СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие исследовательских навыков у младших школьников.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие исследовательских навыков- это одно из эффективных технологий в обучение и воспитание в рамках реализации ФГОС. Данные виды деятельности дают возможность раскрыться каждому ребёнку, учат детей самостоятельно подбирать материал на интересующую тему, развивают навыки анализа, обобщения, формируют умение представлять свою работу, отстаивать свою точку зрения.

Просмотр содержимого документа
«Развитие исследовательских навыков у младших школьников.»

Развитие исследовательских навыков у младших школьников

Исследовательская деятельность – это деятельность учащихся по исследованию различных объектов с соблюдением процедур и этапов, близких научному исследованию, но адаптированных к уровню познавательных возможностей учащихся. Основным отличием учебной исследовательской деятельности от научной является то, что в результате учащиеся не производят новые знания, а приобретают навыки исследования как универсального способа освоения действительности. При этом у них развиваются способности к исследовательскому типу мышления, активизируется личностная позиция. Изучив много литературы по данной теме, я неоднократно проводила уроки с использованием исследовательской деятельности. С 2013-2014 учебного году провожу школьный кружок «Мы-исследователи», где обучающиеся в полном объёме знакомятся со всеми понятиями, используемые в исследовательской деятельности.

В качестве основных неоспоримых достоинств данного метода по сравнению с традиционными, носят репродуктивный характер, такие как:

-высокая степень самостоятельности;

-инициативность учащихся и их познавательной мотивированности;

-развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий;

-приобретение детьми опыта исследовательско-творческой деятельности;

-межпредметная интеграция знаний, умений и навыков.

Кружок «Мы-исследователи» построен на развитии способности учащихся проектировать предстоящую деятельность и быть ее активным субъектом.

Работу строю так, чтобы ученик

а) получал знания,

б) чувствовал свой рост,

в) уважал себя как личность.

Это возможно, когда

1. Четко продуманы этапы исследования, формы и методы;

2. Детям ясны цели и задачи (мотивация учения);

3. Есть контакт учителя с детьми;

4. Исследование - процесс, который дает радость ученику, удовлетворение как от общения с учителем, его предметом, так и от своего собственного результата в нем;

5. У ребенка должно быть ощущение продвижения вперед (мотивация успешности)

Исследования можно классифицировать по-разному:

- по количеству участников (коллективные, групповые, индивидуальные);

- по месту проведения (урочные и внеурочные);

- по времени (кратковременные и долговременные);

- по теме (предметные или свободные);

- по степени самостоятельности выполнения (самостоятельно, с родителями, под руководством учителя и т.д.);

- по проблеме (освоение программного материала; более глубокое освоение материала изученного на уроке; вопросы не входящие в учебную программу).

Уровень, форму, время исследования учитель определяет в зависимости от возраста учащихся и конкретных педагогических задач.

Этапы исследовательской деятельности

Этапы совместной исследовательской деятельности можно проиллюстрировать следующей таблицей:

Учитель

Ученики

1-й этап (погружение)

Формулирует:

Осуществляют:

1. проблему,

личностное присвоение проблемы,

2. сюжетную ситуацию

вживание в ситуацию,

3. цель и задачи

принятие, уточнение и конкретизацию целей и задач.

2-й этап (организация деятельности)

Организует деятельность – предлагает:

Осуществляют:

4. организовать группы,

разбивку на группы,

5. распределить роли в группах

распределение ролей в группе

6. спланировать деятельность по решению задач исследования,

планирование работ,

7. возможные формы презентации результатов.

выбор формы и способа презентации результатов

3-й этап (осуществление деятельности)

Активно не участвует …

Работают активно и самостоятельно

8. но консультирует учащихся по мере необходимости

каждый в соответствии со своим амплуа и сообща

9. ненавязчиво контролирует,

консультируются по необходимости,

10. дает новые знания, когда его ученики просят об этом,

«добывают» недостающие знания,

11. репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов.

готовят презентацию результатов.

4-й этап (презентация)

Принимает отчет …

Демонстрируют:

12. обобщает и резюмирует полученные результаты

понимание проблемы, цели и задач,

13. подводит итоги,

умение планировать и осуществлять работу,

14. оценивает умения общаться, слушать, обосновывать свое мнение, терпимость и др.,

найденный способ решения проблемы,

15. акцентирует внимание на воспитательном моменте, умении работать в группе на общий результат и др.,

рефлексию деятельности и результата


дают взаимооценку деятельности и её результативности

Уже глядя на эти этапы видно, что они дают возможность формирования и развития таких блоков универсальных учебных действий как регулятивные и познавательные. А, принимая во внимание, что в результате проведённых исследований, ребёнок получает не только определённый продукт (новое знание), но и переживания, личный опыт, можно говорить и возможности формирования личностных УУД.

Таким образом, организуя исследовательскую деятельность младших школьников, можно формировать все группы универсальных учебных действий. Однако для этого исследования не должны быть разовыми, случайными. Следует говорить о системе организации исследовательской деятельности на протяжении всех четырёх лет обучения в начальной школе.

В первом классе на уроке возможно включение заданий, направленных на овладение общелогическими УУД (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение). Подобные задания могут иметь место на уроках математики, обучения грамоте, окружающего мира, технологии.

В первом классе дети активно включились в процесс, они с помощью своих родителей писали исследовательские работы по различным наблюдениям (за животными: улитками, рыбками, попугаями и т.д.), кто-то наблюдал за снежинками, делал практические работы и после первого полугодия еженедельно на классных часах защищали свою работу.

Во втором классе мы с учащимися выполнили коллективную исследовательскую работу по теме «Зелёный лук от семи недуг», учились писать теоретическую часть и выполняли практическую часть в классе. А некоторые дети даже повторили её дома.

В третьем классе с ученицей Леоновой Дианой мы написали исследовательскую работу по теме «Что за чудо это соль?», защитили её в районе, получили грамоту, 2 место.

В четвёртом классе с той же ученицей мы отправили работу в Уфу на конкурс «Научное Продвижение-2016» , где стали Лауреатами.

В новом учебном 2016 году мы продолжаем работу с солью и для сравнения взяли сахар, находим их сходства и различия, а также пытаемся в домашних условиях вырастить кристаллы соли и сахара.

Я считаю, что исследовательский метод в системе образования ФГОС детей нового поколения очень необходим. Прежде всего, для того, чтобы - выработать у школьников самостоятельное, критическое мышление, умение работать с информацией; - научить размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, давать обоснованные аргументированные решения; - научить работать в команде, выполняя разные социальные роли. Грамотное, осознанное применение исследовательского метода в совместной деятельности учащихся привносит в учебный процесс принципиально иную, по сравнению с традиционным обучением, систему взаимоотношений, принципиально иной подход к познавательной деятельности учащихся, основанный на уважении их интеллектуальных и творческих возможностей, сотрудничестве, самостоятельном критическом мышлении.