МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Саратовской области
«Балашовский политехнический лицей»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ИНФОРМАТИКА»
программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих
для профессий технического профиля:
15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки));
23.01.09 Машинист локомотива;
09.01.03 Мастер по обработке цифровой информации;
и социально-экономического профиля
38.01.02 Продавец, контролёр-кассир
на базе основного общего образования
с получением среднего общего образования
2019
УТВЕРЖДАЮ зам. директора по учебно-методической работе ГБПОУ СО «БПЛ» _______________/Шатилов И.Н./ «30» августа 2019 г. _______________/____________________/ «_____» ________________2020 г. _______________/____________________/ | Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования" с изменениями и дополнениями от: 31 декабря 2015 г. На основании примерной программы общеобразовательной дисциплины «Информатика» для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной ФГАУ «ФИРО» для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (протокол № 3 от 21июля 2015 г. Регистрационный номер рецензии 375 от 23 июля 2015 г. Уточнение рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259). Уточнение одобрено научно-методическим советом Центра профессионального образования и систем квалификаций ФГАУ «ФИРО». Протокол от № 3 от 25 мая 2017 г. Приказ Минобрнауки РФ от 29.06.2017 г. № 613 «О внесении изменений в ФГОС СОО, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 г. № 413. |
ОДОБРЕНО на заседании цикловой методической комиссии преподавателей общеобразовательного цикла Протокол № 1, «30» августа 2019 г. Председатель ЦМК /__________/Абрамова Г.И./ Протокол № ___, «_____» ____________2020 г. Председатель ЦМК/___________/____________/ | ОДОБРЕНО методическим советом лицея ГБПОУ СО «БПЛ» Протокол № ___, «30» августа 2019 г. Председатель _____________/ Шатилов И.Н./ Протокол № ___, «_____» ____________2020 г. Председатель _____________/ _______________ / |
Составитель (автор): | Абрамова Г.И., преподаватель математики и информатики ГБПОУ СО «БПЛ» высшей квалификационной категории |
Рецензенты: Внутренний Козлова О.В., преподаватель ГБПОУ СО «БПЛ» высшей квалификационной категории Внешний Мишина Е.Ю., преподаватель ГБПОУ СО «БПЛ» высшей квалификационной категории |
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА………………………………………………………4 2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ………………………….6 3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ………………………………………..8 4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ………………………………………………13 5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕ-НИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ИНФОРМАТИКА»…………….22 6. ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………23 | |
| |
| |
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Информатика» предназначена для изучения информатики в профессиональных образовательных организациях СПО, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной образовательной программы подготовки КРС СПО (ООППКРС СПО) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих.
Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Информатика», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259), с учетом Примерной основной образовательной программы среднего общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з), примерной программы общеобразовательной дисциплины «Информатика» для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной ФГАУ «ФИРО» для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (протокол № 3 от 21июля 2015 г. Регистрационный номер рецензии 375 от 23 июля 2015 г.
Содержание программы «Информатика» направлено на достижение следующих целей:
формирование у обучающихся представлений о роли информатики и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в современном обществе, понимание основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете;
формирование у обучающихся умений осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;
формирование у обучающихся умений применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов средствами информатики, используя при этом ИКТ, в том числе при изучении других дисциплин;
развитие у обучающихся познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
приобретение обучающимися знаний этических аспектов информационной деятельности и глобальных информационных коммуникаций в глобальных сетях; приобретение обучающимися опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной, деятельности;
владение информационной культурой, способностью анализировать и оценивать информацию с использованием ИКТ, средств образовательных и социальных коммуникаций;
осознание ответственности людей, вовлеченных в создание и использование информационных систем, распространение и использование информации;
В программу включено содержание, направленное на формирование у обучающихся компетенций, необходимых для качественного освоения ООППКРС СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования; программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих (ООППКРС).
Программа учебной дисциплины «Информатика» является основой для разработки рабочих программ в ГБПОУ СО «БПЛ», реализующую образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ООППКРС СПО на базе основного общего образования, и включает содержание учебного материала, последовательность его изучения, распределение учебных часов, тематику рефератов, виды самостоятельных работ, учитывая программу подготовки квалифицированных рабочих, служащих, осваиваемой профессии по техническому профилю в лицее.
Программа может использоваться другими профессиональными образовательными организациями, реализующими образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной ОППКРС СПО на базе основного общего образования (ООППКРС).
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Освоение содержания учебной дисциплины «Информатика» обеспечивает достижение обучающимися следующих результатов:
− чувство гордости и уважения к истории развития и достижениям отечественной информатики в мировой индустрии информационных технологий;
− осознание своего места в информационном обществе;
− готовность и способность к самостоятельной и ответственной творческой деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий;
− умение использовать достижения современной информатики для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности, самостоятельно формировать новые для себя знания в профессиональной области, используя для этого доступные источники информации;
− умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в командной работе по решению общих задач, в том числе с использованием современных средств сетевых коммуникаций;
− умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития, в том числе с использованием современных электронных образовательных ресурсов;
− умение выбирать грамотное поведение при использовании разнообразных средств информационно-коммуникационных технологий как в профессиональной деятельности, так и в быту;
− готовность к продолжению образования и повышению квалификации в избранной профессиональной деятельности на основе развития личных информационно-коммуникационных компетенций;
-- способность к отражению личностной и гражданской позиций в деятельности;
-- формирование антикоррупционного мировоззрения;
-- способность противостоять идеологии, экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
− умение определять цели, составлять планы деятельности и определять средства, необходимые для их реализации;
− использование различных видов познавательной деятельности для решения информационных задач, применение основных методов познания (наблюдения, описания, измерения, эксперимента) для организации учебно-исследовательской и проектной деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий;
− использование различных информационных объектов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере в изучении явлений и процессов;
− использование различных источников информации, в том числе электронных библиотек, умение критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников, в том числе из сети Интернет;
− умение анализировать и представлять информацию, данную в электронных форматах на компьютере в различных видах;
− умение использовать средства информационно-коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
− умение публично представлять результаты собственного исследования, вести дискуссии, доступно и гармонично сочетая содержание и формы представляемой информации средствами информационных и коммуникационных технологий;
− сформированность представлений о роли информации и информационных процессов в окружающем мире;
− владение навыками алгоритмического мышления и понимание методов формального описания алгоритмов, владение знанием основных алгоритмических конструкций, умение анализировать алгоритмы;
− использование готовых прикладных компьютерных программ по профилю подготовки;
− владение способами представления, хранения и обработки данных на компьютере;
− владение компьютерными средствами представления и анализа данных в электронных таблицах;
− сформированность представлений о базах данных и простейших средствах управления ими;
− сформированность представлений о компьютерно-математических моделях и необходимости анализа соответствия модели и моделируемого объекта (процесса);
− применение на практике средств защиты информации от вредоносных программ, правил личной безопасности и этики работы с информацией и средствами коммуникаций в Интернете;
− владение типовыми приемами написания программы на алгоритмическом языке для решения стандартной задачи с использованием основных конструкций языка программирования;
− сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации;
− понимание основ правовых аспектов использования компьютерных программ и прав доступа к глобальным информационным сервисам.
3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Введение
Роль информационной деятельности в современном обществе, его экономической, социальной, культурной, образовательной сферах. Значение информатики при освоении профессий СПО.
1. Информационная деятельность человека
1.1. Основные этапы развития информационного общества. Этапы развития технических средств и информационных ресурсов.
Практические занятия
Информационные ресурсы общества.
Образовательные информационные ресурсы.
Работа с программным обеспечением.
Инсталляция программного обеспечения (в соответствии с техническим направлением профессиональной деятельности), его использование и обновление.
1.2. Виды профессиональной информационной деятельности человека с использованием технических средств и информационных ресурсов (в соответствии с техническим направлением профессиональной деятельности). Стоимостные характеристики информационной деятельности. Правовые нормы, относящиеся к информации, правонарушения в информационной сфере, меры их предупреждения.
Практические занятия
Лицензионные и свободно распространяемые программные продукты.
Организация обновления программного обеспечения с использованием сети Интернет.
2. Информация и информационные процессы
2.1. Подходы к понятию и измерению информации. Информационные объекты различных видов. Универсальность дискретного (цифрового) представления информации. Представление информации в двоичной системе счисления.
Практическое занятие
Дискретное (цифровое) представление текстовой, графической, звуковой информации и видеоинформации.
Представление информации в различных системах счисления.
2.2. Основные информационные процессы и их реализация с помощью компьютера: обработка информации.
2.2.1. Принципы обработки информации при помощи компьютера. Арифметические и логические основы работы компьютера. Элементная база компьютера.
2.2.2. Алгоритмы и способы их описания. Этапы решения задач с использованием компьютера: формализация, программирование и тестирование. Переход от неформального описания к формальному.
Практические занятия
Примеры построения алгоритмов и их реализации на компьютере.
Основные алгоритмические конструкции и их описание средствами языков программирования.
Использование логических высказываний и операций в алгоритмических конструкциях.
Примеры построения алгоритмов с использованием конструкций проверки условий, циклов и способов описания структур данных.
Разработка несложного алгоритма решения задачи.
2.2.3. Компьютер как исполнитель команд. Программный принцип работы компьютера.
Практические занятия
Среда программирования.
Тестирование программы.
Программная реализация несложного алгоритма.
2.2.4. Компьютерные модели различных процессов.
Практические занятия
Проведение исследования на основе использования готовой компьютерной модели.
Конструирование программ на основе разработки алгоритмов процессов различной природы.
2.3. Основные информационные процессы и их реализация с помощью компьютеров: хранение, поиск и передача информации.
2.3.1. Хранение информационных объектов различных видов на разных цифровых носителях. Определение объемов различных носителей информации. Архив информации.
Практические занятия
Создание архива данных.
Извлечение данных из архива.
Запись информации на внешние носители различных видов.
3. Средства информационных и коммуникационных технологий
3.1. Архитектура компьютеров. Основные характеристики компьютеров. Многообразие компьютеров. Многообразие внешних устройств, подключаемых к компьютеру.
Виды программного обеспечения компьютеров.
Примеры комплектации компьютерного рабочего места в соответствии с целями его использования для различных направлений профессиональной деятельности (в соответствии с направлениями технической профессиональной деятельности).
Практические занятия
Операционная система.
Графический интерфейс пользователя.
Примеры использования внешних устройств, подключаемых к компьютеру, в учебных целях. Программное обеспечение внешних устройств. Подключение внешних устройств к компьютеру и их настройка.
3.2. Объединение компьютеров в локальную сеть. Организация работы пользователей в локальных компьютерных сетях.
Практические занятия
Программное и аппаратное обеспечение компьютерных сетей.
Сервер. Сетевые операционные системы.
Понятие о системном администрировании.
Разграничение прав доступа в сети.
Подключение компьютера к сети.
Администрирование локальной компьютерной сети.
3.3. Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение. Защита информации, антивирусная защита.
Практические занятия
Защита информации, антивирусная защита.
Эксплуатационные требования к компьютерному рабочему месту.
Комплекс профилактических мероприятий для компьютерного рабочего места в соответствии с его комплектацией для профессиональной деятельности.
4. Технологии создания и преобразования информационных объектов
4.1. Понятие об информационных системах и автоматизации информационных процессов.
4.1.1. Возможности настольных издательских систем: создание, организация и основные способы преобразования (верстки) текста.
Практические занятия
Использование систем проверки орфографии и грамматики.
Создание компьютерных публикаций на основе использования готовых шаблонов
(для выполнения учебных заданий из различных предметных областей).
4.1.2. Возможности динамических (электронных) таблиц. Математическая обработка числовых данных.
Практическое занятие
Использование различных возможностей динамических (электронных) таблиц для выполнения учебных заданий из различных предметных областей.
4.1.3. Представление об организации баз данных и системах управления ими.
Структура данных и система запросов на примерах баз данных различного назначения: юридических, библиотечных, налоговых, социальных, кадровых и др. Использование системы управления базами данных для выполнения учебных заданий из различных предметных областей.
Практическое занятие
Формирование запросов для работы с электронными каталогами библиотек, музеев, книгоиздания, СМИ в рамках учебных заданий из различных предметных областей.
4.1.4. Представление о программных средах компьютерной графики и черчения, мультимедийных средах. Многообразие специализированного программного обеспечения и цифрового оборудования для создания графических и мультимедийных объектов.
Практические занятия
Создание и редактирование графических и мультимедийных объектов средствами компьютерных презентаций для выполнения учебных заданий из различных предметных областей.
Использование презентационного оборудования.
Аудио- и видеомонтаж с использованием специализированного программного обеспечения.
4.1.5. Демонстрация систем автоматизированного проектирования и конструирования.
Практическое занятие
Компьютерное черчение.
5. Телекоммуникационные технологии
5.1. Представления о технических и программных средствах телекоммуникационных технологий. Интернет-технологии, способы и скоростные характеристики подключения, провайдер.
Практические занятия
Браузер.
Примеры работы с интернет-магазином, интернет-СМИ, интернет-турагентством, интернет-библиотекой и пр.
5.1.1. Поиск информации с использованием компьютера. Программные поисковые сервисы. Использование ключевых слов, фраз для поиска информации. Комбинации условия поиска.
Практические занятия
Поисковые системы.
Пример поиска информации на государственных образовательных порталах.
5.1.2. Передача информации между компьютерами. Проводная и беспроводная связь.
Практические занятия
Модем.
Единицы измерения скорости передачи данных.
Подключение модема.
Создание ящика электронной почты и настройка его параметров.
Формирование адресной книги.
5.1.3. Методы создания и сопровождения сайта.
Практическое занятие
Средства создания и сопровождения сайта.
5.2. Возможности сетевого программного обеспечения для организации коллективной деятельности в глобальных и локальных компьютерных сетях: электронная почта, чат, видеоконференция, интернет-телефония.
Практические занятия
Организация форумов, общие ресурсы в сети Интернет, использование тестирующих систем в учебной деятельности в локальной сети образовательного учреждения.
Настройка видео веб-сессий.
5.3. Управление процессами. Представление об автоматических и автоматизированных системах управления. Представление о робототехнических системах.
Практические занятия
АСУ различного назначения, примеры их использования.
Примеры оборудования с программным управлением.
Демонстрация использования различных видов АСУ на практике.
Примерные темы рефератов (докладов), индивидуальных проектов
1. Информационная деятельность человека
• Умный дом.
• Коллекция ссылок на электронно-образовательные ресурсы на сайте образовательной организации по профильным направлениям подготовки.
2. Информация и информационные процессы
• Сортировка массива.
• Создание структуры базы данных библиотеки.
• Простейшая информационно-поисковая система.
• Конструирование программ.
• Создание структуры базы данных — классификатора.
• Простейшая информационно-поисковая система.
• Статистика труда.
• Графическое представление процесса.
• Проект теста по предметам.
3. Средства ИКТ
• Профилактика ПК.
• Инструкция по безопасности труда и санитарным нормам.
• Автоматизированное рабочее место (АРМ) специалиста.
• Мой рабочий стол на компьютере
• Администратор ПК, работа с программным обеспечением.
• Электронная библиотека.
• Прайс-лист.
• Оргтехника и специальность.
4. Технологии создания и преобразования информационных объектов
• Ярмарка профессий.
• Звуковая запись.
• Музыкальная открытка.
• Плакат-схема.
• Эскиз и чертеж (САПР).
• Ярмарка специальностей.
• Статистический отчет.
• Расчет заработной платы.
• Бухгалтерские программы.
• Диаграмма информационных составляющих.
5. Телекоммуникационные технологии
• Резюме: ищу работу.
• Защита информации.
• Личное информационное пространство.
• Телекоммуникации: конференции, интервью, репортаж.
4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тематический план
Вид учебной работы | Количество часов |
Аудиторные занятия. Содержание обучения | технический |
Введение | 1 |
1. Информационная деятельность человека | 8 |
2. Информация и информационные процессы | 29 |
3. Средства ИКТ | 20 |
4. Технологии создания и преобразования информационных объектов | 24 |
5. Телекоммуникационные технологии | 25 |
Итого: | 108 |
Внеаудиторная самостоятельная работа |
Подготовка выступлений по заданным темам, докладов, рефератов, эссе, индивидуального проекта с презентациями и др. | 54 |
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета |
ВСЕГО: | 162 |
4.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «Информатика»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объём часов | Уровень освоения |
Введение | Содержание учебного материала | 1 | 1 |
1 | Роль информационной деятельности в современном обществе, его экономической, социальной, культурной, образовательной сферах. Значение информатики при освоении профессий СПО. |
Раздел 1. Информационная деятельность человека | 8 | |
| Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1 | Основные этапы развития информационного общества. |
2 | Этапы развития технических средств и информационных ресурсов |
Практические работы: | 2 1 1 | 3 |
1 | Информационные ресурсы общества. Образовательные информационные ресурсы. |
2 | Работа с программным обеспечением. Инсталляция программного обеспечения (в соответствии с техническим направлением профессиональной деятельности), его использование и обновление |
Самостоятельная работа обучающихся (по выбору) Подготовка информационных сообщений по темам: «История развития техники для счёта», «Новая экономика – экономика, основанная на информации и знаниях» Составление блок – схемы «Программное обеспечение» | 2 | 3 |
Содержание учебного материала | 2 1 1 | 2 |
1 | Виды профессиональной информационной деятельности человека с использованием технических средств и информационных ресурсов (в соответствии с техническим направлением профессиональной деятельности). Стоимостные характеристики информационной деятельности. |
2 | Правовые нормы, относящиеся к информации, правонарушения в информационной сфере, меры их предупреждения. |
Практические работы: | 2 1 1 | 3 |
1 | Лицензионные и свободно распространяемые программные продукты |
2 | Организация обновления программного обеспечения с использованием сети Интернет. |
Самостоятельная работа обучающихся (по выбору) Составление справки «Правовые нормы информационной деятельности» Составление конспект – схемы на тему «Информационные ресурсы общества». | 2 | 3 |
Раздел 2. Информация и информационные процессы | 29 | |
Тема 2.1. Представление и обработка информации | Содержание учебного материала | 4 | 2 |
1 | Понятие информации. Единицы измерения информации. |
2 | Информационные объекты различных видов. |
3 | Универсальность дискретного представления информации. |
4 | Системы счисления. Представление информации в двоичной системе счисления. |
Практические работы: | 6 | 3 |
1 | Измерение информации. Вычисление количества информации с помощью Калькулятора. Кодирование текстовой информации. | 2 |
2 | Представление информации в различных системах счисления. | 2 |
3 | Перевод информации из одной системы счисления в другую. Перевод чисел из десятичной системы счисления в другие системы счисления. Перевод чисел из различных систем счисления в десятичную. Перевод чисел из двоичной системы счисления в восьмеричную, шестнадцатеричную и обратно. | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся Работа с литературой и конспектом по теме: «Позиционные и непозиционные системы счисления» Решение задач по теме: «Перевод чисел из десятичной системы счисления в другие системы счисления» Решение задач по теме: «Перевод чисел из различных систем счисления в десятичную». Решение задач по теме: «Перевод чисел из двоичной системы счисления в восьмеричную, шестнадцатеричную и обратно». | 5 | 3 |
Тема 2.2. Алгоритмизация, программирование и компьютерные модели | Содержание учебного материала | 5 1 | 2 |
1 | Алгоритмы и способы их описания. Принципы обработки информации компьютером. Арифметические и логические основы обработки информации компьютером. |
2 | Компьютер как исполнитель команд. Программный принцип работы компьютера. Примеры компьютерных моделей различных процессов. | 1 |
3 | Хранение информационных объектов различных видов на различных цифровых носителях. | 1 |
4 | Определение объемов различных носителей информации. Архив информации. | 1 |
5 | Поиск информации с использованием компьютера. Программные поисковые сервисы. Использование ключевых слов, фраз для поиска информации. Комбинации условия поиска. | 1 |
Практические работы: | 14 | 3 |
1 | Среда программирования. Тестирование готовой линейной программы. | 2 |
2 | Операторы Pascal для разветвляющихся алгоритмов. Тестирование готовых программ с разветвляющей структурой. | 2 |
3 | Операторы Pascal для циклических алгоритмов. Тестирование готовых программ с циклической структурой. | 2 |
4 | Работа с носителями информации. Тестирование дисков CD и DVD | 2 |
5 | Создание архива данных. Извлечение данных из архива. Запись информации на компакт-диски различных видов. | 2 |
6 | Поисковые системы. Поиск информации на образовательных порталах. | 2 |
7 | Модем. Единицы измерения скорости передачи данных модемом. Подключение и настройка модема. | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся (по выбору) Подготовка к практическим занятиям Составление алгоритма решения задач практических ситуаций Составление алгоритма решения математических задач Написание программ к математическим задачам линейного типа Написание программ к математическим задачам разветвляющегося типа Написание конспекта по теме: «Дисковые накопители информации» Написание конспекта по теме: «Программы-архиваторы» Составление конспект – схемы на тему: «Виды модемов» | 10 | 3 |
Раздел 3. Средства информационных и коммуникационных технологий | 20 | |
Тема 3.1. Архитектура компьютеров. | Содержание учебного материала | 3 1 | 2 |
1 | Состав системного блока. Основные характеристики компьютеров. |
2 | Устройство и виды памяти. Единицы измерения памяти. Виды программного обеспечения компьютеров. | 1 |
3 | Устройства, подключаемые к компьютеру. Примеры комплектации компьютерного рабочего места в соответствии с целями его использования для различных направлений профессиональной деятельности. | 1 |
Практические работы: | 8 | 3 |
1 | Организация работы на ПК. Работа с клавиатурой ПК. | 1 |
2 | Примеры использования внешних устройств, подключаемых к компьютеру, в учебных целях. | 1 |
3 | Подключение внешних устройств к компьютеру и их настройка. | 1 |
4 | Определение и подбор конфигурации ПЭВМ. | 1 |
5 | Операционная система. Графический интерфейс пользователя | 2 |
6 | Назначение пакета офисных программ. Графический интерфейс пакета офисных программ. | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся: (по выбору): Создание сравнительной таблицы современных микропроцессоров Создание сравнительной таблицы устройств памяти компьютера. Создание сравнительной таблицы внешних устройств, подключаемых к ПК. Подготовка сообщения по теме: «Назначение операционных систем и сравнительный анализ их возможностей» | 5 | 3 |
Тема 3.2. Организация работы пользователей в локальных компьютерных сетях | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1 | Локальные и глобальные сети. Объединение компьютеров в локальную сеть. Организация работы пользователей в локальных компьютерных сетях. | 1 |
2 | Программное и аппаратное обеспечение компьютерных сетей. Сервер. Сетевые операционные системы. Понятие о системном администрировании. Разграничение прав доступа в сети. | 1 |
Практические работы: | 2 | 3 |
1 | Подключение компьютера к сети. Администрирование локальной компьютерной сети. Обмен информацией в локальной сети. | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся (по выбору): Создание сравнительной таблицы на тему: «Локальные и глобальные сети» Составление конспект – схемы на тему: «Назначение сервера» Подготовка информационного сообщения по теме: «Классификация серверов» | 2 | 3 |
Тема 3.3. Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение. Защита информации, антивирусная защита | Содержание учебного материала | 5 | 2 |
1 | Эксплуатационные требования к компьютерному рабочему месту. Комплекс профилактических мероприятий для компьютерного рабочего места в соответствии с его комплектацией для профессиональной деятельности. Правила техники безопасности и гигиены при работе на ПК. | 1 |
Практические работы: | 4 | 3 |
1 | Информационная безопасность. Вирусы, классификация и характеристика. Средства защиты информации и их характеристики. Защита информации в локальной сети | 1 1 |
2 | Антивирусная защита информации | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся (по выбору): Подготовка справки: «Инструкция по технике безопасности и санитарным нормам». Изучение проблемы: «Компьютерные вирусы и антивирусные программы» Изучение проблемы архивирования файлов. | 3 | 3 |
Раздел 4. Технологии создания и преобразования информационных объектов | 24 | |
Тема 4.1. Понятие об информационных системах и автоматизации информационных процессов. | Содержание учебного материала | 10 2 | 2 |
1 | Технология обработки текстовой информации. Текстовый процессор. |
2 | Возможности настольных издательских систем: создание, организация и основные способы преобразования (верстки) текста. | 2 |
3 | Возможности динамических (электронных) таблиц. Математическая обработка числовых данных. | 2 |
4 | Представление об организации баз данных и системах управления базами данных. Структура данных и система запросов на примерах баз данных различного назначения: юридические, библиотечные, налоговые, социальные, кадровые и др. Использование системы управления базами данных для выполнения учебных заданий из различных предметных областей. | 2 |
5 | Представление о программных средах компьютерной графики и черчения, мультимедийных средах. Демонстрация систем автоматизированного проектирования и конструирования. | 2 |
Практические работы: | 14 | 3 |
1 | Интерфейс программы Word. Панели инструментов, настройка окна программы. Создание и работа с документами. | 2 |
2 | Использование систем проверки орфографии и грамматики. Форматирование документов. | 2 2 2 2 2 2 |
3 | Создание компьютерных публикаций на основе использования готовых шаблонов. Вставка графических объектов. |
4 | Технология обработки числовой информации. Использование стандартных функций. Адресация. |
5 | Организация расчётов в табличном процессоре MS Excel. Решение прикладных задач с помощью табличного процессора. Построение диаграмм и графиков функции. |
6 | Создание однотабличной базы данных. Создание формы, формирование запросов и отчётов для однотабличной базы данных. |
7 | Создание и редактирование графических и мультимедийных объектов средствами компьютерных презентаций. |
Самостоятельная работа обучающихся (по выбору): Подготовка к практическим занятиям Выполнение практической работы в соответствии с заданием на тему: «Создание и форматирование таблиц» Написание план - конспекта на тему: «Виды списков» Написание конспект – схемы на тему: «Графические объекты MS Word» Работа с литературой и конспектом по теме «Базы данных и программы управления ими» Подготовка информационного сообщения «Назначение и области применения баз данных» Написание плана – конспекта на тему: «Способы создания презентации» Подготовка информационного сообщения на тему «Настройка эффектов анимации в презентации» Создание презентации на заданную тему | 12 | 3 |
Раздел 5. Телекоммуникационные технологии | 25 | |
Тема 5.1. Представления о технических и программных средствах телекоммуникационных технологий. | Содержание учебного материала | 3 1 1 1 | 2 |
1 | Интернет-технологии, способы и скоростные характеристики подключения, провайдер |
2 | Методы создания и сопровождения сайта |
3 | Передача информации между компьютерами. Проводная и беспроводная связь. |
Практические работы: | 10 2 2 2 2 2 | 3 |
1 | Браузер. Настройка окна браузера. |
2 | Работа с объектами Web-страниц. |
3 | Примеры работы с Интернет-магазином, Интернет-СМИ, Интернет-турагентством, Интернет-библиотекой и пр. |
4 | Средства создания и сопровождения сайта. |
5 | Создание ссылок на web-странице |
Самостоятельная работа обучающихся (по выбору): Подготовка к практическим занятиям Написание плана-конспекта на тему: «История развития браузера» Разработка структуры сайта Поиск информации в сети Интернет (индивидуальные задания) | 6 | 3 |
5.2. Возможности сетевого программного обеспечения | Содержание учебного материала | 4 1 | 1 |
1 | Возможности сетевого программного обеспечения для организации коллективной деятельности в глобальных и локальных компьютерных сетях |
2 | Электронная почта, чат, видеоконференция, интернет-телефония | 2 |
3 | Управление процессами. Представление об автоматических и автоматизированных системах управления. | 1 |
Практические работы: | 8 2 | 3 |
1 | Создание электронного почтового ящика и настройка его параметров |
2 | Организация форумов, общие ресурсы в сети Интернет | 1 |
3 | Использование тестирующих систем в учебной деятельности в локальной сети образовательного учреждения. | 1 |
4 | Поиск информации в глобальной сети. | 2 |
5 | Создание учебного комплекса «Компьютер и здоровье» | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся (по выбору): Подготовка информационного сообщения по теме: «Сетевое программное обеспечение» Составление блок-схемы по теме: «Локальные и глобальные сети» Написание плана-конспекта на тему: «Безопасность электронной почты» Работа с литературой и конспектом по теме: «Получение и отправка сообщений» Написание конспект – схемы на тему: «Средства поиска информации» | 7 | 3 |
Дифференцированный зачёт | 1 | |
Всего | 162 | |
5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ИНФОРМАТИКА»
Освоение программы учебной дисциплины «Информатика» в лицее осуществляется в учебном кабинете «Информатика», в котором имеется свободный доступ в Интернет во время учебного занятия и в период внеучебной деятельности обучающихся.
Помещение кабинета информатики удовлетворяет требованиям санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся.
В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы учебной дисциплины «Информатика» входят:
- компьютеры обучающихся (рабочие станции);
- рабочее место педагога с модемом;
- многофункциональный комплекс преподавателя;
- технические средства обучения (средства ИКТ): одноранговая локальная сеть кабинета, Интернет; периферийное оборудование и оргтехника (принтер на рабочем месте педагога, сканер на рабочем месте педагога, копировальный аппарат, гарнитура, экран);
- наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакаты): «Организация рабочего места и техника безопасности», «Гимнастика для глаз», «Виды профессиональной информационной деятельности человека и используемые инструменты (технические средства и информационные ресурсы)»;
- магнитно-маркерная доска;
- программное обеспечение для компьютеров на рабочих местах с системным программным обеспечением (для операционной системы Windows), системами программирования и прикладным программным обеспечением по каждой теме программы учебной дисциплины «Информатика»;
- печатные средства обучения;
- расходные материалы: бумага, картриджи для принтера и копировального аппарата, диск для записи (CD-R или CD-RW);
- учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование;
- модели: «Устройство персонального компьютера», «Преобразование информации в компьютере», «Информационные сети и передача информации», «Модели основных устройств ИКТ»;
- вспомогательное оборудование;
- комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности;
- библиотечный фонд.
В библиотечный фонд входят учебники, учебно-методические комплекты (УМК), обеспечивающие освоение учебной дисциплины «Информатика», рекомендованные или допущенные для использования в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ООППКРС СПО на базе основного общего образования.
Библиотечный фонд дополнен электронными образовательными ресурсами: электронными энциклопедиями, словарями, справочниками по информатике, электронными книгами научной и научно-популярной тематики и др. В процессе освоения программы учебной дисциплины «Информатика» обучающиеся имеют возможность доступа к электронным учебным материалам по информатике, имеющимся в свободном доступе в сети Интернет (электронным книгам, практикумам, тестам, материалам ЕГЭ и др.)
6. ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
Для обучающихся
Информатика: учебник для студ. учреждений сред. проф. Образования /М.С.Цветкова, И.Ю.Хлобыстова. - ИЦ «Академия», 2017 – 352 с.: ил., [8] с цв. вкл. [Электронный учебник] – Режим доступа: http://academia-moscow.ru/reader/?id=227485
Дополнительные источники:
Новожилов, О.П. Информатика в 2 ч. Часть 1: учебник для среднего профессионального образования / О.П. Новожилов. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 320 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-06372-1. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://www.biblio-online.ru/bcode/441938.
Новожилов, О.П. Информатика в 2 ч. Часть 2: учебник для среднего профессионального образования / О.П. Новожилов. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 302 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-06374-5. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://www.biblio-online.ru/bcode/441939
Демин, А.Ю. Информатика. Лабораторный практикум: учебное пособие для среднего профессионального образования / А. Ю. Демин, В.А. Дорофеев. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 133 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-07984-5. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://www.biblio-online.ru/bcode/442310
Мойзес, О.Е. Информатика. Углубленный курс: учебное пособие для среднего профессионального образования / О.Е.Мойзес, Е.А.Кузьменко. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 164 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-07980-7. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://www.biblio-online.ru/bcode/442311
Трофимов, В.В. Информатика в 2 т. Том 1: учебник для среднего профессионального образования / В.В. Трофимов; под редакцией В. В. Трофимова. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 553 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-02518-7. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://www.biblio-online.ru/bcode/437127
Трофимов, В.В. Информатика в 2 т. Том 2: учебник для среднего профессионального образования / В.В. Трофимов; ответственный редактор В. В. Трофимов. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 406 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-02519-4. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://www.biblio-online.ru/bcode/437129
Проектирование информационных систем: учебник и практикум для среднего профессионального образования / Д. В. Чистов, П. П. Мельников, А.В. Золотарюк, Н.Б. Ничепорук; под общей редакцией Д. В. Чистова. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 258 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-03173-7. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://www.biblio-online.ru/bcode/437463
Зимин, В.П. Информатика. Лабораторный практикум в 2 ч. Часть 1: учебное пособие для среднего профессионального образования / В. П. Зимин. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 110 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-08362-0. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://www.biblio-online.ru/bcode/438753
Для преподавателя
1. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (в ред. Федеральных законом от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 07.06.2013 № 120-ФЗ, от 02.07.2013 № 170-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ, от 25.11.2013 № 317-ФЗ, от 03.02.2014 № 11-ФЗ, от 03.02.2014 № 15-ФЗ, от 05.05.2014 № 84-ФЗ, от 27.05.2014 № 135-ФЗ, от 04.06.2014 № 148-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 04.06.2014 № 145-ФЗ, в ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016.).
2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
3. Приказ Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. № 1645 « О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».
4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 г. N 1578 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».
5. Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Министерства образования и науки РФ от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования».
6. Примерная основная образовательная программа среднего общего образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з).
7. Уточнение рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).
8. Приказ Минобрнауки РФ от 29.06.2017 г. № 613 «О внесении изменений в ФГОС СОО, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 г. № 413.
9. Примерная программа общеобразовательной дисциплины «Информатика» для профессиональных образовательных организаций, рекомендованная ФГАУ «ФИРО» для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (протокол № 3 от 21июля 2015 г. Регистрационный номер рецензии 375 от 23 июля 2015 г.
10. Информатика. Е.В.Михеева, О.И.Титова, Москва ИЦ «Академия», 2015 – 350 с.: ил.
11. Практикум по информатике. Е.В.Михеева, Москва ИЦ «Академия», 2015 – 190 с.: ил.
Интернет-ресурсы
Сайт Metod-kopilka.ru[Электронный ресурс]/Методическая копилка учителя информатики/Усольцева Э.М-А. /.- Режим доступа: http://www.metod-kopilka.ru/-Загл. с экрана.21.08.2012
Информатика и информационно-коммуникационные технологии в школе [Электронный ресурс]/Информационно-образовательный портал для учителя информатики и ИКТ/.- Режим доступа: http://www.klyaksa.net/ - Загл. с экрана.23.08.2012
ИП «Уроки.нет»; [Электронный ресурс]/ Copyright © 2005-2010 /.- Режим доступа: http://www.uroki.net/-Загл. с экрана.23.08.2012
Самоучитель Microsoft Office XP [Электронный ресурс]. - ООО «Мультисофт»;, Россия, 2005 г. - Сист. треб.: Windows98/ME/2000/XP, разрешение экрана: 1024х768 пикселей, оперативная память: 64 Мб, видео: 2Мб, CD-ROM: 4x.
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»; [Электронный ресурс]/ Издательский дом 1 сентября/.- Режим доступа: http://festival.1september.ru// - Загл. с экрана.20.08.2012
Информационно-коммуникационные технологии в образовании [Электронный ресурс]/ Система федеральных образовательных порталов/.- Режим доступа: http://www.ict.edu.ru- Загл. с экрана.25.08.2012
Сайт VideoUroki.Net [Электронный ресурс]/Методическая копилка учителя информатики /Усольцева Э.М-А. /.- Режим доступа: http://videouroki.net/-Загл. с экрана.21.08.2012
www.fcior.edu.ru (Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов — ФЦИОР).
www.school-collection.edu.ru (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов).
www.intuit.ru/studies/courses (Открытые интернет-курсы «Интуит» по курсу «Информатика»).
www.lms.iite.unesco.org (Открытые электронные курсы «ИИТО ЮНЕСКО» по информационным технологиям).
http://ru.iite.unesco.org/publications (Открытая электронная библиотека «ИИТО ЮНЕСКО» по ИКТ в образовании).
www.megabook.ru (Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия, разделы «Наука / Математика. Кибернетика» и «Техника / Компьютеры и Интернет»).
www.ict.edu.ru (портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании»).
www.digital-edu.ru (Справочник образовательных ресурсов «Портал цифрового образования»).
www.window.edu.ru (Единое окно доступа к образовательным ресурсам Российской Федерации).
www.freeschool.altlinux.ru (портал Свободного программного обеспечения).
www.heap.altlinux.org/issues/textbooks (учебники и пособия по Linux).
www.books.altlinux.ru/altlibrary/openoffice (электронная книга «ОpenOffice.org: Теория и практика»).
13