СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа по развитию речи учащихся на уроках русского языка при изучении имён существительных, прилагательных, местоимений, глаголов

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа по развитию речи учащихся на уроках русского языка при изучении имён существительных, прилагательных, местоимений, глаголов.

Просмотр содержимого документа
«Работа по развитию речи учащихся на уроках русского языка при изучении имён существительных, прилагательных, местоимений, глаголов»

Учитель начальных классов, русского языка МКОУ «СШ № 11»

Выступление на ШМО

Работа по развитию речи учащихся на уроках русского языка при изучении имён существительных, прилагательных, местоимений, глаголов

Введение

Развитие связной речи обучающихся является одним из важнейших аспектов обучения русскому языку. В последнее время придаётся особое значение коммуникативному воспитанию школьников, так как в этом видится залог успешного формирования социально активной личности и её социализации в обществе. Этого требует и ФГОС основного общего образования. В то же время сознание ребёнка развивается в результате деятельности и в процессе практической деятельности формируется его мышление и речь. Язык, будучи средством обобщения и отражения действительности в сознании человека, используется как средство общения людей, и в этой своей коммуникативной функции он сам является не чем иным, как особым видом интеллектуальной речевой деятельности.

Трудно переоценить значение речи в жизни человека и общества в целом как средства передачи знаний и опыта, накопленного человечеством, как средства духовного развития, воспитания, образования, как средства установления межличностного и группового контакта, средства воздействия и влияния друг на друга. Значение речи всегда осознавалось обществом, и поэтому вопросам развития речи детей неизменно во всех известных системах дошкольного и школьного образования уделялось большое внимание. Так, М.В. Ломоносов в «Кратком руководстве к красноречию…» (1745-1748) писал: «Блаженство рода человеческого коль много от слова зависит, всяк довольно усмотреть может. Собраться рассеянным народам в общежития, созидать грады, строить храмы и корабли, ополчаться против неприятеля и другие нужные, союзных сил требующие дела производить как бы возможно было, если бы они способа не имели сообщать свои мысли друг другу».

В настоящее время раздел «Развитие речи» в курсе русского языка предусматривает обучение различным видам речевой деятельности, так необходимым для развития личности школьника. Школа не готовит профессионалов-журналистов, писателей, ораторов и т.д., но каждый выпускник должен уметь воспринимать и передавать информацию, защищать свои убеждения и убеждать других, выступить с предложениями, советами и критикой, написать в газету и т.д. Следовательно, при определении задач работы по развитию речи необходимо учитывать требования жизни, «социальный заказ».

Развитие речи учащихся является важнейшей задачей обучения русскому языку. Над данной проблемой я работаю в течение многих лет. За это время накоплен дидактический материал, подготовлены методические разработки уроков, обобщен опыт работы по избранной теме.

Сегодня  как  никогда  для  педагога  особенно  важно  пробудить  интерес  к  звучащему  слову,  научить  детей  почувствовать  его  истинный  вкус  и  назначение.  Несомненно,  процесс  этот  длительный  и  кропотливый,  требующий  определенной  организации,  системы,  методической  смекалки и  выдумки,  практического  опыта.

        На  уроках  русского  языка и не  только  надо  научить  ребят  пользоваться  родным  русским  словом,  понять  и  почувствовать  его,  стремиться  развивать  свою  речь,  совершенствовать  свое  речевое  творчество.

       Одной  из  важных  задач является  работа не  только  над  обогащением  словаря  учащихся,  но  и  над  увеличением  подвижности  того  запаса  слов,  которым  владеет  ученик  в  данный  момент,  связывать  воедино  грамматический  и  речевой  аспекты  обучения,  стремиться  к  реализации  коммуникативного  подхода.

Цель и  задачи  работы  над  темой:

- развитие  письменной  и устной речи  учащихся  и  формирование их  лингвистической  компетенции,  что  позволит  им  в  дальнейшем  успешно  сдать выпускные  экзамены  в 9 и 11  классах.

Работая по данной теме, я  ставлю перед собой   решение следующих  задач:

      1.  Изучить  и  проанализировать  литературу и  практический  опыт  по  данной  проблеме.

     2.  Развивать  интерес  к  своему  предмету.

     3.  Способствовать активизации   самостоятельной  познавательной  деятельности  ученика,  совершенствовать  речевое  творчество  учащихся.

    4.  Формировать у  учеников  навыки как устной, так и письменной  речи,  ориентируясь  при  этом  на  реальные  задачи,  которые  предстоит  решать  ученикам  в  жизни.

    5.  Обучать  детей  умению  правильно  воспринимать  чужой  текст  и  создавать  свой.

6.   Рассмотреть основные особенности процесса развития речи и методические приемы при работе по развитию речи в процессе изучения морфологии в основном звене школы.

7. Описать свой опыт работы  по  данной  теме.




Работа по развитию речи учащихся на уроках русского языка при изучении имён существительных, прилагательных, местоимений, глаголов


Высокая культура разговорной и письменной речи, хорошее знание и развитие чутья родного языка, умение пользоваться его выразительными средствами – самая лучшая опора, самое верное подспорье, самая надёжная рекомендация каждого человека в его собственной жизни и творческой деятельности.

В.В.Виноградов

Глава 1

Русский язык занимает одно из важнейших мест в системе школьных предметов, поскольку он является не только объектом изучения, но и средством обучения. На уроках русского языка учащиеся приобретают умения и навыки, необходимые для овладения знаниями по другим предметам. Морфология является одним из важнейших разделов школьного курса русского языка. От успешности усвоения этого раздела во многом зависит достижение обозначенных выше целей. Актуальность данной работы определяется необходимостью поиска условий, при которых развитие речи при изучении морфологии будет максимально эффективным и обеспечит готовность учеников к успешной сдаче ГИА.

. В школе нет ни одного урока, где бы дети не говорили и не слушали, а часто и читали, и писали. Безусловно, учителя всех предметов следят за речью учащихся, объясняют значения новых (незнакомых для учащихся) слов, нередко оценивают последовательность ответа, его выразительность и т.д. Однако только на уроках русского языка задача развития речи решается целенаправленно в определенной системе с опорой на лингвистические знания и осмысление речевого опыта школьников. Именно уроки русского языка создают ту базу, на которую должны опираться учителя-предметники, чтобы успешно (экономно и эффективно) решать задачи развития речи школьников на межпредметном уровне. Если, например, на уроках русского (родного) языка ученики осознают структуру текста типа рассуждения и научатся создавать такие тексты, они смогут более доказательно и четко отвечать на вопросы, которые начинаются словом "Почему...", на уроках истории, химии, математики и т.д.

Работа по развитию речи проводится на всех уроках изучения школьного курса русского языка и на специальных уроках развития связной речи, где отрабатываются в соответствии с программой определенные коммуникативно-речевые умения. На эту работу действующей программой отводится примерно 11-20% учебного времени. Формирование правильной и хорошей речи связано с изучением основных языковых единиц - таких, как звук, слово, словоформа, словосочетание, предложение. Вместе с тем, безусловно, работа по формированию правильной и хорошей речи проводится с обучением определенным коммуникативным умениям, обозначенным в разделе программы "Связная речь" школьного курса русского языка.









































Глава 2

2.1.Формирование коммуникативных универсальных учебных действий - одна из задач современной системы образования

«Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения…, прогнозируя их возможные последствия, отличаются мобильностью …, способны к сотрудничеству…, обладают чувством ответственности за судьбы страны, её социально – экономическое процветание» («Концепция модернизации Российского образования»).

Задача современной системы образования заключается в формировании универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

Федеральный государственный образовательный стандарт ориентирует на результаты образования, одними из которых являются коммуникативные умения.

Коммуникативные способности – это индивидуально-психологические особенности человека, обеспечивающие контакт между людьми для общения и поддержания оптимальных отношений.

Они обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

  • формулировать высказывание, используя термины;

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

  • строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;

  • задавать вопросы;

  • контролировать действия партнёра;

  • использовать речь для регуляции своего действия;

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

  • строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Формирование коммуникативных умений - это «объективная необходимость, продиктованная потребностями современного общества. Все,

чему обучаются школьники, они приобретают для того, чтобы использовать в предстоящей деятельности». Коммуникативная компетентность не возникает на пустом месте, она формируется. Как и любая другая компетентность, она не может быть сформирована вне деятельности. Основу её формирования составляет опыт человеческого общения.  

Реализация требований Федерального государственного образовательного стандарта является целью профессиональной деятельности каждого учителя.

В работе по развитию коммуникационных компетенций школьников следует уделить внимание речевому развитию.

 Речь – это способ познания действительности; она выполняет функцию общения и эмоционального самовыражения. Богатство речи в больше степени зависит от обогащения ребенка новыми представлениями и понятиями, а хорошее владение языком, речью способствует успешному познанию связей в природе и в жизни вообще.

    Вопросы культуры устной и письменной речи в современном обществе имеют первостепенное значение, так как наблюдается снижение общего уровня речевой культуры. Наилучшими источниками обогащения словарного запаса является литература. Чем богаче, полнее материал, тем содержательнее высказывание.

Развитие речи должно стать главной задачей уроков русского языка. Необходимо развивать навыки как устной, так и письменной речи, ориентируясь при этом на реальные задачи, которые предстоит решать ученикам в жизни.

Идея речевого развития является одной из плодотворных и активно развивающихся в современной науке


2.2. Виды речевой деятельности

Во всех нормативных документах последних лет подчёркивается важность формирования всех видов речевой деятельности, определяющих способность понимать чужую речь, письменную и устную (умения читать и слушать), а также грамотно, точно, логически стройно, выразительно передавать в устной и письменной форме собственные мысли (умения говорить и писать).

Развитие речи на уроках русского языка – это вся работа, проводимая

словесниками специально и в связи с изучением школьного курса (грамматики, словообразования, правописания) для того, чтобы ученики овладели языковыми нормами (произносительными, лексическими, морфологическими, синтаксическими), а также умением выражать свои мысли в устной и письменной форме, пользуясь нужными языковыми средствами в соответствии с целью, содержанием речи и условиями общения.

Речевая деятельность имеет несколько разных видов:

Говорение (процесс формирования и формулирования мысли в момент произнесения высказывания).

Слушание (смысловое восприятие устного высказывания).

Письмо (смысловое восприятие устного высказывания).

Чтение (смысловое восприятие письменного текста, результатом которого становится понимание).

Результативность уроков русского языка находится в прямой зависимости от того, насколько рационально организована сменяемость устных и письменных заданий, как продумана взаимосвязь устной и письменной речи учащихся, созданы ли условия для преодоления учениками трудностей, возникающих при переходе от мысли к речи, от речи к мысли

Специальные психолого-педагогические исследования показали, что наиболее эффективным является комплексное обучение речи, при котором умения воспринимать устную и письменную речь (аудирование и чтение) формируются в сочетании с умениями строить устное и письменное высказывание (говорение и письмо). В каждом виде речевой деятельности, помимо специфических для него умений и навыков, формируются и умения, общие для всех видов деятельности, в частности такое базисное, исходное умение, как понимание информации.

Все виды речевой деятельности в процессе школьного обучения должны формироваться в единстве и во взаимосвязи. Другими словами, недооценка таких видов речевой деятельности на уроках русского языка, как аудирование и чтение, приводит к тому, что ученик не может полноценно овладеть и навыками говорения и письма.


2.3. Функциональная грамотность

Целенаправленное формирование видов речевой деятельности напрямую связано с понятием функциональной грамотности, владение которой является важной характеристикой коммуникативно развитой личности в современном обществе. В этом смысле функциональную грамотность образно можно назвать воротами в образование и дальнейшую профессиональную деятельность.

Исторически понятие грамотности расширялось от элементарных умений читать, писать, считать к владению некоторым комплексом знаний и навыков, позволяющих коммуникативно развитой личности сознательно и активно участвовать в социальных процессах. Функциональная грамотность предполагает необходимый уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в конкретной культурной среде.

В настоящее время грамотность стала пониматься широко - как грамотность функциональная, то есть прежде всего как способность человека извлекать, понимать, передавать, эффективно использовать полученную разными способами текстовую информацию в ежедневной личной, профессиональной и общественной жизни.

Особое место в представлении о функциональной грамотности занимает деятельностная грамотность, т.е способность ставить и изменять цели и задачи собственной деятельности, осуществлять коммуникацию, реализовывать простейшие акты деятельности в ситуации неопределённости. Коммуникативная компетенция является определяющей при обучении родному языку и строится с учётом законов речепорождения в разных ситуациях и сферах речевого общения на основе понимания необходимости управлять речемыслительной деятельностью при аудировании и чтении, говорении и письме.

2.4. Формирование коммуникативных компетенций у детей среднего и старшего школьного возраста.

Сегодня основная деятельность педагогов, работающих в среднем и старшем звене, в основном направлена на подготовку обучающихся к различным экзаменам в виде письменного тестирования, письменные работы по таким предметам как история, география, литература, биология превалируют над устными ответами. И неоправданно мало учебного времени отводится на развитие устной речи обучающихся.

Какие же проблемы коммуникативной культуры выделяют сими учащиеся? Они испытывают затруднения при выступлении перед классом, построении связанного высказывания по опорному конспекту, анализе и синтезе, а также не всем удается удерживать внимание при продолжительном выступлении одноклассника или объяснении учителем нового материала.

  • свободно выступать перед классом;

  • строить связанное высказывание по опорному конспекту;

  • анализировать и делать вывод;

  • удерживать внимание при продолжительном выступлении одноклассника или объяснении учителем нового материала.

Также существуют затруднения в межличностном общении в процессе обучения:

  • внимательно слушать одноклассника;

  • не перебивать выступающего, чтобы высказать свое мнение;

  • принимать, отличное от собственного мнения, мнение одноклассников.

Все вышеперечисленное приводит к определенному дискомфорту, который испытывают школьники во время учебных занятий, что напрямую связано с недостаточно сформированными коммуникативными компетенциями.

Педагоги также отмечают отсутствие определенных коммуникативных навыком у обучающихся. По мнению учителей, большинство ребят испытывает трудности в построении монологической речи, не умеют доказательно высказать собственное мнение, небогатый словарный запас, отсутствие сформированности умения слышать и слушать одноклассников, уходят от ответа.

  • неумение логично и связанно построить высказывание;

  • неумение выразить собственное мнение по поводу обсуждаемого вопроса;

  • небольшой словарный запас;

  • ограниченность в использовании выразительных средств;

  • односложность ответов;

  • неумение выражать мысль своими словами;

  • неумение слушать и слышать одноклассников.

Прослеживается взаимосвязь между проблемами формирования коммуникативных навыков, которые отметают педагоги и учащиеся.

Перед учителем стоит задача: развитие коммуникативных универсальных учебных действий в процессе учебного занятия, независимо от преподаваемого предмета.

Работа по формированию коммуникативной компетентности требует теоретического осмысления этого процесса. Коммуникативная направленность характеризуется тем, что на первый план в качестве важнейшей цели обучения выдвигается формирование умений и навыков речевого общения или коммуникации. Реализация коммуникативной цели обучения предполагает, что речевая деятельность формируется во всех ее видах: чтении, говорении, письме. Коммуникативная компетентность включает в себя знания основных понятий, описание, повествование, рассуждение, умения и навыки анализа, умения и навыки речевого общения в разных сферах и ситуациях общения.

Коммуникативная культура – это сложное многоплановое и многогранное образование, характеризующее общение, главными компонентами которого являются: культура слушания, культура говорения и эмоциональная культура.

Принцип коммуникативности предполагает изменение характера деятельности и учащихся, и учителя. Важное значение приобретает общение ученика и учителя, речевая активность обучаемых на уроке. В контакте с учащимися учитель сообщает им новую информацию, ученик, общаясь с учителем и друг с другом усваивает ее, овладевая речевой деятельностью.

Важными средствами создания возможностей общения на уроке являются:

- коммуникативные целевые установки, т.е. вербальные (словесные) действия учителя, которые организуют деятельность учащихся;

- специальная система ситуативных упражнений;

- использование текста в качестве дидактической единицы учебного материала;

- использование учебных ситуаций общения;

- обучение школьников рациональным приемам работы с книгой;

- формирование умений систематизировать материал;

- умение работать в команде, группе и др.

Речевая компетентность ученика формируется через:

- обучение содержанию предмета;

- развитие прикладных исследовательских умений;

- развитие социально-коммуникативных умений;

- личностно-ориентированный аспект учебной коммуникации.

Основные формы учебной коммуникации на уроке можно разделить на: монологические и диалогические. К монологическим относится выступление с подготовленной речью, ответ у доски, рассказ, пересказ, сообщение, аргументация, доказательство и опровержение. К диалогическим формам речевой коммуникации можно отнести: эвристическую беседу, учебное взаимодействие между учителем и учеником, учебное взаимодействие между обучающимися при организации групповой и парной работы, дебаты, дискуссию, ролевую игру, театрализацию, различные турниры, защиту проекта.

Развитие коммуникации школьников осуществляется в три этапа:

На первом этапе деятельность педагога должна быть направлена на формирование готовности учащихся участвовать в урочном общении; умения давать полные ответы на поставленные вопросы, комментировать вопросы и ответы; делать сообщения; строить логичное и последовательное высказывание.

На втором этапе учащиеся должны научиться просто и четко излагать свои мысли, используя образные средства языка, в качестве приводимых примеров включать социальный опыт. При этом ребенок должен научиться вступать в контакт с партнером и собеседником, регулировать громкость и скорость речевого высказывания, удерживать внимание собеседника (аудитории) посредством риторических вопросов.

На третьем этапе отрабатываются умения коммуникативного сотрудничества учащихся: поддерживать беседу; вести конструктивный диалог, дебаты; работать в паре, группе; строить и вести дискуссию; участвовать в защите проектных работ, различных конкурсах и турнирах.

«В ходе овладения коммуникативной компетентностью повышается уровень общеучебных коммуникативных умений, что проявляется в ответах учеников по различным школьным предметам, в том числе и на экзаменах; умении слушать, извлекать информацию из учебных текстов, продуцировать устные и письменные жанры информационного характера». (Т. А. Ладыженская «Риторика и обновление школьного образования»)

Коммуникативная компетенция - это знания и умения, необходимые для понимания чужих и создания собственных программ речевого поведения, адекватного целям, сферам, ситуациям общения. Коммуникативная компетенция предполагает владение всеми видами речевой деятельности, умение переключаться в процессе общения с одного стиля на другой в зависимости от условий общения, обеспечивает базовое владение современным литературным языком, на фоне которого целенаправленно формируются специальные знания и умения, составляющие профессиональную компетенцию личности.

Коммуникативная компетенция включает в себя следующие уровни:

- языковая компетенция – знания об изученном языке по его уровням: фонетика, лексика, состав слова и словообразование, морфология, синтаксис простого и сложного предложения, основы стилистики текста; умение пользоваться всеми единицами и средствами языка в соответствии с его нормами;

- речевая компетенция – знания о способах формирования и формулирования мыслей;

- дискурсивная компетенция – знание об особенностях протекания речевого события и умение управлять им;

- культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, знание о взаимосвязи языка и литературы с историей народа; владение нормами речевого этикета, культурой межнационального общения; умение учитывать эти сведения в процессе общения и корректировать свое речевое поведение в соответствии с нормами социального поведения;

- риторическая компетенция – знание о риторических моделях создания текстов и способность осознано создавать, произносить и рефлексировать авторско-адресный текст риторического жанра в соответствии с целью и ситуацией публичной речи.

Для развития коммуникативной компетентности обучающихся необходимо ориентироваться на развивающуюся и личностно-ориентированную технологию обучения. При этом необходимо в ходе проведения урока гармонично чередовать субъектно-субъектный и субъектно-объектный стили педагогического общения, создавать естественные ситуации общения, предполагающей доверительные, построенные на взаимном уважении отношения между учителем и учеником. Осуществлять деятельностный «режим» обучения: общению учим в общении. Использовать методы активного, развивающего обучения. Аспект знаний, приобретаемый учеником и учителем, должен носить личностно-ориентированный характер, предполагающий право на творчество, на ошибки в процессе творчества.

Следует помнить, что эффективность любых формирующих процессов, в том числе личностного роста и социализации учащегося, зависит не только от путей, способов, средств и методов педагогического воздействия, но и от качества их реализации педагогом в профессиональной деятельности. Оптимальным подходом в осуществлении педагогического процесса является совместная образовательная деятельность его субъектов, педагога и учащихся, которая носит дискуссионно-эвристический характер, а также наличие обратной исследовательско-творческой связи. В современной науке такая деятельность определяется как педагогика сотворчества.



2.5. Обучение связной речи на уроках изучения морфологии


«Морфология в курсе русского языка наиболее значительная его часть, которая изучает части речи, изменение слов, состав слова. Морфология в курсе изучается с 1 по 7 классы.

Структура курса такова, что она позволяет организовать изучение морфологии на синтаксической основе и осознать учащимися функциональную роль средств морфологии: так, лишь в предложении и словосочетании становятся понятными значения падежных форм имён существительных, прилагательных и т.п. Морфология в школьном курсе служит основой также для работы над культурой речи учащихся, над исправлением ошибок». Изучению морфологии придаётся огромное значение.

В самом деле, части речи – это основные, самые общие разряды слов, в которых соединяются лексические и грамматические значения; в науке о языке их обычно называют лексико-грамматическими разрядами слов.

Одна из важнейших задач школы в области лексики и грамматики – научить детей ориентироваться в той массе слов, с которой они имеют дело постоянно в своей речевой практике. А так как части речи – самые общие разряды слов, то их изучение имеет большое развивающее значение: их изучение способствует формированию грамматических обобщений и развитию абстрактного мышления.

В процессе изучения частей речи учащиеся знакомятся с их грамматическими формами и вместе с тем с литературными нормами их употребления, что очень важно для повышения уровня речевой культуры детей.

Грамматические формы слов и их значения разнообразны; они связаны со звуковым и морфологическим составом слов, с их ролью в словосочетании и предложении. Поэтому занятия по частям речи предполагают осознание частей речи не только самих по себе, но и их связей и отношений с различными сторонами языка, а это, в свою очередь, поможет осмысленному усвоению языка в целом.

Фундаментальное значение знаний о частях речи в общей системе работы по языку предполагает сознательное и прочное усвоение учащимися всего того, что им сообщается в школе по данному разделу. От учителя требуется не только продуманный план занятий, но и непрерывное возвращение к уже изученным разделам и установление связей нового со старым.

Части речи в русском языке, с одной стороны, объединяются одна с другой (имена существительные, прилагательные, числительные); с другой стороны, они противопоставляются друг другу, например имена и глаголы. Объединяются и различаются части речи прежде всего по свойственным им значениям: обозначают предметы, признаки, действия и т.д.

Объединяются и различаются части речи по своим грамматическим категориям, по способу изменения и по роли в связной речи.

Одни части речи изменяются, другие не изменяются, одни склоняются, другие спрягаются, одни имеют самостоятельное значение, другие являются служебными словами.

Работа над частями речи всё время сочетается с лексическими и синтаксическими упражнениями.

В процессе изучения частей речи учащиеся усваивают многие грамматические нормы литературного языка. Например, дети учатся правильно употреблять формы рода существительных (фамилия, полотенце, яблоко, рельс, (чёрный) кофе, тюль, рояль и.т.п.); правильно изменять существительные по падежам и числам: у сестры (но не «у сестре»), в доме отдыха (но не «в доме отдыхе»), куры (вм. «курицы»), волосы (вм. «волосья»); не изменять несклоняемые существительные: я вышел из метро (вм. «из метра»), нет пальто (вм. «пальта»). Учащиеся усваивают нормы согласования прилагательных с существительными: новое платье (а не «новая платья»), о новом (а не о «новым») платье и т.п.

Изучение частей речи полезно использовать и для знакомства детей с нормами произношения (орфоэпическими и акцентологическими): зАсуха (но не «засУха»), шофЁр (вм. «шОфер»), моркОвь (вм. «мОрковь») и т.п.

Части речи охватывают большое количество слов, которые образуют словарь русского языка. Поэтому создаются довольно широкие возможности для выяснения лексических значений слов, для обогащения словаря учащихся.

Давая понятие о прилагательных, например, о том, что прилагательное обозначает признак предмета, целесообразно продемонстрировать, как богат наш язык словарными средствами для обозначения самых различных качеств и их вариантов. Учитель предлагает учащимся, например, дать характеристику человека, позволяющую положительно оценить его качества, выбрав для этого нужные слова: добрый, смелый, энергичный, отзывчивый умный, внимательный и др.

Продолжая подобную работу дети подберут прилагательные для характеристики смелого человека: смелый, отважный, храбрый и т. п.

Для тех же целей более точного словоупотребления большое значение имеет словообразовательная работа: выяснение роли суффиксов, приставок в образовании оттенков в значении слов. Например, сопоставление имён прилагательных, образованных при помощи различных суффиксов, поможет детям выяснить значение этих прилагательных и правильно их употребить, например: зверский и звериный; костистый - костлявый; пушистый -пуховый и т.п. Целесообразно чаще давать учащимся составлять с подобными словами словосочетания и предложения, например: зверский поступок - звериный след; пушистый хвост – пуховый шарф.

Изучение глагола позволяет попутно уточнить значение некоторых глаголов, часто употребляемых неправильно, например: одеть (ребёнка), надеть (платье). Эту ошибку дети допускают часто. Учитель должен следить за речью детей.

В процессе изучения глагола учащиеся познакомятся со стилистической ролью его отдельных грамматических форм. Известно употребление настоящего времени глагола вместо прошедшего, например вместо «Часы пробили двенадцать» мы говорим «Часы бьют двенадцать», или употребление настоящего или будущего времени глаголов в пословицах, когда обозначается обычное, постоянное действие, например: «Цыплят по осени считают», «Что посеешь, то и пожнёшь». Подобные явления языка следует отметить и по возможности разъяснить. К.Д.Ушинский, как известно, рекомендовал как эффективный методический приём замену учащимися одного времени другим в рассказах. (Ушинский К.Д. Собр. Соч.М. –Л.1949,т.6, с.324). Этот приём отчасти используется в современных учебниках.


2.6. Работа по развитию речи при изучении имён существительных

Существительное в курсе русского языка – одна из важнейших тем и изучается она с 1 по 6 классы.

Изучая имя существительное, учащиеся обогащают свою речь целым рядом новых слов. Упражнения лексического характера при изучении существительных могут быть разнообразными. Среди них выделяются три основные группы: 1) словообразовательные, 2) упражнения в группировке слов и 3) упражнения в синономической замене слов.

Словарная (словообразовательная и лексическая) работа при изучении имён существительных тесно связана с составлением словосочетаний и предложений. В учебниках русского языка немало упражнений, требующих от учащихся составления словосочетаний.

Упражнения в построении предложений по степени трудности можно разбить на такие группы: составление предложений с данными именами существительными и их формами; составление предложений из данных словосочетаний; составление предложений с именами существительными на определённую тему; ответы на вопросы; составление предложений по картинкам.

Упражнения, требующие составление предложений, могут быть, например, и такими. Составьте и запишите предложения со словами, которые употребляются в прямом и переносном значении.

Крепкий чай – крепкий сон, золотая цепочка – золотая осень, горячий суп – горячий привет, плач ребёнка – плач бури.

Упражнения по составлению предложений с разными формами имён существительных могут иметь место на любом этапе изучения этой части речи.

Составление предложений на определённую тему, предложений-ответов на вопросы готовит учащихся к составлению сочинений по картинам. Здесь от учащихся требуется умение на одну и ту же тему составить не одно предложение, а несколько.

Упражнения по составлению предложений готовят учащихся к письму изложений и рассказов. В учебниках даются упражнения, способствующие привитию навыков правописания, и вместе с тем упражнения, формирующие навыки речи.

Работа над изложением имеет целью научить детей самостоятельно составлять рассказы в устной, а затем и в письменной форме.

Таким образом, упражнения над словом и предложением при изучении темы «Имя существительное» связаны друг с другом, а также с грамматическими и орфографическими задачами.


2.7. Работа по развитию речи при изучении имён прилагательных


Имя прилагательное – это лексико-грамматический разряд слов, являющийся самым многочисленным после имени существительного. Семантической основой имён прилагательных является понятие признака, который принадлежит предмету.

В процессе повторительных занятий по прилагательному в начале года должны найти своё место упражнения, которые ставят своей целью показать детям уточняющую роль имён прилагательных в речи и их изобразительные свойства. Лучше всего это сделать, если предложить учащимся для наблюдений небольшой текст, представляющий собой художественное описание, в котором намеренно пропущены все имена прилагательные.




После дождя

После дождя выглянуло солнце. Оно пробивается в аллейке сада между ветвями и падает пятнами на песок. Перезваниваются капельки. Над землёй поднимается пар.

А вот этот же текс с восстановленными в нём прилагательными.

После дождя

После короткого бурного дождя выглянуло жаркое солнце. Оно пробивается в тенистой аллейке сада между зелёными ветвями и падает светлыми пятнами на мокрый песок. Весело перезваниваются бодрые капельки. Над землёй поднимается лёгкий пар.

Сопоставляя эти два описания одного и того же явления, учащиеся легко убеждаются в том, что умело выбранные имена прилагательные не только делают речь более разнообразной и точной, но и украшают её, повышая тем самым её изобразительные средства.

Полезно провести аналогичную работу несколько изменив задание.

Изучение имени прилагательного не только закладывает основы языковых знаний, но и способствует обогащению словаря и развитию связной речи учащихся. Обогащению активного словарного запаса школьников синонимами и антонимами имен прилагательных; расширению кругозора и развитию интеллектуально-речевых, коммуникативных умений; формированию умения создавать текст-описание.

С точки зрения обогащения активного словаря детей значение синонимии огромно. Синонимия в языке свидетельствует о богатстве и выразительных возможностях данного языка. М.Р. Львов отмечает, что «чем больше в словаре синонимов, тем богаче выразительные возможности как данного языка в целом, так и каждого его носителя». Синонимические средства языка позволяют точно и образно выразить мысль. Упражнения с синонимами расширяют словарь учащихся, развивают умение точно выражать свои мысли, предупреждают повторение одного и того же слова. Следует постепенно накапливать количество слов – синонимов в речи каждого ребёнка. Кроме того, надо, чтобы дети осознали, что слова – синонимы хотя и близки по смыслу, а слова – антонимы противоположны по смыслу, различаются оттенками значений. Правильное употребление в речи синонимов и антонимов требует знания различающих их смысловых оттенков и стилистических свойств. В процессе работы над синонимами нельзя ограничиваться только выделением из текста слов – синонимов, а следует добиваться понимания учащимися, чем один синоним отличается от другого.  Умение пользоваться синонимами является сложным навыком, и формируется он постепенно, на протяжении длительного времени путём разнообразных и хорошо подобранных упражнений.

Рассмотрим некоторые приёмы работы по повышению уровня развития речи при работе с синонимами и антонимами. Предлагаем учащимся слова – синонимы: молодой и юный.  Можно спросить: «Какое из данных слов использует автор? Почему?»

Вот уж снег последний в поле тает,

Тёплый пар восходит от земли,

И кувшинчик синий расцветает,

И зовут друг друга журавли.

Юный лес, в зелёный дым одетый,

Тёплых гроз нетерпеливо ждёт.                                    (А.К. Толстой)

Можно дать задание, которое будет способствовать развитию речи детей. Например, к прилагательным последний, тёплый подобрать слова, близкие по смыслу; попутно объясняя значения прилагательных, объяснить детям, что автор использовал эти слова, чтобы передать в стихотворении картину ранней весны, что замена данных прилагательных синонимичными испортит текст, и ещё раз показать удачность авторского выбора: снег последний - … тёплый пар.

Необходимо учитывать значения прилагательных в сочетании с существительными: Мелкий (почерк, дождь, интересы) Мягкий (пирог, свет, характер, вода) Лёгкий (свёрток, задача, ветерок) Твёрдый (камень, характер). В каждом конкретном случае выясняется значение прилагательного. Для этого используется любой толковый словарь. Он помогает установить общее между синонимами, различные их оттенки, обратить внимание на синонимы, имеющие разную лексическую сочетаемость. Синонимичные прилагательные можно использовать при подготовке к изложению. С целью развития логического мышления, лингвистического чутья можно взять литературный текст, убрать из него все прилагательные, предложить детям вставить прилагательные путём выбора из синонимических рядов, а затем сравнить с готовым литературным текстом.

Установление общего между синонимами – это только первая часть работы, вторая же, более сложная, заключается в установлении их различий. При подготовке к творческим работам может быть использовано и такое задание: «Из данного списка слов выберите слова, близкие по смыслу, и запишите их парами в столбик: ароматный, нищий, бездомный, безжалостный, вечный, красивый, душистый, бедный, бесприютный, жестокий, печальный, бессмертный, прекрасный». Имена прилагательные обладают большими синонимическими возможностями. Это объясняется наличием у них качественных и количественных градаций. Можно расположить данные слова по мере уменьшения признака, например: небольшой, маленький, микроскопический, крошечный; или по мере усиления признака: громкий, громовой, оглушительный.

Таким образом, систематическая и целенаправленная работа по синонимии развивает у детей внимание и интерес к слову, делает их речь более точной и выразительной, формирует у них чувство языка, активизирует умственную деятельность.

Образное сравнение развивает понимание функции сравнения в описании. Учащимся предлагается ряд сравнений, чтобы они объяснили, как понимают данные сравнения, и предложили свои определения. Например: Ноги, как ватные - мягкие, нетвёрдые, не держат... Деревья, как богатыри... Горы, как стена... Трава, как ковёр... Девушка, как лебедь... Мальчик, как медведь.

Упражнение «Антонимы» направлено на развитие навыков в подборе антонимов-определений. Учащимся даётся задание - подобрать возможно большее количество прилагательных, противоположных данным по смыслу. Необходимо объяснить, что в некоторых случаях слова могут использоваться в переносном смысле. Свежий хлеб - свежий ветер- свежая рубашка; чёрная ткань - чёрные мысли - чёрная работа.

Упражнение «Сравнение признаков». Цель - развивать навыки анализа и сравнения, совершенствовать понимание целесообразности общего основания при сравнении качеств, признаков. Для сравнения разных предметов нужно сопоставить только признаки, противоположные по значению. Учащимся предлагаются предложения, в которых предметы сравниваются с различных позиций, и даётся задание - найти и исправить ошибки.

Практическое знакомство учащихся целесообразно совмещать с формированием у них общих коммуникативно-речевых умений, направленных на создание высказываний. И чем раньше мы начнём развивать у детей уникальный дар слова, тем скорее добьемся желаемых результатов. А для этого необходимо развивать речь школьников. Разговорная речь ребёнка тесно связана с формированием интереса к речи вообще и к собственной речи, в частности, с потребностью совершенствовать и обогащать её. Начинать эту работу нужно с первых дней обучения ребёнка в школе. В процессе изучения любой темы предметом постоянного внимания должно быть развитие у школьников осознанного и точного употребления изучаемого явления. Тема «Имя прилагательное» представляет для этого неограниченные возможности.

Лексика, имеющаяся в упражнениях учебных книг по русскому языку, вполне доступна учащимся, так как является общеупотребительной. Только единичные прилагательные, такие, как, например, роковой, нуждаются в раскрытии их лексического значения. Многие имена прилагательные употреблены в текстах упражнений учебника в переносном значении. Выделяя такие прилагательные из текста в сочетании с существительными, учитель обращает внимание детей на переносное значение прилагательного, показывает на конкретном примере употребление данного прилагательного в прямом значении, сопоставляет прямое и переносное значение. Такое сопоставление дает возможность практически показать выразительные средства прилагательного.

Роль имен прилагательных в речи

Прилагательное играет большую роль в речи потому, что, во-первых, оно обозначает признаки предметов, во-вторых, украшает нашу речь. И, наконец, они могут являться средством художественной выразительности - эпитетами.

Каждый предмет имеет признаки, в которых проявляется его особенность. Прилагательные помогают нам выделить нужный предмет из многих одинаковых предметов. Наша речь без прилагательных была бы похожа на картину, написанную серой краской. Прилагательные позволяют передать красоту, яркость, разнообразие окружающих нас предметов, делают нашу речь выразительнее и точнее. С прилагательными речь как яркая цветная картина, может быть, даже еще богаче, чем картина, так как прилагательные не только обозначают цвета предметов, их звуки, запахи, вкус, но и выражают отношение к предметам, о которых говорится.

Отличительным признаком употребления имен прилагательных в разных функциональных стилях является преобладание относительных прилагательных в научном, официально-деловом стилях и обилие качественных прилагательных в художественной речи. В этом проявляется влияние экстралингвистических факторов, определяющих семантико-тематический отбор качественных слов в текстах разного содержания и функционально-стилевой принадлежности.

Так, обращение к относительным прилагательным в законодательных документах обусловлено необходимостью частого выражения в них отношений между лицами и государством, лицами и предметами и т.д. Немало прилагательных исполняют роль терминов, а также входят в состав устойчивых словосочетаний-терминов и собственных имен (около 30%): Содружество Независимых Государств, Государственная Дума, федеральные войска. Показательно, что в официально-деловом стиле наиболее употребительны краткие прилагательные со значением модальности. Как правило, они указывают на долженствование или предписание: Каждый гражданин обязан; Письменные сделки должны быть подписаны лицами, их совершившими; Вызов экспертов обязателен . В деловых документах прилагательные этой группы составляют 75% от всех кратких форм, в то время как в научных текстах их употребление отмечается крайне редко, а в художественной речи они практически не встречаются.

В публицистическом стиле также происходит специализация некоторых семантических групп прилагательных, которым отводится особое место в составе оценочной лексики, несущей большую экспрессивную нагрузку. Это такие прилагательные, как дремучий, разнузданный, махровый, оголтелый, обвальный и т.д. В публицистической речи они выступают указателями наивысшей степени качества, передаваемого существительными, к которым относятся.

Однако было бы неверно исключать из состава прилагательных, используемых в книжных стилях, общеупотребительные лексемы, которые, как правило, представлены в любом тексте, например, в научной монографии.

Потенциальные изобразительно-выразительные возможности имени прилагательного реализуются в художественной и публицистической речи, предоставляющей в распоряжение стилистики обширный материал для наблюдений. Стилистическое значение прилагательных как источника речевой экспрессии в названных стилях речи трудно переоценить. «Качественные слова», как иногда называют прилагательные, - самая живописная часть речи. Не случайно писатели придают важное значение точному употреблению прилагательных-определений, усматривая в этом проявление профессионализма, мастерства. Обращение к прилагательным диктуется необходимостью в деталях обрисовать внешность героя: Вижу, как теперь, самого хозяина, человека лет пятидесяти, свежего и бодрого, и его длинный зеленый сюртук с тремя медалями на полинялых лентах… (Пушкин). Прилагательные участвуют и в создании психологического портрета персонажа, описании его привычек, уклада жизни и т.д.: Сии столь оклеветанные смотрители вообще суть люди мирные, от природы услужливые, склонные к общежитию, скромные в притязаниях на почести и не слишком сребролюбивые (Пушкин).

В русской художественной литературе сложилась богатая традиция стилистического освоения прилагательных-эпитетов в различных описаниях, и прежде всего в пейзажных зарисовках. Проиллюстрируем это примером описания лунной ночи: …Появилась луна, обливая море серебряным блеском. Большая, кроткая, она медленно плыла вверх по голубому своду неба, яркий блеск звезд бледнел и таял в ее ровном, мечтательном свете (М. Горький). Господство прилагательных в системе выразительно-изобразительных средств проявляется и в том, что вовлеченные в контекст существительные, глаголы, наречия также нередко связаны своими значениями с понятием качества; ср.: блеск, свет, бледнел, медленно.

В русском языке определились своеобразные семантические ряды прилагательных, которые образуют богатую палитру красок при воссоздании картин природы. Например, свет луны в романтическом контексте часто рисуется с помощью прилагательных: бледный, голубой, серебряный, серебристый, зеркальный, лимонный, желтый, томный, таинственный, призрачный, загадочный. Для описания же реалистической (нередко сниженной) картины лунной ночи привлекаются иные имена прилагательные: [луна] большая, огромная, круглая, рыжая, красная, кроваво-красная; ср.: Диск луны, огромный, кроваво-красный, поднимался за деревьями парка (Куприн). Частотность использования подобных эпитетов может привести к рождению литературных штампов, получающих негативную оценку в стилистике. Однако подлинные мастера художественной речи проявляют большую изобретательность в соединении слов (по выражению А.С. Пушкина). Богатство же семантических групп прилагательных в русском языке создает широкие возможности для их творческого применения. Так, А.С. Пушкин мог к одному слову подобрать до пятидесяти прилагательных-определений в разных контекстах.

2.8. Развитие речи при изучении местоимений

Одна из задач изучения темы «Местоимение» состоит в том, чтобы устранить речевые ошибки, связанные с употреблением местоимений, как в устной, так и письменной речи обучающихся. Помимо всего, употребление местоимений в речи – вопрос стилистики. В этом плане задача учителя заключается в том, чтобы довести до сознания обучающихся стилистическую функцию личных местоимений – устранять излишнее повторение одного и того же слова. При этом надо учить детей правильно употреблять местоимения. Так, если местоимение находится далеко от слова, которое заменяется, то местоимение становится непонятным. Если же одно и то же местоимение повторяется подряд несколько раз, то оно становится таким же нежелательным, как и повторяющееся существительное. Тогда следует существительное заменять не местоимением, а синонимом к этому существительному.

Немаловажное значение имеют знания о личных местоимениях для успешного изучения сложной и большой темы «Глагол».

Сознательное усвоение общего понятия о личных местоимениях 1,2,3-го лица служит предпосылкой правильного употребления в речи, а также их правописания.

Грамматическое своеобразие местоимений в отличии от других частей речи состоит, во-первых, в том, что они не называют предметов, а указывают на них в их отношении к говорящему лицу (личные местоимения), во-вторых, в их максимальной семантической общности, в-третьих, в грамматическом своеобразии их рода, числа. Высокая степень обобщенности этого понятия, а также разнородность языковых явлений, объединяемых в категории местоимения, делают данное понятие трудным для усвоения младшими школьниками.

Незначительное количество часов, отводимых программой, а также небольшой объем знаний о местоимении, подлежащих изучению, ориентируют учителя на организацию практического ознакомления учащихся с данной грамматической категорией. Таким образом, путем постепенных и регулярных упражнений, усваивается изменение местоимений, произношение и употребление в речи, их правописание, а также раздельное написание предлогов с местоимениями.

Знакомство обучающихся с понятием «местоимение» может быть организовано следующим образом. Предлагается следующий текст: «Недалеко от дома лесника росла ёлочка. Она была стройная и красивая. Однажды сорока сказала ёлочке: «Разве ты не знаешь, что под Новый год люди приходят в лес за такими как ты? А ты растёшь у всех на виду!»

Под Новый год ёлочка увидела лесника. Он шёл прямо к ней. «Я правильно тебя выбрал», - весело сказал человек и украсил ёлочку игрушками.

Утром из дома лесника вышли мальчик и девочка. Они подошли к ёлочке. Мальчик сказал: «Теперь это будет наша новогодняя ёлочка. Мы будем так украшать ее каждый год».

Какую сказку вы вспомнили, читая этот текст?

Для анализа данного текста учитель предлагает вопросы и задания:

- Какую сказку вы вспомнили и кто ее автор? (С.Михалков. «Елочка»)

- Прочитайте первые два предложения. Кто это она? Из какого предложения вы это узнали? А если бы не было первого предложения, смогли бы вы догадаться, что речь идет о елочке? Почему? На кого же указывает слово она во втором предложении?

- К кому обращается с речью сорока? Прочитайте слова сороки. Каким словом называет сорока елочку, обращаясь к ней? (ты)

- Прочитайте второй абзац текста. Кто это он? Могли бы вы ответить на этот вопрос, если бы не было первого предложения. Почему? Чьи слова: «Я правильно тебя выбрал? Называет ли себя лесник по имени? А как он говорит о себе? (я)

-Прочитайте третий абзац. Кто это они? Из какого предложения вы узнали? На кого же указывает слово они? Прочитайте, что сказал мальчик. О ком он сказал, употребляя слово мы? Называет ли слово мы ребят по имени?


2.9. Работа по развитию речи при изучении глагола

Особое значение для обогащения словарного запаса учащихся приобретает словарная работа на уроках русского языка. “Словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогическая, целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка”, – писал известный ученый-методист А.В. Текучев.

Приемы обогащения словарного запаса учащихся разнообразны: раскрытие значения слова путем показа предмета; использование толкового словаря русского языка, синонимизация; морфологический анализ слов; перевод; перефраз; использование контекста и другие.

Изучение глагола значительно продвигает речевое развитие учащихся. Глагол обозначает не просто действие, а действие как активный процесс. Он выражает движение, развитие и сообщает высказыванию конкретность, динамичность, энергию. A.M. Пешковский писал, что “глаголы – это какие-то “живые” слова, оживляющие все, к чему они приложены”.

Само по себе глагольное слово богато и емко по своему значению. Глагол обладает развитой многозначностью. Толковые словари русского языка  отмечают от трех до десяти и более значений одного глагола. В толковом словаре С.И. Ожегова у глагола “брать” отмечено 12 значений, “стоять” – 9 значений, “ломать” – 5 значений.

Богатство значений глагольного слова усиливается разнообразием живых значений приставок, а также многообразием его синтаксических возможностей. Сравним глаголы “бежать” и “выбежать”, “убежать”, “перебежать”. Каждое из них представляет новое слово, подается в новой словарной статье и имеет подчас не одно, а несколько значений, – так глагол “убежать” имеет 4 значения.

Обогащение словарного запаса учащегося осуществляется двумя основными путями: через овладение значением новых, ранее неизвестных детям слов и через раскрытие богатства лексических значений слова.

Одним из методических условий, обеспечивающим эффективную работу по развитию речи с помощью “Толкового словаря”, является познание самого слова, правильность его понимания, точность употребления в речи в разных значениях, умение заменить слово другим, более точным, выразительным. Обратимся к примеру:

Гвоздь легко идет в доску.

–Объясните значение слова “идет”, обратитесь к “Толковому словарю”, установите, какие значения может иметь слово “идет”, составьте предложения, употребив этот глагол в других значениях.

Найдите слова, употребленные в переносном значении. Объясните их значение, используйте толковый словарь:

– Выберешь местечко поукромней, сядешь и слушаешь, как ласково журчит, разговаривает речная вода. (В. Солоухин)
– И вдруг гора охнула и задрожала! Где-то внутри нее зародился гул; он рвется наружу, приближается и растет. (Н. Сладков)

Сравните глаголы и определите, что общего и различного в значениях этих слов: петь – заливаться, мяукать – мурлыкать, играть – наигрывать.

Работа над синонимами и антонимами.

По современной методике работа с синонимами ведется в школе в следующих направлениях:

1) формирование понятия синонимии;
2) обогащение словаря учащихся;
3) формирование навыков самостоятельного использования синонимов в связном высказывании.

Система практических упражнений складывается из следующих элементов:

а) обнаружение синонимов в читаемых текстах, объяснение значений и особенно оттенков значений, различий между словами-синонимами;
б) подбор синонимов, которые могут служить заменой данному, выяснение оттенков значений, различий в их употреблении;
в) специальные упражнения с синонимами;
г) активизация синонимов, т.е. использование их в связной речи;
д) исправление речевых ошибок типа неудачно употребленных слов, замена неудачного слова другим, синонимичным ему и более уместным в данном тексте.

В работе с синонимами используются следующие упражнения:

1. Прочитайте слова. Выясните, что они обозначают: идти, шагать, брести, плестись.
Подберите к данным существительным наиболее подходящий глагол:

спортсмены ...
старушка ...
лошаденка ...

2. Объясните, какие из синонимов, называя действие, выражают наше отношение: бродить, слоняться; бояться, трусить. Составьте предложения с выбранными глаголами.

3. Выделите главное слово в каждом ряду:

хныкать, реветь, рыдать, плакать, выть, кричать, скулить
– бормотать, лопотать, бурчать, бубнить
– раздаваться, звучать, слышаться, разноситься

Можно ли назвать эти глаголы синонимами? Чем отличаются глаголы каждого ряда друг от друга?

4. К словам левого столбика найдите близкие по смыслу слова из правого. Запишите пары:

Журчать – ... стонать
Играть – ... звенеть
Шуметь – ... пиликать
Скрипеть – ... клокотать
Плакать – ... скрежетать

5. Прочитайте слова: беспокоиться, влиять, воздействовать, возражать, волноваться, лечить, оспаривать, протестовать, тревожиться.

Найдите глаголы-синонимы и запишите их группами. Укажите спряжение глаголов, обозначающих душевное состояние человека.

6. В каждой строчке найдите лишнее слово: 

Злить, нежить, сердить, обозлить,

скучать, грустить, тосковать, уважать
Составьте предложения с выбранными глаголами во 2 лице ед.ч.

Отрывки из художественных произведений дают возможность не только закрепить значение слов-синонимов, но и осознать роль синонимов в речи. Такие отрывки можно использовать на уроках русского языка, в работе по грамматике и орфографии.

1. Найдите слово, близкое по значению (синоним) слову “убежать”. Чем оно отличается по смыслу?

Виталик был рад, что Мурзик удрал от него ...Он нарочно старался шуметь, чтобы Мурзик услышал и успел убежать подальше. (И. Носов)

2. Прочитайте отрывок из стихотворения:

И вывихнуто плечико
У бедного кузнечика:
Не прыгает, не скачет он
И доктора зовет...
 (К. Чуковский)

Почему автор два слова “прыгает” и “скачет”, обозначающих сходные действия, употребляет рядом?

Понимание того, что каждое слово имеет свое значение (а этому способствует начальное усвоение синонимов на основе чувственных образов), что слово может обладать эмоционально-экспрессивной окраской, что употребление слова зависит от цели высказывания, стиля речи (это формируется через упражнения), развивает у учащихся потребность внимательно относиться к выбору слова, узнавать новые слова. Работа с синонимами раскрывает лексическое богатство русского языка. Усвоение синонимических гнезд, а затем упражнения в употреблении синонимов – путь к овладению этого богатства.

Важным семантическим отношением лексических единиц является их противоположность, или антонимия. Антонимические отношения характеризуются предельно логичным ударением, противоположностью своего реального содержания. Слова, связанные такими значениями, называют антонимами. Основой противопоставления являются такие значения, которые не просто различны, а соотносительны и при этом противоположны друг другу, имея общие смысловые компоненты. Например, смеяться – плакать.

Работа над антонимами, как и над синонимами, начинается уже с первого класса и, усложняясь, проводится постоянно в связи с читаемыми текстами и с некоторыми грамматическими темами. На антонимах построены многое пословицы: “Труд кормит, а лень портит”, “Легко друзей найти, да трудно сохранить”, которые встречаются уже в “Азбуке”.

На уроках русского языка в связи с изучением частей речи учащимся предлагается выполнить следующие упражнения:

а) группировка антонимов по парам;

Дается список слов, которые могут образовывать антонимические пары, могут быть включены “конфликтные” слова.
Задание: выписать пары слов с противоположным значением. Составить предложение с глаголом движения: ложиться, рыдать, мешать, хохотать, взять, вставать, хвалить, помогать, ругать, уходить.

б) замена антонимов в предложении.

Замена антонимов в предложении требует его перестройки, добавления или замены некоторых слов. При этом нередко приходится использовать еще одну или даже две антонимические пары.
В этом состоит развивающая цель упражнения. Например: Зимой рано смеркается (Зимой поздно рассветает); Пустой колос легок, он стоит прямо (Полный колос тяжел, он к земле гнется).

в) дополнение начатого предложения словами с противоположным значением.

Например: От радости смеешься, а от горя ...; Вороны кричат, а рыбы ...
Основная цель упражнений с антонимами – использование их в устной и письменной речи. Конечно, антонимы употребляются учащимися нечасто, применение их зависит от содержания высказывания. Однако умение вводить антонимы в свою речь должно служить одним из критериев оценки речевого развития школьников.

Прямое и переносное значение глаголов.

Большинство широко употребительных слов многозначно. Многозначность – это способность слова иметь одновременно несколько значений или обнаруживать несколько взаимосвязанных лексико-семантических вариантов слова.

Одно из значений слова – первичное, исходное, а другое – вторичное, появившееся в результате развития первичного значения. Например: глагол “резать” имеет значение “разделить на части острым инструментом” (резать хлеб, мясо) – первичное; другие значения вторичны, “веревка режет руки”, то есть действие веревки сходно острому инструменту.

На уроках русского языка в связи с изучением глагола учащиеся овладевают умением употреблять глаголы в речи в прямом и переносном значении. Практически знакомятся с многозначностью глаголов, выполняя следующие упражнения:

1. Объясните значение выделенных слов:

Говорят: часы стоят,
Говорят: часы 
спешат,
Говорят: часы 
идут,
Но немного 
отстают.
Мы смотрели с Мишкой вместе,
А часы
висят на месте. (В. Орлов)

2. Заменить глагол “бежит” близким по смыслу: 

Время бежит, река бежит, зерно бежит из мешка, молоко бежит из кастрюли.
Надо ли заменить этот глагол в предложении “Лисица бежит по полю”?

3. Прочитай:

Ветры по небу гуляют,
Ветры щеки надувают,
Дуют, дуют, листья рвут.
Злятся, злятся, травки мнут.
 (П. Потемкин)

Подчеркни глаголы, которые употреблены в переносном значении. Составь предложение, употребив глагол “злятся” в прямом значении.

4. Прочитать стихотворение, объяснить значение глагола:

Кто играет?

И солнце играет (лучами на речке),
И кошка играет
 (клубком на крылечке),
И Женя играет 
(есть кукла у Жени),
И мама играет 
(в театре на сцене),
И папа играет
 (на медной трубе),
И дедушка
 (с внуком играет в избе). (А. Шибаев)

Подчеркни глагол “играет” в том сочетании слов, где он обозначает действие неживого предмета.

Понимание многозначности способствует восприятию образов художественного произведения, пониманию его идейного содержания.

Работа над словосочетанием и предложением.

Работа над словосочетанием и предложением проводится на уроках русского языка в связи с изучением грамматики, а также на уроках обучающего изложения и сочинения.

Практикой установлено, что наибольшее число синтаксических ошибок допускается учащимися именно в словосочетании: это ошибки в управлении и согласовании. При изучении темы “Глагол” важно сопоставить однокоренные, а также близкие по значению глаголы, управляющие разными падежами существительных, например: касаться (чего?), прикоснуться (к чему?), вслушаться (во что?), прислушиваться (к чему?), удивляться (чему?), удивлять (кого? чем?), радовать (кого? чем?), радоваться (чему?), беспокоить (кого? чем?), беспокоиться (о ком?).

Составляя словосочетания с данными глаголами и вопросами, учащиеся научатся отбирать те нужные конструкции, с помощью которых можно передать тончайшие смысловые оттенки и правильно использовать их в речи. Специального внимания требуют глаголы, при которых учащиеся неправильно употребляют предлог с падежными формами существительного: идти (куда?) в школу, в сад, на завод; идти (откуда?) из школы, из магазина, с работы, от товарища; идти (где?) по дороге, лесом, мимо школы, около дома.

Работа над словосочетанием ведет учащихся к более высоким ступеням речевых упражнений – к составлению предложений, к связной речи.

Предложение передает мысль ученика, в нем реализуется умение выбрать точное слово, образовать нужную форму, составить словосочетание. Умение строить разнообразные типы предложений является основой развития связной речи учащихся.

В работе над связным текстом построение предложений не может быть целью, оно скорее служит средством. Поэтому нужны специальные упражнения. Их цель – научить школьников строить предложения в соответствии с законами синтаксиса, с литературной нормой, разнообразить их структуру, расширять размеры, научить совершенствовать предложения, добиваясь их точности и выразительности.

Упражнения с предложениями могут быть разделены на три группы: упражнения на основе образца, конструктивные и творческие.

Упражнения на основе образца, или подражательные, предполагают усвоение правильно построенных конструкций, понимание их внутренних связей и семантики, а также обучение школьников построению таких же или подобных собственных предложений.

Группа конструктивных упражнений очень разнообразна. Рассмотрим некоторые из них:

1. Восстановление предложений из разрозненных слов.

Выполняя такое задание, школьники должны по данным словам и наименованию темы восстановить смысл, содержание предложений, затем расположить слова в нужном порядке и связать их союзами, предлогами, окончаниями.

Например: Из данной группы слов составить предложение. Определите спряжение глаголов движения:

Синем, в, хлещут, море, волны. Ветер, гулять, подгонять, и, кораблик, море, по.

2. Постепенное, ступенчатое распространение простого предложения с помощью вопросов. Например:

а) Прочитайте предложения левого столбика. Объясните значение данных глаголов.

Поезд идет какой? куда?
Промелькнул самолет где? какой?
Тянется баржа как? какая?

Распространите предложение, пользуясь вопросами правого столбика.

б) Из словосочетаний “мелкий дождь”, “сильный дождь” составьте два предложения, используя в каждом подходящий глагол (лить, моросить, капать).

в) Какие из помещенных в скобках глаголов наиболее подходят к данным предложениям? Почему?

Попробуй (залезть, влезть, взлезть) на это дерево.
Комар (взлетел, залетел) в комнату.
Он (исходил, походил, переходил) много дорог.

Такие упражнения полезны тем, что они подготавливают школьников к совершенствованию, редактированию собственных сочинений, учат дополнять, уточнять написанное.

3. Соединение простых предложений в одно сложное.

Например: прочитайте два предложения. Какое одинаковое действие совершают животные?

Весной просыпается медведь. Барсук и еж просыпаются тоже.

Составьте одно предложение про зверей.

Приведенные формы конструктивных упражнений выполняются на уроках русского языка как в связи с грамматическими темами, так и в ходе подготовки к творческим работам.

Творческие упражнения с предложениями предполагают в основном отсутствие каких-либо образцов или конструктивных заданий. Школьники составляют предложение совершенно свободно.

Типы заданий к творческому составлению предложений:

1) дается тема для составления предложения: составить предложение о своем друге (о солнце, о любимом животном), употребив глаголы 3 лица, настоящего времени.
2) дается картинка – предметная или сюжетная; предложение составляется по картинке.
3) опишите свое поведение, когда вы спешите, опаздываете, но не можете найти в своей комнате забытую вещь. При помощи каких приставок в глаголе “бегать” вы опишите свои движения? Составьте предложения с этими глаголами.

Одна из характерных и замечательных особенностей глагольного слова – его организующая, конструктивная роль в предложении.

В результате изучения темы “Глагол” учащиеся должны не только распознавать такую часть речи, уметь изменять глагол по временам, лицам, числам, владеть навыками правописания личных безударных окончаний глагола, но и познакомиться со стилистическими особенностями глагольных форм.

В результате изучения темы “Глагол” учащиеся должны не только распознавать такую часть речи, уметь изменять глагол по временам, лицам, числам, владеть навыками правописания личных безударных окончаний глагола, но и познакомиться со стилистическими особенностями глагольных форм.

При анализе текстовых функций глагольной лексики учащимся раскрывается эстетическая сторона родного языка, они начинают понимать, что хорошо знакомые слова могут приобретать магическую силу воздействия на мысли, чувства и воображение слушателя (читателя). Глагол используется, прежде всего, для передачи движения. Этими словами выражается динамика, непрерывное движение окружающего мира. Частое употребление глаголов передает быструю смену действий, состояний, придает повествованию динамичность.

2.10. Развитие связной речи

Обучение устной и письменной речи в методике издавна называется развитием связной речи. При этом под связной речью понимается и процесс, речевая деятельность, и определенный результат акта коммуникации, т.е. развернутый ответ ученика по материалу учебной дисциплины, устное и письменное изложение текста, созданное учеником, реферат, статья в стенгазету, описание, рассуждение, доклад и т.д., т.е. определенное речевое произведение, текст. При этом каждое из обозначенных в программе речевых произведений выступает и как предмет обучения (т.е. то, чему учат специально), и как средство, с помощью которого формируются и развиваются коммуникативные умения. Так, обучая строить текст типа рассуждения-доказательства, учитель помогает школьникам осознать особенности этого типа текста, овладеть определенными умениями, и вместе с тем вся эта работа служит средством развития коммуникативных умений, коммуникативных способностей человека. Именно поэтому большое значение имеют четкое осознание содержания работы по развитию связной речи, ее последовательности и оптимальный, соответствующий задачам отбор методов и средств обучения.

Работа над вторичными текстами

Работа по обучению школьников составлять вторичные тексты рассматривается как подготовительный этап к их обучению самостоятельно излагать свои мысли, строить устное или письменное высказывание.

Вторичный текст — это текст, созданный на основе текста-оригинала (авторского текста). К вторичным текстам относятся аннотации, конспекты, рефераты, изложения и тому подобное.

Обучение созданию вторичных текстов имеет большое значение для формирования навыков как устной, так и письменной связной речи. Такая работа позволяет научить школьников выбирать из текста ключевые слова, центральные предложения, развивает умение распространять, детализировать высказывания, приводить необходимые примеры, что в дальнейшем поможет им правильно, логично, точно излагать свои мысли.

Упражнения по развитию связной письменной речи

Можно выделить следующие ТИПЫ упражнений по развитию письменной речи

учащихся:

  • Анализ готового, или «чужого» текста

  • Изложение

  • Сочинение.

Культура речи – это совокупность признаков речи, которые делают речь наиболее пригодной для общения, т.е. коммуникативно содержательной..

Признаки культуры речи:

Правильность, чистота, точность, выразительность, логичность, уместность, богатство.

Опыт работы

Формирование навыков  устной и письменной  речи  ведется  на  уроке;  после  уроков (внеклассная работа)  и  в ходе индивидуальной  самостоятельной работы  учащихся.

В  своей  работе  использую  информативные и игровые технологии,  личностно-ориентированное и дифференцированное обучение.  Все  это  помогает  понять ученикам,  что  овладев  тем  или  иным  речевым  умением,  они  расширяют  свои  возможности  общаться  и  воздействовать  на  других  людей (вызывать  у  них  какие-то эмоциональные  переживания  и  пр.),  что  владение  речью  необходимо  для  самовыражения,  для  утверждения  своего  бытия  в  мире, и  тогда  они почувствуют  радость  творческого  роста  и  самосовершенствования.

 

Главное  внимание  на  своих  уроках  уделяю  тексту, поэтому я  стараюсь  подбирать  задания на  основе  текста.

 В  свою  работу  включаю  следующие  основные  виды  работ. 

-  Работа  со  зрительной  опорой.    

Как  правило,  в  качестве  зрительной  опоры  используются комиксы,  какие-то картинки,  фотографии.           

 Виды  работ  со  зрительной  опорой:  а) устный  диалог; б) устный  рассказ;  в) письменный  рассказ.

-  Творческие  работы (сочинения) на  основе личных  впечатлений: читательские,  жизненные, фантазийные

-   Устные  дискуссии.

Основная цель этой работы – научить  слушать и  слышать,  формулировать  свои  мысли  и  аргументировать их.

-  Устная или  письменная газета.

-  Языковые игры: «Корректор»,  «Вставь слово», буриме, продолжи рассказ  по  его  началу, собери  текст, распространи  предложение, найди третье  лишнее   и др.

- Минутки  поэзии.     

-  Мини-изложения, мини-сочинения.

-  Творческие  диктанты  на  основе  картин.  

- Пересказ художественного  текста  от  лица  героя.

    Составь монолог  перегоревшей лампочки (старого водопроводного крана, компьютера  и т.д.)

- Сообщения.

- Театрализованные сценки, спектакли.

Формы  работы – групповая,  в  парах,  индивидуальная. 

Для  развития  речи учащихся   очень  важно,  чтобы  они  постоянно  слышали  образцы правильной красивой речи,  как письменной – это  могут  быть  художественные тексты,  которые  читаются  на уроках, - важно  постоянно  обращать  внимание  на  красоту,  совершенство  языка,  так и устной – это  могут быть  записи  выступлений  артистов и, конечно же,  речь  самого  учителя.  Необходимо  обращать  внимание на  удачные  образцы  речи  самих  детей.

Результативность.

Систематическое  использование  этих  методических  приемов  позволяет   развивать  речь  учащихся.  Ребята  не  боятся  высказывать  свое  мнение,  стараются  его  отстаивать,  пытаются  доказать  свою  точку  зрения.  Они  составляют  разнообразные  высказывания с  использованием  различных  языковых  средств.  У них  начинает  развиваться  чувство  языка,  чувство  слова.   Совершенствование  речевых  навыков  способствуют их  успешной  учебе,  выступлениях на  различных  конкурсах  и олимпиадах.

Дети  чувствуют себя при  ответах  в  классе   уверенно.  Они  положительно    воспринимают  предмет «Русский язык» и  с удовольствием  идут  на  эти  уроки.



































Глава 3. Выводы

Итак, развитие речи на уроках русского языка - это вся работа, проводимая словесником специально и попутно (в связи с изучением школьного курса грамматики, словообразования, правописания и т.д.) для того, чтобы ученики овладели языковыми нормами (в произношении, ударении, словоупотреблении, в построении предложений и т.п.), а также умением выражать свои мысли в устной и письменной форме, пользуясь нужными языковыми средствами в соответствии с целью, содержанием речи и условиями общения.

Работа по развитию речи учащихся на уроках русского языка вносит существенный вклад в формирование общей культуры, всесторонне развитой, социально активной личности будущего выпускника школы. При определении содержания работы по развитию речи на уроках русского языка нельзя не учитывать, что, приходя в школу, ученики уже владеют практически родным языком. Однако их речь требует совершенствования с самых различных точек зрения, если мы хотим решить воспитательно-образовательные задачи школы.

Обучение родному языку имеет надпредметное значение. В связи с этим особое значение в современной школе придаётся формированию видов речевой деятельности.

В результате обучения школьники должны научиться использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для развития готовности к речевому взаимодействию, к сотрудничеству. Обучение должно способствовать увеличению словаря школьников; расширению круга используемых речевых и языковых средств; совершенствованию способности к самооценке через наблюдение за собственной речью; развитию интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности, использования языка для самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности; удовлетворению познавательных интересов. Выпускник школы должен быть готов к самовыражению и активному участию в будущей производственной, культурной и общественной жизни государства.








Список использованной литературы


  1. Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А. и др.; под ред. Асмолова А. Г.. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пос. для учителя – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 159 с.

  2. Баранов М. Т., Ипполитова Н. А. и др.; под ред. Баранова М. Т. Методика преподавания русского языка: учебник для студентов высш.пед.учеб. заведений – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 368 с.

  3. Богуславская Н.Е, Капинос В.И., Купалова А.Ю. и др.; под ред. Т.А.Ладыженской. Методика развития речи на уроках русского языка. – М., 1991.

  4. Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С. Развитие речи: теория и практика обучения: 5-7 кл. Кн. Для учителя. - М., Просвещение, 1991.- 342 с.

  5. Ладыженская Т.А. Методика развития речи на уроках русского языка. М.: Педагогика, 1991.

  6. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка: Учеб.пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2101 «Рус.яз. и лит.» - М.: Просвещение, 1988.- 240 с.

  7. Львова С.И., Цыбулько И.П., Гостева Ю.Н.; (под ред. Львовой С.И.). Настольная книга учителя русского языка. 5-11 классы – М.: ЭКСМО, 2007, 496 с.

  8. Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста: рабочая тетрадь: 5 класс. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 96 с.

  9. Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста: рабочая тетрадь: 6 класс. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 96 с.

  10. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б.,.Теленкова М.А. Современный русский язык.– 11-е изд. М.: Айрис-пресс, 2010. – 448с. (От А до Я).