Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Воронежской области
«Россошанский техникум
сельскохозяйственного и строительного транспорта»
СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:
ЗАМ директора по ТМР Директор ГБПОУ ВО «РТСИСТ»
________И.В. половинкина _________________В.А. Силаков
«_____»_________________2019 «_____»_________________2019
рабочая ПРОГРАММа
ДИСЦИПЛИНЫ
ОУП. 05 Физика
по программе подготовки специалистов среднего звена
по специальности:
35.02.07 Механизация сельского хозяйства
23.02.04 Техническая эксплуатация подъёмно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования
Рабочая программа рассмотрена
на заседании предметно – цикловой комиссии
и рекомендована к утверждению.
от « ______» ________________2019г., протокол № _______
Председатель ПЦК______________ В.Н. Липницкая
пос. Молодежный, 2019 г.
Рабочая программа разработана в соответствии с ФГОС СОО, приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 (с изменениями и дополнениями: приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 года № 1645, приказ Минобранауки России от 31.12.2015 года № 1578, приказ Минобранауки России от 29.07.2017 года № 613), на основе требований к результатам освоения Основной образовательной программы среднего общего образования в пределах освоения программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) на базе основного общего образования с учетом Примерной программы по ОУП Астрономия.
Учебники:
1. Мякишев Г.Я., Буховцев Б. Физика. 10 класс: учебник для общеобразоват. организаций/ базовый уровень – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2018.
2. Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н. Физика. 11 класс: учебник для общеобразоват. организаций/ базовый уровень – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2017.
Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Воронежской области «Россошанский техникум сельскохозяйственного и строительного транспорта»
Разработчики:
Половинкина Ирина Вячеславовна, зам директора по ТМР
Ф.И.О., должность
Ракова Наталья Сергеевна, преподаватель
Ф.И.О., должность
Содержание
| стр. |
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета | 4 |
2. структура и содержание предмета | 10 |
3. тематическое планирование | 16 |
1.Планируемые результаты освоения
учебного предмета
- чувство гордости и уважения к истории и достижениям отечественной физической науки; физически грамотное поведение в профессиональной деятельности и быту при обращении с приборами и устройствами;
- готовность к продолжению образования и повышения квалификации в избранной профессиональной деятельности и объективное осознание роли физических компетенций в этом;
- умение использовать достижения современной физической науки и физических технологий для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности;
- умение самостоятельно добывать новые для себя физические знания, используя для этого доступные источники информации;
- умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач;
- умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития;
- использование различных видов познавательной деятельности для решения физических задач, применение основных методов познания (наблюдения, описания, измерения, эксперимента) для изучения различных сторон окружающей действительности;
- использование основных интеллектуальных операций: постановки задачи, формулирования гипотез, анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, выявления причинно-следственных связей, поиска аналогов, формулирования выводов для изучения различных сторон физических объектов, явлений и процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;
- умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации; - умение использовать различные источники для получения физической информации, оценивать ее достоверность; - умение анализировать и представлять информацию в различных видах; - умение публично представлять результаты собственного исследования, вести дискуссии, доступно и гармонично сочетая содержание и формы представляемой информации;
Предметные результаты
Выпускник на базовом уровне научится:
демонстрировать на примерах роль и место физики в формировании современной научной картины мира, в развитии современной техники и технологий, в практической деятельности людей;
демонстрировать на примерах взаимосвязь между физикой и другими естественными науками;
устанавливать взаимосвязь естественно-научных явлений и применять основные физические модели для их описания и объяснения;
использовать информацию физического содержания при решении учебных, практических, проектных и исследовательских задач, интегрируя информацию из различных источников и критически ее оценивая;
различать и уметь использовать в учебно-исследовательской деятельности методы научного познания (наблюдение, описание, измерение, эксперимент, выдвижение гипотезы, моделирование и др.) и формы научного познания (факты, законы, теории), демонстрируя на примерах их роль и место в научном познании;
проводить прямые и косвенные изменения физических величин, выбирая измерительные приборы с учетом необходимой точности измерений, планировать ход измерений, получать значение измеряемой величины и оценивать относительную погрешность по заданным формулам;
проводить исследования зависимостей между физическими величинами: проводить измерения и определять на основе исследования значение параметров, характеризующих данную зависимость между величинами, и делать вывод с учетом погрешности измерений;
использовать для описания характера протекания физических процессов физические величины и демонстрировать взаимосвязь между ними;
использовать для описания характера протекания физических процессов физические законы с учетом границ их применимости;
решать качественные задачи (в том числе и межпредметного характера): используя модели, физические величины и законы, выстраивать логически верную цепочку объяснения (доказательства) предложенного в задаче процесса (явления);
решать расчетные задачи с явно заданной физической моделью: на основе анализа условия задачи выделять физическую модель, находить физические величины и законы, необходимые и достаточные для ее решения, проводить расчеты и проверять полученный результат;
учитывать границы применения изученных физических моделей при решении физических и межпредметных задач;
использовать информацию и применять знания о принципах работы и основных характеристиках изученных машин, приборов и других технических устройств для решения практических, учебно-исследовательских и проектных задач;
использовать знания о физических объектах и процессах в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде, для принятия решений в повседневной жизни.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
понимать и объяснять целостность физической теории, различать границы ее применимости и место в ряду других физических теорий;
- владеть приемами построения теоретических доказательств, а также прогнозирования особенностей протекания физических явлений и процессов на основе полученных теоретических выводов и доказательств;
характеризовать системную связь межДу основополагающими научными понятиями: пространство, время, материя (вещество, поле), движение, сила, энергия;
выдвигать гипотезы на основе знания основополагающих физических закономерностей и законов;
самостоятельно планировать и проводить физические эксперименты;
характеризовать глобальные проблемы, стоящие перед человечеством: энергетические, сырьевые, экологические, - и роль физики в решении этих проблем;
решать практико-ориентированные качественные и расчетные физические задачи с выбором физической модели, используя несколько физических законов или формул, связывающих известные физические величины, в контексте межпредметных связей;
объяснять принципы работы и характеристики изученных машин, приборов и технических устройств;
объяснять условия применения физических моделей при решении физических задач, находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний, так и при помощи методов оценки.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Объём образовательной нагрузки | 122 |
Нагрузка во взаимодействии с преподавателем (всего) | 122 |
в том числе: | |
лабораторные работы | 18 |
практические работы | 16 |
контрольные работы | 14 |
Промежуточная аттестация в форме экзамена |
Содержание
Базовый уровень
Механика
Границы применимости классической механики. Важнейшие кинематические характеристики - перемещение, скорость, ускорение. Основные модели тел и движений.
Взаимодействие тел. Законы Всемирного тяготения, Гука, сухого трения. Инерциальная система отсчета. Законы механики Ньютона.
Импульс материальной точки и системы. Изменение и сохранение импульса. Использование законов механики для объяснения движения небесных тел и для развития космических исследований. Механическая энергия системы тел. Закон сохранения механической энергии. Работа силы.
Равновесие материальной точки и твердого тела. Условия равновесия. Момент силы. Равновесие жидкости и газа. Движение жидкостей и газов.
Механические колебания и волны. Превращения энергии при колебаниях. Энергия волны.
Молекулярная физика и термодинамика
Молекулярно-кинетическая теория (МКТ) строение вещества и её экспериментальные доказательства. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц вещества. Модель идеального газа. Давление газа. Уравнение состояния идеального газа. Уравнение Менделеева-Клапейрона.
Агрегатные состояния вещества. Модель строения жидкостей.
Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии. Первый закон термодинамики. Необратимость тепловых процессов. Принципы действия тепловых машин
Электродинамика
Электрическое поле. Закон Кулона. Напряженность и потенциал электростатического поля. Проводники, полупроводники и диэлектрики. Конденсатор.
Постоянный электрический ток. Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи. Электрический ток в проводниках, электролитах, полупроводниках, газах и вакууме. Сверхпроводимость.
Индукция магнитного поля. Действие магнитного поля на проводник с током и движущуюся заряженную частицу. Сила Ампера и сила Лоренца. Магнитные свойства вещества.
Закон электромагнитной индукции. Электромагнитное поле. Переменный ток. Явление самоиндукции. Индуктивность. Энергия электромагнитного поля.
Электромагнитные колебания. Колебательный контур.
Электромагнитные волны. Диапазоны электромагнитных излучений и их практическое применение. Геометрическая оптика. Волновые свойства света.
Основы специальной теории относительности
Инвариантность модуля скорости света в вакууме. Принцип относительности Эйнштейна. Связь массы и энергии свободной частицы. Энергия покоя.
Квантовая физика. Физика атома и атомного ядра
Гипотеза М. Планка. Фотоэлектрический эффект. Фотон. Корпускулярноволновой дуализм. Соотношение неопределенностей Гейзенберга.
Планетарная модель атома. Объяснение линейчатого спектра водорода на основе квантовых постулатов Бора.
Состав и строение атомного ядра. Энергия связи атомных ядер. Виды радиоактивных превращений атомных ядер.
Закон радиоактивного распада. Ядерные реакции. Цепная реакция деления ядер. Элементарные частицы. Фундаментальные взаимодействия.
Строение Вселенной
Современные представления о происхождении и эволюции Солнца и звезд. Классификация звезд. Звезды и источники их энергии.
Галактика. Представление о строении и эволюции Вселенной.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Общее количество часов | В том числе |
аудиторные | практические | контрольные |
| Введение. Физика и методы научного познания | 3 | | | |
Физика. Техника безопасности на уроках физики. | | 1 | | |
Применение физических открытий. | | 1 | | |
Диагностическая контрольная работа | | | | 1 |
1 | Механика. | 31 | | | |
1.1 | Кинематика. | | | | |
Система отсчета, траектория, путь и перемещение. | | 1 | | |
Скорость. Прямолинейное равномерное движение. | | 1 | | |
Ускорение. Прямолинейное равноускоренное движение. | | 1 | | |
Равномерное движение точки по окружности. | | 1 | | |
Обобщающий урок по теме «Кинематика». | | 1 | | |
Практическое занятие № 1: Решение задач по теме: «Уравнение прямолинейного равноускоренного движения» Лабораторная работа №1 «Измерение ускорения тела при равноускоренном движении». Лабораторная работа №2 «Изучение движения тела по окружности». | | | 3 | |
Контрольная работа №1 по теме: «Кинематика». | | | | 1 |
1.2 | Динамика. | | | | |
Основное утверждение механики. Первый закон Ньютона. | | 1 | | |
Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. | | 1 | | |
Силы в механике. Закон Всемирного тяготения. | | 1 | | |
Закон Гука. Сила упругости. | | 1 | | |
Вес и невесомость. Силы трения. | | 1 | | |
Обобщающий урок по теме «Динамика». | | 1 | | |
Лабораторная работа № 3 «Определение жесткости пружины». Практическое занятие № 2: Решение задач по теме: «Законы динамики». Лабораторная работа № 4 «Определение коэффициента трения скольжения». | | | 3 | |
Контрольная работа № 2 по теме: «Динамика». | | | | 1 |
1.3 | Законы сохранения в механике | | | | |
Импульс. Закон сохранения импульса. | | 1 | | |
Реактивное движение. Освоение космоса. | | 1 | | |
Механическая работа. Работа сил тяжести, упругости и трения. | | 1 | | |
Мощность. | | 1 | | |
Энергия. Закон сохранения механической энергии. | | 1 | | |
Равновесие абсолютно твёрдых тел. | | 1 | | |
Обобщающий урок по теме «Законы сохранения в механике». | | 1 | | |
Практическое занятие № 3: Решение задач по теме: «Закон сохранения энергии». Практическое занятие № 4: Решение задач по теме: «Законы сохранения в механике». Лабораторная работа № 5 «Изучение закона сохранения механической энергии». Лабораторная работа № 6 «Изучение равновесия тела под действием нескольких сил». | | | 4 | |
Контрольная работа № 3 по теме: «Законы сохранения в механике». | | | | 1 |
2 | Молекулярная физика и термодинамика. | 13 | | | |
Строение вещества. Молекулярно-кинетическая теория. | | 1 | | |
Температура и тепловое равновесие. | | 1 | | |
Уравнения состояния идеального газа. | | 1 | | |
Агрегатные состояния вещества. Газовые процессы. | | 1 | | |
Первый и второй законы термодинамики. | | 1 | | |
Насыщенный пар. Влажность воздуха. | | 1 | | |
Принцип действия тепловых двигателей. | | 1 | | |
Обобщающий урок по теме «Молекулярная физика». | | 1 | | |
Практическое занятие № 5: «Уравнения состояния идеального газа». Лабораторная работа № 7: «Проверка уравнения состояния идеального газа». Практическое занятие № 6: Решение задач по теме: «Газовые процессы». Лабораторная работа № 8: «Экспериментальная проверка закона Гей - Люссака». | | | 4 | |
Контрольная работа № 4 по теме: «Молекулярная физика». | | | | 1 |
3 | Основы электродинамики | 10 | | | |
Электрический заряд. Закон сохранения заряда. Закон Кулона. | | 1 | | |
Напряженность электрического поля. | | 1 | | |
Проводники и диэлектрики в электростатическом поле. | | 1 | | |
Решение задач по теме: «Закон Кулона» | | 1 | | |
Потенциал и разность потенциалов. | | 1 | | |
Работа электрического поля. | | 1 | | |
Электроемкость. Энергия электрического поля. | | 1 | | |
Обобщающий урок по теме «Электростатика». | | 1 | | |
Практическое занятие № 7: «Работа и энергия электрического поля». | | | 1 | |
Контрольная работа № 5 по теме: «Электростатика». | | | | 1 |
4 | Электродинамика | 28 | | | |
4.1 | Законы постоянного тока | | | | |
Электрический ток. | | 1 | | |
Закон Ома для участка цепи. | | 1 | | |
Последовательное и параллельное соединения проводников. | | 1 | | |
Измерение силы тока и напряжения | | 1 | | |
Работа и мощность постоянного тока. | | 1 | | |
Закон Ома для полной цепи. | | 1 | | |
Обобщающий урок по теме «Законы постоянного тока». | | 1 | | |
Практическое занятие № 8: «Закон Ома для полной цепи». Лабораторная работа № 9 «Определение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока». Лабораторная работа №10 «Последовательное и параллельное соединение проводников». | | | 3 | |
Контрольная работа № 6 по теме: «Законы постоянного тока». | | | | 1 |
4.2 | Магнитное поле | | | | |
Магнитные взаимодействия. | | 1 | | |
Магнитное поле. | | 1 | | |
Сила Ампера и сила Лоренца | | 1 | | |
Практическое занятие № 9: «Магнитные взаимодействия» Лабораторная работа №11. «Наблюдение действия магнитного поля на ток». | | | 2 | |
Контрольная работа №7 по теме: «Магнитные взаимодействия» | | | | 1 |
4.3 | Электромагнитная индукция | | | | |
Электромагнитная индукция. Правило Ленца. | | 1 | | |
Индуктивность. Закон электромагнитной индукции. | | 1 | | |
Самоиндукция. Энергия магнитного поля. | | 1 | | |
Обобщающий урок по теме: «Электромагнитная индукция». | | 1 | | |
Лабораторная работа №12 «Изучение явления электромагнитной индукции». Практическое занятие № 10: «Электромагнитная индукция». | | | 2 | |
Контрольная работа № 8 по теме: « Электромагнитная индукция». | | | | 1 |
5 | Колебания и волны | 14 | | | |
5.1 | Колебания | | | | |
Свободные механические колебания | | 1 | | |
Период и частота колебаний. | | 1 | | |
Пружинный и математический маятники | | 1 | | |
Колебательный контур | | 1 | | |
Переменный электрический ток. | | 1 | | |
Практическое занятие № 11: «Механические колебания». Лабораторная работа №13 «Измерение ускорение свободного падения с помощью маятника». Практическое занятие № 12: «Колебательный контур». | | | 3 | |
Контрольная работа № 9 по теме: «Колебания». | | | | 1 |
5.2 | Волны | | | | |
Механические волны. Звук. | | 1 | | |
Электромагнитные волны | | 1 | | |
Передача информации с помощью электромагнитных волн. | | 1 | | |
Практическое занятие № 13: «Механические волны» | | | 1 | |
Контрольная работа № 10 по теме: «Волны». | | | | 1 |
6 | Оптика | 11 | | | |
6.1 | Световые волны | | | | |
Природа света. Принцип Гюйгенса. | | 1 | | |
Законы геометрической оптики. | | 1 | | |
Линзы. | | 1 | | |
Дисперсия света. Интерференция волн. | | 1 | | |
Дифракция волн. Дифракционная решётка. | | 1 | | |
Поляризация света. Виды излучений Спектры | | 1 | | |
Лабораторная работа №14 «Определение показателя преломления стекла». Практическое занятие № 14: «Законы геометрической оптики». Лабораторная работа №15 «Определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы». Практическое занятие № 15: «Световые волны» | | | 4 | |
Контрольная работа № 11 по теме: «Оптика». | | | | 1 |
7 | Квантовая физика | 16 | | | |
7.1 | Световые кванты | | | | |
Кванты света — фотоны. Закон фотоэффекта | | 1 | | |
Строение атома. Опыт Резерфорда | | 1 | | |
Теория строения атома водорода по Бору. | | 1 | | |
Практическое занятие № 16: «Фотоэффект». Лабораторная работа №16 «Наблюдение сплошного и линейчатого спектров». | | | 2 | |
7.2 | Атомное ядро и элементарные частицы. Элементы астрофизики | | | | |
Атомное ядро. | | 1 | | |
Радиоактивность. Закон радиоактивного распада. | | 1 | | |
Ядерные реакции и энергия связи ядер. | | 1 | | |
Мир элементарных частиц. | | 1 | | |
Солнечная система. | | 1 | | |
Солнце и звёзды. | | 1 | | |
Строение Вселенной | | 1 | | |
Лабораторная работа №17 «Изучение треков заряженных частиц по фотографиям». Лабораторная работа №18 «Моделирование радиоактивного распада». | | | 2 | |
Контрольная работа №11 по теме: «Квантовая физика». | | | | 1 |
Итоговая контрольная работа | | | | 1 |
| Всего | 122 | 74 | 34 | 14 |
Лист корректировки рабочей программы
До корректировки | После корректировки |
Разделы, темы | Часы | Разделы, темы | Часы |
| | | |
Преподаватель
Согласовано: Зам. директора по ТМР