РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПРЕДМЕТНОГО КРУЖКА
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
9Б КЛАСС
(Учитель Канчурина А.Р.)
2018 – 2019 учебный год
Пояснительная записка
Общая характеристика учебного предмета
Спецкурс «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» предназначен для учащихся 9 класса.
Данный курс дополняет программу русского языка 5-9 классов, корректирует ее в соответствии с требованиями и моделями заданий ОГЭ и намечает приоритеты подготовки к ЕГЭ в 11 классе.
Специального учебника по данному курсу нет. Используются методические пособия по подготовке к ОГЭ различных авторов, рекомендованные ФИПИ.
Цель изучения курса – формирование языковой и лингвистической компетенции при подготовке к ОГЭ, что соответствует цели программы основного общего образовании по русскому языку в 5-9 классах основной школы: освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Задачи изучения курса:
- обобщение знаний по русскому языку, полученных в основной школе;
- применение обобщённых знаний и умений при анализе текста;
- углубление знаний о рассуждении - основном коммуникативном виде текста;
- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
Достижение указанных выше цели и задач осуществляется в процессе формирования ключевых компетенций - языковой и лингвистической (языковедческой), коммуникативной и культуроведческой.
Место учебного предмета в учебном плане
Курс рассчитан на 48 занятий. Повторение, обобщение и систематизация основных сведений школьного курса русского языка ведется по трем направлениям: подготовка к написанию сжатого изложения, подготовка к написанию сочинения-рассуждения и подготовка к выполнению тестовой части работы. Темы курса соотносятся как с основными разделами школьной программы изучения русского языка, так и с заданиями контрольно-измерительных материалов ОГЭ.
На занятиях курса предусматривается теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста) и практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки).
Результаты изучения учебного предмета
В результате изучения курса учащиеся должны:
научиться писать сжатое изложение по тексту публицистического стиля;
научиться писать сочинение-рассуждение в связи с данным текстом;
научиться работать с тестовыми заданиями: самостоятельно (без помощи учителя) понимать формулировку задания и вникать в её смысл;
самостоятельно ограничивать временные рамки на выполнение заданий и соблюдение необходимого объема.
Способы контроля и оценивания образовательных достижений учащихся
Контроль знаний осуществляется по итогам изучения основных разделов в виде практических работ. Системная подготовка к ОГЭ – основной результат изучения данного курса.
Содержание тем учебного курса
Введение (1 ч).
Требования к экзамену. Система заданий. Система подготовки.
Подготовка к написанию изложения (7 ч)
1. Текст как единицы языка. (1ч.)
2. Тема, идея, проблема текста и способы их установления и формулирования. (1ч)
3. Композиция, логическая, грамматическая структура текста (1ч).
4. Микротема. Соотношение микротемы и абзацного строения текста. Абзац. Синтаксическое богатство русского языка (1ч).
5. Главная и второстепенная информация в тексте. Способы сокращения текста: грамматические, логические, синтаксические. (1ч)
6. Контрольная работа № 1 Написание изложения. Анализ и оценка (2 ч)
Подготовка к выполнению тестовых заданий (25 ч)
1. Анализ напечатанного текста, отработка умения находить предложение, в котором содержится информация, необходимая для обоснования ответа на поставленный вопрос. (2ч.)
2. Лексика. Прямое и переносное значение слова. Отработка умения определять значение слова в тексте. (2ч.)
3. Средства речевой выразительности. Отработка умения квалифицировать средства речевой выразительности. Синонимы. (2ч.)
4. Правописание приставок. Приставки, оканчивающиеся на З- С-, иноязычные приставки. Приставки ПРЕ- и ПРИ- , Ы, И после приставок. (2ч.)
5. Правописание суффиксов. Суффиксы причастий, отыменных и отглагольных прилагательных, наречий. (2ч.)
6. Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании. (2ч.)
7. Предложение. Грамматическая основа предложения. Виды сказуемых. Односоставные предложения. (2ч.)
8. Простое осложненное предложение. Обособленные члены предложения. Пунктуация при обособленных членах предложениях. (2ч.)
9. Вводные слова и предложения. Вставные конструкции. Обращения. (1ч.)
10. Предложение. Односоставные и двусоставные предложения. Сложное предложение. Грамматическая основа предложения. Количество грамматических основ в предложении. (2ч.)
11. Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Бессоюзные предложения. Пунктуация в сложном предложении. (1ч.)
12.Сложноподчиненное предложение. Виды придаточных предложений. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Однородное, неоднородное и последовательное подчинение. (3ч)
13.Сложные предложения с разными видами связи. (1ч.)
14. Контрольная работа № 2. Тестирование. (1 ч.)
Подготовка к написанию сочинения-рассуждения (15ч.)
1.Понятие о сочинении-рассуждении. Критерии оценки сочинения. Тема, идея, проблема текста. Практическая работа № 3 (1ч.)
2.Позиция автора. Собственная позиция. Подбор аргументов. Практическая работа № 4 (подготовка к заданию С) (2ч.)
3.Композиция сочинения (тезис, аргументы, вывод). Оформление вступления и концовки сочинения. Практическая работа № 5 (2ч.)
4.Анализ написанного сочинения. Классификация речевых и грамматических ошибок. Корректировка текста. (1ч.)
5.Контрольная работа №3. Тестирование (2ч.)
Планируемые результаты освоения спецкурса
Обучающиеся должны знать:
-основные сведения о языке, определения основных изучаемых в 9 классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил;
-сложные предложения разных типов, пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем создаваемого текста;
-стиль и тип текста;
-знать все о предстоящем экзамене, уверенно ориентироваться в оформлении бланков,
- знать свои права и систему оценивания работ.
Обучающиеся должны уметь:
-работать с заданиями (внимательно читать формулировку задания и понимать её смысл (без возможности обратиться за консультацией к учителю);
- четко следовать инструкциям, сопровождающим задание;
- выполнять различные типы заданий;
- самостоятельно распределять время на выполнение заданий;
- правильно отмечать в бланке вариант ответа;
- вносить исправления в бланк экзаменационной работы.
Перечень учебно-методических средств обучения
Учебники:
Бархударов С.Г., Крючков С.Е., Максимов Л.Ю., Чешко Л.А. Русский язык. 9 класс. М., Просвещение, 2016.
Русский язык. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. /(Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейкина, О.М.Александрова; науч. ред. Н. М. Шанский). – М.: Просвещение, 2016.
Методические пособия: Долинина Т.А. Готовимся к ОГЭ. Русский язык. 9 класс. М., Русское слово, 2016.
Егорова Н.В., Горшкова В.Н. Поурочные разработки по русскому языку в 9 классе. М., ВАКО, 2015.
Купалова А.Ю. Изучение синтаксиса и пунктуации в школе. М., Дрофа, 2007.
Новикова И.С. Изложения. Пособие для учителя. Минск: Современное слово, 1997.
ОГЭ. 9 класс. Русский язык. Под редакцией Н.А.Сениной. Легион, Ростов-на-Дону, 2018.
Петровская С.С., Черников И.Н. Диктанты по русскому языку. 9 класс. М.: Дрофа, 2007.
Рыбченкова Л.М., Скляров В.Л. Русский язык. Сборник текстов для изложений. М., Дрофа, 2004.
ФИПИ. ОГЭ. Русский язык. 2018. Под редакцией И.П.Цыбулько. М., Национальное образование, 2018
Контрольные тесты:
Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 9 класс/ сост. Н. В. Егорова. Тесты по темам программы, итоговые тесты, словарные диктанты, контрольные диктанты, тексты для изложений, задания для индивидуальной работы. – М.: ВАКО, 2015.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
(48 часов)
№ | Тема занятия | Дата проведения | Примечание |
план | факт |
1 | Введение. Требования к экзамену. Система заданий. Система подготовки | | | |
2 | Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка | | | |
3 | Тема, идея. Проблематика текста | | | |
4 | Структура текста изложения | | | |
5 | Микротемы и абзацы | | | |
6 | Главная информация в тексте. Ключевые слова | | | |
7 | Способы сокращения текста: грамматические, логические, синтаксические. | | | |
8 | Контрольная работа №1 (сжатое изложение на основе аудиозаписи) | | | |
9 | Главная информация текста. (Задание 2.) | | | |
10 | Лексическое значение слова. Группы лексических явлений. (Задание 2.) | | | |
11 | Средства речевой выразительности. (Задание 3.) | | | |
12 | Отработка умения квалифицировать средства речевой выразительности. (Задание 3.) | | | |
13 | Отработка умения квалифицировать средства речевой выразительности. (Задание 3.) | | | |
14 | Правописание приставок.. Приставки ПРЕ- и ПРИ-; Ы, И после приставок. (Задание 4.) | | | |
15 | Правописание приставок.. Приставки ПРЕ- и ПРИ-; Ы, И после приставок. (Задание 4.) | | | |
16 | Суффиксы причастий, отыменных и отглагольных прилагательных, наречий. (Задание 5.) | | | |
17 | Суффиксы причастий, отыменных и отглагольных прилагательных, наречий. (Задание 5.) | | | |
18 | Контекстуальные синонимы. Стилистически нейтральные слова. (Задание 6.) | | | |
19 | Контекстуальные синонимы. Стилистически нейтральные слова. (Задание 6.) | | | |
20 | Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании. (Задание 7.) | | | |
21 | Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании. (Задание 7.) | | | |
22 | Предложение. Грамматическая основа предложения. Виды сказуемых. Односоставные предложения. (Задание 8.) | | | |
23 | Предложение. Грамматическая основа предложения. Виды сказуемых. Односоставные предложения. (Задание 8.) | | | |
24 | Простое осложненное предложение. Обособленные члены предложения. Пунктуация при обособленных членах предложениях. (Задание 9) | | | |
25 | Простое осложненное предложение. Обособленные члены предложения. Пунктуация при обособленных членах предложениях. (Задание 9) | | | |
26 | Вводные слова и предложения. Вставные конструкции. Обращения. (Задание 10.) | | | |
27 | Предложение. Односоставные и двусоставные предложения. (Задание 11.) | | | |
28 | Сложное предложение. Грамматическая основа предложения. Количество грамматических основ в предложении. (Задание 11.) | | | |
29 | Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. (Задание 12.) | | | |
30 | Бессоюзные предложения. Пунктуация в сложном предложении. (Задание 12.) | | | |
31 | Сложноподчиненное предложение. Однородное, неоднородное и последовательное подчинение. (Задание 13.) | | | |
32 | Сложные предложения с разными видами связи. (Задание 14.) | | | |
33 | Контрольная работа № 2 (тестирование) | | | |
34 | Понятие о сочинении-рассуждении. Критерии оценки сочинения. Тема, идея, проблема текста. | | | |
35 | Позиция автора. Собственная позиция. Подбор аргументов. | | | |
36 | Позиция автора. Собственная позиция. Подбор аргументов. | | | |
37 | Композиция сочинения (тезис, аргументы, вывод). Оформление вступления и концовки сочинения. | | | |
38 | Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (Задание 15.1) | | | |
39 | Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (Задание 15.1) | | | |
40 | Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (Задание 15.1) | | | |
41 | Написание сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста (Задание 15.2) | | | |
42 | Написание сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста (Задание 15.2) | | | |
43 | Написание сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста (Задание 15.2) | | | |
44 | Написание сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста (Задание 15.3) | | | |
45 | Написание сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста (Задание 15.3) | | | |
46 | Написание сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста (Задание 15.3) | | | |
47 | Контрольная работа № 3 (сочинение-рассуждение) | | | |
48 | Анализ написанного сочинения по выбору учащихся. Классификация речевых и грамматических ошибок | | | |
8