СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по учебному предмету « Чтение » « Язык и речевая практика »

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по учебному предмету « Чтение » « Язык и речевая практика »»



Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска»




УТВЕРЖДАЮ:

Приказ № 100

от «30» августа 2024 г.

и.о. директора Центра:

________________

/Панасенкова О.В/

СОГЛАСОВАНО:

Зам. директора по УВР

Панасенкова О.В.

ПРИНЯТА:

на педагогическом совете

Протокол №1

от «28» августа 2024 г.

РАССМОТРЕНО:

на МО учителей предметников

Протокол № 1

от «28» августа 2024 г.

руководитель МО:

/А.А.Сайганова/






Рабочая программа по учебному предмету

« Чтение »

« Язык и речевая практика »

для обучающихся с легкой умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями) (Вариант I)

10 «А» класса

на 2024 – 2025 учебный год





Программу составила:

Сайганова Анастасия Андреевна

учитель (русского языка ,чтения )

высшей квалификационной категории







Смоленск 2024



Пояснительная записка

Настоящая программа создана согласно ФЗ «Закон об образовании в Российской Федерации»; на основании нормативно-правовых документов РФ, регламентирующих деятельность образовательных учреждений в области коррекционного образования.

  Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» для обучающихся 10 .

Программа 10 класса адаптирована на обучающихся с лёгкой умственной отсталостью, рассчитана на 34 учебные недели, 103 часа в год, 3 часа в неделю.

           Планируемые предметные результаты

          Программа 10 класса предусматривает овладение знаниями и умениями, которые формируют культурного, подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова читателя.

В результате освоения учебного предмета обучающиеся должны знать



Цели и задачи, решаемые при реализации программы

Цель: развитие умения осмысленного чтения литературных, публицистических и технических текстов доступного содержания и уровня сложности умственно отсталых школьников.

Задачи:

-совершенствование техники чтения;

-повышение способности понимать прочитанное;

-формирование интереса к чтению;

-понимание значения навыка чтения;

-развитие устной речи.


Программа адресована обучающимся ­­­10-11 классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Данная рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:

  1. Литература Смоленщины. 9 класс: В 2 т. Учебник-хрестоматия по литературному краеведению / Составление, методические материалы Г.С.Меркина. – 2-е изд., перераб. – Смоленск: Универсум, 2002. – С.272 (выборочно)

  2. Презентации и видеоматериалы сети Интернет.





Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа

Структура программы по литературному чтению в 10—11 классах сохраняет основные подходы, заложенные в программе по чтению в 5—9 классах: работа над техникой чтения и пониманием прочитанного произведения. Основными принципами построения программы являются: монографический, художественно-эстетический и литературоведческий.

Монографический принцип основан на изучении произведений в хронологической последовательности. Учащиеся знакомятся с творчеством поэтов, писателей, ранее не изучавшихся в школе, а также читают произведения уже известных авторов. Для предотвращения повторов в изучении биографий писателей и поэтов, с которыми учащиеся познакомились в 7—9 классах, следует уделять более пристальное внимание изучению тех эпизодов жизни и творчества писателей, которые имеют непосредственное отношение к истории создания изучаемого произведения. С этой целью рекомендуется знакомить учащихся с отрывками из мемуарной художественной литературы.

Художественно-эстетический принцип связан с изучением художественных произведений, являющихся произведениями словесного искусства, которые раскрывают перед читателями богатство окружающего мира и человеческих отношений, формируют у учеников эстетические вкусы, развивают у них собственное отношение к действительности. Круг чтения художественных произведений расширен за счет включения произведений зарубежной литературы, что позволит учащимся воспринимать отечественную литературу в контексте мирового литературного процесса. Изучение художественной литературы должно сопровождаться обращением к другим видам искусства: живописи, графике, скульптуре, музыке, что будет способствовать более целостному восприятию художественного образа, который рассматривается как комплекс слухового и зрительного образов.

Литературоведческий принцип основан на анализе словесно-художественного образа произведения, через который автор выражает свои мысли, чувства, настроения. В связи с этим необходимо познакомить учащихся с изобразительными и выразительными возможностями словесного искусства (гиперболой, метафорой, сравнением и т. д.). Литературоведческий принцип находит свое выражение и в том, что программа знакомит детей с основными жанровыми признаками художественных произведений. Жанровое разнообразие читаемых произведений обеспечивается изучением не только прозы и поэзии, как это было в 5—9 классах, но и ознакомлением с драматическими произведениями.

Наряду с основной организационной формой изучения литературных произведений программа рекомендует использовать и такие формы, как литературные викторины (по творчеству одного или нескольких писателей, объединенных общей темой); вечера русской (классической и современной) поэзии; вечера русского романса (на стихи русских поэтов XIX века) и т. п. Такие формы занятий по литературе не только направлены на обобщение и закрепление имеющихся у школьников знаний, умений и навыков, но и способствуют формированию интереса к литературе вообще и к творчеству отдельных писателей в частности.

Учитель самостоятельно определяет количество часов, отводимое на изучение творчества того или иного писателя, поскольку это зависит от индивидуальных возможностей учащихся, от литературных интересов учителей и состояния библиотечного фонда школы. В связи с этим возможно дополнение и изменение рекомендательного списка авторов с учетом региональной или национальной специфики при сохранении основных принципов построения программы и коррекционных задач обучения.


Основные направления коррекционной работы:

  1. Коррекция переключаемости и распределения внимания.

  2. Коррекция логического мышления, зрительной и вербальной памяти.

  3. Коррекция слухового и зрительного восприятия.

  4. Коррекция произвольного внимания.

  5. Коррекция мышц мелкой моторики.

  6. Развитие самостоятельности, аккуратности.


Планируемые результаты освоения учебного материала в 10 классе


Основные требования к умениям учащихся:


1-й уровень

• читать вслух правильно, бегло, выразительно;

• осознанно читать про себя доступные по содержанию тексты;

• самостоятельно выявлять тему произведения;

• выявлять идею (основную мысль) произведения (самостоятельно или с помощью учителя);

• составлять элементарную характеристику героя с использованием слов и выражений автора;

• самостоятельно делить на части несложный по структуре и содержанию текст, формулировать заголовки;

• пересказывать текст по плану;

• находить в тексте незнакомые слова и выражения, объяснять их значение с помощью учителя;

• заучить наизусть 11 стихотворений и 2 прозаических отрывка;

• читать произведения отечественных и зарубежных авторов, отрывки из которых изучались на уроках классного чтения, статьи из журналов и газет.


2-й уровень

• читать вслух правильно и бегло;

• читать про себя доступные по содержанию тексты;

• принимать участие в коллективном обсуждении и анализе прочитанных произведений;

• называть главных и второстепенных действующих лиц, находить в тексте отрывки с описанием внешности героя, высказывать собственное отношение к герою и его поступкам;

• пересказывать по плану отдельные части произведения;

• объяснять значение некоторых слов и выражений с помощью учителя;

• заучивать наизусть небольшие по объему стихотворения;

• участвовать в уроках внеклассного чтения.


Планируемые результаты освоения учебного материала в 11 классе


Основные требования к умениям учащихся:


1-й уровень

• правильно, бегло и осознанно читать вслух и про себя;

• определять основную мысль (идею) произведения (с помощью учителя);

• самостоятельно делить на части несложный по структуре и содержанию текст;

• формулировать заголовки пунктов плана в различной речевой форме (с помощью учителя);

• составлять различные виды пересказа по плану с использованием образных

выражений;

• выразительно читать прозаические и поэтические произведения после

предварительной подготовки;

• знать наизусть 3 прозаических отрывка и 12 стихотворений;

• самостоятельно читать произведения художественной литературы, статьи из периодической печати с последующим их обсуждением.


2-й уровень

• совершенствовать все качества полноценного чтения вслух;

• осознанно читать про себя доступные по содержанию тексты;

• самостоятельно определять тему произведения;

• отвечать на вопросы по содержанию произведения своими словами и используя слова автора;

• высказывать отношение к герою произведения;

• делить на части несложные тексты (с помощью учителя) и пересказывать их по плану;

• находить в тексте незнакомые слова и выражения, объяснять их значение с помощью учителя;

• заучивать стихотворения (или отрывки из них) наизусть;

• самостоятельно читать небольшие по объему и несложные по содержанию

произведения внеклассного чтения, выполнять посильные задания.


Содержание учебного предмета

10 класс (3 ч. в неделю, 102 ч. в год)

Примерная тематика

Устное народное творчество

Сказки, былины, песни, пословицы, поговорки как отражение культурных и этических ценностей народа.

Другие виды искусства. Живопись В. М. Васнецова на темы былин и русских сказок. Музыка Н. А. Римского-Корсакова к опере «Снегурочка».

Русская литература XIX века

Биографические справки и творчество И. А. Крылова, А. С. Пушкина,

М. Ю. Лермонтова, А. Н. Островского, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, Н. А. Некрасова, А. П. Чехова, Л. Н. Толстого, А. И. Куприна и др.

Другие виды искусства. Романсы русских композиторов на стихи русских поэтов.

Пейзажная живопись русских художников: И. И. Левитана, И. И. Шишкина,

В. Д. Поленова, К. А. Коровина, К. Ф. Юона, И. Э. Грабаря и др.

Русская литература XX века

Биографические справки и творчество А. М. Горького, С. А. Есенина, В. В. Маяковского, А. А. Платонова, К. М. Симонова, А. А. Суркова, К. Г. Паустовского, А. Т. Твардовского, М. М. Зощенко, А. А. Ахматовой и др.

Другие виды искусства. Песни на стихи военных лет. Произведения живописи на военную тематику Ю. М. Непринцева, С. В. Герасимова,А. А. Дейнеки, А. А. Пластова. Иллюстрации О. Г. Верейского к поэме «Василий Теркин».

Современные писатели

Биографические справки и творчество Е. Л. Шварца, Р. И. Рождественского, Ф. А. Абрамова, В. Г. Распутина, К. Л. Ваншенкина, Л. А. Татьяничевой, В. И. Белова, В. С. Высоцкого, Ф. А. Искандера и др.

Другие виды искусства. Музыка на стихи современных поэтов.

Зарубежная литература

Биографические справки и творчество Ханса Кристиана Андерсена, Жюля Верна, Марка Твена (с доступной тематикой).

Теория литературы

Гипербола (преувеличение) — без называния термина.

Рифма в стихотворении.

Прием образного сравнения и определения, использование переносного значения слов и выражений в описании явлений, событий, характеристики героя.

Пьеса как вид драматического искусства. Отличительные признаки пьес: герои (действующие лица), диалоги, структурные части (действия).

Автобиографические произведения. Воспоминания (мемуары).

Навыки чтения

Дальнейшее совершенствование навыков правильного, беглого, сознательного и выразительного чтения в соответствии с нормами литературного произношения.

Осознанное чтение текста про себя с предварительными заданиями учителя.

Выразительное чтение прозаического или поэтического произведения после

предварительного разбора текста.

Работа с текстом

Самостоятельное определение темы произведения. Выявление (с помощью учителя) основной мысли произведения. Соотнесение заглавия с темой и основной мыслью произведения (случаи соответствия и несоответствия).

Совершенствование умения устанавливать смысловые связи между событиями (в пределах одной части) и между частями произведения.

Работа над образом героя литературного произведения, составление характеристики действующих лиц на основе выявления и осмысления поступков героев, мотивов их поведения, чувств и мыслей. Нахождение в тексте слов и выражений, которые использует автор при характеристике героев; выявление отношения автора к персонажу (самостоятельно и с помощью учителя); выражение собственного отношения к герою и его поступкам. Подбор отрывков из произведения для аргументации и подтверждения определенных черт героев.

Самостоятельное деление текста на законченные по смыслу части и озаглавливание частей в разной речевой форме (вопросительные, повествовательные, назывные предложения).

Составление пересказов: выборочного, краткого, творческого, с опорой на план. Формирование умения аргументировать свой ответ на поставленный вопрос, используя текст, а также умения задавать вопросы по содержанию текста.

Нахождение в тексте незнакомых слов, объяснение их значения. Объяснение значения

фразеологических оборотов (с помощью учителя). Различение прямого и переносного значения слов и выражений.

Выделение в тексте описаний и рассуждений.

Нахождение в стихотворных строках созвучных слов — рифм (самостоятельно или с помощью учителя). Подбор слова, близкого по звучанию из ряда данных.

Выявление (с помощью учителя) основных жанровых признаков произведения и их понимание.

Внеклассное чтение. Чтение доступных произведений художественной литературы отечественных и зарубежных авторов, статей из периодической печати и журналов.


11 класс (3 ч. в неделю, 102 ч. в год)

Примерная тематика

Устное народное творчество

Сказки, былины, баллады, песни, пословицы, поговорки — богатство отражения мира в произведениях устного народного творчества.

Другие виды искусства. Живопись И. Е. Репина и М. А. Врубеля на темы русских былин. Отрывки из оперы Н. А. Римского-Корсакова «Садко».

Русская литература XIX века

Биографические справки и творчество А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, А. Н. Островского, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. П. Чехова, Л. Н. Толстого, А. И. Куприна и др.

Другие виды искусства. Любовная лирика в русских романсах.

Русская литература XX века

Биографические справки и творчество И. А. Бунина, A. М. Горького, С. А. Есенина, В. В. Маяковского, А. А. Платонова, М. М. Пришвина, К. Г. Паустовского, А. Т. Твардовского, М. А. Шолохова, М. М. Зощенко, М. И. Цветаевой, М. А. Булгакова, А. А. Ахматовой и др.

Другие виды искусства. Песни и романсы на стихи русских поэтов.

Современные писатели

Биографические справки и творчество Е. Л. Шварца, Р. И. Рождественского, В. П. Астафьева, Ф. А. Абрамова, B. Г. Распутина, Б. Л. Васильева, К. Л. Ваншенкина, Л. А. Татьяничевой, В. И. Белова, В. С. Высоцкого, Ф. А. Искандера и др.

Другие виды искусства. Песни на стихи современных поэтов. Музыка к кинофильмам и спектаклям по произведениям современных писателей.

Зарубежная литература

Биографические справки и произведения Ф. Купера, Дж. Лондона, Р. Брэдбери и др.

Теория литературы

Сюжет произведения. Герой (персонаж) произведения. Роль пейзажа и интерьера в рассказе.

Ритм в стихотворении. Эпитет, метафора, олицетворение, фразеологический (устойчивый) оборот в художественном произведении — без называния терминов.

Проза как вид художественных произведений. Признаки прозаических произведений: сюжет, герои.

Поэзия как вид художественных произведений. Признаки поэтических произведений: рифма, ритм.

Драма как вид художественных произведений. Основные признаки пьесы: диалоги героев, пояснения автора, структурные части.

Навыки чтения

Беглое, осмысленное и выразительное чтение вслух с соблюдением норм литературного произношения.

Сознательное чтение текста про себя.

Самостоятельная подготовка к выразительному чтению предварительно проанализированного текста или отрывка из него. Умение правильно пользоваться средствами устной выразительности речи: тон, темп речи, сила голоса, логические ударения, интонация.

Работа с текстом

Совершенствование умения устанавливать различные (по типу) смысловые связи между частями текста.

Выявление авторского замысла (самостоятельно или с помощью учителя).

Формулирование идеи произведения.

Работа над образом литературного героя и составление характеристики героев на основе анализа и сопоставления поступков и мотивов поведения. Выявление авторского отношения к героям. Определение собственного отношения к героям с обязательной аргументацией. Выявление особенностей речи действующих лиц (с помощью учителя).

Развитие умения формулировать эмоционально-оценочные суждения при характеристике героев (с помощью учителя).

Самостоятельное деление текста на законченные по смыслу части и озаглавливание частей в разной речевой форме. Составление с помощью учителя цитатного плана.

Составление разных видов пересказов (сжатого, творческого, с элементами рассуждения) с опорой на план. Формирование умения отбирать в произведении материал, необходимый для составления рассказа на заданную тему. Составление рассказов по предложенной теме на материале нескольких произведений.

Нахождение в стихотворных текстах с помощью учителя повторяющихся элементов (на доступном материале).

Формирование умения определять эмоциональный характер текстов (с помощью учителя).

Самостоятельное нахождение в тексте незнакомых слов и объяснение их значения.

Различение оттенков значений слов, использование оценочных слов в самостоятельной речи. Нахождение в произведении и осмысление значения слов, ярко изображающих события, героев, окружающую природу (фразеологизмы, эпитеты, сравнения, олицетворения).

Формирование умения (самостоятельно или с помощью учителя) определять, к какому виду произведений (проза, поэзия, драма) относится изучаемое произведение.


Содержание программного материала по учебнику «Литература Смоленщины» (выборочно)


Введение. Литературная Смоленщина (общий обзор)

Цель и задачи курса. Литературная карта Смоленской области. Литературное краеведение родного города (села, района).

Фольклор Смоленщины

Собиратели фольклора В.Н.Добровольский, Ф.Н.Руб­цов, П.М.Соболев, В.Ф.Шурыгин. Основные жанры. Песни обрядовые, лирические. Частушки. Сказки. Легенды и предания. Престольные праздники на Смоленщине. Измене­ние фольклора в современную эпоху.

Внеклассная работа: вечера "Посиделки", "Раз в заветный ве­черок" и другие.

Поисковая работа: запись песен, частушек, встречи с песенни­цами, сказителями, исполнителями частушек.

Смоляне в древнерусской литературе

"Сказание о Борисе и Глебе", "Повесть о Меркурии Смоленском", "Житие Авраамия Смоленского". Климент Смолятич. Лука Смолянин.

"Поучение Владимира Мономаха". Легенды о Монома-хове соборе в Смоленске. История Смоленской Одигитрии. Радзивиловская летопись.

"Хождение смолян в Иерусалим и Царырад". Смоляне и "Слово о полку Игореве" (перев. "Слова ..." Н.И.Рыленкова) (по выбору учителя).

Для самостоятельного чтения

Древняя история Смоленска на страницах современных произведений (Л.Корнюшин), "В годину смуты" (главы из ро­мана), В.Тазов. "Подснежники Мономаха" (очерк), Н.Рылен-ков. "Великая Замятия" (поэма), Е.Алфимов. "Зодчий Федор Конь", О.Ермаков. "Фрески города Гороухщи", А.Бодренков. "Тогда еще не было русской державы..."

Для внеклассной работы: праздник славянской письменности на Смоленщине.

Литературная жизнь Смоленщины XVIII - начала XIX веков

Общая характеристика эпохи (Петр I и его реформы). В.А.Левшин и его сказки. М.Н.Муравьев. Драматурги А.А.Шаховский и Н.Н.Хмельницкий. Смоленские вольнодум­цы. Книга Радищева на Смоленской земле. Челищев "Путеше­ствие по северу России", его связь с Радищевым.

Смоленск конца XIII века в повести Ф.Эттингера "Баш­ня Веселуха". Сведения об авторе.

В.Кудимов "Мартын - живописец". Панорама русской народной жизни конца XVIII - начала XIX века. Нравствен­ная красота человека из народа. Судьба художника-самоуч­ки Мартына Калинкина из села Алексино Смоленской губер­нии (по выбору учителя).

"Смоленская тема" в творчестве писателей XIX века (обзор)

А.С.Грибоедов и Смоленщина. Смоляне в окружении А.С.Пушкина. Е.А.Баратынский. Смоленские дороги Н.В.Го-голя. Л.Н.Толстой и Смоленщина. Переписка со смолянами. Влияние Л.Н.Толстого на демократическую интеллигенцию Смоленщины конца XIX - начала XX века. Л.Н.Толстой и С.А.Рачинский. Н.П.Богданов-Вельский. Правда жизни его полотен. Ф.И.Тютчев в Ррславле ("Вот от моря и до моря" и др.). Книгоиздательское дело на Смоленщине. Сытин и др. История журналистики.

Война 1812 года и Смоленщина

Отражение войны 1812 года в творчестве писателей. Н.Дурова "Записки кавалерист-девицы", Л.Толстой "Война и мир" (Алпатыч в Смоленске, имение Лысые Горы). Денис Да­выдов на Смоленской земле. Н.Рыленков "На старой Смолен­ской дороге", "Кутузов в пути", "Памятник 1812 году". Е.В.Максимов. Литература и другие виды искусства: изобра­жение партизанской войны на полотнах Верещагина. Спек­такль "Давным-давно" на сцене Смоленского драмтеатра.

Декабристы-смоляне

"Отчизне посвятим души прекрасные порывы" - нравст­венное кредо лучших людей эпохи. Ф.Глинка. Личность; судь­ба его творчества. Благородство гражданской и нравственной позиции. Близость песен Глинки ("Вот мчится тройка уда­лая...", "Сон русского на чужбине") устному народному тйор-честву. Произведения о людях чести, совести, долга. Их отно­шение к товарищам, родным, любимым (П.Г.Каховский, И.Д.Якушин и др.).

Забытые имена - 1 час

В.А.Вонлярлярский "русский Дюма", его романы. Б.Н.Алмазов - поэт и переводчик. Обличение нравственных пороков людей в произведениях Алмазова. Отражение Некра­совских традиций в лучших стихотворениях поэта.

Смоленские публицисты XIX века

А.Н.Энгельгардт, Н.В.Шелгунов, М.К.Цебрикова.

КОНЕЦ XIX - ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА XX ВЕКА

Талашкино - культурный центр России

Воспоминания М.К.Тенишевой "Впечатления моей жиз­ни".

Пролетарская поэзия начала XX века

А.Гмырев, П.Арский, В.Александровский, В.Кириллов.

А.Беляев - основоположник советской научной фантастики

Его связь со Смоленщиной. Роман А.Беляева "Человек-амфибия". Красота и чистота человеческих чувств. Гимн бога­тству океана.

М.Булгаков и Смоленщина

"Записки юного врача", "Роковые яйца".

Литературная Смоленщина 20 - 30-х годов XX века

Хроника литературной жизни: М.Горький, В.Маяковс­кий, А.Серафимович, М.Зощенко в Смоленске.

М.Пришвин на смоленской земле

Жизнь и творческая деятельность Пришвина в Дорого­бужском районе. М.Пришвин - педагог, создатель краеведчес­кого музея. Отражение этого периода жизни в творчестве пи­сателя (очерки "Школьная Робинзонада", "Охота за счас­тьем", "Мирская чаша"). Тема добра в творчестве Пришвина.

И.С.Соколов-Микитов

Художественный мир И.С.Соколова-Микитова. Приро­да и люди Смоленщины в творчестве писателя ("Медовое се­но", "Глушаки"). Жизнь и деятельность писателя на дорогобу­жской земле (рассказы "Камчатка", "Цыган" - всепобеждаю­щая сила искусства). Использование Смоленского фольклора в творчестве (сатирическая сказка "Скрипица"). Воспомина­ния смолян о Соколове-Микитове.

Для самостоятельного чтения - К.федин, повесть "Трансва­аль", написанная на местном материале.

Произведения современных смоленских писателей о природе (по выбору учителя).

Смоленская поэтическая школа, ее своеобразие

Смоленские страницы жизни и творчества М.В.Исаков­ского. А.Т.Твардовский. Малая и большая родина в его твор­честве. Н.И.Рыленков. История родного края в произведени­ях Рыленкова. Поэтический календарь природы Смоленщины в его поэзии. Использовани^фольклорных жанров в творчес­тве поэтов. Песни М.Исаковского и Н.Рыленкова, ставшие народными. Современная поэзия Смоленского края. Тради­ции и новаторство.

"Ради жизни на земле"

Произведения о Великой Отечественной войне (по вы­бору учителя и учащихся).

Писатели Смоленщины на войне. Судьба народа в го­дину испытаний на страницах дневников, очерков, повестей (В.Ильенков. "Большая дорога", рассказы; Н.Рыленков. "По пути к Смоленску" (очерк); А.Твардовский. "Родина и чужби­на"; М.Шолохов. "Гнусность"; К.Федин. "Мальчик из Семле-ва" (по выбору учащихся).

Их молодость совпала с войной. В.Звездаева. "Грачи прилетели"; А.Очкин. "Иван - я, Федоровы - мы", "Непоко­ренные"; Г.Кириллов. "Юная гвардия"; Н.Журкович "Соль" и Др.

"Строка, оборванная пулей". Стихи поэтов, погибших на Смоленщине. Н.Майоров, В.Стрельченко, Б.Богатков. Ро­мантизм, вера в победу, торжество жизни в творчестве поэ­тов.

Они прошли фронтовыми дорогами Смоленщины (А.Сурков, М.Шолохов, Э.Казакевич, А.Фадеев, К.Симонов) (обзор). К.Симонов "Софья Леонидовна", "Дым Отечества", "Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...", "Дом в Вязь­ме".

Для самостоятельного чтения: П.Проскурин. "Судьба" (Смоленские страницы), И.Стаднюк "Война".

ЛИТЕРАТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА

У разоренного гнезда

Произведения о восстановлении родного края, о трудо­вом подвиге смолян (Е.Марьенков "Вдалеке от больших горо­дов", Н.Рыленков "Великая Росстань" и др.).

Драматургия: Т.Ян. "Баллада о веселых жаворонках".

Раздумья о времени и о себе

В.Сальковский "Смоленская дорога"; Л.Козырь "Ярь" (сборник); Н.Семенова "Девки, в круг!", "Печка на колесе"; А.Мишин, Ю.Пашков, Е.Аникеев и др. Боль поколения -1 час

"Моя родная сторона, Смоленщина моя" в изображении писателей-земляков -1 час

Е.Максимов. Тлухаревские мадонны". В.П.Смирнов. "Крыльцо". С.Вязанков. "Покаянь-трава" и др. (по выбору учителя).

Повторительный обобщающий урок.


































Календарно-тематическое планирование

по чтению на 2024/2025 учебный год

10 класс


Учитель: Сайганова А.А. 3ч. в неделю:103ч. за год

Количество часов: на первое полугодие на второе полугодие

всего 46 ч., в неделю 46 ч. всего 57 ч., в неделю 3ч.

Плановых контрольных (самостоятельных) работ - 4.

Планирование составлено по программно – методическому обеспечению для 10 – 12 классов с углубленной трудовой подготовкой вспециальных (коррекционных) образовательных учрежденияхVIII вида под редакцией Щербаковой А.М. и Платоновой Н. М. –Москва.: Владос 2014.

Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации

Учебник: «Литература Смоленщины» под редакцией Меркина Г.С. Смоленск, 2016.



Количество часов: 103

на первое полугодие всего: 46 ч., в неделю 3 ч

на второе полугодие всего:

57 ч., в неделю 3 ч.



№ урока

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

По плану

По факту

I полугодие

1

Литературное краеведение.


02.09


2

Жанры литературы.


04.09


3

Смоленские поэты и писатели.


04.09


4

Подбор и разучивание стихов о Смоленске.


09.09


5

Внеклассное чтение Стихи о Смоленске.


11.09


6

УНТ. Пословицы.


11.09


7

Пословицы .


16.09


8

Загадки .



25.09


9

Легенды и предания Смоленского края.



25.09


10

Легенды и предания Смоленского края.



30.10


11

Легенды и предания Смоленского края.



02.10


12

Дурова Н.А. «Кавалерист-девица».


02.10


13

Дурова Н.А. «Кавалерист-девица».


07.10


14

Давыдов Д.В. «Записки партизана» (отрывки).


09.10


15

Давыдов Д.В. «Записки партизана» (отрывки).


09.10


16

Давыдов Д.В. «Записки партизана» (отрывки).


14.10


16

Пушкин А.С. Биография.


16.10


18

Пушкин А.С. Лирика.



16.10


19

Пушкин А.С. Метель.



21.10


20

Лермонтов М. Ю. Биография.


23.10


21

Лермонтов М. Ю. Лирика .


23.10


22

Лермонтов М. Ю. «Княжна Мери» (выборочное чтение).


28.10


23

Лермонтов М. Ю. «Княжна Мери» (выборочное чтение).


30.10


24

Лермонтов М. Ю. «Княжна Мери» (выборочное чтение).


30.10


25

Гоголь Н.В. «Ревизор» Знакомство с сюжетом.


11.11


26

Действующие лица.


13.11


27

Прослушивание пьесы.


13.11


28

Чтение по ролям.


18.11


29

Чтение по ролям.


20.11


30

Просмотр кинофильма.


20.11


31

Вонлярлярский В. А. «Большая барыня», чтение отдельных глав.



25.11


32

Вонлярлярский В. А. «Большая барыня», чтение отдельных глав.



27.11


33

Вонлярлярский В. А. «Большая барыня», чтение отдельных глав.



27.11


34

Вонлярлярский В. А. «Большая барыня», чтение отдельных глав.



02.12


35

Салтыков – Щедрин М. Е. «Как один мужик двух генералов прокормил».


04.12


36

Салтыков – Щедрин М. Е. «Как один мужик двух генералов прокормил».


04.12


37

Внеклассное чтение. Занятие в библиотеке.


09.12


38

Чехов А. П. Биография.


11.12


40

Чехов А. П. «Хирургия».


11.12


41

Чехов А. П. «Хирургия».


16.12


42

Есенин С. А. Лирика.


18.12


43

Есенин С. А. Лирика.


18.12


44

Булгаков М. А. Биография.


23.12


45

Булгаков М.А. «Полотенце с петухом».


25.12


46

Булгаков М.А. «Полотенце с петухом».


25.12


II полугодие

47

Булгаков М.А. «Тьма египетская».


13.01


48

Булгаков М.А. «Тьма египетская».


15.01


49

Внеклассное чтение. «Записки юного врача».


15.01


50

Внеклассное чтение. «Записки юного врача».


20.01


51

Арский А.М. «Матросы».


22.01


52

Кириллов В.Т. «На родине».


22.01


53

Александровский В. Д.


27.01


54

Соколов – Микитов И. С. «Дом в Кислове».


29.01


55

Соколов – Микитов И. С. «Дом в Кислове».


29.01


56

Соколов – Микитов И. С. «Детство».


03.02


57

Соколов – Микитов И. С. «Детство».


05.02


58

Соколов – Микитов И. С. «Медовое сено».


05.02


59

Соколов – Микитов И. С. «Медовое сено».


10.02


60

Соколов – Микитов И. С. «Глушаки».


12.02


61

Соколов – Микитов И. С. «Глушаки».


12.02


62

Пришвин М. М. «Охота за счастьем».


24.02


63

Пришвин М. М. «Охота за счастьем».


26.02


64

Пришвин М. М.«Школьная робинзонада».


26.02


65

Пришвин М. М.«Школьная робинзонада».


03.03


66

Пришвин М. М.«Музей усадебного типа».


05.03


67

Пришвин М. М.«Музей усадебного типа».


05.03


68

Пришвин М. М.«Музей усадебного типа».


10.03


69

Внеклассное чтение. Занятие в библиотеке.


12.03


70

Исаковский М. В. Биография.


12.03


71

Исаковский М. В. Народные основы песенной лирики.


17.03


72

Исаковский М. В. «Ветер».


19.03


73

Исаковский М. В. «Катюша».


19.03


74

Исаковский М. В. «Три ровесницы».


24.03


75

Исаковский М. В. «Ой, туманы мои…»


26.03


76

Исаковский М. В. «Враги сожгли родную хату…»


26.03


77

Исаковский М. В. «Освободителям Ельни»


31.01


78

Интегрированный урок «Песни на слова Исаковского».


02.04


79

Твардовский А. Т. Биография.


02.04


80

Твардовский А. Т. «Сельское утро».


07.04


81

Твардовский А. Т. «Братья».


09.04


82

Твардовский А. Т. «Есть обрыв…».


09.04


83

Твардовский А. Т. «Я убит подо Ржевом…».


14.04


84

Твардовский А. Т. «За Вязьмой».


16.04


85

Твардовский А. Т. «В Смоленске».


16.04


86

Твардовский А. Т. «Партизанам Смоленщины».


21.04


87

Обобщающий урок.


23.04


88

Рыленков Н. И. Страницы жизни.


23.04


89

Рыленков Н. И. «Я преданий суровое прядево…»


28.04


90

Рыленков Н. И. «Мастер Фёдор Конь в Смоленске».


30.04


91

Рыленков Н. И. «Музыка».


30.04


92

Рыленков Н. И. «Творчество»


05.05


93

Рыленков Н. И. «Ты видел памятник…»


07.05


94

Рыленков Н. И. «На старой Смоленской дороге».


07.05


95

Рыленков Н. И. Военная лирика и стихи о природе.


12.05


96

Рыленков Н. И. Военная лирика и стихи о природе.


14.05


97

Экскурсия по городу «Их именами названы улицы города».


14.05


98

Экскурсия по городу «Их именами названы улицы города».


19.05


99

Экскурсия по городу «Их именами названы улицы города».


21.05


100

Обобщение за год.


21.05


101

Обобщение за год.


26.05


102

Повторение .


28.05


103

Запись книг на лето .


28.05


ИТОГО:

103





Тематическое планирование составил _________________/_Сайганова А.А./

(подпись) (расшифровка подписи)