«РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ»
Одним из важнейших показателей речевого развития ребенка, является развитие связной речи. Только в связной речи в диалоге, монологе, рассказывании и пересказе можно четко проследить все основные аспекты, характеризующие нашу речь
общее звучание речи
уровень словообразования
фонематический анализ и синтез
Связная речь
фонематические представления
уровень развития автоматизированной речи
кругозор, эмоциональность
и т. д.
уровень грамматического строя речи
воспроизведение слоговой структуры слов, их звуконаполняемость
Методы развития связной речи
Организованная деятельность
Совместная деятельность
- Пересказ
- Рассказывание по картинке
- Беседа
- Сюжетно-ролевая игра
- Речевые игры
- Индивидуальная работа
- Интеграция видов деятельности
- Наблюдения
- Экскурсии
- Игры-драматизации
- Игры-инсценировки
- Загадки
- по серии сюжетных картинок
- из личного опыта
3) Творческое рассказывание по заданной теме:
- по стихотворению
- по сказке
- по скороговорке
4) Составление описательного рассказа
5) Заучивание стихотворений
Приёмы развития связной речи
Игровые
Наглядные
Словесные
-показ иллюстраций,
-игровой персонаж
-чтение литературных произведений
картин, объекта
-речевые игры
-речевые упражнения
-сюрпризный момент
-речевой образец
-моделирование
-вопрос
(схемы, мнемотехника)
-эмоциональность педагога
-подсказка
-повторное проговаривание
-напоминание
-объяснение
-указание
-словесные поручения
Для развития связной речи мы используем следующие методы и приемы:
-рассказываем о содержании сюжетной картинки;
-участвуем в беседе, понятно для слушателей отвечаем на вопросы и задаём их;
-описываем предмет, картину;
-пересказываем наиболее выразительные и динамические отрывки из сказок;
-в играх проявляем инициативу и предлагаем новые роли и действия;
-обогащаем сюжет, ведем ролевые диалоги;
-разыгрываем несложные отрывки по знакомым литературным произведениям;
-с помощью взрослого повторяем образцы описания игрушки.
Составление рассказа по предметным картинкам.
Оборудование:
-предметные картинки;
- муляжи, игрушки;
- наборное полотно.
- Воспроизведение знакомого сюжета.
Сказка «Теремок»
2. Составление собственного рассказа .
- Тема.
- Подбор предметных картинок по теме.
- Составление рассказа.
4. Пересказ сказки.
5. Изготовление книги.
6. Перессказ.
Большую роль в развитии предпосылок связной речи играет индивидуальная работа с детьми. Индивидуальная работа с детьми включает описание игрушек, картинок, составление совместных рассказов со взрослым, затем самостоятельно. Эта работа проводится не только с детьми, пропустившими ряд занятий по развитию речи, отстающими от других детей по формированию коммуникативных умений, но и с детьми, имеющими высокий уровень речевого развития.
Основной же формой работы по развитию связной речи являются НОД , где обобщаются и систематизируются знания по теме, где ребенка учат рассуждать и делать самостоятельные выводы. На занятиях по пересказу литературных произведений, обучению рассказыванию об игрушке и по картине, в комплексе решаются все речевые задачи. Однако основной является задача обучения рассказыванию . Реализуя данную задачу, на занятиях воспитателям необходимо активно использовать различные игровые методы и приемы.
Обучение пересказу и составлению рассказа детей младшего дошкольного возраста
Первые небольшие самостоятельные рассказы должны быть связаны со знакомой наглядной ситуацией.
Выборочный пересказ
Краткий пересказ.
Творческое рассказывание .
Пересказ художественных текстов
Рассказы по серии сюжетных картинок
Рассказы по сюжетной картинке
Рассказы описания.
Описание предмета по предметной картинке.
Рассказывание по инструкции или по демонстрируемым действиям.
Формы работы над составлением рассказа.
Описание предмета по схеме.
1 . Описание предмета по схематической зарисовке (используется на отдельно взятый предмет)
Это томат Он растет …….. Он круглый, ……. На вкус он ……. Из него можно
приготовить……..
2. Описание предмета по общей схематической зарисовке (используется при описании предметов
относящиеся к одной классификации: дикие животные, овощи, посуда, игрушки и т. д.)
Это медведь Он живет ….. У него есть…… Он питается….. Зимой он…… Для человека он …..
3. Описание предметов по обобщающей схематической зарисовке
чаще используется относящееся к определенному классу: живое – рыбы,
животные, птицы, насекомые; неживые предметы – посуда, одежда, игрушки и т. д.)
(вместо вопросительного знака подставляется предметная картинка )
4. Сравнение предметов по общей схематической зарисовке.
(вместо вопросительного знака помещается две предметных картинки, которые сравниваются по схематической зарисовке.
Пересказ по схематичным сюжетным картинкам
- Работа по сюжетной картинке с применением схематичной зарисовки
- Работа по сюжетной картинке с применением схематичной зарисовки
(многие предметы и их количество изображаются схематично).
1. Жил-был чайник 2. У него был ….. . 3.У чайника были 4. У чайника были 5. Люди чайник любили
он был важный, друзья посуда: … родственники:… они в нем воду кипятили
как начальник
1. Это лес в нем много 2. Лес дом для: …………. 3. Лес дает человеку: … 4. Лес живой организм
разных деревьев: ….. Берегите лес.
2. Пересказ рассказа в стихотворной форме по серии картинок с применением
схематической зарисовки.
1. Я нарисовала 2. Там такие красные 3. Там трава желтеет 4. Дождик поливает
яблоневый сад. яблоки висят солнышко блестит и забор стоит
Жила-была посуда:
Чайник, чашка, блюдо,
Ножик, вилка, ложка,
Кастрюля и поварешка.
Посуда дружила с едой.
Посуда дружила с водой.
И с человеком дружила,
Его она вкусно кормила .
Подвижное рассказывание с использованием модернизации.
1. Составление шуточного рассказа, его модернизация в процессе рассказывания.
В маленьком домике жили девочка Маша и мальчик Саша . у маши была кошка Сима, а у Саши пес Шарик. Кошка любила спать на диване. А шарик спал в коридоре на коврике.
(картинки переставляют и получается другой рассказ, который предлагается детям рассказать.
Можно составить несколько различных комбинаций)
2. Составление линейного рассказа с различными видами его прочтения.
Однажды цветы стали между собой хвастаться:
Кактус сказал: - Я могу обходиться без воды очень долго.
Фикус: - А я могу за раз выпить целое ведро, как верблюд.
Фиалка: - А у меня самые нарядные цветочки, полюбуйтесь!
Кактус: - А у меня вместо листочков колючки.
Фикус: - А мои листья похожи на большие ладошки.
Фиалка: - А мои листья мягкие и пушистые.
Кактус: - Зато меня можно не поливать, а только опрыскивать.
Фиалка: - А вот меня поливают под самый корешок.
Фикус: - А меня можно поливать редко, но по целому ведру.
Но вот пришла девочка Маша и помирила цветочки. ( После пересказа, схему можно разбить и рассказать о каждом цветке отдельно )
"Ребенок учится мыслить, учась говорить, но он также и совершенствует речь, учась мыслить». Ф.А.Сохин.