готовность и способность учащихся к саморазвитию,
мотивация к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества;
сформированность основ российской, гражданской идентичности;
возможность определять и высказывать простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить,
возможности продвижения каждого ребенка своим темпом,
понимания взаимосвязи новых знаний с предметами и явлениями окружающего мира,
умения осуществлять собственный выбор и им систематически
определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя, а далее самостоятельно,
проговаривать последовательность действий,
учить высказывать своё предположение (версию) на основе данного задания, учить работать по предложенному учителем плану, а в дальнейшем уметь самостоятельно планировать свою деятельность,
средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала,
учиться совместно с учителем и другими воспитанниками давать эмоциональную оценку деятельности на занятии,
средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов),
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии,
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей команды (средством формирования этих действий служит учебный материал и задания.),
уметь донести свою позицию до других: оформлять свою мысль. Слушать и понимать речь других,
совместно договариваться о правилах общения и поведения в игре и следовать им,
рост личностного, интеллектуального и социального развития ребёнка, развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности,
приобретение теоретических знаний и практических навыков шахматной игре.
№ п/п | Наименование разделов/ количество часов | Содержание программного материала |
1 | Краткая история шахмат (1 ч). | |
2 | Шахматная нотация (3ч).
| описывать фигуры с использованием их качества, сравнивать фигуры, упорядочивать фигуры, располагая их в порядке увеличения (уменьшения) качества. |
3 | Ценность шахматных фигур (4 ч). | выделять в окружающей обстановке объекты по указанным признакам, называть признаки различия, сходства предметов, сравнивать предметы по форме, размерам и другим признакам. |
4 | Техника матования одинокого короля (4 ч). | |
5 | Достижение мата без жертвы материала (4 ч). | |
6 | Шахматная комбинация (11 ч). | моделировать и решать задачи, раскрывающие смысл действий фигур, применять приобретённые знания для практических задач, соотносить изображение и название геометрической фигуры, выполнять учебное задание в соответствии с правилом, оценивать правильность выполненного задания в рамках учебного диалога. |
7 | Подведение итогов (4 ч). | |
| Всего 34 ч. | |
№ п/п | Тема урока | Количество часов |
| Раздел 1. Краткая история шахмат | 1 |
1 | Происхождение шахмат. Легенды о шахматах. | 1 |
| Раздел 2. Шахматная нотация | 3 |
1 | Обозначение горизонталей, вертикалей, полей. | 1 |
2 | Обозначение шахматных фигур и терминов. Запись начального положения. | 1 |
3 | Краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии. | 1 |
| Раздел 3. Ценность шахматных фигур. | 4 |
1 | Ценность фигур. Сравнительная сила фигур. | 1 |
2 | Достижение материального перевеса. | 1 |
3 | Достижение материального перевеса. Способы защиты. | 1 |
4 | Защита. | 1 |
| Раздел 4. Техника матования одинокого короля. | 4 |
1 | Две ладьи против короля. | 1 |
2 | Ферзь и ладья против короля. | 1 |
3 | Ферзь и король против короля. | 1 |
4 | Ладья и король против короля. | 1 |
| Раздел 5. Достижение мата без жертвы материала. | 4 |
1 | Учебные положения на мат в два хода в эндшпиле. | 1 |
2 | Цугцванг. | 1 |
3 | Учебные положения на мат в два хода в миттельшпиле. | 1 |
4 | Учебные положения на мат в два хода в дебюте. | 1 |
| Раздел 6. Шахматная комбинация. | 15 |
1 | Матовые комбинации. Тема отвлечения. | 1 |
2 | Матовые комбинации. Тема завлечения. | 1 |
3 | Матовые комбинации. Тема блокировки. | 1 |
4 | Тема разрушения королевского прикрытия. | 1 |
5 | Тема освобождения пространства и уничтожения защиты. | 1 |
6 | Другие темы комбинаций и сочетание темат. приемов. | 1 |
7 | Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема отвлечения. Тема завлечения. | 1 |
8 | Тема уничтожения защиты. Тема связки. | 1 |
9 | Тема освобождения пространства. Тема перекрытия. | 1 |
10 | Тема превращения пешки. | 1 |
11 | Сочетание тактических приемов. | 1 |
12 | Патовые комбинации. | 1 |
13 | Комбинации на вечный шах. | 1 |
14 | Типичные комбинации в дебюте. | 1 |
15 | Типичные комбинации в дебюте (услож. примеры). | 1 |
| Повторение | 4 |
1 | Закрепление пройденных тем. | 1 |
2 | Закрепление пройденных тем. | 1 |
3 | Итоговое занятие. | 1 |
4 | Итоговое занятие. | 1 |