Разработка урока музыки на тему «Музыка объединяет людей»
Цель урока:
Раскрытие преобразующей силы музыки и её влияние на внутреннюю сферу человека, на его отношение к окружающей действительности, на идейные, нравственные и эстетические идеалы.
Задачи:
- Познакомить учащихся с воздействием музыки на общество и каждого человека в отдельности.
- Познание мира через музыкальные формы и образы.
- Дальнейшее развитие слушательской и певческой культуры учащихся.
- Воспитание эмоционально – целостного отношения к музыке, музыкального вкуса учащихся.
Планируемые результаты:
Предметные
Формирование основ художественных знаний как необходимой предпосылки для реализации собственного творческого опыта школьников.
Метопредметные:
Продуктивное развитие способности эстетического сопереживания произведениям искусства, умения вступать в особую форму духовного общения с миром человеческих чувств, эмоций.
Развитие интегративных качеств восприятия.
Личностные:
Совершенствовать певческие навыки.
Воспитание любви к классической музыке.
Ход урока
1. Здравствуйте ребята- Добрый день
2. Проверка домашнего задания
3. Введение в тему урока.
Изучение нового материала.
Слушание, наглядность. Объяснение.
– Ребята, послушайте эпиграф нашего сегодняшнего урока, подумайте, о чём пойдёт речь?
- О том, что музыка может воздействовать на общество и на одного человека.
- Музыка, как никакое другое искусство объединяет людей для общих дел, для радостей, для укрепления духа, способного противостоять бедам и тяготам жизни. Под её воздействием невзгоды отступают, терпят поражение.
- Приведите примеры из жизни людей, кино, произведений искусств.
– Музыка Орфея оказалась более могущественной, чем сладкоголосое пение сирен.
- В музыке, как и в жизни, есть вечные темы, такие как добро и зло, борьба светлых и темных сил. Приведите примеры из жизни людей, кино, произведений искусств (размышления детей) .
- Когда мы слушаем мессы Баха, симфонии Моцарта, оперы Глинки, то мы находим эту вечную проблему. Какой ответ даёт нам музыка?
Настоящая музыка окрыляет: человек, переживающий её, становится сильнее и даже как будто выше самого себя.
По этому поводу Л. Толстой сказал:
«Она переносит меня в какое-то другое , не своё положение: мне под влиянием музыки кажется, что я чувствую то , что я собственно не чувствую, что я понимаю то, чего я не понимаю, что могу то, чего не могу»
Из всего множества историй мы видим, что в восприятии людей музыка предстаёт как сказочная фея, которая убаюкивает и подбадривает, утешает и радует, украшает нашу жизнь.
И как никакое другое искусство, музыка объединяет людей для их общих дел и радостей, для укрепления духа, способного противостоять бедам и тяготам жизни.
-Немецкий композитор Людвиг ван Бетховен в последней своей симфонии № 9 воплотил замысел своей жизни - от бездны скорби восславить радость. В ней он хотел воспеть братство всех людей мира, объединенных в едином порыве радости и свободы. Иногда 9-ю симфонию называют «Симфонией Радости».
Этот замысел Бетховен вынашивал долго. На протяжении всей своей жизни он читал Шиллера, продумывая как в симфонию можно вставить слова. В финальную часть , он как и планировал, ввел хор и певцов – солистов, поручая им слова из оды Шиллера « К радости»:
Люди – братья меж собой!
Обнимитесь, миллионы!
Слейтесь в радости одной!
4. Слушание фрагментов Девятой симфонии Л Бетховена.
Первое исполнение Девятой симфонии стало величайшим триумфом композитора. Количество желающих попасть на концерт было так велико, что у входа произошла драка.
Оркестром дирижировал Умлауф. Совершенно глухой Бетховен стоял у рампы и давал темпы для каждой части. Гром аплодисментов раздался после последнего аккорда. Музыканты и певцы были потрясены успехом симфонии, и только Бетховен никак не реагировал на восторженные воз гласы публики – он их просто не слышал.
Тогда молодая певица по имени Унгер подбежала к композитору, взяла его за руку и вывела на сцену, чтобы он мог увидеть переполненный зал – зрители аплодировали, подбрасывая вверх шапки.
Бетховен достиг своей цели, к которой стремился всю жизнь. Он овладел Радостью.
- Что нам с вами даёт эта симфония? Печаль, скорбь, борьба, а затем устремлённость ввысь, к свету, как вы понимаете это?
Д. К радости через страдания.
- Л. Н Толстой утверждал, что музыка, как одно из могущественнейших средств воздействия на душу человека, должна исполняться перед совершением какого – либо важного дела.
- Девятая симфония, зовущая всех людей к строительству новой красивой жизни, нужна нам или нет?
Д. – эта музыка позитивна, несет в себе радость, показывает выход из трудной жизненной ситуации, призывает дружбе народов мира.
Повторное слушание:
на фоне видеоролика (фрагмент из фильма о Бетховене)
9 симфония, зовущая всех людей к строительству новой красивой жизни, нужна нам или нет?
Ответы: эта музыка позитивна, несет в себе радость, показывает выход из трудной жизненной ситуации, призывает дружбе народов мира.
5. Разучивание «Прекрасное далёко»
Слушание- Е. Крылатов «Прекрасное далёко»
- Выберите из таблицы эмоциональных терминов, те слова, которые помогут нам почувствовать душу этой песни и передать мысли, чувства и эмоции которые родились в нашей душе.
Вокально-хоровая работа
6.. Итог урока.
Можно ли познать мир через музыкальные произведения?
Приведите примеры, как музыка может объединять ради общих благих целей?
7 . Выполнение синквейна. (рефлексия)
Групповая работа
1группа- синквейн на тему «9 симфония»
2 группа – синквейн на тему «Бетховен»
3 группа- синквейн на тему « Сирены» (Дебюсси)
8. Домашнее задание:
мини – сочинение « Как музыка помогла мне познать мир».
Прозвенел звонок- Кончился урок.
Выход.
Использованная литература
1.Учебник «искусство. Музыка» Т.И. Науменко, В.В. Алеев