Доклад на М/О«Развитие речи через нравственно – патриотическое воспитание дошкольников».
Слайд №1 Добрый день, уважаемые коллеги! Вашему вниманию предоставляется опыт работы по теме «Развитие речи через нравственно – патриотическое воспитание дошкольников».
Слайд №2 В настоящее время на историческую арену выходит новый социальный тип личности. Российскому обществу требуются люди деловые, уверенные в себе, независимые, с яркой индивидуальностью. В то же время в обществе ощущается «дефицит нравственности» как у отдельных личностей, так и во взаимоотношениях между людьми. Одним из характерных проявлений выступила утрата патриотизма как одна из духовных ценностей нашего народа.
Слайд №3 Решение проблемы воспитания патриотизма потребовало новой идеологии в образовательной и воспитательной деятельности. Идея воспитания патриотизма и гражданственности приобрела государственное значение.
Слайд №4 Под патриотическим воспитанием понимается взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, направленное на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры.
Слайд №5 Природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим. С дошкольного возраста ребенка надо воспитывать патриотом - человеком, имеющим чувство Родины, который любит страну, в которой он родился и растет, ее традиции, историю, культуру, язык.
Слайд № 6 Нравственно-патриотическое воспитание ребёнка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Таким же сложным процессом, является и развитие речи.
Слайд № 7 Разница лишь в том, что формирование и развитие речи заложено « биологически», это естественный процесс.
Слайд № 8 А нравственное воспитание – это приобретенный фактор, который закладывается педагогом.
В нашем дошкольном учреждении многие дошкольники испытывают значительные трудности в речевой деятельности, которые носят многоаспектный характер: несформированность чувства языка; неспособность к построению развернутого высказывания; инертность в выборе языковых средств, обусловленную недостатками речевой деятельности. Патриотическое воспитание, являясь важной и неотъемлемой составляющей духовно-нравственного развития личности ребенка с недоразвитием речи, может и должно служить средством в развитии речи детей.
Современная образовательная реальность требует интегрированного подхода, поэтому считаю возможным совмещать закладывание норм нравственно-патриотического воспитания и формирование речи.
В обогащении словарного запаса дошкольников большую роль играет предметно-развивающая среда группы.
Слайд № 9 Патриотический центр в детском саду помогает зародить и развивать чувство патриотизма.
Для речевой активности и познавательного развития используется демонстрационный и игровой материал (предметные и сюжетные наборы картинок, схемы описания и сравнения на различные темы). Также для хорошей активизации мыслительной деятельности и словаря детей, используем проблемные вопросы.
- Как сделать село красивым?
Вопросы для размышления детей.
- Чтобы ты хотел построить в нашем селе?
- Чтобы ты сделал, чтобы наше село стало лучше.
Дидактические игры
«Назови и покажи достопримечательности села»
«Назови любимые сказки (песни)
«Чем похожи и непохожи».
Например: улица - переулок, улица - площадь, магазин - ларёк, школа - детский сад, город - село, дорога - тротуар.
Слайд № 10 Особое место в патриотическом и речевом развитии ребёнка занимает использование пословиц и поговорок, которые являются жанрами устного народного творчества. Именно пословицы и поговорки точно отражают все стороны жизни и быта людей, как в настоящее время, так и в прошлом. Устное народное творчество расширяет кругозор детей, учит познавать народное творчество своей страны, развивает интерес к слову.
В свободной игровой деятельности используем такие игры, как «Закончи пословицу», «Повтори за мной» и др.
Слайд № 11 Цент театрализации, в котором ребенок может самостоятельно или с участием взрослого взять на себя роль сказочного персонажа.
Для развития диалогической речи используем разыгрывание сюжетов с помощью настольного театра.
Слайд № 12 По знакомым сказкам организовываем драматизации – спектакли, инсценировки.
Слад № 13 Приобщая детей к народной культуре проводим народные праздники. Используя малые формы народного фольклора – песенки, потешки, заклички, считалки, загадки, скороговорки, прибаутки,
Слайд №14 Одна из активных форм работы по данному направлению, способствующая развитию речевых навыков, расширению словарного запаса, умению правильно строить предложения, развитию фонематического слуха, народные игры.
Слайд № 15 Для речевого развития приобщаем детей к культуре чтения литературы. Одним из важнейших средств является художественное слово русского народа и талантливых авторов. У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие.
В круг детского чтения входят, прибаутки, докучные сказки и небылицы
Слайд №16 Пожалуй, самым ярким и любимым жанром для детей остается народная сказка. В своей работе используем просмотр мультипликационных фильмов по мотивам русских народных сказок. Русские народные волшебные сказки, полные чудесного вымысла, драматических ситуаций, противостояния добра и зла, не только развлекают, радуют детей, но и закладывают основы нравственности. Дети, смотрят сказки с удвоенным вниманием и впечатление получают столь яркое, что оно проявляется потом долгое время в играх, обсуждениях.
Слайд №17 проводятся выставки рисунков «Мой любимый сказочный герой»
Слайд №18 С удовольствием играют в игру «Расскажи сказку по картинкам»
Слайд № 19 Важной составляющей патриотического воспитания и речевого развития являются стихи о Великой Отечественной Войне.
Ежегодно проводятся конкурсы чтецов посвященных Дню Победы.
Участвуем в митингах посвящённых Великой Отечественной Войне.
Слайд № 20 Приобщаем к чтению рассказов о детях и подростках, участвовавших в борьбе с захватчиками, которые знакомят современных детей с подвигами их прабабушек и прадедушек.
Слайд 21 Развитие речевой активности проходить на протяжении всего времени пребывания дошкольника в детском саду. Одним из таких видов деятельности беседа. Беседуя с ребёнком спрашиваем, с кем он живёт, как зовут маму и папу, где работают, уточняем степень родства его к другим членам семьи. «Где отдыхали летом», «Семейные праздники и традиции»,
Слайд 22 Организуются фотовыставки с детскими рассказами о с семье.
Слайд 23 Таким образом грамотно построенный образовательный процесс, оформление предметно-развивающей среды, подбор дидактических, речевых игр направлено на развитие речи детей, их нравственно-патриотического воспитания. Обогащение речи, умение правильно пользоваться словом, строить фразы способствуют лучшему усвоению полученных представлений, выражению чувств и переживаний детей, их нравственному и патриотическому воспитанию.
В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение.
Слайд 24 Своё выступление мне бы хотелось закончить словами Константина Дмитриевича Ушинского.
«Трудно предвидеть, каков будет человек через 1000 лет, но отнимите у современного человека весь этот медленно и трудно нажитый скарб обрядов, обычаев, всяких условностей – и он растеряется, утратит все свое житейское уменье, не будет знать, как обойтись с ближним, и будет принужден начинать все сызнова»
Слайд 25 Спасибо за внимание!