СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Шахматы»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Шахматы в начальной школе положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Шахматы»»

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ города МОСКВЫ

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы

«Школа № 368 «Лосиный остров»



РАССМОТРЕНА

на заседании МО

_______________

Протокол № ___

от «…...» …………….2019 г.

СОГЛАСОВАНО

зам.директора

ГБОУ Школа № 368

«Лосиный остров»

___________Н.Г.Викторова

от «…...» …………….2019 г.

УТВЕРЖДАЮ

директор ГБОУ Школа

№ 368 «Лосиный остров»

___________О.С. Антипова

Приказ №___

от «…...» ………….2019 г.











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету

«Шахматы»

для 2 классов


Количество часов за год - 34 часа

Количество часов в неделю - 1 час

Составили: Бодрягина Н.А., Ильина А.А., Ковалева И.Ю., Королева М.П.























  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты освоения курса по шахматам:

  • готовность и способность учащихся к саморазвитию,

  • мотивация к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества;

  • сформированность основ российской, гражданской идентичности;

  • возможность определять и высказывать простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

  • в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить,

  • возможности продвижения каждого ребенка своим темпом,

  • понимания взаимосвязи новых знаний с предметами и явлениями окружающего мира,

  • умения осуществлять собственный выбор и им систематически   


 Метапредметные результаты освоения курса по шахматам:

  • определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя, а далее самостоятельно,

  • проговаривать последовательность действий,

  • учить высказывать своё предположение (версию) на основе данного задания, учить работать по предложенному учителем плану, а в дальнейшем уметь самостоятельно планировать свою деятельность,

  • средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала,

  • учиться совместно с учителем и другими воспитанниками давать эмоциональную оценку деятельности на занятии,

  • средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов),

  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии,

  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей команды (средством формирования этих действий служит учебный материал и задания.),

  • уметь донести свою позицию до других: оформлять свою мысль. Слушать и понимать речь других,

  • совместно договариваться о правилах общения и поведения в игре и следовать им,

  • рост личностного, интеллектуального и социального развития ребёнка, развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности,

  • приобретение теоретических знаний и практических навыков шахматной игре.


Предметные результаты освоения курса по шахматам:

  • рокировать,

  • объявлять шах, мат,

  • решать элементарные задачи на мат в один ход,

  • освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения, соревнования),

  • правильно вести себя за доской,

  • записывать шахматную партию,

  • матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей.


  1. Содержание учебного предмета.

        

п/п

Наименование разделов/

количество часов

Содержание программного материала

1

Краткая история шахмат (1 ч).

  • Сравнивать истории разных народов, объяснять их смысл, формулировать их нравственное значение для современной жизни.

2

Шахматная нотация (3ч).

  • описывать фигуры с использованием их качества,

  • сравнивать фигуры,

  • упорядочивать фигуры, располагая их в порядке увеличения (уменьшения) качества.

3

Ценность шахматных фигур (4 ч).

  • выделять в окружающей обстановке объекты по указанным признакам,

  • называть признаки различия, сходства предметов,

  • сравнивать предметы по форме, размерам и другим признакам.

4

Техника матования одинокого короля (4 ч).

  • моделировать и решать задачи, раскрывающие смысл действий фигур.

5

Достижение мата без жертвы материала (4 ч).

  • моделировать и решать задачи, раскрывающие смысл действий фигур.

6

Шахматная комбинация

(11 ч).

  • моделировать и решать задачи, раскрывающие смысл действий фигур,

  • применять приобретённые знания для практических задач,

  • соотносить изображение и название геометрической фигуры,

  • выполнять учебное задание в соответствии с правилом,

  • оценивать правильность выполненного задания в рамках учебного диалога.

7

Подведение итогов (4 ч).



Всего 34 ч.






  1. Tематическое планирование


п/п

Тема урока

Количество часов


Раздел 1. Краткая история шахмат

1

1

Происхождение шахмат. Легенды о шахматах.

1


Раздел 2. Шахматная нотация

3

1

Обозначение горизонталей, вертикалей, полей.

1

2

Обозначение шахматных фигур и терминов. Запись начального положения.

1

3

Краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии.

1


Раздел 3. Ценность шахматных фигур.

4

1

Ценность фигур. Сравнительная сила фигур.

1

2

Достижение материального перевеса.

1

3

Достижение материального перевеса. Способы защиты.

1

4

Защита.

1


Раздел 4. Техника матования одинокого короля.

4

1

Две ладьи против короля.

1

2

Ферзь и ладья против короля.

1

3

Ферзь и король против короля.

1

4

Ладья и король против короля.

1


Раздел 5. Достижение мата без жертвы материала.

4

1

Учебные положения на мат в два хода в эндшпиле.

1

2

Цугцванг.

1

3

Учебные положения на мат в два хода в миттельшпиле.

1

4

Учебные положения на мат в два хода в дебюте.

1


Раздел 6. Шахматная комбинация.

15

1

Матовые комбинации. Тема отвлечения.

1

2

Матовые комбинации. Тема завлечения.

1

3

Матовые комбинации. Тема блокировки.

1

4

Тема разрушения королевского прикрытия.

1

5

Тема освобождения пространства и уничтожения защиты.

1

6

Другие темы комбинаций и сочетание темат. приемов.

1

7

Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема отвлечения. Тема завлечения.

1

8

Тема уничтожения защиты. Тема связки.

1

9

Тема освобождения пространства. Тема перекрытия.

1

10

Тема превращения пешки.

1

11

Сочетание тактических приемов.

1

12

Патовые комбинации.

1

13

Комбинации на вечный шах.

1

14

Типичные комбинации в дебюте.

1

15

Типичные комбинации в дебюте (услож. примеры).

1


Повторение

4

1

Закрепление пройденных тем.

1

2

Закрепление пройденных тем.

1

3

Итоговое занятие.

1

4

Итоговое занятие.

1