Развитие творческих способностей учащихся начальных классов на уроках русского языка и развития речи.
| "Всеми возможными способами нужно воспламенять в детях горячее стремление к знанию и учению. Ученик будет сгорать от нетерпения учиться, не боясь никаких трудов, если учитель сможет развить в детях интерес и творческий подход к учению". |
В современном мире человеку просто необходимо уметь творчески мыслить, принимать нестандартные решения. Но в школе часто обучение сводится к запоминанию и воспроизведению стандартных приёмов действия, типовых способов решения заданий. Это убивает интерес к обучению. Дети могут постепенно потерять способность к творчеству.
Задача учителя, состоит не только в том, чтобы дать учащимся как можно более глубокие знания по предмету, но и развить творческие способности каждого ребёнка. То есть раскрыть в детях качества, лежащие в основе творческого мышления, сформировать умение управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. На это направлены те упражнения, которые я предлагаю учащимся на уроках (в том числе по развитию речи) и во время внеклассных мероприятий.
Главной задачей образования становится сегодня не столько овладение суммой знаний, сколько развитие творческого мышления школьников, формирование умений и навыков самостоятельного поиска, анализа и оценки информации, самоактуализации, самоутверждения и самореализации творческих способностей.
Развитие творческих способностей есть один из способов мотивации учащихся в процессе обучения. Мы живем в век научно-технической революции, и жизнь во всех ее проявлениях становится разнообразнее и сложнее; она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач. Человеку с творческим складом ума легче не только сменить профессию, но и найти творческую "изюминку" в любом деле, увлечься любой работой и достичь высокой производительности труда.
Именно в школе начинается процесс становления качеств творческой личности. И очень важно правильно организовать этот процесс.
Основной задачей на уроках русского языка и развития речи я считаю - обучение умению целесообразно и правильно пользоваться языковыми средствами для выражения своих мыслей. В каждом ребенке нужно развить способность владеть словом, понимать слово, рассматривать его с разных сторон. Детей необходимо как можно чаще ставить в позицию автора, давать возможность выразиться, раскрыть свою личность, выявить отношение к происходящему, выразить свои чувства, эмоции.
Основные приёмы развития творческих способностей:
- написание сочинений, изложений.
- рецензирование сочинений;
- игры;
- творческие словари, ребусы, шарады, кроссворды.
- творческие задания на дом;
Большое место в преподавании русского языка и развития речи занимают творческие самостоятельные работы. Работы творческого характера повышают интерес детей к учению, развивают их наблюдательность, учат их самостоятельно решать поставленные цели. Важно и то, что в творческих письменных работах проявляются индивидуальные качества учащихся и особенности их языка.
Уроки развития речи – это уроки творчества. На них должна проявляться индивидуальность каждого ученика, развиваться его творческие способности.
Сочинения и изложения в начальной школе носят обучающий характер. Широко используются такие методы работы, как работа с опорными словами, мини-сочинения, сочинения на заданную тему, сочинения по пословице, по аналогии с прочитанным, по наблюдениям учащихся, составление письма подруге или другу, сочинение по началу.
Описанные выше упражнения выполняются под руководством учителя, при этом степень самостоятельности учащихся постоянно возрастает. Когда же дети усваивают материал достаточно прочно и овладевают "техникой" выполнения соответствующего вида работы, аналогичные задания предлагаются учащимся на дом.
Этапы подготовки к сочинению:
1) создание речевой ситуации. Цель - создание мотива, обеспечение необходимого эмоционального настроя, пробуждение интереса к работе, организация наблюдений, обсуждение задач и условий ситуации;
2) предварительная подготовка. Цель - создать базу для последующей работы, организовать накопление необходимых знаний, впечатлений;
3) написание сочинения.
В творческий процесс необходимо включить и этап обучения изложению.
Изложение - работа творческая. С одной стороны, оно предусматривает не дословное, а самостоятельное, свободное воспроизведение текстов, а с другой стороны, оно даёт ученику чёткую сюжетную и лексическую канву, которая помогает скомпоновать связный рассказ. В воспитательных целях использую материал не только литературно - художественных произведений, но и материал публицистического характера - из газет, детских и юношеских журналов, газет, энциклопедий, повествующий о жизни и делах человека, о взаимоотношении с природой, о дружбе и товариществе, о честности и гуманности.
К текстам изложений учащиеся получают задания, проблемные вопросы, предлагается изменить название текста в соответствии с основной мыслью, дополнить собственное рассуждение по данной проблеме.
При обучении написанию изложений используются различные приёмы работ, лингвистический анализ текста, приём рисования по ходу слушания текста (памятки - зарисовки), этот приём развивает внимание, память, мышление, проявляются предпосылки к творчеству.
Ученики, прошедшие обучение изложению по памяткам - зарисовкам, и становятся активными учениками на этапе обучения изложению с элементами сочинения.
Алгоритм обучения изложению:
- начинай внимательно читать и активно слушать с первого чтения текста учителем;
- слова памятки каждого предложения записывай;
- между предложениями делай промежуток в две строчки для дополнений;
- окончив первое активное слушание, закрой глаза и восстанови по памяти воображаемые картинки, возникающие у тебя при чтении текста;
- помоги себе рисунком или схемой, сделав их на обратной стороне листа;
- из слов составь все предложения;
- активно слушай второе чтение текста учителем, вноси изменения и дополнения на оставленных тобою строчках;
- закончи работу над изложением в черновике, прочитай написанное, исправь ошибки.
Работая по этому алгоритму, ученики выполняют несколько упражнений на развитие памяти. И мы почувствуем момент, когда можно легко и доступно перейти к обучению изложению с элементами сочинения, рассуждения.
Подводя итог, хочется отметить, что воспитание всесторонней, гармоничной и творческой личности - главная задача учителя.
Наличие творческих интересов у школьников способствует росту их активности на уроках, качества знаний, формированию положительных мотивов учения, активной жизненной позиции, что в совокупности и вызывает повышение эффективности процесса обучения.
Учитель должен на уроках русского языка и развития речи развивать творческие способности детей, их мировоззрение и убеждения, то есть способствовать воспитанию высоконравственной личности. Эта основная цель обучения может быть достигнута только тогда, когда в процессе обучения будет сформирован интерес к знаниям. Нужно так строить обучение, чтобы ребёнок был активным участником - субъектом деятельности.