СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие коммуникативных навыков на уроках русского языка и литературы через активные методы обучения

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие коммуникативных возможностей человека в современном обществе становится чрезвычайно актуальной проблемой. Совершенствование

научных технологий привело к возрастанию потребностей общества в людях, которые могли бы ставить и решать задачи, относящиеся не только к

Просмотр содержимого документа
«Развитие коммуникативных навыков на уроках русского языка и литературы через активные методы обучения»

Развитие коммуникативных навыков на уроках русского языка и литературы через активные методы обучения

Жаркеева Сауле Жадигеровна

Замдиректора по методической работе

СОШ № 19, г. Уральск, ЗКО


Развитие коммуникативных возможностей человека в современном обществе становится чрезвычайно актуальной проблемой. Совершенствование

научных технологий привело к возрастанию потребностей общества в людях, которые могли бы ставить и решать задачи, относящиеся не только к

настоящему, но и к будущему. Что означачает выражеие « коммуникативные навыки»? Коммуникативные навыки – это способность человека

взаимодействовать с другими людьми, адекватно интерпретируя получаемую информацию, а также правильно ее передавая. Эти навыки очень важны в

обществе, когда ежедневно необходимо взаимодействовать со многими людьми. Проблема общения и коммуникации достаточно много исследовалась и

исследуется наукой, в том числе психологией и педагогикой. Однако, вопрос об умениях, необходимых для успешной коммуникации с точки зрения, как

теории педагогики, так и практики образования, по-видимому, требует дальнейших исследований и разработок. В психолого-педагогической литературе

используются, главным образом, термины "коммуникативные умения", "коммуникативные навыки", "коммуникативная компетентность", которые, как

правило, специально разводятся только в определённых контекстах, а в основном употребляются как синонимичные.

Под коммуникативными умениями, с одной стороны, понимаются умения, связанные с правильным выстраиванием своего поведения, пониманием

психологии человека: умение выбрать нужную интонацию, жесты, умение разбираться в других людях, умение сопереживать собеседнику, поставить себя на

его место, предугадать реакцию собеседника, выбирать по отношению к каждому из собеседников наиболее правильный способ обращения. С другой

стороны, коммуникативные навыки нередко характеризуются через уровень владения знаниями и умениями из области некоторых филологических

дисциплин, таких как, например, лингвистика, риторика (знание и умение уместно использовать в речи различные риторические приёмы, соблюдение норм

орфоэпии и т.д.). Эти умения относятся, как правило, к умениям исполнения речи.

С позиции деятельностного подхода общение - это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порожденный

потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и

понимание другого человека. Начиная с шестилетнего возраста, дети все больше проводят времени со сверстниками, причем почти всегда одного с ними

пола. Усиливается конформизм, достигая своего пика к 12 годам. Коммуникативные дети обычно хорошо адаптируются, чувствуют себя среди сверстников

комфортно и, как правило, способны к сотрудничеству. Немаловажную роль при общении играют интонация, эмоциональная выразительность, которая

способна придавать разный смысл одной и той же фразе. Мимика, поза, взгляд собеседника могут усиливать, дополнять или опровергать смысл фразы.

Жесты как средства общения могут быть как общепринятыми, т.е. иметь закрепленные за ними значения, или экспрессивными, т.е. служить для большей

выразительности речи.

Долгие размышления привели меня к тому, что наибольшая эффективность образовательного процесса достигается в условиях активизации учебной

деятельности учащихся.

В научной литературе проблеме активных методов обучения посвящено немало исследований в области психологии и педагогики. Термин «активные

методы обучения» является своеобразным родовым обозначением специфических групповых методов обучения, получивших широкое распространение во

второй половине ХХ века и дополняющих традиционные методы, прежде всего, объяснительно- иллюстративные методы обучения, посредством изменения

позиции учащихся с пассивно потребительской на активно преобразующую и опоры на социально-психологические феномены, возникающие в малых

группах. Так, активные методы лежат в реализации целей проблемного и развивающего обучения.

Активные методы обучения – методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся. Строятся в основном на диалоге, предполагающем

свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы. Активные методы обучения характеризуются высоким уровнем активности

учащихся. Возможности различных методов обучения в смысле активизации учебной и учебно-производственной деятельности различны, они зависят от

природы и содержания соответствующего метода, способов их использования, мастерства педагога. Каждый метод активным делает тот, кто его применяет .

Возможности применения технологии активых методов обучения велики. Большинство активных методов обучения имеет многофункциональное значение в

учебном процессе. Так, например, разбор конкретной ситуации можно использовать для решения трех дидактических задач: закрепление новых знаний

(полученных во время урока); совершенствование уже полученных профессиональных умений; активизация обмена знаниями и опыта. Какие же методы

активного обучения влияют на развитие коммуникативных навыков на уроке русского языка? Проявление и развитие активных методов обучения

обусловлено тем, что перед обучением были поставлены задачи не только усвоение учащимися знаний и формирование умений и навыков, но и развитие

творческих и коммуникативных способностей личности, формирование личностного подхода к возникающей проблеме. К примеру на уроках в среднем

звене я применяю такие активные методы обучения как « Карусель», «Коллаж», «Научи другого», «Горячий стул», «Ассоциативная карта» и др.

Параллельно с обучением и воспитанием, применение активых методов обучения в образовательном процессе обеспечивает становление и развитие у

обучающихся так называемых мягких или универсальных навыков. К ним обычно относят способность принимать решения и умение решать проблемы,

коммуникативные умения и качества, умения ясно формулировать сообщения и четко ставить задачи, умение выслушивать и принимать во внимание

разные точки зрения и мнения других людей, лидерские умения и качества, умение работать в команде и др. А сегодня многие уже понимают, что, несмотря

на свою мягкость, эти навыки в современной жизни играют ключевую роль как для достижения успеха в профессиональной и общественной деятельности,

так и для обеспечения гармонии в личной жизни.

Используя активную методологию обучения, я надеюсь на то, что ученики не только придут к более глубокому пониманию затронутых проблем, но также на

то, что у них вырастет мотивация и энтузиазм. Возможно, нам, учителям, стоит подумать о следующих вопросах, чтобы увеличить мотивацию учеников:

- Соответствуют ли упражнения возрасту?

- Полностью ли ученики осознают цели работы?

- Есть ли у самих учеников возможность содействовать работе?

- Имеют ли все ученики одинаковую возможность участвовать в работе?

-Достаточно ли разнообразия в ваших видах работы?

Обучение на уроках русского языка должно строиться с учетом необходимости формирования у учащихся различных коммуникативных умений и навыков:

- понимать тему сообщения, логику развития мысли,

-извлекать нужную информацию (полно или частично),

-проникнуть в смысл высказывания,

-вести диалог и строить монологическое высказывание,

-осмысливать тему и основную мысль (идею) высказывания,

-собирать и систематизировать материал,

-составлять план, пользоваться различными типами речи,

-строить высказывание в определенном стиле,

-отбирать языковые средства,

-совершенствовать высказывание.

Особое место в развитии коммуникативных навыков учащихся принадлежит работе с текстом. Задачи учителя при анализе текстов: помочь осмыслить

идею и сюжет произведения; показать художественные средства, использованные для достижения своей цели; обратить внимание на особенности языка

конкретного писателя. Чтобы понять художественное произведение, оценить его по достоинству, надо к нему «приблизиться», проанализировать его язык,

понять, как живут, употребляются в нем языковые средства (фонетические, лексические, словообразовательные и грамматические). Об этом говорю на

уроках с учащимися, мотивируя их побуждение к деятельности, к работе над словом. Например, при изучении грамматтичекой темы «Служебные части

речи» работали с текстом о природных ресурсах Казахстана.

При анализе текста учащиеся не только определяли тему, идею, основную мысль ,стиль и тип речи, но и благодаря методу « Ассоциативная карта»,

смогли провести синтез и оценку содержания данного текста, составляли таблицу «тонких и «толстых» вопросов.

Одним из самых распространенных активных методов обучения, применяемых мной на уроке является «Аллея сознания» . К примеру, при изучению темы

«Самостоятельные части речи» учащиеся через диалоговое общение проявили навыки самоанализа и самооценки .

Активные методы обучения направлены на привлечение учащихся к самостоятельной познавательной деятельности и вызывают личностный интерес к

решению каких-либо познавательных задач, возможность применения учащимися полученных знаний.

Таким образом, использование активных методов обучения создает условия для развития коммуникативных навыков учащихся и позволяет углубить ,

расширить знания учащихся по важнейшим разделам русского языка ,повысить прочность знаний, умений и навыков учащихся на основе их

самостоятельной работы, повысить их познавательный интерес и творческий потенциал.__