СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока ТЭД

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка урока по теории электролитической диссоциации используется на основе уже полученных знаний и по технолгии критического мышления

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока ТЭД»

Урок

Теория электролитической диссоциации (11 класс)

Цель урока:

Сформировать основные понятия: электролиты, неэлектролиты, электролиты диссоциации, катионы, анионы.

Задачи-

  1. Дать представление о механизации электролитической диссоциации.

  2. Привести учащихся к умению создавать проблемные ситуации и видеть пути их решения.

  3. Обучать аргументировано защищать свою точку зрения.

  4. Развитие коммуникативных способностей.

Оборудование: прибор для проверки проводимости водных растворов электролитов.

Водные растворы: дистиллированная вода, кристаллы поваренной соли, раствор HCl, раствор щелочи, водный раствор спирта.

План урока:

I.Стадия «Вызова»

1) Вступление

Мы приступаем к изучению проводимости растворов некоторых классов веществ. Электрический ток в металлах и растворах некоторых веществ вы изучали в курсе физики. Новый материал запоминается легче, если он уже вам знаком. Поэтому сейчас предстоит работа с изучением этого материала из памяти.

2. а) Стадия «Вызова»

Расчертите листок на три части и подпишите графы.

Я знаю

Хочу знать

Узнал






В течение 5-ти минут каждый из вас заполнит графу, отвечая на вопросы: смотри приложение 1.



Приложение 1.

Электрический ток в металлах и в растворах щелочей, кислот, солей.

Прочти следующие вопросы:

  1. На какие частицы распадаются при растворении в воде вещества?

  2. Какие два рода электрических зарядов существуют в природе?

  3. На какие две группы делятся вещества по способности проводить электрические заряды?

  4. Что представляет собой электрический ток водных растворов солей, кислот, щелочей?

  5. Как называют растворы этих веществ?

  6. Как возникают заряженные частицы в водном растворе этих веществ?



Б) перескажите друг другу ваши записи(15 минут)

В) выделите ключевые понятия по теме «Электрический ток» в электролитах и в растворах щелочей, кислот, солей.

Г) какая информация у вас осталась не полной?

Заполните вторую графу таблицы «хочу узнать»

Как правило, примерно 75-80% учащихся признают, что открытие вопроса остается на пункте №6.

Как возникают заряженные частицы в одном растворе этих веществ?

Возникает еще одна проблема - откуда у веществ с молекулярной решеткой в растворе появляются ионы.

Демонстрация опыта и заполнение таблицы приложение №2.

Приложение 2

Исследовать электрическую проводимость веществ с различным типом связи

Инструкция

  1. Внимательно прочитайте задание и цель исследования.

  2. Систематизируйте вещества по характеру химической связи и типу кристаллической решетки.

  3. Выскажите предложения, какие из исследуемых веществ при растворении в воде будут распадаться на молекулы, а какие на ионы.

  4. Пронаблюдайте опыт.

  5. Результаты опыта сформулируйте в виде таблицы.

II стадия «Осмысления»

Опорный конспект

Электролиты - вещества, приводящие в растворенном гели расплавленном состоянии электрический ток, вследствие распада их на ионы. Примеры электролитов: соли, кислоты. В этих веществах имеется ионная или ковалентная сильнополярная связь.

Неэлектролиты - вещества, водные растворы которых не проводят электрический ток. К таким веществам относят кислород, водород, сахар, глицерин. Для них характерна ковалентная неполярная или малополярная связь. Процесс распада электролитов на ионы при растворении его в воде или расплавление называется электрической диссоциацией. Для правильного понимания механизма растворения в воде веществ следует учесть строение молекулы воды и вид связи растворяемого вещества.

В молекулах воды между атомами водорода и кислорода имеются ковалентные сильнополярные связи. Поэтому молекулы воды полярны:

+-

диполь.

Вследствие этого, например, при растворении хлорида натрия молекулы H2O притягиваются отрицательными полюсами к положительно заряженным ионам атомам кристаллической решетки, а положительными к отрицательно заряженным ионам натрия. Такой процесс называется гидратацией, он идет с выделением энергии. Энергия гидратации приводит к разрушению кристаллической решетки и вещество распадается на ионы.

Притяжение и действие полярных молекул воды на кристаллическую решетку хлорида натрия.















Na



+













При растворении в воде веществ с ковалентной сильнополярной связью, например HCl происходит изменение характера химической связи, т.е под влиянием энергии гидратации ковалентная связь превращается в ионную и далее процесс протекает как у веществ с ионной связью.

При расплавлении электролитов усиливается колебательные движения частей, приводит к ослаблению связи между ними. В результате также разрушается кристаллическая решетка и образуются ионы.

В растворе и расплаве электролита ионы движутся хаотически.

Идет работа с текстом и его маркировка, учащимся предлагается по ходу текса вставить следующие знаки:

V- уже известно

+-абсолютно новое, неожиданное

- -противоречит твоим представлениям

? – хочется узнать что-то больше

На данной стадии идет соотношение уже известного с тем «что узнал». Происходит структурная организация информации в памяти, можно спросить у учащихся какие у них были знаки?

III Стадия «размышления» рефлексия.

Учащиеся должны попробовать выразить информацию, которую получили своими словами (работа с графой №3 таблица «что узнал?»

1.Выянили, какие новые понятия они увидели в тексте (эти понятия записываем в 3-ю колонку)

2.рассказать о механизме диссоциации веществ с ионным типом связи.

3.Рассказать о механизме диссоциации веществ с ковалентным типом связи.

Домашнее задание -

выучить понятия, знать механизм диссоциации.

Ответить на вопрос-

процесс растворения физический или химический. Подобрать доказательства в пользу каждого процесса.