СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие критического мышления в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Развитие критического мышления в начальной школе»

Использование технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы

Современные требования, предъявляемые к знаниям, умениям и способностям подрастающего поколения, с каждым годом становятся все выше и серьезные. Учащийся должен обладать различными компетенциями, такими как коммуникативные компетенции, умения анализировать, работать с информацией, брать на себя ответственность, планировать свою работу и деятельность, быть лидером, иметь навыки критического мышления.

Все эти компетенции возможно развивать используя не только различные технологии, но и сами занятия по обучаемому предмету.

Использование технологии развития критического мышления позволяет учащимся научиться выделять причинно-следственные связи; работать с информацией, выделять ошибки в обсуждениях и корректировать их; анализировать информацию и делать выводы о том, что отражено в тексте; быть «гибким» в рассуждениях; делать правильные выводы относительно ценностных ориентиров людей; понимать и выявлять предвзятое отношение, мнение и суждение; понимать отличия между фактом и личным мнением другого человека; уметь грамотно подвергать сомнению факты и проверять их; отделять главное от несущественного в тексте и выделять основную идею текста.

Критическое мышление – это умение и способность человека объективно оценивать свои и чужие мысли, проверять, анализировать и обрабатывать информацию, делать правильные выводы. Помогает определить собственные приоритеты в личной и профессиональной жизни, приучает к ответственности, быть ответственным за принятые решения, развивает коммуникативные компетенции.



1. Приёмы технологии «Развития критического мышления»


На уроках русского языка и литературы важно учить обучающихся занимать активную позицию, участвовать в диалоге и обсуждениях, продумывать идеи, предлагать пути решения поставленных задач.

1. Мозговая атака

Данная методика используется с целью активизации имеющихся знаний на стадии «вызова» при работе с фактологическим материалом заданного текста.

1 э т а п: Учащиеся пишут все, что, по их мнению, они знают на заданную тему

2 э т а п: Обмен информацией.

Идеи обсуждаются не более 5-7 минут, записываются, обмениваются мнениями

2. Групповая дискуссия.

Учащимся делятся друг с другом знаниями, соображениями, доводами. Учащиеся толерантны друг к другу, решение ищут совместными усилиями.

3. Чтение с остановками и Вопросы Блума - организация чтения с использованием разных типов вопросов.

Учитель дает инструкцию и организовывает процесс чтения с остановками, внимательно следя за соблюдением правил работы с текстом.

4. Наглядный мозговой штурм или кластеры

Это способ позволяет сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему.

1. В центре листа написать ключевое слово, которое является «основной идеей» темы.

2. Вокруг написать идеи, факты, образы, подходящие для данной темы.

3. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются свои ассциации, устанавливаются новые логические связи.

5. Синквейн.

Это стихотворение, состоящее из пяти строк. Учит резюмировать информацию, излагать мысль в емких и кратких выражениях.

Может быть индивидуальным, групповым и парным. Используется для синтезирования сложной информации; способа оценки понятийного багажа учащихся; средства развития творческой выразителности.

6. «Продвинутая лекция».

Это лекции с применением активной учебной модели вызов – осмысление – рефлексия. Педагог учит активному слушанию и критическому мышлению.

7. Эссе.

Для этого учитель просит в течение 5-10 минут писать на предложенную тему. Главное правило свободного письма – не останавливаться, не перечитывать, не исправлять. При затруднении можно письменно прокомментировать возникшую проблему и постараться писать дальше.

8. Перепутанные логические цепочки.

На доске ключевые слова в специально «перепутанной» логической последовательности. После знакомства с текстом, на стадии «рефлексии» учащимся предлагается восстановить нарушенную последовательность.

9. Таблица «З-Х-У» («Знаю – Хочу знать – Узнал» )

До ознакомления с текстом учащиеся самостоятельно или в группе заполняют первый и второй столбики «Знаю», «Хочу узнать».

В процессе обсуждения прочитанного, учащиеся заполняют графу «Узнали». Подведение итогов, сопоставление содержания граф.

Дополнительно можно предложить детям еще 2 графы – «источники информации», «что осталось не раскрыто».

10. Взаимоопрос

Один из способов работы в парах. Используется на стадии «осмысления». Два ученика читают текст, останавливаясь после каждого абзаца, и задают друг другу вопросы разного уровня по содержанию прочитанного.