« Нанесение размеров на чертежах» Цель урока: познакомить с правилами нанесения размеров на чертеже нанесением размерных стрелок, выносных линий, размерных чисел и знаков, с масштабами уменьшения и увеличения, установленных стандартом;
Закрепить навыки оформления чертежа, используя типы линий чертежа, согласно требованиям ГОСТа;
Отрабатывать навыки правильного использования чертежных инструментов и организовывать рабочее место.
Планируемые результаты
УУД: применить правила нанесения размеров при выполнении графической работы;
Читать размеры на чертежах;
Правильно использовать масштаб для изображения на чертежах очень крупных или слишком мелких изделий.
Виды и формы контроля: устный опрос, групповая работа, индивидуальная самостоятельная работа.
Оборудование урока: стенд «Основные линии чертежа», чертежные материалы и принадлежности, карточки-задания для выполнения домашней работы.
Тип урока: традиционный, урок - изучения новой темы, урок-практика.
Ход урока:
Организационная часть (1 м)
Ι. Сообщение темы и целей урока, проверка готовности к уроку, проверка наличия учащихся.
ΙΙ. а) проверка домашнего задания (1 мин)
б) повторение изученного материала (5 мин.)
Вопросы: Что изучали на прошлом уроке?
Какие виды линий вы помните?
Как они изображаются?
Чем они отличаются друг от друга?
Где в чертежах они применяются?
По предложенному чертежу определить виды линий, назвать параметры S (толщину)
Что такое стандарт? Какие размеры шрифтов установлены стандартом, перечислите их.
Что определяет номер шрифта?
ΙΙΙ. Основная часть урока. (30 мин).
Вводная часть урока - беседа.
Учитель ставит перед детьми задачу: по представленному изображению, на котором нет размеров, выполнить чертеж этой детали. У них возникают вопросы, как выполнить это построение, не зная вводных данных, происходит обсуждение. После чего делают вывод о том, что необходимо знать размеры для построений.
Объяснение новой темы. Запись в тетради: шрифтом №5 темы урока .
Разбор видов существующих размеров: линейные и угловые.
Наводящие вопросы для изучения темы:
1)Как вы думаете, что показывают линейные размеры?
- Линейные размеры показывают: длину, ширину, высоту, толщину, диаметр и радиус окружности, измеряемой части изделий и указывают размеры в миллиметрах (мм). Сами единицы измерений не указываются.
2)Что показывают угловые размеры?
-Угловые размеры показывают размеры углов. Величины углов показывают с обозначением единиц измерений (в градусах, минутах, секундах).
Правила нанесения размеров устанавливаются стандартом.
3)Какой толщины должны быть размерные линии?
Запись в тетрадях: «Основные правила нанесения размеров»
*размеры указываются размерными числами и размерными линиями;
*выносные линии должны выходить за концы стрелок на 2 мм;
*размерные линии не должны пересекаться;
*сначала проводятся выносные линии, перпендикулярные отрезку, размер которого указывается;
*на расстоянии не менее 10 мм от контура проводятся параллельные ему размерные линии
*размерные линии ограничиваются с двух сторон, (учесть длину кончика стрелки 4-5 мм)
3. Работа в тетрадях: Построить стрелку, соблюдая размеры.
*размерные числа наносятся под размерной линией посередине;
*между размерным числом и размерной линией оставляется промежуток величиной в 1 мм (на самой линии числа не ставятся);
*размеры шрифта для написания размерных линий рекомендуется от 3,5-5;
*на чертежах при вынесении в несколько параллельных размерных линий, расположенных друг под другом, размеры наносят в шахматном порядке, располагаясь симметрично, относительно изображения;
*располагать размерные линии нужно так, чтобы ближе к детали располагался меньший размер с расстоянием не менее 7 мм;
*обозначение диаметра обозначается знаком
. Размер этого кружка должен быть немного меньше, чем цифра, а размер косой линии равным высоте цифры. если размер окружности более 40, то размерное число пишется внутри окружности, а при меньшем- располагается вне окружности.
*обозначение радиуса- R, а саму размерную линию проводят из центра дуги и ограничивают на одном конце стрелкой.
*при имеющихся отверстиях в виде квадрата, перед размерным числом указывается знак квадрата с размерным числом равным по высоте этого квадрата (□15);
*при повторных элементах размеры наносятся только один раз с указанием их количества.
Вопрос: Что может обозначать такая запись «3 отв.
15 »?
*при изображении плоских деталей указывается их толщина, при этом в сноске ставится буква S.
4. Практическая часть. Построение в тетрадях: начертить простую плоскую фигуру, провести выносные и размерные линии с учетом изученных правил; нанести необходимые габаритные размеры, обозначить диаметры
Вопросы в ходе выполнения работы:
-Как обозначить диаметр отверстий?
-Диаметр отверстия маленький, как правильно поставить стрелки?
- Как правильно расположить цифры?
-Отверстия одинаковые по размеру, надо ли обозначать каждое?
-Как правильно указать расстояние между отверстиями?
-Какой линией покажем центровые линии, и куда их будем продлевать?
-На каком расстоянии от контура будем проводить размерную линию?
-Как правильно изображается стрелка на выносных и размерных линиях?
-Как правильно нанести размерное число?
5. Подведение итога выполненной работы (2 мин)
а) проведение выносных линий, направленных перпендикулярно к определяемому отрезку;
б) проведение размерных линий;
в) нанесение размеров, без повторений и не указываются размеры, которые можно вычислить.
6. Подведение итога. (4 мин.)
Вопросы для повторения и закрепления изученной темы:
- В каких единицах выражаются линейные размеры на чертежах?
- Какое расстояние мы будем оставлять между контуром изображения и размерными линиями?
-Какими буквами и знаками можно пользоваться, если нам необходимо указывать диаметр и радиус?
ΙV. Заключительная часть (2 мин.)
Анализ урока, подведение итога, оценивание работы учащихся.
Инструктаж по выполнению вариативного домашнего задания (по карточкам)
Домашнее задание: §5, выполнить работу по карточке-заданию