Тема: Развитие речи у детей с умеренной умственной отсталостью
Категория детей с умеренной степенью умственной отсталости создают разнород-ную группу, основными общими чертами которой являются психофизический де-фект и в большинстве случаев наличие выраженных органических нарушений.
У этих детей общий интеллектуальный дефект связан или с отсутствием речи, или с общим ее недоразвитием.Нарушена импрессивная речь, то есть восприятие и
понимание устной речи других людей.
Нарушена экспрессивная речь. Она монотонна, нарушен темпоритм, отсутствует эмоциональная расцветка. Словарь крайне ограничен. Общее недоразвитие речи сочетается с тяжелыми дополнительными языковыми нарушениями: дизартрией, алалией, заиканием, грубыми органическими дефектами артикуляционного аппара- та. Изза нарушенного строения центрального и периферического отделов языково-го аппарата наблюдается нарушение звукопроизношения, коррекция которого тя-желая и малопроизводительная.
Язык большинства представлен случайным, хаотическим набором слов, фраз, если они есть, построенных неправильно.
Проблема развития речи актуальна, поскольку язык является неотъемлемым компонентом любой формы деятельности человека и его поведения в целом. Несформированность речи отмечается у всех детей с интеллектуальной недостаточностью и оказывает негативное влияние на развитие, учебу и социализацию ребенка. Свое-временная и целеустремленная работа по развитию речи содействует развитию умственной деятельности, улучшения межличностного общения и социальной адаптации учеников специальной (коррекционной) школы.
Формирование устной речи умственно отсталых детей – одно из сложных заданий их учебы и воспитания. От нее зависит успех всей коррекционно-развивающей работы.
Большинство исследователей выделяют 3 уровня недоразвития языка у умственно отсталых детей:
1 уровень. Ребенок с трудом понимает язык. В его речи есть лишь отдельные слова. Вербальная недостаточность заполняется использованием жестов.
2 уровень. У ребенка есть трудности понимания языка. На этом уровне ребенок грамматически организует язык, объединяя слова в короткие фразы, может сказать отдельные слова, но не способен сложить связный рассказ.
3 уровень. Ребенок правильно строит фразы, но предложения стереотипны, мало варьируются. Словарь беден. Ребенок может правильно сказать простые слова и короткие фразы.
Формы расстройства языка у детей с умеренной умственной отсталостью поддают-ся коррекции с большими трудностями и скромными результатами.
Большой вклад в становление методики развития вещания глубоко умственно отсталых детей внесли А.Р. Маллер, Г.В. Цикото. Они описали трехуровневую модель развития языка у этой категории детей, в которую включены следующие разделы:
формирование действия понимания языка;
формирование значения слов и обогащения активного словаря;
формирования грамматических категорий и связной речи.
Особенное внимание вышеназванные авторы уделяют работе над словарем. Они подчеркивают важность работы над значением слов, уточнением словесных поня-тий, овладением обобщающими смыслами слова, над дифференциацией значений слов, которые помечают близкие понятия, над пониманием многозначности слов.
Развитию понимания речи нужно предоставлять особенного значения в течение всей учебы. У детей с умственной отсталостью знания об окружающем мире и предметах очень бедные, а иногда и вообще отсутствуют. Одной из причин ограничен-ности знаний и бедности словаря есть плохое понимание детьми речи окружаю-щих. Без специальной учебы дети с умеренной умственной отсталостью слабо по-нимают обращенную к ним язык.
На начальных этапах необходимо учить детей понимать обращенную к ним речь, выполнять несложные инструкции педагогов, участвовать в несложном диалоге, договаривать фразы за взрослым, обращаться к педагогу с просьбами. На более поздних этапах учебы формируют умение общаться с взрослыми, с детьми, разви-вают навыки вопросов-ответов и диалогическую речь, учат связному высказыванию с помощью взрослого, по данному образцу, по серии картинок, действий.
Пониманию языка помогает ее выразительность: повышение и снижение, усиление и ослабление голоса, разная длительность пауз между словами и предложениями, ударения в словах и т. П. Дети ориентируются и на невербальные средства языко-вого сообщения : мимику, жесты, эмоциональную окрашенность языка.
Ребенок в первую очередь должен научиться смотреть на педагога, реагировать на обращение. Для понимания речи очень важно, чтобы ребенок смотрел на учителя и отвечал или словами, или жестами (например кивком).
Учеба пониманию смысла речи включает развитие и умение повторять и выпол-нять простые поручения по словесной инструкции : название своего имени и фами-лии, а также родителей; выражение просьб и желаний; название предметов быта и действий по ним и так далее. Слова играют большую роль во взаимодействии с ре-бенком. Даже, если ребенок вас не копирует, надо пытаться, чтобы он слушал, реа-гировал на голос и учился понимать значение слов. Для этого можно пощупать ис-следуемый предмет, рассмотреть, потрясти, погладить, обвести и так далее, то есть действовать с этим предметом.
На уроках в коррекционной школе большое внимание необходимо уделять форми-рованию читателя функции языка. Дети усваивают и запоминают названия разных предметов, обобщающих понятий, действий, признаков, отношений предметов, по-нятий между собой. Словарный запас формируется медленно. Дети с умеренной умственной отсталостью чувствуют значительные трудности в усвоении семантикислов.
Стимуляция познавательной деятельности - важное условие усвоения значений слов. Организация познавательной деятельности наиболее эффективна у предметно практической деятельности. При данной работе выделяются свойства, функции предмета, происходит их название.
Необходимо обогащать словарь ребенка новой лексикой, объяснять каждое новое слово и вводить в активный словарь, исправлять его в правильном произношении слов, словосочетаний и предложений. Положительно влияет на формирование представлений и обозначение их словом наглядные методы учебы. Работа по вызыва-нию, активизации речи детей и расширению их активного словаря представляет большую трудность. "Безречевые" дети, по большей части пассивные, инертные, сослабыми интересами, нуждаются создания эмоционально ярко окрашенной обста-новки игр и занятий.
В лексических играх нужно учить детей классифицировать предметы, выделять су-щественные признаки (цвет, форму, величину, качество), группировать предметы по материалу и назначению, учить устанавливать простые связки, сравнивать пред-меты, явления природы, действия. В словесных играх ребенок учится быть внима-тельным, активным, развивает любознательность, слуховое внимание, смекалку.
Постепенно слова, которые изучаются на уроке, войдут в активную язык ребенка, обогащая его, облегчая общение с окружающими.С ребенком надо постоянно общаться, добиваясь от него более четкого произношения. Говорить медленно, плавно, четко, не глотая окончания. Искаженные слова ребенка следует исправлять. Глав-ное условие к чему должно стремиться педагог, уча детей, - это не только умению произносить их, но и умению осмысливать их, чтобы язык не превращался в набор заученных и непонятных слов.
В этом вам помогут и Игры, направленные на развитие словарного запаса :
- "Названия картинки на определенную тему"
- Лото "Кто или что" "
- "Подберем красивые слова о предмете: Какая она? Какой он"?
- "Подбери действие к предмету"?, "Глаголы в картинках"
- "Скажи наоборот"
- "Узнай предмет по описанию"
- "Описание предмета по схеме"
- "Сравнение" (по картинному планом: небо, деревья, трава золотой и поздней осе-ни)
- "Рассказы о временах года по мнемотаблице" - устанавливать простые связки, понимать и сравнивать явления природы.
- "Группировка", "Доскажи слово" или "Подбери слово"
Следующим этапом работы над связной речью является формирование у ребенка навыков правильного построения предложений. Грамматический строй языка явля-ется показателем умственного развития ребенка и средством формирования связ-ной речи. Дети, в которых не сформирован грамматический строй языка, не могут выражать свое мнение, хуже овладевают навыками чтения, с трудом решают задания, пассивные на уроках, чувствуют трудности в общении с однолетками.
Формирование связного высказывания начинается с понимания, повторения и вы-полнения простых поручений по словесной инструкции, которая может сопровож-даться показом, совместной деятельностью с детьми. На уроках организуются учебные диалоги на определенную тему, дети учатся не только отвечать на вопрос, но иставить их.
Исследуемые слова вводятся в речевой контекст сначала в виде простых, малораспространенных предложений, потом проводится работа по распростране-нию фразы. Наиболее доступная форма - подражание образцу речи учителя, одно-классника, который владеет языком. Поощряется любая активность ребенка.
Постепенно воспитывается внимание детей к окончаниям слов, которые изменяют содержание высказывания. Сначала дети учатся понимать отличия, потом педагог добивается правильно использования форм слов в языке учеников. Эта работа, как правило, продвигается крайне медленно и требует постоянных систематических усилий со стороны учителя. Нельзя забывать о необходимости соблюдение принципа доступности и дозированной учебного материала.
Одним из приемов овладения фразовой речью есть заучивание наизусть потешек, считалок, коротких стихов, песенок, коротких сказок.
Слушание сказок также служит для стимуляции речи учеников. Обычно нужно многократное возвращение к одной и той же сказке: рассказывание сказки учителем с показом кукол, картинок, рассказывания сказки с использованием медиа-презентации, рассказывания сказок с показом действий детьми, драматизация сказ-ки (дети могут пользоваться жестами, мимикой, а учитель озвучивает их действия, другие дети говорят сами). Робота над сказками помогает сформировать последовательность не только действий, но и языкового сообщения. Развивается диалогиче-ская речь детей.
В процессе работы по развитию речи дети узнают назначение предметов окружающего быта, узнают и показывают действию бытового характера, по возмо-жности называют все это, учатся строить простую фразу, знакомятся с предметами и явлениями окружающего мира. У детей расширяется пассивный словарь, активи-зируется собственная речь, она становится в большей степени средством коммуни-кации и помогает в дальнейшей учебе.
Современные исследования показывают, что нет неспособных детей, и даже самыхтяжелых, можно целеустремленно учить, используя специфические методы, прие-мы и средства учебы, организовывая пошаговую учебу, глубокую дифференциа-цию и индивидуализацию учебы. Работа над развитием речи очень важна, посколь-ку языковая деятельность содействует развитию познавательной, эмоциональной, личностной сферы ребенка, улучшает его социальнокоммуникативные возможно-сти, что способствует повышению уровня социализации и самостоятельности детейс ограниченными возможностями здоровья.