Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Саранпаульская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено Протокол №1 от 30.08.2021 г. заседания предметного МО УНК | Согласовано Протокол №1 от 31.08.2021 г. заседания НМС | Утверждено Приказ № 156 МБОУ «Саранпаульская СОШ» от 31.08.2021 г. |
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Весёлые нотки»
4 Б класс
2021-2022 учебный год
Составитель: Бадма-Церенова М.А.,
учитель начальных классов
Саранпауль, 2021 г.
Пояснительная записка.
Музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие школьников должны идти взаимосвязно и неразрывно, начиная с детей младшего возраста, и ведущее место в этом принадлежит кружку вокального пения – и на сегодняшний день основному средству массового приобщения школьников к музыкальному искусству.
В кружке вокального пения органически сочетаются фронтальное воздействие руководителя на учащихся, индивидуальный подход, влияние на каждого ученика коллектива, так как занятия проходят небольшими группами (4-5 человек), и каждый ребенок пробует свои силы как в ансамблевом пении так и в сольном.
В условиях коллективного исполнения у школьников развивается «чувство локтя», доверия партнеру и уважение к нему. Участие в ансамблевом пении как совместном действии способствует преодолению проявлений индивидуализма школьников, обусловленного типичными недостатками, присущими организации взаимоотношений ученика и коллектива.
При индивидуальном, сольном исполнении песни усиливается чувство ответственности и развивается творческий подход к каждому делу. Ведь для полного номера необходимо не только верно исполнить мелодию и выучить слова, так же должен быть продуман костюм, движения под музыку и общий «образ» песни. Это раскрепощает детей и усиливает их самооценку.
Пение– наиболее распространенный и самый доступный вид искусства для всех времен и народов. Доступность искусства пения обусловлена тем, что певческий инструмент не надо «захватывать» - он всегда при себе.
Певцами называют таких исполнителей, искусство которых хотя бы элементарно отвечает эстетическим запросам слушателей.
Певцы бывают не только профессиональными, ими могут быть и любители. Но и те, и другие должны обладать голосом и слухом. При этом имеется в виду не просто способность говорить и слышать. Пение – искусство музыкальное, поэтому у певцов должен быть музыкальный слух и музыкальный голос.
Певческий голос – природный музыкальный инструмент, имеющийся у каждого нормально развитого, здорового человека.
Певческий голос отличается от обычного, разговорного приятной окраской звука, которая называется тембром. Тембровая окраска зависит от целого ряда физиологических особенностей голосового аппарата. К ним в первую очередь относится строение голосовых связок, образующих при пении голосовую щель. Связки могут быть длинными и короткими, толстыми или тонкими. Вторым важным фактором являются природные резонаторы – носоглотка, лобные пазухи, гайморовы полости, твердое небо, носовая перегородка. Не меньшую роль играет строение грудной клетки и целого ряда других частей человеческого корпуса и головы.Другим качеством певца является наличие музыкального слуха. Он не тождественен обычному слуху. Различие между общим и музыкальным слухом определяется физиологическим устройством человеческого организма.
Вокал – (ит. - воче) – голос. Часто искусство пения называют вокальным искусством.
Цель программы:
Заинтересовать детей музыкальным искусством как неотъемлемой частью жизни каждого человека;
Научить каждого кружковца владеть певческим голосом.
Задачи программы:
Образовательные:
Углубить знания детей в области музыки: классической, народной, эстрадной;
Обучить детей вокальным навыкам;
Воспитательные:
Привить навыки общения с музыкой: правильно воспринимать и исполнять ее;
Привить навыки сценического поведения;
Формировать чувство прекрасного на основе классического и современного музыкального материала;
Развивающие:
Развить музыкально-эстетический вкус;
Развить музыкальные способности детей;
Основы музыкального певческого аппарата точно определяются физиологией и медициной. Детские голоса имеют три основных градации – высокие, средние и низкие. Чтобы стать певцом, необходимо установить характер своего голоса.Правильное определение природы голосовых данных служит залогом дальнейшего их развития.Всем известно, что многие певцы поют музыкальной природой голоса, не обладая знаниями вокальной техники. Эксплуатация музыкальной природы без определенных знаний приводит к потере голоса, а восстановление его, процесс длительный. Существуют разные методики обучения вокалу. Практика показала, что обучение вокалу проходит несколько лет.
Данная программа представляет иной подход к обучению вокалу, не растянутый на долгий срок. Для работы по данной программе на базе школы, учитывая возрастные и вокальные данные учащихся, занятия проводятся 1 раз в неделю. При необходимости (большой наполняемости группы) она делится на 2 подгруппы.
В кружок вокального пения приглашаются дети как младшего школьного, так и старшего школьного возраста. Группы формируются с учетом возрастных особенностей детей. Различием в работе со старшими детьми будет более взрослый песенный материал по содержанию, но не по своему музыкальному языку. Приемы и методы сохраняются общие.Постановка голоса заключается в выявлении его природы и приобретении правильных технических приемов пения.
В программе кружка вокального пения – индивидуальная и групповая работа с музыкально одаренными детьми, развитие их певческих, голосовых и общих музыкальных данных.
Работа кружка направлена, прежде всего, на подготовку солистов-исполнителей. Номера художественной самодеятельности в исполнении кружковцев готовятся для конкурсов сольного пения и для других мероприятий.Программа включает в себя лекции, тематические вечера, концерты.
Содержание знаний, умений, навыков обучающихся:
Должны знать и определять на слух:
- музыку разного эмоционального содержания;
- музыкальные жанры (песня, танец, марш);
- одно-, двух-, трехчастные произведения, куплетную форму;
- средства музыкальной выразительности: темп, динамику, регистр, мелодию, ритм;
- музыкальные инструменты: фортепиано, скрипку, флейту, балалайку, баян;
- знать название женских и мужских певческих голосов, названия хоров, уметь различать их по звучанию;
- знать и понимать термины: солист, оркестр, сольное пение, дуэт, хор;
Уметь:
- верно петь выученные песни, знать их названия и авторов;
- быть внимательными при пении к указаниям учителя; понимать дирижерские жесты;
- петь напевно, легко, светло, без форсирования звука;
- соблюдать при пении певческую установку: сидеть или стоять прямо, ненапряженно, слегка отводить плечи назад, опустив руки или положив их на колени (при пении сидя);
- исполнять песни и вокально-хоровые упражнения в диапазоне ре (до) первой октавы – ми второй октавы.
Календарно- тематическое планирование.
№ | Дата | Тема | |
1 | 02.09.21 | Введение. Лад мажор- минор. | |
2 | 09.09.21 | Лад мажор- минор. | |
3 | 16.09.21 | Темп: быстро - медленно. | |
4 | 23.09.21 | Темп: быстро - медленно. | |
5 | 30.09.21 | Динамика: громко – тихо. | |
6 | 07.10.21 | Динамика: громко – тихо. | |
7 | 14.10.21 | Жанры: песня, танец, марш. | |
8 | 21.10.21 | Формы: 1-, 2-, 3-хчастные. | |
9 | 28.10.21 | Типы голосов. | |
10 | 11.11.21 | Типы голосов. | |
11 | 18.11.21 | Типы дыхания. | |
12 | 25.11.21 | Типы дыхания. | |
Вокальная работа. | |
13 | 02.12.21 | Формирование певческих навыков, певческая установка, развитие слуха, музыкальной памяти, вокальной артикуляции, дыхания. Единство художественного и технического. | |
14 | 09.12.21 | |
15 | 16.12.21 | |
16 | 23.12.21 | |
17 | 13.01.22 | |
18 | 20.01.22 | |
19 | 27.01.22 | |
20 | 03.02.22 | |
21 | 10.02.22 | |
22 | 17.02.22 | |
23 | 24.02.22 | |
Музыкально-образовательные беседы и слушание музыки. | |
24 | 03.03.22 | Жанровое разнообразие музыки. | |
25 | 10.03.22 | Жанровое разнообразие музыки. | |
26 | 17.03.22 | Роль песни в переломные моменты истории. | |
27 | 24.03.22 | Роль песни в переломные моменты истории. | |
28 | 07.04.22 | Песня в жизни человека. | |
29 | 14.04.22 | Песня в жизни человека. | |
30 | 21.04.22 | Бардовская песня. | |
31 | 28.04.22 | Песня на войне. | |
32 | 05.05.22 | История гимнов России. | |
33 | 12.05.22 | Бардовская песня. | |
34 | 19.05.22 | Песня на войне. | |