СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочие программы предназанчены для реализации в школе
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«НОВОПОЛТАВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Принято на заседании ШМО Гуманитарных наук Протокол № …… от «____» ___________ 2017 г. | Согласовано заместитель директора по УВР ______________Зыкова М.Е. «____» ____________ 2017 г. | Утверждаю директор школы _____________Сутугин Н.В. «____» ____________ 2017 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ГЕОГРАФИЯ»
7 КЛАСС, БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ
НА 2017-2018 УЧЕБНЫЙ ГОД
Разработана
Кулинченко Юлией Робертовной,
учителем истории и обществознания
с. Новополтавка, 2017 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса по географии для 7 класса соответствует федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, разработана на основе ООП ООО МБОУ «Новополтавская СОШ» и Примерной программы основного общего образования по географии.
Данная программа реализована в учебнике: Коринская В.А., Душина И.В., Щенев В.А. География: География материков и океанов. 7 кл.: учебник. – М.: Дрофа, 2016г
В авторскую программу внесены следующие изменения:
- с целью контроля и проверки знаний, обучающихся после раздела 1 введена контрольная работа (1 час)
- введена промежуточная аттестационная работа за курс 7 класса (1 час)
По расписанию и календарному графику работы школы на 2017-2018 учебный год на изучение предмета выделяется 70 аудиторных часов. Рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю. При этом в ней предусмотрено 14 практикумов, 10 географических диктантов и 4 тестовых работы, являющихся фрагментами уроков, продолжительностью 10 мин, не требующих для их проведения дополнительных учебных часов. В качестве промежуточной аттестации по истории предусмотрена промежуточная аттестационная работа за курс 7 класса. Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу. Основное содержание программы направлено на сохранение и углубление мировоззренческого и воспитывающего потенциала семиклассников, развитию географической культуры школьников, осознание ими функционального значения географии для человека.
Наряду с этим в течение года возможно изменение количества часов на изучение тем программы в связи с совпадением уроков расписания с праздничными днями, сроками изменения каникул, изменением расписания и другими особенностями функционирования образовательного учреждения.
Курс географии материков и океанов – это второй по счету школьный курс географии. В содержании курса увеличен объем страноведческих и общеземлеведческих знаний. Программа определяет содержание предмета основной школы и отражает требования «Обязательного минимума» к общеобразовательной географической подготовке школьников; познавательные интересы учащихся. Содержание программы сконструировано таким образом, что в курсе географии 7 класса пространственные представления формируются комплексно и на всех трех уровнях: планетарном, региональном и локальном. География материков и океанов в 7 классе формирует в основном региональные представления учащихся о целостности и дифференцированности географической оболочки и связях между ее отдельными компонентами на материках, в регионах и странах мира.
Изучение географии в 7 классе на базовом уровне основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
– создать у учащихся целостное представление о Земле как планете людей, раскрыть разнообразие ее природы и населения, ознакомить их со странами и народами, сформировать необходимый минимум базовых знаний и представлений страноведческого характера, необходимых каждому человеку нашей эпохи;
- раскрыть закономерности землеведческого характера;
- воспитывать убеждения бережного отношения к природе, международного сотрудничества в решении проблем окружающей среды на базе знаний о роли природных условий в жизни человека.
Изучение географии в 7 классе на базовом уровне основного общего образования направлено на решение следующих задач:
- познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях (от локального до глобального), что позволяет сформировать географическую картину мира;
- понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания.
- выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности;
- формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде
Построение учебного содержания курса осуществляется по принципу его логической целостности, от общего к частному.
7-ой класс - «География Земли» – в каждом из которых выделяются тематические разделы.
В первой части курса у школьников формируются знания о географической целостности и неоднородности Земли как планеты людей, об общих географических закономерностях развития рельефа, гидрографии, климатических процессов, распределения растительного и животного мира, влияния природы на жизнь и деятельность людей. Здесь же происходит развитие базовых знаний страноведческого характера: о целостности и дифференциации природы материков, их крупных регионов и стран, о людях, их населяющих, об особенностях их жизни и хозяйственной деятельности в различных природных условиях.
Курс 7-го класса открывает страноведческий блок школьной географии. Разработка его содержания опирается на лучшие традиции школьного страноведения, заложенные на рубеже XIX и XX вв. отечественными географами. Возрождение и расширение страноведческой основы школьной географии призвано служить укреплению комплексного подхода к изучению территориальных природно-общественных систем, развитию у школьников интереса к изучению географии.
Посредством комплексного страноведения, которое объединяет изучение природы, населения и его хозяйственной деятельности, школьники научатся понимать причины разнообразия природы материков и океанов, крупных регионов и отдельных стран, понимать людей другой культуры, осознавать свое место в жизни своей планеты. Страноведческие знания будут служить школьникам способом рассмотрения мира, позволят видеть, понимать и оценивать сложную систему взаимодействия между людьми, территорией и природной средой.
Главная цель курса – развитие у школьников целостного представления о Земле как планете людей, о целостности и дифференциации природы материков, их крупных регионов и отдельных стран, о людях, их населяющих, особенностях жизни и хозяйственной деятельности в различных природных условиях, т.е. формирование минимума базовых знаний общеземлеведческого и страноведческого характера, необходимых каждому человеку нашей эпохи.
Отбор изучаемых в курсе стран проведен не только исходя из их роли в развитии мировой цивилизации, величины территории и населения, не только с учетом степени отражения в их природе особенностей крупных регионов материков, но и с учетом специфики этнического состава населения, образа жизни народов равнинных и горных стран, их хозяйственной деятельности и региональных особенностей взаимодействия человека и природы.
Содержание предмета направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такте учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определение понятиям, структурировать материал и др.
Обучающиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие ее виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в сотрудничестве (паре и группе), представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т.д.
Используемые технологии: интеграция традиционной, модульной, игровой, компьютерной, развивающего обучения.
Основные методы, используемые в различных сочетаниях:
1. Объяснительно – иллюстративный, сочетающий словесные методы (рассказ, объяснение, работа с географическими источниками) с иллюстрацией различных по содержанию источников (справочники, картины, схемы, диаграммы, натуральные объекты, др.).
2. Частично – поисковый, основанный на использовании географических знаний, жизненного и познавательного опыта обучающихся. Конкретным проявлением этого метода является беседа, которая в зависимости от дидактических целей урока может быть проверочной, эвристической, повторительной – обобщающей.
3. Исследовательский метод как один из ведущих способов организации поисковой деятельности, обучающихся в учебной работе, привития им умений и навыков самостоятельной работы. Исследовательский метод используется: в организации метеорологических, фенологических, гидрологических наблюдений, наблюдений за эрозией почвы и в обработке их результатов (составление графиков, диаграмм, схем, сводок и т.д.).
Важнейшим механизмом формирования компетентности обучения является словесный метод обучения. К этому методу относится монологическая речь учителя (рассказ, объяснение, лекция, разъяснение способов деятельности, приемов работы с каким-либо источником географической информации), работа обучающихся с текстом учебника и другой дополнительной литературой, а также работа с электронным приложением учебника. Часто используется диалогическая форма: беседа с классом, работа школьников с вопросами и заданиями учебника.
В составе практических методов выделяются наблюдения объектов и явлений в природе, методы работы с картами, схемами, профилями, статистическими показателями, проектами, компьютерными программами, презентациями, медиаресурсами.
На уроках географии сами школьники создают модели, проекты, вычерчивают план местности, строят графики и диаграммы по результатам наблюдений за погодой, работают с контурными картами, вычерчивают схемы связей.
Формы организации работы обучающихся:
Индивидуальная; коллективная; фронтальная; парная; групповая.
Формы учебных занятий: мини – лекции; диалоги и беседы; практические работы; проектные работы
Виды деятельности обучающихся: устные сообщения; обсуждения; работа с источниками; доклады; рефлексия.
Формы контроля: тестовый контроль, интерактивные задания, тренажеры, проверочные работы, топографические и географические диктанты, работы с контурными картами, практические работы, работа с картами атласа, заполнение таблиц, индивидуальный устный опрос, фронтальная письменная работа.
Методической основой изучения курса в основной школе является системно-деятельностный подход, обеспечивающий достижение личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов посредством организации активной познавательной деятельности школьников.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Обучение географии в основной школе должно быть направлено на достижение следующих личностных результатов:
Овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
Осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира;
Сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.
Метапредметные результаты освоения выпускниками основной школы программы по географии заключается в формировании и развитии посредством географического знания:
Познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
Гуманистических и демократических ценностных ориентаций, готовности следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;
Способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умение управлять своей познавательной деятельностью;
Готовности к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями.
К метапредметным результатам относятся универсальные способы деятельности, формируемые, в том числе и в школьном курсе географии и применяемые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях:
- умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
- умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение и передачу, и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий;
- организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;
- умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
- умения взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию, написать письмо, заявление и т.п.;
- умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать смысловые и целевые установки в своих действиях и поступках, принимать решения
Предметные результаты изучения географии включают в себя:
Обучающийся научится:
использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для решения различных учебных и практико-ориентированных задач: выявление географических зависимостей и закономерностей на основе результатов наблюдений, на основе анализа, обобщения и интерпретации географической информации объяснение географических явлений и процессов (их свойств, условий протекания и географических различий)
оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития;
различать (распознавать, приводить примеры) изученные демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения Земли и отдельных регионов и стран;
различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы и населения материков и океанов, отдельных регионов и стран;
устанавливать черты сходства и различия особенностей природы и населения, материальной и духовной культуры регионов и отдельных стран; адаптации человека к разным природным условиям;
объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;
приводить примеры взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;
объяснять особенности компонентов природы отдельных частей страны;
- объяснять расовые отличия разных народов мира
Обучающийся получит возможность научиться:
составлять описание природного комплекса;
выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, происходящих в географической оболочке;
сопоставлять существующие в науке точки зрения о причинах происходящих глобальных изменений климата;
оценивать положительные и негативные последствия глобальных изменений климата для отдельных регионов и стран;
объяснять закономерности размещения населения и хозяйства отдельных территорий в связи с природными и социально-экономическими факторами
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Тема урока
| Кол-во часов | В том числе | ||||
Контрольные и тестовые работы | Практические работы | ||||||
1 | Введение | 2 | - | 1 | |||
2 | Тема 1. Литосфера и рельеф Земли | 2 | - | 1 | |||
3 | Тема 2. Атмосфера и климаты Земли | 2 | - | 1 | |||
4 | Тема 3. Гидросфера. Мировой океан — главная часть гидросферы | 2 | - | - | |||
5 | Тема 4. Географическая оболочка | 3 | - | 1 | |||
6 | Тема 5. Население Земли | 4 | 1 | 1 | |||
7 | Тема 6. Океаны | 2 | - | 1 | |||
8 | Тема 7. Южные материки | 1 | - | - | |||
9 | Тема 8. Африка | 10 | - | 2 | |||
10 | Тема 9. Австралия | 4 | 1 | 1 | |||
11 | Тема 10. Океания | 1 | - | - | |||
12 | Тема 11. Южная Америка | 7 | 1 | 2 | |||
13 | Тема 12. Антарктида | 1 | 1 | - | |||
14 | Тема 13. Северные материки | 1 | - | 1 | |||
15 | Тема 14. Северная Америка | 7 | 1 | - | |||
16 | Тема 15. Евразия | 16 | 1 | 3 | |||
17 | Тема 16. Географическая оболочка — наш дом | 2 | - | - | |||
18 | Промежуточная аттестационная работа по теме: «География: курс 7 класса» | 1 | 1 | - | |||
19 | Повторение | 2 | - | - | |||
Итог | 70 | 7 | 14 |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Введение (2 ч)
Материки (континенты) и острова. Части света. Основные этапы накопления знаний о Земле
Карта — особый источник географических знаний. Виды карт. Различие географических карт по охвату территорий и масштабу. Различие карт по содержанию. Методы географических исследований.
Практические работы. 1. Группировка карт учебника и атласа по разным признакам
Умение показывать по карте материки и части света. Выделение основных эпох в истории географических открытий. Характеристика важнейших научных открытий
Характеристика источников географической информации.
Группировка карт учебника и атласа по содержанию и масштабу
Раздел 1. Главные особенности природы Земли (13 ч)
Тема 1. Литосфера и рельеф Земли (2 ч)
Происхождение Земли. Строение материковой и океанической земной коры. Плиты литосферы. Карта строения земной коры. Сейсмические пояса Земли
Взаимодействие внутренних и внешних сил — основная причина разнообразия рельефа. Размещение крупных форм рельефа на поверхности Земли.
Практические работы. 2. Описание по карте рельефа одного из материков. Сопоставление строения материковой и океанической коры. Анализ карты литосферных плит, установление границ столкновения и расхождения плит. Анализ карты строения земной коры, выявление закономерности в распространении поясов землетрясений и вулканизма на Земле
Сопоставление физической карты с картой строения земной коры. Объяснение зависимости между строением земной коры и размещением крупных форм рельефа суши и дна океана. Описание по карте рельефа одного из материков
Тема 2. Атмосфера и климаты Земли (2 ч)
Климатические карты. Распределение температуры воздуха на Земле. Распределение поясов атмосферного давления на Земле. Постоянные ветры. Воздушные массы. Роль воздушных течений в формировании климата
Основные климатические пояса. Переходные климатические пояса. Климатообразующие факторы.
Практические работы. 3. Характеристика климата по климатическим картам.
Установление по картам зависимости между климатическими показателями и климатообразующими факторами; между свойствами воздушных масс и характером поверхности, над которой они формируются. Характеристика воздушных масс с разными свойствами. Чтение климатограмм
Объяснение размещения на Земле климатических поясов. Характеристика одного из климатических поясов. Выявление причин выделения климатических областей в пределах поясов. Оценка роли климата в жизни людей
Тема 3. Гидросфера. Мировой океан — главная часть гидросферы (2 ч)
Роль океана в жизни Земли. Происхождение вод Мирового океана. Свойства вод океана. Льды в океане. Водные массы. Схема поверхностных течений
Разнообразие морских организмов. Распространение жизни в океане. Биологические богатства океана. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей
Объяснение роли Мирового океана в жизни Земли. Доказательство зональности в распределении водных масс. Работа с картой: обозначение круговых движений поверхностных вод; выявление их роли в формировании природы суши
Выявление особенностей распространения жизни в океане. Характеристика процесса обмена теплом и влагой между океаном, атмосферой и сушей
Тема 4. Географическая оболочка (3 ч)
Строение географической оболочки. Свойства географической оболочки. Круговорот веществ и энергии. Роль живых организмов в формировании природы
Природные комплексы суши. Природные комплексы океана. Разнообразие природных комплексов
Что такое природная зона? Разнообразие природных зон. Закономерности размещения природных зон на Земле. Широтная зональность. Высотная поясность.
Практические работы. 4. Анализ карт антропогенных ландшафтов. Выявление материков с самыми большими ареалами таких ландшафтов
Характеристика строения географической оболочки. Объяснение взаимодействия ее компонентов; ее основных свойств
Сравнение территориальных и аквальных комплексов. Характеристика различных комплексов
Выявление связи между природными компонентами зоны. Анализ карты природных зон. Характеристика особенностей размещения природных зон на материках и в океанах. Установление по картам и схемам закономерностей в проявлении широтной зональности и высотной поясности
Тема 5. Население Земли (4 ч)
Факторы, влияющие на численность населения. Размещение людей на Земле.
Практические работы. 5. Сравнительное описание численности, плотности и динамики населения материков и стран мира
Этнический состав населения мира. Мировые и национальные религии.
Основные виды хозяйственной деятельности людей. Их влияние на природные комплексы. Комплексные карты. Городское и сельское население. Культурно-исторические регионы мира. Многообразие стран, их основные типы
Анализ изменения численности населения мира. Определение и сравнение численности населения материков и стран мира. Работа с тематическими картами: определение рождаемости, смертности, естественного прироста, плотности населения
Анализ карты народов мира: изучение территорий проживания народов, относящихся к одним языковым семьям. Анализ карты религий мира; выявление географии мировых и национальных религий
Характеристика разных видов хозяйственной деятельности, выделение основных видов. Выявление по статистическим таблицам стран — лидеров в промышленности и сельском хозяйстве. Описание характерных черт промышленного и сельскохозяйственного ландшафта по их изображению. Выявление таких ландшафтов в своей местности. Сравнение образа жизни горожанина и жителя сельской местности. Умение различать города по их функции
Контрольная работа по разделу- 1 час
Раздел 2. Океаны и материки (52 ч)
Тема 6. Океаны (2 ч)
Тихий океан, Индийский океан. Особенности географического положения. Из истории исследования океанов. Особенности природы. Виды хозяйственной деятельности в каждом из океанов
Атлантический океан, Северный Ледовитый океан. Особенности географического положения. Из истории исследования океанов. Особенности природы. Виды хозяйственной деятельности в каждом из океанов.
Практические работы. 6. Описание по картам особенностей географического положения, природы и населения одного из крупных островов
Определение по картам географического положения океанов, их глубины, крупнейших поверхностных течений. Выявление характера хозяйственного использования океанов и его влияния на сохранение их природы. Подготовка и обсуждение презентации об океане
Определение по картам географического положения океанов, их глубины, крупнейших поверхностных течений. Характеристика по картам и тексту учебника особенностей природы. Сравнение океанов
Тема 7. Южные материки (1 ч)
Особенности географического положения южных материков. Общие черты рельефа. Общие особенности климата и внутренних вод. Общие особенности расположения природных зон. Почвенная карта
Сравнение географического положения южных материков. Выявление общих особенностей в компонентах природы. Сравнение материков по выраженности в их природе широтной зональности и высотной поясности
Тема 8. Африка (10 ч)
Географическое положение. Исследование Африки зарубежными путешественниками. Исследования Африки русскими путешественниками и учеными
Основные формы рельефа. Формирование рельефа под влиянием внутренних и внешних процессов. Размещение месторождений полезных ископаемых
Климатические пояса Африки. Внутренние воды Африки. Основные речные системы. Значение рек и озер в жизни населения
Проявление широтной зональности на материке. Основные черты природных зон
Влияние человека на природу. Стихийные бедствия. Заповедники и национальные парки
Население Африки. Размещение населения. Колониальное прошлое материка
Общая характеристика региона. Географическое положение, природа, население, хозяйство Алжира
Общая характеристика региона. Географическое положение, природа, население, хозяйство Нигерии.
Практические работы. 7. Определение по картам природных богатств стран Центральной Африки
Общая характеристика региона. Географическое положение, природа, население, хозяйство Эфиопии
Общая характеристика региона. Географическое положение, природа, население, хозяйство Южно-Африканской Республики.
Практические работы. 8. Оценка географического положения, планировки и внешнего облика крупнейших городов Африки
Определение географического положения материка и объяснение его влияния на природу. Оценка результатов исследований Африки зарубежными и русскими путешественниками и исследователями
Объяснение преобладания в рельефе материка высоких равнин. Характеристика размещения месторождений полезных ископаемых. Оценка богатства материка полезными ископаемыми. Описание рельефа какой-либо территории материка
Объяснение влияния климатообразующих факторов на климат материка. Характеристика климата какой-либо территории материка, анализ климатограмм. Выявление зависимости рек от рельефа и климата. Характеристика одной из рек материка по плану
Характеристика природных зон материка. Выявление изменений природных зон под влиянием хозяйственной деятельности людей
Работа с текстом учебника и дополнительными источниками информации. Объяснение изменений, которые произошли в природе Африки под влиянием хозяйственной деятельности человека. Характеристика стихийных бедствий, происходящих на материке. Работа с картой: анализ заповедников и национальных парков, их расположения в различных природных зонах. Анализ экологической карты материка
Работа с текстом учебника и статистическими материалами. Характеристика изменения численности населения во времени и факторов, влияющих на этот показатель. Анализ карты плотности населения. Определение по карте атласа наиболее крупных этносов, по статистическим показателям — соотношения городского и сельского населения. Анализ политической карты: выявление больших и малых стран, историко-культурных регионов Африки
Анализ карты хозяйственной деятельности населения. Выявление особенностей природы, природных богатств, этнического состава населения и его хозяйственной деятельности.
Характеристика географического положения региона и стран, расположенных в его пределах. Выявление особенностей природы и природных богатств региона. Подготовка и обсуждение презентации о заповедниках и национальных парках, о странах, о памятниках природного и культурного наследия региона
Выявление особенностей природы, природных богатств и этнического состава населения и основные виды его хозяйственной деятельности. Характеристика одной из стран региона. Анализ экологической карты
Тема 9. Австралия (4 ч)
Своеобразие географического положения материка. История открытия и исследования. Особенности рельефа. Размещение месторождений полезных ископаемых
Факторы, определяющие особенности климата материка. Климатические пояса и области. Внутренние воды
Проявление широтной зональности в размещении природных зон. Своеобразие органического мира
Население. Хозяйство Австралийского Союза. Изменение природы человеком. Практические работы. 9. Сравнительная характеристика природы, населения и его хозяйственной деятельности двух регионов Австралии (по выбору)
Объяснение причин выровненного рельефа материка. Установление закономерностей размещения месторождений полезных ископаемых на материке. Сравнение географического положения и рельефа Австралии и Африки
Объяснение причин сухости климата на большей территории, бедности поверхностными водами. Анализ климатограмм. Описание одной из рек материка
Объяснение причин эндемичности органического мира, особенностей размещения природных зон в сравнении с Африкой
Описание населения (численности, размещения по территории, этнического состава, соотношения городского и сельского населения). Анализ карты хозяйственной деятельности людей. Оценка степени изменения природы человеком
Тема 10. Океания (1 ч)
Географическое положение. Из истории открытия и исследования. Особенности природы. Население и страны. Памятники природного и культурного наследия
Характеристика географического положения Океании, крупных островов и архипелагов. Объяснение причин своеобразия, уникальности природы Океании. Описание одного из островов. Обозначение на карте наиболее значимых стран Океании
Тема 11. Южная Америка (7 ч)
Географическое положение. История открытия и исследования материка
История формирования основных форм рельефа материка. Закономерности размещения равнин и складчатых поясов, месторождений полезных ископаемых
Климатообразующие факторы. Климатические пояса и области. Внутренние воды. Реки как производные рельефа и климата материка
Своеобразие органического мира материка. Высотная поясность в Андах. Изменение природы материка под влиянием деятельности человека. Охрана природы
История заселения материка. Численность, плотность населения, этнический состав населения. Страны
Географическое положение, природа, население, хозяйство Бразилии и Аргентины.
Практические работы. 10. Составление описания природы, населения, географического положения крупных городов Бразилии или Аргентины
Своеобразие природы Анд. Географическое положение, природа, население, хозяйство Перу.
Сравнение географического положения Южной Америки, Африки и Австралии. Формулирование выводов о природе материка на основе оценки его географического положения
Объяснение причин контрастов в строении рельефа Южной Америки.
Работа с картами атласа. Выявление закономерностей в размещении крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых. Сравнение рельефа Южной Америки и Африки, формулирование вывода по результатам сравнения
Объяснение причин преобладания влажных типов климата, богатства материка поверхностными водами. Работа с картами атласа. Сравнение климата и внутренних вод Южной Америки и Африки. Оценка климата и внутренних вод материка для жизни населения
Выявление зависимости размещения природных зон от климата. Определение своеобразия каждой из природных зон материка. Сравнение природных зон Южной Америки и Африки. Умение приводить примеры изменения природы материка человеком
Анализ карт и статистических показателей; описание плотности населения, особенностей его размещения на материке. Группировка стран материка по различным признакам
Характеристика географического положения страны. Описания населения страны. Анализ карты хозяйственной деятельности населения. Анализ экологической карты. Подготовка и обсуждение презентации о стране
Выявление по картам атласа и тексту учебника особенностей природы и природных богатств страны. Описание этнического состава населения и его хозяйственной деятельности. Характеристика памятников всемирного наследия на территории Андских стран
Тема 12. Антарктида (1 ч)
Географическое положение. Антарктика. Открытие и первые исследования. Современные исследования Антарктиды. Ледниковый покров. Подледный рельеф. Климат.
Органический мир. Значение современных исследований Антарктики.
Объяснение особенностей природы материка и его влияния на природу всей Земли. Анализ климатограмм. Описание климата внутренних и прибрежных районов материка. Оценка природных ресурсов Антарктиды. Объяснение международного статуса материка. Подготовка и обсуждение презентации о материке
Тема 13. Северные материки (1 ч)
Географическое положение. Общие черты рельефа. Древнее оледенение. Общие черты климата и природных зон
Работа с картами атласа. Сравнение материков. Выявление общих особенностей в географическом положении и компонентах природы северных материков
Тема 14. Северная Америка (7 ч)
Географическое положение. Из истории открытия и исследования материка. Русские исследования Северо-Западной Америки
Основные черты рельефа материка. Влияние древнего оледенения на рельеф. Закономерности размещения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых
Климатообразующие факторы. Климатические пояса и области. Внутренние воды. Реки как производные рельефа и климата материка
Особенности распределения природных зон на материке. Изменение природы под влиянием деятельности человека. Население
Географическое положение, природа, население, хозяйство, заповедники и национальные парки Канады
Географическое положение, природа, население, хозяйство, памятники природного и культурного наследия США
Общая характеристика региона. Географическое положение, природа, население, хозяйство Мексики.
Практические работы. 11. Выявление особенностей размещения и географического положения, планировки и внешнего облика крупнейших городов Канады, США и Мексики
Работа с картами атласа. Характеристика географического положения материка и его влияния на природу. Подготовка сообщения о зарубежном или русском путешественнике и исследователе Северной Америки с использованием дополнительных источников информации
Объяснение размещения крупных форм рельефа на материке. Характеристика крупных форм рельефа. Выявление закономерности в размещении крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых
Анализ климатической карты, климатограмм и карты климатических поясов. Характеристика климата отдельных территорий, сравнение их и объяснение причин сходства и различий. Объяснение зависимости рек от рельефа и климата
Объяснение причин особого размещения природных зон. Описание отдельных зон. Оценка степени изменения природы материка. Выявление по карте расположения заповедников и национальных парков
Описание и оценка географического положения Канады. Характеристика ее природы и природных богатств. Выявление особенностей состава и размещения населения, основных видов его хозяйственной деятельности. Оценка степени изменения природы страны
Характеристика географического положения США, оценка его влияния на жизнь населения и развитие хозяйства. Доказательство разнообразия и богатства природы страны. Анализ карты хозяйственной деятельности населения: определение размещения отраслей хозяйства и крупных городов. Анализ экологической карты: оценка степени изменения природы страны. Подготовка и обсуждение презентации о стране
Выделение общих черт материальной и духовной культуры населения Латинской Америки. Выявление основных отраслей хозяйства страны. Описание по картам атласа и тексту учебника Мексики и еще одной из стран Средней Америки
Тема 15. Евразия (16 ч)
Особенности географического положения. Очертания берегов. Исследования Центральной Азии
Особенности рельефа Евразии, его развитие. Области землетрясений и вулканов. Основные формы рельефа. Полезные ископаемые
Факторы, формирующие климат материка. Климатические пояса. Влияние климата на хозяйственную деятельность населения. Внутренние воды, их распределение. Реки. Территории внутреннего стока. Озера. Современное оледенение. Многолетняя мерзлота
Расположение и характеристика природных зон. Высотные пояса в Гималаях и Альпах. Народы Евразии.
Страны.
Состав региона. Природа. Население. Хозяйство. Комплексная характеристика стран региона.
Практические работы. 12. Описание видов хозяйственной деятельности населения стран Северной Европы, связанных с океаном
Общая характеристика региона. Географическое положение, природа, население, хозяйство, объекты всемирного наследия Великобритании
Географическое положение, природа, население, хозяйство, памятники природного и культурного наследия Франции и Германии.
Практические работы. 13. Сравнительная характеристика Великобритании, Франции и Германии
Общая характеристика региона. Польша, Чехия, Словакия, Венгрия. Румыния и страны Балканского полуострова
Географическое положение, природа, население, хозяйство стран Балтии, Белоруссии, Украины, Молдавии
Общая характеристика региона. Географическое положение, природа,
население, хозяйство Италии. Памятники всемирного наследия региона
Общая характеристика региона. Географическое положение, природа, население, хозяйство Армении,
Грузии и Азербайджана.
Практические работы. 14. Группировка стран Юго-Западной Азии по различным признакам
Общая характеристика региона. Географическое положение, природа, население, хозяйство Казахстана, Узбекистана, Киргизии, Таджикистана, Туркмении и Монголии
Общая характеристика региона. Географическое положение, природа, население, хозяйство, памятники всемирного наследия Китая.
Географическое положение, природа, население, хозяйство, памятники всемирного наследия Японии
Общая характеристика региона. Географическое положение, природа, население, хозяйство Индии.
Общая характеристика региона. Географическое положение, природа, население, хозяйство Индонезии
Сравнение географического положения Евразии и Северной Америки. Формулирование предварительных выводов о природе материка на основе анализа его географического положения. Оценка вклада русских исследователей в изучение Центральной Азии
Объяснение причин контрастов в строении рельефа материка. Выявление закономерностей в размещении равнин, горных складчатых областей и месторождений полезных ископаемых. Описание по карте крупных форм рельефа. Моделирование на контурной карте форм рельефа и месторождений полезных ископаемых. Оценка богатства материка минеральными ресурсами
Объяснение влияния климатообразующих факторов на климат материка. Описание климата поясов и областей. Сравнение климата Северной Америки и Евразии. Анализ климатограмм. Оценка климата Евразии для жизни и хозяйственной деятельности населения. Моделирование на контурной карте размещения внутренних вод материка. Описание реки по плану. Установление связи между режимом рек и климатом. Сравнение рек Евразии
Объяснение связи между компонентами природы и особенностями расположения природных зон на материке. Характеристика природных зон. Сравнение природных зон Северной Америки и Евразии. Оценка степени изменения природных зон человеком
Анализ численности населения региона и его размещения. Анализ политической карты, группировка стран по различным признакам. Описание стран, их сравнение
Объяснение влияния географического положения на хозяйственную деятельность населения. Комплексная характеристика страны по картам и тексту учебника. Определение особенностей материальной и духовной культуры населения страны, его вклад в развитие мировой цивилизации
Сравнение географического положения Франции и Германии, их природных ресурсов, состава населения и его размещения, хозяйства. Установление причин сходства и различия стран.
Выявление влияния географического положения стран Восточной Европы на развитие их хозяйства. Установление связи между природными ресурсами и развитием отраслей хозяйства стран. Определение особенностей материальной и духовной культуры населения каждой из стран. Оценка вклада населения стран в развитие мировой цивилизации
Характеристика географического положения стран Южной Европы. Описание стран, их краткая комплексная характеристика
Работа с контурной картой: обозначение наиболее важных географических объектов региона и Италии. Объяснение особенностей природы и природных богатств Италии, ее населения и видов хозяйственной деятельности. Оценка вклада населения страны в развитие мировой цивилизации
Объяснение историко-культурных особенностей стран Юго-Западной Азии. Характеристика их географического положения. Выявление своеобразия природы стран, главных природных богатств и особенностей их размещения. Характеристика этнического и религиозного состава населения стран. Работа с картой: определение видов хозяйственной деятельности населения.
Объяснение влияния географического положения стран Центральной Азии на своеобразие их природы. Определение основных природных богатств стран и связанных с ними видов хозяйственной деятельности. Выявление особенностей размещения населения, географического положения крупных городов. Комплексная характеристика стран по картам.
Объяснение особенностей географического положения Китая, оценка его влияния на развитие хозяйства страны. Характеристика компонентов природы и природных богатств Китая. Оценка степени антропогенного изменения природы на востоке и западе страны. Характеристика населения страны. Работа с картой: установление и объяснение развития различных видов хозяйственной деятельности населения. Оценка вклада Китая в развитие мировой цивилизации
Характеристика географического положения Японии. Определение своеобразия природы и природных богатств. Объяснение роли моря в жизни населения. Характеристика населения, основных видов его хозяйственной деятельности.
Объяснение историко-культурных особенностей региона. Характеристика географического положения Индии. Выявление своеобразия природы отдельных частей страны. Установление главных природных богатств и их размещения. Характеристика этнического и религиозного состава населения. Работа с картой: определение основных видов хозяйственной деятельности.
Работа с контурной картой: обозначение важных географических объектов региона, крупных островов и архипелагов. Характеристика Индонезии: особенностей ее природы и природных богатств, населения и видов его хозяйственной деятельности
Тема 16. Географическая оболочка — наш дом (2 ч)
Закономерности географической оболочки: целостность, ритмичность, зональность
Значение природных богатств. Влияние природы на условия жизни людей. Воздействие человека на природу. Необходимость международного сотрудничества в использовании природы и ее охране.
Характеристика основных свойств географической оболочки
Характеристика основных видов природных богатств, объяснение их использования человеком в различных видах хозяйственной деятельности. Умение приводить примеры влияния природы на жизнь людей. Оценивание состояния природы территорий материков, их крупных регионов, отдельных стран. Доказательство необходимости охраны природы
Промежуточная аттестация (1час)
Промежуточная аттестационная работа по теме: «География: курс 7 класса» - 1час
Повторение (2 часа)
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
1. Баринова И.И., Суслов В.Г. Рабочая тетрадь по географии. Материки и океаны: 7 класс: с комплектом контурных карт. ФГОС. – 3е изд., перераб. И доп. – М.: Издательство «Экзамен», 2015г
2. Баринова И.И. География География материков и океанов. 7 класс. Методическое пособие
3. Евдокимов В.И. Сборник заданий и упражнений по географии. 7 класс. К учебнику Коринской В.А. и др. «География. География материков и океанов. 7 класс». –2е изд., стереотип. – М.: Издательство «Экзамен», 2011г
4.Коринская В.А., Душина И.В., Щенев В.А. География: География материков и океанов. 7 кл.: учебник. – М.: Дрофа, 2016г.
5. Коринская В.А. География: География материков и океанов. 7 класс: метод. Пособие к учебнику Коринской В.А., Душиной И.В., Щенева В.А. «География. География материков и океанов. 7 класс». – М.: Дрофа, 2018г
6. Смирнова М.С. Тесты по географии: 7 класс: к учебнику Коринской В.А. и др. «География материков и океанов. 7 класс». Австралия. Южная и Сереная Америка. Антарктида. Евразия. – М.: Издательство «Экзамен», 2011г.
7. Крылова О.В. Атлас. Введение в географию. 7 класс + контурные карты и сборник задач. – М.: Издательство АТС 2015г
8.География. Начальный курс. 7 класс. Электронное мультимедийное издание.
9 Интернет-ресурсы:
www.uchportal.ru
http://www.edu.ru
www.pedsovet.ru
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Основная образовательная программа основного общего образования (с изменениями на основании приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 года № 1577) муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Новополтавская средняя общеобразовательная школа». – 2015г.
Примерная основная образовательная программа основного общего образования (от 08.04.2015) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://fgosreestr.ru/wp-content/uploads/2015/06/primernaja-osnovnaja-obrazovatelnaja-programma-osnovogo-obshchego-obrazovanija.pdf.
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования — М.: Просвещение, 2008. — 21 с. — (Стандарты второго поколения).
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Тема урока | Дата проведения | |
План | Факт | ||
Введение (2 ч) | |||
1 | Как люди открывали и изучали Землю | 4.09 |
|
2 | Источники географической информации ПР1. Группировка карт учебника и атласа по разным признакам | 7.09 |
|
Раздел 1. Главные особенности природы Земли (13 ч) | |||
Тема 1. Литосфера и рельеф Земли (2 ч) | |||
3 | Происхождение материков и океанов | 11.09 |
|
4 | Рельеф Земли. ПР 2. Описание по карте рельефа одного из материков | 14.09 |
|
Тема 2. Атмосфера и климат Земли (2 ч) | |||
5 | Распределение температуры воздуха и осадков на Земле | 18.09 |
|
6 | Климатические пояса Земли. ПР 3. Характеристика климата по климатическим картам | 21.09 |
|
Тема 3. Гидросфера. Мировой океан – главная часть гидросферы (2 ч) | |||
7 | Воды Мирового океана. Схема поверхностных течений | 25.09 |
|
8 | Жизнь в океане. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей | 28.09 |
|
Тема 4.Географическая оболочка (3 ч) | |||
9 | Строение и свойства географической оболочки | 2.10 |
|
10 | Природные комплексы суши и океана. | 5.10 |
|
11 | Природная зональность ПР 4. «Описание природной зоны по плану» | 9.10 |
|
Тема 5. Население Земли (4 ч) | |||
12 | Численность населения Земли. Размещение населения. | 12.10 |
|
13 | Народы и религии мира | 16.10 |
|
14 | Хозяйственная деятельность людей Городское и сельское население ПР 5. Сравнительное описание населения материков и стран мира | 19.10 |
|
15 | Контрольная работа по теме «Главные особенности природы Земли» | 23.10 |
|
Раздел 2. Океаны и материки (52 ч) | |||
Тема 6. Океаны (2 ч) | |||
16 | Тихий океан. Индийский океан. | 26.10 |
|
17 | Атлантический океан. Северный ледовитый океан. | 6.11 |
|
Тема 7. Южные материки ( 1 ч) | |||
18 | Общие особенности природы южных материков | 9.11 |
|
Тема 8. Африка (10 ч) | |||
19 | Географическое положение. Исследования Африки | 13.11 |
|
20 | Рельеф и полезные ископаемые | 16.11 |
|
21 | Климат. Внутренние воды | 20.11 |
|
22 | Природные зоны | 23.11 |
|
23 | Влияние человека на природу. Заповедники и национальные парки | 27.11 |
|
24 | Население Африки | 30.11 |
|
25 | Страны Северной Африки. Алжир | 4.12 |
|
26 | Страны Западной и Центральной Африки. Нигерия. ПР 6. «Описание страны Центральной Африки» | 7.12 |
|
27 | Страны Восточной Африки. Эфиопия | 11.12 |
|
28 | Страны Южной Африки. Южно-Африканская Республика. | 14.12 |
|
Тема 9. Австралия (4 ч) | |||
29 | Географическое положение Австралии. История открытия. Рельеф и полезные ископаемые ПР 7. «Описание по плану географического положения материка» | 18.12 |
|
30 | Климат Австралии. Внутренние воды | 21.12 |
|
31 | Природные зоны Австралии. Своеобразие органического мира. | 25.12 |
|
32 | Австралийский союз. | 28.12 |
|
Тема 10. Океания (1 ч) | |||
33 | Океания. Природа, население страны | 11.01 |
|
Тема 11. Южная Америка (7 ч) | |||
34 | Географическое положение. Из истории открытия и исследования материка | 15.01 |
|
35 | Рельеф и полезные ископаемые Южной Америки | 18.01 |
|
36 | Климат. Внутренние воды Южной Америки | 22.01 |
|
37 | Природные зоны Южной Америки | 25.01 |
|
38 | Население Южной Америки | 29.01 |
|
39 | Страны востока материка. Бразилия. | 1.02 |
|
40 | Страны Анд. Перу. ПР 8. «Составление сравнительного описания стран Южной Америки» | 5.02 |
|
Тема 12. Антарктида (1 ч) | |||
41 | Географическое положение. Открытие и исследование Антарктиды. Природа | 8.02 |
|
Тема 13. Северные материки (1 ч) | |||
42 | Общие особенности природы северных материков | 12.02 |
|
Тема 14. Северная Америка (7 ч) | |||
43 | Географическое положение Северной Америки. | 15.02 |
|
44 | Рельеф и полезные ископаемые Северной Америки | 19.02 |
|
45 | Климат. Внутренние воды Северной Америки | 22.02 |
|
46 | Природные зоны. Население Северной Америки | 26.02 |
|
47 | Канада | 1.03 |
|
48 | Соединенные Штаты Америки | 5.03 |
|
49 | Средняя Америка. Мексика. ПР 9. «Описание по плану страны Северной Америки» | 12.03 |
|
Тема 15. Евразия (16 ч) | |||
50 | Географическое положение Евразии. Исследования Центральной Азии | 15.03 |
|
51 | Особенности рельефа, его развитие в Евразии | 19.03 |
|
52 | Климат Евразии. Внутренние воды | 22.03 |
|
53 | Природные зоны. Народы и страны Евразии | 2.04 |
|
54 | Страны Северной Европы. | 5.04 |
|
55 | Страны Западной Европы. Великобритания | 9.04 |
|
56 | Франция. Германия ПР 10. «Сравнительная характеристика Великобритании, Франции и Германии» | 12.04 |
|
57 | Страны Восточной Европы: Польша, Чехия, Словакия, Венгрия | 16.04 |
|
58 | Страны Восточной Европы: страны Балтии, Украина, Белоруссия, Молдавия | 19.04 |
|
59 | Страны Южной Европы. Италия. | 23.04 |
|
60 | Страны Юго-Западной Азии. | 26.04 |
|
61 | Страны Центральной Азии | 30.04 |
|
62 | Страны Восточной Азии. Китай | 3.05 |
|
63 | Япония | 7.05 |
|
Промежуточная аттестация (1 час) | |||
64 | Промежуточная аттестационная работа по теме «География: курс 7 класса» | 10.05 |
|
Тема 15. Евразия (продолжение) | |||
65 | Страны Южной Азии. Индия | 14.05 |
|
66 | Страны Юго-Восточной Азии. Индонезия | 17.05 |
|
Тема 16.Географическая оболочка – наш дом (2 ч) | |||
67 | Закономерности географической оболочки | 21.05 |
|
68 | Взаимодействие природы и общества | 24.05 |
|
Повторение (2 часа) | |||
69 | Повторение по теме «Главные особенности природы Земли» | 28.05 |
|
70 | Повторение по теме «Океаны и материки» | 31.05 |
|
Приложение 1
Темы проектных работ
Пустыня- закономерность или аномалия на лике земли?
Как повлияли исследования раннего периода на развитие Америки и их родных стран?
Что такое экосистема и почему это должно меня заботить?
Почему озеро Чад, являясь бессточным, имеет пресную воду?
Как географическая карта помогает медикам в борьбе с болезнями?
Плавают ли материки?
Бывают ли географические закрытия?
Как проявляется влияние природных условий на характер жилищ человека? (в том числе в нашем регионе)
Как проявляется влияние природных условий на характер питания человека? (в том числе в Красноярском крае)
Являются ли горы этнографическими рубежами?
Создание морских городов - утопия или жизненно-необходимый проект?
Стоит ли спасать тропические леса?
Как природные условия повлияли на занятия человека? (В том числе в нашем селе).
Как люди и животные живут в тропических лесах и как они могут лучше всего сосуществовать?
Приложение 2
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ОСНАЩЕННОСТЬ КУРСА
Технические средства обучения (средства ИКТ):
1. Персональный компьютер - рабочее место учителя и учащихся.
2. Мультимедиапроектор.
3. Устройства вывода звуковой информации (колонки)
4. Устройства для ручного ввода текстовой информации (клавиатура и мышь).
Наглядно-печатные пособия:
• Географические карты (мира, отдельных областей земного шара, комплексные, политические, физические, России), печатные раздаточные пособия, статистические материалы, рисунки и тексты, комплекты таблиц демонстрационных по географии, портреты ученых-географов и путешественников.
• Приборы практические: компасы
• Цифровые измерительные приборы: термометр, барометр, угломер
• Объекты натуральные: гербарии культурных и дикорастущих растений,
• Модели, макеты, муляжи: глобусы, теллурий.
• Коллекции: Коллекция горных пород и минералов, коллекция полезных ископаемых различных типов, шкала твердости Мооса, набор раздаточных образцов к коллекции горных пород и минералов.
Приложение 3
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ
ДОСТИЖЕНИЙ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ
ПО ГЕОГРАФИИ
Устный ответ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям
хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.
Оценка "4" ставится, если ученик:
Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
Ответ самостоятельный;
Наличие неточностей в изложении географического материала;
Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;
Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;
Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;
Понимание основных географических взаимосвязей;
Знание карты и умение ей пользоваться;
При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.
Оценка "3" ставится, если ученик:
Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);
Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;
Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;
Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.
Оценка "2" ставится, если ученик:
Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
Не делает выводов и обобщений.
Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
Имеются грубые ошибки в использовании карты.
Оценка "1" ставится, если ученик:
Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;
Полностью не усвоил материал.
Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
выполнил работу без ошибок и недочетов;
допустил не более одного недочета.
Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
или не более двух недочетов.
Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
не более двух грубых ошибок;
или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
или не более двух-трех негрубых ошибок;
или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка "2" ставится, если ученик:
допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
или если правильно выполнил менее половины работы.
Оценка "1" ставится, если ученик:
не приступал к выполнению работы;
или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.
Примечание.
Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.
Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.
Критерии выставления оценок за проверочные тесты.
Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.
Время выполнения работы: 10-15 мин.
Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.
Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.
Время выполнения работы: 30-40 мин.
Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.
Источник: А.Э. Фромберг – Практические и проверочные работы по географии: 10 класс / Кн. для учителя – М.: Просвещение, 2003.
Оценка качества выполнения
практических и самостоятельных работ по географии.
Отметка "5"
Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических
и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.
Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.
Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.
Отметка "4"
Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно.
Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.).
Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.
Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.
Отметка "3"
Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.
Отметка "2"
Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.
Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний.
Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.
Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.
Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.
Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.
Отметка «1» - полное неумение использовать карту и источники знаний.
Требования к выполнению практических работ на контурной карте.
Практические и самостоятельные работы на контурной карте выполняются с использованием карт атласа и учебника, а также описания задания к работе.
1. Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие объекты обозначаются цифрами с последующим их пояснением за рамками карты (в графе: «условные знаки»).
2. При нанесении на контурную карту географических объектов используйте линии градусной сетки, речные системы, береговую линию и границы государств ( это нужно для ориентира и удобства, а также для правильности нанесения объектов).
3. Названия географических объектов старайтесь писать вдоль параллелей или меридианов, это поможет оформить карту более аккуратно (требование выполнять обязательно).
4. Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания (избегайте нанесение «лишней информации»: отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена на один балл в случае добавления в работу излишней информации)
5. Географические названия объектов подписывайте с заглавной буквы.
6. Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматически ошибок (отметка за работу может быть снижена за небрежность и грамматические ошибки на один и более баллов).
Правила работы с контурной картой.
1. Подберите материалы для выполнения задания на карте (текстовые карты, статистические материалы, текст учебника), выделите главное.
2. Проранжируйте показатели по 2-3 уровням – высокие, средние, низкие.
3. При помощи условных знаков, выбранных вами, выполните задание, условные знаки отобразите в легенде карты.
4. Правильно подпишите географические объекты – названия городов и поселков расположите по параллелям или параллельно северной рамки карты; надписи не должны перекрывать контуров других обозначений; надписи делайте по возможности мелко, но четко.
5. Над северной рамкой (вверху карты) не забудьте написать название выполненной работы
6. Не забудьте подписать работу внизу карты! Помните: работать в контурных картах фломастерами и маркерами запрещено!
Приложение 4
Географические диктанты по географии, вошедшие в состав рабочей программы, представлены в пособии:
Евдокимов В.И. Сборник заданий и упражнений по географии. 7 класс. К учебнику Коринской В.А. и др. «География. География материков и океанов. 7 класс». –2е изд., стереотип. – М.: Издательство «Экзамен», 2011г
Страницы, на которых опубликованы тексты работ (по темам):
1.Атлантический океан – с.121
2.Северный Ледовитый океан – с.122
3.Индийский океан – с.123
4.Тихий океан – с.124
5.Океания – с.126
6.Евразия – с.126
7.Северная Америка – с.127
8.Южная Америка – с.128
9.Африка – с.128
10.Австралия и Антарктида – с.129
Тестовые работы по географии, вошедшие в состав рабочей программы, представлены в пособии:
Смирнова М.С. Тесты по географии: 7 класс: к учебнику Коринской В.А. и др. «География материков и океанов. 7 класс». Австралия. Южная и Сереная Америка. Антарктида. Евразия. – М.: Издательство «Экзамен», 2011г.
Страницы, на которых опубликованы тексты работ (по темам):
Тестовая работа №1 по теме: «Австралия» -с.20-25
Тестовая работа №2 по теме: «Южная Америка» - с.46-54
Тестовая работа №3 по теме: «Антарктида» - с.54-58
Тестовая работа №4 по теме: «Северная Америка» - с.69-74
Тестовая работа №5 по теме: «Евразия» - с.100-107