СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Это нитка не простая» 8 класс на 2017—2018 учебный год

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа внеурочной деятельности «Это нитка не простая» составлена для учениц 8-х классов для продолжения работы по вышивке , начатой в 7 классе при изучении блока "Художественные ремесла".

Содержание программы направлено на развитие интереса к прикладному творчеству через ознакомление с вышивкой крестом и дает основные технические знания по изготовлению работ в этой технике.

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Это нитка не простая» 8 класс на 2017—2018 учебный год»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4» муниципального образования –

городской округ город Скопин Рязанской области


391803, Рязанская область, г. Скопин, Автозаводской микрорайон, д.6 тел./факс: (49156) 5-12-31

e-mail: [email protected]












РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

«Это нитка не простая»

8 класс

на 2017—2018 учебный год




Тарасова Т.А.,

учитель технологии высшей квалификационной категории



Пояснительная записка

Педагогическая идея программы

Вышивка - один из самых распространенных видов декоративно-прикладного искусства. Она постоянно развивается благодаря таланту мастериц, работающих в центрах народных промыслов России.

Раньше домашнее ремесло являлось частью хозяйства, традиции передавались из поколения в поколение. Дети, наблюдая за работой старших, познавали тайны мастерства. Так было практически во всех семьях. С уходом из нашего быта ремесла, нарушились духовные связи поколений. Современных детей и подростков трудно чем-то удивить. Часто научные открытия и изобретения заслоняют от них достижения ума и труда человеческого, проверенные веками. В связи с этим очень важно прививать художественно-эстетический вкус учащимся через освоение ими различных видов декоративно-прикладного искусства. Изучение вышивки, как части духовного и материального наследия своего народа, способствует воспитанию уважения к его истории и традициям, развитию у учащихся чувства красоты и гармонии.

Содержание программы направлено на развитие интереса к прикладному творчеству через ознакомление с вышивкой крестом и дает основные технические знания по изготовлению работ в этой технике.

Основной педагогической идеей программы является создание картин посредством вышивки крестом в эстетических и практических целях.

Шов "крест" представляет собой одинаковые диагонально перекрещенные лицевые стежки. При вышивке сначала делают стежки слева направо, а потом обратным движением иглы перекрывают их справа налево. На изнанке должны проходить ровные прямые полосы в одном направлении - по вертикали или по горизонтали.

Актуальность 

Формирование общекультурных, трудовых навыков и умений происходит в едином процессе ознакомления с творчеством.

В процессе занятий художественным трудом формируются все психические процессы, развиваются художественно-творческие способности и положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира.

Технологическая деятельность способствует приобщению к труду, предоставляет свободу выбора, возможность развития комбинаторных умений, выработке индивидуального стиля и темпа деятельности.

Новизна, педагогическая целесообразность

Новизна программы в том, что она направлена на метапредметные результаты обучающихся по использованию знаково-символических средств представления информации для создания моделей вышивки.

Педагогическая целесообразность в том, что она способствует развитию интереса к творчеству через актуальный в настоящее время деятельный подход.

Занятия вышивкой позволяют развивать творческие задатки, мелкую моторику пальцев рук. Учат самоутверждению, проявлять индивидуальность и получать результат своего художественного творчества. У обучающихся формируются навыки обращения с инструментами, происходит ориентация на ценность труда в эмоционально-поведенческом аспекте.

Цель программы: 

Обучение использованию знаково-символических средств информации при создании моделей вышивки крестом.

Задачи:
Обучающие:

  • Соблюдать правила безопасного пользования ножницами и иголкой;

  • Планировать работу, понятно рассказывать об основных этапах воплощения замысла;

  • Подбирать или составлять рисунок для вышивки крестом;

  • Подбирать нити согласно выбранному рисунку;

  • Закреплять ткань в пяльцах;

  • Отмерять нитку нужной длины;

  • Вдевать нитку в иголку с петелькой;

  • Закреплять нить на ткани в петельку;

  • Выполнять переходы по горизонтали, вертикали, диагонали при вышивке крестом;

  • Выполнять фрагменты вышивки крестом;

  • Компоновать фрагменты вышивки в единое целое;

  • Доводить начатое дело до конца;

  • Принимать участие в выставках;

  • Оформление творческого проекта по выбранной работе;

  • Использовать умения в повседневной жизни.

Развивающие:

  • Способствовать развитию самостоятельности, ответственности, аккуратности в работе;

  • Развивать индивидуальные способности обучающихся;

  • Способствовать развитию у детей художественного вкуса, ориентировать их на качество выполняемых изделий.

Воспитательные:

  • Прививать нормы поведения в коллективе, быть вежливым, оказывать помощь товарищу;

  • Воспитывать трудолюбие, бережливость, аккуратность при работе с материалами и инструментами;

  • Воспитывать чувство патриотизма, уважения к народным традициям.

Особенность программы «Это нитка не простая» в том, что она помимо изучения техники вышивки крестом помогает учащимся реализовывать свои планы, задумки, воплощать их в жизнь, дает возможность создавать свой образ и стиль, раскрыть свою индивидуальность.

Обучение по программе делится на два этапа:

1 этап - базовый, включает в себя объем обязательных знаний, умений и навыков. Обучение строится по принципу « от простого к сложному»- учащиеся поэтапно накапливают технику данного вида рукоделия.

2 этап- развитие творческих способностей. Осуществляется работа над творческим проектом. Отрабатываются навыки составления технического рисунка для вышивания крестом. Применяются полученные умения и навыки в изготовлении вышитых подарков, сувениров для друзей, близких.

Программа рассчитана на учащихся 8 класса. В группу принимаются желающие заниматься вышивкой из параллели 8а,б,в,г классов.

Формы и режим занятий:

Срок реализации программы 1 год.

Занятия проходят 1раз в неделю по 40минут.

Общее кол-во часов в год – 34ч.

Форма организации занятий – групповая.

Каждая ученица работает на своем уровне сложности, начинает работу с того места, где закончил. В начале занятий рекомендуется проводить пальчиковую гимнастику. Формы проведения занятий различны. Основной формой обучения является практическая работа. Она позволяет приобрести и совершенствовать основные умения и навыки, необходимые при вышивании. Рождается мотивация к данной деятельности. Преподаватель выступает в роли консультанта. Предусмотрены теоретические обучения – беседа с детьми, показ презентации.

Условия проведения занятий:

Для успешного проведения занятий необходимо проветриваемое классное помещение, учебные столы и стулья, журнал, методическая литература, образцы работ, материалы и инструменты для вышивки крестом. По мере необходимости используется компьютер для поиска нужного материала, проектор для вывода материала на экран, просмотра презентаций, содержания творческих проектов, принтер для распечатки технических рисунков. Современное компьютерное оснащение позволяет обучающемуся проявить самостоятельность в проектной деятельности, творческую фантазию, художественный вкус, индивидуальность.

Все необходимое есть в наличии в кабинете «Технология» №31.

Формы и методы работы:

Учебное занятие – основная форма организации образовательного процесса.

Практическая работа - занимает основную часть занятий и способствует закреплению приобретаемых умений и навыков.

Беседа – проводится в начале занятий. В учебно-тематический план занятий включается знакомство с теоретическим материалом.

Рассказ-объяснение – используется педагогом, когда рассуждения и доказательства сопровождаются учебной демонстрацией.

Анализ и оценка работы - как правило, проводится в конце каждого занятия. Результаты работы учащихся оцениваются как педагогом, так и самими учащимися.

Метод проекта – применяется при выполнении индивидуальных творческих работ (выбор темы, составление эскиза, побор материалов, обсуждение последовательности работы, выполнение работы, оформление). 

Инструктаж – педагог четко формулирует требования, повторяет правила и приемы работы.

Мини - выставки – проводятся в конце каждого занятия, и после завершения тематических разделов программы.

Выставки творческих работ учащихся – проводятся регулярно в течение всего учебного процесса, с целью показа достижений учащихся.

Методы обучения:

Словесные – рассказ, беседа, объяснение;

Наглядные – демонстрация иллюстраций, показ образцов;

Практические – чтение схем, упражнения, самостоятельная работа.

Проведение теоретических и практических работ предусматривает соотношение 30% к 70%. Занятия по данной программе аудиторные и проводятся согласно ФГОС.

Планируемые результаты:

Личностные УУД:

  • Организовывать свою деятельность, свое рабочее место, рационально размещать свои материалы и инструменты, соблюдать приемы безопасного и рационального труда. Проявление активности совместной деятельности;

  • Стремление к получению новых знаний;

  • Ориентация на понимание успеха в творческой деятельности;

  • Подчинять свои желания сознательно поставленной цели;

  • Формирование основ социально – ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, любознательность, потребность помогать другим, добросовестное отношение к делу.

Регулятивные УУД:

  • Определять и формировать цель деятельности на занятии с помощью педагога.

  • Проговаривать последовательность действий на занятии;

  • Учиться высказывать свое предложение на основе работы с образцом;

  • Учиться работать по предложенному учителем плану;

  • Учиться отличать верно, выполненное задание от неверного;

Познавательные УУД:

  • Приобретать и осуществлять практические навыки и умения;

  • Развивать фантазию, воображение, вкус;

Коммуникативные УУД:

  • Уметь слушать и понимать других;

  • Участвовать в совместной деятельности при выполнении работ;

  • Сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строит свое общение со сверстниками и взрослыми;

  • Формировать собственное мнение и позицию;

Формы подведения итогов реализации программы:

  • Выполнение творческих проектов для участия в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников по технологии.

  • Участие в выставках творческих работ;

  • Защита творческих проектов;

Механизм отслеживания результатов


Диагностика выявления уровней усвоения трудового процесса: качество результата, самостоятельность, комбинаторные умения.

Содержание программы:

  1. Искусство для терпеливых - 5 ч.

Вводное занятие. Правила безопасности при работе с иглой и ножницами. Организация рабочего места.

Творческий проект «Подарок своими руками». Этапы проекта.

Материалы, инструменты и приспособления для вышивки крестом.

Выбор рисунка и составление схемы

Выставка работ – готовых вышивок, выполненных ученицами разных лет.

Цель: Заинтересовать учениц видом художественного труда – вышиванием крестом.

  1.  Вышивание крестом по канве - 29ч. 

Начало работы. Шаг за шагом.

Шов крест. Картина-панно, вышитая крестом.

Окончание работы.

Оформление работы в рамку.

Работа над проектом «Подарок своими руками». Защита проекта.

Схемы альтернативных вышивок. Банк идей и предложений. Поиск материала в Интернете.

Работа над проектом «Идеальная вышивка». Защита проекта.

Участие в выставках детского творчества.

Тематическое планирование

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Дата план

Дата факт

I.

Искусство для терпеливых

5

1 четверть


1.

Вводное занятие. Правила безопасности при работе с иглой и ножницами. Организация рабочего места.

1

7.09.17г


2.

Творческий проект «Подарок своими руками». Этапы проекта.

1

14.09.17г


3.

Материалы, инструменты и приспособления для вышивки крестом.

1

21.09.17г


4.

Выбор рисунка и составление схемы

1

28.09.17г


5.

Выбор рисунка и составление схемы

1

5.10.17г


II.

Вышивание крестом по канве

29



6.

Шов крест. Горизонтальные переходы. Закрепка в начале и конце.

1

12.10.17г


7.

Шов крест. Вертикальные переходы.

1

19.10.17г


8.

Шов крест. Диагональные переходы.

1

26.10.17г


9.

Вышивка по канве. Начало работы.

1

2 четверть

9.11.17г


10.

Вышивка по канве. Вышивка фрагментов. Шаг за шагом.

1

16.11.17г


11.

Вышивка по канве. Вышивка фрагментов. Шаг за шагом.

1

23.11.17г


12.

Вышивка по канве. Вышивка фрагментов. Шаг за шагом.

1

30.11.17г


13.

Картина-панно, вышитая крестом.

1

7.12.17г


14.

Окончание работы.

1

14.12.17г


15.

Оформление работы в рамку

1

21.12.17г


16.

Работа над проектом «Подарок своими руками». Защита проекта.

1

28.12.17г


17.

Выставка работ

1

3 четверть

11.01.18г


18.

Схемы альтернативных вышивок. Банк идей и предложений. Поиск материала в Интернете.

1

18.01.18г


19.

Схемы альтернативных вышивок. Банк идей и предложений. Поиск материала в Интернете.

1

25.01.18г


20.

Схемы альтернативных вышивок. Банк идей и предложений. Поиск материала в Интернете.

1

1.02.18г


21.

Работа над проектом «Идеальная вышивка». Начало работы.

1

8.02.18г


22.

Работа над проектом «Идеальная вышивка». Шаг за шагом.

1

15.02.18г


23.

Работа над проектом «Идеальная вышивка». Шаг за шагом.

1

22.02.18г


24.

Работа над проектом «Идеальная вышивка». Шаг за шагом.

1

1.03.18г


25.

Работа над проектом «Идеальная вышивка». Шаг за шагом.

1

15.03.18г


26.

Работа над проектом «Идеальная вышивка». Шаг за шагом.

1

22.03.18г


27.

Работа над проектом «Идеальная вышивка». Окончание работы.

1

4 четверть

5.04.18г


28.

Оформление работы в рамку.

1

12.04.18г


29.

Защита проекта. Выставка работ.

1

19.04.18г


30.

Работа над проектом «Суперскорость». Начало работы.

1

26.04.18г


31.

Работа над проектом «Суперскорость». Шаг за шагом.

1

3.05.18г


32.

Работа над проектом «Суперскорость». Окончание работы.

1

10.05.18г


33.

Оформление работы в рамку.

1

17.05.18г


34.

Защита проекта. Выставка работ. Итоговое занятие.

1

24.05.18г



Методическое обеспечение программы

Для реализации программы используются дидактические материалы и техническое оснащение занятий.

Техническое оснащение:

Занятия будут проводиться в учебном кабинете школы. Где соблюдаются все санитарно-гигиенические требования. Кабинет оснащен методической и учебной литературой. В кабинете есть наглядные пособия, журналы, компьютер. Каждый учащийся самостоятельно приобретает инструменты и материалы для работы.

Ткань белая хлопчатобумажная, размер 20/20 см

Нитки катушечные цветные № 40 (основные и оттеночные).

Иглы № 2 и № 3

Ножницы с тупыми концами

Пяльцы деревянные

Карандаши простые и цветные (фломастеры)

Дидактические материалы: подборка готовых вышивок, образцы рисунков для вышивания, интернет - материалы

Используемая литература:

  1. Андреева И. – Шитье и рукоделие: энциклопедия – Москва. Большая Российская энциклопедия, 1994г.

  2. Еременко Т. Иголка – волшебница. Москва. Просвещение, 1987г

17