СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока «Нанесение размеров на чертежах»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок  ориентирован на учащихся  8 класса  и занимает место в системе уроков по теме « Техника выполнения чертежей и правила их оформления». Урок составлен   на основе учебного плана, разработанного по   Рабочей программе  «Черчение 8-9», в  соответствии,  Федерального государственного стандарта общего образования,  обязательного минимума содержания основного общего образования по черчению и авторской программы для общеобразовательных учреждений: Черчение 8-9 классы  авторы: А.Д. Ботвинников, И.С. Вышнепольский, В.А. Гервер, М. М. Селиверстов.- М.: Просвещение, 2006.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока «Нанесение размеров на чертежах»»





« Нанесение размеров на чертежах»

Цель урока: познакомить с правилами нанесения размеров на чертеже нанесением размерных стрелок, выносных линий, размерных чисел и знаков, с масштабами уменьшения и увеличения, установленных стандартом;

Закрепить навыки оформления чертежа, используя типы линий чертежа, согласно требованиям ГОСТа;

Отрабатывать навыки правильного использования чертежных инструментов и организовывать рабочее место.

Планируемые результаты

УУД: применить правила нанесения размеров при выполнении графической работы;

Читать размеры на чертежах;

Правильно использовать масштаб для изображения на чертежах очень крупных или слишком мелких изделий.

Виды и формы контроля: устный опрос, групповая работа, индивидуальная самостоятельная работа.

Оборудование урока: стенд «Основные линии чертежа», чертежные материалы и принадлежности, карточки-задания для выполнения домашней работы.

Тип урока: традиционный, урок - изучения новой темы, урок-практика.

Ход урока:

Организационная часть (1 м)

Ι. Сообщение темы и целей урока, проверка готовности к уроку, проверка наличия учащихся.

ΙΙ. а) проверка домашнего задания (1 мин)

б) повторение изученного материала (5 мин.)

Вопросы: Что изучали на прошлом уроке?

  • Какие виды линий вы помните?

  • Как они изображаются?

  • Чем они отличаются друг от друга?

  • Где в чертежах они применяются?

  • По предложенному чертежу определить виды линий, назвать параметры S (толщину)

  • Что такое стандарт? Какие размеры шрифтов установлены стандартом, перечислите их.

  • Что определяет номер шрифта?

ΙΙΙ. Основная часть урока. (30 мин).

  1. Вводная часть урока - беседа.

Учитель ставит перед детьми задачу: по представленному изображению, на котором нет размеров, выполнить чертеж этой детали. У них возникают вопросы, как выполнить это построение, не зная вводных данных, происходит обсуждение. После чего делают вывод о том, что необходимо знать размеры для построений.

  1. Объяснение новой темы. Запись в тетради: шрифтом №5 темы урока .

Разбор видов существующих размеров: линейные и угловые.

Наводящие вопросы для изучения темы:

1)Как вы думаете, что показывают линейные размеры?

- Линейные размеры показывают: длину, ширину, высоту, толщину, диаметр и радиус окружности, измеряемой части изделий и указывают размеры в миллиметрах (мм). Сами единицы измерений не указываются.

2)Что показывают угловые размеры?

-Угловые размеры показывают размеры углов. Величины углов показывают с обозначением единиц измерений (в градусах, минутах, секундах).

Правила нанесения размеров устанавливаются стандартом.

3)Какой толщины должны быть размерные линии?

Запись в тетрадях: «Основные правила нанесения размеров»

*размеры указываются размерными числами и размерными линиями;

*выносные линии должны выходить за концы стрелок на 2 мм;

*размерные линии не должны пересекаться;

*сначала проводятся выносные линии, перпендикулярные отрезку, размер которого указывается;

*на расстоянии не менее 10 мм от контура проводятся параллельные ему размерные линии

*размерные линии ограничиваются с двух сторон, (учесть длину кончика стрелки 4-5 мм)

3. Работа в тетрадях: Построить стрелку, соблюдая размеры.

*размерные числа наносятся под размерной линией посередине;

*между размерным числом и размерной линией оставляется промежуток величиной в 1 мм (на самой линии числа не ставятся);

*размеры шрифта для написания размерных линий рекомендуется от 3,5-5;

*на чертежах при вынесении в несколько параллельных размерных линий, расположенных друг под другом, размеры наносят в шахматном порядке, располагаясь симметрично, относительно изображения;

*располагать размерные линии нужно так, чтобы ближе к детали располагался меньший размер с расстоянием не менее 7 мм;

*обозначение диаметра обозначается знаком . Размер этого кружка должен быть немного меньше, чем цифра, а размер косой линии равным высоте цифры. если размер окружности более 40, то размерное число пишется внутри окружности, а при меньшем- располагается вне окружности.

*обозначение радиуса- R, а саму размерную линию проводят из центра дуги и ограничивают на одном конце стрелкой.

*при имеющихся отверстиях в виде квадрата, перед размерным числом указывается знак квадрата с размерным числом равным по высоте этого квадрата (□15);

*при повторных элементах размеры наносятся только один раз с указанием их количества.

Вопрос: Что может обозначать такая запись «3 отв.15 »?

*при изображении плоских деталей указывается их толщина, при этом в сноске ставится буква S.

4. Практическая часть. Построение в тетрадях: начертить простую плоскую фигуру, провести выносные и размерные линии с учетом изученных правил; нанести необходимые габаритные размеры, обозначить диаметры

Вопросы в ходе выполнения работы:

-Как обозначить диаметр отверстий?

-Диаметр отверстия маленький, как правильно поставить стрелки?

- Как правильно расположить цифры?

-Отверстия одинаковые по размеру, надо ли обозначать каждое?

-Как правильно указать расстояние между отверстиями?

-Какой линией покажем центровые линии, и куда их будем продлевать?

-На каком расстоянии от контура будем проводить размерную линию?

-Как правильно изображается стрелка на выносных и размерных линиях?

-Как правильно нанести размерное число?

5. Подведение итога выполненной работы (2 мин)

а) проведение выносных линий, направленных перпендикулярно к определяемому отрезку;

б) проведение размерных линий;

в) нанесение размеров, без повторений и не указываются размеры, которые можно вычислить.

6. Подведение итога. (4 мин.)

Вопросы для повторения и закрепления изученной темы:

- В каких единицах выражаются линейные размеры на чертежах?

- Какое расстояние мы будем оставлять между контуром изображения и размерными линиями?

-Какими буквами и знаками можно пользоваться, если нам необходимо указывать диаметр и радиус?

ΙV. Заключительная часть (2 мин.)

Анализ урока, подведение итога, оценивание работы учащихся.

Инструктаж по выполнению вариативного домашнего задания (по карточкам)

Домашнее задание: §5, выполнить работу по карточке-заданию