СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Азбука безопасности»

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности  «Азбука безопасности» предназначена для 5-7 классов

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Азбука безопасности»»



Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Фентисовская основная общеобразовательная школа»

Золотухинского района Курской области


Рассмотрена

на заседании педагогического

совета протокол № ___

от « ____» ___________ 20__ г.

Утверждена

приказом № ____

от «____» ______________ 20__г.

Директор школы

____________ В.Т. Кожевникова






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

«Азбука безопасности»

(общеинтеллектуальное направление)


Уровень образования

Основное общее образование

Классы

5-7

Срок реализации

3 года

Составитель

Учитель математики Сутулова Н.Н.









с. Фентисово 2019г.


СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

  1. Пояснительная записка.

  2. Результаты освоения курса внеурочной деятельности.

  3. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности.

  4. Тематическое планирование.

  5. Лист корректировки рабочей программы.



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (2010г). Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами курса в соответствии с целями внеурочной деятельности, которые определены стандартом.


МЕСТО КУРСА В ПЛАНЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

общеобразовательная школа» на изучение курса «Азбука безопасности» отводится в 5 класссе Согласно плану внеурочной деятельности МКОУ «Фентисовская основная - 1 час в неделю, в 6 классе –1 час в неделю, в 7 классе –1 час в неделю.



ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности «Азбука безопасности»

5 класс

Личностными результатами освоения курса «Азбука безопасности» в 5 классе являются:

- развитие духовных и физических качеств, обеспечивающих защищенность личных интересов в повседневной жизни подростка;

- понимание важности сохранения своего здоровья и начало формирования потребности соблюдения норм здорового образа жизни;

- формирование основ культуры безопасности жизнедеятельности;

- воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей среды и к жизни человека.

Метапредметными результатами освоения курса «Азбука безопасности» в 5 классе являются:

- овладение умениями формулировать понятия, что такое опасность и безопасность; понимать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать, видеть причины опасности и понимать их влияние на человека и окружающую среду;

- овладевать навыками безопасного поведения в повседневной жизни; оценивать свои поступки;

- моделировать личные подходы к собственной безопасности в нестандартной ситуации;

- приобретение личного опыта в поиске необходимой информации, умении анализировать ее и делать выводы;

- развитие умения формулировать свои мысли, умения принимать точку зрения собеседника, понимать право существования иного мнения;

- освоение алгоритмов действия в опасной и чрезвычайной ситуации в повседневной жизни: дома, на улице, в транспорте, в школе и других общественных местах.

Предметные результаты освоения курса «Азбука безопасности» в 5 классе:

В результате обучения по представленной программе для 5 класса большинство учащихся будут:

- представлять: общие правила поведения в любой опасной ситуации; роль окружающей среды в жизнеобеспечении человека; важность сохранения своего здоровья; роль продуктов питания в сохранении своего здоровья; элементарные правила здорового образа жизни и умение применять их в повседневной жизни.

- понимать: что такое опасность; необходимость обеспечения личной и общественной безопасности, понимать ценность жизни человека; свою ответственность за свои поступки и действия; влияние потенциально опасных источников загрязнения окружающей среды; важность обеспечения безопасности жилища, личной и общественной безопасности.

- знать: что такое опасность, опасная, экстремальна н и чрезвычайная ситуации; о службах защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций; признаки опасных ситуаций в быту, на улице; возможные источники опасности в населенных пунктах; возможные источники опасности в жилище; возможные причины возгораний и пожаров; принципы работы средств тушения возгорания; подручные средства тушения возгорания; об опасности газов, используемых в быту; порядок действий в случае затопления жилища по разным причинам; порядок действий в случае проявления первых признаков землетрясения; о возможных опасных ситуациях на дорогах; правила движения пешехода; о возможных опасных ситуациях на общественном транспорте; правила поведения на льду замерзшего водоема; основные правила соблюдения санитарно-гигиенических норм в повседневной жизни; о правилах работы с персональным компьютером; правила обеспечения безопасности жилища и личной и общественной безопасности.

- уметь: сравнивать разные понятия и делать выводы. Объяснять сущность и необходимость правил безопасного поведения. Приводить примеры, анализировать ситуацию и делать соответствующие выводы (индивидуальная работа и работа в группе со сверстниками и учителем). Аргументировать и отстаивать свое мнение. Анализировать ситуацию, делать соответствующие выводы и принимать правильные решения.

- соотносить свои действия с планируемыми результатами. Предвидеть возможность проявления опасности в жилище. Предвидеть возникновения пожароопасных ситуаций. Уметь применять правила обеспечения безопасности жилища и личной и общественной безопасности. Уметь находить альтернативные решения. Знать элементарные правила здорового образа жизни и уметь применять их в повседневной жизни.

6 класс


Личностными результатами обучения ОБЖ в 6 классе являются:

- развитие духовных и физических качеств, обеспечивающих защищенность личных и общественных интересов от внешних природных и социальных угроз;

-понимание важности сохранения своего здоровья и начало формирования потребности соблюдения норм здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности в конкретной ситуации;

-формирование основ культуры безопасности жизнедеятельности;

-воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей среды и к жизни человека, а также к своей жизни.

Метапредметными результатами обучения ОБЖ в 6 классе являются:

-овладение умениями формулировать понятия, что такое опасность и безопасность; понимать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; анализировать причины возникновения опасности: обобщать и сравнивать, видеть причины опасности и понимать из влияние на человека и окружающую среду;

-овладевать навыками безопасного поведения в различных опасных и чрезвычайных ситуациях; оценивать свои поступки; уметь находить пути решения поставленных задач;

моделировать личные подходы к собственной безопасности в нестандартной ситуации;

-приобретение личного опыта в поиске необходимой информации, умении анализировать ее и делать выводы;

-развитие умения формулировать свои мысли, умения принимать точку зрения собеседника, понимать право существования иного мнения; умение работать в коллективе;

освоение алгоритмами действия в опасной и чрезвычайной ситуации в повседневной жизни и на отдыхе.

Предметные результаты освоения курса «Азбука безопасности» в 6 классе:

В результате обучения по представленной программе для 6 класса большинство учащихся будут:

Представлять: влияние климатических факторов на состояние и здоровье человека. Иметь представление об элементарных медицинских средствах и перевязочном материале при оказании первой помощи. О лекарственных свойствах дикорастущих растений. Иметь представление о принципах оказания первой доврачебной помощи, в том числе при закрытых переломах, при отравлениях, при укусах животных.

Понимать: что такое опасность, опасная, экстремальная и чрезвычайная ситуации; необходимость обеспечения личной и общественной безопасности, понимать ценность жизни человека; свою ответственность за свои поступки и действия; ценность жизни человека.

Знать: принципы подготовки к кратковременному и длительному путешествию; что такое топографическая карта и ее информационная нагрузка, представлять, что такое план местности и абрис; стороны света, принципиальное устройство компаса и принцип его работы. Основные правила личной гигиены. Опасных животных. Элементарные санитарно-гигиенические правила.

Уметь: оценивать различные возможные реальные ситуации; работать в группе; принимать решения; оценивать особенности своего физического состояния и здоровья. Уметь находить необходимую информацию. Планировать свою деятельность и корректировать ее со своими сверстниками и старшими. Ориентироваться с помощью карты и компаса. Определять стороны света по Солнцу и часам со стрелками. Применить знания, полученные на уроках географии. Применять теоретические знания на практике.

Развивать навыки, необходимые в повседневной жизни. Уметь принимать решение.

Уметь определять пульс, накладывать шину из подручных средств, накладывать жгут при венозном кровотечении. Накладывать простейшие повязки при потертостях, ссадинах, порезах.



7 класс

Личностными результатами прохождения программы являются:

  • развитие личностных, в том числе духовных и физичес­ких, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важ­ных интересов личности от внешних и внутренних угроз;

  • формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;

  • воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к инди­видуальной и общественной ценности.



Метапредметными результатами обучения являются:

  • овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения опас­ных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать последствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять при­чинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;

  • овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в по­вседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных це­лей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;

  • формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуаль­ные подходы к обеспечению личной безопасности в повсе­дневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;

  • приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельнос­ти с использованием различных источников и новых инфор­мационных технологий;

  • развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

  • освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

  • формирование умений взаимодействовать с окружаю­щими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.



Предметными результатами являются:

  1. В познавательной сфере:

  • знания об опасных и чрезвычайных ситуациях; о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и госу­дарства; о здоровом образе жизни; об оказании первой меди­цинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обя­занностях граждан в области безопасности жизнедеятельности.

В ценностно-ориентационной сфере:

  • умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе ана­лиза специальной информации, получаемой из различных ис­точников;

  • умения применять полученные теоретические знания на практике — принимать обоснованные решения и вырабаты­вать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных воз­можностей;

  • умения анализировать явления и события природного, техногенного и социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения.

  1. В коммуникативной сфере:

  • умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, на­ходить компромиссное решение в различных ситуациях.

  1. В эстетической сфере:

  • умение оценивать с эстетической (художественной) точ­ки зрения красоту окружающего мира; умение сохранять его.

  1. В трудовой сфере:

  • знания устройства и принципов действия бытовых при­боров и других технических средств, используемых в повсе­дневной жизни; локализация возможных опасных ситуаций, связанных с нарушением работы технических средств и пра­вил их эксплуатации;

  • умения оказывать первую медицинскую помощь.

  1. В сфере физической культуры:

  • формирование установки на здоровый образ жизни;

  • развитие необходимых физических качеств: выносливос­ти, силы, ловкости, гибкости, скоростных качеств, достаточ­ных для того, чтобы выдерживать необходимые умственные и физические нагрузки; умение оказывать первую медицинскую помощь при занятиях физической культурой и спортом.

СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

5 класс

(34 ч., 1 ч. в неделю)


Основы безопасности личности, общества и государства.

Основы комплексной безопасности

Личная безопасность в повседневной жизни.

Введение. Значение и задачи курса «Азбука безопасности».

-Безопасность, опасная и экстремальная ситуация, чрезвычайная ситуация, виды чрезвычайных ситуаций (техногенная, социальная, природная). Понимание необходимости и важности обеспечения личной и общественной безопасности.

-Понятие «правило безопасного поведения». Понимание важности соблюдения правил безопасности в повседневной жизни. Понимание последствий невыполнения правил безопасности жизнедеятельности в повседневной жизни. Возможность прогноза возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций. Способы выявления признаков опасностей.

Службы защиты населения. Сигналы оповещения об опасности.

Службы, защищающие население: полиция, пожарная охрана, скорая медицинская помощь, аварийная газовая служба, спасатели (МЧС), поисково-спасательная служба (ПСС). Телефоны специальных служб защиты населения: «01», «02», «03», «04», справочная служба «05» (в Челябинске телефоны специальных служб защиты населения: «101», «102», «103», «104»). Система вызова экстренных служб по единому номеру «112». Оповещение населения, виды сигналов оповещения.

Опасные ситуации в повседневной жизни. Особенности жизни в городе и других населенных пунктах. Опасные и аварийные ситуации в жилище. Необходимые меры безопасности в повседневной жизни. Правила безопасного поведения в быту.

- Безопасность в быту. Зависимость существования человека от городской инфраструктуры — социальных структур, обеспечивающих условия жизни в городе.

- Технические аварии в системах жизнеобеспечения: в канализационной системе, затопление помещений; аварии лифта; разрушение зданий; нарушение газоснабжения; отключения электроэнергии и теплоснабжения; неисправность запирающих устройств. Причины возникновения аварий и опасных ситуаций в повседневной жизни, пути их устранения и предотвращения.

- Возгорание. Источники возгорания. Горение. Самовоспламенение. Пожар и его опасные спутники (ядовитый дым, угарный газ, высокая температура воздуха, задымление и плохая видимость, паника и растерянность, обрушение конструкций и взрывы бытового газа). Причины возгорания и пожара, человеческий фактор. Последствия пожара. Правила поведения при возгорании и пожаре. Телефон пожарной службы — «01», «112». Оповещение при пожаре и правила эвакуации. «План эвакуации» в общественных местах. Способы эвакуации. Правила поведения п задымленном помещении. Технические системы охранно-пожарной сигнализации. Пожарные краны. Тушение и средства тушения пожаров. Способы борьбы с небольшим загоранием с использованием имеющихся средств. Правила пожарной безопасности в жилище и общественных местах. Важность соблюдения правил пожарной безопасности. Предотвращение пожароопасной ситуации.

- Опасные вещества в быту. Ядовитые газы и их источники: угарный газ, оксид азота, бытовой газ. Основные свойства и признаки ядовитых газов. Опасные вещества в быту: химические удобрения, средства защиты от сорняков и насекомых в сельском хозяйстве; ртуть, лекарства, непригодные для употребления продукты питания. Классификация китовой химии (относительно безопасные, опасные для глаз и кожи, огнеопасные, ядовитые). Основные правила соблюдения санитарно-гигиенических норм в повседневной жизни. Признаки отравления и первая доврачебная помощь

Безопасное поведение в населенном пункте, городе.

- Массовые мероприятия в городе, толпа, паника. Поведение человека в толпе.

- Природные опасные явления в городе: гололед и гололедица, штормовой и ураганный ветер.

- Безопасность на водоемах. Правила поведения па льду замерзшего водоема. Оказание помощи человеку, попавшему в холодную воду. Правила безопасности при купании в водоемах. Безопасный отдых на берегу водоема. Опасные ситуации социального характера.

- Криминогенные ситуации в населенных пунктах. Социально-бытовые виды опасности: хулиганство, кражи, мошенничество, конфликты на почве алкоголизма и наркомании. Рекомендации, как уменьшить вероятность возникновения криминальной ситуации. Террористический акт. Правила поведения при обнаружении подозрительного предмета, при взрыве и при захвате заложников.

Опасные ситуации на дорогах.

Правила дорожного движения.

- Дорога и ее элементы. Дорожные знаки. Одностороннее и двустороннее движение. Тротуар. Проезжая часть. Перекресток. Участники дорожного движения: пешеходы, водители и пассажиры. Правила пешеходов. Транспорт и его виды. Тормозной путь.

- Безопасность в общественном и личном транспорте. Правила поведения в общественном транспорте. Посадка и выход в общественном транспорте. Опасные зоны в общественном транспорте; турникеты, эскалатор, перрон, предупредительная полоса. Особенности железнодорожного транспорта и правила поведения на железной дороге. Опасные и чрезвычайные ситуации на железной дороге. Правила поведения на водном транспорте. Опасные и чрезвычайные ситуации на водном транспорте. Правила поведения на воздушном транспорте.

Безопасность окружающей среды.

Экологическое равновесие.

- Экология. Предмет изучения экологии. Влияние человека на природную среду. Загрязнение окружающей среды. Источники загрязнения. Роль промышленных предприятий и транспорта в загрязнении окружающей среды. Сохранение водных и почвенных ресурсов. Вещества, загрязняющие воздушную среду. Мероприятия, проводимые по защите водной, почвенной и воздушной среды. Окружающая среда и здоровье человека. Безопасность пищевых продуктов.

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.

  • Понятие первой доврачебной помощи. Важность первой доврачебной (медицинской) помощи для спасения человека. Знакомство с правилами первой доврачебной помощи. Понятия рана, кровотечение, виды кровотечений (капиллярное, венозное и артериальное). Правила остановки кровотечения. Правила обработки раны. Ожоги: термические, химические. Первая помощь при ожогах.

  • Понятие здоровья. Значение здоровья для человека. Главные правила здорового образа жизни. Режим мня. Влияние внешней среды на здоровье человека: шумовое загрязнение, техника безопасности при пользовании персональным компьютером и телевизором.

6 класс

(34 ч., 1 ч. в неделю)

Основы безопасности личности, общества и безопасности. Основы комплексной безопасности

Безопасность человека в опасных и экстремальных природных условиях.

Экстремальная ситуация в природе и первоочередные действия человека, попавшего в нее.

- Понятия «опасные ситуации» и «экстремальные ситуации». Причины возникновения опасных и экстремальных ситуаций на отдыхе, в туристском походе. Опасная ситуация может стать экстремальной. Необходимость объективной оценки опасной ситуации. Возможность предотвратить перерастание опасной ситуации в экстремальную. Подготовленность человека при автономном существовании в природе: психологическая, физическая, материальная.

- Природа и человек. Подготовка к активному отдыху на природе. Потенциально опасные факторы: природные, техногенные, социальные. Факторы, мешающие справиться с экстремальной ситуацией и действия по их преодолению. Переутомление. Уныние Страх. Боль и травмы. Холод. Жара. Алгоритм первых действий в экстремальной ситуации.

- Необходимое снаряжение для краткосрочного и продолжительного многодневного отдыха. НАЗ (носимый аварийный запас). Благополучное длительно путешествие или однодневный поход обеспечивается продуманной экипировкой, необходимым минимальным продовольственным запасом, наличием питьевой воды, Психологической и физической подготовленностью человека.

- Акклиматизация. Реакклиматизация. Особенности акклиматизации в различных природных условиях: жаркого, холодного климата, в северных района- и горной местности. Правила успешной акклиматизации.

Выживание человека в условиях автономного существования в природной среде.

Правила поведения в условиях автономного существования в природной среде.

- Ориентирование на местности. Ориентиры: шум железной дороги, автодороги; реки и ручьи; просеки; элементы рельефа местности, Солнце, звёзды и созвездия. Ориентирование с помощью механических часов и гномона. Истинный (или местный) полдень данной местности. Ориентирование по местным признакам. Компас и ориентирование с помощью компаса. Стороны Света. Магнитный меридиан. Магнитное склонение. Азимут. Азимут обратного движения. Способы подачи сигналов бедствия: дымовой костер, постоянный сигнальный костер; свист (свисток), сигнальное зеркало, сигналы международного кода; ракетница и сигнальный патрон.

- Правила поведения при аварии транспортного средства.

- Устройство временных укрытий. Летние и зимние виды убежищ. Выбор места. Виды временных укрытий: шалаш, навес, вигвам и строительный материал. Виды зимних укрытий (иглу, снежная пещера, нора, траншея).

- Место для костра. Типы костров и очаги. Виды топлива. Разжигание костра. Теория разведения огня без спичек. Спички и НАЗ. Сохранение огня.

- Обеспечение бытовых потребностей. Изготовление посуды, веревок и рюкзака из подручных средств. Природные средства, используемые для личной гигиены. Уход и сбережение одежды и обуви. Добывание пищи. Растительная и животная пища. Добывание питьевой воды.

- Безопасность при прохождении по местности. Правила переправы через реки. Правила передвижения в горах, в лавиноопасных и камнепадных районах, по заболоченной местности. Распознавание лавино- и камнепадоопасных склонов.

Основы медицинских знаний. Оказание первой помощи в экстремальных ситуациях.

- Общие принципы оказания самопомощи. Общие принципы оказания первой помощи пострадавшему. Правила оказания первой доврачебной помощи.

- Аптечка. Природные лекарственные средства. Замена промышленных лекарственных средств природными.

- Травмы. Потертости и мозоли. Ссадины и порезы. Ожоги. Помощь при потертостях, мозолях, ссадинах, порезах и ожогах. Ушибы, растяжения и разрывы связок, переломы, вывихи. Наложение шин. Укусы насекомых, паукообразных. Укусы змей, бешеных животных. Отравления. Оказание первой помощи при укусах и отравлениях. Первая помощь при утоплении. Основные приемы реанимации: искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Тепловые и солнечные удары. Обморожения. Поражения молнией. Правила поведения, позволяющие избежать теплового, солнечного ударов, обморожения, поражения молнией, и оказание помощи.

 7 класс

(34 ч., 1 ч. в неделю)

Структурные компоненты программы представлены в двух учебных модулях охватывающих весь объем содержания, определенный для основной школы в области безопасности жизнедеятельности.

Модуль I. Основы безопасности личности, общества и государства обеспечивает формирование у обучаемых комплексной безопасности жизнедеятельности в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях. Модуль включает два раздела:

Раздел 1. «Основы безопасности личности, общества и государства».

Модуль II. Здоровый образ жизни и оказание первой медицинской помощи.

Решает задачи духовно-нравственного воспитания обучаемых, формирования у них индивидуальной системы здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья, а также умений оказывать первую медицинскую помощь. Модуль включает два раздела.


Раздел 2. «Основы медицинских знаний и правила оказания первой помощи».

Раздел 3. «Основы здорового образа жизни».


Основы безопасности личности, общества и государства (27 ч)

Чрезвычайные ситуации природного характера и их классификация. Причины, правила поведения , происхождение землетрясений. Оценка последствий землетрясений. Общее понятие о вулканах и меры по уменьшению потерь от извержения вулканов. Оползни, сели, обвалы, снежные лавины и их последствия. Правила безопасного поведения при оползнях ,обвалах и снежных лавинах. Происхождение, классификация и последствия ураганов бурь и смерчей. Виды наводнений. Правила безопасного поведения и последствия наводнений. Причины, последствия и правила безопасного поведения при цунами. Причины ,последствия и правила безопасного поведения при природных пожарах. Эпизоотии, эпидемии, эпифитотии.

Психологические основы выживания в чрезвычайных ситуациях природного характера(3ч)

Человек и стихия. Характер и темперамент. Психологические особенности поведения человека при стихийном бедствии.

Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи (2 ч)

Правила наложения повязок. Первая помощь при переломах ,переноска пострадавших.

Основы здорового образа жизни (2ч)

Режим-необходимое условие здорового образа жизни. Профилактика переутомления и содержание режима дня.



УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тематическое планирование курса внеурочной деятельности

«Азбука безопасности»

5 класс

Раздел

Кол-во

часов (теория)

Основные виды деятельности учащихся

1

Введение

1

Понимание что такое опасность, необходимость обеспечения личной и общественной безопасности, понимание ценности жизни человека, своей ответственности за поступки и действия.

2

Раздел 1. Личная безопасность в повседневной жизни

31

Представлять общие правила поведения в любой опасной ситуации; роль окружающей среды в жизнеобеспечении человека; роль продуктов питания в сохранении своего здоровья.

Понимать влияние потенциально опасных источников загрязнения окружающей среды, важность обеспечения безопасности жилища, личной и общественной безопасности.

Уметь сравнивать разные понятия и делать выводы; объяснять сущность и необходимость правил безопасного поведения; приводить примеры, аргументировать и отстаивать свое мнение; анализировать ситуацию, делать соответствующие выводы и принимать правильное решение.; соотносить свои действия с планируемыми результатами; предвидеть возможность проявления опасности в жилище; предвидеть возникновения пожароопасных ситуаций; применять правила обеспечения безопасности жилища и личной и общественной безопасности; находить альтернативные решения.

Знать элементарные правила здорового образа жизни и уметь применять их в повседневной жизни.

3

Раздел 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

3

Представлять важность сохранения своего здоровья.

Знать элементарные правила здорового образа жизни и умения применять их в повседневной жизни.

Всего часов:

34





6 класс

Раздел

Кол-во

часов (теория)

Основные виды деятельности учащихся

1

Введение

1

Понимание что такое опасность, необходимость обеспечения личной и общественной безопасности, понимание ценности жизни человека, своей ответственности за поступки и действия.

2

Раздел 1. Безопасность человека в опасных и экстремальных природных условиях

Экстремальная ситуация в природе и первоочередные действия человека, попавшего в нее

4

Знать и понимать, что такое опасность, опасная, экстремальная и чрезвычайная ситуации; принципы подготовки к кратковременному и длительному путешествию.

Понимать необходимость обеспечения личной и общественной безопасности, понимать ценность жизни человека; свою ответственность за свои поступки и действия.

Уметь оценивать различные возможные реальные ситуации; работать в группе; принимать решения.

3

Раздел 2.Пребывание человека в различных климатических условиях

3

Знать и представлять климатические особенности и метеоусловия интересуемых районов путешествий (пребывания). Уметь оценивать различные возможные реальные ситуации; учитывать особенности своего физического состояния и здоровья.

4

Раздел 3.Способы выживания человека в условиях автономного существования в природной среде

15

Уметь планировать свою деятельность и корректировать ее со своими сверстниками и старшими;оценивать различные возможные реальные ситуации; реально оценивать свои физические способности ; ориентироваться с помощью карты и компаса ; определять стороны света по Солнцу и часам со стрелками; применять теоретические знания на практике ;оценивать достоверность местных признаков при ориентировании по сторонам Света; находить необходимую информацию ;применять теоретические знания на практике ; принимать решение ; применять знания, полученные на уроках географии.

Понимать ценность жизни человека.

Знать, что такое топографическая карта и ее информационную нагрузку, представлять, что такое план местности и абрис; стороны света, принципиальное устройство компаса и принцип его работы ; что такое магнитный азимут и магнитное склонение;что такое местное, поясное и декретное время; определять истинный или местный полдень; основные правила личной гигиены.

Развивать навыки конструирования; практические навыки; навыки необходимые в повседневной жизни

5

Раздел. 4. Основы медицинских знаний

Оказание первой помощи в экстремальных ситуациях

13

Уметь определять пульс; накладывать шину из подручных средств; накладывать жгут при венозном кровотечении; принимать решение; применять элементарные медицинские средства и перевязочный материал при оказании первой помощи; самостоятельно находить необходимую информацию; накладывать простейшие повязки при потертостях, ссадинах, порезах; оказывать первую доврачебную помощь при закрытых переломах; накладывать шины; оказывать первую помощь при укусах животных; оказывать первую доврачебную помощь при отравления;оказывать первую помощь;

Понимать необходимость обеспечения личной и общественной безопасности, понимать ценность жизни человека

Иметь представление о лекарственных свойствах дикорастущих растений.

Знать опасных животных; элементарные санитарно-гигиенические правила; правила поведения, позволяющие избежать перегрев и обморожение организма; элементарные гигиенические правила; элементарные санитарно-гигиенические правила

Представлять принцип реанимации — искусственного дыхания и непрямого массажа сердца

Всего часов:

34



Учебно-тематический план 7 класс

Наименование раздела, темы


Количество часов

I.Основы безопасности личности, общества и государства

27 часов


1.Землетрясения

3 часа

2.Вулканы

2 часа

3.Оползни, сели, обвалы и снежные лавины

6 часов

4.Ураганы, бури, смерчи

4 часа

5.Наводнения

3 часа

6.Цунами

3 часа

7.Природные пожары

4 часа

8.Массовые инфекционные заболевания людей, животных и растений

2 часа

9.Психологические основы выживания в чрезвычайных ситуациях природного характера

3 часа

II.Основы медицинских знаний и правила оказания первой помощи

2 часа

10.Наложение повязок и помощь при переломах

2 часа

Основы здорового образа жизни

2 часа

11.Режим учебы и отдыха подростка

2 часа

Итого

34часа
























Календарно-тематическое планирование 5 класс

№ урока

Содержание

Количество часов

Дата проведения урока

Планир.

Фактич.

Раздел 1. Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных

ситуациях-24 часа

1

Правила дорожного движения. Правила поведения в ЧС.

Особенности города как среды обитания

1



2

Системы обеспечения безопасности города

1



3

Опасные и аварийные ситуации в доме (квартире)




4.

Пожар




5.

Средства пожаротушения




6

Затопление квартиры.

1



7

Электричество.

1



8

Опасные вещества и продукты питания

1



9

Взрыв и обрушение дома.

1



10

Захлопнулась дверь(сломался замок, потерялись ключи)




11

Опасность толпы




12

Собака бывает кусачей

1



13

Обобщение и контроль знаний по теме «Личная безопасность в повседневной жизни»

1



14

Организация дорожного движения, причины и последствия ДТП

1



15

Безопасное поведение пешеходов и пассажиров

1



16

Безопасность в общественном транспорте и автомобиле

1



17-18

Железнодорожный и авиационный транспорт.

2



19

Морской и речной транспорт.

1



20

Психологические основы самозащиты.

1



21

Ситуации криминогенного характера в доме (квартире), в подъезде.




1



22

Ситуации криминогенного характера на улице, опасные домогательства

1



23

Если вы оказались заложником

1








24

Загрязнение воды

1



25

Загрязнение воздуха

1



26

Загрязнение почвы

1



27

Фильтрующие противогазы. Пользование противогазом.

1



28-----

Повторение тем: «Способы индивидуальной защиты», «Опасные ситуации социального характера.

1




Раздел 2. Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи.

29

Виды ранений и оказание первой медицинской помощи

.

1



30

Общая характеристика кровотечений

1



31

Оказание первой медицинской помощи при различных видах кровотечений

1



Раздел 3. Основы здорового образа жизни

32

Движение и здоровье. Нарушение осанки и причины их возникновения

1



33----

Обобщение и контроль знаний по курсу ОБЖ 5 класса.

1



34

Телевизор и компьютер – друзья или враги?

1



35

Развитие и изменения организма в вашем возрасте. Физическое и нравственное взросление человека.

1

























Календарно-тематическое планирование 6 класс


п/п

Раздел

программы


Тема

урока

Кол-во

часов

Дата проведения

план.

Факт.

2

3

4



1

1

Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях


Введение.

Экстремальные

ситуации в природе и

причины их возникновения

1



2


Факторы и стрессоры выживания в

природных условиях.

1



3-4


Психологические основы выживания в природных условиях

2



5


Страх- главный психологический враг

1



6


Подготовка к походу и поведение в природных условиях


1



7


Обобщение по теме «Экстремальные ситуации в природных условиях.

1



8


Надежные одежда и обувь - важное условие безопасности

1



9


Правила поведения в экстремальных ситуациях в природных условиях

1



10


Действия при потере ориентировки

1



11


Способы ориентирования.

Тест (10мин)

1



12


Техника движения в природных условиях

1



13


Сооружение временного жилища

1



14


Разведение костра

1



15


Обеспечение пищей.

Тест (15мин)

1



16


Обеспечение водой

1



17


Поиск и приготовление пищи

1



18


Особенности лыжных, водных и велосипедных походов

1



19


Безопасность на водоемах

1



20


Сигналы бедствия

Тест (10мин)

1



21


Факторы, влияющие на безопасность во внутреннем и выездном туризме

1



22


Акклиматизация в различных природно климатических условиях

1



23


Коллективные и индивидуальные средства защиты

1



24


Захват террористами воздушных и морских судов, других транспортных средств

1



25


Взрывы в местах массового скопления людей

1



26

Основы медицинских знаний и оказание первой помощи

Средства оказания первой помощи

Тест

(10 мин)

1



27


Опасные животные, первая помощь при укусах насекомых и змей

1



28


Первая помощь при ожогах

Тест (7 мин)

1



29


Тепловой и солнечный удар. Обморожение и общее охлаждение организма

1



30


Беда на воде

1



31


Закрытые травмы

1



32


Способы переноски пострадавших.

Тест (15)

1



33

Основы здорового образа жизни

Правильное питание – основа здорового образа жизни.

Гигиена и культура питания.

Тест (12мин)

1



34


Особенности подросткового возраста

1


















Календарно-тематическое планирование 7 класс



№ урока

Тема урока.


Дата проведения

План.


Факт.



1

Понятие о чрезвычайных ситуациях Комбинированный урок



2

Происхождение и классификация землетрясений Комбинированный урок



3

Оценка землетрясений их последствия и

меры по

уменьшению потерь Комбинированный урок



4

Правила безопасного поведения при землетрясениях

Практическое занятие



5

Общее понятие о вулканах Комбинированный урок



6

Меры по

уменьшению потерь от

извержения вулканов Комбинированный урок



7

Оползни Комбинированный урок



8

Сели Комбинированный урок



9

Обвалы Комбинированный урок



10

Снежные лавины Комбинированный урок



11

Последствия оползней, обвалов, снежных лавин и меры по уменьшению потерь от них Комбинированный урок



12

Правила безопасного поведения при угрозе и сходе оползней, селей обвалов ,снежных лавин. Практическое занятие



13

Происхождение ураганов бурь смерчей Комбинированный урок

14

Классификация ураганов бурь

смерчей Комбинированный урок



15

Последствия ураганов бурь смерчей и меры по уменьшению ущерба от них Комбинированный урок



16

Правила безопасного поведения при угрозе и во время ураганов бурь

смерчей Практическое занятие



17

Виды наводнений Комбинированный урок



18

Последствия наводнений и

меры по уменьшению ущерба от них Комбинированный урок



19

Правила безопасного поведения при угрозе и во время наводнений

Практическое занятие



20

Причины и

классификация цунами Комбинированный урок



21

Последствия цунами и меры по уменьшению ущерба от них Комбинированный урок



22

Правила безопасного поведения при

цунами Практическое занятие



23---

Причины природных пожаров Комбинированный урок



24

Последствия природных пожаров и меры по уменьшению ущерба от них

Комбинированный урок



25

Правила безопасного поведения в зоне лесного или торфяного пожаров

Практическое занятие



26

Эпидемии, эпизоотии, эпифитотии Комбинированный урок



27

Защита от

инфекционных заболеваний людей животных и растений.

Комбинированный урок



28

Человек и стихия Комбинированный урок



29

Характер и темперамент Комбинированный урок



30

Психологические особенности поведения человека при стихийном бедствии Комбинированный урок



31

Правила наложения повязок Практическое занятие



32

Первая помощь при переломах, переноска пострадавших Практическое занятие



33----

Режим-необходимое условие здорового образа жизни Комбинированный урок



34

Профилактика переутомления и содержание режима дня

Комбинированный урок