СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие речи через нравственно- патриотическое воспитание дошкольников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Решение проблемы воспитания патриотизма потребовало новой идеологии в образовательной и воспитательной деятельности. Идея воспитания патриотизма и гражданственности приобрела государственное значение.  

Просмотр содержимого документа
«Развитие речи через нравственно- патриотическое воспитание дошкольников»

Доклад на М/О«Развитие речи через нравственно – патриотическое воспитание дошкольников».

Слайд №1 Добрый день, уважаемые коллеги! Вашему вниманию предоставляется опыт работы по теме «Развитие речи через нравственно – патриотическое воспитание дошкольников».

Слайд №2 В настоящее время на историческую арену выходит новый социальный тип личности. Российскому обществу требуются люди деловые, уверенные в себе, независимые, с яркой индивидуальностью. В то же время в обществе ощущается «дефицит нравственности» как у отдельных личностей, так и во взаимоотношениях между людьми. Одним из характерных проявлений выступила утрата патриотизма как одна из духовных ценностей нашего народа.

Слайд №3 Решение проблемы воспитания патриотизма потребовало новой идеологии в образовательной и воспитательной деятельности. Идея воспитания патриотизма и гражданственности приобрела государственное значение.  

Слайд №4 Под  патриотическим  воспитанием  понимается  взаимодействие  взрослого  и  детей  в  совместной  деятельности  и  общении,  направленное  на  раскрытие  и  формирование  в  ребенке  общечеловеческих  нравственных  качеств  личности,  приобщение  к  истокам  национальной  региональной  культуры.

Слайд №5 Природе  родного  края,  воспитание  эмоционально-действенного  отношения,  чувства  сопричастности,  привязанности  к  окружающим.  С  дошкольного  возраста  ребенка  надо  воспитывать  патриотом - человеком, имеющим чувство Родины,  который  любит  страну,  в  которой  он родился  и  растет,  ее  традиции,  историю,  культуру,  язык.

Слайд 6 Нравственно-патриотическое воспитание ребёнка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Таким же сложным процессом, является и развитие речи.

Слайд 7 Разница лишь в том, что формирование и развитие речи заложено « биологически», это естественный процесс.

Слайд 8 А нравственное воспитание – это приобретенный фактор, который закладывается педагогом.

В нашем дошкольном учреждении многие дошкольники испытывают значительные трудности в речевой деятельности, которые носят многоаспектный характер: несформированность чувства языка; неспособность к построению развернутого высказывания; инертность в выборе языковых средств, обусловленную недостатками речевой деятельности. Патриотическое воспитание, являясь важной и неотъемлемой составляющей духовно-нравственного развития личности ребенка с недоразвитием речи, может и должно служить средством в развитии речи детей.

Современная образовательная реальность требует интегрированного подхода, поэтому считаю возможным совмещать закладывание норм нравственно-патриотического воспитания и формирование речи.

В обогащении словарного запаса дошкольников большую роль играет предметно-развивающая среда группы.


Слайд № 9 Патриотический центр в детском саду помогает зародить и развивать чувство патриотизма.

Для речевой активности и познавательного развития используется демонстрационный и игровой материал (предметные и сюжетные наборы картинок, схемы описания и сравнения на различные темы). Также для хорошей активизации мыслительной деятельности и словаря детей, используем проблемные вопросы.

- Как сделать село красивым?

Вопросы для размышления детей.

- Чтобы ты хотел построить в нашем селе?

- Чтобы ты сделал, чтобы наше село стало лучше.

Дидактические игры

«Назови и покажи достопримечательности села»

«Назови любимые сказки (песни) 

«Чем похожи и непохожи».

Например: улица - переулок, улица - площадь, магазин - ларёк, школа - детский сад, город - село, дорога - тротуар.


Слайд № 10 Особое место в патриотическом и речевом развитии ребёнка занимает использование пословиц и поговорок, которые  являются жанрами  устного народного творчества. Именно пословицы и поговорки  точно отражают все стороны жизни и быта людей, как в настоящее время, так и в прошлом. Устное народное творчество  расширяет кругозор детей, учит познавать народное творчество своей страны, развивает интерес к слову. 

В свободной игровой деятельности используем такие игры, как «Закончи пословицу», «Повтори за мной» и др.


Слайд № 11 Цент театрализации, в котором ребенок может самостоятельно или с участием взрослого взять на себя роль сказочного персонажа.

Для развития диалогической речи используем разыгрывание сюжетов с помощью настольного театра.

Слайд № 12 По знакомым сказкам организовываем драматизации – спектакли, инсценировки.

Слад № 13 Приобщая детей к народной культуре проводим народные праздники. Используя малые формы народного фольклора – песенки, потешки, заклички, считалки, загадки, скороговорки, прибаутки,


Слайд №14 Одна из активных форм работы по данному направлению, способствующая развитию речевых навыков, расширению  словарного запаса, умению правильно строить предложения, развитию фонематического слуха, народные игры.


Слайд № 15 Для речевого развития приобщаем  детей к культуре чтения литературы. Одним  из важнейших  средств  является художественное слово   русского народа  и  талантливых  авторов. У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие.

В круг детского чтения входят, прибаутки, докучные сказки и небылицы


Слайд №16 Пожалуй, самым ярким и любимым жанром для детей остается народная сказка. В своей работе используем просмотр мультипликационных фильмов по мотивам русских народных сказок. Русские народные волшебные сказки, полные чудесного вымысла, драматических ситуаций, противостояния добра и зла, не только развлекают, радуют детей, но и закладывают основы нравственности. Дети, смотрят сказки с удвоенным вниманием и впечатление получают столь яркое, что оно проявляется потом долгое время в играх, обсуждениях.

Слайд №17 проводятся выставки рисунков «Мой любимый сказочный герой»

Слайд №18 С удовольствием играют в игру «Расскажи сказку по картинкам»

Слайд № 19 Важной составляющей патриотического воспитания и речевого развития являются стихи о Великой Отечественной Войне.

Ежегодно проводятся конкурсы чтецов посвященных Дню Победы.

Участвуем в митингах посвящённых Великой Отечественной Войне.

Слайд № 20 Приобщаем к чтению рассказов о детях и подростках, участвовавших в борьбе с захватчиками, которые знакомят современных детей с подвигами их прабабушек и прадедушек.


Слайд 21 Развитие речевой активности проходить на протяжении всего времени пребывания дошкольника в детском саду. Одним из таких видов деятельности беседа. Беседуя с ребёнком спрашиваем, с кем он живёт, как зовут маму и папу, где работают, уточняем степень родства его к другим членам семьи. «Где отдыхали летом», «Семейные праздники и традиции»,

Слайд 22 Организуются фотовыставки с детскими рассказами о с семье.


Слайд 23 Таким образом грамотно построенный образовательный процесс, оформление предметно-развивающей среды, подбор дидактических, речевых игр направлено на развитие речи детей, их нравственно-патриотического воспитания. Обогащение речи, умение правильно пользоваться словом, строить фразы способствуют лучшему усвоению полученных представлений, выражению чувств и переживаний детей, их нравственному и патриотическому воспитанию.

В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение.

Слайд 24 Своё выступление мне бы хотелось закончить словами Константина Дмитриевича Ушинского.

«Трудно предвидеть, каков будет человек через 1000 лет, но отнимите у современного человека весь этот медленно и трудно нажитый скарб обрядов, обычаев, всяких условностей – и он растеряется, утратит все свое житейское уменье, не будет знать, как обойтись с ближним, и будет принужден начинать все сызнова»


Слайд 25 Спасибо за внимание!