Урок русского языка в 5 классе
«Описание комнаты»
УМК: Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / Е.А.Быстрова, Л.В.Кибирева, Ю.Н.Гостева, Е.С.Антонова; под ред. Е.А.Быстровой.- М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012. (ФГОС. Инновационная школа).
Тип урока: урок развития речи.
Цели:
- углубить знания о типе речи описании.
- закрепить умение определять тип речи описание;
- выполнять требования к написанию сочинения с учетом особенностей типа речи описание;
- развивать орфографическую и пунктуационную зоркость;
-знакомство обучающихся с особенностями построения текста описательного характера;
-введение обучающих в «»Технику» наблюдений и составления рабочих материалов к сочинению
Задачи:
-подготовить обучающих к самостоятельному написанию сочинения-описания комнаты.
-формировать культуру монологического высказывания. Развивать речь учащихся.
- воспитывать любовь и уважение к богатству русского языка.
Ожидаемый результат: учащиеся должны научиться писать сочинение-описание своей комнаты в художественном стиле.
Формы работы: коллективная и самостоятельная.
Оборудование: учебник, компьютер,
Наглядность: презентация, наглядное пособие «Интерьер», рисунки детей.
Универсальные учебные действия (УУД):
Личностные: оценивать важность различения «красивого» и «некрасивого», потребности в «прекрасном» и отрицания «безобразного».
Регулятивные: соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его.
Познавательные: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи.
Коммуникативные: учиться критично относиться к собственному мнению
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне
Организация рабочей обстановки. Приветствие.
Психологический настрой (рефлексия настроения и эмоционального состояния). Дети определяют свое настроение с помощью карточек с героями из мультфильма «Винни-Пух».
Ослик Иа – печальное, Сова – спокойное, уравновешенное, Тигра – веселое.
Демонстрируют своё настроение.
Помогите собрать слова п и с н а о и е описание
о н м а к а т комната
а в е и т р з и развитие
е р ь ч речь ,
которые помогут узнать тему урока.
Тема. Развитие речи. Описание комнаты.
II. Целеполагание
Цель этапа: уметь определять тему и цель урока, выражать свои мысли, аргументировать собственное мнение.
Какая цель урока? ( Предположения детей) А задачи?
Высказывать предположения на основе наблюдений; формулировать тему урока и его последующее содержание, целеполагание
III. Актуализация знаний
1. Беседа с учащимися
Разговорный - общение людей в быту
Официально-деловой – общение граждан с учреждениями
Публицистический – агитационно-массовая деятельность
Научный – научная деятельность
Художественный - словесно-художественное творчество
описание (какой?)
повествование (о чем?)
рассуждение (почему?)
А что вы помните про тип речи, с которым нам предстоит сегодня работать? ОПИСАНИЕ
Описание – это такой тип речи, в котором перечисляются основные признаки того, что нужно описать.
К описанию можно задать вопрос какой?
В описании обычно различают две части:
Первая часть, в которой содержится общая характеристика предмета или передается общее впечатление от него;
Вторая часть, в которой говорится об отдельных признаках, деталях.
Описание научное - точное, логическое, без средств образности.
Художественное – яркое, эмоциональное, экспрессивно окрашенное.
Сегодня мы пишем сочинение – описание в художественном стиле.
2. Что означает термин «интерьер»? (Опережающее задание)
Слово интерьер заимствовано из французского языка и обозначает внутренний.
Этот термин используют в архитектуре, и подразумевает внутреннее пространство здания.
Уже с древних времен различают 2 основных типа интерьера: общественный и жилой. По мере того, как развивалось человеческое общество, видоизменялся и интерьер. Так, в древней Греции и Риме появляются театральный и спортивный интерьер.
В наше время интерьер необычайно разнообразен: это и театр, и концертный зал, и вестибюли, и магазин, и квартира.
Что означает термин «интерьер»?
Какие основные типы интерьера различают?
Мотивация.
Для чего нужно знать об интерьере?
Где встречаем описание внутреннего пространства здания?
Людям каких профессий необходимо умение описывать помещение (писатель, дизайнер, художник, криминалист)?
III. Проблемное объяснение нового знания
Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»
1. Работа с текстом на стр. 120-121.
Познакомьтесь с отрывком из воспоминаний о писателе Л.Андрееве. Определите, к какому типу речи относится текст.
Он любил всё огромное. В огромном кабинете, на огромном письменном столе стояла у него огромная чернильница. Камин в кабинете был величиной с ворота, а сам кабинет — точно площадь.
Его дом в деревне высился над всеми домами: каждое бревно стопудовое, фундамент — гранитные глыбы.
Помню, незадолго до войны он показал мне чертёж грандиозного здания.
- Что это за дом? — спросил я.
- Это не дом, это стол, — отвечал Леонид Андреев.
Оказалось, что он заказал архитектору проект многоэтажного стола, обыкновенный письменный стол был ему тесен и мал.
Такое тяготение к огромному сказывалось у него на каждом шагу и свидетельствовало о широте и щедрости натуры.
(По К. Чуковскому)
Определите род выделенных существительных. В каких случаях вы ориентировались на окончания существительных, а в каких – на суффиксы, характерные для существительных определенного рода?
Объясните правописание существительного чертеж.
Найдите в тексте описание кабинета. С какой целью оно дано?
2. Работа с эпиграфом к уроку
Обратим внимание на эпиграф к нашему уроку:
Обычно дом становится похож на тех, кто в нём живет…
М.М. Рощин
Как вы считаете, комната может характеризовать того, кто в ней живет?
Докажите, что кабинет Л.Андреева отражает особенности его характера.
Выделите опорные слова, которые помогают сделать вывод о том, что перед нами текст-описание кабинета.
Называют «говорящие» детали, свидетельствующие о том, что Л. Андреев писатель (кабинет, письменный стол, чернильница).
3. Физкультминутка.
У меня красивый дом, (согнутые в локтях руки перед собой, соединяют пальцы)
Я живу с рожденья в нем (шагают на месте)
Потолки в нем – вот такие, (тянемся вверх)
А все комнаты – большие (руки в стороны, поворачиваем голову вправо-влево)
Милый дом, родной мой дом – (хлопают в ладоши)
Хорошо, уютно в нем! (Приседают, сложив руки крышей)
IV. Первичное закрепление.
Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания;
выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; проведение коррекции
- Что нам нужно, чтобы написать сочинение-описание комнаты?
1. Словарно-орфоэпическая работа.
А. Подберем синонимы к слову СТОЯТЬ (помещается, находится, располагается, бросается в глаза, нельзя не заметить, место в углу занимает)
Б. Предупреждение орфографических ощибок. Прочитайте и запомните написание слов:
Комната, занавеска, портьера, диван, кровать, пианино, телефон, палас, торшер, картина, потолок, шифоньер, ламинат, линолеум, письменный; зеркало, справа, слева, направо, налево, неподалёку, здесь, здесь же, тут же, посреди, посредине.
В. Предупреждение пунктуационных ошибок
Знаки препинания при однородных членах (построить схемы)
Знаки препинания в сложных предложениях (построить схемы)
Из чего состоит грамматическая основа предложения? (подлежащее и сказуемое)
Запомните, если в предложении мы опускаем сказуемое. То вместо него становится «тире». ( Пример: Справа от стола – книжный шкаф).
2. Работа с памяткой
Памятка “Как написать сочинение-описание помещения”.
Работая над сочинением-описанием помещения, помните о последовательности изложения материала!
Любое сочинение-описание пишется по плану.
1. Общее впечатление.
2. Описание деталей.
3. Ваше отношение к предмету описания.
Примерный план описания
I. Помещение. (Комната, которую я вижу, …
Размеры комнаты (какие?)…
Стены (какие?)….
Окно (какое?)…
Полы (какие?)….
II. Мебель.
Стол (какая?)….
Стулья (какие?)….
Диван (какой?)…
Шкаф (какой?)….
III. Вывод (в зависимости от замысла пишущего: "Я очень люблю свою комнату", "Вот в таком доме хотелось бы мне жить", "Вот так выглядит моя комната в новой квартире" и т.п.).
3. Работа по предотвращению ошибок при создании текста-описания комнаты.
Прочитайте 2 текста и скажите, в каком из них ученик лучше описывает свою комнату, обоснуйте свою точку зрения:
Мы живём в доме на втором этаже.
В моей комнате есть диван, два кресла, шкаф, трельяж, компьютер, стол, стул, пианино, телевизор и видеомагнитофон. В ней нет спортивной стенки, а у моего друга Вити - есть. Я очень хочу иметь спортивную стенку. Ещё в моей комнате есть три окна.
2. У меня есть комната. Она просторная и светлая, и в ней много интересного.
Когда входишь в комнату, напротив двери видишь окно. На окне висят зелёные занавески. Обои - тоже зелёные. Справа от окна стоит мой секретер и стул, а слева - большой серый диван, на котором я сплю. Над диваном висит разноцветный ковёр со сложным рисунком. В моей комнате есть большой коричневый шкаф, где висят мои вещи и лежат игрушки. На столике в углу - телевизор и магнитофон. На потолке - красивая люстра.
Мне очень нравится моя уютная комната.
Во 2 тексте автор лучше описывает комнату.
В 1 тексте есть много ошибок:
1. Нарушена структура описания: вводная часть практически не связана с основной, заключения вовсе нет, в основной части описание комнаты непоследовательно.
2. Не раскрыта основная мысль: не понятно, как автор относится к своей комнате.
3. Плохо раскрыта тема: некоторые предложения вообще не нужны («В ней нет спортивной стенки, а у моего друга Вити - есть. Я очень хочу иметь спортивную стенку.»).
4. Описание не позволяет представить комнату, т.к. предметы, находящиеся в комнате, совсем не охарактеризованы. Нет ни одного прилагательного, описывающего их.
-Как вы думаете, о чем вы еще не сказали?
( Конечно, второй текст лучше описывает комнату, но все же в нем чего-то не хватает.
Давайте вернемся к эпиграфу. “Обычно дом становится похож на тех, кто в нём живет…”)
Работа в парах. Добавьте в текст, который кажется вам более правильным «говорящие» детали.
Дифференциация. Слабым детям. Предлагаю поиграть.
Запишите в тетрадь перечень «говорящих» деталей, характерных для комнат людей, занимающихся различными видами деятельности
(1 ряд спортсмен, 2 – путешественник, 3 – художник). Кто больше?
Давайте проверим, возьмите карандаш и отметьте плюсами детали, названные вашим одноклассником
Дают характеристику описанию. Подбирают «говорящие» детали по заданной теме.
Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера
Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений
4. Создайте с помощью карточек свое сочинение-описание комнаты по предложенным картинкам, включите в него “говорящие детали”, чтобы можно было увидеть и понять героя (задание № 5 на стр. 121).
5. Обсуждение структуры текста.
Вспомните, из каких частей состоит описание?
О чем можно сказать в водной части? ( Что у меня есть комната . Сколько я в ней живу,
Что должно быть в основной части? Описание комнаты. Можно начать с описания общего вида «Она большая, маленькая, просторная, светлая…»
Как закончить сочинение?
Выразить свое отношение к своей комнате, написать о том, что мне нравится в ней жить и почему..»
Контроль, коррекция, оценка
V. Итог урока (рефлексия)
Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса
Домашнее задание: написать сочинение-описание
«Моя комната» или «Комната моей мечты»,
Индивидуальное задание (по желанию) нарисовать иллюстрацию к сочинению.
Давайте вернемся к целям урока, достигли ли мы тех целей, которые поставили перед собой.
Работа с рефлексивной анкетой.
Записывают домашнее задание
Анализируют цели урока.
Анализируют работу на уроке с помощью рефлексивной анкеты.
Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности
Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям
Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений
Рефлексивная анкета
Ученика 5 класса _________________________
1. На уроке я работал… активно/пассивно
2. Своей работой на уроке я… доволен / не доволен
3. Сегодня на уроке мне было … Или
4. Сегодня я понял, что …
все понятно
мне нужно еще поработать над материалом урока.
5. Материал урока мне Бесполезен / пригодится в дальнейшей жизни
6. Мое настроение
Прикрепи картинку
Оценивание учащихся
Приложение 1
Слово интерьер заимствовано из французского языка и обозначает внутренний.
Этот термин используют в архитектуре, и подразумевает внутреннее пространство здания.
Уже с древних времен различают 2 основных типа интерьера: общественный и жилой. По мере того, как развивалось человеческое общество, видоизменялся и интерьер. Так, в древней Греции и Риме появляются театральный и спортивный интерьер.
В наше время интерьер необычайно разнообразен: это и театр, и концертный зал, и вестибюли, и магазин, и квартира.
Приложение 2
1 Работа с памяткой
Памятка “Как написать сочинение-описание помещения”.
Работая над сочинением-описанием помещения, помните о последовательности изложения материала!
Любое сочинение-описание пишется по плану.
1. Общее впечатление.
2. Описание деталей.
3. Ваше отношение к предмету описания.
Примерный план описания
I. Помещение. (Комната, которую я вижу, …
Размеры комнаты (какие?)…
Стены (какие?)….
Окно (какое?)…
Полы (какие?)….
II. Мебель.
Стол (какая?)….
Стулья (какие?)….
Диван (какой?)…
Шкаф (какой?)….
III. Вывод (в зависимости от замысла пишущего: "Я очень люблю свою комнату", "Вот в таком доме хотелось бы мне жить", "Вот так выглядит моя комната в новой квартире" и т.п.).
3. Работа по предотвращению ошибок при создании текста-описания комнаты.
Прочитайте 2 текста и скажите, в каком из них ученик лучше описывает свою комнату, обоснуйте свою точку зрения:
Мы живём в доме на втором этаже.
В моей комнате есть диван, два кресла, шкаф, трельяж, компьютер, стол, стул, пианино, телевизор и видеомагнитофон. В ней нет спортивной стенки, а у моего друга Вити - есть. Я очень хочу иметь спортивную стенку. Ещё в моей комнате есть три окна.
2. У меня есть комната. Она просторная и светлая, и в ней много интересного.
Когда входишь в комнату, напротив двери видишь окно. На окне висят зелёные занавески. Обои - тоже зелёные. Справа от окна стоит мой секретер и стул, а слева - большой серый диван, на котором я сплю. Над диваном висит разноцветный ковёр со сложным рисунком. В моей комнате есть большой коричневый шкаф, где висят мои вещи и лежат игрушки. На столике в углу - телевизор и магнитофон. На потолке - красивая люстра.
Мне очень нравится моя уютная комната.