м
Приложение к ООП НОО
униципальное автономное общеобразовательное учреждение
города Калининграда
начальная общеобразовательная школа № 53
Рабочая программа
по технологии
для 4 класса
(УМК: Е. А. Лутцева, Т. П. Зуева)
г. Калининград, 2019Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Технология» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования с учетом авторской программы Е.А. Лутцевой, Т. П. Зуевой, с использованием УМК Е.А. Лутцевой, входящего в состав образовательной системы «Школа России».
Программа разработана в соответствии с ООП НОО и Учебным планом МАОУ НОШ № 53
На изучение технологии, согласно учебному плану школы, в начальной школе выделяется 117 ч. В 4 классе на изучение технологии отводится 34 часа, в том числе, вариативная часть представлена внутрипредметным модулем «Народные промыслы» - 13 часов.
Планируемые результаты освоения программы Личностные результаты
Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
Сформирован целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
Сформировано уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов.
Принята и освоена социальная роль обучающегося, развит мотив учебной деятельности и сформирован личностный смысл учения.
Развита самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Сформированы эстетические потребности, ценности и чувства.
Развиты навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Сформированы установки на безопасный и здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты
Овладение способностью принимать и реализовывать цели и задачи учебной деятельности, приёмами поиска средств её осуществления.
Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
Сформированы умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умений вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением, соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.
Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанно строить речевое высказывание в
2соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты
К концу обучения в 4 классе ученик научится:
называть наиболее распространенные в своем регионе традиционные народные промыслы и ремесла, современные профессии (в том числе профессии своих родителей) и описывать их особенности;
понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), прочность, эстетическую выразительность — и руководствоваться ими в своей продуктивной деятельности;
анализировать предлагаемую информацию, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять корректировку хода практической работы, самоконтроль выполняемых практических действий;
организовывать свое рабочее место в зависимости от вида работы, выполнять доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда.
на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно подбирать доступные в обработке материалы для изделий по декоративно-художественным и конструктивным свойствам в соответствии с поставленной задачей;
отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов оптимальные и доступные технологические приёмы их ручной обработки при разметке деталей, их выделении из заготовки, формообразовании, сборке и отделке изделия; экономно расходовать используемые материалы;
применять приёмы безопасной работы ручными инструментами: чертежными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы) и колющими (игла);
выполнять символические действия моделирования и преобразования модели и работать с простейшей технической документацией: распознавать чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них; изготавливать плоскостные и объемные изделия по простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам.
анализировать устройство изделия: выделять детали, их форму, определять взаимное расположение, виды соединения деталей;
решать простейшие задачи конструктивного характера по изменению вида и способа соединения деталей: на достраивание, придание новых свойств конструкции, а также другие доступные и сходные по сложности задачи (в том числе в интерактивных средах на компьютере);
изготавливать несложные конструкции изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, образцу и доступным заданным условиям (в том числе в интерактивных средах на компьютере).
соблюдать безопасные приёмы труда, пользоваться персональным компьютером для воспроизведения и поиска необходимой информации в ресурсе компьютера, для решения доступных конструкторско-технологических задач;
использовать простейшие приёмы работы с готовыми электронными ресурсами: активировать, читать информацию, выполнять задания;
создавать небольшие тексты, иллюстрации к устному рассказу, используя редакторы текстов и презентаций
Ученик получит возможность научиться:
Правилам самообслуживания, технологическим приемам ручной обработки материалов, овладеет правилами техники безопасности;
Использовать приобретенные знания и умения для творческого решения несложных конструкторских, дизайнерских, технологических и организационных задач;
Правилам создания предметной и информационной среды; умению применять эти знания для учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.
Строить проект: определять его цель, план, результат, его связь с решением жизненно важных проблем ,представлять результаты.
Собирать информацию в справочной литературе, Интернет-источниках.
2. Содержание учебного предмета
Основные задачи реализации содержания:
формирование опыта как основы обучения и познания, осуществление поисковоаналитической деятельности для практического решения прикладных задач с использованием знаний, полученных при изучении других учебных предметов; формирование первоначального опыта практической преобразовательной деятельности (моделирование, самостоятельное создание объектов).
Человек и земля (10 ч.)
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживания. Трудовая деятельность и её значение в жизни человека. Рукотворный мир как результат труда человека; разнообразие предметов рукотворного мира (архитектура, техника, предметы быта и декоративно-прикладного искусства и т. д. разных народов России). Особенности тематики, материалов, внешнего вида изделий декоративного искусства разных народов, отражающие природные, географические и социальные условия разных народов.
Человек и вода (3 ч.)
Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность, гармония предметов и окружающей среды). Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Мастера и их профессии; традиции и творчество мастера в создании предметной среды (общее представление).
Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида работы, планирование трудового процесса. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов, распределение рабочего времени. Отбор и анализ информации (из учебника и дидактических материалов), её использование в организации работы. Контроль и корректировка хода работы. Работа в малых группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель и подчинённый).
Человек и воздух (3 ч.)
Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и воплощение). Культура проектной деятельности и оформление документации (целеполагание, планирование, выполнение, рефлексия, презентация, оценка). Система коллективных, групповых и индивидуальных проектов. Культура межличностных отношений в совместной деятельности. Результат проектной деятельности — изделия, которые могут быть использованы для праздников, в учебной и внеучебной деятельности и т. п. Освоение навыков самообслуживания, по уходу за домом, комнатными растениями. Выполнение элементарных расчётов стоимости изготавливаемого изделия. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты .
Общее понятие о материалах, их происхождении. Исследование элементарных физических, механических и технологических свойств материалов, используемых при выполнении практических работ. Многообразие материалов и их практическое применение в жизни.
Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор и замена материалов в соответствии с их декоративно-художественными и конструктивными свойствами, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия.
Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых инструментов), соблюдение правил их рационального и безопасного использования.
Общее представление о технологическом процессе, технологической документации (технологическая карта, чертёж и др.); анализ устройства и назначения изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических операций; подбор и замена материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений. Проведение измерений и построений для решения практических задач. Виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертёж, эскиз, развёртка, схема (их узнавание). Назначение линий чертежа (контур, линии надреза, сгиба, размерная, осевая, центровая, разрыва). Чтение условных графических изображений. Разметка деталей с опорой на простейший чертёж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме.
Общее представление о конструировании изделий (технических, бытовых, учебных и пр.). Изделие, деталь изделия (общее представление). Понятие о конструкции изделия; различные виды конструкций и способы их сборки. Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия).
Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку, простейшему чертежу или эскизу.
Человек и информация^ ч.)
Практика работы на компьютере Информация, её отбор, анализ и систематизация. Способы получения, хранения, переработки информации.
Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации. Включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств. Клавиатура, общее представление о правилах клавиатурного письма, пользование мышью, использование простейших средств текстового редактора. Простейшие приёмы поиска информации: по ключевым словам, каталогам. Соблюдение безопасных приёмов труда при работе на компьютере; бережное отношение к техническим устройствам. Работа с ЦОР (цифровыми образовательными ресурсами), готовыми материалами на электронных носителях (СБ).
Работа с простыми информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок): преобразование, создание, сохранение, удаление. Создание небольшого текста по интересной детям тематике. Вывод текста на принтер. Использование рисунков из ресурса компьютера, программ Word.
Внутрипредметный модуль «Народные промыслы» (13 ч.)
Цель модуля: развивать интерес учащихся к истории, культуре и народных промыслов России; формировать эстетический вкус учащихся на примере лучших образцов культурного наследия; воспитывать чувство этнической, исторической и культурной общности народов Калининградской области.
Декоративно-прикладное искусство. Росписи и ремесла. Знакомство с народными ремеслами, традициями праздниками. Хохломская роспись, Жостовская роспись, Дымковская игрушка, Гжель, Городецкая роспись. Цвета, сюжеты, роспись посудных заготовок.
Бисероплетение. Технология работы с бисером; схемы по бисероплетению; использование бисера, стекляруса, проволоки; выполнение основных узоров; гармоничное сочетание цвета при выполнении изделий.
Вышивка шёлковыми лентами. Пришивание шёлковых лент для изготовления различных цветов и бантов: вышивка цветов по канве или ткани.
Резервные уроки (2 ч.)
Административная контрольная работа за 2 четверть. Промежуточная аттестация.
3.Тематическое планирование № п/п | Тема | Количес тво часов | Виды деятельности |
Человек и земля (10 ч + 5ч В.м.) |
1 | Вагоностроительный завод. Создание модели вагона из картона. Изделия: Кузов вагона. Пассажирский вагон | 1 | Наблюдать связи человека с природой и предметным миром; предметный мир ближайшего окружения, конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, традиции и творчество мастеров родного края. |
2 | Полезные ископаемые. Изготовление модели буровой вышки из металлического конструктора. Изделие: Буровая вышка | 1 |
3 | Полезные ископаемые. Техника лепки слоями из пластилина. Изделие: Малахитовая шкатулка | 1 |
4 | В.м. «Народные промыслы» Знакомство с народными промыслами | 1 |
5 | Автомобильный завод. Работа с металлическими и пластмассовыми конструкторами. Изделие: КамАЗ. Кузов грузовика | 1 |
6 | В.м.« Народные промыслы» «Голубая сказка Гжели». Гончарное дело. Художественная керамика. Посуда. Гжельская роспись. Оформление блюдца | 1 |
7 | Монетный двор. Изделие: Стороны медали. Медаль | 1 |
8 | В.м. «Народные промыслы» Игрушечные промыслы России. Каргопольская игрушка. | 1 |
| Полкан | | |
9 | Фаянсовый завод. Работа с пластилином. Изделие: Основа для вазы. Ваза | 1 |
10 | Инструктаж по ТБ. Швейная фабрика. Работа с тканью. Изделие: «Прихватка» | 1 |
11 | Швейная фабрика. Технология создания мягкой игрушки. Изделие: «Птичка» | 1 |
12 | В.м. «Народные промыслы» Игрушечные промыслы России. Дымковская игрушка. Барыня | 1 |
13 | Обувное производство. Работа с бумагой. Изделие: «Модель летней детской обуви» | 1 |
14 | Деревообрабатываю-щее производство. Изделие: «Лесенка - опора для растений» | 1 |
15 | В.м. «Народные промыслы» Хохломской промысел. Хохломские узоры. Роспись тарелки | 1 |
Человек и вода (3 ч + 3ч. В.м. ) |
16 | Водоканал. Знакомство с системой водоснабжения города. Значение воды в жизни человека и растений. Осмысление важности экономного расходования воды. Изделие: «Фильтр для очистки воды» | 1 | Организовывать свою деятельность: подготавливать свое рабочее место, рационально размещать материалы и инструменты, соблюдать приемы безопасного и рационального труда; работать в малых группах, осуществлять сотрудничество, исполнять разные социальные роли (уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми). |
17 | В.м. «Народные промыслы» Жостовское ремесло. Роспись подноса жостовским узором . | 1 |
18 | Порт. Знакомство с работой порта и профессиями людей, работающих в порт. Практическая работа: «Технический рисунок канатной лестницы». | 1 |
19 | Узелковое плетение Знакомство с правилами работы и последовательностью создания изделий в технике «макраме. Изделие: «Браслет» | 1 |
20 | В.м. «Народные промыслы» Городецкая роспись по дереву - народный промысел Нижегородского края. Петушок и Курочка. | 1 |
21 | В.м. «Народные промыслы» Вышивка и кружевоплетение. Вологодские, Елецкие кружева. Салфетка | 1 |
Человек и воздух (3 ч. + 4 ч В.м.) |
22 | В.м. «Народные промыслы» Ткачество. Цветные тканые половички. Аппликация «Радуга на полу» | 1 | Оценивать результат деятельности: проверять изделие в действии, корректировать при |
23 | Самолётостроение. Ракетостроение. Первоначальные сведения о | 1 |
| самолётостроении, о функциях самолётов и космических ракет, конструкция самолёта и космической ракеты. Изделие: «Самолёт» | | необходимости его конструкцию и технологию изготовления. Обобщать (осознавать, структурировать и формулировать) то новое, что усвоено |
24 | В.м. «Народные промыслы» Архангельская щепная птица. Птица Счастья | 1 |
25 | Ракета-носитель. Закрепление основных знаний о самолётостроении, о конструкции самолёта и ракеты. Изделие: «Ракета- носитель» | 1 |
26 | Летательный аппарат. Воздушный змей. Знакомство с историей возникновения воздушного змея. Конструкция воздушного змея. Изделие: «Воздушный змей» | 1 |
27 | В.м. «Народные промыслы» Игрушечные промыслы России. Полхов-Майданская деревянная игрушка. Г рибок - копилка | 1 |
28 | В.м. «Народные промыслы» Игрушечные промыслы России. Филимоновские игрушки - свистульки. | 1 |
Человек и информация (3 | 1 ч + 1ч В.м.) |
29 | Создание титульного листа. Работа с таблицами. Практическая работа на компьютере. Инструктаж «Правила работы на компьютере» | 1 | Анализировать конструкторскотехнологические и декоративнохудожественные особенности предлагаемых изделий, выделять известное и неизвестное, осуществлять информационный, практический поиск и открытие нового знания и умения; анализировать и читать графические изображения (рисунки, простейшие чертежи и эскизы, схемы). |
30 | В.м. «Народные промыслы» Игрушечные промыслы России. Русская матрёшка | 1 |
31 | Создание содержания книги. Переплётные работы. Практическая работа на компьютере. Практическая работа: «Содержание» | 1 |
32 | Создание содержания книги. Переплётные работы. Практическая работа на компьютере. Практическая работа: Изделие: «Дневник путешественника» | 1 |
Резервные уроки - 2 часа |
33 | Резервный урок 1 Административная контрольная работа за 2 четверть. | 1 | Творческая работа |
34 | Резервный урок 2 Промежуточная аттестация. | 1 | Творческая работа |
Итого: 34 часа |