекомендациями Примерной программы по учебным предметам, Программы курса «Литература» 5 - 9 классы Авторы – составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин (ФГОС Инновационная школа). Москва «Русское слово» 2014.




Данная программа конкретизирует содержание Стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

Изучение предметной области «Родная литература» должно обеспечить:

  • сформированность представлений о роли родной литературы в жизни человека;

  • включение в культурно-языковое поле родной литературы и культуры, воспитание ценностного отношения к родной литературе;

  • сформированность осознания тесной связи между языковым, литературным, интеллектуальным, духовно-нравственным развитием личности и ее социальным ростом;

  • сформированность устойчивого интереса к чтению на родном языке как средству познания культуры своего народа и других культур, уважительного отношения к ним;

  • приобщение к литературному наследию и через него - к сокровищам отечественной и мировой культуры;

  • сформированность чувства причастности к свершениям, традициям своего народа и осознание исторической преемственности поколений;

Цель программы: воспитание уважительного и бережного отношения к родной литературе как величайшей духовной, нравственной и культурной ценности русского народа.

Задачи:

  • формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения родной литературы;

  • обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию родной литературы, к отдельным ее произведениям;

  • приобщение к литературному наследию своего народа;

  • формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;

  • формирование умения актуализировать в художественных текстах родной литературы личностно значимые образы, темы и проблемы, учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного литературного произведения;

  • обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета.

Объект изучения в учебном процессе − литературное произведение в его жанрово-родовой и историко-культурной специфике.

Постижение произведения происходит в процессе системной деятельности школьников, как организуемой педагогом, так и самостоятельной, направленной на освоение навыков культуры чтения (вслух, про себя, по ролям; чтения аналитического, выборочного, комментированного, сопоставительного и др.) и базовых навыков творческого и академического письма, последовательно формирующихся на уроках родной литературы.

Общая характеристика учебного курса

ФГОС ООО признает приоритетной духовно-нравственную ценность литературы для школьника – будущего гражданина своей страны, любящего свой народ и уважающего его традиции, язык и культуру. Изучение родной литературы играет ведущую роль в процессах воспитания личности, развития ее нравственных качеств и творческих способностей, в сохранении и развитии национальных традиций и исторической преемственности поколений. Родная литература как культурный символ России, высшая форма существования российской духовности и языка в качестве школьного предмета посредством воздействия на эстетические чувства воспитывает в человеке патриотизм, чувства исторической памяти, принадлежности к культуре, народу и всему человечеству.

Содержание программы каждого класса включает в себя произведения (или фрагменты из произведений) родной литературы, помогающие школьнику осмыслить её непреходящую историко-культурную и нравственно-ценностную роль. Критерии отбора художественных произведений для изучения: высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, культурно-исторические традиции.

В программе представлены следующие разделы:

  • Устное народное творчество.

  • Древнерусская литература.

  • Русская литература XVIII в.

  • Русская литература XIX в.

  • Русская литература XX в.

Место учебного курса «Родная литература»

Учебный предмет «Родная литература» как часть образовательной области «Родной язык и литература» тесно связан с предметом «Родной язык». Родная литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной родной речью.

Программа учебного предмета «Родная литература» предназначена для изучения в 5-9 классах и рассчитана на 17 часов для каждого года обучения.

Класс

Количество часов в неделю

Количество часов в год

5

0,5

17

6

0,5

17

7

0,5

17

8

0,5

17

9

0,5

17

Итого

2,5

85


В данной программе предусмотрены часы на выполнение практической части программы.

Контрольные работы: в V- IX классах - 2 сочинения.

Форма организации образовательного процесса - классно-урочная: традиционные уроки (усвоение новых знаний, закрепление изученного, повторительно-обобщающий урок, комбинированный урок, урок контроля знаний, урок развития речи); нестандартные уроки: зачёт, семинар.

Виды и формы контроля:

  • письменный ответ на вопрос;

  • выразительное чтение (чтение наизусть);

  • сочинение на литературоведческую тему;

  • проект.

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Родная литература»


Личностные результаты изучения предмета родная литература:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России;

  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  • развитие чувства прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность русской речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

  • устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста;

  • потребность в самовыражении через слово.

Средством достижения этих результатов служат тексты художественной литературы, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.

Учащийся научится:

  • понимать литературу как одну из национально-культурных ценностей русского народа;

  • уважительно относиться к родной литературе;

  • оценивать свои и чужие поступки;

  • проявлять внимание, желание больше узнать.

  • понимать определяющую роль родной литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности;

  • анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.


Метапредметными результатами изучения курса родная литература является формирование УУД.

Регулятивные УУД:

  • формулировать в сотрудничестве с учителем проблему и цели урока; способствовать к целеполаганию, включая постановку новых целей;

  • анализировать в обсуждении с учителем условия и пути достижения цели;

  • совместно с учителем составлять план решения учебной проблемы;

  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность под руководством учителя;

  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Учащийся научится:

  • планированию пути достижения цели;

  • установлению целевых приоритетов;

  • оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).

  • учитывать условия выполнения учебной задачи;

  • осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия».

Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений.


Познавательные УУД:

  • овладение навыками смыслового чтения;

  • извлекать информацию (в сотрудничестве и при поддержке учителя), представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

  • владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

  • перерабатывать в сотрудничестве с учителем и преобразовывать информацию из одной формы в другую (переводить сплошной текст в план, таблицу, схему и наоборот: по плану, по схеме, по таблице составлять сплошной текст);

  • излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;

  • пользоваться словарями, справочниками;

  • осуществлять анализ и синтез;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • строить рассуждения.

Средством развития познавательных УУД служат тексты художественной литературы; технология продуктивного чтения.

Учащийся научится:

  • строить сообщение в устной форме;

  • находить в художественном тексте ответ на заданный вопрос;

  • ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

  • анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

  • осуществлять синтез как составление целого из частей;

  • проводить сравнение;

  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

  • проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

  • осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте;

  • обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).


Коммуникативные УУД:

  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;

  • планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве (при поддержке направляющей роли учителя);

  • уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;

  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

  • уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером при непосредственной методической поддержке учителя;

  • уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (в том числе и помощь учителя);

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра;

  • выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.

Учащийся научится:

  • устанавливать и вырабатывать разные точки зрения;

  • аргументировать свою точку зрения;

  • задавать вопросы.

  • продуктивно разрешать конфликты на основе учѐта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

  • брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство).

Все виды личностных и метапредметных УУД развиваются на протяжении обучения ребенка в 5 – 9 классах. Приращением в данных действиях становится глубина внутреннего осознания значимости данных действий и степень самостоятельности их применения.


Предметными результатами изучения курса родная литература является сформированность следующих умений:

  • осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

  • понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

  • развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

  • овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п.;

  • формирование умений воспринимать, анализировать,критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

  • формирование понимания родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

  • обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;

  • сформированность навыков понимания литературных художественных произведений, отражающих разные этнокультурные традиции.


Учащийся научится:

  • владеть различными видами пересказа,

  • пересказывать сюжет;

  • выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу;

  • характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики;

  • находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции;

  • определять родо-жанровую специфику художественного произведения;

  • выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения;

  • выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения;

  • ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой;

  • пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете.


Устное народное творчество

Учащийся научится:

  • видеть черты русского национального характера в героях русских сказок;

  • пересказывать сказку, чѐтко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для сказки художественные средства;

  • учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения.

Древнерусская литература

Учащийся научится:

  • характеризовать отдельные эпизоды российской истории с помощью произведений древнерусской литературы;

  • характеризовать исторических персонажей прочитанных произведений;

  • формировать вывод о пафосе и идеях произведений древнерусской литературы.

Русская литература XIX—XX вв.

Учащийся научится:

  • осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;

  • выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

  • воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

  • характеризовать нравственную позицию героев;

  • формулировать художественную идею произведения;

  • формулировать вопросы для размышления;

  • участвовать в диспуте и отстаивать свою позицию;

  • давать психологическую характеристику поступкам героев в различных ситуациях;

  • создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

  • сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других видах искусства, аргументировано оценивать их;

  • выразительно читать произведения лирики;

  • вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять еѐ результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).

Тематическое планирование. 5 класс (17 часов)

Содержание

Кол-во часов

Р/р

Виды учебной деятельности

Введение

1


Работа с текстом, работа в парах, участие в игровой ситуации.


Русский фольклор

2

1

Сообщения, составление вопросов, выразительное чтение, работа с таблицей. Пересказ. Восприятие фольклорных текстов и их выразительное чтение.

Древнерусская литература

1


Сообщения, составление вопросов, выразительное чтение, работа с таблицей.

Из литературы 18 века

1


Развернутое обоснование суждения, с использованием цитирования.

Из русской литературы 19 века

6

1

Выразительное чтение наизусть, беседа, выявление роли художественно-изобразительных средств в лирическом произведении, работа с иллюстрациями в учебнике. Работа с мини-проектами.

Из русской литературы 20 века

6

2

Сообщения, работа с учебником, презентация, лексическая работа, составление цитатного плана. Пересказ. Анализ эпизодов. Работа над характеристикой героев. Работа с мини-проектами.

Итого

17

4




Календарно-тематическое планирование

5 класс

п\п

тема

Количество часов

Дата по плану

Дата по факту

Введение (1ч)


1.

Своеобразие родной литературы.


1



Русский фольклор (2ч)


2.

«Иван — крестьянский сын и чудо-юдо». Тема мирного труда и защиты родной земли.

1



3.

«Журавль и цапля», «Солдатская шинель». Народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках

1



Древнерусская литература (1ч)

4.

Афанасий Никитин. «Хождения за три моря».

1



Из литературы XVIII века (1ч)

5.

Михаил Васильевич Ломоносов. «Лишь только дневный шум умолк…».

1



Из литературы XIX века (6ч)

6.

Басни. Толстой Л.Н «Два товарища».

1



7.

Басни. Толстой Л.Н «Лгун», «Отец и сыновья».

1



8.

Даль В.И. Сказка «Что значит досуг?»

1



9.

Вяземский П.А. Стихотворение «Первый снег». Поэтический образ родины.

1



10.

Станюкович К.М. Рассказ «Рождественская ночь». Поэтизация детства.

1



11.

Станюкович К.М. Рассказ «Рождественская ночь». Художественный мир рассказа

1



Из литературы XX века (6ч)

12.

Пермяк Е.А. Сказка «Березовая роща».

1



13.

Гайдар А.П. «Тимур и его команда».

1



14.

Пантелеев Л. «Шкидские рассказы».

1



15.

Паустовский К.Г. «Заячьи лапы».

Пришвин М.М. «Остров спасения»

1



16.

Рубцов Н.М. «Родная деревня»

Блок А. «Ты помнишь, в нашей бухте сонной…».

1



17.

Самойлов Д. «Сказка».

Берестов В. «Почему-то в детстве…»

1




Итого

17




Тематическое планирование. 6 класс (17 часов)

Содержание

Кол-во часов

Р/р

Виды учебной деятельности

Введение

1


Работа с текстом.

Развернутый ответ по теме урока.

Устное и письменное высказывание.

Русский фольклор

1

1

Решение частных задач - осмысление,

конкретизация и отработка

способа действия при решении задач.

Древнерусская литература

1


Сообщения, составление вопросов,

выразительное чтение, работа с

таблицей. Выразительное чтение,

выполнение заданий.

Из русской литературы 19 века

6

1

Определение границы знания

и незнания,

выразительное чтение,

развернутый ответ по теме урока.

Из русской литературы 20 века

8

2

Сообщения, работа с учебником,

презентация, лексическая работа,

составление цитатного плана.

Формирование разных способов и форм

действия оценки. Анализ эпизода.

Итого

17

4




Календарно-тематическое планирование 6 класс

п\п

тема

Количество часов

Дата по плану

Дата по факту

Введение (1ч)

1.

Своеобразие родной литературы. Родная литература как способ познания жизни.

1



Русский фольклор (1ч)

2.

Сказка «Два Ивана – солдатских сына». Воплощение в фольклорных произведениях национального характера.

1



Древнерусская литература (1ч)

3.

«Подвиг юноши Кожемяки» из сказаний о Святославе. Образное отражение жизни в древнерусской литературе.

1



Из литературы XIX века (6ч)

4.

Н. Г. Гарин-Михайловский. «Детство Тёмы» (главы «Иванов», «Ябеда», «Экзамены»).

1



5.

Ф.М. Достоевский. «Мальчики». Роль семьи в воспитании ребёнка.

1



6.

Н. Лесков «Человек на часах». Жизнь человека как наивысшая ценность.

1



7.

Н. Лесков «Человек на часах». Жизнь человека как наивысшая ценность.

1



8.

И. С. Никитин. «Русь», «Сибирь!.. Напишешь это слово…»; М. Ю. Лермонтов. «Москва, Москва! люблю тебя, как сын...» (из поэмы «Сашка»).

1



9.

А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край», «Благовест».

1



Из литературы XX века (8ч)

10.

Л.А. Чарская. Рассказ «Тайна». Ранимость души подростка.

1



11.

А.И. Приставкин. Рассказ «Золотая рыбка». Основная тематика и нравственная проблематика рассказа.

1



12.

Ю.Я. Яковлев «Рыцарь Вася». Благородство как следование внутренним нравственным идеалам.

1



13.

А. Алексин «Домашнее сочинение». Взрослые и дети.

1



14.

Р.П. Погодин «Время говорит – пора». Герои-подростки и их взаимоотношения с родителями в литературе и в жизни.

1



15.

А. Блок «Там неба осветлённый край…», «Снег да снег…», В.Я. Брюсов. «Весенний дождь», Н.А. Заболоцкий «Утро».

1



16.

Н.А. Заболоцкий «Подмосковные рощи», А. Твардовский «Есть обрыв, где я, играя…», «Я иду и радуюсь…».

1



17.

А. Вознесенский «Снег в сентябре».

1




Итого

17





Тематическое планирование. 7 класс (17 часов)

Содержание

Кол-во часов

Р/р

Виды учебной деятельности

Русский фольклор

1


Работа с теоретико-литературными понятиями. Аналитическая беседа.

Древнерусская литература

2

1

Работа с текстом: нахождение

незнакомых слов и определение их значений. Выразительное чтение фрагментов

произведений

древнерусской литературы.

Из литературы 18 века

1


Подробный пересказ эпизода и

его анализ.

Из русской литературы 19 века

6

1

Развернутый устный ответ.

Характеристика отдельных персонажей и

средств создания их

образов. Сопоставительная

характеристика персонажей.

Из русской литературы 20 века

7

2

Определение тематики и

проблематики произведения,

выявление авторской самобытности в

постановке общественно значимых проблем. Подробный пересказ содержания

художественного произведения.

Итого

17

4






Календарно – тематическое планирование 7 класс

п\п

тема

Количество часов

Дата по плану

Дата по факту

Русский фольклор (1ч)

1.

Героические былины. «Добрыня и змей», «Алеша Попович и Тугарин Змеевич», «Святогор- богатырь».

1



Древнерусская литература (2ч)

2.

«Моления Даниила Заточника»-памятник гражданственности, духовности и нравственности.

1



3.

«Сказание о Борисе и Глебе». Тема добра и зла в произведениях древнерусской литературы.

1



Из литературы XVIII века (1ч)

4.

А.Сумароков. «Эпиграмма».

В.Капнист. «На кончину Гавриила Романовича Державина».

1



Из литературы XIX века (6ч)

5.

И.А.Крылов. «Лягушки, просящие царя», «Обоз». Историческая основа басен.

1



6.

А.С.Пушкин. «Скупой рыцарь». «Ужасный век, ужасные сердца».

1



7.

А.С.Пушкин. «Моцарт и Сальери». Проблема отношения к гениальности.

1



8.

И.С.Тургенев. «Бурмистр». Влияние крепостного права на людей. И.С.Тургенев. «Певцы». Роль таланта.

1



9.

А.П.Чехов. «Тоска», «Размазня». «Смех сквозь слезы».

1



10.

А.И.Куприн «Изумруд». Сострадание к «братьям нашим меньшим».

1



Из литературы XX века (7ч)

11.

А.Аверченко. Вечером». Два мира в рассказе.

1



12.

Тэффи. «Свои и чужие». Проблема взаимоотношений между своими и чужими.

1



13.

М.Зощенко. «История болезни». Средства создания комического в рассказе.

1



14.

Н.Заболоцкий. «Некрасивая девочка». Вечная проблема красоты (внешней и внутренней).

1



15.

В.Астафьев. «Мальчик в белой рубашке». Трагедия матери, потерявшей ребенка.

1



16.

В.Шукшин. «Критики». Отношения между поколениями, проблема «отцов и детей».

1



17.

Е.Носов. «Трудный хлеб». Уроки нравственности в рассказе.

1




Итого

17






Тематическое планирование. 8 класс (17 часов)

Содержание

Кол-во часов

Р/р

Виды учебной деятельности

Введение

1


Сообщения.

Русский фольклор

1


Работа со статьей учебника. Анализ

литературного произведения.

Работа учащихся с иллюстрациями.

Древнерусская литература

2

1

Сообщения учащихся,

работа с репродукциями, ответы на

вопросы, беседа. Анализ произведения:

определение его принадлежности к одному

из литературных родов и жанров;

формулировка темы, идеи, сопоставление

героев одного или нескольких произведений.

Из литературы 18 века

1


Работа в микрогруппах.

Работа с терминами, конспектирование.

Из русской литературы 19 века

4

1

Групповые выступления учащихся, мини-презентации.

Анализ литературного произведения:

определение

его принадлежности к одному из

литературных родов и жанров; понимание

и формулирование темы, идеи,

нравственного пафоса.

Из русской литературы 20 века

8

2

Определение в произведении элементов

сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание

их роли в раскрытии идейно-

художественного содержания произведения.

Итого

17

4




Календарно – тематическое планирование 8 класс

п\п

тема

Количество часов

Дата по плану

Дата по факту

Введение (1)

1.

Значение художественного произведения

в культурном наследии страны.

1



Русский фольклор (1ч)

2.

Фольклорные традиции в русской литературе. Роль народных песен в произведениях А.С.Пушкина.

1



Древнерусская литература (2ч)

3.

«Житие протопопа Аввакума, им самим написанное» - памятник литературы.

1



4.

«Житие протопопа Аввакума, им самим написанное» - памятник литературы.

1



Из литературы XVIII века (1ч)

5.

Карамзин Н.М. Повесть «Евгений и Юлия».

1



Из литературы XIX века (4ч)

6.

А.С.Пушкин «Пиковая дама». Проблема «человек и судьба» в идейном содержании произведения.

1



7.

А.С.Пушкин «Пиковая дама». Система образов-персонажей, сочетание в них реального и символического планов, значение образа Петербурга.

1



8.

Павел Засодимский. «В метель и вьюгу». Рождественские рассказы. Мотив "божественного дитя".

1



9.

А. Толстой. Слово о поэте. "Князь Михайло Репнин".

1



Из литературы XX века (8ч)

10.

А.Т. Аверченко «Специалист». Сатирические и юмористические рассказы писателя.

1



11.

Л.Кассиль "Дорогие мои мальчишки» (главы). Изображение жизни мальчишек во время Великой Отечественной войны.

1



12.

Д. Гранин и А. Адамович «Блокадная книга».

Героизм жителей осажденного фашистами Ленинграда.

1



13.

Б.Полевой. «Повесть о настоящем человеке». Сила характера русского человека.

1



14.

Б.Полевой. «Повесть о настоящем человеке». Героизм русского народа в Великой Отечественной войне.

1



15.

Д.Доцук. Рассказ о писательнице. «Голос». Жизнь современных подростков в жестоком мире взрослых.

1



16.

Н. Назаркин. «Мандариновые острова».

1



17.

Защита проектных работ.

1




Итого

17




Тематическое планирование. 9 класс (17 часов)

Содержание

Кол-во часов

Р/р

Виды учебной деятельности

Древнерусская литература

1


Сообщения учащихся, беседа.

Анализ произведения в единстве формы и содержания.

Из литературы 18 века

2


Создание презентаций, дискуссия.

Из русской литературы 19 века

2

1

Выразительное чтение. Исследование языка произведения. Роль художественных средств в создании картины мира.

Из русской литературы 20 века

12

3

Определение в произведении элементов

сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание

их роли в раскрытии идейно-

художественного содержания произведения.

Итого

17

4



Календарно- тематическое планирование

9 класс

п\п

тема

Количество часов

Дата по плану

Дата по факту

Древнерусская литература (1)

1.

Особенности развития древнерусской литературы.

«Задонщина». Тема единения Русской земли.

1



Из литературы XVIII века (2ч)

2.

«История государства Российского» (фрагмент). «Уважение к минувшему» в исторической хронике Н.М.Карамзина.

1



3

Русские баснописцы 18 века. Басни «Ворона и лиса» В. К. Тредиаковского и А. П. Сумарокова.

1



Из литературы XIX (2ч)

4

Образ родной природы в стихах поэтов XIX в. Апухтин А.Н. Стихотворение «День ли царит, тишина ли ночная…». Поэтические традиции XIX века в творчестве Апухтина А.Н.

1



5

Бестужев-Марлинский А.А. «Вечер на бивуаке». Лицемерие и эгоизм светского общества и благородство чувств героя рассказа

1



Из литературы XX века (12ч)

6

И.А.Бунин. Рассказы из цикла «Темные аллеи». «Холодная осень».

1



7

А.Толстой. «Русский характер» -своеобразный итог рассуждениям о русском человеке. 

1



8

Солженицын А.И. Цикл «Крохотки» – многолетние раздумья автора о человеке, о природе, о проблемах современного общества и о судьбе России.

1



9

Ю. Бондарев. Рассказ «Простите нас!» Безнравственность забвения человека человеком. Тема благодарности воспитавшим нас людям, памяти о них. 

1



10

Психологизм рассказа Юрия Казакова «Запах хлеба» (или К.Г.Паустовский. «Телеграмма». Отношение Насти к матери. Смысл названия рассказа).

1



11

А.Грин. «Зеленая лампа». Что нужно человеку для счастья.

1



12

Глубина философского обобщения в рассказе А. Платонова «В прекрасном и яростном мире».

1



13

Екимов Б.П. «Ночь исцеления». Трагическая судьба человека в годы Великой Отечественной войны.

1



14

Толстая Т.Н. «Соня». Мотив времени – один из основных мотивов рассказа. Тема нравственного выбора. Образ «вечной Сонечки».

1



15

Е. Габова. Рассказ «Не пускайте Рыжую на озеро». Проблема отсутствия понимания между людьми.

1



16

Захар Прилепин. «Белый квадрат». Нравственное взросление героя рассказа. Проблемы памяти, долга, ответственности, непреходящей человеческой жизни в изображении писателя.

1



17

Защита проектных работ.

1




Примерные темы проектных и исследовательских работ

5 – 6 класс

  1. Книги вчера, сегодня, завтра

  2. Литература и мой край

  3. Мои ровесники в литературных произведениях

  4. Знаменитые поэты и писатели моего города

  5. Что читают мои одноклассники

  6. Новаторство А.П.Чехова и значение его творчества

7 - 8 класс

  1. Говорящие фамилии в произведениях писателей

  2. Литературные премии

  3. Памятники литературным героям

  4. Символика яблока в русской литературе

  5. Образы растений и цветов в литературе

  6. Песни Б. Окуджавы о Великой Отечественной войне

8 – 9 классы

  1. Штампы и стереотипы в современной публичной речи.

  2. Мудрость слова

  3. Мой Высоцкий

  4. Что читают в моем классе

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

1. Г.С. Меркин. Литература 5 класс. М.: «Русское слово», 2014;

2. Г.С. Меркин. Литература 6 класс. М.: «Русское слово», 2013;

3. Г.С. Меркин. Литература 7 класс. М.: «Русское слово», 2013;

4. Г.С. Меркин. Литература 8 класс. М.: «Русское слово», 2012;

5. С.А. Зинин, В.И. Сахаров, В.А. Чалмаев. Литература 9 класс. М.: «Русское слово», 2014.



МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ


  • Компьютер

  • Принтер

  • Проектор

  • Интернет

  • Интерактивная доска