СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
11
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по «Всеобщей истории. Истории Росии» разработана на основе основной образовательной программы МОКУ «Чильчинская СОШ», требований ФГОС общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897), на основе рабочих программ авторов УМК по Всеобщей истории В.И. Уколовой, В.А. Ведюшкина, Д.Ю. Бовыкина и др. «Всеобщая история. 5 – 9 классы» (М.: Просвещение, 2020, предметная линия учебников «Сферы») и УМК по истории России А.А. Данилова, О.Н. Журавлевой, И.Е.Барыкина «История России. 6 – 9 классы» (М.: Просвещение, 2020, предметная линия учебников «История России» Н.М. Арсентьева, А.А. Данилова и др. под редакцией А.В. Торкунова), в соответствии с ФГОС ООО.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА ИСТОРИЯ
Целью школьного исторического образования является формирование у учащегося целостной картины российской и мировой истории, учитывающей взаимосвязь всех ее этапов, их значимость для понимания современного места и роли России в мире, важность вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной позиции по основным этапам развития российского государства и общества, а также современного образа России.
Современный подход в преподавании истории предполагает единство знаний, ценностных отношений и познавательной деятельности школьников. Задачи изучения истории:
формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней, при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, согласия и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;
развитие способностей учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, рассматривать события в соответствии с принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
формирование у школьников умений применять исторические знания в учебной и внешкольной деятельности, в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.
Базовыми принципами исторического образования являются:
идея преемственности исторических периодов, непрерывности процессов становления и развития российской государственности, формирования государственной территории и единого многонационального российского народа, а также его основных символов и ценностей;
рассмотрение истории России как неотъемлемой части мирового исторического процесса, понимание особенностей ее развития, места и роли в мировой истории и в современном мире;
ценности гражданского общества – верховенство права, социальная солидарность, безопасность, свобода и ответственность;
воспитательный потенциал исторического образования, его исключительная роль в формировании российской гражданской идентичности и патриотизма;
общественное согласие и уважение как необходимое условие взаимодействия государств и народов в новейшей истории.
познавательное значение российской, региональной и мировой истории;
формирование требований к каждой ступени непрерывного исторического образования на протяжении всей жизни.
Методической основой изучения курса истории в основной школе является системно-деятельностный подход.
Методологическая основа преподавания курса истории основывается на следующих образовательных и воспитательных приоритетах:
принцип научности, определяющий соответствие учебных единиц основным результатам научных исследований;
многоуровневое представление истории в единстве локальной, региональной, отечественной и мировой истории, рассмотрение исторического процесса как совокупности усилий многих поколений, народов и государств;
многофакторный подход к освещению истории всех сторон жизни государства и общества;
исторический подход как основа формирования содержания курса и межпредметных связей, прежде всего, с учебными предметами социально-гуманитарного цикла;
антропологический подход, формирующий личностное эмоционально окрашенное восприятие прошлого;
историко-культурологический подход, формирующий способности к межкультурному диалогу, восприятию и бережному отношению к культурному наследию.
Структурно предмет «История» включает учебные курсы по всеобщей истории и истории России.
Курс всеобщей истории призван сформировать у учащихся познавательный интерес, базовые навыки определения места исторических событий во времени, умения соотносить исторические события и процессы, происходившие в разных социальных, национально-культурных, политических, территориальных и иных условиях.
В рамках курса всеобщей истории обучающиеся знакомятся с исторической картой как источником информации о расселении человеческих общностей, расположении цивилизаций и государств, местах важнейших событий, динамики развития социокультурных, экономических и геополитических процессов в мире. Курс имеет определяющее значение в осознании обучающимися культурного многообразия мира, социально-нравственного опыта предшествующих поколений; в формировании толерантного отношения к культурно-историческому наследию народов мира, усвоении назначения и художественных достоинств памятников истории и культуры, письменных, изобразительных и вещественных исторических источников.
Курс дает возможность обучающимся научиться сопоставлять развитие России и других стран в различные исторические периоды, сравнивать исторические ситуации и события, давать оценку наиболее значительным событиям и личностям мировой истории, оценивать различные исторические версии событий и процессов.
Курс отечественной истории сочетает историю Российского государства и населяющих его народов, историю регионов и локальную историю.
Важная мировоззренческая задача курса отечественной истории заключается в раскрытии как своеобразия и неповторимости российской истории, так и ее связи с ведущими процессами мировой истории. Это достигается с помощью синхронизации курсов истории России и всеобщей истории, сопоставления ключевых событий и процессов российской и мировой истории, введения в содержание образования элементов региональной истории и компаративных характеристик.
Россия – крупнейшая многонациональная и поликонфессиональная страна в мире. В связи с этим необходимо расширить объем учебного материала по истории народов России, делая акцент на взаимодействии культур и религий, укреплении экономических, социальных, политических и других связей между народами. Следует подчеркнуть, что присоединение к России и пребывание в составе Российского государства имело положительное значение для народов нашей страны: безопасность от внешних врагов, прекращение внутренних смут и междоусобиц, культурное и экономическое развитие, распространение просвещения, образования, здравоохранения.
Одной из главных задач истории является формирование гражданской общероссийской идентичности, при этом необходимо сделать акцент на идее гражданственности, прежде всего при решении проблемы взаимодействия государства и общества. С этим связана и проблема гражданской активности, прав и обязанностей граждан, строительства гражданского общества, формирования правового сознания. Следует уделить внимание историческому опыту гражданской активности, местного самоуправления (общинное самоуправление, земские соборы, земство, гильдии, научные общества, общественные организации и ассоциации, политические партии и организации, общества взаимопомощи, кооперативы и т. д.), сословного представительства.
Школьники должны знать и понимать достижения российской культуры Средневековья, великие произведения художественной литературы, музыки, живописи, театра, кино, выдающиеся открытия российских ученых и т. д. Важно отметить неразрывную связь российской и мировой культуры.
Концептуально важно сформировать у учащихся представление о процессе исторического развития как многофакторном явлении. При этом на различных стадиях исторического развития ведущим и определяющим являются экономические, внутриполитические или внешнеполитические факторы.
На изучение истории в 7 классе отводится 68 часов (из расчета 2 часа в неделю), История России 42 часа, история Нового времени 26 часов.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитиеопыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе:находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты:
1) формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося, осмысление им опыта российской истории как части мировой истории, усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур;
2) овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах; приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений, современных глобальных процессов;
3) формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений, жизни в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире;
4) формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности, миропонимания и познания современного общества на основе изучения исторического опыта России и человечества;
5) развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать своё отношение к ней;
6) воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном Российском государстве
7) целостные представления об историческом пути человечества, разных народов и государств как необходимой основы миропонимания и познания современного общества; о преемственности исторических эпох и непрерывности исторических процессов; о месте и роли России в мировой истории;
8) базовые исторические знания об основных этапах и закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней;
9) способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
10) способность применять исторические знания для осмысления общественных событий и явлений прошлого и современности;
11) умение искать, анализировать, систематизировать и оценивать историческую информацию различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; способность определять и аргументировать свое отношение к ней;
12) умение работать с письменными, изобразительными и вещественными историческими источниками, понимать и интерпретировать содержащуюся в них информацию;
13) уважение к мировому и отечественному историческому наследию, культуре своего и других народов;
14) готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Выпускник научится:
локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события Нового времени как исторической эпохи, основные этапы отечественной и всеобщей истории Нового времени; соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новое время;
использовать историческую карту как источник информации о границах России и других государств в Новое время, об основных процессах социально-экономического развития, о местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений – походов, завоеваний, колонизации и др.;
анализировать информацию различных источников по отечественной и всеобщей истории Нового времени;
составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в России и других странах в Новое время, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной и всеобщей истории Нового времени;
систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе по отечественной и всеобщей истории Нового времени;
раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития России и других стран в Новое время; б) эволюции политического строя (включая понятия «монархия», «самодержавие», «абсолютизм» и др.); в) развития общественного движения («консерватизм», «либерализм», «социализм»); г) представлений о мире и общественных ценностях; д) художественной культуры Нового времени;
объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной и всеобщей истории Нового времени (социальных движений, реформ и революций, взаимодействий между народами и др.);
сопоставлять развитие России и других стран в Новое время, сравнивать исторические ситуации и события;
давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Нового времени.
Выпускник получит возможность научиться:
используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие России, других государств в Новое время;
использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.);
сравнивать развитие России и других стран в Новое время, объяснять, в чем заключались общие черты и особенности;
применять знания по истории России и своего края в Новое время при составлении описаний исторических и культурных памятников своего города, края и т. д.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ИСТОРИЯ РОССИИ
Россия В XVI – XVII вв.: от великого княжества к царству Россия в XVI веке
Княжение Василия III. Завершение объединения русских земель вокруг Москвы: присоединение Псковской, Смоленской, Рязанской земель. Отмирание удельной системы. Укрепление великокняжеской власти. Внешняя политика Московского княжества в первой трети XVI в.: война с Великим княжеством Литовским, отношения с Крымским и Казанским ханствами, посольства в европейские государства.
Органы государственной власти. Приказная система: формирование первых приказных учреждений. Боярская дума, ее роль в управлении государством. «Малая дума». Местничество. Местное управление: наместники и волостели, система кормлений. Государство и церковь.
Регентство Елены Глинской. Сопротивление удельных князей великокняжеской власти. Мятеж князя Андрея Старицкого. Унификация денежной системы. Стародубская война с Польшей и Литвой.
Период боярского правления. Борьба за власть между боярскими кланами Шуйских, Бельских и Глинских. Губная реформа. Московское восстание 1547 г. Ереси Матвея Башкина и Феодосия Косого.
Принятие Иваном IV царского титула. Реформы середины XVI в. «Избранная рада»: ее состав и значение. Появление Земских соборов: дискуссии о характере народного представительства. Отмена кормлений. Система налогообложения. Судебник 1550 г. Стоглавый собор. Земская реформа – формирование органов местного самоуправления.
Внешняя политика России в XVI в. Создание стрелецких полков и «Уложение о службе». Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Значение включения Среднего и Нижнего Поволжья в состав Российского государства. Войны с Крымским ханством. Набег Девлет-Гирея 1571 г. и сожжение Москвы. Битва при Молодях. Ливонская война: причины и характер. Ликвидация Ливонского ордена. Причины и результаты поражения России в Ливонской войне. Поход Ермака Тимофеевича на Сибирское ханство. Начало присоединения к России Западной Сибири.
Социальная структура российского общества. Дворянство. Служилые и неслужилые люди. Формирование Государева двора и «служилых городов». Торгово-ремесленное население городов. Духовенство. Начало закрепощения крестьян: указ о «заповедных летах». Формирование вольного казачества.
Многонациональный состав населения Русского государства. Финно-угорские народы. Народы Поволжья после присоединения к России. Служилые татары. Выходцы из стран Европы на государевой службе. Сосуществование религий в Российском государстве. Русская Православная церковь. Мусульманское духовенство.
Россия в конце XVI в. Опричнина, дискуссия о ее причинах и характере. Опричный террор. Разгром Новгорода и Пскова. Московские казни 1570 г. Результаты и последствия опричнины. Противоречивость личности Ивана Грозного и проводимых им преобразований. Цена реформ.
Царь Федор Иванович. Борьба за власть в боярском окружении. Правление Бориса Годунова. Учреждение патриаршества. Тявзинский мирный договор со Швецией: восстановление позиций России в Прибалтике. Противостояние с Крымским ханством. Отражение набега Гази-Гирея в 1591 г. Строительство российских крепостей и засечных черт. Продолжение закрепощения крестьянства: указ об «Урочных летах». Пресечение царской династии Рюриковичей.
Смута в России
Династический кризис. Земский собор 1598 г. и избрание на царство Бориса Годунова. Политика Бориса Годунова, в т.ч. в отношении боярства. Опала семейства Романовых. Голод 1601-1603 гг. и обострение социально-экономического кризиса.
Смутное время начала XVII в., дискуссия о его причинах. Самозванцы и самозванство. Личность Лжедмитрия I и его политика. Восстание 1606 г. и убийство самозванца.
Царь Василий Шуйский. Восстание Ивана Болотникова. Перерастание внутреннего кризиса в гражданскую войну. Лжедмитрий II. Вторжение на территорию России польско-литовских отрядов. Тушинский лагерь самозванца под Москвой. Оборона Троице-Сергиева монастыря. Выборгский договор между Россией и Швецией. Поход войска М.В. Скопина-Шуйского и Я.-П. Делагарди и распад тушинского лагеря. Открытое вступление в войну против России Речи Посполитой. Оборона Смоленска.
Свержение Василия Шуйского и переход власти к «семибоярщине». Договор об избрании на престол польского принца Владислава и вступление польско-литовского гарнизона в Москву. Подъем национально-освободительного движения. Патриарх Гермоген. Московское восстание 1611 г. и сожжение города оккупантами. Первое и второе ополчения. Захват Новгорода шведскими войсками. «Совет всей земли». Освобождение Москвы в 1612 г.
Земский собор 1613 г. и его роль в укреплении государственности. Избрание на царство Михаила Федоровича Романова. Борьба с казачьими выступлениями против центральной власти. Столбовский мир со Швецией: утрата выхода к Балтийскому морю. Продолжение войны с Речью Посполитой. Поход принца Владислава на Москву. Заключение Деулинского перемирия с Речью Посполитой. Итоги и последствия Смутного времени.
Россия в XVII веке
Россия при первых Романовых. Царствование Михаила Федоровича. Восстановление экономического потенциала страны. Продолжение закрепощения крестьян. Земские соборы. Роль патриарха Филарета в управлении государством.
Царь Алексей Михайлович. Укрепление самодержавия. Ослабление роли Боярской думы в управлении государством. Развитие приказного строя. Приказ Тайных дел. Усиление воеводской власти в уездах и постепенная ликвидация земского самоуправления. Затухание деятельности Земских соборов. Правительство Б.И. Морозова и И.Д. Милославского: итоги его деятельности. Патриарх Никон. Раскол в Церкви. Протопоп Аввакум, формирование религиозной традиции старообрядчества.
Царь Федор Алексеевич. Отмена местничества. Налоговая (податная) реформа.
Экономическое развитие России в XVII в. Первые мануфактуры. Ярмарки. Укрепление внутренних торговых связей и развитие хозяйственной специализации регионов Российского государства. Торговый и Новоторговый уставы. Торговля с европейскими странами, Прибалтикой, Востоком.
Социальная структура российского общества. Государев двор, служилый город, духовенство, торговые люди, посадское население, стрельцы, служилые иноземцы, казаки, крестьяне, холопы. Русская деревня в XVII в. Городские восстания середины XVII в. Соляной бунт в Москве. Псковско-Новгородское восстание. Соборное уложение 1649 г. Юридическое оформление крепостного права и территория его распространения. Русский Север, Дон и Сибирь как регионы, свободные от крепостничества. Денежная реформа 1654 г. Медный бунт. Побеги крестьян на Дон и в Сибирь. Восстание Степана Разина.
Внешняя политика России в XVII в. Возобновление дипломатических контактов со странами Европы и Азии после Смуты. Смоленская война. Поляновский мир. Контакты с православным населением Речи Посполитой: противодействие полонизации, распространению католичества. Контакты с Запорожской Сечью. Восстание Богдана Хмельницкого. Переяславская рада. Вхождение Украины в состав России. Война между Россией и Речью Посполитой 1654-1667 гг. Андрусовское перемирие. Русско-шведская война 1656-1658 гг. и ее результаты. Конфликты с Османской империей. «Азовское осадное сидение». «Чигиринская война» и Бахчисарайский мирный договор. Отношения России со странами Западной Европы. Военные столкновения с манчжурами и империей Цин.
Культурное пространство
Эпоха Великих географических открытий и русские географические открытия. Плавание Семена Дежнева. Выход к Тихому океану. Походы Ерофея Хабарова и Василия Пояркова и исследование бассейна реки Амур. Коч – корабль русских первопроходцев. Освоение Поволжья, Урала и Сибири. Калмыцкое ханство. Ясачное налогообложение. Переселение русских на новые земли. Миссионерство и христианизация. Межэтнические отношения. Формирование многонациональной элиты.
Изменения в картине мира человека в XVI–XVII вв. и повседневная жизнь. Жилище и предметы быта. Семья и семейные отношения. Религия и суеверия. Синтез европейской и восточной культур в быту высших слоев населения страны.
Архитектура. Дворцово-храмовый ансамбль Соборной площади в Москве. Шатровый стиль в архитектуре. Антонио Солари, Алевиз Фрязин, Петрок Малой. Собор Покрова на Рву. Монастырские ансамбли (Кирилло-Белозерский, Соловецкий, Новый Иерусалим). Крепости (Китай-город, Смоленский, Казанский, Тобольский Астраханский, Ростовский кремли). Федор Конь. Приказ каменных дел. Деревянное зодчество.
Изобразительное искусство. Симон Ушаков. Ярославская школа иконописи. Парсунная живопись.
Летописание и начало книгопечатания. Лицевой свод. Домострой. Переписка Ивана Грозного с князем Андреем Курбским. Публицистика Смутного времени. Усиление светского начала в российской культуре. Симеон Полоцкий. Немецкая слобода как проводник европейского культурного влияния. Посадская сатира XVII в.
Развитие образования и научных знаний. Школы при Аптекарском и Посольском приказах. «Синопсис» Иннокентия Гизеля - первое учебное пособие по истории.
Региональный компонент. Наш регион в XVI – XVII вв.
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ
История Нового времени. Новое время: понятие и хронологические рамки.
Европа в конце ХV — начале XVII в.
Великие географические открытия: предпосылки, участники, результаты. Политические, экономические и культурные последствия географических открытий. Старый и Новый Свет. Экономическое и социальное развитие европейских стран в XVI — начале XVII в. Возникновение мануфактур. Развитие товарного производства. Расширение внутреннего и мирового рынка.
Абсолютные монархии. Англия, Франция, монархия Габсбургов в XVI — начале XVII в.: внутреннее развитие и внешняя политика. Образование национальных государств в Европе.
Начало Реформации; М. Лютер. Развитие Реформации и Крестьянская война в Германии. Распространение протестантизма в Европе. Борьба католической церкви против реформационного движения. Религиозные войны.
Нидерландская революция: цели, участники, формы борьбы. Итоги и значение революции.
Международные отношения в раннее Новое время. Военные конфликты между евро-пейскими державами. Османская экспансия. Тридцатилетняя война; Вестфальский мир.
Страны Европы и Северной Америки в середине XVII—ХVIII в.
Английская революция XVII в.: причины, участники, этапы. О. Кромвель. Итоги и значение революции. Экономическое и социальное развитие Европы в XVII—ХVIII вв.: начало промышленного переворота, развитие мануфактурного производства, положение сословий. Абсолютизм: «старый порядок» и новые веяния. Век Просвещения: развитие естественных наук, французские просветители XVIII в. Война североамериканских колоний за независимость. Образование Соединенных Штатов Америки; «отцы-основатели».
Французская революция XVIII в.: причины, участники. Начало и основные этапы революции. Политические течения и деятели революции. Программные и государственные документы. Революционные войны. Итоги и значение революции.
Европейская культура XVI—XVIII вв. Развитие науки: переворот в естествознании, возникновение новой картины мира; выдающиеся ученые и изобретатели. Высокое Возрождение: художники и их произведения. Мир человека в литературе раннего Нового времени. Стили художественной культуры XVII—XVIII вв. (барокко, классицизм). Становление театра. Международные отношения середины XVII—XVIII в. Европейские конфликты и дипломатия. Семилетняя война. Разделы Речи Посполитой. Колониальные захваты европейских держав.
Страны Востока в XVI—XVIII вв.
Османская империя: от могущества к упадку. Индия: держава Великих Моголов, начало проникновения англичан, британские завоевания. Империя Цин в Китае. Образование централизованного государства и установление сегуната Токугава в Японии.
СИНХРОНИЗАЦИЯ КУРСОВ ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ И ИСТОРИИ РОССИИ
7 класс | ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ.XVI-XVII вв. От абсолютизма к парламентаризму. Первые буржуазные революции Европа в конце ХV — начале XVII в. Европа в конце ХV — начале XVII в. Страны Европы и Северной Америки в середине XVII—ХVIII в. Страны Востока в XVI—XVIII вв. | РОССИЯ В XVI – XVII ВЕКАХ: ОТ ВЕЛИКОГО КНЯЖЕСТВА К ЦАРСТВУ Россия в XVI веке Смута в России Россия в XVII веке Культурное пространство Региональный компонент
|
ИСТОРИЯ РОССИИ | ||||||||||
РОССИЯ В XVI – XVII вв. - 42 часа | ||||||||||
авторская программа | К/ч | примерная программа | Тема урока | УУД |
|
| ||||
Россия в XVI в. | 17 | Россия в XVI – XVII вв.: от великого княжества к царству Россия в XVI веке | 1.Мир и Россия в начале эпохи Великих географических открытий Мир после Великих географических открытий. Модернизация как главный вектор европейского развития. Формирование централизованных государств в Европе и зарождение европейского абсолютизма. https://www.youtube.com/watch?v=ZQFbGywvXE8&feature=emb_logo | Характеризовать понятия «модернизация», «абсолютизм», объяснять их сущность |
|
| ||||
2.Территория, население и хозяйство России в начале XVI в. Экономическое развитие единого государства. Создание единой денежной системы. Начало закрепощения крестьянства. https://www.youtube.com/watch?v=tPhlzN830WY&feature=emb_logo | Характеризовать социально-экономическое и политическое развитие Русского государства в начале 16 в. |
|
| |||||||
3.Формирование единых государств в Европе и России Формирование централизованных государств в Европе и зарождение европейского абсолютизма. Завершение объединения русских земель вокруг Москвы и формирование единого Российского государства. https://www.youtube.com/watch?v=10-VUcrGWAY&feature=emb_logo | Сопоставлять факты образования централизованных государств на Руси и в странах Западной Европы, выявлять общее и особенное. |
|
| |||||||
4. Российское государство в первой трети XVI в. Правление Василия III. Правление Е. Глинской. Боярское правление https://www.youtube.com/watch?v=X0ASGlL4ooE&feature=emb_logo | Оценивать основные события и явления в истории Московской Руси первой трети XVI в., роль отдельных исторических личностей. |
|
| |||||||
5. Внешняя политика Российского государства в первой трети XVI в. Россия в системе европейских международных отношений в XVI в. https://www.youtube.com/watch?v=LOKhhuz7hd0&feature=emb_logo | Оценивать основные события, связанные с борьбой за возвращение западных русских земель. |
|
| |||||||
6.Начало правления Ивана IV. Реформы Избранной рады Принятие Иваном IV царского титула. Реформы середины XVI в. Избранная рада. Появление Земских соборов. https://www.youtube.com/watch?v=9yIWZ62AaUU&feature=emb_logo | Характеризовать мероприятия и значение реформ 1550-х гг.Изучать исторические документы (отрывки из Судебника 1550 г., Стоглава, царских указов и др.) и использовать их для рассказа о положении различных слоев населения Руси, политике власти. |
|
| |||||||
7. Специфика сословного представительства в России Отмена кормлений. «Уложение о службе». Судебник 1550 г. «Стоглав». Земская реформа. https://www.youtube.com/watch?v=FCNmnjFRrjY&feature=emb_logo |
|
| ||||||||
8.Государства Поволжья, Северного Причерноморья в середине XVI в. https://www.youtube.com/watch?v=9UUvEzWmQM8&feature=emb_logo | Составлять рассказ о народах, живших в России в XVI в., используя материал учебника и дополнительную информацию (в том числе по истории края). |
|
| |||||||
9. Государства Сибири в середине XVI в. https://www.youtube.com/watch?v=T-4cHsXzB5o&feature=emb_logo |
|
| ||||||||
10. Внешняя политика России во второй половине XVI в. Внешняя политика России в XVI в. Присоединение Казанского и Астраханского ханств, Западной Сибири как факт победы оседлой цивилизации над кочевой. Многообразие системы управления многонациональным государством. Приказ Казанского дворца. Начало освоения Урала и Сибири. Войны с Крымским ханством. https://www.youtube.com/watch?v=Q0rh4uIcwkk&feature=emb_logo | Объяснять, какие цели преследовал Иван IV Грозный, организуя походы и военные действия на южных, западных и восточных рубежах Московской Руси. Раскрывать, каковы были последствия Ливонской войны для Русского государства. Использовать историческую кар ту для характеристики роста территории Московского государства, хода Ливонской войны, похода Ермака и др.Изучать документы и использовать их для рассказа о положении различных слоев населения Руси, политике власти. Объяснять значение понятий: стрелецкое войско, дворяне. |
|
| |||||||
11. Ливонская война https://www.youtube.com/watch?v=w_tus8ozEMI&feature=emb_logo |
|
| ||||||||
12.Российское общество XVI в.: «служилые» и «тяглые» Перемены в социальной структуре российского общества в XVI в. https://www.youtube.com/watch?v=sxdIKWhRdEU&feature=emb_logo | Объяснять причины, сущность и последствия опричнины. Определять свое отношение к опричному террору на основе анализа документов, отрывков из работ историков. Составлять характеристику Ивана IV Грозного. Раскрывать, какие противоречия существовали в русском обществе в конце XVI в. |
|
| |||||||
13. Полиэтнический характер населения Московского царства https://www.youtube.com/watch?v=LB73ettLsq4&feature=emb_logo |
|
| ||||||||
14. Опричнина Опричнина, дискуссия о её характере. https://www.youtube.com/watch?v=HO-3RVhuYiA&feature=emb_logo | Объяснять значение учреждения патриаршества. Составлять рассказ о народах, живших в России в XVI в., используя материал учебника и дополнительную информацию (в том числе по истории края). |
|
| |||||||
15. Противоречивость фигуры Ивана Грозного и проводимых им преобразований https://ppt-online.org/501505 |
|
| ||||||||
16. Россия в конце XVI в. Правление Федора Ивановича. https://www.youtube.com/watch?v=PPJGV_TRZEU&feature=emb_logo | Объяснять, какие цели преследовал Иван IV Грозный, организуя походы и военные действия на южных, западных и восточных рубежах Московской Руси. Раскрывать, каковы были последствия Ливонской войны для Русского государства. Использовать историческую кар ту для характеристики роста территории Московского государства, хода Ливонской войны, похода Ермака |
|
| |||||||
17.Церковь и государство в XVI в. Православие как основа государственной идеологии. Учреждение патриаршества. Сосуществование религий. https://www.youtube.com/watch?v=1RCgk5bDVg8&feature=emb_logo | Изучать документы и использовать их для рассказа о положении различных слоев населения Руси, политике власти. Объяснять значение понятий: стрелецкое войско, дворяне. |
|
| |||||||
Культурное пространство | 2 |
| 18.Культура и повседневная жизнь народов России в XVI в. Особенности российской культуры XVI в. Устное народное творчество. Просвещение. Развитие научных знаний. Начало книгопечатания. Иван Фёдоров. Публицистика. Четьи-Минеи. Исторические повести. Житийная литература. Строительство шатровых храмов. Оборонное зодчество. Живопись. Дионисий. https://www.youtube.com/watch?v=XtC9BL5nU-Q&feature=emb_logo | Составлять описание памятников материальной и художественной культуры, объяснять, в чём их назначение, оценивать их достоинства. Характеризовать основные жанры религиозной и светской литературы, существовавшие в Московской Руси XVI в. Осуществлять поиск информации для сообщений о памятниках культуры XVI в. и их создателях (в том числе связанных с историей своего региона). Рассказывать о нравах и быте русского общества XVI в., используя информацию из источников (отрывки из Домостроя, изобразительные материалы и др.) |
|
| ||||
19. Повседневная жизнь в центре и на окраинах страны. Произведения декоративно-прикладного искусства. Города. Русская изба. Одежда. Еда. Домострой. https://multiurok.ru/index.php/files/prezentatsiia-po-istorii-na-temu-povsednevnaia-zhi.html |
|
| ||||||||
Итоговое повторение | 1 |
| 20. Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия в XVI в.» https://multiurok.ru/files/kontrol-naia-rabota-po-razdielu-rossiia-v-xvi-v.html | Представлять и обосновывать оценку итогов правления Ивана IV Грозного. Систематизировать материал об основных процессах социально-экономического и политического развития страны в XVI в. (закрепощение крестьян, укрепление самодержавия и др.) |
|
| ||||
Россия в XVII в. | 14 |
| 21. Внешнеполитические связи России с Европой и Азией в конце XVI — начале XVII в. Россия и Европа в начале XVII в. https://www.youtube.com/watch?v=yNXBltGsgw4&feature=emb_logo | Характеризовать особенности международной политики России с Европой и Азией в конце XVI — начале XVII в. Давать оценку последствиям торговых и культурных связей России со странами Западной Европы. |
|
| ||||
|
| Смута в России | 22.Смута в Российском государстве Смутное время, дискуссия о его причинах. https://www.youtube.com/watch?v=2DgIk7WPPHU&feature=emb_logo | Характеризовать особенности международной политики России с Европой и Азией в конце XVI — начале XVII в. Давать оценку последствиям торговых и культурных связей России со странами Западной Европы. |
|
| ||||
23. Пресечение царской династии Рюриковичей. Пресечение царской династии Рюриковичей. Царствование Бориса Годунова. Самозванцы и самозванство. Борьба против интервенции сопредельных государств. https://www.youtube.com/watch?v=lHP8_2LzaUY&feature=emb_logo |
|
| ||||||||
|
|
| 24.Окончание Смутного времени Подъём национально-освободительного движения. Народные ополчения. Прокопий Ляпунов. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Земский собор 1613 г. и его роль в развитии сословно-представительской системы. Избрание на царство Михаила Фёдоровича Романова. Итоги Смутного времени. https://www.youtube.com/watch?v=JU5yc54A4lU&feature=emb_logo | Характеризовать последствия Смуты для Российского государства. Показывать на исторической карте направления походов польских и шведских интервентов, движения отрядов Второго ополчения. Высказывать и обосновывать оценку действий участников освободительных ополчений. Рассказывать о причинах воцарения династии Романовых |
|
| ||||
|
|
| 25.Экономическое развитие России в XVII в. Новые явления в экономической жизни в XVII в. в Европе и в России. Постепенное включение России в процессы модернизации. Начало формирования всероссийского рынка и возникновение первых мануфактур. https://www.youtube.com/watch?time_continue=5&v=m8rv5ae9EfM&feature=emb_logo | Использовать информацию исторических карт при рассмотрении экономического развития России в XVII в. Объяснять смысл понятий: мелкотоварное производство, мануфактура, крепостное право. Обсуждать причины и последствия новых явлений в экономике России. |
|
| ||||
|
| Россия в XVII веке | 26.Россия при первых Романовых: перемены в государственном устройстве Россия при первых Романовых. Михаил Фёдорович, Алексей Михайлович, Фёдор Алексеевич. Восстановление экономики страны. https://www.youtube.com/watch?v=y1aSE9aBbwc&feature=emb_logo | Объяснять смысл понятия «абсолютизм» на основе знаний из курса всеобщей истории. Анализировать отрывки из Соборного уложения 1649 г., использовать их для характеристики политического устройства России. Разъяснять, в чём заключал: функции отдельных представительных и административных органов в системе управления государством. Характеризовать личность н деятельность царей Алексея Михайловича и Фёдора Алексеевича. |
|
| ||||
27. Система государственного управления: развитие приказного строя. Система государственного управления: развитие приказного строя. Соборное уложение 1649 г.Юридическое оформление крепостного права и территория его распространения. Укрепление самодержавия. Земские соборы и угасание соборной практики. Отмена местничества. https://www.youtube.com/watch?v=eqA-qURMcxs |
|
| ||||||||
|
|
| 28.Изменения в социальной структуре российского общества Социальная структура российского общества. Государев двор, служилый город, духовенство, торговые люди, посадское население, стрельцы, служилые иноземцы, казаки, крестьяне, холопы. https://www.youtube.com/watch?v=jG8Dkvo8A-s&feature=emb_logo | Характеризовать изменения в социальной структуре общества. Анализировать отрывки из Соборного уложения 1649 г, при рассмотрении вопроса об окончательном закрепощении крестьян. |
|
| ||||
|
|
| 29.Народные движения в XVII в. Социальные движения второй половины XVII в. Соляной и Медный бунты. Псковское восстание. Восстание под предводительством Степана Разина. https://www.youtube.com/watch?v=EIybVPtYqzE&feature=emb_logo | Показывать территории и характеризовать масштабы народных движений, используя историческую карту. Раскрывать причины народных движений в России XVII в. Систематизировать исторический материал в форме таблицы «Народные движения в России XVII в.». |
|
| ||||
|
|
| 30.Россия в системе международных отношений Вестфальская система международных отношений. Россия как субъект европейской политики. Внешняя политика России в XVII в. Смоленская война. https://www.youtube.com/watch?v=LPOjOZu8awk&feature=emb_logo | Показывать на карте территорию России и области, присоединённые к ней в XVII в., ход войн и направления военных походов. Объяснять, в чём заключались цели и результаты внешней политики России в XVII в. |
|
| ||||
31. Войны с Османской империей, Крымским ханством и Речью Посполитой. Войны с Османской империей, Крымским ханством и Речью Посполитой. Отношения России со странами Западной Европы и Востока. https://postnauka.ru/video/65229 |
|
| ||||||||
|
|
| 32. «Под рукой» российского государя: вхождение Украины в состав России Вхождение в состав России Левобережной Украины. Переяславская рада https://www.youtube.com/watch?v=Usz3Xv3vO_g&feature=emb_logo | Раскрывать причины и последствия присоединения Украины к России |
|
| ||||
|
|
| 33. Русская православная церковь в XVII в. Реформа патриарха Никона и раскол Православная церковь, ислам, буддизм, языческие верования в России в XVII в. https://www.youtube.com/watch?v=rqIwxOAUypA&feature=emb_logo | Объяснять смысл понятий церковный раскол, старообрядцы. Раскрывать сущность конфликта «священства» и «царства», причины и последствия раскола. Характеризовать позиции патриарха Никона и протопопа Аввакума |
|
| ||||
34. Раскол в Русской православной церкви. https://www.youtube.com/watch?v=55kpxR-g28o&feature=emb_logo |
|
| ||||||||
Культурное пространство | 5 | Культурное пространство | 35.Русские путешественники и первопроходцы XVII в. Русские географические открытия XVII в. Завершение присоединения Сибири. https://www.youtube.com/watch?v=hjwud80JRME&feature=emb_logo | Показывать на карте территории расселения народов в Российском государстве XVII в., маршруты отрядов первопроходцев в Сибири и на Дальнем Востоке. Раскрывать причины и последствия освоения Сибири. |
|
| ||||
|
|
| 36. Культура народов России в XVII в. Культура народов России в XVII в. Архитектура и живопись. https://www.youtube.com/watch?v=mxTN6yZIt8A&feature=emb_logo | Составлять описание памятников культуры 17 в. (в том числе находящихся на территории края, города), характеризовать их назначение, художественные достоинства и др. характеризовать истоки обмирщения русской культуры, художественные достоинства. Определять, в чем заключались новые веяния в отечественной культуре 17 в. Проводить поиск информации для сообщений о достижениях и деятелях отечественной культуры 17 в., а также для участия в ролевых играх («Путешествие по русскому городу 17 в.»Проводить поиск информации для сообщений о достижениях и деятелях культуры XVII в. |
|
| ||||
37. Развитие образования и научных знаний. Публицистика в период Смутного времени. Возникновение светского начала в культуре. Немецкая слобода. Посадская сатира XVII в. Поэзия. Газета «Вести-Куранты». https://www.youtube.com/watch?v=_TKtlLjG47k&feature=emb_logo |
|
| ||||||||
|
|
| 38. Народы России в XVII в. Cословный быт и картина мира русского человека в XVII в. Повседневная жизнь народов Украины, Поволжья, Сибири и Северного Кавказа в XVII в. https://www.youtube.com/watch?v=m9rrJ4Va550&feature=emb_logo | Рассказывать о нравах и быте русского общества XVII в., используя информацию из источников. Характеризовать особенности жизни и быта отдельных слоев русского общества, традиции и новации XVII в.Составлять рассказ о жизни и быте отдельных сословий используя дополнительный материал рассказов иностранцев о России и др. Приводить примеры Западного и Восточного влияния на быт. Использовать иллюстрации при рассказе о жизни людей. Составлять рассказ (презентацию) о народах, живших в России в 17 в., используя материалы учебника и дополнительную информацию |
|
| ||||
39. Повседневная жизнь народов Украины, Поволжья, Сибири и Северного Кавказа в XVII в. https://www.youtube.com/watch?v=lLR8rtOlHso&feature=emb_logo |
|
| ||||||||
Итоговое повторение | 2 |
| 40.Повторительно-обобщающий урок по теме «Смутное время. Россия при первых Романовых» https://infourok.ru/prezentaciya-kontrolnoj-raboty-po-teme-smutnoe-vremya-rossiya-pri-pervyh-romanovyh-7-klass-4519677.html | Систематизировать исторический материал по изученному периоду Выявлять и характеризовать общие черты и особенности развития России и ведущих стран Западной Европы в XVII в. Высказывать суждения о значении наследия XVII в. для современного общества. Выполнять тестовые контрольные задания |
|
| ||||
41. Контрольно-оценочный урок по теме «Смутное время. Россия при первых Романовых». https://infourok.ru/prezentaciya-kontrolnoj-raboty-po-teme-smutnoe-vremya-rossiya-pri-pervyh-romanovyh-7-klass-4519677.html |
|
| ||||||||
| 1 | Региональный компонент | 42. Родной край в истории и культуре Руси XVII в. | Характеризовать особенности быта, материальной и духовной культуры народов, населявших Кубань в XVII в. Выяснить последствия освоения русскими переселенцами в середине XVII – начале XVIII в. |
|
| ||||
| ||||||||||
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. РАЗДЕЛ III. НОВОЕ ВРЕМЯ. XVI —XVII вв. – 26часов | ||||||||||
Раздел авторской программы | К/ч | Темы | К/ч | Раздел примерной программы | К/ч | Темы уроков | Основные виды деятельности учащихся (на уровне УУД) |
|
| |
Европа открывает мир | 4 | Мир на заре Нового времени | 1 | Мир в Новое время. Хронологические рамки Нового времени | 1 | 1. Мир на заре Нового времени https://www.youtube.com/watch?v=XMq_KArFsgM&feature=emb_logo | Определять место истории Нового времени на ленте времени, указывать хронологические рамки периода. Устанавливать причинно-следственные связи между изменениями в военном деле, хозяйстве и социальных отношениях в Европе XV в., выстраивать логическую цепочку. Анализировать карту «Мир на заре Нового времени» с опорой на легенду, систематизировать информацию, наносить на контурную карту |
|
| |
Великие географические открытия и первые колониальные империи Нового времени | 3 | Великие географические открытия: предпосылки, участники, результаты. Политические, экономические и культурные последствия географических открытий | 3 | 2. Великие географические открытия https://www.youtube.com/watch?v=L82VHWmiidg&feature=emb_logo | Указывать хронологические рамки и периоды эпохи Великих географических открытий. Характеризовать причины и предпосылки Великих географических открытий. Проводить поиск и анализ информации о плаваниях Колумба и Магеллана в нескольких источниках (карта, документ, учебный текст, иллюстрация), сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия. Группировать (классифицировать) факты плаваний и открытий XV-XVII вв. по различным признакам, составлять хронологическую таблицу «Великие географические открытия», на основании которой соотносить единичные исторические факты и общие явления. Наносить на контурную карту |
|
| |||
3. Политические, экономические и культурные последствия географических открытий https://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/2016/12/20/posledstviya-velikih-geograficheskih-otkrytiy |
|
| ||||||||
4. Первые колониальные империи https://www.youtube.com/watch?v=FIHG-6N2Va8&feature=emb_logo | Характеризовать процесс создания первых колониальных империй испанцев, португальцев, голландцев и англичан. Анализировать карту распространения колоний с опорой на легенду и наносить полученную информацию на контурную карту. Выявлять мотивы поступков исторических лиц на примере поведения испанцев в Америке, излагать суждения в процессе коммуникации с одноклассниками. Составлять исторические портреты (характеристики) Ф. Писарро, Б. деЛас Касаса, определять и объяснять (аргументировать) своё отношение к этим историческим личностям. Раскрывать смысл, значение эпохи Великих географических открытий, сопоставлять их с причинами, организовывать полученную информацию в виде схемы. Применять знания об освоении европейцами Африки и Америки для понимания современной этнической карты мира |
|
| |||||||
Старый порядок: экономика, общество, власть | 3 | Европа в конце XV – XVIIIвв: экономика и повседневность | 2 | Экономическое и социальное развитие европейских стран в XVI – начале XVII вв. Возникновение мануфактур | 1 | 5. Расцвет денежной экономики. https://www.youtube.com/watch?v=5KJnQ3p2P0I&feature=emb_logo | Раскрывать смысл, значение понятий «капитализм», «мануфактура», «меркантилизм», «протекционизм». Разъяснять причины и значение «революции цен» для развития экономики. Анализировать и синтезировать текст о развитии капиталистических отношений, самостоятельно достраивая недостающие компоненты. Систематизировать информацию, устанавливать причинно-следственные связи процесса разрушения феодальной экономики и возникновения капиталистической, составлять логическую схему |
|
| |
Развитие товарного производства | 1 | 6. Сельский и городской мир. https://www.youtube.com/watch?v=4J-1zaTpXvI&feature=emb_logo
| Раскрывать на конкретных примерах смысл понятий «товарность» и «специализация хозяйства». Разъяснять причины и результаты аграрной революции. Сравнивать положение в сельском хозяйстве на западе и на востоке Европы, выделять в нём общее и различия. Определять на основе анализа и сопоставления источников и учебного текста характер взаимоотношений основных групп сельского и городского населения, выделять тенденции их дальнейшей эволюции. Систематизировать информацию о городах раннего Нового времени на основе различных источников, готовить презентацию (сообщение) |
|
| |||||
Государство и общество в Новое время | 1 | Абсолютные монархии | 1 | 7. Власть и сословия. https://www.youtube.com/watch?v=r-2KcrH04Lw&feature=emb_logo | Раскрывать на конкретных примерах смысл понятий «новое государство», «абсолютизм». Описывать специфику взаимоотношений монарха и подданных в «новых государствах». Определять на основе анализа и сопоставления источников и учебного текста характер взаимоотношений сословий и социальных групп европейского общества, их места в структуре власти. Группировать (классифицировать) факты, описанные в учебном тексте, по различным признакам, составлять сравнительную таблицу «Сословное деление в Европе XVI-XVII вв.», самостоятельно разрабатывая её структуру. Систематизировать информацию о положении и трансформации отдельных сословий, готовить презентацию (сообщение) |
|
| |||
Европа в XVI-XVIIвв. | 18 | Реформация и контрреформация в Европе | 3 | Начало Реформации. М. Лютер. Развитие Реформации и Крестьянская война в Германии. Распространение протестантизма в Европе | 2 | 8. Причины и начало Реформации. https://www.youtube.com/watch?v=HAeGNkYwPLY&feature=emb_logo | Характеризовать причины и сущность Реформации, объяснять, почему она началась именно в Германии. Составлять исторический портрет (характеристику) Мартина Лютера, высказывать суждения о значении его идей. Определять на основе анализа и сопоставления источников и учебного текста характер взаимоотношений основных групп немецкого общества, участвовавших в Реформации. Группировать (классифицировать) факты, описанные в учебном тексте, по различным признакам, составлять сравнительную таблицу «Католичество и лютеранство» |
|
| |
9. Распространение протестантизма в Европе https://interneturok.ru/lesson/istoriya/7-klass/evropeyskie-gosudarstva-v-xvi-xvii-vv-reformatsiya-i-absolyutizm/rasprostranenie-reformatsii-v-evrope |
|
| ||||||||
Борьба католической церкви против реформационного движения. Контрреформация | 1 | 10. Реформация и Контрреформация в середине XVI в. https://www.youtube.com/watch?v=mUvud8YWo9Q&feature=emb_logo | Составлять исторический портрет Жана Кальвина, объяснять сущность его учения и излагать суждения о значении его идей. Группировать (классифицировать) факты, описанные в учебном тексте, по различным признакам, составлять сравнительную таблицу «Кальвинизм и лютеранство». Характеризовать способы борьбы католической церкви против Реформации, высказывать и обосновывать оценки деятельности и методов иезуитов в процессе коммуникации с одноклассниками. Анализировать карту распространения Реформации и стран, проводивших политику Контрреформации, наносить полученную информацию на контурную карту |
|
| |||||
Страны Западной Европы в XVI – XVII вв.: варианты развития | 2 | Франция и Испания в XVI-XVIIвв. Религиозные войны
| 1 | 11. Вечные соперники: Франция и Испания. https://infourok.ru/prezentaciya-po-istoriinovoe-vremya-na-temu-selskiy-i-gorodskoy-mir-klassvechnie-soperniki-franciya-i-ispaniya-1967922.html | Характеризовать причины и значение ключевых событий истории Франции в XVI-XVII вв.: Религиозных войн, Варфоломеевской ночи, принятия Нантского эдикта, реформ Ришелье и Кольбера. Описывать политику Карла V и Филиппа П по управлению Испанией. Раскрывать смысл понятий «интенданты», «кортесы», «гранды», «идальго», «мориски». Определять на основе анализа и сопоставления источников и учебного текста характер взаимоотношений основных групп французского и испанского обществ. Группировать (классифицировать) факты, описанные в учебном тексте, по различным признакам, составлять сравнительную таблицу «Франция и Испания в XVI-XVII вв.», на основании которой соотносить единичные исторические факты и общие явления. Приводить оценки Генриха IV Бурбона, кардинала Ришелье, Людовика XIV, Филиппа II, изложенные в учебной литературе. Высказывать суждения о причинах упадка испанской экономики, последствиях специфики социально-политического устройства Испании для её дальнейшей судьбы |
|
| |||
Освободительная борьба Нидерландов | 1 | 12. Нидерланды: путь к расцвету https://www.youtube.com/watch?v=Cee-TjpoWC4&feature=emb_logo | Характеризовать особенности хозяйственного развития Нидерландов в XV-XVI вв. Указывать хронологические рамки и периоды освободительной борьбы Нидерландов. Описывать историю создания Республики Соединённых провинций, период её расцвета, систематизировать информацию и наносить её на контурную карту. Приводить оценки Вильгельма Оранского, изложенные в учебной литературе. Высказывать суждения об итогах, результатах и значении освободительной борьбы против Испании для истории Голландии и всей Европы |
|
| |||||
Англия в XVI- XVII вв. | 3 | Англия в XVI-XVII вв. | 1 | 13. Англия в эпоху Тюдоров и Стюартов https://www.youtube.com/watch?v=nrmw_gjkPM0&feature=emb_logo | Характеризовать реформы Генриха VIII, высказывать суждения о значении королевской реформации для развития Англии. Раскрывать смысл понятий «пуритане», «пресвитериане», «индепенденты», «джентри». Разъяснять причины и результаты аграрной революции в Англии. Определять на основе анализа и сопоставления источников и учебного текста характер взаимоотношений основных групп английского общества, выделять тенденции их дальнейшей эволюции. Составлять исторический портрет Елизаветы II, приводить оценки, изложенные в учебной литературе, определять и объяснять (аргументировать) своё отношение к этой исторической личности |
|
| |||
Английская революцияXVIIв.: причины, участники, этапы. О.Кромвель. Итоги и значение революции. Славная революция | 2 | 14. Век революций в Англии https://www.youtube.com/watch?v=ZGLXO7CRNy0&feature=emb_logo | Указывать хронологические рамки и периоды английских революций XVII в. Разъяснять причины Английской революции середины XVII в. Описывать ход событий двух революций и реставрации Стюартов, систематизировать информацию, составлять хронологическую и сравнительную таблицы, самостоятельно разрабатывая их структуру. Выявлять мотивы поступков исторических лиц на примере конфликта короля и парламента и борьбы групп английского общества, излагать суждения в процессе коммуникации с одноклассниками. Составлять исторический портрет (характеристику) Оливера Кромвеля, приводить оценки, изложенные в учебной литературе, определять и объяснять (аргументировать) своё отношение к этой исторической личности. Высказывать суждения об итогах, результатах и значении «века революций» для истории Англии и всей Европы |
|
| |||||
15. Итоги и значение революции. Славная революция https://www.youtube.com/watch?v=dRSSpxp7Y0Q |
|
| ||||||||
Страны Центральной Европы | 2 | Особенности развития стран Центральной Европы в XVI-XVII вв. | 2 | 16. Страны Центральной Европы. Венгрия и Чехия в началеXVI в. https://videouroki.net/video/62-strany-vostochnoj-evropy.html
| Характеризовать особенности развития стран Центральной Европы в XVI-XVII вв. Систематизировать информацию и наносить её на контурную карту. Сравнивать политическое развитие Венгрии, Чехии и Польши в XVI-XVII вв., определять в них общее и различия. Составлять на основе сопоставления сравнительную таблицу «Страны Центральной Европы», на основании которой соотносить единичные исторические факты и общие явления. Приводить оценки Рудольфа II, изложенные в учебной литературе. Раскрывать смысл, значение понятий «шляхта», «магнат». Составлять план текста «Речь Посполитая в XVI-XVII вв.». Высказывать суждения о причинах слабости королевской власти в Польше, последствиях специфики социально-политического устройства Речи Посполитой для её дальнейшей судьбы |
|
| |||
17. Положение Польши в началеXVI в. https://interneturok.ru/lesson/istoriya/7-klass/evropeyskie-gosudarstva-v-xvi-xvii-vv-reformatsiya-i-absolyutizm/rech-pospolitaya-i-vostochnyy-vopros-v-evropeyskoy-politike-xvi-xvii-vv |
|
| ||||||||
Международные отношения XVI – XVIIвв: борьба за господство в Европе | 2 | Международные отношения в раннее Новое время. Военные конфликты между европейскими державами. Османская экспансия. Тридцатилетняя война. Вестфальский мир | 2 | 18. Борьба за господство в Европе. https://infourok.ru/prezentaciya-po-vseobschey-istorii-na-temu-borba-za-gospodstvo-v-evrope-klass-2580031.html | Разъяснять особенности взаимоотношений между европейскими державами, сложившиеся к XVI в., выявлять факторы, влиявшие на характер международных отношений. Группировать (классифицировать) факты военных конфликтов по различным признакам, составлять хронологическую таблицу «Международные отношения в XVI-XVII вв.», на основании которой соотносить единичные исторические факты и общие явления. Приводить оценки Альбрехта Валленштейна, изложенные в учебной литературе. Составлять описание вооружения и обмундирования европейских профессиональных воинов на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов. Анализировать карту военных действий крупных кампаний XVI-XVII вв. с опорой на легенду, наносить информацию на контурную карту. Высказывать суждения о значении Вестфальского мира для развития отдельных государств Европы |
|
| |||
19. Османская экспансия. Тридцатилетняя война. Вестфальский мир https://www.youtube.com/watch?v=lrwQBXWQzFc |
|
| ||||||||
Европейская культура XVI – XVIIвв. | 6 | Высокое Возрождение: художники и их произведения. Особенности Северного Возрождения. Мир человека в литературе раннего Нового времени | 2 | 20. Культура эпохи Возрождения. https://www.youtube.com/watch?v=KPE9dd8Sa2Q | Характеризовать перемены в культуре Западной Европы в XV-XVI вв.. объяснять их связь с новыми явлениями в жизни общества. Раскрывать смысл, значение понятий «Возрождение», «гуманизм», выделять их характерные черты. Рассказывать о наиболее известных художниках Высокого Возрождения в Италии и Северного Возрождения, мыслителях-гуманистах и их произведениях. Составлять описание наиболее известных художественных произведений, литературных сочинений и архитектурных памятников эпохи возрождения на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов. Сопоставлять особенности средневекового искусства, искусства раннего Возрождения и Высокого Возрождения на основе сравнительного анализа иллюстраций, группировать (классифицировать) факты по различным признакам, составлять сравнительную таблицу. Проводить поиск и анализ информации о культуре Возрождения в нескольких источниках (текстовых, изобразительных), готовить презентацию (сообщение) |
|
| |||
21. Особенности Северного Возрождения https://www.youtube.com/watch?v=SIBDJRzJXdo |
|
| ||||||||
Стили художественной культуры XVII-XVIII вв. (барокко, классицизм). Творчество Сервантеса и Шекспира | 2 | 22. Культура XVIIв. https://www.youtube.com/watch?v=uMaOrm8ssVE | Характеризовать перемены в культуре Западной Европы в XVII в., объяснять их связь с новыми явлениями в жизни общества, идеями «трагического гуманизма». Раскрывать смысл, значение понятий «барокко», «классицизм», выделять их характерные черты. Рассказывать о наиболее известных деятелях литературы и искусства XVII в. и их произведениях. Проводить поиск и анализ информации об искусстве XVII в. в нескольких источниках (текстовых, изобразительных), готовить презентацию (сообщение). Сопоставлять особенности искусства XVII в. и искусства Возрождения |
|
| |||||
23. Творчество Сервантеса и Шекспира https://www.youtube.com/watch?v=axlg_jcGc-c |
|
| ||||||||
Развитие науки: переворот в естествознании, возникновение новой картины мира. Выдающиеся учёные и изобретатели | 2 | 24. Научная революция. Открытия в математике и естествознании. https://www.youtube.com/watch?v=NFzvSQWGjL8 | Указывать хронологические рамки и периоды эпохи Научной революции. Раскрывать смысл, значение понятий «Научная революция», «рационализм», выделять их характерные черты. Характеризовать предпосылки Научной революции, объяснять связь новых научных идей с Реформацией и Великими географическими открытиями. Описывать научные приборы (термометр, телескоп, микроскоп, арифметическую машину), объяснять их значение для открытий в области математики, астрономии, биологии. Группировать (классифицировать) факты по различным признакам, составлять сравнительную таблицу «Научные открытия и изобретения XVI-XVIII вв.», на основании которой соотносить единичные исторические факты и общие явления. Высказывать суждения о последствиях и значении научных открытий XVI-XVIII вв. для прогресса человечества |
|
| |||||
25. Выдающиеся учёные и изобретатели https://www.youtube.com/watch?v=rp9Wx5r-UoU |
|
| ||||||||
| 1 | Итоговое повторение | 1 |
| 1 | 26. Урок итогового повторения. https://www.youtube.com/watch?v=Hnixe3SmHF4&feature=emb_logo | Характеризовать период раннего Нового времени как время поступательного развития человеческого общества. Раскрывать значение культурных достижений различных народов и цивилизаций мира в XVI-XVIIIвв. Выявлять преемственную связь эпохи XVI-XVIIIвв. и современности. Применять знания об истории раннего Нового времени для раскрытия причин и оценки сущности современных событий |
|
|