Ростовская область Мартыновский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение-
средняя общеобразовательная школа № 1
слобода Большая Мартыновка
Утверждаю:
Директор МБОУ – СОШ № 1
сл. Большая Мартыновка
____________ И.В.Реуцкова
Приказ от ____________ № ____
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по естествознанию
Уровень общего образования, класс: основное общее, 7Б класс (коррекционное,8 вид)
Количество часов в неделю: 1 час
Количество часов в год: 35 часов
Учитель: Бакаева Ирина Анатольевна
Программа разработана на основе:
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 классы в двух сборниках:
/Под ред. В.В.Воронковой);
Примерных программ по учебным предметам. Биология 5-9 классы;
"Положения о рабочей программе МБОУ-СОШ № 1 сл. Большая Мартыновка".
2019-2020 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по биологии в 7 классе составлена на основе примерной программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой, «Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида»: Сборник 1, Москва, Гуманитарный издательский центр «Владос», 2011г. и допущена Министерством образования Российской Федерации.
Данная рабочая программа разработана на основе следующих документов:
Закона РФ «Об образовании»;
Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, Постановление Правительства РФ от 10.03. 2000 г. № 212., 23.12.2002 г., № 919
Методического письма «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов» от 26.12.2000г.
1.Пояснительная записка.
Рабочая программа по биологии для обучающихся 7 класса по специальной (коррекционной) программе 8 вида составлена на основе п. 2 статьи 32 Закона РФ об образовании, на основе специальной (коррекционной) программы под редакцией Воронковой В.В., на основе Положения о рабочей программе МБОУ – СОШ №1 сл. Большая Мартыновка.
2.Место учебного предмета в учебном плане
Согласно базисному учебному плану общеобразовательных учреждений РФ на изучение предмета «Биология» на ступени основного общего образования в 7 классе 8 вида отводится 1 час в неделю, 35 часов в год. В соответствии с календарным учебным графиком МБОУ – СОШ №1 сл.Б.Мартыновка на 2019 -2020 учебный год количество часов в неделю 1 час, количество часов в год 35 часов.
3.Содержание учебного предмета
Введение (1 час)
Многообразие живой природы. Цветковые и бесцветковые растения. Значение растений в природе.
РАСТЕНИЯ
Общее знакомство с цветковыми растениями (7 часов).
Общее понятие об органах цветкового растения (на примере растения, цветущего осенью): цветок, стебель, лист, корень.
Подземные и наземные органы цветкового растения. Корни и корневые системы. Разнообразие корней. Корневые системы (стержневая и мочковатая). Строение корня. Корневые волоски. Значение корня в жизни растения. Видоизменения корней (корнеплод и корнеклубень).
Стебель. Строение стебля на примере липы. Передвижение в стебле воды и минеральных солей. Разнообразие стеблей. Значение стебля в жизни растения.
Лист. Внешнее строение листа (листовая пластинка, черешок). Жилкование. Листья простые и сложные. Образование из воды и углекислого газа органических питательных веществ в листьях на свету. Испарение воды листьями, значение этого явления. Дыхание растений. Листопад и его значение. Значение листьев в жизни растения.
Цветок. Строение цветка (на примере цветка вишни). Понятие о соцветиях (зонтик, колос, корзинка). Опыление цветков. Оплодотворение. Образование плодов и семян. Плоды сухие и сочные. Распространение плодов и семян. Строение семени (на примерах фасоли и пшеницы). Распространение семян. Условия, необходимые для прорастания семян. Определение всхожести семян. Правила заделки семян в почву.
Растение - целостный организм (взаимосвязь всех органов и всего растительного организма со средой обитания).
Демонстрация опытов:
1. Испарение воды листьями.
2. Дыхание растений (поглощение листьями кислорода и выделение углекислого газа в темноте).
3. Образование крахмала в листьях на свету.
4. Передвижение минеральных веществ и воды по древесине.
5. Условия, необходимые для прорастания семян.
Практические работы:
Органы цветкового растения.
Строение цветка.
Определение строения семени с двумя семядолями (фасоль).
Строение семени с одной семядолей (пшеница).
Определение всхожести семян.
Многообразие цветковых растений (покрытосеменных) (23 часа)
Особенности строения (наличие цветков, плодов с семенами). Деление цветковых растений на однодольные (например- пшеница) и двудольные (например- фасоль). Характерные различия (строение семян, корневая система, жилкование листа).
Однодольные растения
Злаки. Пшеница, рожь, ячмень, овес, кукуруза. Особенности внешнего строения (корневая система, стебель, листья, соцветия). Выращивание: посев, уход, уборка. Использование в народном хозяйстве. Преобладающая культура для данной местности.
Лилейные. Лук, чеснок, лилия, тюльпан, ландыш. Общая характеристика (цветок, лист, луковица, корневище). Лук, чеснок - многолетние овощные растения. Выращивание: посев, уход, уборка. Использование человеком.
Цветочно-декоративные лилейные открытого и закрытого грунтов (хлорофитум, лилия, тюльпан).
Практические работы:
Перевалка и пересадка комнатных растений.
Строение луковицы.
Двудольные растения
Пасленовые. Картофель, томат-помидор (баклажан, перец- для южных районов), петунья, черный паслен, душистый табак.
Бобовые. Горох (фасоль, соя -для южных районов). Бобы. Клевер, люпин - кормовые травы.
Розоцветные. Яблоня, груша, вишня, малина, шиповник, садовая земляника (персик, абрикос- для южных районов).
Биологические особенности расmений сада. Особенности размножения яблони, малины, земляники. Созревание плодов и ягод садовых растений, их уборка и использование.
Сложноцветные. Подсолнечник. Ноготки, бархатцы- однолетние цветочные растения. Маргаритка - двулетнее растение. Георгин - многолетнее растение. Особенности внешнего строения сложноцветных. Агротехника выращивания подсолнечника. Использование человеком.
Практические работы:
Строение клубня картофеля.
Выращивание рассады.
Многообразие бесцветковых растений
Голосеменные. Сосна и ель - хвойные деревья. Отличие их от лиственных деревьев. Сравнение сосны и ели. Особенности их размножения. Использование древесины в народном хозяйстве.
Папоротники. Многолетние травянистые растения. Места произрастания папоротника.
Мхи. Понятие о мхе как многолетнем растении. Места произрастания мхов. Торфяной мох и образование торфа.
Охрана растительного мира.
Бактерии (1 часа)
Общее понятие. Значение в природе и жизни человека.
Грибы (1 часа)
Строение шляпочного гриба: плодовое тело, грибница. Грибы съедобные и ядовитые, их распознавание. Правила сбора и обработки съедобных грибов.
Практические работы:
Вскапывание приствольных кругов на школьном учебно-опытном
участке.
Рыхление междурядий, прополка и другие работы в саду и на участке.
Уборка прошлогодней листвы.
Экскурсия: «Весенняя работа в саду».
Повторение (2 часа)
Итоговый контроль
Текущий контроль, по изучению каждого основного раздела, проводится в форме проверочной работы на печатной основе.
Требования к уровню подготовки
Каждая содержательная область образования детей с ОВЗ включает два компонента: «академический» и формирование жизненной компетенции, что является необходимым для ребенка с ОВЗ. Специальный образовательный стандарт, представленный в двух взаимодополняющих и взаимодействующих компонентах, задает структуру данной программы, которая поддерживает сбалансированное развитие жизненного опыта ребенка с ОВЗ, учитывая его настоящие и будущие потребности.
Общий подход к оценке знаний и умений ребенка по академическому компоненту предлагается в его традиционном виде.
Ребенок с ОВЗ овладевает полезными для него знаниями, умениями и навыками, достигает максимально доступного ему уровня жизненной компетенции, осваивает необходимые формы социального поведения, оказывается способным реализовать их в условиях семьи и гражданского общества.
Овладение основными знаниями по природоведению и развитие представлений об окружающем мире;
Развитие способности использовать знания по природоведению и сформированные представления о мире для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных природных и климатических условиях. Понимание преимуществ, выгоды и трудностей, определяемых собственным местом проживания;
Развитие вкуса к познанию и способности к творческому взаимодействию с миром живой и неживой природы;
Обучающиеся должны знать:
отличительные признаки твердых тел, жидкостей и газов;
характерные признаки некоторых полезных ископаемых, песчаной и глинистой почвы;
некоторые свойства твердых, жидких и газообразных тел на примере металлов, воды, воздуха; расширение при нагревании и сжатие при охлаждении, способность к проведению тепла; текучесть воды и движение воздуха.
Обучающиеся должны уметь:
обращаться с самым простым лабораторным оборудованием;
проводить несложную обработку почвы на пришкольном участке;
Календарно-тематическое планирование уроков в 7 классе.
№ п/п | Дата по плану | Дата по факту | Тема раздела, урока | Содержание урока | Деятельность обучающихся |
Введение. Растения вокруг нас 1ч. |
1. | 06.09 | | Что такое естествознание. Разнообразие, значение и охрана растений. | Многообразие живой природы. Цветковые и бесцветковые растения. Значение растений в природе. | Знать, что изучает естествознание. Знать мир цветковых растений. |
Общее знакомство с цветковыми растениями 7ч. |
2. | 13.09 | | Цветок. Строение цветка. Опыление цветков. | Строение цветка (на примере цветка вишни). Понятие о соцветиях (зонтик, колос, корзинка). Опыление цветков. Оплодотворение. | Знать части цветка, понятие «Соцветие» и способы опыления. |
3. | 20.09 | | Плоды. Разнообразие плодов. | Образование плодов и семян. Плоды сухие и сочные. Распространение плодов и семян. | Знать группы и распространение плодов и семян. Уметь различать по внешнему виду. |
4. | 27.09 | | Семя. Строение семени. | Строение семени (на примерах фасоли и пшеницы). Распространение семян. Условия, необходимые для прорастания семян. Определение всхожести семян. Правила заделки семян в почву. | Знать внешний вид и строение фасоли. |
5. | 04.10 | | Корень. Виды корней. Корневые системы. | Разнообразие корней. Корневые системы (стержневая и мочковатая). Строение корня. Корневые волоски. Значение корня в жизни растения. Видоизменения корней (корнеплод и корнеклубень). | Знать строение корня, виды корней, видоизменение корней. Уметь различать корневые системы. |
6. | 11.10 | | Лист. Строение листа. | Внешнее строение листа (листовая пластинка, черешок). Жилкование. Листья простые и сложные. Образование из воды и углекислого газа органических питательных веществ в листьях на свету. Испарение воды листьями, значение этого явления. Дыхание растений. Листопад и его значение. Значение листьев в жизни растения. | Знать внешнее строение листа. Уметь распознавать растения по листьям. |
7. | 18.10 | | Стебель. Виды стеблей. Значение стебля. | Строение стебля на примере липы. Передвижение в стебле воды и минеральных солей. Разнообразие стеблей. Значение стебля в жизни растения. | Знать строение стебля, виды стеблей. Уметь различать по внешнему виду. |
8. | 25.10 | | Растение – целостный организм. Повторение по теме «Общее знакомство с цветковыми растениями». | Взаимосвязь всех органов и всего растительного организма со средой обитания. | Знать связь растения со средой обитания. |
Многообразие растительного мира 23ч. |
9. | 08.11 | | Мхи. Папоротники. | Понятие о мхе как многолетнем растении. Места произрастания мхов. Торфяной мох и образование торфа. Многолетние травянистые растения. Места произрастания папоротника. | Знать внешний вид мха и папоротника. |
10. | 15.11 | | Голосеменные и покрытосеменные или цветковые растения. | Сосна и ель - хвойные деревья. Отличие их от лиственных деревьев. Сравнение сосны и ели. Особенности их размножения. Использование древесины в народном хозяйстве. | Знать признаки сходства и различия между растениями. |
11. | 22.11 | | Однодольные покрытосеменные растения. Злаковые. | Пшеница, рожь, ячмень, овес, кукуруза. Особенности внешнего строения (корневая система, стебель, листья, соцветия). | Знать признаки злаковых. |
12. | 29.11 | | Выращивание и использование злаков. | Выращивание: посев, уход, уборка. Использование в народном хозяйстве. Преобладающая культура для данной местности. | Знать общественное значение полевых растений (хлебных культур) в жизни человека. |
13. | 06.12 | | Лилейные. Общие признаки лилейных. | Лук, чеснок, лилия, тюльпан, ландыш. Общая характеристика (цветок, лист, луковица, корневище). Лук, чеснок - многолетние овощные растения. Выращивание: посев, уход, уборка. Использование человеком. Цветочно-декоративные лилейные открытого и закрытого грунтов (хлорофитум, лилия, тюльпан). | Знать признаки лилейных. Уметь различать по внешнему виду цветочно-декоративные, овощные и дикорастущие лилейные. |
14. | 13.12 | | Лилейные. Общие признаки лилейных. | Лук, чеснок, лилия, тюльпан, ландыш. Общая характеристика (цветок, лист, луковица, корневище). Лук, чеснок - многолетние овощные растения. Выращивание: посев, уход, уборка. Использование человеком. Цветочно-декоративные лилейные открытого и закрытого грунтов (хлорофитум, лилия, тюльпан). | Знать признаки лилейных. Уметь различать по внешнему виду цветочно-декоративные, овощные и дикорастущие лилейные. |
15. | 20.12 | | Двудольные покрытосеменные растения. Паслёновые растения. Паслён. | Картофель, томат-помидор (баклажан, перец- для южных районов), петунья, черный паслен, душистый табак. | Знать общие признаки паслёновых. Уметь различать по внешнему виду. |
16. | 27.12 | | Овощные и технические паслёновые. Картофель. | Картофель, томат-помидор (баклажан, перец- для южных районов), петунья, черный паслен, душистый табак. | Знать строение клубня картофеля. |
17. | 10.01 | | Выращивание картофеля. | Картофель, томат-помидор (баклажан, перец- для южных районов), петунья, черный паслен, душистый табак. | Знать, что картофель важнейший продукт питания. |
18. | 17.01 | | Томат. Баклажан и перец. | Картофель, томат-помидор (баклажан, перец- для южных районов), петунья, черный паслен, душистый табак. | Знать биологические особенности влияния на условие их выращивания. |
19. | 24.01 | | Цветочно – декоративные паслёновые. | Картофель, томат-помидор (баклажан, перец- для южных районов), петунья, черный паслен, душистый табак. | Знать общее строение петуньи и душистого табака. |
20. | 31.01 | | Бобовые культуры. | Горох (фасоль, соя -для южных районов). Бобы. Клевер, люпин - кормовые травы. | Знать общие признаки бобовых. Уметь различать по внешнему виду. |
21. | 07.02 | | Бобовые культуры. | Горох (фасоль, соя -для южных районов). Бобы. Клевер, люпин - кормовые травы. | Знать общие признаки бобовых. Уметь различать по внешнему виду. |
22. | 14.02 | | Розоцветные. Шиповник. | Яблоня, груша, вишня, малина, шиповник, садовая земляника (персик, абрикос- для южных районов). Особенности размножения яблони, малины, земляники. Созревание плодов и ягод садовых растений, их уборка и использование. | Знать признаки розоцветных, строение цветка шиповника. |
23. | 21.02 | | Плодово – ягодные розоцветные. Яблоня. Груша. Вишня. Малина. Земляника. Персик и абрикос. | Яблоня, груша, вишня, малина, шиповник, садовая земляника (персик, абрикос- для южных районов). Особенности размножения яблони, малины, земляники. Созревание плодов и ягод садовых растений, их уборка и использование. | Знать строение цветков этих растений. |
24. | 28.02 | | Плодово – ягодные розоцветные. Яблоня. Груша. Вишня. Малина. Земляника. Персик и абрикос. | Яблоня, груша, вишня, малина, шиповник, садовая земляника (персик, абрикос- для южных районов). Особенности размножения яблони, малины, земляники. Созревание плодов и ягод садовых растений, их уборка и использование. | Знать строение цветков этих растений. |
25. | 06.03 | | Плодово – ягодные розоцветные. Яблоня. Груша. Вишня. Малина. Земляника. Персик и абрикос. | Яблоня, груша, вишня, малина, шиповник, садовая земляника (персик, абрикос- для южных районов). Особенности размножения яблони, малины, земляники. Созревание плодов и ягод садовых растений, их уборка и использование. | Знать строение цветков этих растений. |
26. | 13.03 | | Сложноцветные. Общие признаки сложноцветных. Подсолнечник. Календула – бархатцы. Маргаритка и георгин. | Подсолнечник. Ноготки, бархатцы- однолетние цветочные растения. Маргаритка - двулетнее растение. Георгин - многолетнее растение. Особенности внешнего строения сложноцветных. Агротехника выращивания подсолнечника. Использование человеком. | Знать общие признаки сложноцветные, их биологические особенности, строение цветков. |
27. | 20.03 | | Сложноцветные. Общие признаки сложноцветных. Подсолнечник. Календула – бархатцы. Маргаритка и георгин. | Подсолнечник. Ноготки, бархатцы- однолетние цветочные растения. Маргаритка - двулетнее растение. Георгин - многолетнее растение. Особенности внешнего строения сложноцветных. Агротехника выращивания подсолнечника. Использование человеком. | Знать общие признаки сложноцветные, их биологические особенности, строение цветков. |
28. | 03.04 | | Сложноцветные. Общие признаки сложноцветных. Подсолнечник. Календула – бархатцы. Маргаритка и георгин. | Подсолнечник. Ноготки, бархатцы- однолетние цветочные растения. Маргаритка - двулетнее растение. Георгин - многолетнее растение. Особенности внешнего строения сложноцветных. Агротехника выращивания подсолнечника. Использование человеком. | Знать общие признаки сложноцветные, их биологические особенности, строение цветков. |
29. | 10.04 | | Уход за комнатными растениями. | Рассказ о растении по плану. | Знать понятия «перевалка» и «пересадка». |
30. | 17.04 | | Осенние работы в саду. Весенние работы в саду. | Вскапывание приствольных кругов на школьном учебно-опытном участке. Рыхление междурядий, прополка и другие работы в саду и на участке. Уборка прошлогодней листвы. | Знать значение осенней обработки почвы, объём работы в саду весной, приёмы ухода за посевами и посадками. |
31. | 24.04 | | Повторение по теме «Растение – живой организм» | | Уметь самостоятельно выполнять задания. |
Растение - живой организм 2ч. |
32. | 08.05 | | Бактерии. | Общее понятие. Значение в природе и жизни человека. | Знать понятие «Бактерии», разнообразие форм. Уметь распознавать группы бактерий. |
33. | 15.05 | | Грибы. | Строение шляпочного гриба: плодовое тело, грибница. Грибы съедобные и ядовитые, их распознавание. Правила сбора и обработки съедобных грибов. | Знать строение и правила сбора грибов. Уметь распознавать съедобные от несъедобных и ядовитых грибов. |
Повторение 2ч. |
34. | 22.05 | | Итоговый контроль «Что мы узнали о растениях». | | Знать строение и жизнь живых организмов. |
35. | 29.05 | | Экологические проблемы современности. | | Приводить доказательства (аргументация) необходимости защиты окружающей среды. |
Согласовано: Согласовано: Протокол заседания
Руководитель МО Заместитель директора по УВР методического совета
__________ ________________ __________ __________________ МБОУ – СОШ № 1
Подпись ФИО Подпись ФИО от _______201__г.№_______
___августа 201__г. ___августа 201__г. Председатель методического
Совета
_________ _____________
Подпись ФИО