СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие творческих способностей

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад:

«Развитие творческих способностей школьников

на основе исследовательской деятельности»

Введение

 

Тема: Развитие творческих способностей школьников на основе

исследовательской деятельности.

Цель: Добиться важных педагогических результатов путем обновления

учебно-воспитательного процесса.

Задачи:

- обосновать принципы, условия, факторы исследовательской

  деятельности учащихся;

- способствовать раскрытию индивидуальных способностей учащихся;

- развитие исследовательских навыков учащихся;

- повысить уровень качества обучения по ряду гуманитарных дисциплин.

Актуальность: активизация познавательной деятельности учащихся.

Практическая значимость: обеспечение условий для преемственности

использования образовательных технологий, реализуемых в школе

на разных ступенях образования – как важная педагогическая проблема. 

Объект исследования: процесс изучения гуманитарных предметов.

Предмет исследования: совершенствование и развитие учебно-

воспитательного процесса общеобразовательной школы.

Гипотеза: добиться важных педагогических успехов

Просмотр содержимого документа
«Развитие творческих способностей»

Министерство образования Республики Саха (Якутия) МУ «Управление образования Намского улуса Республики Саха Якутия» МКОУ «Тюбинская средняя общеобразовательная школа имени Марии Егоровны Охлопковой» Доклад: «Развитие творческих способностей школьников на основе исследовательской деятельности»    Выполнила: Егорова Лидия Николаевна,  учитель русского языка и литературы.

Министерство образования Республики Саха (Якутия)

МУ «Управление образования Намского улуса Республики Саха Якутия»

МКОУ «Тюбинская средняя общеобразовательная школа

имени Марии Егоровны Охлопковой»

Доклад:

«Развитие творческих способностей школьников

на основе исследовательской деятельности»

Выполнила: Егорова Лидия Николаевна,

учитель русского языка и литературы.

 Введение  Тема : Развитие творческих способностей школьников на основе исследовательской деятельности. Цель : Добиться важных педагогических результатов путем обновления учебно-воспитательного процесса. Задачи :  обосновать принципы, условия, факторы исследовательской  деятельности учащихся; - способствовать раскрытию индивидуальных способностей учащихся; - развитие исследовательских навыков учащихся; - повысить уровень качества обучения по ряду гуманитарных дисциплин. Актуальность : активизация познавательной деятельности учащихся. Практическая значимость : обеспечение условий для преемственности использования образовательных технологий, реализуемых в школе на разных ступенях образования – как важная педагогическая проблема. Объект исследования : процесс изучения гуманитарных предметов. Предмет исследования : совершенствование и развитие учебно- воспитательного процесса общеобразовательной школы. Гипотеза : добиться важных педагогических успехов

Введение

Тема : Развитие творческих способностей школьников на основе

исследовательской деятельности.

Цель : Добиться важных педагогических результатов путем обновления

учебно-воспитательного процесса.

Задачи :

  • обосновать принципы, условия, факторы исследовательской

деятельности учащихся;

- способствовать раскрытию индивидуальных способностей учащихся;

- развитие исследовательских навыков учащихся;

- повысить уровень качества обучения по ряду гуманитарных дисциплин.

Актуальность : активизация познавательной деятельности учащихся.

Практическая значимость : обеспечение условий для преемственности

использования образовательных технологий, реализуемых в школе

на разных ступенях образования – как важная педагогическая проблема.

Объект исследования : процесс изучения гуманитарных предметов.

Предмет исследования : совершенствование и развитие учебно-

воспитательного процесса общеобразовательной школы.

Гипотеза : добиться важных педагогических успехов

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать  свои способности. Очень многое зависит и от школы. Задачи школы Поддержать ребенка Развить его способности Подготовить почву для реализации его способностей

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит

в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей.

К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать

свои способности. Очень многое зависит и от школы.

Задачи школы

Поддержать ребенка

Развить его способности

Подготовить почву для реализации его способностей

Учебная поисковая и исследовательская деятельность-это специально организованная, познавательная творческая деятельность учащихся.  научной деятельности По структуре ИД соответствует Характеризуется: целенаправленностью мотивированностью предметностью активностью сознательностью познавательных мотивов формирование Результат исследовательских умений

Учебная поисковая и исследовательская деятельность-это специально организованная, познавательная творческая деятельность учащихся.

научной деятельности

По структуре ИД соответствует

Характеризуется:

целенаправленностью

мотивированностью

предметностью

активностью

сознательностью

познавательных мотивов

формирование

Результат

исследовательских умений

  Основные направления ИД в школе:   Включение в исследовательскую деятельность всех учащихся в соответствии с их выявленными научными интересами.  Обучение учащихся работе с научной литературой, формирование культуры научного исследования.  Рецензирование научных работ учащихся при подготовке их и участию в конференциях.  Подготовка, организация и проведение НИК, НПК.

Основные направления ИД в школе:

  • Включение в исследовательскую деятельность всех

учащихся в соответствии с их выявленными научными

интересами.

  • Обучение учащихся работе с научной литературой,

формирование культуры научного исследования.

  • Рецензирование научных работ учащихся при

подготовке их и участию в конференциях.

  • Подготовка, организация и проведение НИК, НПК.

Условия формирования исследовательских умений

Целенаправленность и систематичность

Работа по развитию исследовательских умений должна проходить в классе постоянно как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Учитель должен использовать материалы уроков с целью формирования умений исследовательской деятельности, т.е. постоянно использовать исследовательский метод в преподавании тем.

Мотивированность

Необходимо помочь учащимся видеть смысл их творческой исследовательской деятельности, видеть в этом возможность реализации собственных талантов и возможностей, способ саморазвития и самосовершенствования.

Творческая среда

Учитель должен способствовать созданию творческой, рабочей атмосферы, поддерживать интерес к исследовательской работе.

Психологический комфорт

С детьми, даже в младших классах, даже ставя перед ними самые сложные вопросы, надо говорить просто и ясно, но не упрощая до примитива. Ясная и простая форма изложения должна передавать глубокое содержание. Успех урока в значительной степени зависит от умения учителя вести диалог, слушать и слышать учеников, мгновенно находить верное решение в разных ситуациях, выбирать точные слова для комментирования ответов учеников, обобщений и выводов; недопустимы категоричность, авторитарность, нетерпимость к иным суждениям. Задача учителя - не подавлять желания, порывы, творческие идеи учащихся, а поддерживать и направлять их. Каждому ученику необходимо дать возможность ощутить свои силы, поверить в себя.

Личность педагога Для развития творческих способностей, к которым относятся и исследовательские, нужен творчески работающий учитель, стремящийся к созданию творческой, рабочей обстановки и обладающий определенными знаниями и подготовкой для ведения занятий по исследовательской деятельности. Учет возрастных особенностей Так как речь идет об учащихся младшего и среднего школьного возраста, вопрос об учете их психологических особенностей очень важен. Обучение исследовательским умениям должно осуществляться на доступном для детского восприятия уровне, само исследование быть посильным, интересным и полезным.

Личность педагога

Для развития творческих способностей, к которым относятся и исследовательские, нужен творчески работающий учитель, стремящийся к созданию творческой, рабочей обстановки и обладающий определенными знаниями и подготовкой для ведения занятий по исследовательской деятельности.

Учет возрастных особенностей

Так как речь идет об учащихся младшего и среднего школьного возраста, вопрос об учете их психологических особенностей очень важен. Обучение исследовательским умениям должно осуществляться на доступном для детского восприятия уровне, само исследование быть посильным, интересным и полезным.

 Основа технологии развития исследовательских умений школьников Идеи гуманистической педагогики Деятельностно-ориентированный подход Личностно-ориентированный подход Формы занятий классно-урочная консультирование Цель технологии Осуществить пропедевтическую работу по развитию исследовательских умений.

Основа технологии развития исследовательских умений школьников

Идеи гуманистической педагогики

Деятельностно-ориентированный

подход

Личностно-ориентированный

подход

Формы занятий

классно-урочная

консультирование

Цель технологии

Осуществить пропедевтическую работу по

развитию исследовательских умений.

Содержание обучения рассчитано на обеспечение следующих аспектов:  - возможность освоения методов исследования и использование  их при изучении материалов дисциплин;  возможность применения полученных знаний и умений в реализации собственных интересов, что способствует дальнейшему  самоопределению учащихся; возможность развития интересов к различным наукам, школьным дисциплинам и процессам познания в целом.

Содержание обучения рассчитано на обеспечение следующих аспектов:

- возможность освоения методов исследования и использование

их при изучении материалов дисциплин;

  • возможность применения полученных знаний и умений в

реализации собственных интересов, что способствует дальнейшему

самоопределению учащихся;

  • возможность развития интересов к различным наукам, школьным

дисциплинам и процессам познания в целом.

Можно выделить четыре блока умений, необходимых при организации учебной деятельности:  Умение организовать свою работу (организация рабочего места,планирование  работы). Умения и знания исследовательского характера (выбор темы исследования, целеполагание как этап деятельности, умение выстроить структуру исследования,  методы исследования, общие логические методы, поиск информации). Умения работать с информацией (виды информации, источники информации, научный текст, термин, понятие, смысловые части текста: абзацы, главы,  параграфы, умение выделять главное, краткое изложение, цитата, ссылка, план определения, формулирование определения, вывод, формулирование вывода, логика изложения, конспект. приемы конспектирования, условные знаки,  доказательство: аргументы, факты, вступление и заключение). Умения представить результат своей работы (формы представления результатов,  формы научных собраний, требования к докладу, речи докладчика).

Можно выделить четыре блока умений, необходимых при организации учебной деятельности:

Умение организовать свою работу (организация рабочего места,планирование

работы).

Умения и знания исследовательского характера (выбор темы исследования,

целеполагание как этап деятельности, умение выстроить структуру исследования,

методы исследования, общие логические методы, поиск информации).

Умения работать с информацией (виды информации, источники информации,

научный текст, термин, понятие, смысловые части текста: абзацы, главы,

параграфы, умение выделять главное, краткое изложение, цитата, ссылка,

план определения, формулирование определения, вывод, формулирование

вывода, логика изложения, конспект. приемы конспектирования, условные знаки,

доказательство: аргументы, факты, вступление и заключение).

Умения представить результат своей работы (формы представления результатов,

формы научных собраний, требования к докладу, речи докладчика).

Поэтапное введение исследовательской работы 1 этап : Отдельных занятий, посвященных исследова- тельской деятельности  не  проводится. 2 этап: Можно организовывать специальные занятия  по исследовательской деятельности.  Теоретические и практические занятия. 3 этап: 4 этап: В исследовательской деятельности обобщаются полученные знания.

Поэтапное введение исследовательской работы

1 этап : Отдельных занятий, посвященных исследова-

тельской деятельности не проводится.

2 этап: Можно организовывать специальные занятия

по исследовательской деятельности.

Теоретические и практические занятия.

3 этап:

4 этап: В исследовательской деятельности обобщаются полученные знания.

 Виды учебных исследований:   по количеству участников: индивидуальные (самостоятельные), групповые, коллективные;  по месту проведения: урочные, внеурочные;  по времени: кратковременные или долговременные;  по теме: предметные, свободные.  Представление результатов исследования  Очень важным этап. Он позволяет решить несколько задач:  Развитие научной речи;  Развитие умений работать с текстом;  Анализ продукта собственной деятельности;  Возможность продемонстрировать свои достижения;  Пополнение знаний других учащихся новыми сведениями;  Умения оценки и самооценки результатов исследования.  Развитие научной речи;  Развитие умений работать с текстом;  Анализ продукта собственной деятельности;  Возможность продемонстрировать свои достижения;  Пополнение знаний других учащихся новыми сведениями;  Умения оценки и самооценки результатов исследования.

Виды учебных исследований:

  • по количеству участников: индивидуальные (самостоятельные), групповые, коллективные;
  • по месту проведения: урочные, внеурочные;
  • по времени: кратковременные или долговременные;
  • по теме: предметные, свободные.

Представление результатов исследования

Очень важным этап. Он позволяет решить несколько задач:

  • Развитие научной речи; Развитие умений работать с текстом; Анализ продукта собственной деятельности; Возможность продемонстрировать свои достижения; Пополнение знаний других учащихся новыми сведениями; Умения оценки и самооценки результатов исследования.
  • Развитие научной речи;
  • Развитие умений работать с текстом;
  • Анализ продукта собственной деятельности;
  • Возможность продемонстрировать свои достижения;
  • Пополнение знаний других учащихся новыми сведениями;
  • Умения оценки и самооценки результатов исследования.

 1. Выступления, как правило, для определенного круга – своих  одноклассников, учащихся, представление доклада с целью  сообщения нового знания.  Это может иметь дополнительное мотивирующее значение.  2. Презентации, на которых ярко, красочно и привлекательно  представляются достижения учащихся.  3. Выставка достижений (на общешкольном родительском собрании,  на итоговом празднике учебного года «День школы»). В школе определены следующие формы занятий, позволяющих представить результаты исследований:

1. Выступления, как правило, для определенного круга – своих

одноклассников, учащихся, представление доклада с целью

сообщения нового знания.

Это может иметь дополнительное мотивирующее значение.

2. Презентации, на которых ярко, красочно и привлекательно

представляются достижения учащихся.

3. Выставка достижений (на общешкольном родительском собрании,

на итоговом празднике учебного года «День школы»).

В школе определены следующие формы занятий, позволяющих представить результаты исследований:

 Значимость исследовательской деятельности   В чем заключается педагогическая значимость проектно – исследовательской деятельности? 1.  Открывает возможности формирования жизненного опыта. 2. Стимулирует творчество и самостоятельность, потребность в самореализации, самовыражении. 3. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир. 4. Реализует принцип сотрудничества учащихся и взрослых, сочетая коллективное и индивидуальное. 5. Ведет учащихся по ступенькам роста личности от проекта к проекту.

Значимость исследовательской деятельности

В чем заключается педагогическая значимость проектно – исследовательской деятельности?

1.  Открывает возможности формирования жизненного опыта.

2. Стимулирует творчество и самостоятельность, потребность в самореализации, самовыражении.

3. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.

4. Реализует принцип сотрудничества учащихся и взрослых, сочетая коллективное и индивидуальное.

5. Ведет учащихся по ступенькам роста личности от проекта к проекту.

 Заключение   В заключении хочется сказать, проблемные, частично- поисковые и исследовательские методы должны стать основой для развития индивидуальных образовательных траекторий к постепенному введению индивидуальных учебных планов для учащихся.  Современное информационное общество движется по пути развития творческого мышления человека. Творческий человек может успешно адаптироваться в социуме, противостоять негативным обстоятельствам, находить позитивные выходы из сложных ситуаций, он способен к самореализации своих возможностей, саморазвитию. Но общественная потребность в воспитании творчески мыслящего человека не находит полного претворения в школьной практике. Поэтому воспитание творческой личности, человека с творческим мышлением имеет особую актуальность и является одной из главных целей системы образования.

Заключение

В заключении хочется сказать, проблемные, частично- поисковые и исследовательские методы должны стать основой для развития индивидуальных образовательных траекторий к постепенному введению индивидуальных учебных планов для учащихся.

Современное информационное общество движется по пути развития творческого мышления человека. Творческий человек может успешно адаптироваться в социуме, противостоять негативным обстоятельствам, находить позитивные выходы из сложных ситуаций, он способен к самореализации своих возможностей, саморазвитию. Но общественная потребность в воспитании творчески мыслящего человека не находит полного претворения в школьной практике. Поэтому воспитание творческой личности, человека с творческим мышлением имеет особую актуальность и является одной из главных целей системы образования.