СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа с учащимися на уроках русского языка и литературы с учётом их индивидуальных особенностей

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Работа с учащимися на уроках русского языка и литературы с учётом их индивидуальных особенностей»

Работа с учащимися на уроках русского языка и литературы с учётом их индивидуальных особенностей

Каждый учитель, планируя урок, думает, как активизировать познавательную деятельность учащихся на уроке, заинтересовать работой необходимо всех учащихся в классе, учитывая индивидуальные особенности каждого. Чаще всего планируется задание, направленное на среднего ученика. Но так как усваиваются и выполняются они по-разному, учитель подбирает индивидуальные задания для слабоуспевающих и сильных учеников.

На протяжении нескольких лет стремлюсь применять в своей профессиональной деятельности разные подходы. Меня привлекает в этом то, что ученик из объекта превращается в субъект учения. Не секрет, что прочно усваивается то, что становится предметом деятельности самого ученика.

Основная идея моего опыта заключается в том, что «исходным пунктом любой предметной методики является раскрытие индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка». Уроки русского языка и литературы призваны развивать индивидуальные способности учащихся в овладении навыками грамотного письма, культуры речи, в воспитании ученика как вдумчивого читателя.

Это актуальная тема и для учителя русского языка и литературы. Цель индивидуальной работы в развитии индивидуальных познавательных способностей каждого ученика. Необходимо помочь личности познать себя, самоопределиться и самореализоваться.

Гибкие, мягкие, ненавязчивые формы индивидуализации и дифференциации, организуемые на уроке, позволяют мне фиксировать избирательность познавательных предпочтений ученика, устойчивость их проявлений, активность и самостоятельность школьника через способы учебной работы.

Это актуально на уроках русского языка в процессе обучения грамотному письму. Из опыта работы известно, что не каждому учащемуся удается легко овладевать навыками грамотного письма. Причина в индивидуальных особенностях памяти, типа мышления, темперамента. Известно, что одним учащимся для овладения каким-либо орфографическим навыком требуется выполнить больше упражнений, другим – меньше. Поэтому приходится постоянно отыскивать наиболее эффективные приемы работы с правилом, подбирать упражнения с учетом индивидуальных особенностей учащихся.

Орфография как система в значительной мере отражает сложность самого языка. В психологии принято положение о сознательной природе орфографического письма как навыка сложного.

В методических работах предлагаются различные пути повышения грамотности, среди них один из самых эффективных, на мой взгляд,- это алгоритмизация правил, сведение ряда правил к общему алгоритму, составление таблиц обобщающего характера.

В организации индивидуальной работы школьников при изучении русского языка я руководствуюсь следующими принципами:

I. Индивидуальная работа обучающихся неразрывно связана с развитием их мышления. Наблюдения за работой учащихся показывают, что в большинстве своем они не задумываются над тем, для чего выполняется ими та или иная работа.

А без понимания цели труда невозможно осознание его результатов. Поэтому, вопросы почему? зачем? для чего? занимают основное место при формулировании заданий для индивидуальной работы.

II. Принцип постепенного наращивания трудностей. Усложнение задания целесообразно проводить даже внутри одного вида работы.

III. Не менее важным является и принцип разнообразия видов упражнений, направленных на самостоятельное решение обучающимися задач. В системе индивидуальной работы имеют место упражнения, основанные и на зрительных, и на слуховых, и на моторно-двигательных восприятиях. Поэтому использую и упражнения учебника, и разнообразные виды обучающих диктантов, и грамматический разбор во всем его многообразии, и упражнения творческого характера.

IV. В организации индивидуальной работы необходимо исходить также из того, что индивидуальная работа возможна на базе уже имеющихся практических знаний и навыков или личного опыта обучающихся.

V. Индивидуальная работа обучающихся в процессе обучения русского языка опирается на связь преподавания этого предмета с жизнью.

VI. В системе индивидуальной работы при изучении русского языка необходимо использовать литературные тексты – как один из наиболее эффективных путей развития речи у детей.

VII. Индивидуальная работа организуется как индивидуальная работа каждого обучающегося. Здесь используется личностно-ориентированный подход.

Как реализуются данные принципы на уроках русского языка?

Считаю целесообразным использовать индивидуальную работу учащихся на любых этапах урока русского языка.

1. Индивидуальная работа в начале урока.

Самодиктанты. Может случиться так, что ученик не знает, что себе диктовать, тогда даю возможность ученику переписать текст с листа, но с проговариванием.

2. Индивидуальная работа при самопроверке.

Активно использую прием самопроверки, считаю, что любая работа, проверенная самим учеником, принесет большую пользу, так как он сразу увидит результат.

Приемы самопроверки для разных учеников разные: одни проверяют записанное по напечатанным текстам, другие - по орфографическому словарю, третьи – с голоса учителя, который четко произносит трудные места в слове или предложении.

3. Индивидуальная работа при опросе.

Самое интересное и полезное для учащихся задание – задать вопрос по теме, по параграфу, по группе параграфов. Работа с учебником развивает индивидуальные возможности учащихся, потому что он становится помощником, советчиком, дает возможность сказать точно и ясно оформить свои мысли, подкрепить их научными сведениями.

4. Индивидуальная работа при проверке домашнего задания.

Очень полезна взаимопроверка домашнего задания, когда учитель или заранее подготовленный ученик дает правильный вариант выполнения задания, а ученики исправляют неверные написания, сами оценивают работу.

5. Индивидуальная работа при объяснении нового.

  • «Перспективное задание». Заранее учитель готовит сильного или среднего ученика по теме нового параграфа. Учащийся объясняет новый материал (несложный) на уроке в роли учителя с использованием доски.

  • Индивидуальная творческая работа. Создание миниатюр. Например, «Как я готовлю уроки» (с использованием наречий: справа, слева, сбоку, сначала, вначале….).

  • У доски работают два ученика. Первый разбирает слова по составу и объясняет их правописание (Например, неряха, ненастье, небрежно и др.). Второй ученик на основании данных примеров составляет таблицу написания приставки (или частицы) НЕ- с различными частями речи.

Так, при изучении в 7 классе темы «Слитное и раздельное написание не с наречиями на – о и – е мы составляем обобщающую таблицу правописания не с разными частями речи. К этому времени учащиеся уже знакомы с правилами написания не и с существительными, и с прилагательными, и с глаголами, и с причастиями, и с деепричастиями.



Сначала на уроке вспоминаем соответствующие правила, находим закономерности, общие черты. Затем сильным учащимся предлагается самостоятельно составить таблицу, сильные работают, а слабые в это время выполняют тренировочные упражнения. После этого обсуждаются составленные детьми таблицы. Затем они сравниваются с вывешенной на доске таблицей.



Таблицы и схемы, которыми я пользуюсь, носят обобщающий и, по возможности, алгоритмизированный характер. Алгоритм облегчает выработку орфографического навыка, особенно медлительными учащимися с неустойчивым вниманием, так как позволяет при выполнении упражнения осуществлять определенные «шаги», способствующие осознанному овладению навыком.



Во время работы над правилом предлагаю детям сначала прочитать его самостоятельно, затем читаем вслух. Если это возможно, составляем схему правила. Например, опорная схема по теме «Причастие как часть речи»:

ПРИЧАСТИЕ

какой?

                        глагола:                           П             прилагательного:

                        вид (сов.,несов.)             Р              изменяется по

                        время (наст.,прош.)       И              падежам,

                                                                 З              числам,

                                                                 Н             родам в ед.ч.

                                                                 А

                                                                 К

                                                                 И

После того, как учащиеся усвоили орфографическое правило, овладели алгоритмом, требуется большая, кропотливая работа по отработке  навыка, доведению его до автоматизма. При этом учитываю индивидуальные особенности каждого ученика. В начале урока провожу орфографическую разминку. Учащиеся должны вставить в записанные на доске слова буквы, объяснить их написание. Потом вставленные буквы стираются, а дети записывают слова в тетрадь.



Возможны варианты:

- слова закрываются, дети записывают их под диктовку, затем проверяют по записи на доске;

- слабые учащиеся получают карточки со словами, им необходимо просто списать слова, обозначая орфограммы;

- в записанных словах назвать все орфограммы.

Например, в слове прикоснуться 3 орфограммы: правописание приставки при-, корня с чередованием о - а, ь в неопределенной форме.

  • Помимо общепринятых, традиционных приемов объяснения нового материала, эффективным в развитии индивидуальных возможностей учеников стало объяснение по заранее подготовленной на доске программе:

1. «Что надо знать?» 2. «Что надо делать?»

В первой рубрике («Теория») записываются номера абзацев параграфа, во второй рубрике («Практика») даются номера упражнений, которые надо выполнить, чтобы закрепить теорию. При этом каждый ученик работает в привычном для себя темпе, и тот, кто быстрее выполнит задание, получает дополнительное, которое углубляет его знания. Этот вид работы идеально обеспечивает индивидуальный подход в обучении.

Уроки, включающие индивидуальную работу при изучении нового материала, при правильном руководстве учителя обеспечивают прочные знания, умения и навыки. Когда ученики научатся справляться с заданиями такого вида, им предлагается уже самим отыскивать приемы работы, самостоятельно формулировать вопросы для ответа, а позднее и подбирать материал для иллюстрации того или иного изученного правила. Научить ученика самостоятельно разбираться в учебнике – это значит воспитать в нем навык осмысленной работы с книгой.

6. Индивидуальная работа при закреплении изученного на уроке.

  • Класс разбивается на группы. Каждая группа получает разные деформированные тексты. Работа проверяется у одного представителя группы, затем следует взаимопроверка.

  • Конструирование предложений.

  • Составь предложение из набора слов.

  • Подготовить схему, таблицу по изученной теме и др.

Создавая урок повторения, следует тщательно обдумывать степень участия каждого ученика на уроке, поэтому часто использую предваряющие задания, т.е. задания, которые требуют специальной подготовки. Получивший такое задание точно знает, что его-то обязательно вызовут, что ему на уроке будет дано слово. Выступив однажды, почувствовав поддержку учителя, ученик обретет силу, уверенность в себе.

Практикую также работу в парах, когда сильный учащийся выступает в роли консультанта и помощника. Эффективной считаю также работу, где сильные учащиеся получают дифференцированные задания повышенной сложности; слабые отрабатывают навык путем выполнения тренировочных упражнений под руководством учителя, так как им требуется больше времени для овладения навыком. В этом случае использую карточки с дифференцированными заданиями.

Дифференцированный подход осуществляю и при организации зачетов. Класс делится на группы, которые получают задания различной трудности. Такой подход создает атмосферу сотрудничества учителя и учеников, атмосферу доброжелательного отношения. В результате каждый ученик справляется с заданием, оно ему по силам.

Учащихся, которые больше других интересуются предметом, привлекаю в качестве консультантов на зачетах, в работе с отстающими. Готовлю с ними отдельные этапы урока, которые они затем проводят самостоятельно. Такая работа является хорошим стимулом не только для самого учащегося, но и для его одноклассников, которые тоже хотят выступить в роли учителя.

Особого внимания требуют также учащиеся, которым с трудом дается овладение навыками грамотного письма. Это дети с кратковременной памятью, неустойчивым вниманием, с трудом, воспринимающие письменную речь. Терпение учителя, более простые упражнения позволяют если не повысить их грамотность, то не вызвать отвращение к предмету, к школе.

На уроках литературы развиваются не только ум, речь, но и чувства. Мой индивидуальный подход подразумевает обращение к личному опыту учащихся. В своей работе стараюсь учитывать уровень развития эмоциональной сферы учащихся.

Научить детей жалеть, негодовать, радоваться, сопереживать, открыть им богатый, разнообразный мир человеческих переживаний через художественное слово – вот одна из самых трудных задач.

Учащиеся 5-7 классов – еще неопытные читатели, они часто пропускают важное, не обращают внимания на детали, которые, может быть, являются ключом к пониманию художественного образа, идеи. Свою задачу вижу в том, чтобы путем постановки вопросов, организации работы на уроке подвести ребят к пониманию мысли автора, помочь им увидеть художественные средства, используемые писателем. Важно, чтобы на уроке не осталось безучастных. Некоторым учащимся трудно сделать обобщения, вывод, но они могут зачитать эпизод, найти нужное место в тексте.

Считаю необходимым выслушать на уроке всех желающих высказаться. Мнение каждого ребенка заслуживает внимания. Уважительное отношение к личности ученика, к его мнению вызывает у него желание работать на каждом уроке.

На мой взгляд, огромную воспитательную силу имеет само художественное слово, сам язык великих мастеров. Поэтому большое внимание уделяю выразительному чтению. Работу начинаю с 5 класса. Сначала многие дети стесняются выражать свои чувства при помощи выразительного чтения. Необходимо их раскрепостить. Помогает игра. В игре дети чувствуют себя раскованно, они охотно повторяют интонации, предлагают свой вариант прочтения. Развитию навыков выразительного чтения способствует и чтение по ролям.

Работа над выразительным чтением позволяет мне выявить одаренных детей, помочь учащимся почувствовать красоту и силу воздействия русского языка.

В организации семинарских занятий обязательно стараюсь учитывать интересы и склонности учащихся, их уровень подготовленности. Сильные учащиеся готовят доклады и выступают с ними; другие дети выступают в качестве содокладчиков. Слабые учащиеся во время прослушивания сообщений готовят вопросы докладчику, составляют план или сами готовят небольшое сообщение по указанной учителем литературе.

Далеко не все старшеклассники в силу субъективных причин читают всю программную литературу. Я разрешаю таким учащимся прочитать произведение в сокращении или ознакомиться с содержанием выборочно, перелистывая толстый роман. Важные для понимания идейного содержания сцены мы всё равно анализируем в классе, я даю их прочитать дома. Я убеждена, что такое знакомство с произведением, хотя и не может заменить наслаждения от общения с мастером слова, но лучше, чем полное незнание содержания. Мне важно видеть на уроке спокойных и уверенных собеседников, которые в меру своих способностей и развития принимают участие в работе.

В своей работе стараюсь создавать и поддерживать на уроке атмосферу доброжелательности и делового сотрудничества. В результате учащиеся откровенны в своих ответах и сочинениях, на уроках активно работают.

 И сегодня, в условиях введения ФГОС, когда каждый ученик не только должен быть включен в учебный процесс, но и должен быть заинтересован происходящим на уроке, должен принимать решения, делать выводы, сам ставить цели и достигать их, сам оценивать свою деятельность и работу других детей, такой подход учителя к уроку просто необходим.

Я считаю, что современный урок не может быть эффективным без учета степени участия в нем каждого ученика, без индивидуальной работы с учащимися. Работа на уроках русского языка и литературы с учётом их индивидуальных особенностей способствует развитию умений и навыков каждого учащегося в той мере, в какой позволяют это сделать его природные задатки.