- Педагогический совет «Мотивация учебной деятельности – основное условие успешного обучения школьников»
Развитие познавательных способностей учащихся как условие успешного обучения
г. Новосибирск, 2016
Специфика создания проекта
Ученик
Учитель
Информация
ПРОБЛЕМА
У каждого ученика свой уровень способностей.
Психологическая установка учителя:
« возьми столько, сколько можешь, но не меньше обязательного».
Метод проектов
– образовательная технология, нацеленная на приобретение учащимися новых знаний в тесной связи с реальной жизнью, формирование у них специальных умений и навыков
Причины распространения
метода проектов
- необходимость не столько передавать ученикам сумму знаний, сколько научить приобретать эти знания самостоятельно , уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач;
- актуальность приобретения коммуникативных навыков и умений;
- актуальность широких человеческих контактов, знакомства с разными культурами, разными точками зрения на одну и ту же проблему;
- значимость для развития человека умения пользоваться исследовательскими методами : собирать необходимую информацию, факты, уметь их анализировать с разных точек зрения, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения.
Направленность
«метода проектов»
- развитие познавательных навыков учащихся;
- развитие умений самостоятельно конструировать свои знания;
- развитие умений ориентироваться в информационном пространстве;
- развитие критического мышления .
Требования к использованию
метода проектов
Наличие значимой в исследовательском творческом плане проблемы / задачи , требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения
- практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов ;
Типология проектов
Типологические признаки:
- Доминирующая в проекте деятельность
- Предметно-содержательная область
- Характер координации проекта
- Характер контактов проекта
- Количество участников проекта
- Продолжительность проекта
В соответствии с доминирующей в проекте деятельностью :
- Исследовательские (моделирование ситуаций научного поиска);
- Ролевые, игровые (распределение ролей);
- Творческие (итог – спектакль, альбом);
- Ознакомительно-ориентированные или информационные (итог – статья, реферат)
- Практико-ориентированные или прикладные.
В соответствии с предметно-содержательной областью:
- Монопредметные (в рамках одного предмета; выбираются сложные разделы; в ходе серии уроков);
- Межпредметные (в рамках нескольких предметов; внеурочное время).
По характеру координации:
- С открытой, явной координацией (координатор проекта направляет участников, организует отдельные этапы);
- Со скрытой координацией (координатор проекта выступает как полноправный участник).
По характеру контактов:
- Внутренние (внутри одной школы, либо между школами, классами ) ;
- Региональные;
- Общероссийские
По количеству участников:
- Парные (между парами участников);
- Групповые (между группами участников).
По продолжительности выполнения:
- Краткосрочные (несколько уроков);
- Среднесрочные (от недели до месяца);
- Долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев).
Этапы выполнения проекта
3
1
2
Выявление проблемы и вытекающих из нее задач исследования
обсуждение методов исследования
выдвижение гипотез их решения
7
4
выводы, выдвижение новых проблем исследования; анализ успехов и ошибок (рефлексия)
продумывание хода деятельности и распределение обязанностей
5
6
сбор, систематизация и анализ полученных данных
подведение итогов, оформление результатов
Параметры внешней оценки проекта
- Значимость и актуальность выдвинутых проблем, адекватность их изучаемой тематике;
- корректность используемых методов исследования и метода обработки получаемых результатов;
- активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями;
- коллективный характер принимаемых решений;
- характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников проекта;
- необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему, привлечение знаний из других областей;
- доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы;
- эстетика оформления результатов выполненного проекта;
- умение отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность и аргументированность ответов каждого члена группы.
Задачи исследования:
- Рассмотреть понятие «прием звукописи»;
- Изучить и систематизировать литературу по звукописи;
- Опираясь на литературоведческие источники, проанализировать и разграничить в соответствии с ними звукопись, встречающуюся в стихотворении «Мелколесье. Степь и дали» С.А.Есенина;
- Определить закономерность использования данного приема.
Методы исследования:
- Изучение литературы по теме;
- Анализ поэтического текста;
- Выявление звукописи;
- Осмысленное чтение.
Е. Замятин:
« [Р]-ясно говорит мне о чем-то громком, ярком, красном, горячем, быстром.
[Л] – о чем-то бледном, голубом, холодном, плавном, легком.
[Н] – о чем-то нежном, О снеге, небе, ночи…
[Д], [Т] – о чем-то душном, тяжком, о тумане, о тьме, о затхлом.
[М] – о милом, мягком, о матери, о море.
С [А]- связывается широта, даль, океан, марево, размах.
С [О] – высокое, глубокое, море, лоно.
С [И] – близкое, низкое, стискивающее …»
Задачи исследования:
- Определить понятия, заложенные в название исследовательской работы;
- Изучить и систематизировать литературу в лингвистике по классификации устаревших слов;
- Опираясь на литературоведческие источники, проанализировать и разграничить в соответствии с ними устаревшую лексику, встречающуюся в стихотворениях Ф. И. Тютчева;
- Объяснить с какими различными целями в лирике Тютчева используются архаизмы и историзмы.
Методы исследования:
- Изучение ;
- Анализ;
- Сравнение;
- Классификация.
СПАСИБО
ЗА
ВНИМАМАНИЕ!