Тема: работа с текстом при подготовке к ОГЭ
Работа в 9 классе имеет определенные особенности. Поэтому мы должны выбрать для себя такие формы и методы работы, которые одним выстрелом достигают трех мишеней: это подготовка к сжатому изложению, к сочинению, к устному собеседованию. Работа с текстом – это многоплановая работа , и если говорить о компетенциях, которые она затрагивает, это будут и лингвистические компетенции, языковые и коммуникативные. Это переход предметного уровня на метапредметный. И научить это не простое дело. Но наша задача состоит в том, чтобы выпускники справлялись с данным видом работы. Поэтому мы должны проводить и лексическую, и грамматическую, работу со словарями, а также привлекать жизненный и читательский опыт.
Цель: определить основные направления работы с текстом при подготовке к ОГЭ.
Задачи:
Развивать умения текстовосприятия учащихся
Выбирать и сочетать наиболее продуктивные формы работы с текстом
Учить комплексно анализировать текст и его фрагменты
Развивать умение создавать «вторичный текст» и его фрагменты.
Развивать умение создавать «вторичный текст» на основе авторского
Развивать творческий потенциал
Развивать навыки речевого самоконтроля
Если представить работу с текстом как схему. То основным компонентом является: развитие творческого потенциала обучающихся , равно как обучению текстовосприятию и текстообразованию и как результат, как продукт – это создание текста различных типов речи, стилей и жанров, осуществление речевого контроля.
Приемы работы с текстом:
( понимание смысла прочитанного текста)
Изменение какой – либо детали в тексте. Рассуждение о том , как это может повлиять на развитие сюжета
Конструирование текста. Работа с деформированным текстом
Сокращение текста так, чтобы смысл его сохранился. Ненужные слова и предложения можно вычеркнуть прямо в тексте
Составление цепочки ключевых слов, которые связывают текст воедино
Составление новых предложений или целого текста по ключевым словам из предложенного текста
Восстановление смысла текста
Выделение самых коротких предложений в тексте. Дополнение их второстепенными членами предложениями
Приемы работы с текстом
( развитие аналитических способностей)
Определить тему, основную мысль
Составить план
Составить цепочку тезисов, важных фактов, событий
Задать вопросы по содержанию текста, на которые нельзя ответить однозначно
Порассуждать о событиях, описанных в тексте, характерах и поступках героев
Поставить на место одного из персонажей и т. д.
Например,
Вечер в лесу
Весенний лес. Зорко оглядываюсь по сторонам и замечаю что-то розовато-синее. Бегу посмотреть. Это распустился цветок медуницы. На толстом зелёном стебле красуются отдельные цветочки, похожие на крохотные кувшинчики. Верхние из них нежно-розового цвета, а нижние лиловые.
Выходим на небольшую поляну. Вокруг неё толпятся молодые берёзки. Посредине синеет, как продолговатое зеркало, весенняя лужа. Она полна до краев прозрачной снеговой воды.
Заглядываю в воду. Она так чиста, что на дне отчетливо видны каждый прошлогодний листок, каждая затонувшая веточка. В луже оживлённо плавают лягушки. Они таращат на меня выпученные глаза, но не боятся, не хотят нырять. Они, как бы здороваясь со мной, издают какие-то урчащие приветственные звуки.
Уже вечереет. Солнце, как начищенный медный таз, будто висит над дальним лесом.
Данная работа помогает в подготовке и к устному собеседованию.
Из абзацев собрать текст. Нарезанные кусочки. На обороте текста картинки. Работаем по составлению монолога . Можно не всегда , а 2- 3 раза. У детей такая работа вызывает интерес, мотивацию.
Также полезно заниматься редактированием ( т.е над совершенствованием формы и содержание текста, устранение недочетов)
Например, приемы
«слишком мало» (текст состоит из важной информации, нет выразительных средств)
«слишком много» в тексте слишком много выразительных средств
«Добавь аргумент.» (Хороший прием. К готовым аргументам нужно прибавить 3 аргумент.)
«Доверяй , но проверяй» (привести аргументы заведомо ложные)
«Спорное слово» ( слово употреблено разговорное в научном тексте)
«Смешение стилей» ( смешение стилей разговорный и научный)- возможно ли это
«Преобразование» публицистический преобразовать в научный
Например, текст Орлиное гнездо
Однажды стадо драгоценных диких пятнистых оленей, продвигаясь к морю, пришло на узенький мыс. Мы протянули за ними поперёк всего мыса проволочную сетку и преградили им путь в тайгу. У оленей для питания много было и травы, и кустарника, нам оставалось только охранять дорогих гостей наших от хищников-леопардов, волков и даже от орлов.
С высоты горы я стал разглядывать скалу внизу и скоро заметил, что у самого моря, на высокой скале, покрытой любимой оленями травой, паслась самка оленя. Возле неё в тени лежал какой-то желтенький кружочек. Разглядывая в бинокль, я скоро уверился, что это оленёночек.
Вдруг там, где прибой швыряет свои белые фонтаны, стараясь как будто попасть ими в недоступные ему темно-зеленые сосны, поднялся преогромный орёл, взвился высоко и бросился вниз. Но мать услышала шум падающей громадной птицы, быстро схватилась и встретила её: она встала на задние ноги против детёныша и передними копытцами старалась попасть в орла, а он, обозлённый неожиданным препятствием, стал наступать, пока острое копытце не попало в него.
Деформированный текст
Приемы
Текст без начала
Перепутанные предложения
Текст без концовки
Найди и исправь
Нарушенная композиция
Другие приемы
«Только одно» ( найти эпитеты)
«Яркие образы» ( нет в тексте средства художественной выразительности)
«Глазами автора»
«Рассказ по факту»
«Рассказ о впечатлении. Высказывание впечатления.»
«Рассказ о событии»
Также делаем блокнот редактора
Примеры грамматические и речевые ошибки
Средства художественной выразительности
Примеры словосочетаний с разными видами связей
Значение слов
Способы сжатия
Типы речи
Функциональные стили.
Не забываем работу со словарями.
Источники: www.fipi.ru
www.4ege.ru
www.ege.edu.ru