СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности 5-7 класс

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности 5-7 класс»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«РЫБАЧЬЕВСКАЯ ШКОЛА» города АЛУШТЫ

Рассмотрено на заседании

МО

«_____» _________2020г.

Протокол № ______

Председатель МО____________

Хрящева Т.А.


СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

______________________

Н.С.Кладогуб

«_____»__________2020г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ «Рыбачьевская школа»

___________Сидунов А.И.


Приказ № ______

от «___» _______2020г.









Рабочая программа

внеурочной деятельности

«Спортивные игры»

5-7 класс

на 2020-2021 учебный год






Составитель:

Унанян А.Р.

учитель физической культуры

первая категория











с. Рыбачье

2020 г.





























































II. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Нормативно – правовая база:

1.Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012г. №273-ФЗ).

2. Письмо Министерства образования и науки РФ «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»"

3.Федеральный государственный стандарт общего образования (основное общее образование).

4. Авторская программа В.И.Ляха «Физическая культура» 5-9 классы – М.: «Просвещение», 2012 год.

5. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

6. ФГОС ООО, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897.

7. Примерные программы по учебным предметам. Физическая культура 5 – 9 классы М. «Просвещение», 2010. (Стандарты второго поколения).

8. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в РФ» от 04.12.2007г. №329-ФЗ (ред. От 21.04 2011г.).

9. Стратегия развития физической культуры и спорта на период до 2020г. Распоряжение правительства РФ от. 07.08.2009г. № 1101-р.

10. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 (в редакции от 29.06.2011) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно - эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

11. Приказ Минобрнауки России от 28.12.2010 №2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников».

12. Приказ Минобрнауки России от 04.10.2010 №986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и учебных помещений».

13. Устава МОУ «Рыбачьевская школа»

14. Учебного плана МОУ «Рыбачьевская школа»

15. Годового календарного графика МОУ «Рыбачьвская школа»

Данная программа «Спортивные игры» для 5-7 классов разработана на основе авторской программы А.П. Матвеев «Физическая культура» 5-9 классы – М.: «Просвещение», 2012 г., соответствует федеральным государственным образовательным стандартам 2009 года.


Направление программы – спортивно-оздоровительное.

Вид программы: модифицированная.


Актуальность и перспективность курса


Образовательный процесс в современной школе постоянно усложняется, и это требует от обучающихся значительного умственного и нервно-психического напряжения. Доказано, что успешность адаптации к новым условиям обеспечивается, помимо других важных факторов, определенным уровнем физиологической зрелости детей, что предполагает хорошее здоровье и физическое развитие, оптимальное состояние центральной нервной системы и функций организма, определенный уровень сформированности двигательных навыков и развития физических качеств. Это дает возможность выдерживать достаточно серьезные психофизические нагрузки, связанные со школьным режимом и новыми условиями жизнедеятельности.

Однако невысокий уровень здоровья и общего физического развития многих детей, дальнейшее его снижение в процессе обучения представляют сегодня серьезную проблему.

У многих учеников наблюдается низкая двигательная активность, широкий спектр функциональных отклонений в развитии опорно-двигательного аппарата, дыхательной, сердечно - сосудистой, эндокринной и нервной систем, желудочно-кишечного тракта и др.

Детский организм по своим анатомо-физиологическим особенностям более чувствителен к неблагоприятным влияниям окружающей среды, а потому нуждается в таких внешних условиях обучения и воспитания, которые исключили бы возможность вредных влияний и способствовали бы укреплению здоровья, улучшению физического развития, повышению успешности учебной деятельности и общей работоспособности.

В связи с этим обязательная оздоровительная направленность коррекционно-развивающего образовательного процесса должна быть напрямую связана с возможностями игры, которыми она располагает как средством адаптации  школьников к новому режиму. Игра способна в значительной степени обогатить и закрепить двигательный опыт детей и минимизировать те негативные моменты, которые имелись в их предшествующем физическом развитии и/или продолжают существовать. Результативно это может происходить только в том случае, если педагог хорошо знает индивидуальные особенности и потребности физического развития своих учеников, владеет рациональной технологией «встраивания» разнообразных подвижных, спортивных игр в режим жизнедеятельности  обучающегося и обладает широким арсеналом приемов использования их адаптационного, оздоровительно-развивающего и коррекционного потенциала.




Количество часов распределено следующим образом:

Разделы

Кол-во часов

5кл

6кл

7кл

1

Футбол

14

14

14

2

Баскетбол

16

16

16

4

Волейбол

4

4

4


Итого:

34

34

34


Цель программы: укрепление здоровья, физического развития и подготовленности обучающихся, воспитание личностных качеств, освоение и совершенствование жизненно важных двигательных навыков, основ спортивной техники избранных видов спорта.


Задачи программы:

Образовательные

1. Обучить новым двигательным действиям для использования их в прикладных целях.

2. Обучить основным приёмам техники и тактики спортивных игр.

3. Сформировать устойчивый интерес к занятиям спортом.

4. Формировать навыки самостоятельных занятий физическими упражнениями во время игрового досуга.

5. Вооружить знаниями по истории развития некоторых видов спорта и правилам игры.

6.Содействовать укреплению здоровья учащихся.


Развивающие

1.Развивать физические качества: быстроту, силу, ловкость, гибкость, выносливость.

2. Развивать двигательные способности детей посредством подвижных игр и занятий спортом.

3. Развивать логическое мышление, способность рассчитывать, прогнозировать и предугадывать ситуацию.

4. Развивать этические и эстетические вкусы.


Воспитательные

1. Воспитывать у детей устойчивый интерес к занятиям физической культурой и спортом. 2. Воспитывать сильные черты личности, таких как воля к победе, решительность, стойкость, выносливость, выдержка, терпение, находчивость, трудолюбие, а также коллективизм, коммуникабельность, взаимовыручка.


Возрастная группа обучающихся, на которую ориентированы занятия

Программа ориентирована на обучающихся 5 – 7 классов и составлена с учетом возможностей учащихся, уровня их знаний и умений. Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Программа состоит из разделов. В каждом разделе даны темы занятий, определено содержание практических работ и упражнений, а также перечислены основные требования к знаниям и умениям учащихся. Большинство разделов программы изучается с 5 по 7 классы. Учитель, соблюдая принципы систематичности и последовательности в обучении, при сообщении нового материала использует опыт учащихся как базу для расширения их знаний, совершенствования имеющихся у них умений и навыков и формирования новых.

Набор в группу свободный.


Объем часов, отпущенных на занятия и сроки реализации программы


5-7 классы - 34 ч. (1 час в неделю), что соответствует количеству рабочих недель учебного плана для 5-7 классов.

Периодичность занятий:

Продолжительность занятий

Периодичность в неделю

Количество часов в неделю

Количество часов в год

Занятия проводятся во второй половине дня. Время занятий – 35-45 минут

1 раз в неделю

1 час в неделю

5-7 классы


34 часа в год


Формы и методы работы:

Для реализации программы используются несколько форм занятий:


Вводное занятие

Педагог знакомит обучающихся с техникой безопасности, особенностями организации обучения и предлагаемой программой работы на текущий год. На этом занятии желательно присутствие родителей обучающихся (особенно 1-го года обучения).

Однонаправленные занятия

Посвящены только одному из компонентов подготовки игрока: техники, тактики или общефизической подготовке.

Комбинированные занятия

Включают два-три компонента в различных сочетаниях: техническая и физическая подготовка; техническая и тактическая подготовка; техническая, физическая и тактическая подготовка.

Целостно-игровые занятия

Построены на учебной двухсторонней игре по упрощенным правилам, с соблюдением основных правил.



Контрольные занятия

Прием нормативов у занимающихся, выполнению контрольных упражнений (двигательных заданий) с целью получения данных об уровне технико-тактической и физической подготовленности занимающихся.






Режим занятий

Занятия учебной группы проводятся один раз в неделю: 


Все занятия по кружковой деятельности проводятся после уроков основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациям СанПиН, т. е. 40 минут. Реализация данной программы в рамках кружковой деятельности соответствует предельно допустимой нагрузке обучающихся.

Занятия проводятся в спортивном зале или на пришкольной спортивной площадке. Организация образовательного процесса предполагает использование форм и методов обучения, адекватных возрастным возможностям занимающихся через организацию здоровье сберегающих практик.

В каждом занятии прослеживаются две части:

  • теоретическая;

  • практическая.



Ожидаемые результаты и способы определения их результативности

Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням.

1-й уровень - школьник знает и понимает общественную жизнь.

2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь.

3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни.

Содержание

Способ достижения

Формы деятельности

Первый уровень результатов

Приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни

Достигается во взаимодействии с учителем как значимым носителем положительного социального знания и повседневного опыта

Беседа, лекция, учебные занятия

Второй уровень результатов

Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальным реальностям в целом

Достигается во взаимодействии школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной социальной среде, где он подтверждает практически приобретенные социальные знания, начинает их ценить (или отвергать)

учебно-тренировочные занятия, соревнования, походы

Третий уровень результатов

Получение школьником опыта самостоятельного общественного действия в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, где не обязательно положительный настрой

Достигается во взаимодействии школьника с социальными субъектами, в открытой общественной среде

Акции, социальные проекты, кустовые и районные соревнования


Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей:

  • Участие в школьных, кустовых, районных и областных соревнованиях, олимпиадах, марафонах (командное и индивидуальное первенство).

  • Участие в предметных неделях.

  • Создание портфолио каждого обучающегося.



Формами проведения контрольно-зачетных занятий являются:


    • зачеты по теоретическим основам знаний;

    • диагностика уровня воспитанности;

    • мониторинг личностного развития воспитанников;

    • социометрические исследования;

    • диагностирование уровня физического развития, функциональных возможностей детей;

    • тестирование уровня развития двигательных способностей, уровня сформированности технических умений и навыков;

    • анкетирование;

    • участие в соревнованиях.



Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Реализация программы «Спортивная мозаика» способствует формированию познавательных, личностных, регулятивных, коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся и предусматривает достижение следующих результатов образования:

  • личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;

  • метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);

  • предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Спортивная мозаика» - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

  1. Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

  • Проговаривать последовательность действий.

  • Работать по предложенному учителем плану.

  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности на занятии.

2. Познавательные УУД:

  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей, находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).

3. Коммуникативные УУД:

  • Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

  • Слушать и понимать речь других.

  • Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения на занятиях кружка, в командной игровой деятельности и следовать им.

  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

  • Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах.

Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:

  • осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья;

  • социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.

Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всех его проявлениях.


Планируемые результаты



Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

  • основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ, историю через знакомство с современными Олимпийскими играми и спортивными традициями, представление о героях-спортсменах;

  • интерес к различным видам физкультурно-спортивной и оздоровительной деятельности;

  • способность к самооценке на основе критериев успешности учебной и физкультурной деятельности посредством определения уровня развития физических качеств;

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям физкультурой, к школе;

  • уважение к чувствам и настроениям другого человека, доброжелательное отношение к людям через командные упражнения и подвижные игры;

  • представления о физической красоте человека через знакомство с физкультурно-оздоровительной деятельностью;

  • эстетические идеалы, чувство прекрасного через знакомство с эстетическими видами спорта;

  • умение видеть красоту, используя методы определения качества техники выполнения движений;

  • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение в игровых видах спортивной деятельности;

  • установка на здоровый образ жизни.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • понимания значения физической культуры, в жизни человека;

  • первоначальной ориентации на оценку результатов собственной физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности;

  • представления о рациональной организации режима дня, самостоятельных физкультурных занятий;

  • представления об организации мест для занятий физическими упражнениями и использовании приемов самостраховки;

  • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации к занятиям физической культурой;

  • адекватного понимания причин успешного или неуспешного развития физических качеств и освоения учебного материала;

  • устойчивого следования моральным нормам и этическим требованиям в поведении учащихся в игровой и соревновательной деятельности;

  • осознания элементов здоровья, готовности следовать в своих действиях и поступках нормам здоровьесберегающего поведения.


Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, учитывая свои возможности и условия ее реализации;

  • оценивать правильность выполнения движений и упражнений спортивнооздоровительной деятельности на уровне оценки соответствия их техническим требованиям и правилам безопасности;

  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей;

  • проводить самоанализ выполненных упражнений на основе знаний техники упражнения;

  • вносить необходимые коррективы в действия, учитывая характер сделанных ошибок;

  • различать способ и результат собственных и коллективных действий.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, учитывая свои физические возможности и психологические особенности;

  • оценивать технику выполнения упражнения одноклассника, проводить анализ действий игроков во время игры;

  • самостоятельно осваивать новые упражнения по схеме, данной учителем;

  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве в качестве помощника учителя при организации коллективных действий;

  • осуществлять контроль физического развития, используя тесты для определения уровня развития физических качеств;

  • проводить самоанализ выполняемых упражнений и по ходу действий вносить необходимые коррективы, учитывая характер сделанных ошибок.


Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные цифровые ресурсы), в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернета;

  • использовать знаково-символические средства, в т.ч. модели и схемы для составления и записи общеразвивающих упражнений и комплексов зарядки;

  • осуществлять запись о состоянии своего здоровья и самочувствия до и после выполнения физических упражнений;

  • строить сообщения в устной и письменной форме, используя правила записи и терминологию общеразвивающих упражнений;

  • читать простое схематическое изображение упражнения и различать условные обозначения;

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, используя терминологию, правила записи и названия общеразвивающих упражнений;

  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов подбора упражнений в зависимости от конкретных условий;

  • самостоятельно достраивать и восполнять недостающие компоненты при составлении комплексов ОРУ и акробатических упражнений;

  • произвольно и осознанно владеть общими приемами для решения задач в процессе подвижных игр;

  • анализировать технику игры или выполнения упражнений, строя логичные рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;

  • выявлять связь занятий физической культурой с трудовой и оборонной деятельностью;

  • характеризовать роль и значение режима дня в сохранении и укреплении здоровья.


Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач игровой и групповой деятельности;

  • использовать речь для регуляции своего действия и действий партнера;

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в т.ч. отличной от его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

  • разрабатывать единую тактику в игровых действиях, учитывая мнения партнеров по команде;

  • отстаивать свое мнение, формулируя собственную позицию;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной игровой и спортивной деятельности, уважая соперника;

  • контролировать свои действия в коллективной работе;

  • во время подвижных и спортивных игр строить тактические действия, взаимодействуя с партнером и учитывая его реакцию на игру;

  • следить за действиями других участников в процессе групповой или игровой деятельности;

  • контролировать действия партнера во время выполнения групповых упражнений и упражнений в парах;

  • соблюдать правила взаимодействия с игроками;

  • задавать вопросы для уточнения техники упражнений или правил игры.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • учитывать в своих действиях позиции других людей и координировать деятельность, несмотря на различия во мнениях;

  • при столкновении интересов уметь обосновывать собственную позицию, учитывать разные мнения;

  • аргументировать свою позицию и согласовывать ее с позициями партнеров по команде при выработке общей тактики игры;

  • продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций партнеров и соперников;

  • последовательно, точно и полно передавать партнеру необходимую информацию для выполнения дальнейших действий;

  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и выполнения упражнений с партнером;

  • осуществлять взаимный контроль и взаимопомощь при выполнении групповых или парных упражнений, а также осуществлять страховку при выполнении акробатических элементов;

  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.



Воспитательные



ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ

приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни



ВТОРОЙ УРОВЕНЬ

формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом



ТРЕТИЙ УРОВЕНЬ

приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия

* приобретение общих знаний о культуре поведения, преодоление дисгармонии с окружающим миром и в самом себе, усвоение представлений об организации собственной творческой, культурной, и духовной жизни в различных сферах и ситуациях;

*осознание общепринятых ценностей и оценка своих способностей и потребностей


*перенятие опыта переживания, преодоление негативных приобретенных черт личности (застенчивость, неуверенность, грубость, боязнь ошибки, замкнутость, неверие в свои силы);

*получение возможности стать полноправным участником общекультурной жизни взрослых;

*попытка осознать параметры требований и содержания культуры школьного и человеческого сообщества

*получение опыта самостоятельного действия;

*овладение потенциалом межличностного взаимодействия в разных сферах культурной и общественной жизни;

*приобретение умений представить собственные проекты сверстникам, родителям, учителям

Приобретение школьником знаний о правилах ведения здорового образа жизни, об основных нормах гигиены тела и психогигиены, о технике безопасности на занятиях и правилах бесконфликтного поведения; о принятых в обществе нормах отношения к природе, окружающим людям; об ответственности за поступки, слова и мысли, за свое физическое и душевное здоровье; о неразрывной связи внутреннего мира человека и его внешнего окружения.

Развитие ценностного отношения школьника к своему здоровью и здоровью окружающих его людей, к спорту и физкультуре, к природе: животным, растениям, деревьям, воде и т.д.

Приобретение школьником опыта актуализации спортивно-оздоровительной деятельности в социальном пространстве; опыта заботы о младших, опыта самообслуживания, самооздоровления и самосовершенствования,   опыта самоорганизации совместной деятельности с другими школьниками; опыта управления другими и принятия на себя ответственности за здоровье и благополучие других.  




Содержание программы

Учебно-тематический план.

Разделы

Кол-во часов


5 класс

6 класс

7 класс

1

Футбол

14

14

14

2

Баскетбол

16

16

14

4

Волейбол

4

4

6


Итого:

34

34

34