СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Шахматы»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Шахматы»»









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «Шахматы. Точка роста»

для обучающихся 6,8 классов



учитель истории и физической культуры

Макаренков С.А









д. Шеровичи 2025 г.









1.Пояснительная записка.


Рабочая программа по внеурочной деятельности «Шахматы» для обучающихся 6,8 классов составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основе:

- основной образовательной программы МБОУ «Шеровичская школа»

-авторской программы Чернышева П. А. Шахматы. Начальный курс. Тактика. 5—9 классы : методическое пособие к учебникам П. А. Чернышева, М. И. Викерчука, И. В. Глека, А. С. Виноградова «Шахматы. Начальный курс. 5—6 классы» и «Шахматы. Тактика. 7—9 классы» / П. А. Чернышев, И. В. Глек, М. И. Викерчук ; под ред. международного гроссмейстера, заслуженного тренера ФИДЕ И. В. Глека. — М. : Дрофа, 2020. — 276, [4] с. — (Российский учебник).


В соответствии с учебным планом школы на изучение программы «Шахматы в школе» в 6,8 классах отводится 1 час в неделю (.34 часа в год ,). 

 Особенность программы заключается в предоставлении учащимся возможности овладения достаточно большим объемом реально значимых теоретических и практических знаний и умений.

Введение факультатива «Шахматы» позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков - поддерживать устойчивый интерес к занятиям. Занятия шахматами разносторонне развивают человека, его умственные способности, фантазию, укрепляют память, формируют и совершенствуют сильные черты личности, вырабатывают усидчивость, учат упорству, терпению. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. Шахматы в школе положительно влияют на совершенствование учащихся многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.



Цель программы:

-вооружить учащихся знаниями игре в шахматы, сформировать навыки игры;

-воспитать уважение к собственности, ответственность, внимание, формировать логическое мышление, культуру поведение.



Задачи:

Образовательные:



- научить ориентироваться на шахматной доске;

- играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;

-правильно помещать шахматную доску между партнерами;

-правильно расставлять фигуры перед игрой;

-различать горизонталь, вертикаль, диагональ;

-рокировать, объявлять шах, ставить мат;

-решать элементарные задачи;

-записывать шахматную партию;

-находить несложные тактические удары и проводить элементарные комбинации;

-грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте;

-точно разыгрывать простейшие окончания.

Развивающие:



-Формировать у учащихся навыки самообразования, самоорганизации, развития потребностей в непрерывном обновлении и обогащении знаний;

- Развивать логическое мышление.



Воспитательные:



- Воспитывать интерес к наукам, знаниям;

- Воспитывать нравственные качества.



Структура программы предполагает:

-постепенное расширение и существенное углубление знаний, развитие умений и навыков учащихся, более глубокое усвоение материала путем последовательного прохождения материала от простого к сложному.

-максимальная направленность занятий на практическое применение полученных знаний и умений;

-преподавание шахмат для большей доступности, должно быть основано на игровых моментах, с использованием чтение сказок, дидактических игр и задании.

Форма занятий – групповая, индивидуальная.

Атмосфера взаимоотношений между детьми в группе доброжелательная, в трудную минуту всегда приходят на помощь друг другу. Немаловажную роль в жизни кружка будут играть соревнования – это один из главных стимулов для занятий кружковцев.





Предметные результаты освоения курса

В результате изучения курса «Шахматы» учащийся научится:

правилам игры в шахматы, включая сложные моменты: пат, троекратное повторение ходов, вечный шах, взятие на проходе и др.; определять ценность шахматных фигур, объяснять, почему одни фигуры сильнее, а другие —

слабее;

понимать цель игры;

ставить мат;

элементарным тактическим приемам: вилка, связка — и успешно применять их на практике;

разыгрывать основные дебюты, распознавать и исправлять типичные ошибки в начале партии;

составлять простейшие планы в миттельшпиле, например, матовая атака на короля или размены с переходом в выигранное окончание;

ставить мат одинокому королю: ферзем и ладьей,

двумя ладьями, ферзем, ладьей, двумя слонами;

записывать шахматную партию;

пользоваться шахматными часами, следовать шахматному этикету при игре в турнирах;

понимать систему присвоения шахматных разрядов и званий.

В результате изучения курса «Шахматы. Тактика» учащийся научится:

создавать и парировать многочисленные угрозы

(например, вилки, связки или открытое нападение);

использованию понятий темпа и промежуточного хода;

различным дебютным ловушкам;

сложным тактическим приемам: отвлечению, завлечению, блокировке и др.;

использованию форсированной игры, умению рассчитывать на 2—3, а в некоторых позициях на большее количество ходов вперед;

основам эндшпиля на примере простых окончаний, таких как король с пешкой против короля;

простейшим стратегическим идеям в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле;

решению сложных творческих задач по тактике, соединяющих в себе несколько приемов (например, отвлечение, блокировку и вилку).

 

Содержание курса,

6 ,8 классы

Введение.  Немного истории

История шахмат, их эволюция. Многовековой опыт и культурное наследие игры.

Шахматная доска и шахматное войско

Шахматная доска. Знакомство с шахматной доской. Понятие поля, горизонтали, вертикали, диагонали. Названия вертикалей и горизонталей, полей. Центр шахматной доски, центральные поля. Края доски.

Начальная расстановка фигур на доске. Знакомство с шахматной армией. Названия шахматных фигур, начальная расстановка на доске. Типичные ошибки, возникающие при начальной расстановке фигур.

Ходы фигур и пешек

Ходы и взятия шахматных фигур и пешек.

Король: ходы и взятия королем. Задачи-лабиринты на знания правил ходов короля. Задачи на взятие всех фигур соперника своими за минимальное количество ходов.

Ладья: ходы и взятия. Задачи на взятие всех фигур соперника своей ладьей за минимальное количество ходов. Задачи-лабиринты с целью добраться ладьей до определенной клетки с особыми условиями (например, запрет на ходы на определенные поля).

Слон: ходы и взятия слоном. Задачи на поиск кратчайшего пути при передвижении слона с одного поля на другое.

Ферзь: ходы и взятия. Задачи на взятия фигур соперника ферзем.

Конь: ходы и взятия. Задачи-лабиринты на поиск оптимального маршрута при перемещении коня с одного поля на другое.

Пешка: ход и взятие пешкой. Отличие пешки от остальных фигур. Тематические задачи на закрепление темы.

Цель шахматной игры

Шах. Понятие шаха. Три способа защиты от шаха. Задачи на поиск эффективного шаха либо способа защиты от него. Вскрытый шах, его отличие от простого шаха, его опасность для защищающейся стороны.

Двойной шах как разновидность вскрытого шаха.

Мат: определение, примеры, простейшие конструкции. Отличие шаха от мата. Решение тематических задач.

Необычные ходы шахматных фигур и пешек

Сложные правила перемещений шахматных фигур и пешек. Превращение пешки в ферзя и другие фигуры. Рокировка, правило выполнения, случаи,

когда рокировка невозможна. Взятие на проходе.

Ничья

Все варианты, при которых в шахматной партии фиксируется ничья. Пат как одна из разновидностей ничьей. Недостаток материала для матования (напри-

мер, король и конь против одинокого короля противника). Троекратное повторение позиции. Вечный шах как частный случай троекратного повторения. Правило пятидесяти ходов и предложение ничьей.

Запись ходов партии и относительная ценность шахматных фигур

Шахматная нотация, правила записи. Применение шахматной нотации на примере приведенной шахматной партии. Виды нотации: короткая и длинная. Знаки, используемые для комментирования шахматной партии и оценки шахматной позиции.  Ценность шахматных фигур. Относительная ценность шахматных фигур, легкие и тяжелые фигуры. Понятие размена.

Элементарные шахматные приемы

Вилка: определение, примеры применения вилки.

Связка: определение, тематические примеры применения связки.

 

 

8 класс

Введение в тактическую игру

Угроза: определение, разновидности угроз. Отличия угроз друг от друга. Способы защиты от различных угроз.

Темп. Определение темпа как скорости игры. Определение темпа как потери или выигрыша времени в развитии фигур и пешек. Значение темпа в различных стадиях игры. Особое значение темпа в дебюте. Примеры потери темпа в дебюте. Использование потери нескольких темпов соперником в начале партии. Ситуации, при которых необходимо отдавать темп сопернику. Примеры передачи темпа на основе простейших окончаний.

Промежуточный ход. Определение промежуточного хода. Назначение промежуточного хода. Пересечение промежуточного хода с тактическими приемами (например, вилкой или связкой). Примеры промежуточного хода в дебюте партии.

Форсированная игра. Варианты форсированной игры. Как считать форсированные варианты игры, длина расчета, тематические примеры. Условно форсированная игра (случай, когда у соперника есть несколько вариантов, но один из них явно более сильный, поэтому практический смысл в расчете остальных вариантов отсутствует).

Дебютные катастрофы. Тематические разборы учебных партий.

Тактические приемы

Вилка: определение, примеры.

Связка: определение, тематические примеры.

Отвлечение: определение, тематические примеры.

Связь отвлечения с другими тактическими приемами (вилкой, связкой).

Время для проведения турниров











 

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

6,8 классы (34 ч)

п/п

Наименование раздела

Кол-во часов

1

Введение. Немного истории

1 ч

2

Шахматная доска и шахматное войско.

2 ч

3

Ходы фигур и пешек.

8 ч

4

Цель шахматной игры.

4 ч

5

Необычные ходы шахматных фигур и пешек.

4 ч

6

Ничья.

5 ч

7

Запись ходов партии и относительная ценность шахматных фигур.

4 ч

8

Элементарные шахматные приемы.

6 ч

Итого

34 ч












8 класс (34 ч)

п/п

Наименование раздела

Кол-во часов

1

Введение в тактическую игру.

15 ч

2

Тактические приемы

19 ч

Итого

34 ч
















КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Шахматы 6,8 класс (1 год)

№ урока

Название раздела, темы, урока

Кол-во часов

Дата

план

Дата

факт

Введение. Немного истории (1ч)

1

История шахмат

1



Шахматная доска и шахматное войско (2ч)

2

Шахматная доска

1



3

Начальная расстановка фигур на доске

1



Ходы фигур и пешек (8ч)

4

Король — самая важная фигура. Ходы и взятия короля

1



5

Ладья — тяжелая артиллерия. Ходы и взятия ладьи

1



6

Как ходит слон: ходы и взятия

1



7

Сила ферзя. Ходы и взятия ферзя

1



8

Ходы и взятия коня

1



9

Закрепление темы «Ходы и взятия коня»

1



10

Правила ходов и взятия пешки

1



11

Взятия фигурами и пешками. Повторение изученного материала «Ходы фигур и пешек»

1



Цель шахматной игры(4 ч)

12

Шах, способный защитить от шаха

1



13

Вскрытый шах. Как защититься от вскрытого шаха. Повторение всей темы «Шах»

1



14

Мат. Определение, простейшие примеры

1



15

Закрепление темы «Мат». Решение задач в классе

1



Необычные ходы шахматных фигур и пешек (4 ч)

16

Превращение пешки в ферзя и в другие фигуры

1



17

Рокировка. Случаи, когда невозможно сделать рокировку

1



18

Взятие на проходе

1



19

Рокировка, взятие на проходе и превращение пешки в ферзя: повторение. Самостоятельная работа по этим трем темам

1



Ничья (5 ч)

20

Пат. Определение, примеры, отличие от мата

1



21

Недостаток материала для достижения победы (мата)

1



22

Троекратное повторение позиции. Вечный шах

1



23

Повторение темы «Троекратное повторение позиции». Правило пятидесяти ходов и предложение ничьей

1



24

Повторение темы «Ничья»

1



Запись ходов партии и относительная ценность шахматных фигур (4 ч)

25

Шахматная нотация. Короткая и длинная нотации. Примеры записи шахматных партий

1



26

Игровой день. Игра с записью партий с помощью короткой или длинной нотации

1



27

Ценность шахматных фигур

1



28

Проверочная работа по темам «Шахматная нотация», «Ценность шахматных фигур»

1



Элементарные шахматные приемы (6 ч)

29

Вилка. Определение, примеры применения на практике

1



30

Связка. Определение, примеры применения на практике

1



31

Самостоятельная работа по темам «Вилка» и «Связка»

1



32

Разбор самостоятельной работы.

1



33

Итоговая игровая практика.

1



34

Итоговая игровая практика .

1


















КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Шахматы 8 класс (2 год)

№ урока

Название раздела, темы, урока

Кол-во часов

Дата

план

Дата

факт

Введение в тактическую игру (16 ч)

1

Что такое угроза? Разновидности угроз. Как создавать и защищаться от угроз?

1



2

Повторение темы «Угроза»

1



3

Темп в шахматах. Темп в дебюте

1



4

Темп в эндшпиле. Передача темпа

1



5

Промежуточный ход в шахматах

1



6

Форсированная игра

1



7

Закрепление темы «Форсированная игра»

1



8

Дебютные катастрофы

1



9

Продолжение изучения основных ошибок в дебюте

1



10

Закрепление темы «Дебютные катастрофы»

1



11

Дебютные катастрофы. Продолжение

1



12

Дебютные катастрофы. Заключение

1



13

Игровая практика

1



14

Игровая практика

1



15

Игровая практика

1



16

Разбор сыгранных партий Разбор партий, сыгранных учениками на предыдущем занятии

1



Тактические приемы (19 ч)

17

Вилка

1



18

Вилка. Продолжение

1



19

Вилка. Продолжение

1



20

Вилка. Заключение

1



21

Вилка. Самостоятельная работа

1



22

Связка. Основные понятия

1



23

Связка. Продолжение

1



24

Связка. Продолжение

1



25

Связка. Продолжение

1



26

Игровая практика по темам «Связка» и «Вилка»

1



27

Игровая практика по темам «Связка» и «Вилка»

1



28

Отвлечение

1



29

Отвлечение. Продолжение

1



30

Отвлечение. Закрепление

1



31

Подготовка к итоговой контрольной работе

1



32

Игровая практика

1



33

Игровая практика

1



34

Игровая практика

1













Список литературы

  1. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / под ред. В.А.Горского – М.: Просвещение, 2011.

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение,2011.

  3. Сухин И. Необыкновенные шахматные приключения.

  4. Сухин И. Приключения в Шахматной стране. – М.: Педагогика, 1991.

  5. Сухин И. Удивительные приключения в Шахматной стране. – М.: Поматур, 2000.





Наглядные пособия

    1. Коробки с деревянными шахматами

    2. Коробки с магнитными шахматами

    3. Плакаты: Различные позиции в шахматах



Игры и игрушки

1. Игры настольно-печатные



Учебное оборудование

  1. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.

  2. Магнитная доска.