Развитие исследовательских навыков у младших школьников
Исследовательская деятельность – это деятельность учащихся по исследованию различных объектов с соблюдением процедур и этапов, близких научному исследованию, но адаптированных к уровню познавательных возможностей учащихся. Основным отличием учебной исследовательской деятельности от научной является то, что в результате учащиеся не производят новые знания, а приобретают навыки исследования как универсального способа освоения действительности. При этом у них развиваются способности к исследовательскому типу мышления, активизируется личностная позиция. Изучив много литературы по данной теме, я неоднократно проводила уроки с использованием исследовательской деятельности. С 2013-2014 учебного году провожу школьный кружок «Мы-исследователи», где обучающиеся в полном объёме знакомятся со всеми понятиями, используемые в исследовательской деятельности.
В качестве основных неоспоримых достоинств данного метода по сравнению с традиционными, носят репродуктивный характер, такие как:
-высокая степень самостоятельности;
-инициативность учащихся и их познавательной мотивированности;
-развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий;
-приобретение детьми опыта исследовательско-творческой деятельности;
-межпредметная интеграция знаний, умений и навыков.
Кружок «Мы-исследователи» построен на развитии способности учащихся проектировать предстоящую деятельность и быть ее активным субъектом.
Работу строю так, чтобы ученик
а) получал знания,
б) чувствовал свой рост,
в) уважал себя как личность.
Это возможно, когда
1. Четко продуманы этапы исследования, формы и методы;
2. Детям ясны цели и задачи (мотивация учения);
3. Есть контакт учителя с детьми;
4. Исследование - процесс, который дает радость ученику, удовлетворение как от общения с учителем, его предметом, так и от своего собственного результата в нем;
5. У ребенка должно быть ощущение продвижения вперед (мотивация успешности)
Исследования можно классифицировать по-разному:
- по количеству участников (коллективные, групповые, индивидуальные);
- по месту проведения (урочные и внеурочные);
- по времени (кратковременные и долговременные);
- по теме (предметные или свободные);
- по степени самостоятельности выполнения (самостоятельно, с родителями, под руководством учителя и т.д.);
- по проблеме (освоение программного материала; более глубокое освоение материала изученного на уроке; вопросы не входящие в учебную программу).
Уровень, форму, время исследования учитель определяет в зависимости от возраста учащихся и конкретных педагогических задач.
Этапы исследовательской деятельности
Этапы совместной исследовательской деятельности можно проиллюстрировать следующей таблицей:
Учитель | Ученики |
1-й этап (погружение) |
Формулирует: | Осуществляют: |
1. проблему, | личностное присвоение проблемы, |
2. сюжетную ситуацию | вживание в ситуацию, |
3. цель и задачи | принятие, уточнение и конкретизацию целей и задач. |
2-й этап (организация деятельности) |
Организует деятельность – предлагает: | Осуществляют: |
4. организовать группы, | разбивку на группы, |
5. распределить роли в группах | распределение ролей в группе |
6. спланировать деятельность по решению задач исследования, | планирование работ, |
7. возможные формы презентации результатов. | выбор формы и способа презентации результатов |
3-й этап (осуществление деятельности) |
Активно не участвует … | Работают активно и самостоятельно |
8. но консультирует учащихся по мере необходимости | каждый в соответствии со своим амплуа и сообща |
9. ненавязчиво контролирует, | консультируются по необходимости, |
10. дает новые знания, когда его ученики просят об этом, | «добывают» недостающие знания, |
11. репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов. | готовят презентацию результатов. |
4-й этап (презентация) |
Принимает отчет … | Демонстрируют: |
12. обобщает и резюмирует полученные результаты | понимание проблемы, цели и задач, |
13. подводит итоги, | умение планировать и осуществлять работу, |
14. оценивает умения общаться, слушать, обосновывать свое мнение, терпимость и др., | найденный способ решения проблемы, |
15. акцентирует внимание на воспитательном моменте, умении работать в группе на общий результат и др., | рефлексию деятельности и результата |
| дают взаимооценку деятельности и её результативности |
Уже глядя на эти этапы видно, что они дают возможность формирования и развития таких блоков универсальных учебных действий как регулятивные и познавательные. А, принимая во внимание, что в результате проведённых исследований, ребёнок получает не только определённый продукт (новое знание), но и переживания, личный опыт, можно говорить и возможности формирования личностных УУД.
Таким образом, организуя исследовательскую деятельность младших школьников, можно формировать все группы универсальных учебных действий. Однако для этого исследования не должны быть разовыми, случайными. Следует говорить о системе организации исследовательской деятельности на протяжении всех четырёх лет обучения в начальной школе.
В первом классе на уроке возможно включение заданий, направленных на овладение общелогическими УУД (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение). Подобные задания могут иметь место на уроках математики, обучения грамоте, окружающего мира, технологии.
В первом классе дети активно включились в процесс, они с помощью своих родителей писали исследовательские работы по различным наблюдениям (за животными: улитками, рыбками, попугаями и т.д.), кто-то наблюдал за снежинками, делал практические работы и после первого полугодия еженедельно на классных часах защищали свою работу.
Во втором классе мы с учащимися выполнили коллективную исследовательскую работу по теме «Зелёный лук от семи недуг», учились писать теоретическую часть и выполняли практическую часть в классе. А некоторые дети даже повторили её дома.
В третьем классе с ученицей Леоновой Дианой мы написали исследовательскую работу по теме «Что за чудо это соль?», защитили её в районе, получили грамоту, 2 место.
В четвёртом классе с той же ученицей мы отправили работу в Уфу на конкурс «Научное Продвижение-2016» , где стали Лауреатами.
В новом учебном 2016 году мы продолжаем работу с солью и для сравнения взяли сахар, находим их сходства и различия, а также пытаемся в домашних условиях вырастить кристаллы соли и сахара.
Я считаю, что исследовательский метод в системе образования ФГОС детей нового поколения очень необходим. Прежде всего, для того, чтобы - выработать у школьников самостоятельное, критическое мышление, умение работать с информацией; - научить размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, давать обоснованные аргументированные решения; - научить работать в команде, выполняя разные социальные роли. Грамотное, осознанное применение исследовательского метода в совместной деятельности учащихся привносит в учебный процесс принципиально иную, по сравнению с традиционным обучением, систему взаимоотношений, принципиально иной подход к познавательной деятельности учащихся, основанный на уважении их интеллектуальных и творческих возможностей, сотрудничестве, самостоятельном критическом мышлении.