Министерство образования и науки
Донецкой Народной Республики
Государственное профессиональное образовательное учреждение
«Донецкий электрометаллургический техникум»
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора по УР Директор ГПОУ ДЭМТ
____________Р.Н. Михненко _______________И.А. Караван
«29 » августа 2016г. «30 » августа 2016г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.03 Менеджмент
по специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет
(по отраслям)»
Донецк
2016
Программа учебной дисциплины ОП.03 «Менеджмент» разработана на основе государственного образовательного стандарта по профессии среднего профессионального образования 38.02.10 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), утвержденного приказом Министерства образования и науки ДНР от 17.09.2015г. № 525.
Организация разработчик: Государственное профессиональное образовательное учреждение «Донецкий электрометаллургический техникум»
Разработчик:
Шумская Л.А. – преподаватель экономических дисциплин первой квалификационной категории Донецкого электрометаллургического техникума
Рецензент:
Онищенко Л.М - Главный бухгалтер ДППК
Одобрена и рекомендована
с целью практического применения
цикловой комиссией экономических дисциплин
протокол № 1 от «26» августа 2016г.
Председатель ЦК ___________ Н.Г. Приймак
Рабочая программа переутверждена на 20__/20__учебный год
Протокол №___ заседания ЦК от «__» _____________ 20___г.
(см. Приложение___, стр.____)
Председатель ЦК ________________
Рабочая программа переутверждена на 20__/20__учебный год
Протокол №___ заседания ЦК от «__» _____________ 20___г.
(см. Приложение___, стр.____)
Председатель ЦК ________________
СОДЕРЖАНИЕ
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ............... .............4
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ…… 8
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ………….……………………………….16
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ………………………… ……...18
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
МЕНЕДЖМЕНТ
Рабочая программа учебной дисциплины «Менеджмент» предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» базового уровня среднего профессионального образования.
Учебная дисциплина «Менеджмент» призвана обеспечить обновление содержания экономического образования на современном этапе развития общества и содействовать повышению качества подготовки специалиста, способного к гибкому и мобильному построению профессиональной деятельности в условиях возрастающей социально-экономической энтропии.
Предметом дисциплины «Менеджмент» является общественно-исторический процесс возникновения, развития и изменения системы знаний (умений, концепций, взглядов, идей, представлений и суждений) об управлении жизнедеятельностью людей (в целом или отдельных проблем), представителей различных конкретно-исторических общественно-экономических формаций, а также изучение основных принципов и функций управления современной организацией.
Целью данного курса является формирование у студентов современного управленческого мышления и способностей решать разнообразные хозяйственные, социальные, психологические проблемы, возникающие в организациях, с использованием современных приемов и средств, а также осознание роли организации в системе народного хозяйства государства.
В процессе изучения курса четко прослеживаются межпредметные связи с такими учебными дисциплинами как «Экономика организации», «Статистика» и др. Программа представляет собой инновационный по своему характеру компонент экономической подготовки студентов Донецкого электрометаллургического техникума, необходимость которого обусловлена стратегическим направлением развития непрерывного образования в современных условиях. Особое внимание уделяется роли бухгалтера-менеджера в экономической системе и специфике экономического менеджмента. Экономический менеджмент, относящийся к области профессиональной деятельности, предполагает выход на новый уровень обучения, который характеризуется изучением особенностей, сущностных признаков управления экономическими системами, ориентированными на разработку адаптивных систем и использование современных технологий. Чтобы управлять .экономическими системами, надо четко представлять их состав, структуру и процедурную основу.
Изучение курса «Менеджмент» ведётся на втором курсе Донецкого электрометаллургического техникума технико-экономического отделения специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)». В содержании учебной дисциплины по каждой теме приводятся требования к формируемым представлениям, знаниям и умениям. С целью установления взаимосвязи между темами курса была изменена последовательность дидактических единиц. Часы для самостоятельной работы отводятся на углубленное изучение отдельных вопросов, подготовки докладов и рефератов, а также выполнение практических заданий.
Средством итогового контроля по данной дисциплине является дифференциальный зачет.
1.1.Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ГОС по специальности СПО 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), входящей в состав укрупненной группы специальностей Экономика и управление, утвержденной 17.09.2015г. № 525 .
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована:
- в дополнительном профессиональном образовании по программам повышения квалификации руководителей и специалистов предприятий и организаций различных форм собственности и организационно-правовых форм;
- в программе профессиональной подготовки по профессии «Контролер - кассир».
1.2.Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: цикл общепрофессиональных дисциплин.
В основе программы дисциплины лежат следующие документы:
- Закон Донецкой народной республики «Об образовании» от 19.06.2015г.
- Приказ МОН ДНР №328 от 20.07.2015г. «О порядке организации и осуществлении образовательной деятельности по образовательным программам среднего специального образования»
- Учебный план УЗ СПО ДЭМТ по специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).
1.3.Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- использовать на практике методы планирования и организации работы подразделения;
-анализировать организационные структуры управления;
-проводить работу по мотивации трудовой деятельности персонала;
-применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения;
-принимать эффективные решения, используя систему методов управления;
-учитывать особенности менеджмента в области профессиональной деятельности.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- сущность и характерные черты современного менеджмента, историю его развития;
- методы планирования и организации работы подразделения;
- принципы построения организационной структуры управления;
- основы формирования мотивационной политики организации;
- особенности менеджмента в области профессиональной деятельности;
- внешнюю и внутреннюю среду организации;
- цикл менеджмента;
- процесс принятия и реализации управленческих решений;
- функции менеджмента в рыночной экономике: организацию, планирование, мотивацию и контроль деятельности экономического субъекта;
- систему методов управления;
- методику принятия решений;
- стили управления, коммуникации, принципы делового общения.
В результате освоения учебной дисциплины студент должен овладеть общими и профессиональными компетенциями:
- Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес (ОК 1).
- Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество (ОК 2).
- Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность (ОК 3).
- Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития (ОК 4).
- Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий (ОК 5).
- Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями (ОК 6).
- Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий (ОК 7).
- Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации (ОК 8).
- Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности (ОК 9).
- Выполнять поручения руководства в составе комиссии по инвентаризации имущества в местах его хранения (ПК 2.2).
- Проводить подготовку к инвентаризации и проверку действительного соответствия фактических данных инвентаризации данным учета (ПК 2.2).
- Отражать в бухгалтерских проводках зачет и списание недостачи ценностей (регулировать инвентаризационные разницы) по результатам инвентаризации (ПК 2.3).
- Проводить процедуры инвентаризации финансовых обязательств организации (ПК 2.4).
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины
максимальной учебной нагрузки обучающегося 63 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 42 часов;
самостоятельной работы обучающегося 21 часа
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 63 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 42 |
в том числе: | |
лабораторные занятия (не предусмотрено) | - |
практические занятия | 12 |
контрольные работы | 2 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 21 |
в том числе: | |
проработка конспекта лекций и учебной литературы | 9 |
выполнение рефератов, докладов, творческих заданий | 6 |
подготовка к практическим занятиям | 6 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.03 Менеджмент
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Основы менеджмента | | 8 | |
Тема 1.1. Сущность менеджмента, эволюция его теории и практики | Содержание учебного материала | 2 |
1 | Понятие менеджмента, сущность менеджмента, цели и задачи менеджмента, этапы развития менеджмента. | 2 |
2 | Научные подходы в менеджменте, их вклад в развитие менеджмента |
3 | Особенности менеджмента в области профессиональной деятельности |
Самостоятельная работа обучающихся Проработка конспекта лекций и учебной литературы, заполнение рабочей тетради. Подготовка докладов (сообщений) по вопросам: эволюция теории и практики менеджмента; особенности формирования современной модели менеджмента. Подготовка презентации на тему «Понятие и сущность менеджмента». | 1 | |
2 |
Тема 1 2. Цикл, виды и уровни менеджмента | Содержание учебного материала | 2 |
1 | Виды менеджмента. | 2 |
2 | Уровни менеджмента. |
3 | Цикл менеджмента как основа управленческой деятельности |
Самостоятельная работа обучающихся Проработка конспекта лекций и учебной литературы, заполнение рабочей тетради Подготовка сообщений: Менеджер как человек и личность. Подготовка презентации на тему: «Объект и субъект управления» | 2 | |
Раздел 2. Организация как система управления | | 6 |
Тема 2.1. Сущность организации, ее внешняя и внутренняя среда | Содержание учебного материала | 2 | |
1 | Понятие организации. | 2 |
2 | Внешняя среда организации: понятие, факторы внешней среды Внутренняя среда организации: понятие, факторы внутренней среды. |
3 | Факторы прямого и косвенного воздействия. Деловые и фоновые факторы. |
| Самостоятельная работа обучающихся Проработка конспекта лекций и учебной литературы, заполнение рабочей тетради. Подготовка доклада на тему «Информационное обеспечение управления». | 1 | |
Тема 2.2. Коллектив в системе менеджмента | Содержание учебного материала | 2 |
1 | Понятие и классификация групп. | 2 |
2 | Факторы эффективности работы группы. |
3 | «Команда» и «группа»: общие черты и различия. |
Самостоятельная работа обучающихся Проработка конспекта и учебной литературы, заполнение рабочей тетради. Подготовка творческой работы. | 1 | |
Раздел 3. Функции менеджмента в рыночной экономике | | 22 |
Тема 3.1. Планирование как функция менеджмента | Содержание учебного материала | 2 |
1 | Планирование: понятие, значение, виды планирования. | | 3 |
2 | Методы планирования |
| Практические занятия | 2 | |
1 | Определение стратегических направлений развития предприятия (организации), построение дерева целей. |
| Самостоятельная работа обучающихся Проработка конспекта и учебной литературы, заполнение рабочей тетради Подготовка к практическому занятию (выбор предприятия) | 2 |
Тема 3.2. Организация как функция менеджмента | Содержание учебного материала | 4 | |
1 | Организация как функция менеджмента: понятие, значение. | 3 |
2 | Типы организационных структур, их преимущества и недостатки, принципы построения |
3 | Ключевые элементы структуры. |
4 | Делегирование, ответственность, полномочия |
5 | Препятствия к эффективному делегированию и пути их преодоления |
6 | Организационные регламенты |
Практические занятия | 2 |
2 | Разработка организационной структуры предприятия, разработка проектов регламентов | |
Тема 3.3. Мотивация как функция менеджмента | Содержание учебного материала | 2 |
1 | Мотивация как функция менеджмента: понятие, значение. Содержательные и процессуальные теории | 3 |
2 | Стимулирование: понятие, виды, формы стимулирования |
3 | Регламенты управления: положение о материальном стимулировании, положение о нематериальном стимулировании |
Практические занятия | 2 | |
3 | Формирование системы мотивации и стимулирования труда. |
Самостоятельная работа обучающихся Проработка конспекта лекций и учебной литературы, заполнение рабочей тетради Подготовка доклада на тему «Формирование мотивационного механизма управления поведением работника» | 2 |
Тема 3.4 Контроль как функция менеджмента | Содержание учебного материала | 2 |
1 | Контроль как функция менеджмента: понятие, значение. | 2 |
2 | Виды контроля: предварительный, текущий, заключительный. |
3 | Технология контроля. |
Самостоятельная работа обучающихся Проработка конспекта лекций и учебной литературы, заполнение рабочей тетради | 2 | |
Раздел 4. Методы и стили менеджмента | | 10 |
Тема 4.1. Система методов управления | Содержание учебного материала | 2 |
1 | Методы управления: понятие, классификация, направленность, содержание, организационная форма методов, взаимосвязь. | 3 |
2 | Характеристика экономических методов управления: сущность, классификация, содержание. |
3 | Характеристика административных методов управления: сущность, классификация, содержание. | | |
4 | Характеристика социально-психологических методов управления: сущность, классификация, содержание предприятия (организации), построение дерева целей. | | |
| Практические занятия | 2 | |
4 | Определение стратегических направлений развития. |
| Самостоятельная работа обучающихся Проработка конспекта лекций и учебной литературы, заполнение рабочей тетради. | 1 |
Тема 4.2. Стили менеджмента | Содержание учебного материала | 2 |
1 | Стиль менеджмента: понятие, факторы формирования, виды стилей. | 3 |
2 | Характеристика авторитарного, демократического, либерального стилей. |
Практические занятия | 2 | |
5 | Методы и стили менеджмента. |
Самостоятельная работа обучающихся Проработка конспекта лекций и учебной литературы, заполнение рабочей тетради. Подготовка доклада на тему «Личность в психологии управления». | 1 |
Раздел 5. Процесс принятия и реализации управленческого решения Тема 3.3. | | 6 |
Тема 5.1. Понятие, классификация и показатели качества управленческого решения | Содержание учебного материала | 1 | |
1 | Принятие управленческих решений как функция менеджмента. | 3 |
2 | Понятие решения, классификация решений. |
3 | Показатели качества управленческих решений |
Практические занятия | |
1 | |
6 | Принятие управленческих решений. |
Самостоятельная работа обучающихся Проработка конспекта лекций и учебной литературы, заполнение рабочей тетради. | 1 |
Тема 5.2. Процесс принятия и реализации управленческих решений | Содержание учебного материала | 1 |
1 | Процесс принятия и реализации управленческих решений. | 3 |
2 | Методы принятия управленческих решений. | |
Практические занятия | 1 | |
6 | Принятие управленческих решений. |
Самостоятельная работа обучающихся Проработка конспекта лекций и учебной литературы, заполнение рабочей тетради. | 1 |
Раздел 6. Коммуникации и деловое общение | | 9 |
Тема 6.1. Коммуникация как функция менеджмента | .Содержание учебного материала | 1 |
1 | Коммуникация как функция менеджмента: понятие, значение. | 2 |
2 | . Коммуникационный процесс: этапы и элементы коммуникационного процесса. |
3 | Причины неэффективных коммуникаций и пути их преодоления. | | |
4 | Управленческая информация, классификация, виды. Информационные технологии в профессиональной деятельности. | | |
Контрольная работа | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся Проработка конспекта лекций и учебной литературы, заполнение рабочей тетради Подготовка публичного выступления | 4 |
Тема 6.2. Деловое общение | Содержание учебного материала | 1 | |
1 | Деловое общение: понятие общения, принципы общения | 2 |
2 | Формы делового общения, их характеристика. |
Самостоятельная работа обучающихся Проработка конспекта лекций и учебной литературы, заполнение рабочей тетради. Подготовка к практическому занятию | 1 |
Дифференцированный зачет | 2 |
Всего: | 63 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1.Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины «Менеджмент» требует наличия учебного кабинета «Менеджмент».
Оборудование учебного кабинета:
-посадочные места обучающихся;
- автоматизированное рабочее место преподавателя;
-комплект учебно-методической документации;
-наглядные пособия.
Технические средства обучения:
- аудиовизуальные технические средства;
-мультимедийное оборудование;
-компьютеры.
3.2. Информационное обеспечение обучения (перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы)
Нормативные документы:
1. Закон Донецкой народной республики «Об образовании» (№55-ІНС от 19.06.2015г.)
2. Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования (ГОС СПО)
3. Приказ МОН ДНР №281 от 25.06.2015г. «Об утверждении перечня специальностей среднего специального образования».
Основные источники:
Гусева Е.П. Менеджмент; учебно-методический комплекс М.: Изд. центр ЕАОИ. 2008. – 416 с.
Семенов А.К., Набоков В.И. Основы менеджмента: учебник, 5 изд., перераб. и доп.-М.: Дашков и К, 2008.-556
Зиновьев В.Н. Менеджмент: Учебное пособие /В.Н.Зиновьев, И.В.Зиновьева.-3-е изд.-М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2010.-480 с.
Казначевская Г.Б., Менеджмент: учебник.-М.: Издательство: Феникс+, Серия: среднее профессиональное образование , 2010г.- 378 с.
Юликов Л.И., Драчева Е.Л. Менеджмент; учебное пособие для студ. Учреждений сред.проф.образования.-2-е изд., стер.-М.: Издательский центр «Академия»: Мастерство, 2002.-288с
Попова С.М.Организация взаимодействия в системе менеджмента: учебное пособие.-Чита: ЗИП СибУПК, 2005.-52с.
Дополнительные источники:
Аширов Д.А. Управление персоналом: учебное пособие.-М.:ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.-432с.
Костин В.А., Костина Т.В. Менеджмент: учебное пособие.-М.: Гардарики, 2008.-334с.
Сорокина М.В. Менеджмент в торговле: Учебное пособие.-СПб: Издательский дом «Бизнес-пресса», 2007.-480с.
Лукичева Л.И. Управление организацией: учебное пособие.-М.: Омега –Л, 2008.-360с.
Николаева Т.И. Менеджмент: учебное пособие.-М.: КНОРУС, 2008.-320с.
Журнал «Управление персоналом»
Журнал «Справочник руководителя»
http://fcior.edu.ru Центр информационно-образовательных ресурсов
http://www.aup.ru/ AUR.RU Административно-управленческий портал
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «МЕНЕДЖМЕНТ»
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения студентами индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 | 2 |
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь: | Экспертная оценка результата деятельности осуществляется в ходе: -оценки устного опроса (устный углубленный опрос, фронтальный опрос); -оценки тестирования (машинное, безмашинное); -оценки письменного опроса (диктант, опрос-викторины, работы по карточкам-заданиям, решение кроссвордов); -оценки защиты рефератов и творческих работ; - создания презентаций по выбранной тематике; - оценки выполнения самостоятельной работы; -оценки защиты практических работ; -интерпретация результатов наблюдений в процессе деловых игр. |
использовать на практике методы планирования и организации работы подразделения; |
анализировать организационные структуры управления; |
проводить работу по мотивации трудовой деятельности персонала; |
применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения; |
принимать эффективные решения, используя систему методов управления; |
учитывать особенности менеджмента в области профессиональной деятельности; |
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать: |
сущность и характерные черты современного менеджмента, историю его развития; |
методы планирования и организации работы подразделения; |
принципы построения организационной структуры управления; |
основы формирования мотивационной политики организации; |
особенности менеджмента в области профессиональной деятельности; |
внешнюю и внутреннюю среду организации; цикл менеджмента; |
процесс принятия и реализации управленческих решений; |
функции менеджмента в рыночной экономике: |
организацию, планирование, мотивацию и контроль деятельности экономического субъекта; |
систему методов управления; |
методику принятия решений; |
стили управления, коммуникации, принципы делового общения |