Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Хмелитская средняя общеобразовательная школа
Вяземского района Смоленской области
Программа работы с одарёнными детьми
учителя начальных классов
Смирновой Е.П.
2020- 2024 уч.год
Ребёнок, что цветок,
Не распустившийся весной!
Какой простор души!
Какое умиление!
Вглядись в него, согрей,
И ты увидишь чудо!
Он расцветёт всем нам на удивление!
Закидина Н.П.
Пояснительная записка
Актуальность программы
Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества.
Современная школа в условиях быстро меняющегося мира должна наряду с созданием целостной системы универсальных знаний и компетентностей учащихся формировать опыт самостоятельной интеллектуальной и творческой деятельности, личной свободы и ответственности ученика.У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Все, что нужно для этого, чтобы они могли проявить свои дарования — это умелое руководство со стороны взрослых.
Цели работы с одаренными детьми
выявление одаренных детей;
создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачек в развитии из способностей;
развитие и выработка социально ценных компетенций у учащихся.
Задачи программы:
выявление одаренных учащихся из числа показавших высокие результаты в ходе учебной деятельности, а также путем анализа результативности учебного труда и методов экспертных оценок учителей и родителей;
формирование умение учиться как базисной способности саморазвития и самоизменения (умения выделять учебную задач, организовывать свою деятельность во времени, распределять свое внимание и т.д.);
развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора;
создание условий одаренным детям для реализации их личных творческих способностей в процессе поисковой деятельности, для их морально-физического и интеллектуального развития;
стимулирование творческой деятельности одаренных детей;
развитие творческого и логического мышления учащихся;
развитие исследовательской позиции ребенка, поддержание активности учащихся.
Принципы работы педагога с одаренными детьми:
принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
В основу программы положены ведущие методологические принципы современной педагогики и психологии:
Системный подход, сущность которого заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в системе их взаимосвязи с другими. При таком подходе педагогическая система работы с одаренными детьми рассматривается как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса, содержание образования, методы и формы педагогического процесса и материальная база.
Личностный подход, утверждающий представления о социальной, деятельностной и творческой сущности одарённого ребенка как личности. В рамках данного подхода предполагается опора в воспитании и обучении на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создание для этого соответствующих условий.
Деятельностный подход. Деятельность – основа, средство и решающее условие развития личности, поэтому необходима специальная работа по выбору и организации деятельности одарённых детей, по активизации и переводу их в позицию субъекта познания, труда и общения. Это, в свою очередь, предполагает обучение детей выбору цели и планированию деятельности, её организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности.
Культурологический подход обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей. Одарённый ребенок не только развивается на основе освоенной им культуры, но и вносит в неё нечто принципиально новое, т.е. он становится творцом новых элементов культуры. В связи с этим освоение культуры как системы ценностей представляет собой, во-первых, развитие самого ребенка и, во-вторых, становление его как творческой личности.
Реализация этих методологических принципов позволяет определить основные способы решения проблем при работе с одарёнными детьми, осуществлять планирование и прогнозирование деятельности.
. Результаты по формированию УУД
Познавательные УУД:
самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
использовать разные средства информационного поиска (книга, словарь, энциклопедия, взрослый человек);
осуществлять запись(фиксацию) выборочной информации в т.ч. инструментов ИКТ;
грамотное построение устной и письменной речи;
выполнять рефлексивный анализ учебной деятельности;
извлекать информацию из прослушанных и прочитанных текстов;
самостоятельно создавать алгоритм действий;
обобщать и выделять общность для целого ряда или класса единичных объектов;
устанавливать аналогии;
выдвигать собственные гипотезы, обосновывать и доказывать правильность своего выбора;
понимать, читать, преобразовывать знаковую модель, различать символы, замещаемой предметной действительности;
использовать разные географические средства;
замечать проблему, формулировать ее в самостоятельной деятельности, намечать способы решения проблем поискового и творческого характера;
Личностные УУД:
основы гражданской идентичности личности в форме сознания «Я» как гражданина России, любящего свою родину;
чувство сопричастности и гордости за свою страну, народ и историю, осознающего
ответственность за судьбу России;
Умения:
проводить рефлексивный анализ собственной учебной деятельности,
выявлять проблемы учебной деятельности, переформулировать проблемы в
цели;
работать в разных учебных позициях: ученик, учитель, критик, оценщик,
оратор и др.
стремление к самосовершенствованию;
широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая в себя: социальные, учебно – познавательные и внешние мотивы;
Регулятивные УУД:
замечать проблему, самостоятельно определять цель, формулировать промежуточные задачи;
оценивать собственную работу по критериям, самостоятельно разрабатывать критерии оценки, использовать разные системы оценки(шкалы, линейки, баллы, проценты);
адекватно выполнять рефлексивную и прогностическую самооценку; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей и товарищей, родителей и других людей;
составлять собственную карту знаний на этапе планирования хода изучения нового материала, анализировать продвижение в материале по карте знаний с целью выявления достижений и трудностей;
прогнозировать результат решения теоретической учебной задачи;
самостоятельно планировать деятельность, следовать составленному плану;
понимать значение работы над устранением ошибок;
находить и исправлять ошибки, выделять причины ошибок;
подбирать задания на устранение пробелов в знаниях;
различать способ и результат действия;
Коммуникативные УУД:
эффективно сотрудничать в паре, группе и классе;
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации, используя в т.ч. средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в т.ч., несовпадающих с его собственной и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
уметь формулировать свое мнение и позицию высказываться, убеждать, доказывать, уступать;
с помощью вопросов выяснять недостающую информацию;
брать на себя инициативу в осуществлении совместного действия;
анализировать результаты собственного действия относительно общей схемы деятельности, устанавливать отношения других участников деятельности к собственному действию;
выполнять рефлексию своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий;
составлять внутренний план действий;
Этапы реализации
Программа по работе с одаренными детьми рассчитана на 4 года: с 2020 по 2024 годы.
Первый этап – диагностико-прогностический – предполагается реализовать в первом полугодии 2020 года (1 класс).
Второй этап – деятельностный (2021 г. – 2022 г.) – связан с непосредственной работой с одаренными учащимися во всех указанных выше направлениях.
Третий этап - констатирующий (первое полугодие 2023 года, 4 класс)
Формы работы с одаренными детьми:
- Индивидуальный подход на уроках, использование элементов дифференцированного обучения, проведение нестандартных форм уроков.
- Дополнительные занятия с одарёнными учащимися, подготовка к олимпиадам, интеллектуальным играм, дискуссии, консультации по возникшим проблемам.
- Участие в школьных и районных олимпиадах по предметам (математика, русский язык, окружающий мир, литературное чтение и др.).
- Конкурсы, интеллектуальные игры, концертная деятельность, конференции, спортивные соревнования.
- Использование современных средств информации (Интернет, медиатека, компьютерные игры по предметам, электронная энциклопедия).
Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:
- принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
- принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
- принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
- принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
Ожидаемые конечные результаты реализации программы
- Использование системы диагностики для выявления и отслеживания различных типов одаренности.
- Развитие потенциала детей.
- Проведение мероприятий по различным направлениям с одаренными детьми.
- Создание условий поддержки и защиты одаренных детей.
Описание модели работы с одаренными детьми
.
Формы работы с одаренными учащимися.
групповые занятия;
кружки по интересам;
конкурсы;
участие в олимпиадах;
работа по индивидуальным планам;
исследовательская деятельность.
Методическая работа педагога:
заниматься самообразованием;
повышать профессиональное мастерство;
посещать занятия других педагогов;
участвовать в педагогических чтениях, семинарах, педсоветах, конференциях, заседаниях МО педагогов ;
проводить открытые занятия;
подбирать материалы и задания к проведению школьных олимпиад;
Работа с родителями.
Проведение просветительской работы среди родителей через лектории, родительские собрания, педагогический всеобуч родителей.
Лекция “Развитие интеллектуальных способностей ребенка”.
Мониторинг результативности работы с учащимися
педагогическая диагностика развития аналитического мышления творческого потенциала (по методике Орловой Т. В.);
отслеживание уровня умственного развития учащихся объединения (ШТУР);
отслеживание уровня развития творческого мышления: (методика П. Торранса);
уровень самооценки (С.В. Ковалев).
отслеживание успешности индивидуального роста и развития учащихся детского объединения.
Прогнозируемые результаты:
- совершенствование и повышение качества знаний и умений воспитанников, умений применять их в нестандартных ситуациях;
- призовые места или дипломы в городских олимпиадах.
- развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора;
- развитие творческого и логического мышления учащихся;
После изучения курса программы учащиеся должны уметь:
воспринимать и осмысливать полученную информацию, владеть способами обработки данной информации;
определять учебную задачу;
ясно и последовательно излагать свои мысли, аргументировано доказывать свою точку зрения;
владеть своим вниманием;
сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления, владеть рациональными приемами запоминания;
владеть навыками поисковой и исследовательской деятельности
использовать основные приемы мыслительной деятельности;
самостоятельно мыслить и творчески работать;
владеть нормами нравственных и межличностных отношений.
Этапы реализации
I этап. Диагностико-прогностический; мониторинг одарённости:
1. Создание
- банка данных по одарённым детям;
- банка творческих работ учащихся;
- банка заданий повышенной сложности;
- рекомендаций и программ для работы с одарёнными детьми.
2. Организация
- системы дополнительного образования: элективные курсы, творческие мастерские;
- творческих конкурсов, олимпиад, научно-практических конференций;
- внеклассной работы по предмету.
II этап. Деятельностный:
- организация активной системы научно-исследовательской деятельности учащихся;
- активное использование в проектной деятельности.
III этап. Констатирующий.
- оформление портфолио;
- внедрение в практику рейтинга учащихся.
Содержание программы
1. Методические требования к организации и практической реализации программы «Одарённые дети»
1.1. Исполнение государственных принципов образования ст. Закона РФ «Об образовании».
1.2. Организация необходимой психолого-педагогической работы среди родителей способных учащихся.
1.3. Ежегодный анализ состояния и результатов работы с талантливыми учащимися..
1.4. Обогащение и распространение опыта работы с одаренными детьми.
1.5. Создание банка педагогической информации по работе с одаренными детьми.
2. Формы и виды организации работы с детьми, склонными к творческому уровню освоения отдельных образовательных областей или предметов.
2.1. Организация и проведение школьных олимпиад. Участие в районных, всероссийских олимпиадах.
2.2.Организация и проведение интеллектуальных игр, конкурсов, научно-практических конференций.
3. Наблюдение, контроль за выполнением программы.
3.1. . Проведение контрольных срезов, тестов, анкетирования учащихся творческого уровня.
3.2. Проведение школьных и классных конференций, конкурсов, творческих отчетов.
План работы с одаренными детьми
в 1 классе
№ п/п | Мероприятия | Сроки |
1 | Изучение психологических особенностей учащихся (речи, мышления, памяти). Диагностика одарённых детей, результаты групповых тестирований. | Сентябрь В течение года |
2 | Диагностическая работа во время проведения интеллектуальных и художественных конкурсов. | В течение года |
3 | Регулярные консультации для одаренных детей. | В течение года |
4 | Пополнение методической копилки (тесты, карточки для дифференцированной работы, олимпиадные задания, задания повышенной трудности по русскому языку и математике, разработки интеллектуальных мероприятий, игр). | В течение года |
5 | Использование в урочной деятельности различных современных средств информации: медиатеки, Интернета, компьютерных игр, электронных энциклопедий. | В течение года |
6 | Применение на уроках современных технологий, игровых, коммуникативных, проблемно-поисковых и здоровье-сберегающих технологий. | В течение года |
7 | Использование элементов дифференцированного обучения, направленных на творческий поиск, высокую познавательную активность, самостоятельную деятельность, а также учебную мотивацию учащихся. | В течение года |
8 | Проведение нестандартных форм уроков: урок-сказка, урок-путешествие, урок-игра, урок-аукцион | В течение года |
9 | Подготовка к онлайн-олимпиадам (русский язык, математика, окружающий мир, литературное чтение). | Со 2-й четверти |
10 | Участие в неделе начальных классов. | Ноябрь |
11 | Ярмарка-выставка творческих работ детей. | Май |
12 | Участие в конкурсах, спортивных мероприятиях. | В течение года |
13 | Совместное творчество родителей и детей. Выставки работ. | Май |
План работы с одаренными детьми
во 2 классе
№ п/п | Мероприятия | Сроки |
1 | Продолжение изучения психологических особенностей учащихся (речи, мышления, памяти). Диагностика одарённых детей, результаты групповых тестирований. | В течение года |
2 | Вовлечение школьников в деятельность кружков, клубов, факультативов по интересам и склонностям. | Сентябрь |
3 | Работа с родителями, опросы, анкетирования, консультирование. | В течение года |
4 | Организация индивидуальной и групповой работы с высокомотивированными учащимися. | В течение года |
5 | Проведение нестандартных форм уроков: урок-сказка, урок-путешествие, урок-игра. | В течение года |
6 | Подготовка к школьным олимпиадам (русский язык, математика, окружающий мир). | Сентябрь, октябрь |
7 | Участие в неделе начальных классов. | Ноябрь |
8 | Участие в конкурсах, спортивных мероприятиях | В течение года |
9 | Краевая олимпиада для младших школьников «Затейник» | В течение года |
10 | Проектная и исследовательская деятельность на уроке. | В течение года |
11 | Участие в онлай-олимпиадах. | В течение года |
12 | Пополнение банка нестандартных заданий по предметам. | Ежемесячно |
План работы с одаренными детьми
в 3 классе
№ п/п | Мероприятия | Сроки |
1 | Вовлечение учащихся в деятельность кружков, клубов, факультативов по интересам и склонностям. | Сентябрь |
2 | Подготовка к школьному этапу предметных олимпиад (русский язык, математика, окружающий мир). | Октябрь, ноябрь, декабрь |
3 | Предметные классные, школьные олимпиады (математика, русский язык, окружающий мир). | В течение года |
4 | Пополнение банка нестандартных заданий по предметам. | Ежемесячно |
5 | Всероссийский конкурс «Базовые национальные ценности в творчестве». | Ноябрь |
6 | Участие в неделе начальных классов. | Ноябрь |
7 | Проектная и исследовательская деятельность на уроке. | Январь |
8 | Участие в муниципальном этапе предметных олимпиад для начальных классов | Март |
9 | Участие в онлай-олимпиадах. | В течение года |
10 | Творческая мастерская. Вовлечение в творческие проекты. | В течение года |
11 | Участие в конкурсах, спортивных мероприятиях. | В течение года |
План работы со способными детьми
в 4 классе
№ п/п | Содержание деятельности | Сроки |
1 | Планирование работы с одарёнными детьми на учебный год. | Август |
2 | Создание банка данных одарённости учащихся класса | Сентябрь |
3 | Участие в школьном этапе Всероссийских олимпиад школьников по математике и русскому языку | Сентябрь |
4 | Проведение предметных интеллектуальных игр | Октябрь |
5 | Участие в муниципальном этапе конкурса творческих работ «Базовые национальные ценности» | Октябрь |
6 | Участие в краевой метапредметной олимпиаде | Октябрь |
7 | 1.Организация участия одарённых детей в дистанционных олимпиадах на образовательной платформе «Учи.ру». | Ноябрь |
8 | Анализ школьного тура олимпиад по предметам, награждение победителей. | Ноябрь |
9 | Участие в неделе начальных классов. | Ноябрь |
10 | Участие в районных конкурсах детского творчества | Декабрь |
11 | Организация индивидуальных занятий с интеллектуально одарёнными детьми по подготовке к олимпиадам, конкурсам различного уровня. | Декабрь |
12 | Организация индивидуальных занятий с интеллектуально одарёнными детьми по подготовке к олимпиадам, конкурсам различного уровня. | Январь |
13 | Участие в онлай-олимпиадах. | В течение года |
14 | Участие в муниципальной олимпиаде для младших школьников. | Март |
15 | Проектная и исследовательская деятельность на уроке. | В течение года |
16 | Подведение итогов работы за год. Выставка творческих работ учащихся. | Май |
Литература
1. Анстази А. Психологическое тестирование. – М.: Педагогика, 1982
2. Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. – М, 1991.
3. Беляева Н., Савенков А. И. Одаренные дети в обычной школе // Народное образование. – 1999.– № 9.
4. Больных Е. М., Икрин Г. В., Пиянзина О. П. Личностно-ориентированное образование и развитие одаренности: Научно-методическое пособие.–Екатеринбург: Объединение «Дворец молодежи», 2002.
5. Вьюжек Т.Логические тесты, игра и упражнения. – М.: Ихд-во ЭКСМО-Пресс, 2001
6. Давыдова Г. А. Дорога в будущее. О современных теориях креативности и одаренности // Психологический журнал. – 1999.- № 3.
7. Матюшкин А. М. Концепции творческой одаренности // Вопросы психологии – 1989.–№
8. Одаренные дети: Пер с англ./ Общ. ред. Г. В. Бурменской и В. М. Слуцкого В.М. – М.: «Прогресс», 1991
9. Одаренные дети / Под ред. Г.В. Бурменской, В.М. Слуцкого. – М., 1991.Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.C Лейтеса. – М., 2000.
10. Одаренный ребенок / Под ред. О.М. Дьяченко. - М., 1997.