РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ
по Информатике и ИКТ
начального общего образования
Базовый уровень
3-4 классы
на 2019 – 2020 учебный год
Составитель программы:
учитель
Черёмина Людмила Юрьевна
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по Информатике и ИКТ составлена на основании нормативных документов:
Примерная основная образовательная программа начального общего образования, утвержденная Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 15 августа 2019 года № 1133;
Примерная основная образовательная программа по учебному предмету «Информатика и ИКТ. 3-4 кл.» / сост. Шилова Ю.В., Глухова М.В., Кузнецова И.В., Тюканько С.В., Бабич К.И. – 4-е изд. перераб., дополн. – ГОУ ДПО «ДонРИДПО». – Донецк: Истоки, 2019. – 18 с.
Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 07 августа 2019 года № 1110 «Об организации образовательной деятельности в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в 2019-2020 учебном году»;
Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 15 августа 2019 года № 1135 «Об утверждении Методических рекомендаций по осуществлению образовательной деятельности в общеобразовательных организациях Донецкой Народной Республики в 2019-2020 учебном году»;
Методические рекомендации по осуществлению образовательной деятельности в общеобразовательных организациях Донецкой Народной Республики в 2019-2020 учебном году;
Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 15 августа 2019 года № 1134 «Об использовании учебников, учебных и учебно-методических пособий в общеобразовательных организациях Донецкой Народной Республики в 2019-2020 учебном году»;
рабочей основной образовательной программы по учебному предмету «Информатика и ИКТ» начального общего образования, утвержденной приказом МОУ «ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 3 г. ДОНЕЦКА» от 30.08.2019 г. № ___
рабочего учебного плана образовательной организации, утверждённого приказом № ___ от 29.08.2019 г. МОУ «ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 3 г. ДОНЕЦКА».
Программа начального общего образования по учебному предмету «Информатика и ИКТ. 3-4 кл.» для общеобразовательных организаций разработана в соответствии с Законом Донецкой Народной Республики «Об образовании», Государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержденного Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 25 июля 2018 года № 665.).
Основной учебник Информатика. Матвеева Н.В., Челак Е.Н., Конопатова Н.К., Панкратова Л.П., Нурова Н.А. 2-4 класс. – М.: Издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний», «УМК-Бином»
В Примерном учебном плане начального общего образования для общеобразовательных организаций Донецкой Народной Республики на изучение информатики отводится 66 часов во 3–4 классах, из расчета по 1 уроку в неделю. Однако, в 2019-2020 учебном году таких недель 34, что влияет на увеличение количества часов до 68 (1 час, 34 недели соответственно в каждом классе). Поскольку в 3 классе «Информатика и ИКТ» изучается первый год, то дополнительный час будет направлен на выполнение проектной деятельности во втором полугодии (IV четверть). В 4 классе дополнительный час целесообразней использовать при изучении темы «Безопасность детей в Интернете» в целях безопасного пользования Интернетом во втором полугодии (IV четверть).
Данная рабочая программа не нарушает преемственности, имеет завершенную линию и соответствует целям и задачам курса «Информатика и ИКТ», опирается на основополагающие принципы общей дидактики: целостность и непрерывность, научность в сочетании с доступностью, практико-ориентированность в сочетании с развивающим обучением. Развитие творческого потенциала каждого ребенка происходит при формировании навыков планирования в ходе решения различных задач.
формируется представление об информационной картине мира;
формируется логическое и алгоритмическое мышления;
обеспечение первоначального представления о компьютерной грамотности;
обеспечение первоначального знания о правилах создания информационной среды и умения применять её для выполнения учебно-познавательных и проектных задач;
учатся осуществлять самонаблюдение, самоконтроль, самооценку.
Программой предполагается проведение практических работ в виде выполнения учебных проектов, направленных на отработку отдельных технологических приемов.
Виды деятельности, которые следует реализовывать в процессе изучения предмета «Информатика и ИКТ» - игровая, учебно-игровая, практическое экспериментирование, конструирование, художественная деятельность, исследования, сотрудничество в паре, групповое взаимодействие.
Оценивание уровня учебных достижений по предмету «Информатика и ИКТ» обучающихся 3-4 классов по решению педагогического совета осуществляется вербально. Оценка выставляется в форме поощрительного высказывания: «хорошо», «очень хорошо», «молодец», «ты очень стараешься» и т.п. Использование невербальных средств (улыбка, поощрительные жесты), проявление коллективной оценки (аплодисменты, призы) возбуждают эмоции ребенка (радость, восторг или недовольство, стеснение в случае похвалы или указания на неправильность выполнения задания) и мотивируют учащихся на дальнейшую работу.
Обязательных форм контроля и критериев оценивания в начальной школе по предмету «Информатика и ИКТ» нет.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
курса «Информатика и ИКТ»
для 3 класса
(34 часа; 1 час в неделю)
№ | Наименование раздела, тем уроков | Дата проведения | Примечание |
по плану | по факту |
Тема 1. Информация. Виды информации. Кодирование информации (5 часов) |
1 | Информация вокруг нас. Что такое информация? | | | |
2 | Виды информации по способу восприятия | | | |
3 | Информационные процессы. Действия с информацией | | | |
4 | Способы представления информации. Носители информации | | | |
5 | Кодирование информации. Способы кодирования информации | | | |
Тема 2. Начальные навыки работы с компьютером (6 часов) |
6 | Знакомство с компьютером. Подготовка компьютера к работе. Правила поведения в компьютерном классе | | | |
7 | Файловая структура. Понятие файла и папки. Просмотр содержимого папок | | | |
8 | Окна и операции над окнами. Основные объекты окна (ряд заголовка, кнопки управления, рабочая область) | | | |
9 | Разные способы запуска программ на выполнение. Меню. Контекстное меню. | | | |
10 | Работа с графическими файлами | | | |
11 | Создание графических примитивов в графическом редакторе | | | |
Тема 3. Алгоритмы и исполнители (7 часов) |
12 | Понятие команды, алгоритма. Алгоритмы и исполнители | | | |
13 | Свойства алгоритма. Способы записи алгоритмов | | | |
14 | Исполнение алгоритмов. Алгоритмы в обучении | | | |
15 | Алгоритмы в нашей жизни. Словесное представление алгоритма | | | |
16 | Понятия: программирование, среда программирования | | | |
17 | Составление линейных алгоритмов | | | |
18 | Составление алгоритмов решения логических задач | | | |
Тема 4. Информационная деятельность. Поиск информации в Интернете (6 часов) |
19 | Информационная деятельность человека. Компьютерные сети | | | |
20 | Понятия Интернет, веб-страницы, программы браузера | | | |
21 | Поиск информации. Правила поиска данных в Интернете | | | |
22 | Путешествие по Интернету. Основные правила безопасной работы в Интернете. Компьютерные вирусы | | | |
23 | Сохранение результатов поиска информации | | | |
24 | Проектная творческая работа с использованием сети Интернет | | | |
Тема 5. Работа с презентациями (6 часов) |
25 | Понятие презентации и слайдов. Сохранение презентации | | | |
26 | Технология работы с графической информацией в мастере презентаций | | | |
27 | Создание изображений в векторном графическом редакторе | | | |
28 | Добавление текста к рисунку | | | |
29 | Отражение изображений. Форматирование текстовых и графических изображений | | | |
30 | Дизайн презентации. Создание слайд-шоу. Создание фотоальбома | | | |
Тема 6. Информационные модели. Проектная работа (4 часа) |
31 | Понятие информационной модели. Информационные модели | | | |
32 | Понятие проекта. Этапы работы над учебным проектом | | | |
33 | Ищем интересные факты. Исследуем проект. Создание учебной презентации | | | |
34 | Защита учебного проекта, групповых проектов – учебных презентаций | | | |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
курса «Информатика и ИКТ»
для 4 класса
(34 часа; 1 час в неделю)
№ | Наименование раздела, тем уроков | Дата проведения | Примечание |
по плану | по факту |
Тема 1. Устройство компьютера. Основные принципы работы. Файлы и папки. Окна, меню операционной системы (8 часов) |
1 | Правила поведения в компьютерном классе | | | |
2 | Компьютер, устройство и программы. Как выглядит современный компьютер? | | | |
3 | Устройства компьютера | | | |
4 | Компьютерные программы | | | |
5 | Организация хранения информации в компьютере. Файлы | | | |
6 | Организация хранения информации в компьютере. Папки | | | |
7 | Работа с файлами и папками | | | |
8 | Работа с файлами и папками | | | |
Тема 2. Работа с текстовой информацией (6 часов) |
9 | Технология работы с текстовой информацией | | | |
10 | Текстовый редактор. Ввод данных. Работа с документом | | | |
11 | Редактирование текстовой информации | | | |
12 | Форматирование текстовой информации | | | |
13 | Форматирование абзаца | | | |
14 | Добавление изображений в текстовый документ. Оформление текстового документа. Добавление надписей в текстовый документ. Сохранение текстового документа | | | |
Тема 3. Графический редактор (5 часов) |
15 | Графические редакторы и их назначение. Основные инструменты графического редактора | | | |
16 | Создание рисунков. Выбери или нарисуй фон. Пиксель. Сохранение рисунков и открытие созданных ранее | | | |
17 | Создание графических примитивов. Добавление текста в графический рисунок Создание простых графических объектов | | | |
18 | Создание графических объектов | | | |
19 | Создание рисунков по образцу. Создание узоров с использованием копирования элементов | | | |
Тема 4. Высказывания. Алгоритмы. Свойства, способы записи алгоритмов (6 часов) |
20 | Высказывания. Истинные и ложные высказывания. Логические структуры «если - то- иначе» | | | |
21 | Алгоритмы и исполнители. Свойства алгоритма. Способы записи алгоритмов | | | |
22 | Алгоритмы с ветвлением. Создание и исполнение алгоритмов с ветвлением в определенной среде программирования | | | |
23 | Алгоритмическая структура повторения | | | |
24 | Создание и выполнение алгоритмов с повторением | | | |
25 | Создание, исполнение алгоритмов в определенной среде программирования | | | |
Тема 5. Работа с презентациями (5 часов) |
26 | Понятие презентации и слайдов. Сохранение презентации | | | |
27 | Технология работы с графической информацией в мастере презентаций | | | |
28 | Анимационные эффекты в компьютерной презентации | | | |
29 | Создание слайд-шоу. Фотоальбом | | | |
30 | Создание проектов - учебной презентации. Защита групповых проектов – учебных презентаций | | | |
Тема 6. Безопасность детей в Интернете (4 часа) |
31 | Правила поиска данных в Интернете. Общение и Интернет | | | |
32 | Правила безопасного пользования Интернетом во время поиска информации | | | |
33 | Информационная безопасность личности. Веб-страницы для детей. Детские библиотеки. Учимся онлайн. Рисуем онлайн | | | |
34 | Проектная работа. Создание тематических проектов | | | |
ПЕРЕЧЕНЬ НЕОБХОДИМОГО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО
И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Учебник:
Информатика. Матвеева Н.В., Челак Е.Н., Конопатова Н.К., Панкратова Л.П., Нурова Н.А. 2-4 класс. – М.: Издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний», «УМК-Бином»
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://sc.edu.ru
Методические пособия для учителя http://umk-garmoniya.ru/informatika/metodika.php
Операционная система | Windows, Linux |
Растровый редактор | Paint |
Простой текстовый редактор | Блокнот |
Браузер | Internet Explorer, Opera, Chrome |
Программа-архиватор | WinRar |
Клавиатурный тренажер | Stamina |
Офисное приложение | Microsoft Office 2010-2013, Power Point, Microsoft Word |
Объектно-ориентированная программирования | среды программирования Scratch или ЛогоМиры |
9