Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа
ст. Советской Советского района Ростовской области
«Утверждаю»
Директор МБОУ Советской СОШ
____________ Т.Н.Емельяненко
Приказ № 125 от 30.08.2021г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
на 2021 – 2022 учебный год
по родной литературе на русском языке
Уровень образования (класс) основное общее, 9 класс__
Общее количество часов ___17____
Количество часов в неделю ___0,5____
Учитель русского языка и литературы Скорикова Наталья Ивановна_______________________________
Квалификационная категория _______высшая______
Программа разработана на основе Примерной программы по литературе Регионального компонента. //В.Б.Небратенко. Ростов-на-Дону : Издательство «БАРО-ПРЕСС», 2004
2021 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Родная литература на русском языке» является частью Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ Советской СОШ, утверждённой Приказом директора школы от 30.08.2021 г. № 125 и составлена на основе следующих нормативных документов:
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273-ФЗ (с изменениями);
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897 (с изменениями);
- Учебного плана на 2021-2022 учебный год МБОУ Советская СОШ, утверждённого Приказом директора школы от 30.08.2021 г. № 120;
- Положения о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин учителя-предметника Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа ст.Советской Советского района Ростовской области (Приказ № 120 от 26.06.2018г.);
- Примерной основной образовательной программы основного общего образования;
- Примерной программы по учебному предмету «Родная литература на русском языке» для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования.
- УМК
1. Учебное пособие: Небратенко В.Б., Яцык В.Д. Край родной в литературе: Учебное пособие для учащихся 9-11 классов общеобразовательной школы. Ростов-на-Дону: Издательство «БАРО-ПРЕСС», 2007.
Цели изучения учебного предмета «Родная литература на русском языке»:
воспитание и развитие личности, способной понимать и эстетически воспринимать произведения родной русской литературы, и обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием и национальным самосознанием, чувством патриотизма и гордости от принадлежности к многонациональному народу России;
формирование познавательного интереса к родной русской литературе, воспитание ценностного отношения к ней как хранителю историко-культурного опыта русского народа, включение обучающегося в культурно-языковое поле своего народа и приобщение к его культурному наследию;
осознание исторической преемственности поколений, формирование причастности к свершениям и традициям своего народа и ответственности за сохранение русской культуры;
развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей, необходимых для успешной социализации и самореализации личности в многонациональном российском государстве.
через познание лучших образцов искусства слова Дона и о Доне, через нравственно-эстетическое сопереживание помочь школьнику ориентироваться в изменяющемся мире, обогатив его духовно- нравственный опыт литературными образами лучших черт менталитета народа своей малой Родины, расширить его эстетический кругозор, способствовать пробуждению тяги к самосовершенствованию.
Задачи обучения:
приобщение к литературному наследию русского народа в контексте единого исторического и культурного пространства России, диалога культур всех народов Российской Федерации;
осознание роли родной русской литературы в передаче от поколения к поколению историко-культурных, нравственных, эстетических ценностей;
выявление взаимосвязи родной русской литературы с отечественной историей, формирование представлений о многообразии национально-специфичных форм художественного отражения материальной и духовной культуры русского народа в русской литературе;
получение знаний о родной русской литературе как о развивающемся явлении в контексте её взаимодействия с литературой других народов Российской Федерации, их взаимовлияния;
выявление культурных и нравственных смыслов, заложенных в родной русской литературе; создание устных и письменных высказываний, содержащих суждения и оценки по поводу прочитанного;
дать достаточно полную информацию о художественной литературе Дона и о Доне в ее внутренних взаимосвязях с историческими судьбами России и ее литературы;
ввести школьников в мир образов, выразительного и меткого языка донской литературы, прививая любовь к малой Родине, народно - поэтическому наследию Дона, открывая связь авторской литературы с донским фольклором;
углубить интерес обучающихся к донскому краю и его литературе, содействовать нравственному и эстетическому развитию личности школьника, совершенствованию его интеллекта и творческих способностей;
формирование опыта общения с произведениями родной русской литературы в повседневной жизни и учебной деятельности;
накопление опыта планирования собственного досугового чтения, определения и обоснования собственных читательских предпочтений произведений родной русской литературы;
формирование потребности в систематическом чтении произведений родной русской литературы как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
развитие умений работы с источниками информации, осуществление поиска, анализа, обработки и презентации информации из различных источников, включая Интернет, и др.
Русская литература, являясь одной из самых богатых литератур мира, предоставляет широкие возможности для отражения эстетически ценной художественной модели мира и духовного познания жизни с позиций гуманистического сознания. Лучшие образцы русской литературы обладают высокой степенью эмоционального воздействия на внутренний мир школьников, способствуют их приобщению к гуманистическим ценностям и культурно-историческому опыту человечества, поэтому в поликультурной языковой среде русская литература должна изучаться на основе диалога культур. Гуманистический потенциал русской литературы позволяет рассматривать её как общенациональную российскую ценность, как средство воспитания школьников в духе уважительного отношения к языку и культуре народов Российской Федерации и мира, формирования культуры межнационального общения.
Как часть предметной области «Родной язык и родная литература» учебный предмет «Родная литература на русском языке» тесно связан с предметом «Русский родной язык». Изучение предмета «Родная литература на русском языке» способствует обогащению речи школьников, развитию их речевой культуры, коммуникативной и межкультурной компетенций.
Содержание курса «Родная литература на русском языке» направлено на удовлетворение потребности школьников в изучении русской литературы как особого, эстетического, средства познания русской национальной культуры и самореализации в ней. Учебный предмет «Родная литература на русском языке» не ущемляет права тех школьников, которые изучают иные родные языки и родные литературы, поэтому учебное время, отведённое на изучение данного предмета, не может рассматриваться как время для углублённого изучения основного курса литературы, входящего в предметную область «Русский язык и литература».
Содержание программы по родной русской литературе не включает произведения, изучаемые в основном курсе литературы, его задача – расширить литературный и культурный кругозор обучающихся за счёт их знакомства с дополнительными произведениями фольклора, русской классики и современной литературы, наиболее ярко воплотившими национальные особенности русской литературы и культуры, которые могут быть включены в проблемно-тематические блоки в соответствии со спецификой курса.
Программа учебного предмета «Родная литература на русском языке» для 5–9 классов основной школы строится на сочетании проблемно-тематического, концентрического и хронологического принципов. Содержание программы для каждого класса включает произведения фольклора, русской классики и современной литературы, актуализирующие вечные проблемы и ценности (добро и зло, природа и человек, дом и семья, сострадание и жестокость, великодушие и милосердие, нравственный выбор человека и др.).
Содержание программы направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования в части требований, заданных федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования к предметной области «Родной язык и родная литература»1. Программа учебного предмета «Родная литература на русском языке» ориентирована на сопровождение и поддержку учебного предмета «Литература», входящего в образовательную область «Русский язык и литература».
На изучение программы по учебному предмету «Родная литература на русском языке» 9 класс (ФГОС ООО) отводится 17 часов. Согласно производственному календарю и в связи с переносом праздничных дней будет реализована за 16 часов за счёт объединения тем уроков.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Работа по данной программе с учётом требований ФГОС ООО призвана обеспечить достижение личностных, метапредметных, предметных и коммуникативных результатов.
Ожидается, что обучающиеся по завершению обучения смогут демонстрировать следующие результаты в освоении родной литературы на русском языке:
Личностные результаты освоения обучающимися 9 класса:
осознание обучающимися российской гражданской идентичности, своей этнической принадлежности; проявление патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; чувство ответственности и долга перед Родиной; понимание гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к малой Родине, народно - поэтическому наследию Дона, уважительного отношения к русской литературе;
самоопределение и самопознание, ориентация в системе личностных смыслов на основе соотнесения своего «я» с художественным миром авторов и судьбами их героев;
способность и готовность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, уважительное отношение к труду;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира творческой деятельности эстетического характера; осознание значимости художественной культуры народов России и стран мира;
способность и готовность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; готовность к совместной деятельности, активное участие в коллективных учебно-исследовательских, проектных и других творческих работах;
неприятие любых нарушений социальных (в том числе моральных и правовых) норм; ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; оценочное отношение к своему поведению и поступкам, а также к поведению и поступкам других.
Метапредметные результаты освоения обучающимися 9 класса:
Регулятивные УУД:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Познавательные УУД:
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
навыки смыслового чтения.
Коммуникативные УУД
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владеть устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами.
Коммуникативные УУД
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владеть устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами.
Предметные результаты освоения обучающимися 9 класса:
Выпускник научится:
выделять проблематику и понимать эстетическое своеобразие произведений о легендарных героях земли русской для развития представлений о нравственных идеалах русского народа; осмысление ключевых для русского национального сознания культурных и нравственных смыслов в произведениях о донской земле и великой русской реке Дон;
развитие представлений о богатстве русской литературы и культуры в контексте культур народов России; русские национальные традиции в произведениях о православном праздновании Троицы и о родстве душ русских людей;
развитие представлений о русском национальном характере в произведениях о войне; о русском человеке как хранителе национального сознания; трудной поре взросления; о языке русской поэзии;
развитие умений давать смысловой и идейно-эстетический анализ фольклорного и литературного текста самостоятельно и воспринимать художественный текст как послание автора читателю, современнику и потомку;
оздавать развернутые историко-культурные комментарии и собственные тексты интерпретирующего характера в формате анализа эпизода, ответа на проблемный вопрос; самостоятельно сопоставлять произведения словесного искусства с произведениями других искусств; самостоятельно отбирать произведения для внеклассного чтения; развитие умений самостоятельной проектно-исследовательской деятельности и оформления ее результатов, навыков работы с разными источниками информации и овладения основными способами её обработки и презентации.
Выпускник получит возможность научиться:
выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;
сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументировано оценивать их;
оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;
создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;
сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;
вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять еѐ результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат)
Содержание учебного предмета «Родная литература на русском языке»
№ п/п | Раздел предмета | Количество часов на раздел | Формы контроля |
1 | Россия – родина моя Преданья старины глубокой. Степь раздольная. В.С. Моложавенко. « Записки краеведа». Неожиданные открытия. А.С. Пушкин на Дону. | 4 | |
2 | Русские традиции В. Сухоруков- историк, поэт, патриот тихого Дона. Родоначальник литературного Таганрога Н. Щербина. А.М.Жемчужников «Во время моей болезни в Таганроге» С. Званцев-бытописатель чеховского Таганрога. А. П. Чехов. «Степь» (фрагмент) А.С.Серафимович «Чибис» | 6 | |
3 | Русский характер – русская душа В.А.Закруткин. «Матерь человеческая» А.В.Калинин «Гремите, колокола», «Эхо войны» А.Гарнакерьян « Мой Лермонтов» Великая Отечественная война в были А.Серафимовича «На хуторе» Великая Отечественная война в повести А.В.Калинина «Эхо войны». | 7 | Проектная работа «Писатели и поэты донской земли» |
Календарно-тематическое планирование Родная литература на русском языке 9а класс
№ п/п | Раздел, тема | Кол-во часов | Дата |
План | Факт |
| Россия – родина моя | 4 | | |
| Преданья старины глубокой. | 1 | 1 четверть 06.09 | |
| Степь раздольная. | 1 | 13.09 | |
| В.С. Моложавенко. « Записки краеведа». Неожиданные открытия. | 1 | 20.09 | |
| А.С. Пушкин на Дону. | 1 | 27.09 | |
| Русские традиции | 6 | | |
| В. Сухоруков- историк, поэт, патриот тихого Дона. | 1 | 04.10 | |
| Родоначальник литературного Таганрога Н. Щербина. | 1 | 11.10 | |
| А.М.Жемчужников «Во время моей болезни в Таганроге» | 1 | 18.10 | |
| С. Званцев-бытописатель чеховского Таганрога. | 1 | 25.10 | |
| А. П. Чехов. «Степь» (фрагмент). | 1 | 2 четверть 08.11 | |
| А.С.Серафимович «Чибис». | 1 | 15.11 | |
| Русский характер – русская душа | 7 | | |
| В.А.Закруткин. «Матерь человеческая» - история человечности. | 1 | 22.11 | |
| Судьбы героев повести В.А.Закруткина. «Матерь человеческая». | 1 | 29.11 | |
| А.В.Калинин «Гремите, колокола». | 1 | 06.12 | |
| А.В.Калинин «Эхо войны». |
| А.Гарнакерьян « Мой Лермонтов». | 1 | 13.12 | |
| Великая Отечественная война в были А.Серафимовича «На хуторе». | 1 | 20.12 | |
| Великая Отечественная война в повести А.В.Калинина «Эхо войны». | 1 | 27.12 | |
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО
на заседании ШМО Заместитель директора по УВР
Протокол № 1 от 27.08.2021г. 27.08.2021г.________ Старун Е.С.
_______________________________
Лист коррекции (корректировки) календарно-тематического планирования
№ п/п | Предмет | Учитель | Класс | Причина коррекции (корректировки) | Способ коррекции (корректировки) | Дата, тема урока | Кол-во часов по плану за год | Кол-во фактических часов с учётом коррекции (корректировки) |
| Родная литература на русском языке | Скорикова Н.И. | 9а | | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
15