СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие познавательных способностей учащихся как условие успешного обучения

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие познавательных способностей учащихся как условие успешного обучения

Просмотр содержимого документа
«Развитие познавательных способностей учащихся как условие успешного обучения»

   Педагогический совет  «Мотивация учебной деятельности – основное условие успешного обучения школьников»     Развитие познавательных способностей учащихся как условие успешного обучения    г. Новосибирск, 2016
  • Педагогический совет «Мотивация учебной деятельности – основное условие успешного обучения школьников»

Развитие познавательных способностей учащихся как условие успешного обучения

 

г. Новосибирск, 2016

Специфика создания проекта Ученик Учитель Информация

Специфика создания проекта

Ученик

Учитель

Информация

 ПРОБЛЕМА  У каждого ученика свой уровень способностей.

ПРОБЛЕМА

У каждого ученика свой уровень способностей.

Психологическая установка учителя: « возьми столько, сколько можешь, но не меньше обязательного».

Психологическая установка учителя:

« возьми столько, сколько можешь, но не меньше обязательного».

Метод проектов – образовательная технология, нацеленная на приобретение учащимися новых знаний в тесной связи с реальной жизнью, формирование у них специальных умений и навыков

Метод проектов

– образовательная технология, нацеленная на приобретение учащимися новых знаний в тесной связи с реальной жизнью, формирование у них специальных умений и навыков

Причины распространения метода проектов

Причины распространения

метода проектов

 необходимость не столько передавать ученикам сумму знаний, сколько научить приобретать эти знания самостоятельно , уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач;  актуальность приобретения коммуникативных навыков и умений;
  • необходимость не столько передавать ученикам сумму знаний, сколько научить приобретать эти знания самостоятельно , уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач;
  • актуальность приобретения коммуникативных навыков и умений;
актуальность широких человеческих контактов, знакомства с разными культурами, разными точками зрения на одну и ту же проблему; значимость для развития человека умения пользоваться исследовательскими методами : собирать необходимую информацию, факты, уметь их анализировать с разных точек зрения, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения.
  • актуальность широких человеческих контактов, знакомства с разными культурами, разными точками зрения на одну и ту же проблему;
  • значимость для развития человека умения пользоваться исследовательскими методами : собирать необходимую информацию, факты, уметь их анализировать с разных точек зрения, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения.
Направленность «метода проектов»

Направленность

«метода проектов»

 развитие познавательных навыков учащихся;  развитие умений самостоятельно конструировать свои знания;  развитие умений ориентироваться в информационном пространстве;   развитие критического мышления .
  • развитие познавательных навыков учащихся;
  • развитие умений самостоятельно конструировать свои знания;
  • развитие умений ориентироваться в информационном пространстве;
  • развитие критического мышления .
Требования к использованию метода проектов

Требования к использованию

метода проектов

Наличие значимой в исследовательском творческом плане проблемы / задачи , требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения  практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов ;

Наличие значимой в исследовательском творческом плане проблемы / задачи , требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения

  • практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов ;
Типология проектов

Типология проектов

 Типологические признаки: Доминирующая  в проекте  деятельность Предметно-содержательная  область Характер координации  проекта Характер контактов  проекта Количество участников  проекта Продолжительность  проекта

Типологические признаки:

  • Доминирующая в проекте деятельность
  • Предметно-содержательная область
  • Характер координации проекта
  • Характер контактов проекта
  • Количество участников проекта
  • Продолжительность проекта
В соответствии  с  доминирующей  в  проекте  деятельностью : Исследовательские  (моделирование ситуаций научного поиска); Ролевые, игровые  (распределение ролей); Творческие (итог – спектакль, альбом); Ознакомительно-ориентированные или информационные  (итог – статья, реферат) Практико-ориентированные или прикладные.

В соответствии с доминирующей в проекте деятельностью :

  • Исследовательские (моделирование ситуаций научного поиска);
  • Ролевые, игровые (распределение ролей);
  • Творческие (итог – спектакль, альбом);
  • Ознакомительно-ориентированные или информационные (итог – статья, реферат)
  • Практико-ориентированные или прикладные.
В соответствии с предметно-содержательной областью: Монопредметные (в рамках одного предмета; выбираются сложные разделы; в ходе серии уроков); Межпредметные (в рамках нескольких предметов; внеурочное время).

В соответствии с предметно-содержательной областью:

  • Монопредметные (в рамках одного предмета; выбираются сложные разделы; в ходе серии уроков);
  • Межпредметные (в рамках нескольких предметов; внеурочное время).
По характеру координации: С открытой, явной координацией (координатор проекта направляет участников, организует отдельные этапы); Со скрытой координацией (координатор проекта выступает как полноправный участник).

По характеру координации:

  • С открытой, явной координацией (координатор проекта направляет участников, организует отдельные этапы);
  • Со скрытой координацией (координатор проекта выступает как полноправный участник).
По характеру контактов: Внутренние (внутри одной школы, либо между школами, классами ) ; Региональные; Общероссийские Международные

По характеру контактов:

  • Внутренние (внутри одной школы, либо между школами, классами ) ;
  • Региональные;
  • Общероссийские
  • Международные
По количеству участников: Индивидуальные ; Парные (между парами участников); Групповые (между группами участников).

По количеству участников:

  • Индивидуальные ;
  • Парные (между парами участников);
  • Групповые (между группами участников).
По продолжительности выполнения: Краткосрочные (несколько уроков); Среднесрочные (от недели до месяца); Долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев).

По продолжительности выполнения:

  • Краткосрочные (несколько уроков);
  • Среднесрочные (от недели до месяца);
  • Долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев).
Этапы выполнения проекта

Этапы выполнения проекта

3 1 2 Выявление проблемы и вытекающих из нее задач исследования обсуждение методов исследования выдвижение гипотез их решения 7 4 выводы, выдвижение новых проблем исследования; анализ успехов и ошибок (рефлексия) продумывание хода деятельности и распределение обязанностей 5 6 сбор, систематизация и анализ полученных данных подведение итогов, оформление результатов

3

1

2

Выявление проблемы и вытекающих из нее задач исследования

обсуждение методов исследования

выдвижение гипотез их решения

7

4

выводы, выдвижение новых проблем исследования; анализ успехов и ошибок (рефлексия)

продумывание хода деятельности и распределение обязанностей

5

6

сбор, систематизация и анализ полученных данных

подведение итогов, оформление результатов

Параметры внешней оценки проекта

Параметры внешней оценки проекта

Значимость и актуальность выдвинутых проблем, адекватность их изучаемой тематике; корректность используемых методов исследования и метода обработки получаемых результатов; активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями;
  • Значимость и актуальность выдвинутых проблем, адекватность их изучаемой тематике;
  • корректность используемых методов исследования и метода обработки получаемых результатов;
  • активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями;
коллективный характер принимаемых решений; характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников проекта; необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему, привлечение знаний из других областей;
  • коллективный характер принимаемых решений;
  • характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников проекта;
  • необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему, привлечение знаний из других областей;
доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы; эстетика оформления результатов выполненного проекта; умение отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность и аргументированность ответов каждого члена группы.
  • доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы;
  • эстетика оформления результатов выполненного проекта;
  • умение отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность и аргументированность ответов каждого члена группы.
Задачи исследования:   Рассмотреть понятие «прием звукописи»;  Изучить и систематизировать литературу по звукописи; Опираясь на литературоведческие источники, проанализировать и разграничить в соответствии с ними звукопись, встречающуюся в стихотворении «Мелколесье. Степь и дали» С.А.Есенина;  Определить закономерность использования данного приема. Методы исследования: Изучение литературы по теме; Анализ поэтического текста; Выявление звукописи; Осмысленное чтение.

Задачи исследования:

 

  • Рассмотреть понятие «прием звукописи»;
  • Изучить и систематизировать литературу по звукописи;
  • Опираясь на литературоведческие источники, проанализировать и разграничить в соответствии с ними звукопись, встречающуюся в стихотворении «Мелколесье. Степь и дали» С.А.Есенина;
  • Определить закономерность использования данного приема.

Методы исследования:

  • Изучение литературы по теме;
  • Анализ поэтического текста;
  • Выявление звукописи;
  • Осмысленное чтение.
Е. Замятин: « [Р]-ясно говорит мне о чем-то громком, ярком, красном, горячем, быстром.  [Л] – о чем-то бледном, голубом, холодном, плавном, легком.  [Н] – о чем-то нежном, О снеге, небе, ночи… [Д], [Т] – о чем-то душном, тяжком, о тумане, о тьме, о затхлом.  [М] – о милом, мягком, о матери, о море.  С [А]- связывается широта, даль, океан, марево, размах. С [О] – высокое, глубокое, море, лоно. С [И] – близкое, низкое, стискивающее …»

Е. Замятин:

« [Р]-ясно говорит мне о чем-то громком, ярком, красном, горячем, быстром.

[Л] – о чем-то бледном, голубом, холодном, плавном, легком.

[Н] – о чем-то нежном, О снеге, небе, ночи…

[Д], [Т] – о чем-то душном, тяжком, о тумане, о тьме, о затхлом.

[М] – о милом, мягком, о матери, о море.

С [А]- связывается широта, даль, океан, марево, размах.

С [О] – высокое, глубокое, море, лоно.

С [И] – близкое, низкое, стискивающее …»

 Задачи исследования:    Определить понятия, заложенные в название исследовательской работы;  Изучить и систематизировать литературу в лингвистике по классификации устаревших слов;  Опираясь на литературоведческие источники, проанализировать и разграничить в соответствии с ними устаревшую лексику, встречающуюся в стихотворениях Ф. И. Тютчева;  Объяснить с какими различными целями в лирике Тютчева используются архаизмы и историзмы.   Методы исследования:    Изучение ;  Анализ;  Сравнение;  Классификация.

Задачи исследования:

  • Определить понятия, заложенные в название исследовательской работы;
  • Изучить и систематизировать литературу в лингвистике по классификации устаревших слов;
  • Опираясь на литературоведческие источники, проанализировать и разграничить в соответствии с ними устаревшую лексику, встречающуюся в стихотворениях Ф. И. Тютчева;
  • Объяснить с какими различными целями в лирике Тютчева используются архаизмы и историзмы.

Методы исследования:

  • Изучение ;
  • Анализ;
  • Сравнение;
  • Классификация.
СПАСИБО ЗА  ВНИМАМАНИЕ!

СПАСИБО

ЗА

ВНИМАМАНИЕ!