МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СМОТРОВОБУДСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА КЛИНЦОВСКОГО РАЙОНА БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ
Рассмотрено на заседании ШМО протокол № 1 _29.08 2022г. | Согласовано зам. директора по УВР _30.08_ 2022 г. | Утверждено Директор школы _______ Трубицына Т.В. |
_________ Горошко Л.Н | ______ Новикова Г.В. | Пр. № 171 от 31.08.2022 г . |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ)
__9_ КЛАСС
2022-2023 учебный год
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по родной литературе (русской) для 9 класса составлена в соответствии с:
1.Законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273 -ФЗ (статья 7).
Основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта ООО в 11 кл;
Учебным планом школы для 5 – 9 кл;
Положением об учебной рабочей программе педагога, реализующего основные программы ООО на 2022 – 2023 уч.г.
Концепцией преподавания русского языка и литературы в РФ.
Примерной программой по учебному предмету «Русская родная литература» для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования (Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию. Протокол от 31 января 2018 года №2/18).
Федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию (Приказ Министерства образования и науки РФ от 21 апреля 2016 г. № 459 “О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253”)
«Концепцией преподавания русского языка и литературы», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.04.2016 г. № 637;
«Концепцией программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации», утвержденной Правительством РФ от 03.06.2017 № 1155.
Учитывая, что в утвержденном федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ основного общего образования, отсутствуют учебники по учебному предмету «Родная литература», в качестве изучаемого перечня произведений использовался:
1.Список произведений для самостоятельного чтения 5—11 кл (Программы общеобразовательных учреждений. Литература. под редакцией В.Я. Коровиной. 5-11 классы);
2. Материал по литературному краеведению;
3. Перечень"100 книг" по истории, культуре и литературе народов РФ, рекомендуемый школьникам к самостоятельному прочтению (Письмо Минобрнауки России от 16.01.2013 № НТ-41/08 О перечне "100 книг" по истории, культуре и литературе народов РФ)
В соответствие с Примерным планом «Примерной основной образовательной программы основного общего образования (при пятидневной рабочей неделе) одобренной решением федерального УМО по общему образованию (протокол от 08.04.2015 г. №1/15)» данная программа по родной литературе (русской) для 9 класса рассчитана 34 ч (1ч в неделю)
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
Результатом освоения программы по русской литературе на уровне среднего общего образования являются формирование у учащихся навыков понимания литературы, воспитание собственной позиции и эстетического вкуса, развитие творческого мышления, которые должны стать средством для формирования мировоззрения и оценки окружающей действительности.
Предметные результаты обучения русской литературе в старших классах школы заключаются в следующем:
В познавательной сфере
умение воспринимать литературные произведения, созданные в той или иной исторической эпохе, в единстве формы и содержания, формирование потребности в выборочном чтении и умения выявлять в произведении вечные нравственные ценности;
понимание исторической и культурной связи литературных произведений с эпохой их написания;
знание жизненного и творческого пути писателей-классиков; основных этапов развития национальной литературы, их особенностей и знаковых явлений;
умение готовить рефераты и доклады, писать сочинения по литературным произведениям и на произвольные темы, умение выполнять творческие работы;
умение использовать литературоведческие термины при анализе истории литературы.
В ценностно-ориентационной сфере:
приобщение к духовно-нравственным ценностям национальной литературы;
формирование собственного отношения и оценки к произведениям национальной литературы, их содержанию, умения устного и письменного высказывания мнения о произведении, о творчестве писателя и о литературном периоде;
умение интерпретировать прочитанное литературное произведение с учетом литературного периода, когда оно было создано;
умение оценивать мастерство автора и умение формировать собственное отношение к нему.
В эстетической сфере:
формирование общего представления об образной природе литературного произведения, воспитание эстетического вкуса;
воспитание уважения к разным культурам, внимательного и уважительного отношения к достижениям различных национальных литератур.
Межпредметными результатами обучения русской литературе в старших классах школы являются следующие:
формирование у учащихся навыков самостоятельного познания и усвоения литературных произведений при помощи других видов искусства, формирование постоянного интереса к литературе и искусству;
воспитание потребности общения на родном языке и уважения к татарскому языку;
сохранение межкультурных связей, формирование у учащихся представления о литературе и культуре других народов, воспитание уважения к литературе других народов, воспитание толерантности;
уделение внимания взаимосвязи, общим чертам татарской и русской литературы в теме и проблематике, изображении героев, творческих методах, и периодах развития литературы.
В результате освоения предмета «Родная (русская) литература» выпускник научится:
– демонстрировать знание произведений родной литературы (русской), приводя примеры двух или более текстов, затрагивающих общие темы или проблемы;
– понимать значимость чтения на родном языке (русском) и изучения родной литературы (русской) для своего дальнейшего развития; осознавать потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
– осознавать родную литературу (русскую) как одну из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
– обеспечению культурной самоидентификации, осознанию коммуникативно-эстетических возможностей родного языка (русского) на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа;
– навыкам понимания литературных художественных произведений, отражающих разные этнокультурные традиции;
– в устной и письменной форме обобщать и анализировать свой читательский опыт, а именно:
обосновывать выбор художественного произведения для анализа,приводя в качестве аргумента как тему (темы) произведения, так и его проблематику (содержащиеся в нем смыслы и подтексты);
использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на фрагменты произведения, носящие проблемный характер и требующие анализа;
давать объективное изложение текста: характеризуя произведение,выделять две (или более) основные темы или идеи произведения, показывать их развитие в ходе сюжета, их взаимодействие и взаимовлияние, в итоге раскрывая сложность художественного мира произведения;
анализировать жанрово-родовой выбор автора, раскрывать особенности развития и связей элементов художественного мира произведения: места и времени действия, способы изображения действия и его развития, способы введения персонажей и средства раскрытия и/или развития их характеров;
– осуществлять следующую продуктивную деятельность:
давать развернутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении или создавать небольшие рецензии на самостоятельно прочитанные произведения, демонстрируя целостное восприятие художественного мира произведения, понимание принадлежности произведения к литературному направлению (течению) и культурно-исторической эпохе (периоду);
выполнять проектные работы в сфере литературы и искусства, предлагать свои собственные обоснованные интерпретации литературных произведений.
Выпускник получит возможность научиться:
– давать историко-культурный комментарий к тексту произведения (в том числе и с использованием ресурсов музея, специализированной библиотеки, исторических документов и т. п.);
– анализировать художественное произведение в сочетании воплощения в нем объективных законов литературного развития и субъективных черт авторской индивидуальности;
– анализировать одну из интерпретаций эпического, драматического или лирического произведения (например, кинофильм или театральную постановку; запись художественного чтения; серию иллюстраций к произведению), оценивая, как интерпретируется исходный текст.
3.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
РАЗДЕЛ 1. РОССИЯ – РОДИНА МОЯ
Преданья старины глубокой
Отечественная война 1812 года в русском фольклоре и литературе
Песня «Как не две тученьки не две грозныя…» (русская народная песня).
В. А. Жуковский. «Певец во стане русских воинов» (в сокращении).
А. С. Пушкин. «Полководец», «Бородинская годовщина» (фрагмент).
М. И. Цветаева. «Генералам двенадцатого года».
И. И. Лажечников. «Новобранец 1812 года» (фрагмент).
Города земли русской
Петербург в русской литературе
А. С. Пушкин. «Город пышный, город бедный…»
О. Э. Мандельштам. «Петербургские строфы».
А. А. Ахматова. «Стихи о Петербурге» («Вновь Исакий в облаченьи…»).
Д. С. Самойлов. «Над Невой» («Весь город в плавных разворотах…»).
Л. В. Успенский. «Записки старого петербуржца» (глава «Фонарики-сударики»).
Родные просторы
Степь раздольная
«Уж ты, степь ли моя, степь Моздокская…» (русская народная песня).
П. А. Вяземский. «Степь».
И. З. Суриков. «В степи».
А. П. Чехов. «Степь» (фрагмент).
РАЗДЕЛ 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ
Праздники русского мира
Августовские Спасы
К. Д. Бальмонт. «Первый спас».
Б. А. Ахмадулина. «Ночь упаданья яблок».
Е. А. Евтушенко. «Само упало яблоко с небес…»
Е. И. Носов. «Яблочный спас».
Тепло родного дома
Родительский дом
А. П. Платонов. «На заре туманной юности» (главы).
В. П. Астафьев. «Далёкая и близкая сказка» ( «Последний поклон»).
РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША
Не до ордена – была бы Родина
Великая Отечественная война
Н. П. Майоров. «Мы».
М. В. Кульчицкий. «Мечтатель, фантазёр, лентяй-завистник!..»
Ю. М. Нагибин. «Ваганов».
Е. И. Носов. «Переправа».
Загадки русской души
Судьбы русских эмигрантов
Б. К. Зайцев. «Лёгкое бремя».
А. Т. Аверченко. «Русское искусство».
О ваших ровесниках
Прощание с детством
Лишь слову жизнь дана
«Припадаю к великой реке…»
И. А. Бродский. «Мой народ».
С. А. Каргашин. «Я – русский! Спасибо, Господи!..»
Учебно-тематический план
тема | кол-во часов |
Введение | 1 |
РАЗДЕЛ 1. РОССИЯ – РОДИНА МОЯ» | 15 |
РАЗДЕЛ 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ | 7 |
РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША | 8 |
Писатели и поэты Брянщины | 1 |
Итоговые уроки | 2 |
ВСЕГО: | 34 |
Тематическое планирование с учетом программы воспитания
№ и название раздела | Деятельность учителя с учетом программы воспитания |
9 класс |
Раздел 1. Россия – Родина моя | Прославление Родины, патриотизм, любовь к своему государству ,его истории, его прошлому и настоящему |
Раздел 2. Русские традиции | Осознание своей этнической принадлежности, знание истории ,языка, традиций и культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества |
Раздел 3. Русский характер- русская душа | Привитие чувства гордости за героические поступки русских людей в годы великих испытаний; осознание того, что русский характер удивительный и непредсказуемый, но всегда стойкий и мужественный, сильный и несгибаемый. |
№ урока п/п | Раздел программы. Тема урока | К-во час | Дата | Характеристика деятельности учащихся |
по плану | по факту |
| Введение | (1 ч) | | | |
1 | Введение. Особенности изучения родной литературы (русской) в 9 классе. | 1 | | | Познают понятие о литературе как науки, искусства слова; понятие авторского вымысла, основа и истоки литературы; понятие художественного образа; соотношение реального и вымышленного в литературе; роль книг и чтения в жизни человека. |
| «РАЗДЕЛ 1. РОССИЯ – РОДИНА МОЯ» | (15 ч) | | | |
| Преданья старины глубокой Отечественная война 1812 года в русском фольклоре и литературе | | | | |
2 | Песня «Как не две тученьки не две грозныя…» (русская народная песня). | 1 | | | Конспектирование лекции учителя, индивидуальная работа по летописи |
3 | В. А. Жуковский. «Певец во стане русских воинов» (всокращении). | 1 | | | Читают и анализ-ют страницы романа, выявляют проблемы произ-я, высказывают собственную точку зрения. |
4 | А. С. Пушкин. «Полководец», «Бородинская годовщина» (фрагмент). | 1 | | | Читают и анализ-ют страницы романа, выявляют проблемы произ-я, высказывают собственную точку зрения. |
5 | М. И. Цветаева. «Генералам двенадцатого года». | 1 | | | развитие виды речевой деятельности: чтение, говорение, слушание; побуждение учащихся к осмыслению проблемы произведения. |
6 | И. И. Лажечников. «Новобранец 1812 года» (фрагмент). | 1 | | | развитие виды речевой деятельности: чтение, говорение, слушание; побуждение учащихся к осмыслению проблемы произведения. |
| Города земли русской Петербург в русской литературе | | | | |
7 | А. С. Пушкин. «Город пышный, город бедный…» | 1 | | | |
8 | О. Э. Мандельштам. «Петербургские строфы» | 1 | | | Читают и анализ-ют страницы романа, выявляют проблемы произ-я, высказывают собственную точку зрения. |
9 | А. А. Ахматова. «Стихи о Петербурге» («Вновь Исакий в облаченьи…») | 1 | | | Защита творческих проектов |
10 | Д. С. Самойлов. «Над Невой» («Весь город в плавных разворотах…») | 1 | | | развитие виды речевой деятельности: чтение, говорение, слушание; побуждение учащихся к осмыслению проблемы произведения. |
11 | Л. В. Успенский. «Записки старого петербуржца» (глава «Фонарики- сударики») | 1 | | | Индивидуальное задание, доклад, чтение и анализ текстов. |
| Степь раздольная | | | | |
12 | «Уж ты, степь ли моя, степь Моздокская…» (русская народная песня) | 1 | | | Выразительное чтение по ролям фрагментов произведения, их анализ и сопоставление. |
13 | П. А. Вяземский. «Степь» | 1 | | | Читают и анализ-ют, выявляют проблемы произ-я, высказывают собственную т.з. |
14 | И. З. Суриков. «В степи» | 1 | | | Чтение фрагментов произведения, их анализ |
15 | А. П. Чехов. «Степь» (фрагмент) | 1 | | | Чтение фрагментов произведения, их анализ |
16 | К.Р по итогам изучения Раздела 1 | 1 | | | Формирование интереса учащихся к творчеству писателя |
| РАЗДЕЛ 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ | (7ч) | | | |
| АвгустовскиеСпасы: | | | | |
17 | К. Д. Бальмонт. «Первый спас» | 1 | | | Читают и анализ-ют, выявляют проблемы произ-я, высказывают собственную т.з. |
18 | Б. А. Ахмадулина. «Ночь упаданья яблок» | 1 | | | Формирование интереса учащихся к творчеству писателя |
19 | Е. А. Евтушенко. «Само упало яблоко с небес…» | 1 | | | Чтение фрагментов произведения, их анализ |
20 | Е. И. Носов. «Яблочный спас» | | | | Формирование интереса учащихся к творчеству писателя |
| Родительский дом: | | | | |
21 | А. П. Платонов. «На заре туманной юности» (главы) | 1 | | | чтение и анализ романа |
22 | В. П. Астафьев. «Далёкая и близкая сказка» (рассказ из повести «Последний поклон») | 1 | | | Формирование интереса учащихся к творчеству писателя |
23 | К.Р по итогам изучения Раздела 2 | 1 | | | Составление общего плана текста. Прослеживание связи личностного восприятия с проблематикой романа |
| РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША | (8ч) | | | |
| Великая Отечественная война | | | | |
24 | Н. П. Майоров. «Мы» | 1 | | | чтение и анализ романа |
25 | М. В. Кульчицкий. «Мечтатель, фантазёр, лентяй-завистник!..» | 1 | | | чтение и анализ проихведения |
26 | Ю. М. Нагибин. «Ваганов» | 1 | | | Чтение, совершенствование навыков анализа романа |
27 | Е. И. Носов. «Переправа» | 1 | | | чтение и анализ романа |
| Судьбы русских эмигрантов | | | | |
28 | Б. К. Зайцев. «Лёгкое бремя» | 1 | | | Читают и анализ-ют страницы рассказа, выявляют проблемы произ-я, высказывают собственную точку зрения. |
29 | А. Т. Аверченко. «Русское искусство» | 1 | | | чтение произведений, их анализ и сопоставление. |
| Прощание с детством | | | | |
30 | Ю. И. Коваль. «От Красных ворот» (фрагмент) | 1 | | | Читают и анализ-ют страницы романа, выявляют проблемы произ-я, высказывают собственную точку зрения. |
| «Припадаю к великой реке…» | | | | |
31 | И. А. Бродский. «Мой народ» С. А. Каргашин. «Я – русский! Спасибо, Господи!..» | 1 | | | Читают и анализ-ют страницы романа, выявляют проблемы произ-я, высказывают собственную точку зрения. |
| Писатели и поэты Брянщины | (1ч) | | | |
32 | Творчество Брянских писателей | 1 | | | развитие виды речевой деятельности: чтение, говорение, слушание; побуждение учащихся к осмыслению проблемы произведения. |
| ИТОГОВЫЕ УРОКИ | (2ч) | | | |
33 | Контрольная (тестовая) работа«По страницам родной литературы» | 1 | | | Проверка УУД |
34 | Защита проекта «Я читаю…» | 1 | | | Формирование интереса учащихся к творчеству великого писателя |
8