СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока Н. Носов "Живая шляпа"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока Н. Носов "Живая шляпа"»

Тема: «Живая шляпа» Н.Н.Носов

Класс: 2

Предмет: литературное чтение

Тип урока: урок  открытия нового  знания.

Форма: урок в технологии РКМЧП (технология развития критического мышления через чтение).

Цели: создать условия для ознакомления с рассказом Н.Носова «Живая шляпа»; способствовать развитию навыков чтения, умения воспринимать информацию на слух.

Задачи:

 образовательные: способствовать формированию целостного представления об основной идее рассказа; содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков: бегло, сознательно и правильно читать; создать условия для выразительного чтения;

 развивающие: формировать коммуникативно-речевые умения при работе с текстом художественного произведения; развивать эмоциональную отзывчивость при слушании и чтении произведения; 

воспитательные: воспитание нравственных чувств и этического сознания: способствовать сплочению детского коллектива, установлению дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке, осознанию обучающимися ценности дружбы, поддержки, взаимовыручки.

Технология: объяснительно – иллюстративного обучения; словесной продуктивной и творческой деятельности; педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия); информационно - коммуникативная технология.

Методы организации учебного пространства: словесный, наглядный, практический

Формы организации учебного пространства: фронтальная, групповая, парная.

Ресурсы: Ноутбук, мультимедиа, презентация к уроку, раздаточный материал, учебник «Литературное чтение» 2 класс, автор Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., иллюстрации к произведению, портрет писателя, аудиозапись произведения.



Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Организационный момент.









Психологический настрой.



















2.Создание проблемной ситуации.

(мотивация)











































3.Актуализация знаний.



















































































4.Сообщение темы, постановка целей урока.

Выявление места и причины затруднения











































5.Открытие новых знаний.

А) стадия осмысления.







Б) первичное закрепление.







































































6. Физ. минутка.



7.Включение в систему знаний и повторений.













Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.





























8. Самостоятельное чтение рассказа детьми.

















9.Подведение итогов урока.









10. Домашнее задание.









12.Рефлексия.

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку.

Повернитесь к гостям,
Улыбнитесь гостям.
Повернитесь ко мне,
Улыбнитесь мне.
Повернитесь друг к другу,
Улыбнитесь друг другу. (Слайд 1)

Создает эмоциональный настрой на урок.

Сядем ровно,

Ноги вместе,

Руки мы кладем на стол.

Начинаем разговор!

Сегодня я хочу пожелать, чтобы вам на уроке было комфортно, уютно, чтобы вы с удовольствием работали, помогали своим товарищам, получили много полезной и нужной информации.

(Слайд 2)

Организует диалог с обучающимися.

Читает стихотворение, держа в руках шляпу.

Шляпа - лучший друг на свете

Знают взрослые и дети.

При ярком солнце выручает

И быть модной помогает.

От дождя и снега спрячет,

Пожелает нам удачи!

-А кто из вас знает, что такое шляпа?

-А сейчас послушайте, как значение слова «шляпа» трактуется в толковом словаре Ожегова. (Слайд 3)

(ШЛЯПА- ГОЛОВНОЙ УБОР С ВЫСОКИМИ ПОЛЯМИ. По Ожегову)

-Какие бывают шляпы?



-Давайте поиграем в игру «Чья шляпа?»

Я буду показывать вам шляпы, а вы будете отгадывать кому она принадлежит.

(показывает картинки шляп, после отгадки детьми, показывает хозяина головного убора). (Слайд 4 – 8)

Организует диалог с учащимися, подводит их к формулированию цели урока

-Произведение, с которым мы сегодня познакомимся на уроке, написал один замечательный писатель. Имя его вам известно. Мы с ним знакомились на предыдущих уроках. Разгадайте ребус и вы узнаете его фамилию. (Слайд 9)

-Да, НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ НОСОВ (Слайд 10)

(вывешивается портрет писателя)

-Но прежде вспомним основные моменты из биографии Н.Носова.

Ответы пишут на листочках « + или –«

-Правда ли, что…

-Николай Носов родился в Одессе?



-Отец писателя тоже был писателем?

-Первый рассказ Николая Носова был написан для дочери?

-Герои произведений Н.Носова были взрослые?



-Писатель был участником Великой Отечественной войны?

-Информацию о любом писателе можно найти только в библиотеке?

-Как вы думаете, ребята, а какие у этого писателя произведения?

(Проверка устно, оцените себя по 5 балльной шкале)

-Давайте поработаем над кластером. Вам необходимо соотнести названия к автору.

«Сказка о рыбаке и рыбке»





-Почему «Сказка о рыбаке и рыбке» не соотнесли с автором?



-Осталось ещё одно название «Живая шляпа».

-Что же нам с ним делать?



-Давайте. А как вы думаете, почему так назван рассказ?

-А хотели бы вы об этом узнать?

- Вы верите в то, что шляпы бывают живые? Аргументируйте свои высказывания.

-Ребята, по вашему мнению, можно ли по названию данного произведения определить, о чём же пойдет речь?

Сформулируйте тему урока (Слайд 11)

-Какую же задачу мы перед собой поставим?



-Но прежде, чем мы начнём, знакомится с произведением Н.Носова «Живая шляпа», давайте вспомним значения некоторых слов.

-Что такое КОЧЕРГА? (Слайд 12)













-Кто объяснит значение слова КОМОД? (Слайд 13)



-Каким словом можно заменить слово ТРЕСНУТЬ? (Слайд 14)



-А слово ПЛЮХНУТЬ?

Учитель заранее делит текст на смысловые части.

-Ребята. Сейчас мы будем слушать аудиозапись. Внимательно слушайте и по ходу чтения вам нужно будет ответить на вопросы.

Чтение 1 части – до слов «Что-то плюхнулось, упало»

- Что плюхнулось на пол?

Чтение 2 части - до слов «Прибежали на кухню и дверь за собой закрыли»

-Что же так испугало ребят?

-Понимали ли они, что шляпы не бывают живыми. Докажите словами из текста.

-Тогда что их так напугало?

-Предположите, смогут ли ребята побороть свой страх?

Чтение 3 части - до слов «сейчас я её как тресну кочергой»

-Чей прогноз оправдался?

-А кто из мальчиков оказался посмелей: Володя или Вадик? Обоснуйте ответ.

-Как поведут себя мальчики дальше?

Чтение 4 части-до слов «шляпа как подскочит кверху»

-Предположите, чем закончится произведение.

Чтение заключительной части.

-Какие чувства испытали мальчики, когда узнали секрет шляпы?

Так в чем же заключается главная мысль рассказа?

Обобщает ответы детей.

*Верно, учись справляться со своим страхом, и тогда ты найдёшь выход из трудной ситуации.

Ёлка

-Ребята, а сейчас мы проверим, насколько внимательны вы были при работе с произведением Н.Носова «Живая шляпа»

-А теперь поработаем в группах.

-Каждая группа сейчас получит задание.

Будьте внимательны при выполнении работ.

КОНВЕРТЫ НА СТОЛАХ.

Задание №1( работа в группах) –повторить правила работы в группах.

-расположите данные картинки в соответствии с развитием сюжета рассказа Н.Носова «Живая шляпа»

- Закончили работу. А сейчас проверим правильность выполнения своих заданий. (слайд 16) (оцените работу каждого)

Задание №2 (работа в парах)

Продолжи.

ВОЛКОВ БОЯТЬСЯ – ……В ЛЕС НЕ ХОДИТЬ.

СЕМЬ РАЗ ОТМЕРЬ – ….ОДИН РАЗ ОТРЕЖЬ.

У СТРАХА …..ГЛАЗА ВЕЛИКИ.

-Какая из пословиц подойдёт к произведению. Объясните ответ. (Слайд 17) (оцените работу каждого)

-Давайте почитаем текст по цепочке. (Слайд 18). Чтение текста наоборот.

-Теперь можем выполнить ещё одно задание.

Задание №3 (работа в парах)

Прочитав авторские слова, вы должны, используя слова для справок, вписать в таблицу, какое чувство испытывали герои.

-Давайте посмотрим, что у вас получилось. (Слайд 19)

(оцените свою работу)

-Как называется рассказ, который мы читали?

-Кто написал?

-Можете ли посоветовать друзьям прочитать это произведение?



Предлагаю вам дома: (Слайд 20)

-прочитать текст по ролям

-попробовать его пересказать

-написать интересную историю о своём питомце.



«Шесть шляп мышления» (Слайд 21)

- Вы, сегодня, молодцы. Спасибо за работу на уроке. И я перед вами «снимаю шляпу». Так же перед вами «снимает шляпу» мой сюрприз, а кто это, вам помогут догадаться

строки из стихотворения В.Степанова «Шляпа».

Не спеша на мягких лапах

По квартире ходит шляпа –

Это кот, усатый кот

В шляпе папиной идёт. (дарю раскраски котов в шляпах) (Слайд 22, 23))

Спасибо за урок!



































Слушают стихотворение.













Высказывают своё мнение.















(большие, маленькие, летние, соломенные, мужские, женские, цветные и т. д.)







Дети анализируют и доказывают, чей головной убор.











Анализ, синтез, поиск информации, доказательство, высказывание предположений

НОСОВ







Отвечают на поставленные вопросы









-нет, недалеко от Киева в Украине

-нет, отец был артистом



- нет, для сына

- нет, дети, попавшие в смешные ситуации





- да

-нет, еще в интернете



-смешные, весёлые, юмористические и т.п.





-Отвечают на поставленный вопрос.



Дети читают название и соотносят к автору.











-потому, что эту сказку написал А.С.Пушкин



- мы не знаем это произведение.

-давайте познакомимся с произведением



-не знаем

-да

-нет, потому что…



-да









Формулируют тему и задачи урока:

-Подумать и объяснить, почему так назван рассказ





Отвечают на вопросы, объясняют значения слов.

-инструмент из железа или другого огнестойкого материала, используется для выгребания углей, перемещения дров в горящем камине или печи. Обычно это толстый железный прут, загнутый на конце под прямым углом (один из обучающихся ищет в словаре толкование слова).

-низкий шкаф с выдвижными ящиками для белья и разных мелких домашних вещей.



-ударить



-упасть, тяжело сесть



Слушают, отвечают на вопросы, прогнозируют развитие событий.

















































Дети выполняют задания





Учись справляться со своим страхом





















Приступают к выполнению заданий



Дети выходят к доске по очереди и вывешивают картинки по порядку.



У страха глаза велики —

в состоянии страха, человек склонен к преувеличению опасности или видит её там, где её нет.

Пословица говорится, когда на самом деле опасность не так велика.

Пословица учит, бороться со своими страхами и управлять своими мыслями.



Дети читают по очереди.





Дети общаются и вписывают слова.





Дети читают свои записи.





Отвечают на поставленные вопросы.









Дети делают выбор и записывают домашнее задание.





Высказывают свои варианты ответов.




Личностные:

формирование положительного отношения к процессу познания, нравственных ценностей учащихся: доброжелательности, доброты, любви;

Регулятивные:

нацеливание на успешную деятельность.













Регулятивные:

Уметь обобщать, делать выводы,

Коммуникативные:

Уметь ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции

Познавательные:

Ориентироваться в своей системе знаний



































Познавательные:

- уметь ориентироваться в своей системе знаний.

 Регулятивные:

-принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные:

- уметь оформлять свои мысли в устной форме.







































































Познавательные:

- уметь находить ответы на вопросы в тексте;

- уметь преобразовывать информацию           из одной формы в другую (составлять ответы на вопросы);

Регулятивные:

- уметь слушать в соответствии с целевой установкой;

Коммуникативные:

- уметь оформлять свои мысли в устной форме.

















Личностные:

умение применять правила охраны своего здоровья.

Познавательные:

Уметь представить подготовленную информацию в виде письменных или устных ответов.

Уметь находить дополнительные сведения по теме урока

Коммуникативные:

Развитие умений работать в группах, распределять роли. Формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение.

Регулятивные:

Уметь обобщать и делать выводы, высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.























Познавательные:

Уметь представить подготовленную информацию в виде письменных ответов.

Коммуникативные:

Развитие умений работать в парах. Формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение.

Регулятивные:

Уметь обобщать и делать выводы, высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.



Познавательные:

- уметь формулировать несложные выводы, основываясь на тексте.





Регулятивные:

Уметь сделать выбор.









Регулятивные:

Осуществлять контроль, оценивать результаты деятельности, формировать адекватную самооценку.

Личностные:

Оценивать собственную учебную деятельность, свои достижения, степень самостоятельности, причины неудач.



Коммуникативные:

Проявлять активность в деятельности, уметь оформлять мысли в устной форме.