СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ по дисциплине «Обществознание»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая тетрадь по дисциплине «Обществознание» разработана с учётом требований федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня. В Рабочей тетради представлены практические задания для выполнения их в самой тетради или на компьютере. Упражнения ориентированы на закрепление теоретических понятий, отработку умений и навыков при обучении информационным технологиям.

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ по дисциплине «Обществознание»»

Министерство образования Новосибирской области

Искитимский филиал ГБПОУ НСО «Новосибирский строительно-монтажный колледж»








РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

по дисциплине «Обществознание»



Студента группы__________________

Ф.И.О.__________________________

__________________________

__________________________


Рассмотрена

На заседании ПЦК

Рабочих профессий

Протокол № 1

от «31» августа 2023г. .

Председатель ____________ Е.Н. Седова.







Организация-разработчик: Искитимский филиал ГБПОУ НСО «Новосибирский строительно-монтажный колледж»


Разработчик: Преподаватель первой категории Седова Евгения Николаевна



СОДЕРЖАНИЕ

ЧАСТЬ 1.

1. Предисловие …………………………………………..4

2. 1.1 Понятие общества ………………………………..6

3. 1.2 Общество и природа ……………………………...7

4. 1.3 Сферы общества …………………………………..9

5. 1.4 Деятельность как способ существования

общества ……………………………………………….11

6. 1.5 Развитие общества ……………………………….16

7. 1.6 Культура и цивилизация…………………………17

8. 1.7. Общественный прогресс………………………...19

9. 1.8 Глобализация человеческого общества ………...20

10. 1.9 Типология обществ………………………. ……..23

11. Контрольная работа………………………………….27

12. Литература……………………………………………34






















Уважаемые студенты!

Предлагаемая Вам рабочая тетрадь по обществознанию, поможет усвоить содержание предмета и лучше подготовится к итоговой аттестации.

Все ответы – краткие и развернутые – вы записывайте непосредственно в тетрадь.

Знаком 1.1, 1.2 и др. обозначены разделы главы учебника А.Г. Важенин «Обществознание».

Рекомендации по выполнению заданий

Прежде чем приступить к выполнению заданий, внимательно прочитайте данные рекомендации.

В тетрадь включены задания следующих видов:

  1. На основании текста учебника, найдите значения понятий.

Например: 1. Найдите в учебнике 1.1 значения понятия «Общество».

Ответ: Общество – это обособившаяся от природы часть материального мира со всей совокупностью исторически сложившихся форм совместной деятельности людей.

  1. На основании материала учебника охарактеризуйте предложенные понятия, заполнив пропуски текста.

Например: учебник 1.3 Сферы обществаВыделяют четыре сферы общества:

экономическую;

социальную;

политическую;

духовную.

  1. Установите соответствие между понятием и определением.

В этих заданиях определения не совпадают с понятием. Необходимо каждое из приведенных понятий соотнести с данным его определением и, обнаружив ошибку, найти в ряду определений то единственное, которое раскрывает конкретное понятие.

Например: учебник 1.2 Общество и природа

1. ПриродаА. это весь животный и растительный мир.

2. БиосфераБ. это совокупность естественных условий существования человечества.

3. МатриархатВ. это главенство мужчины в первобытной семье.

4. ПатриархатГ. это главенство женщины в первобытной семье.

Ответ: 1-Б, 2-А, 3-Г, 4-В.

  1. Установите соответствие между понятием и видами его проявления: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позиции из второго столбца

Например: учебник 1.3 Сферы общества

Сфера общества Вид деятельности

1. Экономическая А. Избрание президента

2. Социальная Б. Заключение договора купли - продажи

3. Политическая В. Концертклассической музыки

4. Духовная Г. Принятие закона оповышении пенсии


Ответы занесите в таблицу.

1

2

3 3

4

Б

Г

А А

В


5. Заполните пробелы в графических схемах:

Например: какая форма правления не указана в схеме?

Ответ: республика.

6.Задание на осмысление высказываний мыслителей, ученых, писателей.

Внимательно прочитав приведенные цитаты, нужно ответить на вопросы, сформулированные в задании.

7. Задание на исправление ошибок в определениях.

В них приводятся неверные утверждения. Нужно найти в учебнике подходящий материал и на его основе исправить ошибку.

Контрольные задания рассчитаны на проведение итогового контроля после изучения каждой главы учебника.

Часть 1. Выполнение тестовых заданий.

Внимательно прочитайте каждое задание и предлагаемые варианты ответа. Отвечайте только после того как вы поняли вопрос и проанализировали все варианты ответа. Выполняйте в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удается выполнить сразу, и переходите к следующему. К пропущенному заданию вы сможете вернуться после выполнения всей работы.Тест состоит из тридцати вопросов с четырьмя вариантами ответов, из которых только один правильный. Критерии оценки: при правильных ответах на 27 вопросов – оценка «5» на 24 вопроса – «4», на 21 вопрос – «3», на 18 вопросов – «2».

Часть 2. состоит из кроссворда, который надо разгадать, опираясь на знания определений изученных понятий.

Критерии оценки выполненной работы: при правильном выполнении всех заданий – оценка «5», при не выполнении двух –четырех заданий - «4», при не выполнении пяти-восьми заданий – «3», при не выполнении десяти заданий – «2»Использовать предлагаемую рабочую тетрадь можно как на учебных занятиях, так и дома.

* значком обозначены задания повышенной сложности.


Общество

1.1 Понятие общества


1. Найдите в учебнике 1.1 значение понятий «общество» и «сферы жизни общества». Что понимается под «обществом» в узком и широком смысле? Какие принято выделять основные сферы (подсистемы) общества?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


2. Понятие «общественные отношения» подразумевает систему связей, возникающих между индивидами и социальными группами в процессе экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности людей. Конкретизируйте это теоретическое утверждение с помощью трех примеров проявления общественных отношений.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


3.На основе материала учебника охарактеризуйте предложенные понятия, заполнив пропуски текста.

  • Американский социолог Э. Шилз выделил следующие признаки общества:

браки заключаются между представителями объединения;

……………………………………..;

пополняется за счет детей представителей этого объединения;

……………………………………..;

……………………………………..;

обладает собственной системой управления;

……………………………………..;


его сплачивает общая система ценностей (свои обычаи, традиции и пр.), которые находят выражение в определенной культуре.

  • Популяции муравьев и пчел называют:

социальными или общественными животными;

……………………………………..;

  • Разновидностями общественных отношений являются:

……………………………………...;

……………………………………...;

………………………………………;

  • Структуру общества составляют:

………………………………………;

социальные общности;

………………………………………;

……………………………………… .

  • В науке выделяют следующие социальные институты:

………………………………………;

политический;

………………………………………;

духовный.

1.2 Общество и природа


1. Покажите, в чем проявляется воздействие природной среды на человеческое общество, и каковы проявления воздействия на природу.

Найдите в учебнике 1.2

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________




2. Прочитайте приведенные ниже положения Конституции Российской Федерации. Объясните, почему вопросы экологии включены в Основной Закон Государства и являются одной из важных сторон его деятельности.

Статья 9

Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Статья 42

Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


3. Установите соответствие между определением и понятием.

1.ПриродаА. это весь животный и растительный мир.

2.Биосфера Б. это совокупность естественных условий существования человечества.

3.МатриархатВ. главенство мужчины в первобытной семье.

4.ПатриархатГ.главенство женщины в первобытной семье.

5.Присваивающая экономикаД.производство необходимых продуктов в первобытном обществе.

6.Производящая экономикаЕ.присвоение продуктов природы в готовом виде.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


1.3 Сферы общества


1. Установите соответствие между сферами общества и видами деятельности.

Сфера общества Вид деятельности

  1. Экономическая

А. Избрание президента

  1. Социальная Б. Заключение договора

купли продажи

  1. Политическая В. Концерт классической

музыки

  1. Духовная Г. Принятие закона о повышении

пенсий


Ответ занесите в таблицу

1

2

3

4






2. На основе материала учебника охарактеризуйте предложенные понятия, заполнив пропуски текста, обозначенные точками.

  • Выделяют четыре сферы общества:

экономическую;

…………………………..;

политическую;

………………………….. .

  • Экономическая сфера общества включает в себя отношения:

…………………………..;

распределение материальных благ;

…………………………..;

потребление материальных благ;

………………………….. .

  • С развитием орудий труда производство материальных благ разделилось на:

производство продуктов питания;

…………………………..


  • В истории первобытного общества известно три общественных разделения труда:

…………………………..;

появление ремесла как самостоятельной отрасли производства;

…………………………… .

  • С появлением государства общество делится на:

зависимое население;

………………………….. .

  • Способами регулирования отношений в первобытном обществе были:

…………………………..;

обязывания;

………………………….. .

  • Культура включает в себя:

литературу;

…………………………..;

архитектуру;

…………………………..;

…………………………..;

религию;

………………………….. .


3. Установите общественные разделения труда в хронологическом порядке.

  1. Появление торговцев (купцов) как особой группы населения.

  2. Разделение общества на землевладельцев и скотоводов.

  3. Выделение ремесла в самостоятельную отрасль производства.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


4. Заполните пропуски в таблице.

Таблица. Сравнение родовой и соседской общин


Родовая община

Соседская община

1. Наличие кровнородственных связей

1.

2.

2. Обособление имущества отдельных семей.

3. Общинная собственность на землю; совместная обработка земли.

3. Общинная собственность на землю; распределение земли в пользование между семьями.

4. Отсутствие условий для появления частной собственности и неравенства.

4.


1.4 Деятельность как способ существования общества.


1. На основе материала учебника охарактеризуйте предложенные понятия, заполнив пропуски текста, обозначенные точками.

  • Структуру деятельности составляют:

объект;

…………………………..;

………………………….. .

  • Важную роль в совершении деятельности играют:

цель;

средства;

………………………….. .

  • А. Маслоу предложил следующую классификацию потребностей:

физиологические:

…………………………..;

социальные;

…………………………..;


духовные.



  • Практическая деятельность бывает;

социальная;

………………………….. .

  • В зависимости от результатов деятельность подразделяется на:

…………………………..;

разрушительную;

  • В зависимости от форм деятельности выделяют:

трудовую деятельность;

…………………………..;

…………………………..;

творческую деятельность;

…………………………..;

…………………………..;

преподавательскую деятельность.


2. Составьте логическую схему, используя ключевые понятия:«деятельность», «структура деятельности», «субъект деятельности», «объект деятельности», «орудия деятельности», «цель», «средства», «поведение», «действия», «мотив», «потребности (первичные, вторичные)», «виды деятельности».

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


3. Подберите и запишите примеры потребностей, которые человек удовлетворяет в своей деятельности.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


4. Подумайте, можно ли отнести к духовным перечисленные ниже потребности.

  1. потребность в благополучии

  2. потребность в свободе

  3. потребность в поисках смысла жизни

  4. потребность в самовоспитании

  5. потребность в самоутверждении

  6. потребность в положительной оценке


Поясните свой ответ.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


5. Запишите слова, пропущенные в схеме.


6. Сравните такие виды деятельности человека, как игра, учение и труд. Заполните приведенную ниже таблицу.

Вопросы для сравнения

Игра

Учение

Труд

Цель





Средства





Результат






7. Установите соответствие между конкретными предметами и видами потребностей: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ ПОТРЕБНОСТЕЙ ВИДЫ

А) потребность в самовыражении 1) биогенные (биологич)

Б) потребность в смысле жизни 2) социальные

В) потребность в пище 3) идеальные (духовные)

Г) потребность в общении

Д) потребность в уважении и поддержки

Е) потребность в знаниях



Запишите в таблицу выбранные цифры.


А

Б

В

Г

Д

Е









8. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

«Простейшим самым доступным видом деятельности является ______________(1). Она носит условный ______________(2) и реализует потребность ребенка в активности и познавании окружающего мира на основе человеческих форм поведения. Более сложным видом деятельности является _____________(3), направленное на усвоение научных знаний и приобретение соответствующих навыков и умений. Наиболее важным видом человеческой деятельности считают ______________(4). Он обеспечивает не только существование человеческого _______________(5), но является также условием его непрерывного ______________(6). Среди его видов различают предметно-практический и абстрактно-теоритический, или первый часто называют физическим, а второй – умственным».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

А) культура Е) глобализация

Б) характер Ж) развитие

В) игра З) общество
Г) учение И) признак

Д) труд


В данной ниже таблице указаны номера пропусков, запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову.





1

2

3

4

5

6









1.5 Развитие общества

1. Установите соответствие между понятием и определением.

1. Экстенсивный путь развития –А. это процесс движения и взаимодействий предметов и явлений, перехода от одного состояния к другому, появление у них новых свойств, функций и отношений.

2. Революция –Б.это качественные изменения, происходящие в относительно больших интервалах времени.

3.Эволюция – В.это процесс поступательных изменений, которые происходят в каждый данный момент в каждой точке человеческого общежития.

4.Развитие общества –Г. это постепенные, медленные, количественные изменения, которые со временем приводят в качественно иное состояние.

5.Развитие –Д. это в высшей степени радикальные изменения, предполагающие коренную ломку существовавших ранее отношений, носящие всеобщий характер и опирающиеся в некоторых случаях на насилие.

6.Изменение – Е.это увеличение производства за счет привлечения новых источников сырья, трудовых ресурсов, усиление эксплуатации рабочей силы, расширение посевных площадей в земледелии.

7.Социальные изменения –Ж. это использование новых методов производства, опирающихся на достижения научно-технического прогресса.

8.Интенсивный путь развития –З. это различные перемены, происходящие в течение некоторого времени в социальных общностях, группах, институтах, организациях, в их взаимоотношениях друг с другом, а также с индивидами.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. На основе материала учебника охарактеризуйте предложенные понятия, заполнив пропуски текста, обозначенные точками.

  • В социологии для характеристики движения общества употребляются понятия:

социальное развитие;

………………………….. .

  • Выделяются четыре вида социальных изменений:

структурные;

…………………………..;

…………………………..;

мотивационные.

  • Г.Гегель выявил основные принципы диалектики:

…………………………..;

единство противоположностей;

………………………….. .

  • В зависимости от скорости протекания развитие бывает:

эволюционным;

………………………….. .

  • Революции бывают:

…………………………..;

долговременные.

  • К долговременным революциям относятся:

неолитическая революция

………………………….. .

  • В характеристике процесса развития применительно к экономике выделяют:

…………………………..;

интенсивный путь развития.


1.6 Культура и цивилизация


1. Допишите недостающие понятия.

  • Культура имеет проявления в двух сфера жизни человечества:

материальной;

………………………….. .

  • В соответствии с периодами исторического развития выделяют цивилизации:

…………………………..;

средневековые;

………………………….. .

  • В соответствии со спецификой развития различают цивилизации:

…………………………..;

…………………………..;

смешанные.

  • В соответствии с уровнем организации государственно-политических институтов цивилизации делят на:

первичные (государство является политико-религиозной организацией);

………………………….. .

  • В соответствии с уровнем экономического развития выделяют цивилизации:

…………………………..;

индустриальные;

………………………….. .

  • В каждой цивилизации можно выделить четыре подсистемы:

…………………………..;

экономическую;

…………………………..;

культурную.

  • Доиндустриальными цивилизациями считаются:

Древняя Индия;

…………………………..;

государства мусульманского Востока;

…………………………..;

…………………………..;

цивилизации Средневековья.


2. Проанализируйте приведенные ниже характеристики. О каком типе общества может идти речь в каждом отдельном случае?

А. Основой жизнедеятельности человека является сельскохозяйственный труд с использованием ручных орудий. Значительную роль играет внеэкономическое принуждение.

__________________________________________________________

Б. На основе внедрения научных идей в общественное производство стремительно развивается техника. Расширяются условия для социальной мобильности. Существует личная свобода.

__________________________________________________________


В. Развиваются информационные технологии. Обществом осознается высочайшая ценность природы. Уделяется внимание ресурсам и энергосберегающим технологиям.

__________________________________________________________


1.7 Общественный прогресс


1. Заполните таблицу, вписав в неё определения понятий.

Понятие

Прогресс

Регресс

Объективный

критерий прогресса

Определение










…. – это процесс, в результате которого уменьшается набор полезных для системы функций, распадаются существовавшие ранее структуры, уменьшается число подсистем, элементов и связей, обеспечивающих существование, устойчивость и жизнедеятельность данной системы.

….- это развитие производительных сил (орудий труда), включая развитие самого человека.

… - это переход от низших, менее совершенных форм к более высоким и совершенным, что связано с повышением уровня организации системы.


2. Из приведенного ниже списка выберите то, что относится к понятию регресса.

А. Промышленный переворот

Б. Создание ядерной бомбы

В. Реставрация монархии во Франции в 1814-1815гг.

Г. Закрепление прав и свобод граждан в законодательстве.


Ответ ________________________________________________.

*3.На основе приведенных ниже высказываний сделайте вывод о взаимосвязи прогресса и регресса.

К.Маркс: наряду с прогрессом «….постоянно наблюдаются случаи регресса и кругового движения».

Ф.Энгельс: «Каждый прогресс в органическом развитии является вместе с тем и регрессом, ибо он закрепляет одностороннее развитие и исключает развитие во многих других направлениях».

В.И.Ленин: «Представлять себе всемирную историю идущей гладко и аккуратно вперед, без гигантских иногда скачков назад, ненаучно, теоретически неверно».

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


1.8 Глобализация человеческого общества

1. Допишите недостающие понятия.

  • Наиболее характерными чертами глобализации являются:

формирование единого мирового экономического пространства;

………………………………….;

формирование единого языка;

унификация культуры;

………………………………….;

………………………………. .

  • Глобальными проблемами являются:

предотвращение мировой ядерной войны;

………………………………….;

истощение природных ресурсов;

преодоление экологического кризиса;

…………………………………..;

…………………………………..;

распространение опасных, неизлечимых болезней;

…………………………………..;

………………………………… .

  • И. Валлерстайн выделил два типа стран:

развитые (ядро);

………………………………….. .

2. Уточните по тексту учебника значения понятия «глобальные проблемы современности».

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


3. В настоящее время на Земле происходит систематическое увеличение площади пустынь, сокращение площади лесов («легких планеты»), увеличение количества углекислого газа и уменьшение количества кислорода, изменение климата, вызванное глобальным потеплением и парниковым эффектом. Это конкретные проявления глобальных проблем

  1. сырьевых и энергетических ресурсов

  2. демографических

  3. установление справедливого международного экономического порядка

  4. экологических.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


4. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

«Проблема установления справедливого порядка связана с _____________(1) мирового развития. На планете существуют группы стран, резко различающиеся по ______________(2) общественно-экономического развития и соответственно по уровню_________________(3) населения. С одной стороны, это сравнительно небольшая группа ________________(4), с другой – большое число государств, в которых экономическое развитие характеризуется отсталостью, а качество жизни населения является низким. Экономика _____________(5) основывается на добыче и экспорте сырьевых ресурсов. Отсталые и среднеразвитые страны составляют подавляющее большинство населения планеты – около пяти миллиардов из шести. Общая тенденция современного развития, к сожалению, такова, что ___________(6) между «золотым миллиардом» и остальной частью человечества не сокращается, а возрастает».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

А) развитые страны Е) уровень

Б) общество Ж) благосостояние

В) отсталые страны З) разрыв
Г) неравномерность И) социальный институт

Д) решение

В данной ниже таблице указаны номера пропусков, запишите под каждым номером букву, соответствующими выбранному вами слову.


1

2

3

4

5

6








5. Запишите слово (словосочетание), пропущенное в схеме.


Опасность мировой термоядерной войны

Опасность катастрофического загрязнения окружающей среды




Стремительный рост населения («демографический взрыв» в развивающихся странах) и опасность депопуляции в развитых странах







Продолжающееся распространение

наркомании и СПИДа












1.9. Типология обществ


1. Допишите недостающие понятия.

  • В зависимости от числа уровней управления и степени социальной дифференциации (расслоения) выделяют общества:

простые;

…………………………………. .

  • По наличию письменности различают общества:

собирателей и охотников;

………………………………….;

скотоводов;

…………………………………. .

  • По степени контроля над личностью и степени свободы индивида выделяют общества:

………………………………….;

открытые.

  • Формационный подход к типологии обществ выделяет пять общественно-экономических формаций:

………………………………….;

рабовладельческую;

………………………………….;

капиталистическую;

…………………………………. .

  • Американский социолог Д.Белл выделил общества:

………………………………….;

индустриальное;

………………………………….










2. Заполните таблицу.



Типы обществ


Характерные черты

Экономика

Социальная структура

Права личности

Время существования, примеры

Доиндустриальное
















Индустриальное
















Постиндустриальное




















3 . Заполните пропуски в схеме.


Типология обществ


Формационный подход

(Общественно-экономическая формация)


традиционное


капиталистическое


рабовладельческое


информационное








Современный подход






























4. В стране Н. более 20 миллионов жителей. Они принадлежат к различным этнонациональным группам. Какая дополнительная

информация позволяет судить о принадлежности страны Н. к обществам индустриального типа?

  1. В стране развито фабричное производство.

  2. Существуют огромные связи со странами-соседями.

  3. Сеть социальных услуг развита слабо.

  4. Верховная власть в стране передается по наследству.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Контрольная работа


Тест.

1. К признакам общества, выделенным Э. Шилзом, не относится одно из положений:

а) общество не является частью крупной системы;

б) общество имеет свою территорию;

в) общество имеет свою историю;

г) общество существует непродолжительное время.

2. Обществом являются:

а) пассажиры в автобусе;

б) зрители в театре;

в) члены политической партии;

г) читатели в библиотеки.

3. Разновидностями общественных отношений не являются:

а) духовные отношения;

б) производственные отношения;

в) политические отношения;

г)социальные отношения.

4. В структуру общества входят:

а) материальные отношения;

б) духовные отношения;

в) государство;

г) общественные отношения.

5. Совокупность норм, правил поведения в определенной сфере жизнедеятельности человека называется:

а) норма;

б) институт;

в) общение;

г)этикет.

6. Определенная область общественной жизни, включающая наиболее устойчивые формы взаимодействия людей, называется:

а) структура общества;

б) общественное разделение труда;

в) институт общества;

г) сфера общества.

7. Отношения в области производства, обмена, распределения материальных благ, а также отношения собственности относятся:

а) к экономической сфере общества;

б) к социальной сфере общества;

в) к политической сфере общества;

г) к духовной сфере общества.

8. С понятием власти связана:

а) экономическая сфера общества;

б) социальная сфера общества;

в) политическая сфера общества;

г) духовная сфера общества.

9. К способам регулирования отношений в первобытном обществе не относится:

а) обязывания;

б) власть;

в) запреты;

г) дозволения.

10. Промышленный переворот – это:

а) переход от присваивающей экономики к производящей;

б) появление частотной собственности;

в) общественное разделение труда;

г) переход от ручного труда к машинному.

11. Весь животный и растительный мир на Земле называется:

а) стратосфера;

б) биосфера;

в) макросфера;

г) микросфера.

12. Установление родства по материнской линии в первобытном

обществе называется:

а) полигамия;

б) моногамия;

в) матриархат;

г) патриархат.

13. С развитием научно-технического прогресса воздействие общества на природу:

а) снижается;

б) не изменяется;

в) исчезает;

г) усиливается.

14. Отношение общества к природе регулируется:

а) сознанием;

б) обычаем;

в) законом;

г) традицией.

15. Процесс поступательных изменений, которые происходят в каждый данный момент в каждой точке человеческого общежития, называется:

а) развитие общества;

б) изменение общества;

в) прогресс;

г) регресс.

16. К видам социальных изменений не относятся:

а) структурные изменения;

б) диалектические изменения;

в) функциональные изменения;

г) мотивационные изменения.

17.Принципом диалектики в соответствии с концепцией

Г.Гегеля не является:

а) универсальная связь явлений;

б) единство противоположностей;

в) развитие через отрицание;

г) цикличность развития.

18. Переход от низших, менее совершенных форм к более высоким и совершенным называется:

а) революция;

б) эволюция;

в) прогресс;

г) регресс.

19. Важнейшей особенностью социального прогресса является:

а) замедление его темпов;

б) сохранение прежних темпов развития;

в) развитие вспять;

г) возрастание его темпов.

20. Совокупность достижений человечества в материальной и духовной сферах называется:

а) культура;

б) цивилизация;

в) развитие;

г) ценности.

21. В настоящий момент идет процесс становления цивилизации:

а) доиндустриальной;

б) индустриальной;

в) постиндустриальной;

г) современной.

22. Поддержание сложившегося образа жизни, предпочтение традиционных образцов и норм, медленное изменение видов, средств и целей деятельности – это признаки:

а) доиндустриальной цивилизации;

б) индустриальной цивилизации;

в) постиндустриальной цивилизации;

г) современной цивилизации.

23. Динамично развивающаяся экономика – основа:

а) доиндустриальной цивилизации;

б) индустриальной цивилизации;

в) постиндустриальной цивилизации;

г) современной цивилизации.

24.Форма, которая составляет основу ряда родственных объектов, являясь образцом для предметов определенного вида, называется:

а) группа;

б) разновидность;

в) критерий;

г) тип.

25. Общество с сильно развитыми структурными элементами, которые взаимосвязаны и взаимозависимы друг от друга, называется:

а) простое;

б) сложное;

в) развивающееся;

г) стабильное.

26. В период господства присваивающей экономики существовало общество:

а) индустриальное;

б) информационное;

в) собирателей и охотников;

г) земледельцев и скотоводов.

27. Исторический тип общества, базирующийся на определенном способе производства, называется:

а) общественно-экономическая формация;

б) общественно-политическая формация;

в) общественно-экономическая цивилизация;

г) общественно-политическая цивилизация.

28. Общество, в котором добыча и переработка продуктов природы уступают свое приоритетное значение производству и переработке информации, называется:

а) традиционное;

б) феодальное;

в) индустриальное;

г) постиндустриальное.

29. Единство развития всего человечества, усиление взаимодействия различных стран мира в экономической, политической и культурной сферах называется:

а) формация;

б) цивилизация;

в) глобализация;

г) интернационализация.

30. Наиболее важные общепланетарные проблемы современной эпохи, затрагивающие человечество в целом, называется:

а) локальные;

б) глобальные;

в) всеобщие;

г) главные


1. Разгадайте кроссворд.


По горизонтали: 1. Постепенные, медленные количественные изменения, которые со временем приводят к переходу в качественно иное состояние.

2. Установление родства по отцовской линии в первобытном обществе.

3. В высшей степени радикальные изменения, предполагающие коренную ломку существовавших ранее отношений, носящие всеобщий характер и опирающиеся в некоторых случаях на насилие.

4. Все многообразие окружающего мира, как на Земле, так и во вселенной, совокупность естественных условий существования всего живого.

5 Совокупность достижений человечества в материальной и духовной сферах.

6. Установление родства по материнской линии в первобытном обществе.

7. Процесс поступательных изменений, которые происходят в каждый данный момент в каждой точке человеческого общежития.

8. Политическая организация, осуществляющая управление населением определенной территории.

9. Группа людей, сложившаяся на основе общности территории, экономических связей, языка и культуры, осознающая свое внутреннее единство и отличие от подобных образований.

10. Единство развития всего человечества, усиления взаимодействия различных стран мира в экономической, политической и культурной сферах.

11. Исторический тип общества, базирующийся на определенном способе производства.

По вертикали: 12. Следующая за варварством ступень культуры, которая постепенно приучает человека к упорядоченным совместным действиям с другими людьми.







Литература


  1. Косаренко Н.Н, Шагиева Р.В.Обществознание: учебное пособие для студ. сред. проф. образования/ А.И. Кравченко – М.: Академия, 2022. – 240 с.

  2. Важенин, А.Г. Обществознание: учебник для студ. сред. проф. образования/А.Г. Важенин - М.: ИЦ «Академия», 2021. – 417 с.

  3. Важенин, А.Г. Практикум по обществознанию: учебное пособие для студ. сред. проф. образования / А.Г. Важенин. - М.: Академия, 2021. – 208 с.

  4. Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание: учебник для 11 класса/ А.И. Кравченко, Е.А.Певцова – М: ООО «ТИД «Русское слово –РС»», 2022. – 192 с.