СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета (курса) «МАТЕМАТИКА»

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета (курса) «МАТЕМАТИКА»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Зарянская школа»

РАССМОТРЕНО

на заседании методического объединения

Протокол №____________

от «_____»_______ 2022 г.

Председатель МО

А.В.Котляр/____________/


ПРОВЕРЕНО

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе



________ И. С.Ченгалова

«______»_______ 2022 г.


УТВЕРЖДАЮ

Директор

МБОУ «Зарянская школа»




____________ В. Д. Цололо

«_____»__________ 2022 г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета (курса)

«МАТЕМАТИКА»


уровень реализации рабочей программы (нужное подчеркнуть):

базовый, расширенный, углубленный, профильный


для 3 класса


Количество часов по учебному плану:

136 в год; 4 в неделю.


Составлена в соответствии с программой

(название и авторы программы):

Основная образовательная программа начального общего образования

(Утверждена Приказом Министерства образования Донецкой Народной Республики от 15.07.2022 №571)


Учебник: Математика. 3 класс. Учебник в 2-х частях.

Автор-составитель: М.И. Моро,

М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, и др. – 13-е изд., стер. –Москва: Просвещение, 2022. – (Школа России).


Учитель: Котляр Алла Викторовна



2022-2023 уч. год

с. Заря








ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа по учебному предмету «Математика» (предметная область «Математика и информатика») включает пояснительную записку, содержание учебного предмета «Математика» для 1—4 классов начальной школы, распределённое по годам обучения, планируемые результаты освоения учебного предмета «Математика» на уровне начального общего образования и тематическое планирование изучения курса.

Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения предмета, характеристику психологических предпосылок к его изучению младшими школьниками; место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания, планируемым результатам и тематическому планированию.

Содержание обучения раскрывает содержательные линии, которые предлагаются для обязательного изучения в каждом классе начальной школы.

Содержание обучения в каждом классе завершается перечнем универсальных учебных действий (УУД) — познавательных, коммуникативных и регулятивных, которые возможно формировать средствами учебного предмета «Математика» с учётом возрастных особенностей младших школьников. В первом и втором классах предлагается пропедевтический уровень формирования УУД. В познавательных универсальных учебных действиях выделен специальный раздел «Работа с информацией». С учётом того, что выполнение правил совместной деятельности строится на интеграции регулятивных (определённые волевые усилия, саморегуляция, самоконтроль, проявление терпения и доброжелательности при налаживании отношений) и коммуникативных (способность вербальными средствами устанавливать взаимоотношения) универсальных учебных действий, их перечень дан в специальном разделе — «Совместная деятельность». Планируемые результаты включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения младшего школьника за каждый год обучения в начальной школе.

В тематическом планировании описывается программное содержание по всем разделам (темам) содержания обучения каждого класса, а также раскрываются методы и формы организации обучения и характеристика видов деятельности, которые целесообразно использовать при изучении той или иной программной темы (раздела). Представлены также способы организации дифференцированного обучения.

В начальной школе изучение математики имеет особое значение в развитии младшего школьника. Приобретённые им знания, опыт выполнения предметных и универсальных действий на математическом материале, первоначальное овладение математическим языком станут фундаментом обучения в основном звене школы, а также будут востребованы в жизни. Изучение математики в начальной школе направлено на достижение следующих образовательных, развивающих целей, а также целей воспитания:

  1. Освоение начальных математических знаний — понимание значения величин и способов их измерения; использование арифметических способов для разрешения сюжетных ситуаций; формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики; работа с алгоритмами выполнения арифметических действий.

  2. Формирование функциональной математической грамотности младшего школьника, которая характеризуется наличием у него опыта решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, построенных на понимании и применении математических отношений («часть-целое», «больше-меньше», «равно-неравно», «порядок»), смысла арифметических действий, зависимостей (работа, движение, продолжительность события).

  3. Обеспечение математического развития младшего школьника — формирование способности к интеллектуальной деятельности, пространственного воображения, математической речи; умение строить рассуждения, выбирать аргументацию, различать верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения, вести поиск информации (примеров, оснований для упорядочения, вариантов и др.).

  4. Становление учебно-познавательных мотивов и интереса к изучению математики и умственному труду; важнейших качеств интеллектуальной деятельности: теоретического и пространственного мышления, воображения, математической речи, ориентировки в математических терминах и понятиях; прочных навыков использования математических знаний в повседневной жизни.

В основе конструирования содержания и отбора планируемых результатов лежат следующие ценности математики, коррелирующие со становлением личности младшего школьника:

—понимание математических отношений выступает средством познания закономерностей существования окружающего мира, фактов, процессов и явлений, происходящих в природе и в обществе (хронология событий, протяжённость по времени, образование целого из частей, изменение формы, размера и т. д.);

—математические представления о числах, величинах, геометрических фигурах являются условием целостного восприятия творений природы и человека (памятники архитектуры, сокровища искусства и культуры, объекты природы);

—владение математическим языком, элементами алгоритмического мышления позволяет ученику совершенствовать коммуникативную деятельность (аргументировать свою точку зрения, строить логические цепочки рассуждений; опровергать или подтверждать истинность предположения).

Младшие школьники проявляют интерес к математической сущности предметов и явлений окружающей жизни — возможности их измерить, определить величину, форму, выявить зависимости и закономерности их расположения во времени и в пространстве. Осознанию младшим школьником многих математических явлений помогает его тяга к моделированию, что облегчает освоение общего способа решения учебной задачи, а также работу с разными средствами информации, в том числе и графическими (таблица, диаграмма, схема).

В начальной школе математические знания и умения применяются школьником при изучении других учебных предметов (количественные и пространственные характеристики, оценки, расчёты и прикидка, использование графических форм представления информации). Приобретённые учеником умения строить алгоритмы, выбирать рациональные способы устных и письменных арифметических вычислений, приёмы проверки правильности выполнения действий, а также различение, называние, изображение геометрических фигур, нахождение геометрических величин (длина, периметр, площадь) становятся показателями сформированной функциональной грамотности младшего школьника и предпосылкой успешного дальнейшего обучения в основном звене школы.

В Примерном учебном плане на изучение математики в каждом классе начальной школы отводится 4 часа в неделю, всего 540 часов. Из них: в 1 классе — 132 часа, во 2 классе — 136 часов, 3 классе — 136 часов, 4 классе — 136 часов.


СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Основное содержание обучения в примерной программе представлено разделами: «Числа и величины», «Арифметические действия», «Текстовые задачи», «Пространственные отношения и геометрические фигуры», «Математическая информация».

3 КЛАСС

Числа и величины

Числа в пределах 1000: чтение, запись, сравнение, представление в виде суммы разрядных слагаемых. Равенства и неравенства: чтение, составление. Увеличение/уменьшение числа в несколько раз. Кратное сравнение чисел.

Масса (единица массы — грамм); соотношение между килограммом и граммом; отношение «тяжелее/легче на/в».

Стоимость (единицы — рубль, копейка); установление отношения «дороже/дешевле на/в». Соотношение «цена, количество, стоимость» в практической ситуации.

Время (единица времени — секунда); установление отношения «быстрее/медленнее на/в». Соотношение «начало, окончание, продолжительность события» в практической ситуации.

Длина (единица длины — миллиметр, километр); соотношение между величинами в пределах тысячи.

Площадь (единицы площади — квадратный метр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр).


Арифметические действия

Устные вычисления, сводимые к действиям в пределах 100 (табличное и внетабличное умножение, деление, действия с круглыми числами).

Письменное сложение, вычитание чисел в пределах 1000.

Действия с числами 0 и 1.

Письменное умножение в столбик, письменное деление уголком. Письменное умножение, деление на однозначное число в пределах 100. Проверка результата вычисления (прикидка или оценка результата, обратное действие, применение алгоритма, использование калькулятора).

Переместительное, сочетательное свойства сложения, умножения при вычислениях.

Нахождение неизвестного компонента арифметического действия.

Порядок действий в числовом выражении, значение числового выражения, содержащего несколько действий (со скобками/без скобок), с вычислениями в пределах 1000.

Однородные величины: сложение и вычитание.


Текстовые задачи

Работа с текстовой задачей: анализ данных и отношений, представление на модели, планирование хода решения задачи, решение арифметическим способом. Задачи на понимание смысла арифметических действий (в том числе деления с остатком), отношений (больше/меньше на/в), зависимостей (купля-продажа, расчёт времени, количества), на сравнение (разностное, кратное). Запись решения задачи по действиям и с помощью числового выражения. Проверка решения и оценка полученного результата.

Доля величины: половина, треть, четверть, пятая, десятая часть в практической ситуации; сравнение долей одной величины. Задачи на нахождение доли величины.


Пространственные отношения и геометрические фигуры

Конструирование геометрических фигур (разбиение фигуры на части, составление фигуры из частей).

Периметр многоугольника: измерение, вычисление, запись равенства.

Измерение площади, запись результата измерения в квадратных сантиметрах. Вычисление площади прямоугольника (квадрата) с заданными сторонами, запись равенства. Изображение на клетчатой бумаге прямоугольника с заданным значением площади. Сравнение площадей фигур с помощью наложения.


Математическая информация

Классификация объектов по двум признакам.

Верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения: конструирование, проверка. Логические рассуждения со связками «если …, то …», «поэтому», «значит».

Извлечение и использование для выполнения заданий информации, представленной в таблицах с данными о реальных процессах и явлениях окружающего мира (например, расписание уроков, движения автобусов, поездов); внесение данных в таблицу; дополнение чертежа данными.

Формализованное описание последовательности действий (инструкция, план, схема, алгоритм).

Столбчатая диаграмма: чтение, использование данных для решения учебных и практических задач.

Алгоритмы изучения материала, выполнения обучающих и тестовых заданий на доступных электронных средствах обучения (интерактивной доске, компьютере, других устройствах).


Универсальные учебные действия

Универсальные познавательные учебные действия:

—сравнивать математические объекты (числа, величины, геометрические фигуры);

—выбирать приём вычисления, выполнения действия;

—конструировать геометрические фигуры;

—классифицировать объекты (числа, величины, геометрические фигуры, текстовые задачи в одно действие) по выбранному признаку;

—прикидывать размеры фигуры, её элементов;

—понимать смысл зависимостей и математических отношений, описанных в задаче;

—различать и использовать разные приёмы и алгоритмы вычисления;

—выбирать метод решения (моделирование ситуации, перебор вариантов, использование алгоритма);

—соотносить начало, окончание, продолжительность события в практической ситуации;

—составлять ряд чисел (величин, геометрических фигур) по самостоятельно выбранному правилу;

—моделировать предложенную практическую ситуацию;

—устанавливать последовательность событий, действий сюжета текстовой задачи.


Работа с информацией:

—читать информацию, представленную в разных формах;

—извлекать и интерпретировать числовые данные, представленные в таблице, на диаграмме;

—заполнять таблицы сложения и умножения, дополнять данными чертеж;

—устанавливать соответствие между различными записями решения задачи;

—использовать дополнительную литературу (справочники, словари) для установления и проверки значения математического термина (понятия).


Универсальные коммуникативные учебные действия:

—использовать математическую терминологию для описания отношений и зависимостей;

—строить речевые высказывания для решения задач; составлять текстовую задачу;

—объяснять на примерах отношения «больше/меньше на … »,

«больше/меньше в … », «равно»;

—использовать математическую символику для составления числовых выражений;

—выбирать, осуществлять переход от одних единиц измерения величины к другим в соответствии с практической ситуацией;

—участвовать в обсуждении ошибок в ходе и результате выполнения вычисления.


Универсальные регулятивные учебные действия:

—проверять ход и результат выполнения действия;

—вести поиск ошибок, характеризовать их и исправлять;

—формулировать ответ (вывод), подтверждать его объяснением, расчётами;

—выбирать и использовать различные приёмы прикидки и проверки правильности вычисления; проверять полноту и правильность заполнения таблиц сложения, умножения.

Совместная деятельность:

—при работе в группе или в паре выполнять предложенные задания (находить разные решения; определять с помощью цифровых и аналоговых приборов, измерительных инструментов длину, массу, время);

—договариваться о распределении обязанностей в совместном труде, выполнять роли руководителя, подчинённого, сдержанно принимать замечания к своей работе;

—выполнять совместно прикидку и оценку результата выполнения общей работы.

К концу обучения в третьем классе обучающийся научится:

—читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа в пределах 1000;

—находить число большее/меньшее данного числа на заданное число, в заданное число раз (в пределах 1000);

—выполнять арифметические действия: сложение и вычитание (в пределах 100 — устно, в пределах 1000 — письменно); умножение и деление на однозначное число (в пределах 100 — устно и письменно);

—выполнять действия умножение и деление с числами 0 и 1; деление с остатком;

—устанавливать и соблюдать порядок действий при вычислении значения числового выражения (со скобками/без скобок), содержащего арифметические действия сложения, вычитания, умножения и деления;

—использовать при вычислениях переместительное и сочетательное свойства сложения;

—находить неизвестный компонент арифметического действия;

—использовать при выполнении практических заданий и решении задач единицы: длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр), массы (грамм, килограмм), времени (минута, час, секунда), стоимости (копейка, рубль); преобразовывать одни единицы данной величины в другие;

—определять с помощью цифровых и аналоговых приборов, измерительных инструментов длину, массу, время; выполнять прикидку и оценку результата измерений; определять продолжительность события;

—сравнивать величины длины, площади, массы, времени, стоимости, устанавливая между ними соотношение «больше/ меньше на/в»;

—называть, находить долю величины (половина, четверть);

—сравнивать величины, выраженные долями;

—знать и использовать при решении задач и в практических ситуациях (покупка товара, определение времени, выполнение расчётов) соотношение между величинами; выполнять сложение и вычитание однородных величин, умножение и деление величины на однозначное число;

—решать задачи в одно-два действия: представлять текст задачи, планировать ход решения, записывать решение и ответ, анализировать решение (искать другой способ решения), оценивать ответ (устанавливать его реалистичность, проверять вычисления);

—конструировать прямоугольник из данных фигур (квадратов), делить прямоугольник, многоугольник на заданные части;

—сравнивать фигуры по площади (наложение, сопоставление числовых значений);

—находить периметр прямоугольника (квадрата), площадь прямоугольника (квадрата), используя правило/алгоритм;

—распознавать верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения со словами: «все», «некоторые», «и», «каждый», «если…, то…»; формулировать утверждение (вывод), строить логические рассуждения (одно-двухшаговые), в том числе с использованием изученных связок;

—классифицировать объекты по одному-двум признакам;

—извлекать и использовать информацию, представленную в таблицах с данными о реальных процессах и явлениях окружающего мира (например, расписание, режим работы), в предметах повседневной жизни (например, ярлык, этикетка);

—структурировать информацию: заполнять простейшие таблицы по образцу;

—составлять план выполнения учебного задания и следовать ему; выполнять действия по алгоритму;

—сравнивать математические объекты (находить общее, различное, уникальное);

—выбирать верное решение математической задачи.



Тематическое планирование


№ п/п

Разделы

Всего часов (на тему)

В том числе на:

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

Кол-во к/р


практические

1

Числа от 1 до 100.

Сложение и вычитание.

9

1

8


2

Числа от 1 до 100. Табличное умножение и деление.

53

4


50


3

Числа от 1 до 100. Внетабличное умножение и деление.

28

2

26


4

Числа от 1 до 1000.

Нумерация.

12

1

11


5

Числа от 1 до 1000.

Сложение и вычитание

15

2

13


6

Числа от 1 до 1000.

Умножение и деление

5

-

5


7

Приёмы письменных вычислений.

14

2

12


Итого:

136

12

124





















Поурочное планирование

№ п/п

Разделы

Всего часов (на тему)

В том числе на:

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы


Кол-во к/р


практические

Дата

Числа от 1 до 100.

Сложение и вычитание. (9ч., 1 к.р.)


Повторение. Нумерация чисел. Устные и письменные приёмы сложения и вычитания.

1



0


Повторение. Нумерация чисел. Устные и письменные приёмы сложения и вычитания.

1





Выражения с переменной.

1





Решение уравнений

1





Решение уравнений.

1





Решение уравнений. Обозначение геометрических фигур буквами.

1





Странички для любознательных.

1





Контрольная работа №1 по теме «Повторение: сложение и вычитание».


1




Анализ контрольной работы.

1





Числа от 1 до 100. Табличное умножение и деление.

(53ч., 4 к.р.)


10

Связь умножения и сложения.

1





11

Связь между компонентами и результатом умножения. Чётные и нечётные числа.

1





12

Таблица умножения и деления с числом 3.

1





13

Решение задач с величинами «цена», «количество», «стоимость».

1





14

Решение задач с понятиями «масса» и «количество».

Самостоятельная работа.

1





15

Порядок выполнения действий.

1





16

Порядок выполнения действий.

1





17

Порядок выполнения действий. Самостоятельная работа.

1





18

Странички для любознательных. Что узнали. Чему научились.

1





19

Контрольная работа №2 по теме «Умножение и деление на 2 и 3».

1





20

Анализ контрольной работы. Таблица умножения и деления с числом 4.

1





21

Закрепление изученного.

1





22

Задачи на увеличение числа в несколько раз.

1





23

Задачи на увеличение числа в несколько раз.

1





24

Задачи на уменьшение числа в несколько раз.

1





25

Решение задач.

Самостоятельная работа.

1





26

Таблица умножения и деления с числом 5.

1





27

Задачи на кратное сравнение.

1





28

Задачи на кратное сравнение.

1





29

Решение задач.

1





30

Таблица умножения и деления с числом 6.

1





31

Решение задач.

1





32

Решение задач.

1





33

Контрольная работа №3

1

1




34

Анализ контрольной работы.

1





35

Закрепление изученного.

1





36

Таблица умножения и деления с числом 7.


1





37

Странички для любознательных. Наши проекты.

1





38

Что узнали. Чему научились. Самостоятельная работа.

1





39

Площадь. Сравнение площадей фигур.

1





40

Площадь. Сравнение площадей фигур.

1





41

Квадратный сантиметр.

1





42

Площадь прямоугольника.

1





43

Таблица умножения и деления с числом 8.

1





44

Контрольная работа №4 по теме «Табличное умножение и деление».

1





45

Анализ контрольной работы. Закрепление изученного.

1





46

Решение задач.

1





47

Таблица умножения и деления с числом 9.

1





48

Квадратный дециметр.

1





49

Таблица умножения. Закрепление. Самостоятельная работа.

1





50

Квадратный метр.

1





51

Закрепление изученного.

1





52

Странички для любознательных.

1





53

Что узнали. Чему научились.

1





54

Умножение на 1.

1





55

Умножение на 0.

1





56

Умножение и деление с числами 1, 0. Деление нуля на число.

1





57

Контрольная работа №5

1

1




58

Анализ контрольной работы. Доли.

1





59

Окружность. Круг.

1





60

Диаметр круга.

1





61

Самостоятельная работа.

1





62

Единицы времени. Решение задач.

1





Числа от 1 до 100. Внетабличное умножение и деление.(28ч. 2к.р.)


63

Умножение и деление круглых чисел.

1





64

Деление вида 80:20.

1





65

Умножение суммы на число.

1





66

Умножение суммы на число.

1





67

Умножение двузначного числа на однозначное.

1





68

Умножение двузначного числа на однозначное.

1





69

Закрепление изученного. Самостоятельная работа.

1





70

Деление суммы на число.

1





71

Деление суммы на число.

1





72

Деление двузначного числа на однозначное.

1





73

Делимое. Делитель.

1





74

Проверка деления.

1





75

Случаи деления вида 87:29.

1





76

Проверка умножения. Самостоятельная работа.

1





77

Решение уравнений.

1





78

Решение уравнений.

1





79

Закрепление изученного.

1





80

Контрольная работа №6 по теме «Решение уравнений».

1

1




81

Анализ контрольной работы. Деление с остатком.

1





82

Деление с остатком.

1





83

Деление с остатком.

1





84

Решение задач на деление с остатком.

1





85

Случаи деления, когда делитель больше делимого.

1





86

Проверка деления с остатком.

1





87

Что узнали. Чему научились. Самостоятельная работа.

1





88

Наши проекты.

1





89

Контрольная работа №7 по теме «Деление с остатком».

1

1




90

Анализ контрольной работы. Тысяча.

1





Числа от 1 до 1000. Нумерация. (12ч., 1 к.р.)


91

Умножение и деление круглых чисел.

1





92

Деление вида 80:20.

1





93

Умножение суммы на число.

1





94

Умножение суммы на число.

1





95

Умножение двузначного числа на однозначное.

1





96

Умножение двузначного числа на однозначное.

1





97

Закрепление изученного. Самостоятельная работа.

1





98

Деление суммы на число.

1





99

Деление двузначного числа на однозначное.

1





100

Единицы массы. Грамм.

1





101

Контрольная работа №8

1

1




102

Закрепление изученного.

1





Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание(15ч,2 к.р.)


103

Приёмы устных вычислений.

1





104

Приёмы устных вычислений вида 450+30, 620-200.

1





105

Приёмы устных вычислений вида 470+80, 560-90.

1





106

Приёмы устных вычислений вида 260+310, 670-140.

1





107

Контрольная работа №9 по теме «Нумерация в пределах 1000».


1




108

Анализ контрольной работы.

1





109

Приёмы письменных вычислений.

1





110

Алгоритм сложения трёхзначных чисел.

1





111

Алгоритм вычитания трёхзначных чисел.

1





112

Виды треугольников.

1





113

Закрепление изученного.

1





114

Что узнали. Чему научились.

1





115

Что узнали. Чему научились.

1





116

Контрольная работа №10 по теме «Сложение и вычитание».

1

1




117

Анализ контрольной работы.

1





Числа от 1 до 1000.и Умножение и деление (5ч, - к.р.)


118

Приёмы устных вычислений.

1





119

Приёмы устных вычислений.

1





120

Приёмы устных вычислений. Самостоятельная работа.

1





121

Виды треугольников.

1





122

Закрепление изученного.

1





Приёмы письменных вычислений.(14ч. 2к.р.)


123

Приёмы письменного умножения в пределах 1000.

1





124

Алгоритм письменного умножения трёхзначного числа на однозначное.

1





125

Закрепление изученного. Самостоятельная работа.

1





126

Проверка деления.

1





127

Приёмы письменного деления в пределах 1000.

1





128

Алгоритм деления трёхзначного числа на однозначное.

1





129

Закрепление изученного. Знакомство с калькулятором.

1





130

Контрольная работа №11

1

1




131

Анализ контрольной работы.

1





132

Закрепление изученного.

1





133

Закрепление изученного.

1





134

Контрольная работа №12 по теме «Приёмы письменных вычислений».

1

1




135

Анализ контрольной работы.

1





136

Закрепление изученного.

1





Итого:

136

12

124





























































13