Развитие творческих способностей девочек на уроках швейного дела.
Учитель технологии ( швейное дело) Соколова М.В.
То, что ребёнок умеет делать сегодня в сотрудничестве, он сумеет сделать завтра самостоятельно. Л. С. Выготский .
Успешность трудового обучения детей с ограниченными возможностями здоровья во многом зависит от формирования активной позиции в отношении познавательной деятельности, вот почему роль первого года обучения в школьной швейной мастерской очень велика в деле формирования положительного отношения учащихся к занятиям, и задача моя, как педагога развивать у них интерес к работе, активизировать их познавательную деятельность, выявить творческие способности.
От того, как дети начнут овладевать трудовыми умениями и навыками, какие первоначальные эмоциональные впечатления получат от изготовленных изделий, как сформируется их отношение к продукту труда, к товарищам по совместной работе, во многом зависит успешность их дальнейшего обучения. Для того чтобы учащиеся научились пользоваться швейными инструментами, составлять простые выкройки и уметь применять их при раскрое, применяю на уроках наглядный материал. Это и образцы изделий, карточки – задания, технологические карты, которые способствуют наглядному восприятию всего процесса изготовления изделия. Видеоролики, презентации. Наглядные пособия создают оптимальные условия для творческого характера учения, активизации умственной деятельности учащихся. Необходимо окружить ребёнка такой средой и такой системой отношений учитель – ученик, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность. Создание окружающей обстановки, опережающей развитие детей, является важным условием развития творческих способностей учащихся.
Второе условие эффективного развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил.
Третье условие успешного развития творческих способностей заключается в предоставлению ученикам большей свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким – либо делом, в выборе способов и т.д.
Четвёртое условие успешного развития творческих способностей – тёплая доброжелательная атмосфера в коллективе. На протяжении пятнадцати лет планирую свою педагогическую деятельность так, чтобы максимально развивать творческие способности учащихся средствами предмета. На уроках швейного дела предоставляются большие возможности для воспитания творческой личности. Особое внимание уделяется самостоятельной работе девочек, в ходе которой они имеют возможность проявить творческую инициативу и применить знания полученные на уроке. В то же время дети с ОВЗ не самостоятельны и нуждаются в постоянном сопровождении взрослого. Для их мотивации к различным видам деятельности и возможностям приобретения навыков используются в работе различные методы и приёмы. Пример. При изучении темы « Получение хлопчатобумажных тканей» в 5 классе даю учащимся задание составить коллекцию тканей. Предлагаю поиграть в игру «Шторы для окон», где делаем макеты окон и ученицы самостоятельно подбирают ткани по цвету и оформляют свои окна импровизированными шторами. Этому уроку сопутствовала экскурсия в магазин «Ткани». Именно на этих уроках с лоскутами, девочки знакомятся с цветовой грамотой. Делаются первые шаги в лоскутном шитье; используя 2-4 вида ткани, с опорой на образец, ученицы учатся подбирать их по цвету и рисунку в блок. На этих творческих уроках, девочки учатся искать новые варианты подбора ткани. У детей с ограниченными возможностями здоровья творческая деятельность усиливает ощущение собственной личностной ценности, возникает чувство внутреннего контроля и порядка. Творческие задатки у разных детей разные. На своих уроках использую технологию проблемного обучения: перед ученицами ставлю проблему и предоставляю им возможность самостоятельно её решить. Такое обучение учит мыслить самостоятельно, творчески. Проблемные ситуации возникают и во время конструирования и моделирования изделий, когда из системы имеющихся знаний нужно выбрать необходимые. Например, при описании модели платья, автор предлагает клетчатую ткань, а девочка хочет выполнить эту модель из другой ткани (полоска). Возникает ряд вопросов: - Можно ли заменить ткань на другую? - Какие элементы платья изменить? - Как расположить рисунок при раскрое? Девочки должны самостоятельно найти ответы и аргументировать их. Например, в 5 классе тема «Мешочек для хранения работ». После того, как учащиеся ознакомились с изделием, которое им предстоит выполнить, предлагаю самостоятельно украсить мешочек аппликацией, вышивкой или ручными стежками. Для аппликации они выбирают шаблоны разной формы (различные геометрические фигуры, фрукты, овощи.). Каждая девочка подбирает то, что ей нравится и работает с большим интересом, возникает чувство внутреннего контроля и порядка. Изделия получаются все разные. Сообщая тему и цель урока, необходимо сказать о том, для чего нужна данная конкретная работа. Девочки должны знать. Что их труд нужен школе, родителям, им самим, что своей работой они доставляют радость другим. В старших классах, при изучении темы «Цельнокроеное платье», даю девочкам задание придумать отделку платьев пошитых из одной ткани, чтобы платья отличались друг от друга. Перед работой показываю им презентацию с различными моделями платьев с отделкой из шитья, кружева, кокетками, контрастной обтачкой и т.д. Также старшеклассницам очень нравится моделировать платья для выпускного вечера. Каждая девочка хочет быть самой красивой, неповторимой. Девочки очень любят участвовать в различных конкурсах и выставках, и здесь нет предела их творчества. Они готовят свои поделки, все они получаются эксклюзивные, потому что каждая девочка индивидуальна, у неё свои мысли и эти идеи воплощаются в творческую работу. Интересные работы для выставки девочки выполняют в технике лоскутного шитья: «Страна драконов», «Аленушка», «Старец», «Натюрморт со швейной машинкой и птицами». Стали практиковать мягкие игрушки, такие как такса, медвежата, совы, слоники, пасхальные яйца, новогодние игрушки на елку и т.д. Старшеклассницы в этом году сшили 500 мешочков для медикаментов на фронт нашим бойцам, а так же пятнадцать подсумок. Девочки понимали насколько это необходимо нашим бойцам и старались качественно выполнить свою работу. Уроки швейного дела дают широкие возможности для развития творческих способностей. Девочки становятся художниками, воплощают свои замыслы. В процессе работы развиваются восприятие, мышление, мелкая моторика, внимание, память. Таким образом, вкладывая себя в творческую деятельность, учащиеся изменяются, совершенствуются. Способность к творческой деятельности вызывает успех, который, в свою очередь, поддерживает интерес к процессу творчества. Для улучшения психологического климата успешно применяется работа по группам. Учащиеся лучше выполняют задание в группе, чем индивидуально, что положительно сказывается на творческом процессе. А его успех – это ступень творчества. Работа творческих групп над коллективным проектом имеет большое воспитательное значение для развития художественного вкуса, интерес к искусству своего народа, его истории, традициям, для профессиональной ориентации. Работая над проектом «Мягкий тренажер для учащихся начальных классов» девочки получают навыки организации труда, основы трудолюбия, бережного отношения к инструментам и материалам, а также к результатам своей работы в коллективе. Исходя из вышесказанного, целью моей работы является: создание условий для формирования творческой, активной личности, способной приобретать знания и применять их для решения практических задач в учебной и внеклассной деятельности.
Задачи: 1.Рассмотреть возможность развития творческих возможностей учащихся с ОВЗ на уроках трудового обучения.
2.Выявить уровень развития творческих способностей учащихся. 3.Теоретически разработать, апробировать и проверить эффективность системы творческих заданий и упражнений, способствующих развитию творческих способностей учащихся в процессе обучения.
4.Определить и апробировать методы и приёмы, способствующих формированию познавательных способностей и творческих возможностей учащихся в процессе обучения.
5.Определить педагогические условия, при которых формируются познавательная потребность и творческие способности учащихся. 6.Проанализировать полученные результаты. Практика показывает, что творческих способностей у учащихся в ходе учебного процесса является наиболее сложной и трудно реализуемой задачей. С одной стороны. нужно для каждого учащегося создать такие условия, которые позволят ему творчески подойти к решению различных проблем, с другой стороны, это должно происходить в рамках программы. Именно поэтому, правильно выбранные технологии, методы и приёмы обучения помогают определить ту возможную меру включенности учащихся в творческую деятельность, которая делает обучение интересным в рамках учебной программы. Таким образом, поддержать и развивать индивидуальность ученика, не растерять, не затормозить рост его способностей – это особо важная задача обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Литература 1. Андреева О.Ю., Балакина Е.С., Киселёва П.С., Сырова Н.В. Мастер – классы как педагогическая технология развития творческих способностей учащихся // Молодой учёный. – 2015. - №9. – с. 1006-1009. 2. Волков И.П. «Учим творчеству: Педагогический поиск» - М.,1988. 3. Матюшин А.М. «Развитие творческой активности школьников» Москва «Педагогика», 1991. 4. Рожнев Я.А. «Методика трудового обучения с практикумом в учебных мастерских» Москва «Просвещение», 1988