СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа предшкольной подготовки.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель программы: Успешная адаптация детей дошкольного возраста к новым образовательным условиям и создание  комфортного  перехода  с одной образовательной ступени на другую.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа предшкольной подготовки.»















ПРОГРАММА

предшкольной подготовки



Автор Романова Виктория Викторовна,

учитель начальных классов МБОУ г. Шахты «Лицей № 6», высшая квалификационная категория





















Пояснительная записка

Переход ребёнка от дошкольного этапа к школьному периоду характеризуется существенным изменением места в системе его отношений с окружающими и всего образа жизни. Для ребёнка 6-7 летнего возраста учение – это не просто деятельность по усвоению знаний и понятий, не только способ подготовки себя к будущему, это его новая трудовая обязанность, его участие в повседневной жизни окружающих людей. Следовательно, вопросы предшкольной подготовки – это не только вопросы обучения, но и всестороннего интеллектуального, нравственного, эстетического развития ребёнка, формирование его личности.

Рабочая программа предшкольной подготовки будущих первоклассников готовит детей к обучению в школе, осуществляя преемственность между дошкольным и начальным общим образованием, предназначена для формирования у детей предпосылок к учебной деятельности и качеств, необходимых для адаптации к школьному обучению по ФГОС. Одной из приоритетных задач модернизации российского образования является повышение доступности дошкольного образования. Предшкольная подготовка призвана помочь будущим первоклассникам адаптироваться к школьной среде, совершенствовать основные умения и навыки, необходимые для восприятия школьной программы, развитию коммуникативных навыков, создавая тем самым базу для последующего освоения образовательных программ начальной школы.


 Цель программы:  

Успешная адаптация детей дошкольного возраста к новым образовательным условиям и создание условий гуманного (комфортного) перехода с одной образовательной ступени на другую.

Подготовка детей к школе занимает особое место в системе образования. Это обусловлено сложной адаптацией ребенка к школе. Школа предъявляет к первокласснику довольно высокие требования. Ребенок дошкольного возраста должен быть готов не только к новым формам общения. У него должна быть развита мотивационная сфера, где любознательность выступает как основа познавательной активности, сформированы эмоционально-волевые и познавательные сферы психических функций. Будущий первоклассник должен владеть элементарными навыками универсальных учебных действий (УУД), коммуникативными и речевыми компетенциями.

Развитие потенциальных возможностей ребенка посредством овладения УУД, предложенными федеральными стандартами начального общего образования, составляет основу начального образования.

Программа решает задачи общего развития будущего первоклассника, его физических, социальных и психологических функций, необходимых для систематического обучения в школе. Диагностика школьной зрелости. Выработка рекомендаций для родителей.

Программа предусматривает создание вокруг ребенка положительной эмоциональной атмосферы, помогающей раскрепощению его личности, активизирующей творческий потенциал. Детям не только сообщаются готовые знания, но и организуется такая форма деятельности, в процессе которого они сами, играя, делают открытия.






Задачи подготовительного курса:

  1. сохранение и укрепление здоровья;

  2. обеспечить преемственность между дошкольным и начальным школьным образованием;

  3. помочь детям вжиться в позицию школьника;

  4. развитие творческой активности, содействовать развитию умений и навыков, необходимых для успешного обучения в начальной школе.

  5. создание условий для адекватного развития будущих первоклассников, их успешной адаптации в школе, для формирование и развитие психических функций познавательной сферы;

  6. развитие личностных качеств;

  7. формирование ценностных установок и ориентации, развитие эмоционально-волевой сферы, развитие коммуникативных умений;.

  8. укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения ребенка к школе, желания учиться, развитие умений действовать по правилам;

  9. повышение педагогической культуры родителей, дети которых поступают в первый класс;

  10. повышение информированности родителей о проблемах адаптации детей в школе и особенностях кризиса 7 лет;

  11. оказание психологической помощи и поддержки детям и их родителя.


Основные принципы работы:


  1. учет индивидуальных особенностей и возможностей детей;

  2. уважение к ребенку, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью;

  3. комплексный подход при разработке занятий;

  4. систематичность и последовательность;

  5. наглядность;

  6. доступность и достаточность;

  7. разнообразие игровых и творческих заданий;

  8. взаимосвязь с окружающим миром.

Организация учебного процесса: форма проведения занятий групповые, проводит педагог-будущий учитель первого класса. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 3 занятия продолжительностью 30 минут. Программа рассчитана на 20 недель. Общее количество занятий - 60.

Ожидаемый результат: программа предшкольной подготовки предусматривает, что по окончании курса обучающиеся будут уметь:

  • соблюдать элементарные правила поведения в школе, проявлять свои коммуникативные навыки;

  • выделять на слух звуки в словах, давать им характеристику;

  • составлять рассказ по картинке из 4 – 5 предложений;

  • правильно пользоваться карандашом, ручкой, другими графическими материалами;

  • слушать и выполнять инструкцию для обучающегося;

Формы подведения итогов: после завершения обучения в группах предшкольной подготовки проводится педагогическая диагностика, включающая в себя следующие задания:

  • копирование рисунка;

  • ориентировка в межклеточном пространстве, графический диктант;

  • задание на проверку фонематического слуха;

  • выделение главного признака;

  • выявление закономерностей.


Структура занятия:

1.Приветствие. Пальчиковая гимнастика.

2.Артикуляционная гимнастика.

3.Рефлексия прошлого занятия.

4.Основная часть.

5.Рефлексия. Итог занятия.


На каждом занятии используются различные виды игровой деятельности:

  • игра с правилами (без сюжета);

  • сюжетно-ролевые игра;

  • игры-упражнения;

  • имитационные игры;

  • игра с ориентировкой на какие-либо достижения.


Используемые формы и методы организации занятий:

  • игры-драматизации;

  • инсценировки;

  • дидактические упражнения;

  • пластические этюды;

  • хороводные игры.

  • практические

  • словесные

  • игровые

  • учебно-игровые

  • игровые


Содержание занятий опирается на программные требования:

1. Ознакомление с окружающим миром:

Расширять представления детей о родной стране, крае, городе, о труде людей; дать представления о школе и правилах поведения учащихся в ней детей.

Расширять представления детей о предметах, их существенных признаках и классификации.

Расширять и углублять представления детей о живой и неживой природе, об изменениях в ней и об её охране.

Учить ориентироваться во времени (времена года, дни недели и т. д.)





2. Развитие речи и подготовка к обучению грамоте «В мире звуков и букв»:

- расширение, обогащение и активизация словарного запаса детей;
- формирование грамматического строя речи ребенка;
- совершенствование навыков устной связной речи, монологической и диалогической

(ответы на вопросы, пересказ рассказа, сказки, составление рассказа по картине,

рисункам и иллюстрациям к произведению, рассказ по личным наблюдениям и

впечатлениям, составление загадок, сказок, рассказов, словесное рисование и т. д.);
- создание речевых высказываний различных типов:

описания (человека, животных, предметов, помещения);

рассуждения (прочитай свое любимое стихотворение. Чем оно тебе нравится? Расскажи

свою любимую сказку. Почему она тебе нравится больше других? И т. д.);

повествования (различные виды пересказа, рассказа);

- развивать умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка;

- совершенствовать фонематический слух (учить называть слова с определённым звуком, определять место звука в слове и т. д.), отрабатывать дикцию;

- учить делить слова на слоги.



3. Развитие элементарных математических представлений:

В математическом содержании подготовительного периода объединены три основные линии:

- арифметическая (числа от 0 до 10, цифра и число, основные свойства чисел

натурального ряда и др.);

- геометрическая (прообразы геометрических фигур в окружающей действительности,

форма, размер, расположение на плоскости и в пространстве простейших

геометрических фигур, изготовление их моделей из бумаги и др.);

- содержательно-логическая, построенная в основном на математическом материале

двух первых линий и обеспечивающая условия для развития внимания, восприятия,

воображения, памяти, мышления у детей.
Учить детей ориентироваться на листе бумаги.



Учебно-тематический план



№ п/п

Тема

Кол-во часов

1

Развитие речи, подготовка руки к письму «В мире звуков и букв».

20

2

Математика «В мире чисел и цифр».

20

3

Окружающий мир «Этот удивительный мир».

20


Развитие речи, подготовка руки к письму «В мире звуков и букв». (20 часов)


п/п

Тема

Количество

часов

1

Здравствуй, школа! Экскурсия по школе.

Составление рассказа по картине «Осень в лесу».

От рисунка к букве. История письма. Гигиенические правила письма.

1

2

Распознавание строк. Обведение контура рисунка и его штриховка.

Беседа «Поведение на улице, охрана здоровья осенью».

1

3

Распознавание рабочей строки. Письмо коротких наклонных прямых. Обведение контура рисунка и его штриховка.

Знакомство с письменной и устной речью. Разучивание стихотворения «Осень».

1

4

Правила подготовки к письму. Письмо длинных наклонных прямых.

Знакомство с предложением. Схема предложения.

Деление текста на предложения.

1

5

Распознавание строк. Письмо наклонных прямых с закруглением вверху.

Развитие речи. Беседа «Предметы вокруг нас».

1

6

Письмо наклонных прямых с закруглением внизу. Обведение контура рисунка и его штриховка линиями в разном направлении.

Кто придумал все слова. Слово. Деление предложений на слова.

1

7

Письмо удлиненной петли вверху. Рисование и раскрашивание узоров.

Беседа «Дикие и домашние животные». Звуки в окружающем мире и в речи.

1

8

Письмо удлиненной петли внизу. Рисование и раскрашивание узоров.

Звуки речи. Выделение звуков в односложных и двусложных словах.

1

9

Письмо полуовалов. Рисование и раскрашивание узоров.

Звуки речи. Гласные и согласные звуки. Открываем театр. Драматизация сказки «Теремок».

1

10

Повторение изученных элементов букв. Обведение контура рисунка и его штриховка линиями в разном направлении.

Звуки речи. Гласные и согласные звуки. Пересказ знакомой сказки.

1

11

Письмо овалов в рабочей строке. Обведение контура рисунка и его штриховка овалами.

Выделение первого звука в словах. Обсуждение сказки «Морозко».

1

12

Письмо овалов и полуовалов. Обведение контура рисунка и его штриховка линиями в разном направлении.

Слог. Ударение. Волшебный праздник Новый Год!

1

13

Рисование бордюров. Повторение изученных элементов букв.

Жесты и мимика. Драматизация сказки «Репка».

1

14

Прямые линии, овалы, полуовалы.

Снежная страничка «Зима».

Схема предложения.

1

15

Письмо наклонных линий с петлёй внизу. 

Картина «Зимние забавы». Составление предложений.

Схема предложения.

1

16

Письмо наклонных линий с петлёй вверху. Штриховка линиями в разном направлении.

Разгадывание загадок. Разучивание стихотворения «Зима».

1

17

Письмо наклонных линий с петлёй вверху и внизу.

Составление рассказа по сюжетной картинке. «День защитника Отечества». Разучивание стихов.

1

18

Соединение элементов букв. 8 Марта- Праздник бабушек и мам. Разучивание стихов. Рисование и раскрашивание открытки к празднику.

1

19

Письмо наклонных линий с петлёй вверху и внизу, их чередование.

Беседа «Весенние изменения в природе».

1

20

Повторение изученных элементов букв. Штриховка линиями в разном направлении.

Стихи А. Барто. Беседа «Моя любимая игрушка».

1






Математика (20 часов)

п/п

Тема

Количество

часов

1

Диагностика подготовленности детей к обучению математике.

Числа и цифры вокруг нас. Порядковый и количественный счёт предметов. Знакомство с клеточкой.

1

2

Различение предметов по размеру и форме. Сравнение предметов «большой» и «маленький».

Зрительно-пространственная ориентация на листе, в клетке.

1

3

Учимся сравнивать предметы: длинный – короткий, одинаковой, равной длины; широкий – узкий, одинаковой, равной ширины; высокий – низкий, одинаковой, равной высоты.

1

4

Сравнение групп предметов. Объединение предметов в группы по общему     признаку. Упражнения на развитие внимания и логического мышления.

1

5

Сравнение групп из 1-4 предметов. Логические упражнения.

Понятия «один» и «много». Число и цифра1.

1

6

Пространственные отношения: на, над, под. Число и цифра 2. Состав числа 2. Поиск закономерностей.

1

7

Понятия: справа, слева, между, посередине.

Число 2. Состав числа 2. Знакомство с геометрическими фигурами – круг.

1

8

Число и цифра 3. Состав числа 3. Знаки «плюс» (+), «минус» (-), «равно» (=). Знакомство с геометрическими фигурами - треугольник.

1

9

Сравниваем: больше, меньше, столько же. Математические знаки: , =. Состав числа 3.

1

10

Порядковый счет. Число 4. Состав числа 4. Знакомство с геометрическими фигурами - квадрат. Четыре времени года.

1

11

Число и цифра 5. Счет в прямом и обратном порядке чисел до 5.

1

12

Состав числа 5.Конструирование геометрических фигур из палочек. Закрепление состава чисел 1-5.

1

13

Число и цифра 6. Состав 6. Увеличиваем и уменьшаем числа на 1. Многоугольники.

1

14

Состав числа 6. Сравнение групп предметов.

Знакомство с понятиями «быстрее», «медленнее».

1

15

Число и цифра 7. Неделя полезных дел.

1

16

Состав числа 7. Понятия «раньше», «позже». Графический диктант.

1

17

Число и цифра 8. Состав числа 8. Счёт парами. Игра«Путешествие в страну чисел».

1

18

Число и цифра 9. Состав числа 9. Счёт тройками. Поиск закономерностей.

1

19

Число и цифра 0. Логические упражнения.

1

20

Число и цифра 10. Состав числа 10. Игра «В гостях у царицы Математики».

1



Окружающий мир «Этот удивительный мир». (20 часов)

п/п

Тема

Количество

часов

1

Город и деревня. Мы живём в городе. Наш город Шахты.


2

Школьные законы. Правила поведения.


3

 Год. Месяц. Времена года.


4

«Унылая пораОчей очарованье!» Приметы осени.


5

Улица. ПДД.


6

Транспорт. Виды транспорта.


7

Наши друзья – животные. Как узнать животных? Домашние и дикие животные.


8

Домашние животные – наши помощники.


9

Кто живет в лесу?


10

Зима в природе. Приметы зимы.


11

Снежная страничка «Зима». Зимняя одежда. Загадки о зиме.


12

Волшебный праздник Новый Год!


13

Как зимуют домашние и дикие животные.


14

Все профессии важны, все профессии нужны.


15

Моя семья.


16

23 февраля – день рождения Армии.


17

Весна в природе. Загадки о весне.


18

8 Марта- Праздник бабушек и мам.


19

Труд людей весной.


20

Беседа «Моя любимая игрушка». Разучивание игр.












Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы предшкольной подготовки.

Программа нацелена на подготовку старшего дошкольника к достижению следующих личностных, метапредметных (регулятивных, познавательных, коммуникативных) и предметных результатов.

Личностные УУД: мотивационные и коммуникативные, формирование Я - концепции и самооценки при подготовке к обучению в школе, положительное отношение к школьному обучению. Сформированность положительной мотивации к учебной деятельности: «Я хочу учиться!» - самый желаемый планируемый личностный результат.

Метапредметные результаты.

Познавательные УУД:

  • учиться ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;


  • учиться ориентироваться в учебном пособии (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);


  • учиться находить ответы на вопросы в иллюстрациях;


  • сравнивать и группировать различные объекты (числа, геометрические фигуры, предметные картинки);


  • классифицировать и обобщать на основе жизненного опыта;

  • учиться делать выводы в результате совместной работы с учителем;


  • учиться преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять ма-тематические рассказы на основе предметных рисунков и простейших моделей, заменять слово, предложение схемой).

Регулятивные УУД:

  • учиться определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью

учителя;


  • учиться работать по предложенному учителем плану;

  • учиться проговаривать последовательность действий на занятии;


  • учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом (иллюстрациями) учебного пособия;


  • учиться отличать верно выполненное задание от неверного;


  • учиться совместно с учителем и другими ребятами давать эмоциональную оценку своей деятельности на занятии и деятельности всего класса;


  • учиться оценивать результаты своей работы.


Коммуникативные УУД:

  • называть свои фамилию, имя, домашний адрес;

  • слушать и понимать речь других;


  • учиться ориентироваться на позицию других людей, отличную от собственной, уважать иную точку зрения;


  • учиться оформлять свои мысли в устной форме;

  • строить понятные для партнера высказывания;


  • уметь задавать вопросы, чтобы с их помощью получать необходимые сведения от партнера по деятельности;


  • совместно с учителем договариваться с другими ребятами о правилах поведения и общения и учиться следовать им;


  • сохранять доброжелательное отношение друг к другу не только в случае общей

заинтересованности, но и в нередко возникающих на практике ситуациях

конфликтов интересов;


  • учиться выполнять различные роли при совместной работе.

Предметные результаты.

Ребёнок научится:

  • работать по предложенному плану;

  • работать в паре, группе;

  • называть свой адрес, название страны;

  • называть сезонные изменения в природе;

  • различать виды транспорта;

  • правильно пользоваться средствами гигиены;

  • знать элементарные правила безопасности;

  • оформлять свою речь;

  • слушать и слышать речь других;

  • распознавать первый звук в словах;

  • внимательно слушать литературные произведения;

  • называть персонажей, основные события произведения;

  • отвечать на вопросы учителя по содержанию, делать элементарные выводы;

  • пересказывать произведение близко к тексту, по ролям, по частям;

  • составлять элементарный рассказ по серии картинок;

  • обсуждать нравственные стороны поступков людей;

  • участвовать в коллективных разговорах;

  • использовать принятые нормы вежливого речевого общения;

  • перерабатывать полученную информацию сравнивать и группировать

предметы и явления;

  • различать геометрические фигуры по форме, по цвету по размеру;

  • считать от 0 до 9 и в обратном порядке;

  • определять количество предметов в пределах 10, соотносить количество с цифрами

  • ориентироваться в пространстве;

  • ориентироваться в тетради в клетку;

  • выполнять элементарные рисунки на клетчатой бумаге;

  • называть правильно элементы букв;

  • находить элементы в написании строчных и прописных гласных букв;

  • соблюдать соразмерность элементов буквы по высоте, ширине и углу наклона.




Ребенок получит возможность научиться:

  • устанавливать речевые контакты с взрослыми и детьми (обращаться по имени, по имени и отчеству, вежливо выражать просьбу, извиняться, благодарить за услугу, говорить спокойным дружелюбным тоном);

  • различать гласные и согласные звуки;

  • различать малые фольклорные жанры (загадки, скороговорки, чистоговорки, колыбельные, потешки);

  • устанавливать количественные отношения в натуральном ряду чисел в прямом и обратном направлении;

  • присчитывать и отсчитывать по одному, по два;

  • использовать основные правила построения линейного орнамента.

           
































































СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания

методического объединения

учителей начальных классов

№______ от_________2017г.

________________ Е.В.Маланина












































СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

________________И.А.Коринякина


«____» _____________2017г.







15