СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по родной (русской ) литературе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа  по родной литературе (русской)  для  9  класса составлена в соответствии с:

       1.Законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от  29.12.2012 г. № 273 -ФЗ  (статья 7).

  1. Основными положения­ми Федерального государственного образовательно­го стандарта ООО в 11 кл;
  2. Учебным планом школы для 5 – 9 кл;
  3. Положением об учебной рабочей программе педагога, реализующего основные программы ООО на 2022 – 2023 уч.г.
  4.  Концепцией преподавания русского языка и литературы в РФ.

 

  1. Примерной программой  по учебному  предмету  «Русская родная литература» для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования (Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию.  Протокол от 31 января 2018 года №2/18).

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по родной (русской ) литературе»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СМОТРОВОБУДСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА КЛИНЦОВСКОГО РАЙОНА БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ





Рассмотрено

на заседании ШМО

протокол № 1 _29.08 2022г.

Согласовано

зам. директора по УВР

_30.08_ 2022 г.

Утверждено

Директор школы

_______ Трубицына Т.В.

_________ Горошко Л.Н

______ Новикова Г.В.

Пр. № 171 от 31.08.2022 г .

















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета

РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ)

__9_ КЛАСС



















2022-2023 учебный год

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по родной литературе (русской) для 9 класса составлена в соответствии с:

1.Законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273 -ФЗ (статья 7).

  1. Основными положения­ми Федерального государственного образовательно­го стандарта ООО в 11 кл;

  2. Учебным планом школы для 5 – 9 кл;

  3. Положением об учебной рабочей программе педагога, реализующего основные программы ООО на 2022 – 2023 уч.г.

  4. Концепцией преподавания русского языка и литературы в РФ.


  1. Примерной программой по учебному предмету «Русская родная литература» для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования (Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию. Протокол от 31 января 2018 года №2/18).


  1. Федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию (Приказ Министерства образования и науки РФ от 21 апреля 2016 г. № 459 “О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253”)

  2. «Концепцией преподавания русского языка и литературы», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.04.2016 г. № 637;

  3. «Концепцией программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации», утвержденной Правительством РФ от 03.06.2017 № 1155.

Учитывая, что в утвержденном федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ основного общего образования, отсутствуют учебники по учебному предмету «Родная литература», в качестве изучаемого перечня произведений использовался:

1.Список произведений для самостоятельного чтения 5—11 кл (Программы общеобразовательных учреждений. Литература. под редакцией В.Я. Коровиной. 5-11 классы);

2. Материал по литературному краеведению;

3. Перечень"100 книг" по истории, культуре и литературе народов РФ, рекомендуемый школьникам к самостоятельному прочтению (Письмо Минобрнауки России от 16.01.2013 № НТ-41/08 О перечне "100 книг" по истории, культуре и литературе народов РФ)

В соответствие с Примерным планом «Примерной основной образовательной программы основного общего образования (при пятидневной рабочей неделе) одобренной решением федерального УМО по общему образованию (протокол от 08.04.2015 г. №1/15)» данная программа по родной литературе (русской) для 9 класса рассчитана 34 ч (1ч в неделю)

2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ

УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА


Результатом освоения программы по русской литературе на уровне среднего общего образования являются формирование у учащихся навыков понимания литературы, воспитание собственной позиции и эстетического вкуса, развитие творческого мышления, которые должны стать средством для формирования мировоззрения и оценки окружающей действительности.

Предметные результаты обучения русской литературе в старших классах школы заключаются в следующем:

В познавательной сфере

  • умение воспринимать литературные произведения, созданные в той или иной исторической эпохе, в единстве формы и содержания, формирование потребности в выборочном чтении и умения выявлять в произведении вечные нравственные ценности;

  • понимание исторической и культурной связи литературных произведений с эпохой их написания;

  • знание жизненного и творческого пути писателей-классиков; основных этапов развития национальной литературы, их особенностей и знаковых явлений;

  • умение готовить рефераты и доклады, писать сочинения по литературным произведениям и на произвольные темы, умение выполнять творческие работы;

  • умение использовать литературоведческие термины при анализе истории литературы.

В ценностно-ориентационной сфере:

  • приобщение к духовно-нравственным ценностям национальной литературы;

  • формирование собственного отношения и оценки к произведениям национальной литературы, их содержанию, умения устного и письменного высказывания мнения о произведении, о творчестве писателя и о литературном периоде;

  • умение интерпретировать прочитанное литературное произведение с учетом литературного периода, когда оно было создано;

  • умение оценивать мастерство автора и умение формировать собственное отношение к нему.

В эстетической сфере:

  • формирование общего представления об образной природе литературного произведения, воспитание эстетического вкуса;

  • воспитание уважения к разным культурам, внимательного и уважительного отношения к достижениям различных национальных литератур.

Межпредметными результатами обучения русской литературе в старших классах школы являются следующие:

  • формирование у учащихся навыков самостоятельного познания и усвоения литературных произведений при помощи других видов искусства, формирование постоянного интереса к литературе и искусству;

  • воспитание потребности общения на родном языке и уважения к татарскому языку;

  • сохранение межкультурных связей, формирование у учащихся представления о литературе и культуре других народов, воспитание уважения к литературе других народов, воспитание толерантности;

  • уделение внимания взаимосвязи, общим чертам татарской и русской литературы в теме и проблематике, изображении героев, творческих методах, и периодах развития литературы.


В результате освоения предмета «Родная (русская) литература» выпускник научится:

– демонстрировать знание произведений родной литературы (русской), приводя примеры двух или более текстов, затрагивающих общие темы или проблемы;

 – понимать значимость чтения на родном языке (русском) и изучения родной литературы (русской) для своего дальнейшего развития; осознавать потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

 – осознавать родную литературу (русскую) как одну из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

 – обеспечению культурной самоидентификации, осознанию коммуникативно-эстетических возможностей родного языка (русского) на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа;

 –  навыкам понимания литературных художественных произведений, отражающих разные этнокультурные традиции;

– в устной и письменной форме обобщать и анализировать свой читательский опыт, а именно:

  • обосновывать выбор художественного произведения для анализа,приводя в качестве аргумента как тему (темы) произведения, так и его проблематику (содержащиеся в нем смыслы и подтексты);

  • использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на фрагменты произведения, носящие проблемный характер и требующие анализа;

  • давать объективное изложение текста: характеризуя произведение,выделять две (или более) основные темы или идеи произведения, показывать их развитие в ходе сюжета, их взаимодействие и взаимовлияние, в итоге раскрывая сложность художественного мира произведения;

  • анализировать жанрово-родовой выбор автора, раскрывать особенности развития и связей элементов художественного мира произведения: места и времени действия, способы изображения действия и его развития, способы введения персонажей и средства раскрытия и/или развития их характеров;

–   осуществлять следующую продуктивную деятельность:

  • давать развернутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении или создавать небольшие рецензии на самостоятельно прочитанные произведения, демонстрируя целостное восприятие художественного мира произведения, понимание принадлежности произведения к литературному направлению (течению) и культурно-исторической эпохе (периоду);

  • выполнять проектные  работы  в  сфере  литературы  и  искусства, предлагать свои собственные обоснованные интерпретации литературных произведений.


Выпускник получит возможность научиться:

– давать историко-культурный комментарий к тексту произведения (в том числе и с использованием ресурсов музея, специализированной библиотеки, исторических документов и т. п.);

– анализировать художественное произведение в сочетании воплощения в нем объективных законов литературного развития и субъективных черт авторской индивидуальности;

– анализировать одну из интерпретаций эпического, драматического или лирического произведения (например, кинофильм или театральную постановку; запись художественного чтения; серию иллюстраций к произведению), оценивая, как интерпретируется исходный текст.





3.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА

РАЗДЕЛ 1. РОССИЯ – РОДИНА МОЯ

Преданья старины глубокой

Отечественная война 1812 года в русском фольклоре и литературе

  • Песня «Как не две тученьки не две грозныя…» (русская народная песня).

  • В. А. Жуковский. «Певец во стане русских воинов» (в сокращении).

  • А. С. Пушкин. «Полководец», «Бородинская годовщина» (фрагмент).

  • М. И. Цветаева. «Генералам двенадцатого года».

  • И. И. Лажечников. «Новобранец 1812 года» (фрагмент).

Города земли русской

Петербург в русской литературе

  • А. С. Пушкин. «Город пышный, город бедный…»

  • О. Э. Мандельштам. «Петербургские строфы».

  • А. А. Ахматова. «Стихи о Петербурге» («Вновь Исакий в облаченьи…»).

  • Д. С. Самойлов. «Над Невой» («Весь город в плавных разворотах…»).

  • Л. В. Успенский. «Записки старого петербуржца» (глава «Фонарики-сударики»).

Родные просторы

Степь раздольная

  • «Уж ты, степь ли моя, степь Моздокская…» (русская народная песня).

  • П. А. Вяземский. «Степь».

  • И. З. Суриков. «В степи».  

  • А. П. Чехов. «Степь» (фрагмент).



РАЗДЕЛ 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ

Праздники русского мира

Августовские Спасы

  • К. Д. Бальмонт. «Первый спас».

  • Б. А. Ахмадулина. «Ночь упаданья яблок».

  • Е. А. Евтушенко. «Само упало яблоко с небес…»

  • Е. И. Носов. «Яблочный спас».

Тепло родного дома

Родительский дом

  • А. П. Платонов. «На заре туманной юности» (главы).

  • В. П. Астафьев. «Далёкая и близкая сказка» ( «Последний поклон»).



РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША

Не до ордена – была бы Родина

Великая Отечественная война

  • Н. П. Майоров. «Мы».

  • М. В. Кульчицкий. «Мечтатель, фантазёр, лентяй-завистник!..»

  • Ю. М. Нагибин. «Ваганов».

  • Е. И. Носов. «Переправа».

Загадки русской души

Судьбы русских эмигрантов

  • Б. К. Зайцев. «Лёгкое бремя».

  • А. Т. Аверченко. «Русское искусство».

О ваших ровесниках

Прощание с детством

  • Ю. И. Коваль. «От Красных ворот» (фрагмент).

Лишь слову жизнь дана

«Припадаю к великой реке…»

  • И. А. Бродский. «Мой народ».

  • С. А. Каргашин. «Я – русский! Спасибо, Господи!..»





Учебно-тематический план

тема

кол-во часов

Введение

1

РАЗДЕЛ 1. РОССИЯ – РОДИНА МОЯ»

15

РАЗДЕЛ 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ

7

РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ

ДУША

8

Писатели и поэты Брянщины

1

Итоговые уроки

2

ВСЕГО:

34




Тематическое планирование с учетом программы воспитания


и название раздела

Деятельность учителя с учетом программы воспитания

9 класс

Раздел 1.

Россия – Родина моя

Прославление Родины, патриотизм, любовь к своему государству ,его истории, его прошлому и настоящему

Раздел 2.

Русские традиции

Осознание своей этнической принадлежности, знание истории ,языка, традиций и культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества

Раздел 3.

Русский характер- русская душа

Привитие чувства гордости за героические поступки русских людей в годы великих испытаний; осознание того, что русский характер удивительный и непредсказуемый, но всегда стойкий и мужественный, сильный и несгибаемый.


урока

п/п

Раздел программы. Тема урока

К-во

час

Дата

Характеристика

деятельности учащихся

по плану

по факту


Введение

(1 ч)




1 Введение. Особенности изучения родной литературы (русской) в 9 классе.

1



Познают понятие о литературе как науки, искусства слова; понятие авторского вымысла, основа и истоки литературы; понятие художественного образа; соотношение реального и вымышленного в литературе; роль книг и чтения в жизни человека.



«РАЗДЕЛ 1. РОССИЯ – РОДИНА МОЯ»


(15 ч)






Преданья старины глубокой

Отечественная война 1812 года в русском фольклоре и литературе






2

Песня «Как не две тученьки не две грозныя…» (русская народная песня).

1



Конспектирование лекции учителя, индивидуальная работа по летописи

3

В. А. Жуковский. «Певец во стане русских воинов» (всокращении).


1



Читают и анализ-ют страницы романа, выявляют проблемы произ-я, высказывают собственную точку зрения.

4

А. С. Пушкин. «Полководец», «Бородинская годовщина» (фрагмент).


1



Читают и анализ-ют страницы романа, выявляют проблемы произ-я, высказывают собственную точку зрения.

5

М. И. Цветаева. «Генералам двенадцатого года».


1



развитие виды речевой деятельности: чтение, говорение, слушание; побуждение учащихся к осмыслению проблемы произведения.

6

И. И. Лажечников. «Новобранец 1812 года» (фрагмент).


1



развитие виды речевой деятельности: чтение, говорение, слушание; побуждение учащихся к осмыслению проблемы произведения.


Города земли русской

Петербург в русской литературе





7

А. С. Пушкин. «Город пышный, город бедный…»

1




8

О. Э. Мандельштам. «Петербургские строфы»

1



Читают и анализ-ют страницы романа, выявляют проблемы произ-я, высказывают собственную точку зрения.

9

А. А. Ахматова. «Стихи о Петербурге» («Вновь Исакий в облаченьи…»)

1



Защита творческих проектов

10

Д. С. Самойлов. «Над Невой» («Весь город в плавных разворотах…»)

1



развитие виды речевой деятельности: чтение, говорение, слушание; побуждение учащихся к осмыслению проблемы произведения.

11

Л. В. Успенский. «Записки старого петербуржца» (глава «Фонарики-

сударики»)

1



Индивидуальное задание, доклад, чтение и анализ текстов.


Степь раздольная





12

«Уж ты, степь ли моя, степь Моздокская…» (русская народная песня)

1



Выразительное чтение по ролям фрагментов произведения, их анализ и сопоставление.

13

П. А. Вяземский. «Степь»

1



Читают и анализ-ют, выявляют проблемы произ-я, высказывают собственную т.з.

14

И. З. Суриков. «В степи»  

1



Чтение фрагментов произведения, их анализ

15

А. П. Чехов. «Степь» (фрагмент)

1



Чтение фрагментов произведения, их анализ

16

К.Р по итогам изучения Раздела 1

1



Формирование интереса учащихся к творчеству писателя



РАЗДЕЛ 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ


(7ч)





АвгустовскиеСпасы:





17

К. Д. Бальмонт. «Первый спас»


1



Читают и анализ-ют, выявляют проблемы произ-я, высказывают собственную т.з.

18

Б. А. Ахмадулина. «Ночь упаданья яблок»


1



Формирование интереса учащихся к творчеству писателя


19

Е. А. Евтушенко. «Само упало яблоко с небес…»

1



Чтение фрагментов произведения, их анализ

20

Е. И. Носов. «Яблочный спас»




Формирование интереса учащихся к творчеству писателя



Родительский дом:





21

А. П. Платонов. «На заре туманной юности» (главы)


1



чтение и анализ романа

22

В. П. Астафьев. «Далёкая и близкая сказка» (рассказ из повести «Последний поклон»)

1



Формирование интереса учащихся к творчеству писателя



23

К.Р по итогам изучения Раздела 2

1



Составление общего плана текста. Прослеживание связи личностного восприятия с проблематикой романа



РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША

(8ч)





Великая Отечественная война





24

Н. П. Майоров. «Мы»

1



чтение и анализ романа

25

М. В. Кульчицкий. «Мечтатель, фантазёр, лентяй-завистник!..»


1



чтение и анализ проихведения

26

Ю. М. Нагибин. «Ваганов»

1



Чтение, совершенствование навыков анализа романа

27

Е. И. Носов. «Переправа»

1



чтение и анализ романа



Судьбы русских эмигрантов





28

Б. К. Зайцев. «Лёгкое бремя»

1



Читают и анализ-ют страницы рассказа, выявляют проблемы произ-я, высказывают собственную точку зрения.

29

А. Т. Аверченко. «Русское искусство»

1



чтение произведений, их анализ и сопоставление.



Прощание с детством





30

Ю. И. Коваль. «От Красных ворот» (фрагмент)

1



Читают и анализ-ют страницы романа, выявляют проблемы произ-я, высказывают собственную точку зрения.


«Припадаю к великой реке…»





31

И. А. Бродский. «Мой народ»

С. А. Каргашин. «Я – русский! Спасибо, Господи!..»

1



Читают и анализ-ют страницы романа, выявляют проблемы произ-я, высказывают собственную точку зрения.


Писатели и поэты Брянщины

(1ч)




32

Творчество Брянских писателей

1



развитие виды речевой деятельности: чтение, говорение, слушание; побуждение учащихся к осмыслению проблемы произведения.



ИТОГОВЫЕ УРОКИ

(2ч)




33

Контрольная (тестовая) работа«По страницам родной литературы»

1



Проверка УУД

34

Защита проекта «Я читаю…»

1



Формирование интереса учащихся к творчеству великого писателя














8