Министерство образования Республики Саха (Якутия)
МУ «Управление образования Намского улуса Республики Саха Якутия»
МКОУ «Тюбинская средняя общеобразовательная школа
имени Марии Егоровны Охлопковой»
Доклад:
«Развитие творческих способностей школьников
на основе исследовательской деятельности»
Выполнила: Егорова Лидия Николаевна,
учитель русского языка и литературы.
Введение
Тема : Развитие творческих способностей школьников на основе
исследовательской деятельности.
Цель : Добиться важных педагогических результатов путем обновления
учебно-воспитательного процесса.
Задачи :
- обосновать принципы, условия, факторы исследовательской
деятельности учащихся;
- способствовать раскрытию индивидуальных способностей учащихся;
- развитие исследовательских навыков учащихся;
- повысить уровень качества обучения по ряду гуманитарных дисциплин.
Актуальность : активизация познавательной деятельности учащихся.
Практическая значимость : обеспечение условий для преемственности
использования образовательных технологий, реализуемых в школе
на разных ступенях образования – как важная педагогическая проблема.
Объект исследования : процесс изучения гуманитарных предметов.
Предмет исследования : совершенствование и развитие учебно-
воспитательного процесса общеобразовательной школы.
Гипотеза : добиться важных педагогических успехов
Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит
в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей.
К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать
свои способности. Очень многое зависит и от школы.
Задачи школы
Поддержать ребенка
Развить его способности
Подготовить почву для реализации его способностей
Учебная поисковая и исследовательская деятельность-это специально организованная, познавательная творческая деятельность учащихся.
научной деятельности
По структуре ИД соответствует
Характеризуется:
целенаправленностью
мотивированностью
предметностью
активностью
сознательностью
познавательных мотивов
формирование
Результат
исследовательских умений
Основные направления ИД в школе:
- Включение в исследовательскую деятельность всех
учащихся в соответствии с их выявленными научными
интересами.
- Обучение учащихся работе с научной литературой,
формирование культуры научного исследования.
- Рецензирование научных работ учащихся при
подготовке их и участию в конференциях.
- Подготовка, организация и проведение НИК, НПК.
Условия формирования исследовательских умений
Целенаправленность и систематичность
Работа по развитию исследовательских умений должна проходить в классе постоянно как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Учитель должен использовать материалы уроков с целью формирования умений исследовательской деятельности, т.е. постоянно использовать исследовательский метод в преподавании тем.
Мотивированность
Необходимо помочь учащимся видеть смысл их творческой исследовательской деятельности, видеть в этом возможность реализации собственных талантов и возможностей, способ саморазвития и самосовершенствования.
Творческая среда
Учитель должен способствовать созданию творческой, рабочей атмосферы, поддерживать интерес к исследовательской работе.
Психологический комфорт
С детьми, даже в младших классах, даже ставя перед ними самые сложные вопросы, надо говорить просто и ясно, но не упрощая до примитива. Ясная и простая форма изложения должна передавать глубокое содержание. Успех урока в значительной степени зависит от умения учителя вести диалог, слушать и слышать учеников, мгновенно находить верное решение в разных ситуациях, выбирать точные слова для комментирования ответов учеников, обобщений и выводов; недопустимы категоричность, авторитарность, нетерпимость к иным суждениям. Задача учителя - не подавлять желания, порывы, творческие идеи учащихся, а поддерживать и направлять их. Каждому ученику необходимо дать возможность ощутить свои силы, поверить в себя.
Личность педагога
Для развития творческих способностей, к которым относятся и исследовательские, нужен творчески работающий учитель, стремящийся к созданию творческой, рабочей обстановки и обладающий определенными знаниями и подготовкой для ведения занятий по исследовательской деятельности.
Учет возрастных особенностей
Так как речь идет об учащихся младшего и среднего школьного возраста, вопрос об учете их психологических особенностей очень важен. Обучение исследовательским умениям должно осуществляться на доступном для детского восприятия уровне, само исследование быть посильным, интересным и полезным.
Основа технологии развития исследовательских умений школьников
Идеи гуманистической педагогики
Деятельностно-ориентированный
подход
Личностно-ориентированный
подход
Формы занятий
классно-урочная
консультирование
Цель технологии
Осуществить пропедевтическую работу по
развитию исследовательских умений.
Содержание обучения рассчитано на обеспечение следующих аспектов:
- возможность освоения методов исследования и использование
их при изучении материалов дисциплин;
- возможность применения полученных знаний и умений в
реализации собственных интересов, что способствует дальнейшему
самоопределению учащихся;
- возможность развития интересов к различным наукам, школьным
дисциплинам и процессам познания в целом.
Можно выделить четыре блока умений, необходимых при организации учебной деятельности:
Умение организовать свою работу (организация рабочего места,планирование
работы).
Умения и знания исследовательского характера (выбор темы исследования,
целеполагание как этап деятельности, умение выстроить структуру исследования,
методы исследования, общие логические методы, поиск информации).
Умения работать с информацией (виды информации, источники информации,
научный текст, термин, понятие, смысловые части текста: абзацы, главы,
параграфы, умение выделять главное, краткое изложение, цитата, ссылка,
план определения, формулирование определения, вывод, формулирование
вывода, логика изложения, конспект. приемы конспектирования, условные знаки,
доказательство: аргументы, факты, вступление и заключение).
Умения представить результат своей работы (формы представления результатов,
формы научных собраний, требования к докладу, речи докладчика).
Поэтапное введение исследовательской работы
1 этап : Отдельных занятий, посвященных исследова-
тельской деятельности не проводится.
2 этап: Можно организовывать специальные занятия
по исследовательской деятельности.
Теоретические и практические занятия.
3 этап:
4 этап: В исследовательской деятельности обобщаются полученные знания.
Виды учебных исследований:
- по количеству участников: индивидуальные (самостоятельные), групповые, коллективные;
- по месту проведения: урочные, внеурочные;
- по времени: кратковременные или долговременные;
- по теме: предметные, свободные.
Представление результатов исследования
Очень важным этап. Он позволяет решить несколько задач:
- Развитие научной речи; Развитие умений работать с текстом; Анализ продукта собственной деятельности; Возможность продемонстрировать свои достижения; Пополнение знаний других учащихся новыми сведениями; Умения оценки и самооценки результатов исследования.
- Развитие научной речи;
- Развитие умений работать с текстом;
- Анализ продукта собственной деятельности;
- Возможность продемонстрировать свои достижения;
- Пополнение знаний других учащихся новыми сведениями;
- Умения оценки и самооценки результатов исследования.
1. Выступления, как правило, для определенного круга – своих
одноклассников, учащихся, представление доклада с целью
сообщения нового знания.
Это может иметь дополнительное мотивирующее значение.
2. Презентации, на которых ярко, красочно и привлекательно
представляются достижения учащихся.
3. Выставка достижений (на общешкольном родительском собрании,
на итоговом празднике учебного года «День школы»).
В школе определены следующие формы занятий, позволяющих представить результаты исследований:
Значимость исследовательской деятельности
В чем заключается педагогическая значимость проектно – исследовательской деятельности?
1. Открывает возможности формирования жизненного опыта.
2. Стимулирует творчество и самостоятельность, потребность в самореализации, самовыражении.
3. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.
4. Реализует принцип сотрудничества учащихся и взрослых, сочетая коллективное и индивидуальное.
5. Ведет учащихся по ступенькам роста личности от проекта к проекту.
Заключение
В заключении хочется сказать, проблемные, частично- поисковые и исследовательские методы должны стать основой для развития индивидуальных образовательных траекторий к постепенному введению индивидуальных учебных планов для учащихся.
Современное информационное общество движется по пути развития творческого мышления человека. Творческий человек может успешно адаптироваться в социуме, противостоять негативным обстоятельствам, находить позитивные выходы из сложных ситуаций, он способен к самореализации своих возможностей, саморазвитию. Но общественная потребность в воспитании творчески мыслящего человека не находит полного претворения в школьной практике. Поэтому воспитание творческой личности, человека с творческим мышлением имеет особую актуальность и является одной из главных целей системы образования.