Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку в 3 классе составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
Федеральный Закон «Об образовании» № 29-12 в последней редакции от 29.12.2012г. №273-ФЗ (п.2 ст.28, п.3 ст.28, п.6 ст.28, п.9 ст.2) «Об образовании в Российской Федерации»;Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373); Приказ Минобрнауки № 345 от 28.12.2018 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего образования; Основная образовательная программа начального общего образования школы; Примерные Программы начального общего образования. - М.: Просвещение, 2011 год; Устав школы; Положение о рабочей программе; Учебный план на 2021-2022 учебный год.
Программы курса «Русский язык» под редакцией В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого, - М.: Просвещение, 2014 год;
УМК: «Русский язык» под редакцией В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого, - М.: Просвещение, 2019 год;
Программа курса общим объемом 136 ч в год, 4 ч в неделю изучается в течение всего года. Срок реализации программы – 1 год.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Планируемые результаты изучения курса «Русский язык» (авт. В.П. Канакина, В.Г. Горецкий) разработаны в соответствии с особенностями структуры и содержания данного курса. Программа обеспечивает достижение учащимися 3-х классов следующих предметных результатов:
Предметные результаты
Общие предметные результаты освоения программы:
осознание значимости русского языка как государственного языка нашей страны, Российской Федерации, языка межнационального общения;
представление о языке как об основном средстве человеческого общения и явлении национальной культуры, о роли родного языка в жизни человека и общества;
формирование позитивного эмоционально-оценочного отношения к русскому языку, понимание значимости хорошего владения русским языком, стремления к его грамотному использованию;
понимание значимости правильной и «хорошей» устной и письменной речи как показателя общей культуры человека; проявление собственного уровня культуры;
приобретение опыта ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач;
овладение изучаемыми нормами русского языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), правилами культуры речевого поведения (в объѐме курса); использование этих норм для успешного решения коммуникативных задач в ситуациях учебной языковой деятельности и бытового общения; формирование сознательного отношения к качеству своей речи, контроля за ней;
овладение основными понятиями и правилами (в объѐме изучаемого курса) из области фонетики, графики, лексики, морфемики, грамматики, орфографии, а также умениями находить, опознавать, характеризовать, сравнивать, классифицировать основные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения, тексты); использовать эти знания и умения для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;
овладение основами грамотного письма (в объѐме изучаемого курса), основными орфографическими и пунктуационными умениями; применение правил орфографии и пунктуации в процессе выполнения письменных работ.
Предметные результаты:
Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи, как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи.
В результате изучения русского языка в третьем классе дети научатся:
понимать, что предложение - это основная единица речи;
понимать термины «повествовательные предложения», «вопросительные предложения», «побудительные предложения»; грамматические особенности предложений, различных по цели высказывания;
различать предложения по интонации (восклицательные, невосклицательные);
оформлять предложения в устной и письменной речи (интонация, пауза, знаки препинания: точка, вопросительный и восклицательный знаки);
различать признаки текста и типы текстов (повествование, описание, рассуждение);
называть и определять главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
понимать, что слова в предложении связаны по смыслу и по форме;
различать словосочетание и предложение;
называть и определять части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлог);
понимать особенности употребления в предложении имени существительного, прилагательного, глагола, предлога;
называть и определять части слова (корень, окончание, приставка, суффикс);
понимать термины «корень слова», «однокоренные слова», «разные формы слов;
различать слабую и сильную позиции гласных и согласных в корне слова; использовать способы проверки обозначения на письме гласных и согласных звуков в слабой позиции в корне слова;
давать фонетическую характеристику гласных и согласных звуков;
понимать влияние ударения на смысл слова;
различать парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по твёрдости и мягкости; обозначать мягкость согласных на письме;
понимать роль разделительного мягкого знака и разделительного твёрдого знака в слове.
Третьеклассники получат возможность научиться:
орфографически грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст (55-65 слов), включающий изученные орфограммы за 1-3 класс;
проверять написанное, находить в словах изученные орфограммы;
производить звуковой и звуко-буквенный разбор слова;
производить морфемный разбор ясных по составу слов, подбирать однокоренные слова разных частей речи;
распознавать части речи и их грамматические признаки (род, число, падеж имён существительных; род и число имён прилагательных; время и число глаголов; лицо и число местоимений);изменять имена существительные, имена прилагательные, глаголы по числа склонять в единственном числе имена существительные; изменять имена прилагательные по родам; изменять глаголы по временам;
интонационно правильно произносить предложения; определять вид предложения по цели высказывания и интонации;
вычленять в предложении основу и словосочетания;
производить элементарный синтаксический разбор предложения;
определять тему текста, его основную мысль, подбирать заголовок к тексту, делить текст на части, под руководством учителя и самостоятельно составлять план текста;
определять тип текста;
писать изложение и сочинение (60-75 слов) по коллективно или самостоятельно составленному плану под руководством учителя.
Содержание учебного предмета
Язык и речь (2 часа)
Виды речи. Речь, её назначение. Речь — отражение культуры человека.
Язык, его назначение и его выбор в соответствии с целями и условиями общения.
Формирование представлений о языке как основе национального самосознания.
Текст, предложение, словосочетание (11 часов)
Признаки текста: смысловая связь предложений в тексте, законченность, тема, основная мысль.
Построение текста: вступление, основная часть, заключение.
Типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Предложения по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные)
Знаки препинания в конце предложений.
Подлежащее и сказуемое — главные члены предложения. Второстепенные члены. Связь слов в предложении. Распространенные и нераспространенные предложения. Словосочетание. Связь слов в словосочетании. Главное и зависимое слово в словосочетании.
Слово в языке и речи (18 часов)
Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Синонимы. Антонимы. Омонимы (общее представление). Словосочетание как сложное название предмета. Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы) (общее представление). Упражнение в распознавании изученных лексических групп слов в речи, выборе наиболее точного слова для выражения мысли. Работа со словарями учебника.
Имя существительное, местоимение, имя прилагательное, глагол. Имя числительное как часть речи (общее представление).
Слово и слог. Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки. Правописание слов с безударными гласными в корне слова и ударными гласными после шипящих. Согласные звуки. Буквы, обозначающие согласные звуки. Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком в корне слова. Мягкий знак (Ь) как показатель мягкости согласного звука. Разделительный (Ь) мягкий знак. Упражнение в правописании слов с изученными орфограммами. Перенос слов.
Состав слова (37 часов).
Основа и окончание слова. Общее понятие о значимых частях слова — корне, приставке, суффиксе, окончании. Наблюдения над изменением формы слова с помощью окончаний и образованием слов с помощью приставок и суффиксов. Однокоренные слова и формы одного и того же слова (сопоставление). Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания. Способы проверки орфограмм в корне слова (сопоставление).
Правописание парных звонких и глухих согласных. Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания. Способы проверки орфограмм в корне слова (сопоставление). Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова. Чередование согласных в корне слова: пеку— печь, лицо — личный, бег — бежать, верх — вершина, вязать — вяжет и др. Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания. Способы проверки орфограмм в корне слова (сопоставление). Правописание непроизносимых согласных в корне слова. Приставка как значимая часть слова. Правописание гласных и согласных в приставках о-, об-(обо-), от- (ото-), до-, по-, под- (подо-), про-, за-, на-, над-, в- (во-), с- (со-), вы-, пере-. Разделительный Ъ.
Части речи (61 час)
Общее знакомство с частями речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлоги). Имя существительное как часть речи: общее значение, вопросы, роль в предложении. Имена существительные одушевленные и неодушевленные. Имена существительные собственные и нарицательные. Заглавная буква в собственных именах существительных. Род имен существительных. Правописание безударных гласных в родовых окончаниях Склонение имен существительных с ударными окончаниями в единственном числе. Распознавание падежей. Ь после шипящих на конце имен существительных женского рода (речь, вещь, рожь, мышь) и его отсутствие на конце имен существительных мужского рода (товарищ, мяч). Имена существительные, которые употребляются только в единственном числе (молоко, молодёжь) или только во множественном числе (очки, ножницы). Имя прилагательное как часть речи: общее значение, вопросы, роль в предложении. Имена прилагательные, близкие и противоположные по смыслу. Употребление в речи прилагательных-антонимов. Изменение имен прилагательных по родам и числам при сочетании с именами существительными. Правописание окончаний -ий, -ый, -ая, -яя, -ое, -ее, -ие, -ые. Глагол как часть речи: общее значение, вопросы, роль в предложении. Начальная форма. Глаголы совершенного и несовершенного вида (ознакомление без термина). Изменение глаголов по числам и временам. Настоящее, прошедшее, будущее время. Окончания глаголов в прошедшем времени. Правописание не с глаголами. Глаголы, близкие и противоположные по смыслу (антонимы и синонимы). Выбор наиболее точного глагола для выражения мысли. Многозначность глаголов. Употребление глаголов в прямом и переносном значении.
Повторение изученного за год – 7 часов
Текст и предложение. Повествовательные, побудительные, вопросительные предложения. Состав слова. Правописание звонких, глухих, непроизносимых, двойных согласных, безударных гласных в корне слова. Разделительные ъ и ь. Части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол.
Тематическое планирование
Тема | Количество часов | Кол-во контрольных работ | Обучающее изложение | Сочинение |
Язык и речь | 2 часа | | | |
Текст. Предложение. Словосочетание | 11 часов | 1 | 1 | |
Слово в языке и речи | 18 часов | 1 | | |
Состав слова | 37 часов | 4 | 1 | |
Части речи | 61 час | 6 | 4 | 2 |
Повторение | 7 часов | | | |
Итого | 136 часов | 10 | 6 | 2 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол-во час | Дата | Домашнее задание |
План | Факт |
Язык и речь – 2 ч |
1 | Наша речь. Виды речи. | 1 | | | Стр. 7 упр. 4 |
2 | Наш язык. Стартовая диагностическая работа | 1 | | | Стр. 9 упр. 9 |
Текст. Предложение. Словосочетание – 11 ч |
3 | Текст. Типы текстов. | 1 | | | Составить и записать текст – описание животного. Стр. 14 упр. 16 |
4 | Предложение. Виды предложений по цели высказывания. | 1 | | | Составить и записать предложения на тему «Летним днём в лесу» Стр. 20 упр. 26 |
5 | Виды предложений по интонации. Словарный диктант № 1 | 1 | | | Стр. 23 упр. 33 |
6 | Предложения с обращением. Обучающее изложение | 1 | | | Стр. 26 упр. 36 Составить и записать два предложения с обращением. |
7 | Главные и второстепенные члены предложения. | 1 | | | Стр. 28 упр. 41 |
8 | Главные и второстепенные члены предложения. | 1 | | | Стр. 30 упр. 46 |
9 | Простое и сложное предложения. | 1 | | | Стр. 32 упр. 51 |
10 | Простое и сложное предложения. | 1 | | | Стр. 34 упр. 55 |
11 | Словосочетание. | 1 | | | Стр. 36 упр. 60 |
12 | Проверочная работа № 1 | 1 | | | Стр. 37 упр. 63 |
13 | Контрольный диктант № 1 по теме «Предложение». | 1 | | | Повторить правила |
Слово в языке и речи – 18 ч |
14 | Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Словарный диктант № 2 | 1 | | | Стр. 42 упр. 67 |
15 | Синонимы и антонимы. | 1 | | | Стр. 44 упр. 74 |
16 | Омонимы. | 1 | | | Стр. 46 упр. 78 |
17 | Слово и словосочетание. | 1 | | | Стр. 48 упр. 82 |
18 | Фразеологизмы. | 1 | | | Стр. 50 упр. 87 |
19 | Обучающее изложение (упр.88) | 1 | | | Составить и записать два предложения с фразеологизмом. |
20 | Части речи. | 1 | | | Стр. 54 упр. 92 |
21 | Имя существительное. | 1 | | | Стр. 56 упр. 96 |
22 | Имя прилагательное. | 1 | | | Стр. 58 упр. 100 |
23 | Глагол. | 1 | | | Составить и записать два предложения, подчеркнуть в них главные члены. |
24 | Что такое имя числительное? Проверочная работа «Части речи» | 1 | | | Стр. 60 упр. 105 |
25 | Однокоренные слова. Проверочная работа № 2 | 1 | | | Стр. 62 упр. 111 |
26 | Звуки и буквы. Гласные звуки. | 1 | | | Стр. 64 упр. 116 |
27 | Звуки и буквы. Согласные звуки. | 1 | | | Стр. 66 упр. 120 |
28 | Звонкие и глухие согласные звуки. Разделительный мягкий знак. | 1 | | | Стр. 69 упр. 127 |
29 | Обучающее изложение (упр.129) Словарный диктант № 3 | 1 | | | Записать 5 слов с мягким разделительным знаком и 5 слов с мягким знаком показателем мягкости согласного |
30 | Обобщение и закрепление изученного материала. Проект «Рассказ о слове» Проверочная работа № 3 | 1 | | | Повторить правила Подготовить проект по теме «Рассказ о слове» |
31 | Контрольный диктант № 2 по теме «Слово в языке и речи» | 1 | | | Повторение материала |
Состав слова – 37 ч |
32 | Корень слова. Как найти в слове корень? | 1 | | | Записать однокоренные слова: 1 вариант – корень «море», 2 вариант – «гор – гора». Повторить изученные правила. |
33 | Сложные слова. Контрольное списывание № 1 | 1 | | | Стр. 78 упр. 141 |
34 | Окончание. Как найти в слове окончание? | 1 | | | Стр. 81 упр. 146 |
35 | Окончание слова. | 1 | | | Стр. 83 упр. 152 |
36 | Приставка. Контрольный диктант № 3 за 1 четверть | 1 | | | Составить и записать два предложения, употребив в них глаголы с приставками. |
37 | Значение приставок. Словарный диктант № 4 | 1 | | | Стр. 88 упр. 163 |
38 | Суффикс. Как найти в слове суффикс? | 1 | | | Записать 10 слов с суффиксами. |
39 | Значение суффиксов. | 1 | | | Стр. 94 упр. 176 |
40 | Сочинение по картине А.А. Рылова «В голубом просторе». | 1 | | | Стр. 92 упр. 171 |
41 | Основа слова. | 1 | | | Стр. 96 упр. 182 |
42 | Обобщение знаний о составе слова. | 1 | | | Стр. 98 упр. 188 |
43 | Контрольный диктант № 4 по теме «Состав слова». | 1 | | | Повторить правила Стр. 98, упр. 189 |
44 | Обучающее изложение Упр. 191 | 1 | | | Стр. 99 упр. 190 |
45 | Проект «Семья слов» Проверочная работа № 4 | 1 | | | Повторить правила |
46 | В каких значимых частях слова есть орфограммы? | 1 | | | Стр. 105 упр. 195 |
47 | Правописание слов с безударными гласными в корне. | 1 | | | Стр. 107 упр. 200 |
48 | Правописание слов с двумя безударными гласными в корне. | 1 | | | Стр. 108 упр. 203 |
49 | Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне. | 1 | | | Записать 10 слов с безударными гласными в корне. Стр.113, упр.214 |
50 | Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне. | 1 | | | Записать 10 слов с парными по глухости – звонкости согласными звуками, подобрать к ним проверочные слова. Стр.115, упр.218 |
51 | Обучающее изложение. | 1 | | | Записать по5 слов с парными по глухости – звонкости согласными звуками на конце и в середине корня. |
52 | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. Контрольное списывание № 2 | 1 | | | Стр. 117 упр. 224 |
53 | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне | 1 | | | Стр. 120 упр. 229, 230 |
54 | Правописание слов с удвоенными согласными. | 1 | | | Стр. 122 упр. 235 |
55 | Правописание слов с удвоенными согласными. | 1 | | | Записать 10 слов с удвоенными согласными |
56 | Сочинение по картине В.М. Васнецова «Снегурочка». | 1 | | | Подготовиться к контрольному диктанту |
57 | Контрольный диктант № 5 по теме «Правописание корней слов». | 1 | | | Повторить правила |
58 | Работа над ошибками. Правописание суффиксов и приставок. | 1 | | | Стр. 125 упр. 241 |
59 | Правописание суффиксов и приставок. | 1 | | | Стр. 128 упр. 247 |
60 | Правописание суффиксов и приставок. Словарный диктант № 5. | 1 | | | Стр. 129 упр. 251,255. |
61 | Правописание приставок и предлогов. | 1 | | | Стр. 132 упр. 260 |
62 | Правописание приставок и предлогов. | 1 | | | Стр. 134 упр. 263 |
63 | Правописание слов с разделительным твёрдым знаком. | 1 | | | Стр. 135 упр. 266 |
64 | Контрольный диктант № 6 по теме « Правописание частей слова». | 1 | | | Записать по 5 слов с разделительными мягким и твёрдым знаками. |
65 | Правописание слов с разделительными твёрдым и мягким знаками. | 1 | | | Стр. 138 упр. 274 |
66 | Правописание слов с разделительными твёрдым и мягким знаками. | 1 | | | Стр. 141 упр. 279 |
67 | Обучающее изложение (упр.278) | 1 | | | Записать 10 слов с приставками. Составить и записать предложение с одним из них. |
68 | Проект «Составляем орфографический словарь | 1 | | | Работа по карточке |
Части речи (61 час) |
69 | Части речи. | 1 | | | Стр. 6 упр. 7 |
Имя существительное –27ч |
70 | Имя существительное и его роль в речи. | 1 | | | Стр. 10 упр. 11 |
71 | Значение и употребление имён существительных в речи. | 1 | | | Составить и записать два предложения. Подчеркнуть имена существительные. |
72 | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. | 1 | | | Записать 5 одушевлённых и 5 неодушевлённых имён существительных. |
73 | Обучающее изложение (упр. 21). | 1 | | | Составить и записать два предложения с одушевлёнными и неодушевлёнными именами существительными.Указать род. |
74 | Собственные и нарицательные имена существительные. | 1 | | | Стр. 17 упр. 27 |
75 | Проект «Тайны имени». Контрольное списывание № 3 | 1 | | | Работа по карточке |
76 | Число имён существительных. | 1 | | | Стр. 21 упр. 32 |
77 | Число имён существительных. | 1 | | | Стр. 23 упр. 37 |
78 | Род имён существительных. | 1 | | | Стр. 27 упр. 44 |
79 | Род имён существительных. | 1 | | | Стр. 30 упр. 50 |
80 | Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих. | 1 | | | Стр. 33 упр. 56 |
81 | Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих. | 1 | | | Стр. 34 упр. 60 |
82 | Обучающее изложение (упр.62) | 1 | | | Стр. 35 упр. 63 |
83 | Контрольный диктант № 7 по теме «Имя существительное» | 1 | | | Повторить материал по имени существительному |
84 | Склонение имён существительных. | 1 | | | Просклонять слова: стрела, гроза |
85 | Падеж имён существительных. Словарный диктант № 6 | 1 | | | Составить и записать два предложения. Указать падеж имён существительных |
86 | Сочинение по картине И.Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка» | 1 | | | Просклонять слово РУЧКА |
87 | Именительный падеж. | 1 | | | Составить и записать два предложения, подчеркнуть в них главные члены |
88 | Родительный падеж. | 1 | | | Стр. 45 упр. 81 |
89 | Дательный падеж. | 1 | | | Стр. 47 упр. 84 |
90 | Винительный падеж. | 1 | | | Стр. 52 упр. 93 |
91 | Творительный падеж. | 1 | | | Составить и записать два предложения с именами существительными в творительном падеже |
92 | Предложный падеж. | 1 | | | Стр. 54 упр. 98 |
93 | Обучающее изложение (упр.101) | 1 | | | Составить и записать 5 словосочетаний с именами существительными в разных падежах (кроме именительного) |
94 | Обобщение знаний. Проект « Зимняя страничка» | 1 | | | Составить и записать предложение. Выполнить разбор имён существительных. Пользуясь памяткой. |
95 | Сочинение по картине К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень» | 1 | | | Повторить изученные правила |
96 | Контрольный диктант № 7 по теме «Правописание окончаний имён существительных» | 1 | | | Повторить падежи и падежные окончания |
Имя прилагательное – 15 ч |
97 | Значение и употребление имён прилагательных в речи. | 1 | | | Стр. 65 упр. 112 |
98 | Значение и употребление имён прилагательных в речи. | 1 | | | Стр. 66 упр. 115 |
99 | Роль имён прилагательных в тексте. | 1 | | | Стр. 69 упр. 121. Подготовиться к сочинению |
100 | Текст – описание. Отзыв по картине М.А. Врубеля «Царевна – Лебедь» | 1 | | | Стр.71 изучить информацию Стр.70, упр.123 |
101 | Род имён прилагательных. | 1 | | | Стр. 73 упр. 126 |
102 | Изменение имён прилагательных по родам. | 1 | | | Стр.75 упр. 130 |
103 | Изменение имён прилагательных по родам. | 1 | | | Составит 6 словосочетаний, указать род имени прилагательного, выделить окончание |
104 | Число имён прилагательных. | 1 | | | Стр. 80 упр. 138 |
105 | Число имён прилагательных | 1 | | | Стр. 81 упр. 142 |
106 | Изменение имён прилагательных по падежам. | 1 | | | Просклонять имя прилагательное ВЫСОКАЯ (ГОРА) |
107 | Изменение имён прилагательных по падежам. | 1 | | | Составить и записать три предложения. Указать падеж имён прилагательных. |
108 | Обобщение знаний. Словарный диктант № 7 | 1 | | | Составить и записать одно предложение. Выполнить разбор имени прилагательного как части речи |
109 | Сочинение (или отзыв) по картине А.А. Серова «Девочка с персиками». | 1 | | | Повторить изученные правила |
110 | Обобщение знаний об имени прилагательном. Проект «Имена прилагательные в загадках». | 1 | | | Составить и записать одно предложение. Выполнить разбор имени прилагательного как части речи |
111 | Контрольный диктант № 8 по теме «Имя прилагательное» | 1 | | | Работа по карточке |
Местоимение – 4 ч |
112 | Личные местоимения. | 1 | | | Составить и записать два предложения с местоимениями |
113 | Изменение личных местоимений по родам | 1 | | | Стр. 95 упр. 162 |
114 | Правописание местоимений. Проверочная работа № 6 | 1 | | | Составить и записать три предложения с разными местоимениями. Указать число и лицо местоимений. |
115 | Обучающее изложение | 1 | | | Составить и записать два предложения с местоимениями |
Глагол – 14 ч |
116 | Значение и употребление глаголов в речи. | 1 | | | Стр. 102 упр. 172 |
117 | Значение и употребление глаголов в речи. | 1 | | | Стр. 103 упр. 176, 180 |
118 | Неопределённая форма глагола. | 1 | | | Стр. 107 упр. 184 |
119 | Неопределённая форма глагола. | 1 | | | Стр. 108 упр. 188 |
120 | Число глаголов. | 1 | | | Составить и записать 4 предложения с глаголами в разных числах на тему «Весна». Указать число. |
121 | Времена глаголов. | 1 | | | Стр. 113 упр. 199 |
122 | Времена глаголов. 2-ое лицо глаголов. | 1 | | | Стр. 116 упр. 204 |
123 | Изменение глаголов по временам. | 1 | | | Стр. 118 упр. 209 |
124 | Изменение глаголов по временам. Обучающее изложение. Упр. 213 | 1 | | | Составить и записать три предложения с глаголами в разном времени |
125 | Род глаголов в прошедшем времени. | 1 | | | Стр. 122 упр. 218, 222 |
126 | Правописание частицы НЕ с глаголами. | 1 | | | Составить и записать два предложения с глаголами с частицей НЕ |
127 | Обобщение изученного материала о глаголе. | 1 | | | Стр. 127 упр. 231ё |
128 | Обобщение изученного материала о глаголе. Проверочная работа №7. | 1 | | | Составить и записать три предложения. Указать время, число, лицо глаголов Стр.130, задание 1. |
129 | Контрольный диктант № 9 по теме «Глагол» | 1 | | | Повторить словарные слова |
Повторение –7ч |
130 | Обобщение и систематизация изученного о частях речи. Словарный диктант № 9. | 1 | | | Стр. 132 упр. 239 |
131 | Обобщение изученного о слове, предложении. Обучающее изложение. | 1 | | | Стр. 134 упр. 246 |
132 | Правописание окончаний имён прилагательных | 1 | | | Стр. 135 упр. 249 |
133 | Правописание приставок и предлогов | 1 | | | Стр. 135 упр. 250 |
134 | Правописание безударных гласных | 1 | | | Стр. 137 упр. 255 |
135 | Итоговый контрольный диктант. | 1 | | | Стр.138, упр. 257 |
136 | Анализ контрольного диктанта. Однокоренные слова | 1 | | | Стр. 140 упр. 263 |
5