СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие критического мышления на уроках в начальных классах

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технология критического мышления учит детей работать самостоятельно, выслушивать чужое мнение. иметь своё мнение и защищать его, задавать вопросы, осуществлять рефлексию своей деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Развитие критического мышления на уроках в начальных классах»

Развитие критического мышления на уроках

Технология критического мышления учит:


1. Работать самостоятельно.


2. Задавать вопросы.


3. Выслушивать чужое мнение.


4. Иметь своё мнение и защищать его.


5. Критически относится к мнению оппонентов.


6. Осуществлять рефлексию своей деятельности


7. Анализировать и классифицировать.



СИНКВЕЙН - ПЯТИСТРОЧНИК

Помогает кратко записать содержание текста и высказать отношение к нему.

Чаще всего используется на стадии рефлексии урока.

Правила создания синквейна:

1.Слово.

2.Два слова-характеристики (часто прилагательные).

3.Три слова действия (глаголы или отглагольные существительные).

4.Четыре слова, выражающие отношение к предмету(1) или предложение из 4 слов.

5.Слово-синоним, выражающие мнение, отношение к предмету.

Например.

1. Любовь.

2. Бурная, спокойная.

3. Испытывать, сохранять, проходит.

4. Помогает жить, приносит счастье.

5. Дар.





1.Книга

2.Поучительная, познавательная.

3.Учит, развлекает, помогает.

4.Книга – богатейший источник знаний.

5.Душа автора.



1.Школа.

2.Интересная, весёлая.

3.Учит, радует, помогает.

4.Я люблю свою школу.

5.Друзья!





1.Учитель.

2.Душевный, открытый .

3.Любит, учит, помогает.

4.Много идей - мало времени.

5.Призвание!





1.Лиса.

2. Хитрая, рыжая.

3. Хитрит, выдумывает, крадётся.

4. Лиса – всего леса краса.

5. Плутовка.





1.Задача

2. Сложная, простая.

3. Развивает, учит, помогает.

4. Задача – источник развития человека.

5. Ребус.





1. А.Пушкин

2. Великий, русский.

3. Жил, писал, любил.

4. Пушкин – великий русский писатель.

5. Гений.





1.Калина.

2. Полезная, красная.

3. Растёт, цветёт, пахнет.

4. Без калины нет Украины.

5. Символ.





1.Толерантность.

2. Терпимый, спокойный.

3. Помогает, советует, терпит.

4. У каждого своя правда.

5. Мудрость.





1.Растения.

2. Красивые, полезные.

3. Украшают, кормят, радуют.

4. Растения – лёгкие нашей планеты.

5. Друзья.





Прием «Верные – неверные утверждения»

Урок русского языка «Однородные члены» 4класс

На стадии вызова:

- Сегодня на уроке мы узнаем, какие члены предложения называются однородными.

Выскажите свои предположения о том, какие из утверждений являются верными, заполнив первую строку таблицы.

1. Однородные члены предложения отвечают на один и тот же вопрос.

2. Однородные члены предложения отвечают на вопросы кто? что?

3. Однородные члены предложения относятся к одному и тому же слову.

4. Однородные члены предложения относятся к главным членам предложения.

5. Однородными могут быть главные и второстепенные члены предложения.

6. Однородными могут быть главные члены предложения.





1

2

3

4

5

6















На стадии рефлексии учитель вновь возвращается к утверждениям, и тогда

обучающиеся уже точно, в соответствии с правилом, выбирают «верные утверждения» и заполняют вторую строку таблицы.

Урок природоведения “Почва”3класс

Поиграем в игру “Верите ли вы, что…” У каждого на парте таблица, как на доске. Я буду читать вопросы, а вы ставьте в первой строке плюс, если согласны с

утверждением, и минус, если не согласны. Вторая строка у вас пока останется пустой.

Вопросы:



1. Ветер может разрушить горы?

2. Опавшие осенью листья вредят почве?

3. 1см почвы образуется за 300 лет?

4. Норы животных, живущих в почве, разрушают её?

5. Растения участвуют в образовании почвы?

6. Почва и камень родственники?

7. Почва – наша кормилица?

1

2

3

4

5

6

7















– Сегодня в течение урока вы будете обращаться к таблице, и видеть, насколько были правы

Урок русского языка «Написание личных безударных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени (обобщение)» 4 класс

Стадия вызова “Верные и неверные утверждения”. (Групповая работа учащихся)

На доске написаны высказывания, относящиеся к глаголу. Среди них есть как верные так и неверные утверждения. Ваша задача : прочитать высказывания и, если оно является верным, то ставьте знак +, а если неверным, то знак – в первую строку таблицы

1

2

3

4

5













1.Глагол – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы что делает? и что сделает?

2.Глаголы 2 спряжения 2 лица имеют окончания –ишь, –ите.

3.В глаголах гон..т, сине..т, люб..т, перевод..т, пишется окончание –ит.

4.Для того чтобы правильно написать безударное окончание глагола надо определить его спряжение .

5.К 1 спряжению относятся глаголы, оканчивающиеся на –ать, –ять, –оть, –уть, –еть, –ыть

Давайте проверим, что у вас получилось. Сколько верных утверждений? Сколько неверных?

А сейчас докажите свой выбор. Для этого каждая группа выбирает одно высказывание и доказывает его верность или неверность.

(По одному человеку от группы выслушиваются с ответом)





Приём «Толстые и тонкие вопросы»

Из жизненного опыта мы все знаем, что есть вопросы, на которые легко ответить "да" или "нет", но гораздо чаще встречаются вопросы, на которые нельзя ответить однозначно. Тем не менее, мы нередко оказываемся в ситуациях, когда человек, задающий вопросы, требует от него однозначного ответа. Поэтому для более успешной адаптации во взрослой жизни детей необходимо учить различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить столь определенно не возможно (Толстые вопросы). Толстые вопросы – это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы.

Для достижения цели на уроках необходимо использовать таблицу тонких и толстых вопросов.

Таблица "Толстых" и "Тонких" вопросов может быть использована на любой из трех стадий урока:

на стадии вызова – это вопросы до изучения темы;

на стадии осмысления – способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания;

при размышлении – демонстрация пройденного.

Обучать детей навыку различать вопросы уже можно начинать со 2 класса. Работа по вопросам ведется в несколько этапов.

1 этап – учащиеся учатся по таблице задавать вопросы, записывая в таблице продолжение каждого вопроса. Сначала ребята сами придумывают "тонкие" вопросы, потом "толстые".

2 этап – учащиеся учатся записывать уже вопросы по тексту: сначала –"тонкие", а потом "толстые".

3 этап – при работе с текстом дети к каждой части записывают в каждую колонку таблицы по одному вопросу, которые после чтения задают своим товарищам. Для того чтобы дети успевали записывать вопросы, необходимо при чтении учителю останавливаться.

Данная работа способствует развитию мышления и вниманию учащихся, а также развивается умение задавать ''умные'' вопросы. Классификация вопросов помогает в поиске ответов, заставляет вдумываться в текст и помогает лучше усвоить содержание текста.

Рекомендации по использованию толстых и тонких вопросов.

После того как дети заполнят таблицу, необходимо сразу же обсудить ее содержание. Чтобы работа с данным приемом принесла плоды, нужно осуществлять обратную связь – ребенок должен знать, как выполняют это задание его сверстники.

При обсуждении таблицы необходимо акцентировать внимание детей на том факте, что на толстые вопросы возможно несколько ответов, а на тонкие – только один.

Окончанием работы с этим приемом должна стать таблица ответов на толстые и тонкие вопросы. Эту таблицу ребята могут использовать при подготовке к сочинениям, проверочным работам. Не все ученики одинаково легко заполняют таблицу. Не стоит настаивать – необходимо поощрять даже незначительные успехи.

При чтении текста можно разделить учеников на специалистов по тонким и толстым вопросам. Однако следует помнить, что тонкие вопросы задавать гораздо легче, поэтому нужно грамотно детей разделить на группы.

Прием «Чтение с остановками»

Чтение с остановками способствует развитию навыков вдумчивого чтения, дает возможность предположить развитие дальнейших событий, проявить фантазию. Используя этот прием, мы подходим с ребятами к пониманию основной мысли текста.

Чтение текста осуществляется по частям, каждая часть анализируется. Отвечая на вопросы, дети делают предположения о содержании, рассказывают о своих ассоциациях, чувствах, ожиданиях, о том, что подтвердилось из предположенного, а что – нет, и объясняют свои ответы. Использование этого приема открывает возможности для целостного видения произведения, позволяет понять характер главного героя, посочувствовать ему, погружает во внутренний мир человека.

Например, после чтения первой части рассказа Л. Н. Толстого «Косточка»,

которая заканчивается предложением «Он все ходил мимо слив», задаю вопрос: «Как вы думаете, Ваня взял сливу или нет?»

Слышу различные мнения.

Кто-то рассуждает, что он подождал, пока все уйдут, и взял сливу; другие – что он честный мальчик и не мог так поступить, потому что мама, наверное, посчитала сливы. Ребята воображают, представляют себя на месте Вани: «Я бы так не сделал, не стал бы огорчать своих родителей, чтобы они думали обо мне, как о маленьком воришке».

Наблюдая за своими учениками в процессе обсуждения, вижу, как горят их глаза желанием дочитать рассказ до конца, понять, почему он так поступил: съел сливу.

Я выслушиваю мнения ребят и соглашаюсь с ними. Интересно, что во время

обсуждения начинают говорить даже те дети, которые обычно предпочитают

отмалчиваться. Ребята учатся слушать друг друга, отстаивать свою точку зрения. Такой прием работы и является основным признаком осмысленного и вдумчивого чтения, стимулирующим к работе на уроке учащихся разного уровня мышления, имеющих различный словарный запас.

Логическим завершением такого чтения с остановками на этапе рефлексия

является короткая письменная работа (в терминологии технологии – «эссе»). Именно на этом этапе учащиеся выражают свои мысли через информацию, которую получили, создают текст, в котором по-своему излагают тему. Как правило, использую этот прием в третьем и четвертом классах, так как у ребят уже развита речь.

Приём «Круги по воде»

Опорное слово – это изучаемое понятие, явление. Оно записывается в столбик и на каждую букву существительные (прил., гл., устойчивые словосочетания) к изучаемой теме. По сути - это небольшое исследование, которое может начаться в классе и иметь продолжение дома. ( стадия размышления).

Тема «Глагол»

Г – главный член предложения

Л – легко изменяется по родам

А – а также по числам

Г – говорить, глядеть, гладить – неопределённая форма

О – очень часто – сказуемое

Л – лучше не пытаться определить падеж

Тема «Почва»

П – перегной

О – очень нужна

Ч – человек, береги!

В – воздух, вода в её составе

А – Арктика, Антарктида – её нет

Тема «Доброта»

Д – добрые дела

О – очень приятно

Б – без границ

Р – радость

О – очень хорошо

Т - тепло

А – антоним – злость

Тема «Задачи»



З – занимательно

А - анализ

Д –думать нужно

А – аргументировать

Ч – числа

И – известное и неизвестное