Развитие коммуникативных компетенций на уроках математики
Материал подготовил:
Преподаватель математики
Е.С. Починина
Одно из основных современных назначений системы образования – помочь каждому ребенку найти себя в этом мире и научиться с этим миром безопасно и эффективно взаимодействовать. Для решения названной задачи обучающемуся необходимо приобрести знания, освоить определенные способы действий, стили поведения, обеспечивающие более глубокое развитие тех способностей и задатков, которые заложены у обучающихся самой природой. Реализуя природные задатки и способности, он может выбрать тот жизненный путь, который более всего соответствует его индивидуальным особенностям и поэтому принесет наибольший успех. Но немаловажную роль в жизни человека играет его общительность. Коммуникативность как черта характера развивается на основе общительности, которая, закрепляясь в поведении, является предпосылкой для формирования таких качеств личности, как направленность на общение, интерес к людям, рефлексия, эмпатия. Современные дети все больше подвержены эгоцентризму, им трудно понимать друг друга, принимать другие точки зрения, принимать критику, это тоже мешает общению подростков друг с другом и миром взрослых. Компетенция - это готовность (способность) обучающегося использовать усвоенные знания, учебные умения и навыки, а также способы деятельности в жизни для решения практических и теоретических задач.
Цель моей педагогической деятельности - развитие коммуникативных компетенций обучающихся на уроках математики.
Под коммуникативными компетенциями я понимаю:
– умение строить коммуникацию с другими людьми;
– взаимодействовать с партнерами для получения общего продукта или результата;
– владеть языком как средством коммуникации;
– ориентироваться во времени, уметь соотносить факты и события прошлого и настоящего с эпохой, временем и другими событиями, высказывать предположения о тенденциях;
– занимать в соответствии с собственной оценкой ситуации, ценностями, целями различные позиции и роли, понимать позиции и роли других людей и др.
Математическая компетенция — это способность структурировать данные (ситуацию), вычленять математические отношения, создавать математическую модель ситуации, анализировать и преобразовывать ее, интерпретировать полученные результаты. Иными словами, математическая компетенция обучающегося способствует адекватному применению математики для решения возникающих в повседневной жизни проблем.
При отборе содержания учебного материала дифференцирую задания в соответствии с уровнями математической компетенции.
Выделяют три уровня математической компетентности: уровень воспроизведения, уровень установления связей, уровень рассуждений.
Все коммуникативные компетенции условно можно разделить на блоки (по Л. Михельсон):
– Умение оказывать и принимать знаки внимания (комплименты) от сверстника.
– Реагирование на справедливую критику.
– Реагирование на несправедливую критику.
– Реагирование на задевающее, провоцирующее поведение со стороны собеседника.
– Умение обратиться к сверстнику с просьбой.
– Умение ответить отказом на чужую просьбу, сказать «нет» – вопросы.
– Умение самому принимать сочувствие и поддержку со стороны сверстников.
– Умение вступить в контакт с другим человеком, контактность.
– Реагирование на попытку вступить с тобой в контакт.
Практически все эти компетенции можно формировать и развивать в процессе обучения подростков (на уроках и во внеурочное время).
Поэтому для достижения педагогической цели я ставлю перед собой следующие задачи педагогической деятельности:
– формировать и развивать культуру письма;
– учить математическому языку;
– совершенствовать культуру речи;
– обогащать словарный запас обучающихся;
– обучать умению связно излагать свои мысли в устной и письменной речи;
– формировать прочные математические умения и навыки;
– развивать самостоятельность и умение сотрудничать.
Для развития у подростков самостоятельности и умения сотрудничать применяю структуру уроков по технологии деятельностного метода, учу самостоятельности и собранности.
Такие уроки имеют следующую структуру:
– Самоопределение к деятельности (организационный момент).
– Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
– Постановка учебной задачи.
– Построение проекта выхода из затруднения («открытие» детьми нового знания).
– Первичное закрепление во внешней речи.
– Самостоятельная работа по образцу.
– Включение в систему знаний и повторение.
– Итог урока (рефлексия деятельности).
Такое построение уроков позволяет формировать у подростков способность к саморазвитию, а «открытия», которые происходят на уроке, укрепляют веру в свои силы и познавательный интерес.
Помимо этих типов уроков использую и другие:
– комбинированный урок;
– урок закреплений знаний;
– контрольный урок;
– тренировочный урок;
– урок с использованием технических средств обучения;
– урок-игра;
– урок-путешествие;
– интегрированный урок;
– урок – интеллектуальный марафон.
Для достижения цели необходимо соблюдать несколько условий:
– Создавать ситуации, вызывающие у обучающегося потребности высказываний (устно и письменно).
– Подбирать задания по интересам обучающихся.
– Учебная книга должна дать образцы языка, т.е. вооружить средствами математического языка.
– Совершенствовать теоретические знания о математическом языке, его закономерностях.
Для создания речевой ситуации использую:
– игры (ролевые и сюжетные);
– стихотворения;
– сочинение сказок;
– загадки, ребусы, кроссворды.
Коммуникативные компетенции обучающихся зависят от развития диалогической и монологической речи. Развитие начинается в беседе, когда студенты отвечают на вопросы преподавателя, учатся сами задавать вопросы и находить на них ответы, запрашивать и искать недостающую информацию. Во время работы в парах (группах) обсуждают выполнение совместных действий, распределение ролей, контроль и оценку.
Задача повышения результативности качества образования решается через применение продуктивных технологий, оптимальное сочетание форм и методов взаимодействия педагога и обучающихся в урочной деятельности. В этом взаимодействии принципиально изменяется и позиция преподавателя. Он перестает быть вместе с учебником носителем “объективного знания”, которое он пытается передать обучающемуся. Его главной задачей становится мотивировать обучающихся на проявление инициативы и самостоятельности. Он должен организовать самостоятельную деятельность обучающихся, в которой каждый мог бы реализовать свои способности и интересы. Фактически он создает условия, “развивающую среду”, в которой становится возможным выработка каждым учащимся на уровне развития его интеллектуальных и прочих способностей определенных компетенций в процессе реализации им своих интересов и желаний, в процессе приложения усилий, взятия на себя ответственности и осуществления действий в направлении поставленных целей.
Хочется закончить свое выступление словами Г.С.Батищева: «Человека нельзя “сделать”, “ произвести”, “вылепить” как вещь, как продукт, как пассивный результат воздействия извне, но можно только обусловить его включение в деятельность, вызвать его собственную активность и исключительно через механизм этой его собственной (совместно с другими людьми) деятельности он формируется в то, что делает его эта деятельность».