СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Страницы истории"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Курс носит гражданско-патриотическую и историко-культурную направленность.  Актуальность программы обусловлена тем, что позволяет обучающимся   ознакомиться со многими интересными вопросами истории, которые выходят за рамки школьной программы, способствуют расширению и углублению знаний о данной науке.  

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности "Страницы истории"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Соболевская основная школа имени А.Н. Попова




Принято на педагогическом совете

Протокол №____

«___»_____________2021 г


Утверждаю

Директор МБОУ Соболевская основная школа им. А.Н. Попова

________ Иванцов А. Н.

Приказ №___ от «__»____________2021 г.




Рабочая программа внеурочной деятельности

«Страницы истории»









Направление: духовно-нравственное

Класс: 8-9

Количество часов:34

Самусева Ольга Викторовна









2021-2022 уч. год

Пояснительная записка Общая характеристика

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Страница истории» (далее – Программа) составлена на основе положений и требований к результатам освоения основной образовательной программы, представленных в Концепции преподавания учебного курса «История России» в образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы (утверждена решением Коллегии Министерства просвещения Российской Федерации, протокол от 23 октября 2020 г.), авторской программы элективного курса «Дни воинской славы» Е.В. Бирюковой и авторской программы патриотического клуба «Подвиг» Л.Н. Зюкиной.

Программа разработана в соответствии с правовыми и нормативными документами:

Федеральным законом от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Распоряжением Правительства Российской Федерации «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» от 29 мая 2015 г. № 996-р

Федеральным проектом «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» в рамках национального проекта «Образование» на 2021-2024 гг.

Распоряжением Правительства РФ от 12.11.2020 N 2945-Р «Об утверждении плана мероприятий по реализации в 2021 - 2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»

Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2021 годы

Санитарно – эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.2.2821 -10 «Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утверждёнными постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010г. № 189.

Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400

«О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».

Актуальность программы обусловлена тем, что позволяет обучающимся ознакомиться со многими интересными вопросами истории, которые выходят за рамки школьной программы, способствуют расширению и углублению знаний о данной науке.

Новизна программы по внеурочной деятельности по истории «Страницы истории» предполагает другой стиль общения учителя и учеников. Такая форма организации занятий способствует не назидательному изучению основ истории, а развивает у обучающихся интерес к истории и научно-познавательной деятельности.

Цель курса «Страницы истории»

Курс имеет историко-просветительскую цель, способствует формированию у обучающихся готовности к защите исторической правды и сохранению исторической памяти, противодействию фальсификации исторических фактов.

Основные задачи курса
  • дать дополнительные знания по истории Отечества при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе как самобытной цивилизации;

  • расширить знания обучающихся в процессе изучения дополнительных исторических источников с целью противодействия попыткам фальсификации истории;

  • способствовать развитию и воспитанию личности, способной к гражданской, этнонациональной, культурной самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта государства;

  • показать достижения предшествующих поколений, их вклад в экономическое, социальное, культурное и духовное развитие России;

  • подчеркнуть историческую роль христианства, ислама, буддизма, иудаизма в

формировании традиционных ценностей народов России;

  • содействовать формированию интереса обучающихся к материальным, культурным и духовным ценностям предыдущих поколений;

  • сформировать способность интегрировать знания из курса истории, литературы, обществознания, географии в целостную картину прошлого и настоящего России;

  • способствовать осознанному единству с народом России как источником власти и субъектом тысячелетней российской государственности;

  • формировать навык распознавания, понимания и анализа характерных для российской идентичности образов, культурных форм, символов и сюжетов при знакомстве с памятниками культуры;

  • на примере исторических личностей сформировать понимание важности ответственного служения своему народу и государству;

  • способствовать расширению знаний обучающихся о региональной истории, об известных людях родного края.


Место курса «Страницы истории»

Программа курса рассчитана на 34 часа, которые могут быть реализованы в течение одного учебного года в 8-9 классах. При проведении занятий предусмотрены такие формы работы, как беседы, дискуссии, виртуальные экскурсии, проекты. При подготовке проектов учащиеся имеют право выбора:

·объекта изучения;

·вида работы;

·литературы и источников знаний, в том числе из Интернета.


Возможны следующие области применения проектов:

  • презентации проектов учащихся на конкурсах;

  • защита творческих работ в рамках участия «Днях науки»;

  • использование проектов, посвященных памятным событиям Российской истории;

  • с широким привлечением краеведческого материала на классных часах и общешкольных мероприятия

Взаимосвязь с программой воспитания

Программа курса разработана с учетом рекомендаций федеральной программы воспитания. Это позволяет на практике соединить обучающую и воспитательную деятельность педагога, ориентировать ее не только на интеллектуальное, но и на нравственное, социальное развитие обучающегося.

Курс носит гражданско-патриотическую и историко-культурную направленность, что позволяет отразить такие целевые ориентиры результатов воспитания, как:

  • осознанное выражение российской гражданской идентичности в

поликультурном, многонациональном и многоконфессиональном российском обществе, мировом сообществе;

  • осознанное единство с народом России как источником власти и субъектом тысячелетней российской государственности, с Российским государством, ответственность за его развитие в настоящем и будущем на основе исторического просвещения, сформированного российского национального исторического сознания;

  • способность к сохранению и защите исторической правды;

  • приверженность традиционным духовно-нравственным ценностям, культуре народов России с учетом мировоззренческого, национального, конфессионального самоопределения.


Планируемые результаты освоения курса


Личностные результаты:

гражданское воспитание: осмысление сложившихся в российской истории традиций гражданского служения Отечеству; сформированность гражданской позицииобучающегося как активного и ответственного члена российского общества; осознание исторического значения конституционного развития России, своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка; принятие традиционных духовно- нравственных ценностей; готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества, участвовать в самоуправлении в школе и детско-юношеских организациях; готовность к гуманитарной и волонтерской деятельности;

патриотическое воспитание: сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свою страну, свой край, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России; ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному наследию, памятникам, традициям народов России.

духовно-нравственное воспитание: личностное осмысление и принятие сущности и значения исторически сложившихся и развивавшихся духовно-нравственных ценностей российского народа; способность оценивать ситуации нравственного выбора и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные ценности и нормы современного российского общества; понимание значения личного вклада в построение устойчивого будущего; ответственное отношение к своим родителям, представителям старших поколений, осознание значения создания семьи на основе принятия ценностей семейной жизни в соответствии с традициями народов России;

эстетическое воспитание: представление об исторически сложившемся культурном многообразии своей страны и мира; способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства; осознание значимости для личности и общества наследия отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного творчества; эстетическое отношение к миру, современной культуре, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, труда, общественных отношений;


Метапредметные результаты:

Универсальные учебные действия:

  • владение логическими действиями: формулировать проблему, вопрос, требующий решения; устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации и обобщения; определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения; выявлять закономерные черты и противоречия в рассматриваемых явлениях;

  • владение исследовательскими действиями: определять познавательную задачу; намечать путь ее решения и осуществлять подбор исторического материала, объекта; владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности; осуществлять анализ объекта в соответствии с принципом историзма, основными процедурами исторического познания; систематизировать и обобщать исторические факты; выявлять характерные признаки исторических явлений; раскрывать причинно-следственные связи событий прошлого и настоящего; сравнивать события, ситуации, определяя основания для сравнения, выявляя общие черты и различия; формулировать и обосновывать выводы; соотносить полученный результат с имеющимся историческим знанием; определять новизну и обоснованность полученного результата; объяснять сферу применения и значение проведенного учебного исследования в современном общественном контексте;

  • работа с информацией: осуществлять анализ учебной и дополнительной исторической информации; извлекать, сопоставлять, систематизировать и интерпретировать информацию; различать виды источников исторической информации; высказывать суждение о достоверности и значении информации источника (по предложенным или самостоятельно сформулированным критериям).

Универсальные коммуникативные действия:

  • общение: представлять особенности взаимодействия людей в исторических обществах и современном мире; участвовать в обсуждении событий и личностей прошлого и современности, выявляя сходство и различие высказываемых оценок; излагать и аргументировать свою точку зрения в устном высказывании, письменном тексте; владеть способами общения и конструктивного взаимодействия, в том числе межкультурного, в школе и социальном окружении; аргументированно вести диалог, уметь смягчать конфликтные ситуации;

  • осуществление совместной деятельности: осознавать на основе исторических примеров значение совместной деятельности людей как эффективного средства достижения поставленных целей; планировать и осуществлять совместную работу, коллективные учебные проекты по истории, в том числе на региональном материале; определять свое участие в общей работе и координировать свои действия с другими членами команды; проявлять творческие способности и инициативу в индивидуальной и командной работе; оценивать полученные результаты и свой вклад в общую работу.

Универсальные регулятивные действия:

  • владение приемами самоорганизации своей учебной и общественной работы — уметь выявлять проблему, задачи, требующие решения; составлять план действий, определять способ решения, последовательно реализовывать намеченный план действий и др.;

  • владение приемами самоконтроля — уметь осуществлять самоконтроль,

рефлексию и самооценку полученных результатов; вносить коррективы в свою работу с учетом установленных ошибок, возникших трудностей;

  • принятие себя и других — уметь осознавать свои достижения и слабые стороны в обучении, школьном и внешкольном общении, сотрудничестве со сверстниками и людьми старших поколений; принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности; признавать свое право и право других на ошибку; вносить конструктивные предложения для совместного решения учебных задач, проблем.

Предметные результаты

Требования к предметным результатам при изучении курса отражают:

  • целостные представления об историческом пути России и ее месте и роли в мировой истории;

  • базовые знания об основных этапах и ключевых событиях отечественной истории;

  • способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;

  • умение работать с основными видами современных источников исторической информации; с историческими письменными, изобразительными и вещественными источниками;

  • способность представлять описание событий, явлений, процессов истории родного края, истории России и мировой истории и их участников, основанное на знании исторических фактов, дат, понятий;

  • владение приемами оценки значения исторических событий и деятельности исторических личностей в отечественной и всемирной истории;

  • умение сравнивать деятельность людей, социальные объекты, явления, процессы в различных сферах общественной жизни, их элементы и основные функции;

  • умение формулировать и аргументировать собственные выводы на основе полученных знаний;

  • приобретение опыта использования полученных знаний в практической проектной деятельности.

В результате прохождения программы

Регулятивные УУД

Ученик научится:

Целеполаганию

Планировать пути достижения целей

Устанавливать целевые приоритеты

Уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им

Осуществлять самостоятельный контроль, адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы как в конце действия, так и по ходу его реализации.

Коммуникативные УУД

Ученик научится:

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать его и координировать с позицией партнёров, для выработки общего решения;

Устанавливать и сравнивать различные точки зрения на основе выбора

Задавать вопросы

Работать в группе;

Основам коммуникативной рефлексии;

Познавательные УУД

Ученик научится:

Основам реализации проектно-исследовательской деятельности;

Осуществлять расширенный поиск информации с использованием различных источников;

Осуществлять сравнение и классификацию самостоятельно выбирая основания;

Строить логические суждения, включая установление причинно-следственных связей;

Структурировать тексты

 Осуществлять информационное подключение к локальной сети и глобальной сети Интернет;

Искать информацию, использую различные базы данных, в том числе электронные каталоги. Выступать с аудио и видео поддержкой;

Создавать тест на основе расшифровки аудиозаписи;

Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности

Ученик научится:

Планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект;

Выбирать и использовать методы релевантные рассматриваемой проблеме;

Распознавать и ставить вопросы, отбирать адекватные методы получения на них ответа;

Использовать методы знаний, характерные для социальных и исторических наук: постановка проблемы, опросы, описание, сравнительно-историческое описание, использование статистических данных, описание и интерпретации фактов.

Работа с текстом, поиск информации, понимание прочитанного:

Ученик научится:

Находить в тексте, требуемую информацию

Решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста.

Основные направления работы:

1. Исследовательская работа

2. Агитационно-массовая работа

3. Краеведческая работа

Формы работы:

1. Подготовка докладов, сообщений

2.Работа лектория: выступления с докладами перед учащимися школы

3. Просмотр документальных и художественных фильмов, связанных с днями воинской славы

4. Выпуск тематического альманаха

5. Организация тематических мероприятий

6. Онлайн-экскурсии в музеи.

Содержание занятий по темам

Русь былинная и Русь реальная. Восточные славяне в VI-IX веках. Славяне и Византия. Характер, образ жизни, способы ведения войны восточными славянами, их вооружение, одежда и внешний облик. Первые князья: Рюрик, Олег Вещий, Игорь Старый. Святослав Игоревич – князь воитель. Походы и полководческое искусство первых русских князей. Русь былинная. Русские богатыри. Илья Муромец как историческое лицо. Богатырский эпос как источник по истории военного искусства. Дружина: состав, вооружение и тактика. Владимир Красное Солнышко. Зарождение и развитие пограничной стражи. Русь и Степь. Тюркские народы и славяне. Печенеги, половцы. Походы Владимира Мономаха, Игоря Святославовича, Мстислава Удалого. Древнерусская литература о воинском искусстве: “Поучение Владимира Мономаха”, “Слово о полку Игореве”.

Александр Невский. Невская битва. “Ледовое побоище”. Значение побед Александра Невского.

Куликовская битва. Батыево нашествие. Нашествие 1237-1238 годов. Оборона городов и партизанская война. Героизм и мужество защитников Руси. Русь под властью Орды. Князья Даниил Галицкий и Девмонт Псковский. Работа с атласом и контурной картой. Дмитрий Донской. Укрепление Москвы. Князья Московские. Формирование московской дружины и боярства. Святой Благоверный князь Дмитрий Иванович Донской. Загадки Куликовской битвы .Куликовская битва и ее значение.

Московская Русь люди и судьбы. Окончательное освобождение от зависимости. Иван III. Изменения в составе, структуре, вооружении и тактике Московского войска. Войны Ивана Грозного. Разгром Астраханского и Казанского ханств. Военные действия на территории нашего края. Взятие Казани. Ливонская война 1558-1583 гг. Начало формирования стрелецкого войска. Состав, структура и вооружение русской армии. Борьба с Крымом, Швецией.

Воеводы 15-16 веков. Даниил Холмский. Даниил Щеня. Василий Васильевич Шуйский (Немой). Михаил Иванович Воротынский. Полководцы Ивана Грозного.

Русь и Орда в Поволжье. Основание Смоленска, строитель Смоленской крепости Федор Конь.

День народного единства. Смута. Полководцы смутного времени: Михаил Васильевич Скопин-Шуйский, Дмитрий Михайлович Пожарский. Состав, структура и тактика регулярных войск и ополчения. Войны России 17 века. Начало формирования полков нового строя.

Древнерусское мореходство. Новгородские ладьи. Кочи. Струги. Военное значение речных путей. Морские походы. Сибирская эпопея донских казаков. Ермак Тимофеевич, Семен Дежнев, Василий Поярков, Ерофей Хабаров, Владимир Атласов. Значение деятельности русских мореходов.

Победы Петра Великого. Военные реформы. Войны с Турцией, взятие Азова. Северная война. Нарвская катастрофа. Военная реформа Петра. Полководцы Петра: Федор Алексеевич Головин, Борис Петрович Шереметьев, Аникита Иванович Репнин, Михаил Михайлович Голицын. Полтава, Гангут, Гренгам. Создание российского флота. Складывание офицерского корпуса. Создание военных учебных заведений. “Табель о рангах”

XVIII век - Эпоха расцвета русского воинского искусства.  Войны России 1 половины XVIII века. Западное и восточное направление внешней политики. Русско-польская война 1733-1735 гг., русско-шведская война 1741-1743 гг. Русско-турецкая война 1735-1739 гг. Б.Х. Миних. Семилетняя война 1756-1763 гг. Войны России 2 половины XVIII века. Русско-турецкая война 1768-1774 гг. Петр Александрович Румянцев-Задунайский, Григорий Андреевич Спиридонов. Русско-турецкая война 1787-1791 гг.

Александр Васильевич Суворов. Непобедимый генералиссимус. Жизнь и победы. Характеристика полководца.

Федор Федорович Ушаков. Флотоводец и человек. Анализ одного из сражений.

«Недаром помнит вся Россия про день Бородина»: Отечественная война 1812 года. Бородино. Герои 1812 года: Михаил Богданович Барклай де Толли, Петр Иванович Багратион, Николай Николаевич Раевский. Мужество русского солдата. Партизанское движение. Денис Васильевич Давыдов. Михаил Илларионович Кутузов. Жизнь и военное искусство.

Восточный вопрос в XIX веке. Восточная политика России в 1-й половине XIX века. Русско-иранские войны 1804-1805, 1826-1828 гг. Русско-турецкие войны 1806-1812, 1828-1829 гг. Дмитрий Николаевич Сенявин, Иван Федорович Паскевич. Восточная (Крымская) война 1853-1856 гг. Ход войны. Синопское сражение. Оборона Севастополя. Владимир Алексеевич Корнилов, Павел Степанович Нахимов. Войны России 2 половины XIX века. Военная реформа 1861-1874 гг. Введение всеобщей воинской повинности. Перевооружение армии. Русско-турецкая война 1877-1878 гг. Баязет, Шипка, Шейново. Герои Плевны. Михаил Дмитриевич Скобелев.

Кавказская война 1814-1864 гг. Алексей Петрович Ермолов. Присоединение Кавказа.

Трагедия войны и ее последствия. Дискуссия

Русско-японская война: Слава и боль России. Нападение Японии , начало войны, гибель Варяга , оборона Порт-Артура сражение под Ляояном ,сражение у р. Шахэ сражение под Мукденом, Цусимское морское сражение, захват Японией о.Сахалин Портсмутский мирный договор с Японией. Полководцы и флотоводцы: С.О. Макаров, Р.И. Кондратенко, А.В. Фок, Линевич Н.П., З.П.Рожественский.

I Мировая война: Военное искусство времен первой мировой войны. История развития новых видов вооружения. Военное искусство второй мировой войны. Развитие военной техники. Применение новых видов вооружения. Стратегии и тактики. Роль личности в истории. Полководцы I Мировой. Особенности боевых действий в ходе гражданской войны. Создание Красной Армии.

Вооруженные Силы и военное искусство во второй Мировой войне. Ход военных действий и состояние Вооруженных Сил воюющих государств в период 1939 – 1942 гг. Полководческое искусство Г.К. Жукова, К.К. Рокоссовского, И.С. Конева, А.М. Василевского, Р.Я. Малиновского. Характерные черты военного искусства во втором периоде Великой Отечественной войны. Совершенствование военного искусства в ходе контрнаступления под Сталинградом и Курской битвы. Военное искусство в Берлинской операции.

Реликвии моей семьи в истории России. Составление презентаций, сообщений по краеведению.

Солдат войны не выбирает: Вооруженные Силы в локальных войнах и развитие военного искусства во второй половине XX века. Основные локальные войны послевоенного периода, их классификация и характеристика.

Новые средства вооруженной борьбы, применение силы и средств в операциях и боях. Земляки - герои локальных войн.













Учебно-тематический план



Тематическое планирование


 

Тема занятия

Форма занятия

Практическая работа

Организационное занятие. Россия, устремлённая в будущее.



Судьба семьи в судьбе страны

Собеседование, конференция

Работа с источниками: фотографиями. письмами. документами

Календарь памятных дат

Лекция, работа с текстом документа,

Работа с законом.

Русь былинная и Русь реальная (былинные богатыри и героическая история Руси)

Лекция, работа с историческими источниками

Разработка презентации по одному из былинных богатырей или реальных князей, составление былины, разработка и проведение игры-путешествия для начальной школы (2 год).

Победы Александра Невского

Работа с документами, просмотр фильмов

Тактический разбор сражения на основе картографического материала и статистических данных о составе войск. Создание виртуальной экскурсии.

На поле Куликовом

Лекция, работа с документами, просмотр фильмов


Московская Русь: люди и судьбы

Двуглавый орел. Символы и идеология Российского

царства

Лекция, работа с историческим источником, просмотр фильмов

Создание работы, посвященной одной из исторических личностей этого периода

День народного единства

Лекция, работа с документами, просмотр фильмов

Создание работы, посвященной одной из исторических личностей этого периода. подготовка буклета для учащихся школы посвященного Дню народного единства.  

Древнерусское мореходство

Лекция, работа с документами, просмотр фильмов


Победы Петра Великого: Полтавская Виктория; Победа у мыса Гангут

Лекция, работа с документами, просмотр фильмов

Создание презентации, посвященной одной из исторических личностей этого периода. подготовка и проведение мероприятия, посвященного одному из сражений.

18 век - Эпоха расцвета русского воинского искусства

Лекция, работа с документами, просмотр фильмов

Презентация работ, конференция.  

День взятия Измаила

Лекция, работа с документами, просмотр фильмов


День победы русской эскадры под командованием Ушакова у мыса Тендра

Лекция, работа с документами, просмотр фильмов


«Недаром помнит вся Россия про день Бородина»

Лекция, работа с документами, просмотр фильмов.

Дискуссия о роли полководца в военных действиях. Литературно-музыкальный вечер, посвящённый войне 1812 года.  

Восточный вопрос в 19 веке

Лекция, работа с документами, просмотр фильмов

Работа с историческими источниками, подготовка сообщения об одном из дипломатов или полководцев Трагедия войны и ее последствия. Дискуссия  

День победы у Мыса Синоп

Лекция, работа с документами, просмотр фильмов


Кавказская война

Лекция, работа с документами, просмотр фильмов


Русско-японская война. Слава и боль России

Лекция, работа с документами, просмотр фильмов


I Мировая война

Лекция, работа с документами, просмотр фильмов

Практикум: онлайн - экскурсия в музей, организация дискуссии, презентация работ.

День защитника Отечества

 

Организация выставки

День проведения военного парада на Красной площади в Москве 7 ноября 1941 года

Лекция, работа с документами, просмотр фильмов.

Учебно-исследовательские работы, презентации, конференции, уроки мужества, экскурсии в музеи, просмотр видео.

День начала контрнаступления советских войск под Москвой

Лекция, работа с документами, просмотр фильмов, встреча с ветеранами, посещение музея


День разгрома немецких войск под Сталинградом

Лекция, работа с документами, просмотр фильмов, встреча с ветеранами.


День победы в Курской битве

Лекция, работа с документами, просмотр фильмов.


День снятия блокады Ленинграда

Лекция, работа с документами, просмотр фильмов.

Создание презентации

День Победы

Проведение акции «Посадка аллеи» или

Праздничный концерт

Солдат войны не выбирает: Афганистан.

Локальные войны

Встреча с ветеранами локальных войн.

Доклады, презентации, уроки мужества, встреча с ветеранами локальных войн.




Онлайн-экскурсии

 

 





Тема 1. «Судьба семьи в судьбе страны»- тематика и форма работы должна отражать влияние истории страны на судьбу человека. Возможные формы описание истории семьи, интервью с одним из членов семьи, презентация семейного фотоальбома, создание генеалогического древа.

Тема 2. «Календарь памятных дат»- Возможные темы эссе: «Какое событие наиболее сильно повлияло на судьбу страны», эссе посвятить дате воссоединения Крыма и Севастополя с Россией. «История не допускает сослагательных наклонений», «История в переводе с греческого - повествование …» учащиеся могут предложить иные темы эссе.

Тема 3. «Русь былинная и Русь реальная» 1 год игровая форма исторического турнира, 2 год презентация работы по темам «Богатыри – защитники земли русской»; «Былинные и реальные герои» возможные формы (доклад, презентация, видеофильм и иные формы работы, предложенные учащимися).

Тема 4. «Победы Александра Невского» - «Александр – святой и человек», «Орда и католичества – выбор пути», любая тематика работ, посвященная Невской битве, Ледовому побоищу, походам Александра Невского (формы работы: доклад, презентация, эссе и иные формы работы, предложенные учащимися).

Тема 5. «На поле Куликовом» - «Где находилось Куликово поле», «Дмитрий Донской», «Первая победа единой Руси», «Полководцы Куликовской битвы» (формы работы: доклад, презентация, эссе и иные формы работы, предложенные учащимися).

Тема 6. «Московская Русь люди и судьбы» Разработка работы, посвященной одному из воевод эпохи 15-16 веков (формы работы: доклад, презентация, эссе и иные формы работы, предложенные учащимися).

Тема 7. «День народного единства» - Разработка работы, посвященной одной из личностей эпохи Смуты; «Освобождение Москвы и освобождение России», «Народное ополчение – в единстве Сила», «Выбор пути развития» (формы работы: доклад, презентация, эссе и иные формы работы, предложенные учащимися).

Тема 8. «Древнерусское мореходство» тематика работ может отражать следующие направления: формы древнерусских судов, речные и морские походы русских судов, биографии русских исследователей и направление их исследований (формы работы: доклад, презентация, видеофильм, эссе и иные формы работы, предложенные учащимися).

Тема 9. «Победы Петра Великого» - «Петр Великий», «От Руси к Российской империи», «Азовские походы – боевое крещение русского флота», «Мать Полтавы», «Полтавская битва», «Победы русского флота », Птенцы гнезда петрова, победы Петра Великого в искусстве (формы работы: доклад, презентация, видеофильм, эссе и иные формы работы, предложенные учащимися).

Тема 10. «XVIII век – эпоха расцвета Воинского искусства» Разработка работы, посвященной одному из полководцев 18 века (формы работы: доклад, презентация, эссе и иные формы работы, предложенные учащимися)

Тема 11. «День взятия Измаила» - «А.В. Суворов – гений русского воинского искусства», «Наука побеждать» и иные тематики отражающие победы Суворова (формы работы: доклад, презентация, видеофильм, эссе и иные формы работы, предложенные учащимися).

Тема 12. «День победы русской эскадры под командованием Ушакова у мыса Тендра» - «Ф.Ф. Ушаков – великий русский флотоводец», победы русского флота (формы работы: доклад, презентация, видеофильм, эссе и иные формы работы, предложенные учащимися).

Тема 13. «Недаром помнит вся Россия про день Бородина» - «1812 год», «Герои 1812 года» (Михаил Богданович Барклай де Толли, Петр Иванович Багратион, Николай Николаевич Раевский. Денис Васильевич Давыдов. Михаил Илларионович Кутузов), «Не даром помнит вся Россия про день Бородина», «Народная борьба» иные темы, предложенные учащимися и отражающие темы, посвящённые войне 1812 года (формы работы: доклад, презентация, видеофильм, эссе и иные формы работы, предложенные учащимися).

Тема 14. Восточный вопрос в истории России – тематика работ должна отражать данный вопрос, отдельное место занимает краеведческая тематика: доклады по теме «участие Самары в войне 1877-1878 годов», «П. Алабин» (формы работы: доклад, презентация, видеофильм, экскурсия, эссе и иные формы работы, предложенные учащимися)

Тема 15. Синопское сражение - «Последнее сражение парусного флота», Герои Крымской войны, Севастополь - слава и боль России (формы работы: доклад, презентация, видеофильм, эссе и иные формы работы, предложенные учащимися)

Тема 16. Кавказская война – тематика работ должна отражать данный период в истории России, работы учащихся лежат в основе их участия в дискуссии о путях присоединения Кавказа (формы работы: доклад, презентация, видеофильм, эссе и иные формы работы, предложенные учащимися).

Тема 17. «Русско-японская война: слава и боль России» - «Причины войны: можно ли было избежать», «Герои войны», «Врагу не сдаётся наш гордый варяг…», «Порт-Артур, оборона крепости…» и иные темы, отражающие данную тематику (формы работы: доклад, презентация, видеофильм, эссе и иные формы работы, предложенные учащимися).

Тема 18. «Первая мировая война» тематика работ должна соответствовать данной теме. Работы могут быть посвящены одному из сражений, героям и полководцам первой мировой войны, краеведческой тематике (формы работы: доклад, презентация, видеофильм, эссе и иные формы работы, предложенные учащимися).

Тема 19. «Вооружённые силы и военное искусство во второй мировой войне» Работы могут быть посвящены одному из сражений, героям и полководцам Великой Отечественной войны, параду 1941 года и параду 1945 года, краеведческой тематике, вооружению, партизанскому движению, роли тыла (формы работы: доклад, презентация, видеофильм, интервью, газетная статья, эссе и иные формы работы, предложенные учащимися)

Тема 20. «Солдат войны не выбирает» - работа должна отражать участие СССР и России в локальных конфликтах (формы работы: доклад, презентация, видеофильм, интервью, газетная статья, эссе и иные формы работы, предложенные учащимися).

Список литературы

1. Беловинский Л.В. С русским воином через века: Книга для учащихся. – М.: Просвещение, 1992.

2. Дни воинской славы России. Информационные материалы, тестовые задания, методические рекомендации для организации патриотического воспитания на уроках и внеклассных мероприятиях / авт. – сост. А.П.Пашкович, Е.В.Шитов. – М.: Глобус, 2007

3. Зверев Б.И. Страницы военно-морской летописи России: Книга для учащихся средних и старших классов. – М.: Просвещение, 1992.

4. История России с древнейших времен до конца XVII века./ А.П. Новосельцев, А.Н. Сахаров, В.И. Буганов, В.Д. Назаров; отв. Ред. А.Н. Сахаров, А.П. Новосельцев. – М.:АСТ-ЛТД, 1998.

5. Короткова М.В. Путешествие в историю русского быта. – М.: Дрофа, 2003.

6. Кулюгин А.И. Правители России. – М.:СТД, Славянский дом книги, 2004.

7. Символы и награды Российской державы/ В.Н. Балязин, А.А. Кузнецов, Н.А. Соболева. – М.:ОЛМА-ПРЕСС, 2006.

8. Фридман Л., Пушкина Т.А. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. – М.: Просвещение, 1988.

9. Халин К.Е. Полководцы России. – М.: Дом славянской книги, 2005.

Список образовательных цифровых и интернет - ресурсов

Интернет - ресурсы

1. Научная электронная библиотека [Электронный ресурс] – Режим доступа

-http://elibrary.ru/

2. Российская государственная библиотека библиотека [Электронный

ресурс] – Режим доступа http://diss.rsl.ru/

3. Центральная библиотека образовательных ресурсов [Электронный

ресурс] – Режим доступа http://www.edulib.ru/

4. Базы данных ИНИОН [Электронный ресурс] – Режим доступа

http://www.inion.ru /product/db.htm

5. Исторический портал [Электронный ресурс] – Режим доступа

http://historic.ru