СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока музыки в 5 классе по теме: "Что изображает музыка"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

 

 

                                                                                                            

                                                                                                              

 

                                                                                     

                                                                           

                                                                                                                                                             

                                             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема урока: «Музыка изображает» - 2 класс

Художественное название урока: «Образы снежинок в музыке»

Цель:  Ознакомить детей с возможностями музыки  рассказывать,  изображать, передавать движения.

Задачи:                                                                

Образовательные: Ознакомить с творчеством русского композитора  П.И. Чайковского.      Научить определять настроение музыкального произведения при помощи выразительных характеристик. Научить выражать словесно и изображать в движении содержание и характер музыки.

Развивающие: Развивать музыкальные и творческие способности учащихся, ассоциативно-образное мышление, память, вокально-хоровые навыки.

Воспитательные: Воспитывать любовь к музыке.

Оборудование: Фортепиано, телевизор, магнитофон, музыкальный и нотный материал, портрет русского композитора П.И.Чайковского, снежинки настроений, иллюстрационный материал.

 

Музыкальный материал: Видеоролик песни  А. Пинегина «Зимняя сказка», «Вальс снежных хлопьев» из балета П.И.Чайковского «Щелкунчик», видеофрагмент «Вальса снежных хлопьев», песня Г.Гладкова «Снежинки».             

Тип урока: Комбинированный с использованием ИКТ.

Форма проведения: Урок-путешествие.

 

Эпиграф к урок: Послушай музыку вокруг,                                                                            Она везде, самой  природе,                                                                                                              И для бесчисленных мелодий                                                                                                     Она сама рождает звук…

                                            М.Ивенсен

 

 

                                                              Ход урока:

1.Организационный момент: Музыкальное приветствие по методу ХПД.

2.Мотивация учебной деятельности:

Стихотворение А. Бочарова «Нам расскажет музыка обо всём на свете».

Учитель: Музыка сопровождает человека в радости и в горе, в работе и когда человек отдыхает. Музыка – везде.

-Ребята, а разве умеет  музыка «разговаривать», тем более «рассказывать» без слов? (ответы детей)

Учитель: Правильно, ребята!  Музыка – это искусство звуков,  и рассказывает она музыкальными звуками. Музыка может без слов выражать настроения, чувства, характер человека. Музыка может изображать разнообразные звуки, шум, явления природы.

О чём именно нам будет рассказывать музыка сегодня на уроке, вы узнаете, просмотре и прослушав видеоролик песни.

( Видеоролик песни А. Пинегина «Зимняя сказка»).

Учитель: - Ребята о чём нам рассказала музыка? (ответы детей)   

Нанесённые сугробы,                                    

 Занесённые дома,                                                                                                                       Это значит, наступила                                                                                                                                 Настоящая зима.  

3. Объявление темы, цели и эпиграфа  урока, слово учителя по теме:                                                                        

- Ребята, а какие изменения в природе происходят зимой?                                             

(Учитель обращает внимание детей  на доску, к иллюстрациям ответы детей)  

Давайте вспомним, как лютует и сердится зима.

 Игра-импровизация «Зимой»:

- Дует ветер (дети качают руками, наклонившись в стороны и в перёд).   -     

 -Поднялась метель (круговые вращения руками).

- Хаотично летит снег (Растопырив пальцы, приседают на разной высоте).

- Деревья гнуться от ветра (наклоны, вращение туловища).

- Щипает мороз за щёчки (пальцами щипают себя за щёчки).

 -Мёрзнут звери и птицы (имитируют холод). 

 

Учитель: Пришла зима. Выпал снег и покрыл всё вокруг: посыпал землю, припушил  деревья.   Мороз разукрасил окна домов красивыми узорами. Весело зимой кататься на санках,                             лыжах, коньках, лепить снежную бабу, играть в снежки.

-Ребята, а вы хотите поиграть в снежки?

(Пальчиковая  гимнастика «Играем в снежки»

 Учитель: - А вы знаете, что снег состоит из множества снежинок?   

Создание игровой ситуации, загадка о снежинках:

Сыплет беленький снежок        

На полянку, на лужок.                                                                                                              Всё вокруг белым-бело,

Столько снегу намело!

Эти белые пушинки  

Называются….(снежинки)

 

Учитель: Ребята, посмотрите,  к нам прилетели  разноцветные снежинки: весёлые, добрые, сердитые, праздничные. Они принесли нам музыку о зиме.                                                                         

(На доске прикреплены снежинки настроений)                                                                     

- Сегодня , мы познакомимся  с музыкой композитора, который вам уже знаком,  его фамилия начинается с названия горячего напитка?   

П.И. Чайковский – великий русский композитор, он очень любил детей.  Он написал балет-сказку «Щелкунчик» о праздновании детьми новогоднего праздника и о приключениях волшебного Щелкунчика. Музыка в балете-сказке изображает Щелкунчика, детей, злого мышиного короля, сказочную фею конфет – Фею Драже, вальс снежных хлопьев и вальс цветов.

А сейчас внимательно  прослушайте один из музыкальных фрагментов балета «Щелкунчик» и скажите,  кого изобразил композитор?  Какие картины увидели вы в своём воображении?    

4. Слушание музыки: «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского.

Беседа с детьми:

-Так кого же нам изобразила музыка?

- О чём рассказала нам музыка?

- Как бы вы назвали это музыкальное произведение, если бы вы  были композиторами?  (ответы детей)

Учитель: Музыка нам рассказала о снежинках. Называется это музыкальное произведение «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик», а ещё его называют «Танец снежинок».

Ребята, вспомните, что такое балет? (ответы детей)

Балет – это музыкальное произведение, написанное для театра, это музыкальный спектакль, в котором  действующие лица выражают свои мысли и чувства при помощи танцевальных движений.   

Мы сейчас посмотри видеофрагмент из балета «Щелкунчик», «Вальс снежных хлопьев». Просмотрите внимательно, прослушайте и скажите, кто исполняет музыку?  Какой характер и  настроение музыки? Какие чувства передаёт нам музыка снежинок?

5. Видеофрагмент «Вальс снежных хлопьев» из балета П.И.Чайковского «Щелкунчик».

 Беседа с детьми:

Учитель: - Какой оркестр помог композитору рассказать о  снежных хлопьях, музыке снежинок (духовой, симфонический, или оркестр народных инструментов)?

- Какую снежинку настроения мы выберем? (ответы детей)

- Вам известно, ребята, что не существует одинаковых снежинок. Они как звуки музыки движутся то вверх, то вниз, то кружатся, то замирают.  Давайте представим себя снежинками, передайте характер музыки в движении.

(Метод пластического интонирования)

 - Снежинок, ребята очень много, наверное  столько, сколько музыки и песен.   

 Прослушайте песню Г.Гладкова «Снежинки».                                                                            Какая из снежинок принесла музыку этой песни?

 Знакомство с песней, ответы детей.

7. Хоровое исполнение:  Попевка,  исполнение песни Г.Гладкова  на слова Ю.Энтина «Снежинки».

8. Итог урока: - В какое время года мы свами путешествовали  сегодня на уроке?

 Мы побывали в царстве снежинок, слушали музыку, пели песню, попробовали себя в образе снежинок.

-Какой композитор рассказал нам музыкой о снежинках?

- Как называется фрагмент музыки  из балета «Щелкунчик», с которой мы знакомились?

- Какой вид оркестра помог композитору  рассказать о снежных хлопьях?

-Что изображает музыка?

Оценивание учащихся. Дети под музыку выходят из класса.