Работа с родителями в специализированной (логопедической) группе
Современные требования к дошкольному образованию, как никогда раньше, позволяют нам реализовать наше концептуальное понимание образования ребенка с нарушениями речи разного генеза. В основе нашего подхода детоцентристская модель. В центре этой модели находится ребенок, его потребность играть, двигаться, радоваться, взаимодействовать с миром — развиваться. К нам всё чаще обращаются родители, чьи дети имеют сложные речевые нарушения.
Системное речевое нарушение очень часто сочетается с минимальными признаками недоразвития функциональных систем, на которые часто не обращают внимание ни медики, ни родители.
В то же время эти нарушения затрудняют адаптацию ребёнка в детском саду и в школе. Родители должны научиться видеть и понимать своего ребенка. Они должны научиться сотрудничать с педагогами. Только в этом случае можно успешно осуществлять коррекционно-развивающую и образовательную работу с ребенком. Такое взаимопонимание и взаимодействие позволяет ребенку с нарушениями речевого развития комфортно себя чувствовать и активно принимать коррекционно-образовательную работу специалистов.
Опыт двух выпусков начальной школы для детей-выпускников речевого детского сада позволяет нам с уверенностью говорить нашим родителям о трудностях школьной дизадаптации, и мы помогаем родителям: принять ситуацию возможных трудностей в обучении, знать, как поступать, продуктивно взаимодействовать с учителями. Сегодня, включая родителей в образовательный процесс с первых дней, мы знаем, как научить родителей сопровождать ребенка в начальной школе.
Наши усилия направлены не только на коррекцию речевых нарушений и развитие речевой системы, но и на организацию сотрудничества всех участников образовательной деятельности.
Сегодня к ребенку необходим действительно индивидуальный подход в образовательной и коррекционной деятельности. Он осуществляется в проектировании индивидуализированного образовательного маршрута, в котором участвуют и специалисты-педагоги, и дети с родителями.
Созданная «модель образовательных взаимоотношений» всех участников образовательной деятельности (ребёнок, родитель, логопед, воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию, педагог по изобразительному искусству) интегрирует все компоненты коррекционно-образовательного процесса. Деятельность взрослых ориентирована на линию развития достижений каждого ребенка.
Нам помог многолетний опыт командной работы взаимодействия с родителями, содержание которого корректируется по мере «поступления проблем». Методическая цепочка решения «проблем» предполагает: 1) опору на «объективную картину» развития ребенка на основе медико-психолого-педагогической диагностики; 2) обмен информацией с родителями; 3) согласование выбора образовательных маршрутов.
Выстраиваемая система взаимодействия направлена на решение следующих задач:
— обеспечение открытости сопровождения дошкольника и его семьи;
— создание условия для вовлечения семей непосредственно в образовательную деятельность,
— реализацию индивидуальной поддержки и консультирования специалистами родителей по вопросам образования, охраны и укрепления здоровья детей;
— вовлечение семей в коллегиальное обсуждение индивидуальных достижений развития ребенка и планирование дальнейшей совместной образовательной деятельности по реализации индивидуального образовательного маршрута;
— повышение степени готовности родителей к сопровождению ребенка в адаптационный период начального образования;
— создание условий для взрослых (специалистов и родителей) по поиску и использованию методических материалов.
Примерами совместной образовательной, а также коррекционной деятельности с участием родителей являются созданные и активно работающие у нас: «Совет всех специалистов и родителей», «Среда у логопеда», «Индивидуальные консультации специалистов», «Родительский педсовет», «Творческая мастерская», «Хор детей и родителей», «Шаг навстречу» (зарядка с родителями).